День Рождества Христова был самым вожделенным днем. Но не скоро после сотворения мира наступил этот день. Нужно было людям еще много потрудиться, пострадать из-за своего непослушания первой, легкой заповеди Божией; нужно было, чтобы грех, как какая-либо тяжкая язва, весь выступил наружу для окончательного, совершенного уврачевания болезненности. А с другой стороны, Спаситель долго не приходил также и потому, что люди еще не были готовы к Его принятию, еще не глубоко чувствовали свою беспомощность, свое ужасное положение; не было также между людьми такого чистого, святого лица, от которого мог бы родиться Спаситель миру. Как бы то ни было, но добрым, праведным (а их было немного) приходилось сохранять данные обетования с твердостью, с борьбою среди соблазнов мира и выносить лишения с высоким самопожертвованием. Таких великих и редких добродетелей в ветхозаветных праведниках не было бы, если бы они не были твердо уверены в непременном пришествии Спасителя и в своем собственном искуплении. Иначе к чему же, например, собою жертвовать, терпеть горе, нужду, побои, узы, заглушать в себе священные чувства отца, жертвовать сыном, отвергать любовь к отечеству, идти куда-то в страну неведомую? О таком-то самопожертвовании, о такой-то замечательной вере для нашего назидания и предлагается нам св. Церковью ныне, пред днем Рождества Христова, апостольское чтение. Св. апостол Павел ныне говорит нам о вере Авраама, Исаака, Иакова и других ветхозаветных праведников. Гл. XI, ст. 9. Верою Авраам обитал на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования. Дивны, в самом деле, вера Авраама и его послушание Богу. В то время, когда престарелый отец Авраама стал уже поклоняться чужим богам, т. е. языческим, Господь однажды говорит Аврааму: Пойди из земли твоей от родни своей и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ ( Быm. XII, 1–2 ). Аврааму было тогда семьдесят пять лет, и он был бездетен.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

Екатерина 15 января 2013, 06:57 Здравствуйте, отец Нектарий! С вниманием и доверием читаю Ваши материалы. можно ли задать Вам вопрос по электронной почте? на сайте Православие.Ru временно не принимаются вопросы. Хотела попросить совет по поводу лечения гомеопатией. если нет возможности - тоже пойму. Помощи Божией, здоровья и всех благ. С уважением, Екатерина, г. Новосибирск Наталья 12 января 2013, 14:53 Спасибо, батюшка, за статью. Мы все бежим, не видя главного, за сиюминутным. Господи! Спаси нас! Я теперь постоянный читатель этого сайта. С Рождеством Христовым всех! Anastaiya 8 января 2013, 17:35 Дмитрий Моргачёв 8 января 2013, 06:50 Легко планировать со Христом в душе, имеющего меру Отца: «Как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, да будут они так же в нас». Необходимо идти ко Причастию! Дай Бог каждому приступить к Его Чаше! ... и планы станут общими! С Рождеством Христовым! Здоровья, многая и благая лета, и спаси Господи. Валентин 7 января 2013, 19:09 Живи одной данной минутой и делай в ней, что должно , но только с Любовью и непоспешанием. Седующая минута прийдет сама и повторится всё сначала. После этого молитва и дальше, что должно и без своих хотелок. Мы живем как загнаные лошади и нигде не упеваем и строим планы. Так не должно быть.Потому что мы не чисты и нет в нас истенной веры и Любви: одни страсти.Спаси Господи. Ирина 7 января 2013, 06:52 Статья чудесная,но почему священник не предлагает народу молитву покаяния,ведь это самое главное в нашей жизни,покаяться перед Богом Отцом и признать Христа как своего Спасителя.Ведь слово Божье говорит,что не кто не может придти к Отцу как только через кровь Христа. А когда мы каемся и просим прощения у Господа то Он и нас прощает и принимает как детей. То я предлагаю всем принять покаяние и прощение Господне. Марина 6 января 2013, 12:18 2013-01-05 00:42ольга: как-то на вопрос о моих планах я ответила " у меня есть план А, В, С и тот, который мне спустят Сверху. Вот его-то я и побегу выполнять " . Таки так и получилось. И он казался лучше всех, придуманых мною.

