Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей Оглавление Чин Пассии Каждое великопостное воскресенье вечером (а в некоторых храмах — по пятницам) положено служить чин пассии — особое Богослужение о крестных страданиях Иисуса Христа. Во время этой службы, когда перед нашим мысленным взором возникают гнусные и страшные образы богоубийц, первосвященников, книжников и старейшин иудейских, становится страшно. Следует всей душой отвернуться от самого гнусного и самого невыносимого для сердца человеческого окаянного предательства Господа Иисуса Его собственным учеником. Как это ужасно! Как это потрясающе! Апостол предает на смерть своего Господа. Безусловно, друзья, вы не раз задумывались над тем, почему Христос, всезнающий Бог, избрал Иуду в число Своих двенадцати Апостолов? Евангелие открывает нам, что Христос знал, что это за человек, что он предаст Его. Но это было необходимо. Такова была воля Божия. За тысячу лет до Рождества Христова в 68 Псалме Пророк Давид предсказал об Иуде: «…да будет двор его пуст, и да не будет живущего в нем» и «…достоинство его да приимет другой…» ( Деян.1:20 ), а в другом псалме от лица Иисуса Давид говорит: «Даже человек… который ел хлеб мой, поднял на меня пяту» ( Пс. 40:10 ). Еще в предвечном совете Живоначальной Троицы было предопределено все свершившееся в жизни Спасителя. Изумляющее своей любовью Божественное решение! Любовь, да, любовь к погибающему роду человеческому заранее предрешила, что второе лицо Живоначальной Троицы — Иисус сойдет на землю, Своей проповедью и страданиями на Кресте спасет погибающий род человеческий. И все это предвестили за сотни и тысячи лет святые пророки. Пророк Исаия за 700 лет до Рождества Христова с изумительными подробностями описал голгофские страдания Иисуса. Создается впечатление, будто он сам присутствовал при совершившихся садистских делах римских воинов и иудейских первосвященников. Итак! Предательство Иуды, как и все на земле дела Христовы, было предопределено у Господа еще до сотворения мира. Потрясающие слова о предателе произнес Спаситель на Тайной Вечере: «…истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня …но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было этому человеку не родиться…» ( Мф.26:21-24 ), так страшен грех его.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arh...

Родственники и знакомые советовали назвать новорожденного именем Захария, по имени отца, так как у иудеев в те времена было принято передавать в одном роду одни и те же имена из поколения в поколение. Елисавета же хотела назвать его Иоанном и настаивала на своем. Тогда все присутствующие обратились к священнику Захарии и знаками стали спрашивать его, как он желает назвать своего сына. Захария попросил дощечку и на ней написал: «Иоанн имя ему». Это поразило всех присутствующих. В то же самое время Захарии возвратился дар речи, и он, вдохновленный Святым Духом, начал прославлять Бога и пророчески возвещать о скором пришествии в мир Мессии. Затем, обращаясь к своему сыну Иоанну, он сказал: «И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему, дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их...». Все присутствующие от этих слов пришли в большое волнение. События, происшедшие в доме престарелого священника, стали предметом разговоров в горном селении и его окрестностях. Мессианские надежды были живы в это время в народе, все ожидали великого Посланника от Бога. Поэтому высказывались различные предположения о будущей судьбе сына Захарии, при встрече слышались вопросы: «Что будет младенец сей?» Откровение Праведному Иосифу о Боговоплощении. Мф. 1: 18–25 После спокойных дней, проведенных в доме своей родственницы, Святую Деву в Назарете ожидали испытания. Признаки Ее беременности становились заметны. Иосиф, не посвященный в тайну Боговоплощения, о которой, по скромности и смирению, Мария молчала, заметил Ее положение. Наружный Ее вид говорил Иосифу о неверности обрученной ему Невесты. За это Иосиф мог всенародно обличить Святую Деву и подвергнуть Ее строгой казни, установленной законом Моисея. Но Иосиф был человек святой жизни. Он не радовался нравственному падению человека, а старался своей любовью и добротой покрыть его вину. Это же самое он хотел сделать и с нареченной своей Невестой. Не желая позорить Святую Деву перед народом, старец решил тайно отпустить Ее от себя, Дав Ей разводное письмо. Но как только он об этом подумал, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: «Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо он спасет людей Своих от грехов их. А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог». Пробудившись от сна, праведный старец поступил так, как велел ему Ангел Господень. Отныне Иосиф понял, в чем заключалось его предназначение в родословии Иисуса: ему предстояло быть опорою и хранителем двух слабых существ: Девственной его Жены и Ее будущего Богомладенца. Рождество Христово. Лк. 2:1–20; Мф. 1:18–25

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Pushk...

