161 Зиновий. Сказание известно что есть Софей Премудрость Божия, см. в: Филимонов Г. Очерки русской христианской иконографии. I. София Премудрость Божия//Вестник общества древнерусского искусства при Московском публичном музее, 1874–1876: Материалы М., 1877. С. 1–5. 162 См.: Флоровский Г. О почитании Софии, Премудрости Божией, в Византии и на Руси//Труды V съезда русских академических организаций за границей. София, 1932. Ч. 1. С. 485–500. [Переизд. в: Альфа и Омега. 1995. 1 (4).С. 145–161; Флоровский Г., прот. Догмат и история. М., 1998. С. 394–414]. 163 Текст см.: Никольский А. София, Премудрость Божия: Новгородская редакция иконы и служба св. Софии/С-Петербург. арх. ин-т. СПб., 1905. Об этой службе и ее авторе см. также: Спасский Ф. Г. Русское литургическое творчество. Париж, 1951. С. 254–273. 167 Русский перевод: «Дух является подателем всего: Он назначает пророков, посвящает священников, дарует мудрость неразумным, превращает рыбаков в богословов, собирает воедино все собрание Церкви. О, Утешитель, единосущный и соправящий Отцу и Сыну, слава Тебе». – Прим. пер. 168 Русский перевод: «Мы видели истинный свет, получили Духа Небесного, обрели истинную веру и поклоняемся Нераздельной Троице, Которая спасла нас». – Прим. пер. 173 Wesley J . A Christian Library. Bristol, 1749. Vol. 1. О восхищении Уэсли преп. Макарием см.: John Wesley/Ed. A. Outler. New York, 1964. P. 174 Note 26; P. 274–275.9. Epistula magna/Ed. W. Jaeger//Two Rediscovered Works of Ancient Christian Literaturë Gregory of Nyssa and Macarius. Leiden, 1954. P. 236. [Рус. пер.: Великое послание. II, 3// Макарий Египетский , преп. Творения. М., 2002.С. 99. (Библ. отцов и учит. Церкви; Т. 11)]. 177 Отождествление «Духа Божиего» со Святым Духом широко распространено в святоотеческой экзегетике. 180 Возможно, в пользу этого мнения свидетельствует тот факт, что древнееврейское слово «дух» (ruah) женского рода. 181 Популярное изложение этого «открытия» было сделано в известных лекциях Е. Н. Трубецкого «Умозрение в красках» (М., 1916). [Переизд. в кн.: Трубецкой Е. Н. Смысл жизни. М., 2000. С. 338–370. (Серия «Религиозная философия»)].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Многие работы того времени были бы и сейчас как нельзя кстати. Например: «Душа человека. Против неверия. Учение Православной Церкви и полная популярная критика психоматериализма»/Чернигов, 1910/Н. Стопановского, «Психология»/Воронеж: «Труд», 1904; переизд.: Воронеж, 1911/И. П. Назарьева, «Отношение психологии к другим научным дисциплинам»/СПб., 1906/А. А. Крогиуса, «Душа человека. Опыт введения в философскую психологию»/М., 1917; переизд.: СПб.: Наука, 1995/ С. Л. Франка , «Задачи религиозной психологии»/Христианская мысль. 1917, 1/В. В. Зеньковского и другие работы разных авторов. Примерами конкретных религиозно-психологических исследований могут быть работы, темы которых интересны и актуальны до сих пор: «Психология таинств»/Миссионерское обозрение. 1902, нояб./иеромонаха Михаила, «Состояние души пророков при откровениях Духа Святого»/Вера и разум. 1902, 13, 16, 17/Феодора Владимирского, «Психология греха и добродетели по учению свв. подвижников древней церкви в связи с условиями пастырского душепопечения»/Вологда, 1905/Л. Соколова, «Святоотеческое учение о душе человека»/Вера и разум. 1902–1903; отд. изд.: Харьков, 1903; Харьков, 1908/В. Ф. Давыденко, «Вера. Психологический этюд»/Вопросы философии и психологии. 1902, кн. 2(62)–4(64); отд. изд.: М.: Тип. И. Н. Кушнерев, 1902/П. П. Соколова, «Психология фанатизма»/Вопросы философии и психологии. 1905, кн. 1(76)–2(77)/и «Психология наших праведников»/Вопросы философии и психологии. 1906, кн. 4(84)–5(85)/В. Ф. Чижа (1855–1936), «Психология сектантского экстаза»/Сергиев-Посад, 1908/Д. Коновалова, «Внутренний религиозный опыт в деле исследования и апологии христианства»/Киев, 1912/ С. А. Песоцкого , «Юродство и столпничество. Религиозно-психологическое исследование»/М., 1913/иеромонаха Алексия (Кузнецова), «Психология молитвы»/СПб., 1913/священника В. В. Платонова и другие. После Октябрьской революции весь огромный пласт культуры, связанный с христианством, стал невостребованным, более того, с точки зрения советской власти, он был прямо-таки вреден.