Она есть явление не обычное, а чрезвычайное в мире: недаром во всем мире начинается эра от Рождества Христова. А если еще ближе познакомится человек с православной верой полно, беспристрастно, то он уже станет к ней относиться с благоговением и даже со страхом, и этот священный страх откроет перед ним новые светлые и прекрасные картины, и он с восторгом воскликнет: О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! (Рим. 11:33). «И сказал Иисус: на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы (Ин. 9:39).» Кто эти невидящие и кто видящие? Видящие это те, кто считает себя вполне счастливыми без Христа, кто не нуждается в Христовом учении и благодати. Такой остается со своим убогим духовным богатством, не видя и не зная Христа Бога, не поминая Его: это кроты, зарывшиеся в свою землю и думающие, что кроме земли нет уже ничего. А невидящие — это те, кто сознает свое ничтожество без Бога, кто жаждет истины, стремится ее постичь, кто понимает, какая разница существует между ограниченным человеческим учением и Божественным, абсолютным, — такой человек узрит свет Христов, и перед ним откроются вечные горизонты, он станет зрячим духовно. «И кто Мне служит, того почтит Отец Мой (Ин. 12:26).» Здесь у нас основание для почитания угодников Божьих, святых. А святыми мы считаем тех, кого прославил Господь чудесами от мощей их. Если Господь почитал Своих угодников, то и мы должны почитать их. Мы не воздаем святым Божиих почестей. Напротив, исповедуем, что угодники Божьи достигли вечной славы именно при помощи Божией благодати, и прославляем всегда в памяти святых Бога, дивного во святых Своих. Почитать святого угодника Божия с нашей стороны есть вместе и преклонение перед его идеалами: что он отмечает, то и мы отмечаем. «Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме (Ин. 12:46).» Только христианская религия дает людям ясное понимание о мире и указывает смысл жизни личной и мировой: вне Христа Бога нет света и смысла.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3774...

Перед праздником Рождества Христова Церковь совершает Рождественский пост, он начинается 28 ноября. Этот пост хоть и длительный, но менее строгий, чем Великий. В почитание Пресвятой Богородицы, перед праздником ее Успения, установлен двухнедельный пост, начинающийся 14 августа. Устав этого поста достаточно строгий, как и в Великий пост, в его дни не полагается вкушение рыбы. И последний, четвертый, пост посвящен памяти святых апостолов, чьими трудами весть о Христе была проповедана народам. Длительность этого поста может быть различной, так как он начинается с подвижной даты – через пятьдесят семь дней после Пасхи, а заканчивается 11 июля, перед празднованием памяти святых апостолов Петра и Павла. Любой устав воздержания от пищи, даже самый строгий, вторичен по отношению к внутренним задачам поста. Далеко не всем в пост предписывается переходить на одну лишь растительную пищу: дети, беременные и кормящие женщины, люди с заболеваниями, требующими специальных диет, или же люди, находящиеся в особых условиях, не позволяющих выбирать питание, конечно, остаются свободны от пищевых ограничений, но все они также призываются к внутреннему подвигу воздержания. Воздержание станет постом только в том случае, если мы действительно научимся быть добрее и человечнее, будем ограничивать себя не столько в еде, сколько в эгоистичных и греховных желаниях и поступках, во всем, что закрывает наше сердце от ближних и от Бога. И не стоит сразу впадать в уныние, если все получается ровно наоборот: начав поститься, мы стали вдруг нетерпимее и раздражительнее. Это хорошо – увидеть свою немощь и греховность. С этого честного и смиренного видения себя и начинается покаяние. Если мы увидели свои страсти, значит, есть шанс с Божией помощью победить их. Праздники Православной Церкви Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир. Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас (Ин. 16: 21—22)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Подпишитесь на наш Телеграм Доменико Венециано “Благовещение” Благовещение в литургическом календаре отмечается 25 марта/7 апреля, ровно за девять месяцев до Рождества Христова. Исторически оно возникает как один из самых первых праздников, непосредственно связанных с Пасхой. Согласно древним представлениям жизнь праведника – это совершенный круг, особенно если дата начала жизни и кончины совпадают. Благовещение – праздник начала, по своему содержанию сродни Пасхе. С чего следует начинать разговор об этом празднике? Начало истории следует искать в Книге Бытия. «И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее» (Быт 3:15). Таким образом, когда к Деве Марии приходит архангел Гавриил, он, прежде всего, возвещает наступление полноты времен: древнее пророчество о таинственном потомке Евы, который победит коварство змея, свершается в момент благовещения. Одно из древнейших изображений мы находим в катакомбах свв. Марцеллина и Петра в Риме (III век). На троне восседает госпожа, в отличие от римских матрон ее голова не покрыта. Распущенные волосы указывают на то, что перед нами незамужняя девушка. Положение ее тела выражает внимание, с которым она слушает вестника. Перед ней стоит некто без крыльев. Поскольку в те времена язычники изображали своих богов крылатыми (в частности, Меркурия), поначалу христиане не изображали ангелов Божьих с крыльями, иначе его можно было бы принять за некое языческое божество. Посланник принес весть и ожидает ответа. Он преисполнен достоинства, его фигура выражает учтивое почтение подданного перед своей госпожой. Первые изображения, подчеркивающие царское достоинство Девы Марии, являются новозаветным прочтением древнего гимна: «стала царица одесную Тебя» (Пс 44:10). Наряду с Книгой Бытия должно прозвучать пророчество, которое читается в рождественскую ночь: «Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис 7:14). В изначальном тексте слово «дева» не имеет того значения, которое оно получило в позднейшие эпохи. Это слово могло означать не только девственницу, но вообще молодую девушку, незамужнюю и, следовательно, свободную. Гораздо важнее образ ее царского материнства. Имя младенца означает С-нами-Бог. И всё это исполнится в личности Марии из Назарета.