Тропарь, глас 2: Страстотерпцы Господни, блаженна земля напившаяся кровьми вашими, и свята селения, приимшая телеса ваша: в подвизе бо врага победисте и Христа со дерзновением проповедасте. Того яко блага молите спастися, молимся, душам нашым. Кондак, глас 2: Тверди душею по вере святии, огнем страдания приемше две тьме страдалец, вопиюще рождшемуся от Девы: приими всесожжения наша за Тя, якоже дары персских царей, злато и смирну, и ливан, превечный Боже. Память 29 декабря Память четырнадцати тысяч младенцев от Ирода в Вифлееме избиенных Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался (Мф.2:16). На кого же он разгневался? С одной стороны на волхвов, которые осмеяли его, с другой же — на новорожденного Царя Иудейского. На волхвов он гневался за то, что они не возвратились к нему и не возвестили о Младенце; на Христа же гневался из боязни, как бы Он не отнял у него царство; ибо, не зная, что царство Христово «не от мира сего» (Иоан.18:36), Ирод полагал, что Христос будет владеть земным царством. Что же сделал окаянный Ирод, не будучи в состоянии ни отомстить волхвам, ибо они уже ушли, ни убить Христа, ибо Его нельзя было найти? Он излил свой гнев на неповинных младенцев. Как лютый зверь, когда бывает ранен, часто не смотрит на того, кто его ранил, но бросается прямо на то, что у него перед глазами, и в ярости терзает это, как бы самого виновника своей раны; так и Ирод, мучимый гневом и не находя виновников своего гнева, обратил свою ярость на младенцев, ни в чем неповинных пред ним. Он послал вооруженных, как бы на войну, воинов, чтобы «избить всех младенцев в Вифлееме и во всех окрестностях его от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов» (Мф.2:16). Ирод помнил указанное волхвами время появления звезды, которая, согласно толкованию святого Златоуста и святого Феофилакта, появилась еще до Рождества Христова. Но за сколько именно времени? Если она явилась в самый час Благовещения, то от Благовещения Пресвятой Богородицы до Рождества Христова прошло девять месяцев.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/517/...