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Новогреч. пер. см. 4 .1372. Серб. пер.: 1379 . Duhovno rukovoenje/Ava Varsanufije i Jovan Prorok. Sveta Gora Atonskä Manastir Hilandar. 1996. 170. Под руководством преп. Паисия Величковского были осуществлены рум. и слав. переводы. Славянский пер. вопросоответов: 1380 . Преподобных отцев Варсануфия Великого и Иоанна руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников/(пер. иером. Дорофея под ред. прп. Паисия Величковского) [Издание Козельской Введенской Оптиной Пустыни]. М. 1852. XXVII, 592 (перевод на славянский язык набран гражданской графикой). Рум. переводы: 13 .11, 16 (неизд. монастырские ркп времени св. Паисия). Рус. переводы: 1381 . Преподобных отцев Варсануфия Великого и Иоанна руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников/Пер. [МДА] с греч., предисл. прп. Никодима Святогорца . 1 М., 1855. XXVIII, 656, 102. [алфав. указ. наставлений...]. 2 М., 1883. XXVII, 532, 66. 3 М., 1892. XXVIII, 497, 64. 4 СПб., 1905. XXX, 496, 64. и переизд. 4-го изд.: М., 1993. 484; М., 1995. XXX, 496, 64; М., 2001. 783. Отрывки: 1382 . 1) пер. иеромонаха Пахомия (1815); опубл.: Учение о мнениях Оригена , Дидима и Евагрия//ХЧ 1827. 25. 257–270; Душеспасительные наставления//ХЧ 1834. 1. 158–175; 3. 244; 1835. 2. 262–276; 1836. 4. 41–54. 2) пер. свт. Феофана, еп. Вышенского://Добротолюбие. М. 2 1895. 2. 559–598. пер. еп. Феофана://Святоотеческие наставления о молитве и трезвении или внимании в сердце к Богу 2 .58). 384–439. 1383 . Избранные места из руководства к духовной жизни преподобных отцев Варсануфия Великого и Иоанна/Собрано великой княгиней Милицей Николаевной. СПб., 1908. 38. 1384 . Уроки духовной мудрости прп. отцев Варсануфия Великого и Иоанна. Сергиев Посад, 1912. 71. (Троицкие цветки. 82). Таблица соответствия вопросоответов в современных изданиях и в русском переводе 26 Последовательность «Ответов» в 1-м издании прп. Никодима была несовершенной: из 849 ответов пронумеровано только 836; 252, 253, 261, 326, 558, 787, 789 повторены дважды; после 543 следовал сразу 554 ответ. Данные неисправности были устранены в издании С. Схинаса (см. 4 .1371) и в последующих переизд. в Греции. Нами составлена таблица соответствий номеров по переводу МДА и по совр. греч. изд. Захариаду (см. 4 .1372), к-рые в осн. совпадают, а если и расходятся, то незначительно, а также по изданию Ф. Нея (в SC), нумерация которого наиболее отличается от традиционно принятой. Сопоставительную таблицу, где учитывается порядок ответов по основным ркп, см. в 4 .1374 (Neyt 1997, SC 426). 150–155.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Воскресшее и преображенное Человечество Иисуса Христа есть цель и надежда людей. Ему человек приобщается в Церкви. В нем он обретает обожение, т. е. общение с единственно истинной вечной жизнью. В нем он побеждает смерть и получает новую живительную силу для спасения всего мира. Именно это откровение о спасенном и Богом возлюбленном человечестве и является предметом многих памятников литературы и церковной поэзии, а также гениальных икон и фресок, созданных в конце XIV в. Они излучали свой радостный свет в храмах и в домах людей. Именно это откровение защищал свт. Григорий Палама , выступая против номиналистического агностицизма, принесенного из Италии Варлаамом Калабрийцем. Святой Григорий Палама , его место в Предании Церкви и современном богословии Статья написана по-русски. Впервые опубя. в: ВРХД. 127.1978. С. 42–66. Переизд. в: Мейендорф И. , прот. Православие в современном мире: [сб. ст.]. Нью-Йорк: Chalidze Publications, 1981. С. 142–166; фототипическое воспроизведение текста ВРХД; Мейендорф И. , прот. Православие и современный мир: (лекции и статьи). Минск: Лучи Софии, 1995. С. 79–111; Мейендорф И. , прот. Православие в современном мире: [сб. ст. 2-е изд., испр. и доп.]