http://blog.predanie.ru/article/iskusstv...

Разве можно оценивать религии по шкале хуже-лучше, выше-ниже, совершеннее-примитивнее? Разве все религии не одинаково ценны с духовно-нравственной точки зрения? Не будет ли проявлением нетерпимости и шовинизма отдать предпочтение одной религии перед другими, пусть даже весьма отличными? Как можно сравнивать религии между собой? Приступая к изучению истории религии, надо быть готовым сделать одно, может быть, неприятное открытие. Надо открыть и признать, что религии действительно и всерьез различны. Когда все вокруг твердят, что все религии равны и что религии суть лишь разные пути к одной и той же Цели, что разница между религиями лишь в некоторых обрядах, но по сути они все учат одному и тому же — то нужна некоторая самостоятельность мысли и зоркость зрения, чтобы заметить, что мода все-таки ошибается. Религии — различны. На рубеже первого тысячелетия до Рождества Христова вавилонский властитель Ашшурбанапал так описывает свою религиозную деятельность по умирению великих богов, оскорбленных тем, что народ их недостаточно почитал: «Мой дед Синаххериб был закопан, в жертвоприношение ему, закопал я этих людей живыми. Их плоть скормил я псам, свиньям, воронам, орлам. Совершив эти дела и так умиротворив сердца великих богов, моих владык» 1 . Можно ли сказать, что это лишь обрядовая разница с той религией, которую в те века начинал исповедовать соседний народ, народ Израиля? Его пророкам Бог говорил: Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся (Ис. 58, 6 — 7). Так что — путь Исайи и путь Ашшурбанапала — это разные пути к одной и той же Цели? Религии все-таки действительно различны. Эти различия надо замечать, сопоставлять, и — оценивать. Именно последнее вызывает наибольшее недоумение у современного светского сознания. Разве можно оценивать религии по шкале хуже-лучше, выше-ниже, совершеннее-примитивнее? Разве все религии не одинаково ценны с духовно-нравственной точки зрения? Не будет ли проявлением нетерпимости и шовинизма отдать предпочтение одной религии перед другими, пусть даже весьма отличными? Как можно сравнивать религии между собой? Каждый народ и каждая эпоха выбирают себе формы религиозной жизни, которые им по размеру и по вкусу. Корректно ли называть религию европейцев более высокой и совершенной, чем религия японцев? Или споры между религиями о том, какая из них истиннее всего — лишь споры между поклонниками смокингов и сторонниками джинсов? Разные люди выбирают разную одежду. Это только естественно. Кто возьмется доказывать преимущество джинсовой пары перед костюмной тройкой, или же выявлять недостатки спортивного стиля по сравнению с вечерними платьями?