Услышав же это, царь Ирод встревожился, и весь Иерусалим с ним. И собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: “Где родится Христос?” Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано чрез пророка: “И ты, Вифлеем, земля Иудина, ничуть не меньший среди правителей Иудиных; ибо из тебя произойдет Вождь, Который будет пасти народ Мой, Израиля”. Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, точно выведал от них время появления звезды. И послав их в Вифлеем, сказал: “Пойдите, точно разведайте о Младенце, а когда найдете, возвестите мне, чтобы и я пришел поклониться Ему”. Они же, выслушав царя, пошли. И вот, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, пока не пришла и не стала над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою. И войдя в дом, увидели Младенца с Марией, Матерью Его, и пав ниц, поклонились Ему; и открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. И получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем удалились в страну свою. Мф 2:1–12 Вместо Достойно: Величай, душе моя,/Честнейшую и Славнейшую Горних воинств, Деву Пречистую, Богородицу. Вместо “Достойно” Величай, душа моя,/честью и славой высшую Небесных Воинств Деву Пречистую Богородицу. И ирмос: Любити убо нам, яко безбедное страхом/удобее молчание,/любовию же, Дево,/песни ткати, спротяженно сложенныя, неудобно есть;/но и, Мати, силу, елико есть произволение, даждь. Ирмос, глас 1: По страху нам легче бы хранить молчание,/как дело безопасное,/по любви же, Дева,/ткать песнопения, с усердием составленные, трудно;/но Ты, Матерь, и силу подавай/по мере природного призвания. Поем же это до отдания. Причастен: Избавление посла Господь людем Своим. Аллилуия, трижды. Причастен Избавление послал Господь народу Своему. Аллилуиа. (3) Пс 110:9А На трапезе бывает утешение братии великое, и чтем слово Златоустаго, емуже начало: Древле убо патриарх: Аще праздник Рождества Христова случится быти в среду и пяток, разрешаем убо миряне – на мясо, монаси же – на сыр и яица; и ядим убо от Рождества Христова по вся дни до навечерия Святаго Богоявления, мирстии убо – мясо, монаси же – сыр и яица. Другие переводы Самое популярное Сейчас в разделе 381  чел. Всего просмотров 12 млн. Всего записей 335 ©2024 Переводы богослужений Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/rozhdestv...

2. В центре иконы — Богородица. Она возлежит на одре: это знак того, что рождение Господа Иисуса было абсолютно реальным, а не призрачным (как утверждали некоторые); Он пришел в мир как живой человек из плоти и крови. Багряный цвет ложа Девы Марии — знак Ее царского достоинства. Богородица происходила из рода царя Давида и стала Матерью Царя царей и Господа господствующих (Откр 19:16). Изобразив Богородицу отвернувшейся от Младенца Христа, иконописец дает понять, что, во-первых, Дитя принадлежит не Ей, а всему миру ( Кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь (Мф 12:50)). А во-вторых, что Сама Богородица слышит молитвы всех людей, что Она — первая заступница и ходатаица за всех нуждающихся и скорбящих. 3. Праведный Иосиф, смущенный известием о беременности Девы Марии. Перед ним старец в одежде из козьих шкур: это аллегорический образ сомнений, одолевавших Иосифа. Его сомнения развеял Ангел, явившийся Иосифу во сне и возвестивший: Дитя есть от Духа Святаго… наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их (Мф 1:20–21). 4. Омовение Младенца Христа — еще один сюжет, призванный подчеркнуть реальность Боговоплощения. Он позаимствован из апокрифического «Протоевангелия Иакова», где рассказывается, как Иосиф, увидев, что у Марии приближается час родов, побежал звать повитуху, а та пригласила себе в помощь Саломею. Эти две женщины стали, если верить апокрифу, непосредственными свидетельницами чуда. 5. Пастухи – стали первыми свидетелями Рождества Христова . Они были в поле, как вдруг предстал им Ангел Господень и возвестил великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь (Лк 2:8–11). Пастухи вошли в пещеру, где обыкновенно зимовали их стада, и увидели Христа воочию. 6. Сонм Ангелов – в ночь Рождества взорам изумленных пастухов предстало многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! (Лк 2:13–14). Один из Ангелов склоняется к пастухам, призывая их присоединиться к хвалебной песни. Это иллюстрация строки «Ангелы с пастырьми славословят» из рождественского кондака — церковного песнопения, раскрывающего смысл праздника .

http://foma.ru/rozhdestvo-hristovo-korot...