/отв. ред. М. Т. Работяга. М.: Путь, 1997. С. 149–170; Мейендорф И. , прот. Православие в современном мире: [сб. ст. 3-е изд.]. Клин: Христианская жизнь, 2002. С. 189–231. Статья публикуется по тексту ВРХД с необходимыми библиографическими уточнениями. 1112 См. переводы еп. Феофана Затворника в «Добротолюбии». Т. 5. С. 254–302: четыре кратких трактата о духовной жизни, включая «Декалог», одна из девяти книг о священно-безмолвствующих (Триады, I, 2) и две проповеди; также имеются: «Декалог» в переводе иером. Антония, напечатанный вместе с «Житием» Паламы (Житие и подвиги иже во святых отца нашего святителя Григория Паламы , архиепископа Фессалоникийского: Сочинение святейшего Филофея, Патриарха Константинопольского изд. иером. Антония. Одесса, 1889 [переизд.: СТСЛ, 2004]); «Слово к Иоанну и Феодору» (Святого Григория Паламы , митрополита Солунского, три творения, доселе не бывшие изданными/греч.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Бернштам Е.Н. Очерк истории гуннов. Л., 1951. Болгов Н.Н. Закат античного Боспора: Очерки истории Боспорского государства позднеантичного времени (IV-VI вв.). Белгород, 1996. Болгов Н.Н. Проблемы истории, историографии, палеографии Северного Причерноморья в IV-VI вв. Белгород, 2002. Болотов В.В. Собрание церковно-исторических трудов в 8 тт. М., 1999– (переизд.). Бородин О.Р. Византийская Италия в VI-VIII вв.: (Равеннский экзархат и Пентаполь). Барнаул, 1991. Бородин О.Р. Равеннский экзархат: Византийцы в Италии. СПб., 2001. Браун П. Культ святых: Его становление и роль в латинском христианстве. М., 2004. Буданова В.П. Готы в эпоху Великого переселения народов. СПб., 1999 (2 изд.). Буркхард Я. Век Константина Великого /Пер. с англ. М., 2003. Бухарин М.Д. Аравия, Восточная Африка и Средиземноморье: Торговые и историко-культурные связи. М., 2009. Вальденберг В.Е. Государственное устройство Византии до конца VII века/Подгот. к изд. В.И. Земсковой. СПб., 2007. Войтенко А.А. Египетское монашество в IV в.: Житие св. Антония, «Лавсаик», «История монахов». М., 2010. Вольфрам X. Готы: От истоков до середины VI века/Пер. с нем. СПб., 2003. Геростергиос А. Юстиниан Великий – император и святой/Пер. с англ. М., 2010. Глушанин Е.П. Военная знать ранней Византии. Барнаул, 1991. Давыденков О. , прот. Традиционная христология нехалкидонитов с точки зрения святых отцов и Вселенских Соборов Православной Церкви. М., 1998. Дашков С.Б. Цари царей – Сасаниды: Иран III-VII вв. в легендах, исторических хрониках и современных исследованиях. М., 2008. Диснер Г.-И. Королевство вандалов: Взлет и падение/Пер. с нем. СПб., 2002. Дьяконов А.П. Иоанн Ефесский и его церковно-исторические труды. – Типы высшей богословской школы в древней Церкви в III-VI вв. – Кир Батнский, сирийский церковный историк VII в. – К истории сирийского сказания о св. Мар-Евгене. СПб., 2006 (переизд.). Иларион (Алфеев) , митр. Жизнь и учение св. Григория Богослова . М., 1998. Казаков М.М. Епископ и империя: Амвросий Медиоланский и Римская империя в IV в. Смоленск, 1995.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Как церковная архитектура, так и христианское изобразительное искусство не имеют иной цели, кроме обрамления литургического действия. Христианское богослужение отражает, с одной стороны, историческую, временную основу христианской веры и носит «изобразительный» характер. Но, с другой стороны, оно являет нам и «эсхатологию» – конечную цель этих исторических событий, грядущее и вечное Царство Божие. И при этом оно утверждает также тот факт, что грядущее и вечное предвосхищается и уже реально переживается в самом литургическом действии (особенно в Евхаристии) и обрамляющих его архитектурных и художественных формах. Я уже упомянул о том, что литургические тексты изменялись в значительно меньшей степени, чем искусство, архитектура и музыка. Так, начиная с XVI (а в некоторых отношениях уже с VII) в., связь между формами церковного искусства и литургическим языком нередко стала теряться. Но историкам искусства, стремящимся понять первоначальные и нормативные черты изучаемых ими явлений, полезно обращаться к литургическому преданию. О литургическом восприятии пространства и времени Выступление на XVIII Международном конгрессе византинистов. Вероятно, это последний текст, подготовленный к печати самим о. Иоанном: по свидетельству редакторов итогового сборника матриалов конгресса, он работал над ним в мае-июне 1992 г. Опубл. в: Литургия, архитектура и искусство византийского мира: Труды XVIII Международного конгресса византинистов (Москва, 8–15 августа 1991 г.) и другие материалы, посвященные памяти о. Иоанна Мейендорфа /под ред. К. К. Акентьева. СПб.: Византинороссика, 1995. С. 1–10. Переизд. в: Свидетель Истины. С. 114–122. Публикуется по этому изданию с уточнениями. 160 Популярное изложение этого «открытия» было сделано в известных лекциях Е. Н. Трубецкого «Умозрение в красках», изданных в 1916 г. [см.: Трубецкой Е. Н. Умозрение в красках: Вопрос о смысле жизни в древнерусской религиозной живописи. М., 1916; переизд. в: Его же. Смысл жизни. М.; Харьков, 2000. С. 338–370]. 161 См.: Флоренский П.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

1393 . Neyt F. Les lettres à Dorothée dans la correspondance de Barsanuphe et de Jean de Gaza. Diss. Louvain 1969. 1394 . Neyt F. Citations ‘Isaiennes’ chez Barsanuphe et de Jean de Gaza//Muséon. 1971. 89. 65–92. 1395 . Neyt F. Un type d’autorité charismatique//Byz. 44/2. 1974. 343–361. 1396 . Neyt F. Précisions sur le vocabulaire de Barsanuphe et Jean de Gaza//SP 12. 1975. P. 247–253. 1397 . Noah P. La méditation de Barsanuphe sur la lettre ête//Byz 1983. 53(2). 494–506. 1398 . Perrone L. Le Lettere a Giovanni de Beerscheva nella Corrispondenza di Barsanufio e Giovanni di Gaza//Mémorial Dom Jean Gribomont, Studia Ephemerides Augustinianum. Roma 1988. 463–486. 1399 . Regnault L. Jean de Gaza//DS 1974. 8. 536–538. 1400 . Regnault L. Théologie de la vie monastique selon Barsanuphe et Dorothee//Théologie de la vie monastique 1 .600). 315–322. 1401 . Stead J. Brother Andrew’s Problems. A sick soul of the sixth century//Monast. Studies 11. 1975. 173–180. 1402 . Vailhé P. Jean le Prophéte et Séridos//EO 1905. 8. 154–160. 1403 . Vailhé P. Les Lettres spirituelles de Jean et de Barsanuphe//EO 1907. 7. 268–276. 1404 . Vailhé P. Saint Barsanuphe//EO 1905. 8. 14–25. 1405 . Veselinovich Α. Βαρσανοφιος Μγας, ωννης προφτης κα Δωρθεος ββ ς. νασιμος π διδακτορα διατριβ. ν θναις, 1939. 1406 . Voulgarakis I. Missionsangaben in den Briefen der Asketen Barsanuphius und Johannes//Philoxenia Bernhard Kütting gewidmet. Münster, 1980. 281–308. Дорофей, авва CPGS 7352; DS 3. 1651–1664; DHGE 1958. 14.686 sq. Около 525; ученик преп. Варсануфия и Иоанна. Житие составлено его учеником Досифеем. Синтезировал традиции палестинского монашества и через посредство Феодора Студита повлиял на греческое, русское и арабское монашество. Сочинения Крит. изд. с франц. пер.: 1407 . Dorothée de Gaza. Oeuvres spirituelles/Éd. Regnault L., Préville J. de. P. 1963. 582. (SC 92). 1408 . Слав. пер.: о. Павел Беринда. Киев 1628. пер.: 1) Орлов Ф. (М. 1701); 2) Вершинский Д. С. (ХЧ 1826–1830); 3) о. Климент Зедергольм [пер., подгот. в Оптиной пустыни]: Преподобного отца нашего аввы Дорофея душеполезные поучения и послания с присовокуплением вопросов его и ответов на оные Варсануфия Великого и Иоанна Пророка. 1 М. 1856. 2, XIV, 283, 43. 3 М. 1866. XV, 315, 43, вновь испр. с греч. 4 1874. XV, 300, 38. 5 1885 [обл. 1886]. XVI, 316, 30. 6 1888. XV, 340, 30. 7 Калуга 1895. XV, 285, 29. [Репр.: М. 1991]; 8 [Сергиев Посад:] 1900. XI, 268, 32. [Репр.: Тула 1990. Переизд.: М. 2001. 378.]. 9 1904. 10 Шамордино 1913. XI, 268, 32. [Репр.: Свято-Усп. Псково-Печ. м-рь 1994]. Переизд.: М. 1995; М. 1999. 377, 1. Репр.: М. 1995. XIII, 315, 43. [Алфав. указ.].