http://pravmir.ru/esli-bog-est-lyubov/

«Слава в вышних Богу и на земле мир, в человецех благоволение», – повторяя за ангелами, поет в эти дни сердце человека верующего, а в ваших сердцах сам сатана царствует в эти дни. Подумайте, какой ужас! Как счастлив христианин, своему обидчику отвечающий незлобием, немедленным ему прощением в сердце своем и тайной молитвой о нем пред Господом. К такому человеку близок Господь, ибо сей человек не только слушает и знает слово Господа – «сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас» – но и следует Ему, вводя это слово в сердце и в жизнь свою, а за это и обращается Господь к людям таким, открывая пред ними бездну милости и щедрот Своих, со словами: «Вы друзья Мои... чего ни пожелаете, просите, и будет вам». Не забудьте: христианинХристов ученик, не ожидает, чтобы сам обидчик пришел к нему за прощением, он сам, первый спешит в сердце своем простить обидчику и о спасении его помолиться. Поступайте и вы так, дорогие мои, ко Христу стремящиеся Д.Ф. и М.Г. Поверьте, не даст вас Господь в обиду, а Пречистая Дева распрострет Покров Свой над верными Божиими. В воскресенье 9 января прибыв от вас в Казабланку для совершения Божественной Литургии, сокрушаясь о виденном и слышанном в Имфуте 7-го и 8-го, в слезах молился я в храме о заблудших и во вражде сущих прихожанах моих поселка Имфут. В этом свидетели мне все молящиеся казабланского храма в тот день. И сейчас прошу я Господа о примирении враждующих и вразумлении заблудших. Верю, что в следующий мой приезд все вы, «оставив дела тьмы: злобу, гнев, вражду», явитесь чадами Божиими, ходящими во свете Любви Христовой. Ищите оправдания пред Богом, а не перед людьми, да еще и иноверцами, всегда склонными над нами посмеяться и вот уже в течение 30 лет смеющимися над Отчизной нашей. Ведь не перед людьми дадите вы отчет о земной жизни вашей, а перед Единым Нелицеприятным Судией всех людей! Его бойтесь, Его слушайте и Его служителя призывайте в свидетели, а не палку полицейскую, как это было у вас в святые дни Рождества!

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

Таковы и все псалмы избранные. С окончанием пения псалма избранного и каждения церкви еще раз поется величание перед образом с припевом: «Слава и ныне, аллилуия». Затем ектения, чтение седальных, пение степенных, первый антифон четвертого гласа (см. письмо десятое: «антифоны», прокимен и Евангелие). Евангелие в праздники господские повествует о празднуемом событии; в праздники богородичны читается всегда одно: «о посещении Пресвятой Девою Марией Елисаветы» ( Лк. 1:39–56 ). После Евангелия псалом пятидесятый и пение или особенных стихов в праздники господские, или дважды «молитвами Богородицы» в праздники богородичные. Вот, например, эти стихи в Рождество Христово. «(Слава) Все исполняется сегодня радостью: Христос родился от Девы». (И ныне) Все исполняется сегодня радостью: Христос родился в Вифлееме». Потом: «Помилуй мя Боже» и праздничная стихира. И здесь представлю в пример стихиру в день рождества Христова. «Слава в вышних Богу, и на земле мир! Сегодня воспринимает Вифлеем вечно сидящего с Отцом. Сегодня славословят ангелы, как Бога, рожденного младенца. Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение». Затем диакон: «Спаси Боже люди Твоя» и пр., возглас священника и каноны. Помазание елеем Здесь особенность великих праздников состоит в том, что православные прикладываются к иконе, перед которой пилось величание, и помазываются елеем. Этот елей тот самый, который на вечерни, вместе с хлебами, был благословлен и освящен. Значит, и помазание – не какое-нибудь простое и ничего не значащее действие, а соединенное с благодатью, всеосвящающей и во всем помогающей. Но понятно, что сила и действие благодати проявляются лишь тогда, когда ее желают, ищут, когда к ней прибегают с благоговением и верой. Без этого и не помазание освященным елеем, а самые таинства ни к чему. Не забывай этого, друг мой. Не забывай, что дары благодати, которые, под видимыми знамениями, предлагает св. Церковь православным, то же самое, что дождь, падающий с неба. Падает дождь и на камень – и без пользы и плода скатывается с него. Падает на разрыхленную землю – и служит источником жизни. Да будет твоя душа, разрыхленная молитвой и верой, подготовленной ночвой для воспринятия даров благодати, под каким бы то ни было видимым знаком: благодать сойдет в твою душу и все оживотворит в ней. Не подражай тем бессмысленным, которые во всех действиях Церкви видят одну внешность, одну обрядность, и, не понимая внутреннего значения, дерзают судить и даже осуждать то или другое действие. Наказание за то уже и теперь в них самих. Где нет благодати, там нет жизни. И мертва их душа перед Господом Богом, мертва для всякого добра. Они-то и есть те мертвецы, о которых сказал Спаситель: «предоставь мертвым погребать своих мертвецов» ( Мф. 8:22 ). Незавидная доля, от которой спаси Отец небесный всякого! Каноны