   Воплощением Сына Божия все люди ласково призываются к Господу. Через этот призыв наша природа освятилась; она не столько обременена была преступлением первого из грешников — Адама, сколько прославилась через Христа. Мы получили во Христе более, нежели в Адаме потеряли. Изобилен грех, но преизобильна благодать Божия (см. Рим. 5:20). В Адаме мы потеряли невинность, но во Христе получили совершенную праведность. Вот почему истина о воплощении Сына Божия стоит выше всякой другой. Изумляет мысль о всемогуществе Божием, когда мы представим себе то, как Господь сотворил плоть и кости наши, но еще более изумительно то, что «Слово стало плотию, и обитало с нами» (Ин. 1:14). Высказанные нами мысли должны быть известны каждому христианину. Воспоминание о Рождестве Христовом должно вызывать в нас чувство благодарности к Тому, Кто искупил нас от вечной погибели, Кто через Иисуса Христа приготовил нам вечную радость. Аминь. II     Радуйтесь, небеса, и веселись, земля,     и восклицайте, горы, от радости, ибо     утешил Господь народ Свой и     помиловал страдальцев Своих.    (Ис. 49:13)    Так говорил пророк Исаия, предвидя блаженное время христианства. Пророк воображал и, так сказать, предощущал блаженство явления Бога во плоти, рождение Господа Спасителя нашего. Верующие люди Ветхого Завета не только сами радовались, помышляя о грядущем воплощении Спасителя, но и возбуждали к радости всю землю, и горы, и долы, и холмы, и моря, и реки, и всю природу. Радостные мысли в книге Псалтирь исключительно направлены к этому событию, т. е. явлению Иисуса Христа между людьми.    Мы живем именно в те времена, о которых радовались и веселились пророки, созерцая их издалека, но наслаждаемся ли мы блаженством, предвозвещеннным ими христианам? Радость, возвещенная Ангелами на небесах в день Рождества, обещанная всем людям, известна ли нашим сердцам?    Будем, искренни и признаемся откровенно, что эта великая радость немногим из нас по опыту известна. Отчего же? Обратимся как неведающие ученики к добрым учителям, к Св. Отцам Церкви, и будем их просить, чтобы они объяснили нам, отчего мы, хотя и христиане, но перед праздником Рождества Христова, и во время праздника, и потом представляем из себя людей, находящихся в большинстве случаев под гнетом гнева и нужды и томимых страхом? Многие из нас могут с грустью сказать слова Иеремии: «Ждем мира, а ничего доброго нет! Нет времени исцеления, а только ужасы и беды» (Иер. 8:15). Старое старится в печали, а молодое как бы растет для печали. Жаль старым прожитой жизни, еще более жаль молодым, что их ожидает, может быть, еще более пасмурная, холодная старость: «Господи, когда же я утешусь в горести моей! сердце мое изныло во мне» (Иер. 8:18).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Албанская/Официальные документы/Послания и заявления Предстоятеля Рождественское послание Блаженнейшего Архиепископа Тиранского и всей Албании Анастасия HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Рождественское послание Блаженнейшего Архиепископа Тиранского и всей Албании Анастасия Будучи Сам Светом истинным, Христос призвал Своих учеников стать светом для мира: «Так да светит свет ваш перед людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5: 16). Он связывает сияние света не с экстатическими состояниями, как у неоплатоников или индуистов, но с добрыми делами. Непрестанно поглощая и распространяя свет Христов, каждый верующий призывается к тому, чтобы выражать свою веру служением всем без исключения. Христос – Свет миру. «Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир». (Ин. 1:9) Слово – Свет истинный, который освещает каждого человека, – приходит в мир. Это потрясающие событие, касающееся всего человечества, мы празднуем в день Рождества Христова. Сегодняшний светлый праздник дарует нам эту всесветлую уверенность и неложную надежду! Как поет наша Церковь во время праздника Рождества Христова, «Свет от Света предвоссия безлетно, во времени плотски, Иже на земли явися и мир просвети» (канон, глас 1, утреня четвертка). Иисус Христос, воплощенное Слово Божие, неизреченно, неоднократно и во всеуслышание провозгласил: «Я – свет миру» (Ин. 8: 12, 