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Балъфуру). – М.; Эссекс: Св. Иоанно-Предтеченский монастырь, 2001. 57 .  Софроний (Сахаров) , архим. Духовные беседы. – СПб., 1997; переизд. Т. 1. М.: Паломник; Эссекс: Иоанно-Предтеченский монастырь, 2003. 58 .  Софроний (Сахаров) , архим. Письма в Россию: [Переписка с сестрой Марией Семеновной]. – М.; Эссекс, 1997 (переизд.: М.: Паломник; Эссекс: Иоанно-Предтеченский монастырь, 2003). 59 .  Софроний (Сахаров) , архим. Письма к близким людям: [Переписка с прот. Борисом Старком]. – М., 1997. 60 .  Софроний (Сахаров) , архим. Единство Церкви по образу Единства Пресвятой Троицы: (Православная Триадология как основа православной эккле-зиологии) « Иером. Софроний//ВРЗЕПЭ. – 1950. – 2/3. – С. 8–33. 61 .  Софроний (Сахаров) , архим. Православие – свидетельство Истины: [Из писем к Д. Бальфуру]// Церковь и время. – 2000. – 3 (12). – С. 226–252. 62 . Sophrony, Archimandrite. His Life is Mine. – London, 1977. Литература об о. Софронии и его книгах 63 . Гуревич А. Л. Состояние отчаяния и духовная практика: (По прп. Силуану Афонскому и архим. Софронию)//Альфа и Омега. – 1998. – 1 (15). – С. 189–200. 64 . Завершинский Г., диак. Богословский экзистенциализм архим. Софрония (Сахарова) //Альфа и Омега. – 1999. – 3 (21). – С. 167–180. 65 . Захария (Захару), архим. Христос как путь нашей жизни: Введение в богословие старца Софрония (Сахарова) /Пер. с новогреч. – М.: ПСТГУ; Эссекс: Иоанно-Предтеченский монастырь, 2003. 66 .  Иларион (Алфеев) , еп. Архимандрит Софроний//  Иларион (Алфеев) , еп. Православное богословие на рубеже столетий: Статьи, доклады. – М.: Крутицкое подворье, 1999. – С. 335–355. 67 . Николай (Сахаров), иеродиакон. Основные вехи богословского становления архимандрита Софрония Сахарова // Церковь и время. – М., 2001. – 3 (16). – С. 229–270. 68 . Преподобный Силуан и его ученик архимандрит Софроний: По материалам «Силуановских чтений»/Сост. А. Л. Гуревич. – Клин: Христианская жизнь, 2001. – 268 с. 69 . Симеон (Коссек), игум. Смех старца//Альфа и Омега. – 1995. – 2 (5).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

182 См.: Флоренский П. А. Обратная перспектива//Труды по знаковым системам. Тарту, 1967. Сб. 3. С. 381–416. [Полный текст статьи впервые опубликован в: Флоренский П., свящ. Собрание сочинений. Т. 1: Статьи по искусству. Париж,1985. С. 117–192. Переизд. в: Флоренский П., свящ. Избранные труды по искусству. М., 1996. С. 9–72]; ср. также: Жегин Л. Ф. Язык живописного произведения: Условность древнего искусства/Изд., введ. и ком. Б. А. Успенского . М., 1970. 183 См. об этом мою книгу «Иисус Христос в восточном православном богословии». [Рус. пер. – М., 2000]. 185 О церковной иерархии. III. 3, 3//PG. T. 3. Col. 428 D-429 А; рус. пер.: Писания святых отцов и учителей Церкви,относящиеся к истолкованию православного богослужения. СПб., 1855. Т. 1. С. 74–75. [Переизд. в кн.: Восточные отцы и учители Церкви V века: Антология/Сост., биограф. и библиогр. ст. иером. Илариона (Алфеева) . М., 2000. С. 366]. 