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

Уже теперь Христос дает нам, любящим Его, видеть и осязать Его через несравнимую красоту Его слова и через силу Его благодати. Ясли вифлеемские и Крест на Голгофе являются славными знамениями Его неизреченной близости к нам, братьям Своим. Он родился в Вифлееме, чтобы явить нам Свою жертвенную любовь. И отныне Он постоянно приходит к нам через таинства Своей Церкви и дает нам силу Свою и радость присутствия Святого Духа. От нас требуется только терпение веры и верность Ему в готовности исполнить Его волю, Его вечно новую Заповедь любви. «Вот вам знамение, – говорит небесный вестник в ночь Рождества Христова, – вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях» ( Лк.2:12 ). Если вечный Сын Божий стал, по любви к нам, слабым Младенцем, нашедшим Свое первое обиталище на земле в яслях убогого вертепа, то и мы должны любить Его и любить тех, которых Он возлюбил как нас, братьев наших. Христос раждается – прославим Его! 1989 Проповедь III Народ, ходящий во тьме, видит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет. ( Ис.9:2 ). Во тьме глубокой ночи этого мира явился свет славы Божией и мы слышим весть о нашем спасении: «Не бойтесь! Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: сегодня родился вам Спаситель – Христос, Господь, в городе Давидовом», в Вифлееме ( Лк.2:10-11 ), – говорит нам небесный вестник. Сын Божий стал слабым Младенцем. Он родился как нищий и лежит в убогом вертепе. «И вот вам знак», чтобы вы Его узнали: «Вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях» ( Лк.2:12 ). Перед этим Младенцем, рожденным в нищете, склоняются не только бедные пастухи; перед Ним припадают и мудрецы, пришедшие с Востока, чтобы Ему принести свои царские дары. Ибо Он – Царь Небесный, пришедший на землю, чтобы здесь разделять с нами наши скорби и страдания. «Младенец родился нам, Сын дан нам» ( Ис.9:6 ). Становление человека является всегда великим чудом, перед которым мы должны трепетно и радостно благоговеть. Ибо каждый новый человек является новым и неповторимым осуществлением живого образа Божия. Но, братья и сестры, все мы появились на этой земле, получили нашу жизнь от наших родителей – без какого-либо участия в этом с нашей стороны: жизнь была нам просто дана. А Тот, Кто сегодня на этой земле родился от Девы Марии, – уже от вечности желал родиться среди нас, чтобы быть с нами и сообщить нашей убогой жизни свет и радость Своего присутствия. С нами Бог!

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-vag...

Целая книга в Священном Писании посвящена Руфи, и еще в Новом Завете упоминается она в родословной вспоминаются преимущественно мужчины, но между ними есть четыре женщины – и Руфь среди них. Вот ее награда! Вот награда за то, что она не оставила одинокую старушку. Награда за то, что она поверила во Единого Истинного Бога. Награда за то, что она проводила воздержанную, трудолюбивую жизнь. Да будет же мир Господень с нами! И будем в трудолюбии и нетребовательности подражать этой святой Руфи, чтобы Господь сподобил нас достойно встретить праздник Рождества Христова. Аминь. Слово перед Новогодним молебном 1 января 1983 года Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Милостию Божию мы, дорогие братья и сестры, вошли в новый 1983 год. Слава Богу! Еще слава Богу за то, что Он, сотворив небо, и землю, и море, и все, что в них, сотворил также и время. И в этом времени мы живем и, благодаря этому времени, двигаемся по жизни, так что у нас есть что вспомнить. Можно вспомнить детство и юность, а пожилые люди могут вспомнить свои зрелые годы и, придя к тем летам, в которых они сейчас живут, как бы отдохнуть немножко и подумать о будущем. Перед каждым из нас лежит Вечность. Она наступает после смерти каждого, хотя и эта Вечность, которая наступит после смерти, относительна. Пройдут года или века, но придет Господь наш Иисус Христос в Своем Втором и славном Пришествии, и все люди воскреснут и явятся перед Ним. И если найдется у человека хоть что-нибудь, что он сотворил доброе по любви к ближнему, то Христос Спаситель не оставит этого без внимания. Он вспомнит об этом, и скажет: «То, что ты сотворил одному из братьев сих меньших, то ты сотворил Мне», и поставит такого человека на правую сторону, и скажет всем здесь поставленным: «Придите, благословенные Отца Моего» ( Мф.25:31–40 ). Вот там уже будет Вечность постоянная. Это будет живая Вечность – жизнь в Боге. В нашей земной жизни, где все так меняется, и где вечер уже не похож на утро, и утро следующего дня уже не то, что утро предыдущего, даже в этой земной жизни переменчивой мы имеем вечные ценности.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-mit...