9: 5). Свет, который непосредственно связан с жизнью: «Кто последует за Мной, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин. 8: 12). По Его распятии и воскресении весь мир наполнился светом. А когда история спасения людей достигнет своего завершения в новой твари, светом будет Сам Сын и Слово Божие! (Откр. 21: 23). Таким образом, от естественного света, который во временном мире сменяет ночная тьма, мы придем в конце концов к Невечернему свету – Самому Богу. Природа света всегда находится в центре человеческих исканий и напрямую связана с развитием науки. Новые глубокие знания в области естественного «тварного» света еще больше увеличивают символизм в отношении удивительного воздействия на мир света духовного.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

В Церкви есть четыре больших (многодневных) поста и однодневные посты. Многодневные посты: 1 . Великий Пост пост начинается за семь недель до Пасхи и оканчивается в пасхальную ночь. 2 . Петровский (апостольский пост) начинается через неделю после дня Святой Троицы и длится до праздника апостолов Петра и Павла (29 июня/12 июля). 3 . Успенский пост начинается 1/14 августа и оканчивается в день Успения Пресвятой Богородицы (15/28 августа). 4 . Рождественский (Филиппов) пост – начинается 15/28 ноября и продолжается до Рождества Христова (25 декабря/7 января). Однодневные посты – это в первую очередь среда и пятница в течение всего года (кроме Светлой седмицы – недели после Пасхи, Троицкой недели – после Пятидесятницы, Святок – периода от Рождества до Крещения, Недели мытаря и фарисея – третьей недели до Великого поста и Масленицы – недели перед Великим постом). В среду и пятницу христиане постятся, исполняя слова Христа: «Придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни» ( Мк. 2, 20 ). Вспоминая о предательстве Господа Иудой, мы постимся в среду, а в пятницу мы оплакиваем Распятие Господне. По Правилу святых апостолов, тот, кто не постится в среду и пятницу и в Великий пост без веской причины, отлучается от Церкви. Другими однодневными постами являются: день Воздвижения Креста Господня (14/27 сентября) – также день воспоминания о Распятии; Усекновение главы святого Иоанна Предтечи (29 августа/1 сентября) и Богоявленский сочельник (5/18 января). Таковы требования четвертой Заповеди. Понятно, что нарушение этих требований является грехом. К грехам против четвертой Заповеди относятся и тунеядство, и работа в праздники, и нарушение постов, и проведение праздничных дней в богопротивных занятиях – пьянстве, разврате. А ведь Библия говорит: «И соблюдайте субботу, ибо она свята для вас: кто осквернит ее, тот да будет предан смерти; кто станет в оную делать дело, та душа должна быть истреблена из среды народа своего; шесть дней пусть делают дела, а в седьмой – суббота покоя, посвященная Господу: всякий, кто делает дело в день субботний, да будет предан смерти» ( Исх. 31, 14–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

В это время пастухи пасли на поле стадо жертвенных животных. И вдруг среди ночного неба засияла слава Господа, и предстал перед ними Ангел Бога. Он сказал: – Не бойтесь! Я возвещаю вам великую радость, которая будет для всех людей, ибо сегодня родился в городе Давида Спаситель, Христос Господь. И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно множество Ангелов с небес явилось, воспевая Богу радостную песнь: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» ( Лк. 2, 14 ). Когда Небесные воинства отошли от пастухов, те пошли в Вифлеем и нашли Христа и Его Матерь, и, поклонившись Ему, они рассказали, что сказано было об Этом Младенце. На восьмой день Младенца обрезали и дали Ему имя Иисус, предсказанное Ангелом. Между тем, когда Святое семейство еще было в Вифлееме, с Востока, из Персии, пришли в Иерусалим маги (астрологи) и стали спрашивать, где родился Царь Иудейский, потому что они видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Царь Ирод смутился и, вызвав книжников, узнал от них, что Мессия должен появиться в Вифлееме иудейском. Тогда, призвав магов, Ирод повелел им идти в город Давида и разведать, где находится Младенец, чтобы и царю поклониться Ему. Когда