186 «По историческим исследованиям ясно и несомненно, что св. Церковь относительно обрядов богослужения действовала с разумной свободой: принимала новые порядки служения по их благотворному воздействию на людей и потом заменяла их другими, когда видела, что прежние не совсем полезны и нужны другие... Теория церковного богослужения, не опирающаяся на исторические данные, – ложная теория сама по себе и вредная по своим последствиям» ( Филарет (Гумилевский) , архиеп. Исторический обзор песнопевцев и песнопений греческой Церкви. Чернигов, 1864. С. 5. [Репр. воспроизв. испр. изд. – Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1995. С. 4–5]). 187 История обряда выноса плащаницы освещается в старых русских исследованиях Петровского и Пальмова; ср. также недавнюю католическую работу: Janeras S. Le Vendredi Saint dans la tradition liturgique byzantine. Rome, 1988 .(Studia Anselmiana; T. 99=Analecta Liturgica; T. 12). Читать далее Источник: Свидетель истины : Памяти протопресвитера Иоанна Мейендорфа : [Сборник]/Сост. А.В. Левитский; Науч. ред. В.А. Сметанин. - Екатеринбург : Инф.-изд. отд. Екатеринб. епархии, 2003. - 475 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Лит.: Ключевский. Древнерусские жития. С. 218-220; Красовский А. Установление в Рус. Церкви праздника 9-го мая в память перенесения мощей свт. Николая из Мир Ликийских в г. Бар//ТКДА. 1874. 12. С. 521-585; Никольский Н. К. Мат-лы для повременного списка рус. писателей и их сочинений (X-XI вв.). СПб.,1906. С. 302-395; Творогов О. В. Житие Николая Мирликийского//СККДР. 1987. Вып. 1. С. 168-172; 2004. Вып. 3. Ч. 4. С. 812-813; он же. Переводные жития в рус. книжности XI-XV вв.: Кат. М.; СПб., 2008. С. 87-90; Чернова С. О. Описание языка «Слова о перенесении мощей св. Николая Мирликийского в Барград» как варьирующейся динамической системы//Язык памятников церковнослав. письменности. Новосиб., 1995. С. 87-130; Подскальски Г. Христианство и богосл. лит-ра в Киевской Руси (988-1237 гг.). СПб., 19962. С. 215-225; Крутова М. С. Свт. Николай Чудотворец в древнерус. письменности, М., 1997; она же. Свт. Николай Мирликийский в рус. исследовательской традиции//БСб. 1999. Вып. 3. С. 197-221; Кенанов Д. Метафрастовото житие на св. Николай Мирликийски//Трудове на Великотърновския ун-т «Св. Кирил и Методий». Правосл. Богосл. фак-т: Годишник. 1991/1992. Вел. Търново, 1994. Кн. 1. С. 76-110 (переизд.: Он же. Метафрастика: Симеон Метафраст и православната слав. агиография. Вел. Търново. 1997. С. 135-171); он же. Старобългарският превод на Метафрастовото житие за св. Николай Мирликийски//Проглас: Филол. списание на Великотърновския ун-т. Вел. Търново, 2004. Кн. 14: 2000-2004. С. 28-34 (переизд.: Он же. Българистични простори. Пловдив; Вел. Търново, 2007. С. 83-89); он же. Житието на св. Николай Мирликийски от Дамаскин Студит и преводът на Григорий Прилепски//Българистични простори. 2007. С. 90-99; Турилов А. А. К изучению «Сказания о явлении и чудесах Николы Чудотворца в Лукомле»//Наш Радавод. Гродна, 1992. Кн. 4. Ч. 1. С. 147-149 ; он же. Визант. и слав. пласты в «Сказании инока Христодула»//Славяне и их соседи. М., 1996. Вып. 6: Греч. и слав. мир в средние века и раннее новое время. С. 81-99; Пак Н.

http://pravenc.ru/text/2565634.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010