Из сердца, на котором начертан крест Христов, не исходит ничего злого, и в него нет доступа бесам. Когда в сорокалетнем странствовании по пустыне Бог наказал роптавших на Него иудеев нашествием на них змей, и взмолился Моисей к Богу о помиловании народа, то повелел ему Бог воздвигнуть подобие креста с висящим на нем медным змеем, и все ужаленные змеями, взирая на этот символ распятия Христова, исцелялись. Будем же и мы непрестанно взирать с верою и слезами на крест Христов, и получим от Него исцеление наших греховных язв. Будем непрестанно напечатлевать на сердцах наших крест Христов усердным исполнением заповедей Христовых, и тогда сбудутся на нас слова Господа Иисуса: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим, и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» (Ин. 14, 21). 27 сентября 1952 г. В день Воздвижения Креста Господня Праздник Воздвижения Креста Господня так велик, что Церковь Святая установила, как и перед Рождеством и Богоявлением, особые евангельские и апостольские чтения в воскресные дни перед Воздвижением и после него. В великом множестве пришли вы вчера вечером в этот святой храм. Что влекло вас? Почему таким глубоким благоговением были проникнуты ваши сердца, когда видели вы, как выносил я и воздвигал пред вами крест Христов? Почему так любим мы крест Христов? Почему так преклоняемся пред ним? Конечно, не древу только поклоняемся, хотя и древо креста Христова стало величайшей святыней после того, как было оно облито Кровью Христовой. Мы поклоняемся распятию Христову, поклоняемся Христу Богу, распятому на кресте, ибо величайшее таинство совершилось на кресте. Какое это таинство? Зачем Господь наш Иисус Христос принес такую потрясающую жертву за спасение мира? Ответ на этот вопрос находим в словах Христовых, сказанных в ночной беседе с Никодимом: «Как Моисей вознес змия в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 14–16).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2285...

И св. Апостол Павел говорит: «лучше не есть мяса, не пить вина, и не делать ничего такого, от чего брат претыкается, или соблазняется, или изнемогает» ( Рим. 14:21 ). «Если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса во век, чтобы не соблазнить брата моего» ( 1Кор. 8:13 ). б) Относительно определенных сроков для поста Церковь постановила поститься в среду, когда Христос был предан на мучения, и в пятницу, когда Он умер на кресте, согласно словам Христа: «придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни», ( Лк. 5:35 ), а также установила посты: Великий пост в подражание Христу, постившемуся 40 дней (Мф. 4:21), во исполнение слов Писания: «Христос оставил нам пример, дабы мы шли по следам Его» ( 1Пет. 2:21 ), – Петров пост, в подражание св. Апостолам, которые «быв посланы Духом Святым» перед отправлением на проповедь постились ( Деян. 13:2–3 ); в этом случае Церковь напоминает слова св. Апостола Павла, сказавшего: «подражайте мне, как я Христу ( 1Кор. 4:16 ); установлен Церковью Успенский пост в память постившейся перед смертью Пресвятой Богоматери, и в этом случае она исполняет слова св. Писания: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божье, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» ( Евр. 13:7 ); наконец, установлен Церковью пост Рождественский, или зимний пост, в который верующие подготовляют себя к встрече великого праздника Рождества Христова, каковой пост совпадает с бывшим зимним постом и во времена св. Апостолов ( Деян. 28:8–12 ). Кроме этих постов св. Церковь установила однодневные посты 5–го Января, для приготовления людей к великому празднику Крещения Христова. 29 августа – в память мученической смерти величайшего из пророков – Иоанна Крестителя, и 14–го сентября, в день обретения и воздвижения креста Христова – в знак воспоминания и христианской скорби о страданиях на кресте Спасителя мира. Относительно определенных сроков продолжительности поста есть указания, как в Ветхом, так и Новом Заветах. Так в книге Левит читаем: «И да будет сие для вас вечным постановлением: в седьмой месяц, в десятый день месяца, смиряйте души ваши» ( Лев. 16:29 ; См.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010