они вышли из Иерусалима, то звезда, которую они видели на востоке, вела их до самого дома, где был Богомладенец. Под видом звезды им явился Ангел, посланный Богом для того, чтобы они, оставив астрологию, служили Творцу. Придя ко Христу, маги поклонились Ему и принесли дары: золото – как Царю, ладан – как Богу, смирну (жидкие ароматы) – как Тому, Кто должен умереть. После этого они получили Откровение от Ангела не возвращаться к Ироду и другим путем отошли в свою страну. По Преданию, позднее их крестил апостол Фома. Так три волхва стали свидетелями Боговоплощения. Великий праздник Рождества Христова совершается 7 января. Предваряет его сорокадневный пост. Сретение Господне (Лк. 2, 22–38) На сороковой день после Рождества Богородица и Иосиф принесли Младенца Иисуса в Иерусалимский Храм, чтобы исполнить повеление Моисеева Закона ( Лев. 12, 2–6 ). В согласии с ним всякого первенца должно было посвятить Богу и, как выкуп, принести за него жертву. Богатые приносили ягненка, а бедные – двух горлиц или двух птенцов голубя. Иосиф и Мария принесли двух горлиц и двух птенцов голубя – символ Ветхого и Нового Завета, которые соединены во Христе.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Воистину, Бог «...во всякой скорби не оставлял их, и Ангел лица Его спасал их; по любви Своей и благосердию Своему Он искупил их, взял и носил их во все дни древние» ( Ис. 63:9 ). Этот Ангел Господень представал перед человеком для того, чтобы ободрить его, сказать ему слова обетования, принести новую надежду во мрак богооставленности. Ангел Господень, например, неоднократно являлся пророку Захарии, обещая скорое утешение Божие страждущему Иерусалиму, ветхому Израилю. «Так говорит Господь Саваоф: снова переполнятся города Мои добром, и утешит Господь Сион, и снова изберет Иерусалим» ( Зах. 1:17 ). Человек ждал своего избавления, и Избавитель был уже близко. И пусть тогда, во времена пророка Захарии, до Рождества Спасителя оставалось еще более пятисот лет – в сознании пророков годы эти пролетали с удивительной быстротой. Столетия Ветхого Завета мчались так же быстро, как проносится ангел, спешащий исполнить повеления своего Создателя. Миг Боговоплощения наступал... «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф» ( Мал. 3:1 ). По толкованию Отцов Церкви здесь говорится о двух ангелах: первый – Предтеча Христов, второй – все Тот же Ангел Господень, Сын Божий, грядущий в мир, чтобы воплотиться в нем. Но хотя человечество и ждало своего спасения, Боговоплощение застало людской род врасплох. Перемены, происшедшие во всем строе мироздания, для большинства людей остались попросту незамеченными. Ангел Завета пришел в Свой храм, но находившиеся в этом храме, молившиеся и приносившие здесь Богу бесчисленные жертвы не признали в человеке из провинциальной Галилеи своего Господа и Творца. Если во Христе не узнали Сына Божия даже представители богоизбранного народа, то тем более – на первых порах – не догадывались о Его приходе в мир языческие цивилизации. Миллионы людей услышали о свершившемся таинстве Рождества только спустя сотни лет после Боговоплощения. Римская империя жила тогда неторопливо-однообразной, прозаически безбожной жизнью. Где-то шли локальные войны, где-то поднимались и подавлялись кровавые восстания; императоры, чередуясь, то расширяли государство, то расшатывали его устои; философы заново изобретали извечно существующие законы мироздания. Здесь приносили жертвы богам, про которых издавна сочиняли комедии и в существование которых вряд ли верили. Лишь изредка в Империи происходил некий всплеск религиозной активности: с востока приходил какой-либо экзотический культ, – и тотчас вся держава, хотя и на очень краткий период времени, вовлекалась в бешеный круговорот божественных имен, бесчисленных эманаций, мудреных терминов и загадочных мистерий. Затем волна увлечения спадала. и Империя в разочаровании забывала о модном прежде культе, как о порядком наскучившей игрушке, отдавая надоевшую религию на откуп нескольким сотням упорствующих в своих заблуждениях фанатиков...

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/po...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010