http://pravoslavie.ru/58539.html

Здесь вполне уместно озадачить себя вопросом: почему Превечный Бог является в этот мир как «отроча младо», беспомощный Младенец, Которого Дева Мария «спеленала… и положила… в ясли, потому что не было им места в гостинице» (Лк. 2: 7)? Только Бог, соделавшийся Младенцем, Своим умалением может сокрушить и разрушить нашу взрослость во грехе Возможно, это связано с тем, что мы слишком взрослые в своей греховности и пробить ее коросту нам более чем трудно. И только Бог, соделавшийся Младенцем («отроча младо»), Своим умалением (греч. κνωσις) может сокрушить и разрушить нашу взрослость во грехе, когда во дни Рождества Христова мы все начинаем чувствовать себя немного младенцами и детьми. «И сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя (то есть Дитя. – прот. О.С .), тот и больше в Царстве Небесном» (Мф. 18: 3–4). Да испытаем же в эти Рождественские дни умаление (κνωσις) перед Умалившимся «нас ради человек и нашего ради спасения». И последняя паремия в навечерие Рождества Христова, из Книги пророка Исаии, содержит в себе более чем известные слова: «Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7: 14). На этом пророчестве мы более всего заострим наше внимание, обратившись к свидетельствам древних отцов и учителей Церкви. «Если рождающая не дева, то какое это знамение? И если рождение не божественнее, чем у прочих, то почему это – пришествие Еммануила?» Святитель Василий Великий писал: «Иудеи оспаривают издание Семидесяти (то есть Септуагинту. – прот. О.С. ), говоря, что в еврейском стоит не “дева”, а “отроковица”, между тем как отроковицей можно назвать цветущую возрастом, а не женщину неискусобрачную. Ответ им удобен и сам собой готов. Ежели знамение есть показание чего-либо чудного и отличного от общего обыкновения людей, то удивительно ли, чтобы одна из многих женщина, живущая с мужем, стала матерью отрока? И как бы рожденное от похоти плотския (ср.: 2 Пет. 2: 18) могло быть наименовано Еммануилом? Поэтому если даруемое есть знамение, то и рождение да будет необычайно. А если образ рождения Отрока обыкновенный, то не называй и знамением, не именуй и Еммануилом. Посему если рождающая не дева, то какое это знамение? И если рождение не божественнее, чем у прочих, то почему это – пришествие Еммануила?» .

http://pravoslavie.ru/99900.html

Когда он услышал о том, что родился Царь Иудейский, то решил, что новорожденного могут использовать для того, чтобы отнять у него власть. Ирод и книжники Фрагмент иконы «Рождество Христово». Середина XVII в. Ярославский художественный музей Ирод решил узнать, кто этот новый «претендент на престол». Он позвал к себе священников и книжников – тех, кто хорошо знал Ветхий Завет – и спросил их о том, где должно родиться Мессии – Христу. Ему ответили, что в Вифлееме. Ирод позвал волхвов, выведал у них время появления звезды и отправил их в Вифлеем узнать все подробности о рождении Младенца, дабы царь Иудеи тоже мог пойти и поклониться Ему. Естественно, это был обман: на самом деле Ирод хотел с помощью волхвов найти Новорожденного и предать Его смерти. Ничего не подозревающие волхвы отправились в Вифлеем. Они снова увидели звезду, которая начала двигаться по небу, указывая им путь. " И вот, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец» ( Мф.2:9 ). Волхвы вошли в дом и узрели Младенца с Матерью Его. Они поклонились Иисусу и преподнесли Ему дары: золото, ладан и смирну (благовонное масло). Поклонение трех восточных царей 1156 г. Мозаика собора Сан-Марко. Венеция, Италия В подарках этих видят символическое значение: золото Христу принесли, как Царю – в качестве подати, ладан – как Богу, потому что ладан употребляется при богослужении, а смирну – как Человеку, который смертен (в те времена умерших помазывали маслами со смирной). То есть эти дары указывают на царское, божественное и человеческое служение Иисуса. Кроме того, смирна понимается как символ предстоящей жертвенной смерти Спасителя ( Мк.15:23 ; Ин.19:39 ). Поклонившись Младенцу, волхвы уже хотели вернуться к Ироду в Иерусалим, но во сне им явился Ангел, который открыл коварные планы царя Иудеи и повелел вернуться на родину, минуя Иерусалим. Такое же повеление получил во сне и Иосиф: «Когда волхвы отошли, – вот, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/rozhdest...

Митрополит Владимир поздравил клириков, монашествующих и мирян Санкт-Петербургской епархии с Рождеством Христовым января 2012 Этот праздник сегодня вновь, как и в прежние времена на Руси и во всем мире, стал не только сугубо церковным. Его глубокое богословие соседствует с общенародным гуляньем, - отмечает владыка. РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОЗДРАВЛЕНИЕ митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского ВЛАДИМИРА клиру, насельникам и насельницам святых монастырей, учащим и учащимся Духовных школ и всем верным чадам Санкт-Петербургской митрополии 2011/2012 год Что Тебе принесем, Христе, яко явился еси на земли яко человек нас ради? Из службы Рождества Христова Вступая в новое лето благости Господней, с радостью и трепетом мы празднуем святое торжество, смысл которого выражается боговдохновенным речением святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова: " И Слово плоть бысть… " - " И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца " (Ин. 1,14). Если два других евангелиста - святые Матфей и Лука - повествуют о различных исторических обстоятельствах Святого Рождения: об Иосифе и Марии, о любознательных волхвах и внимательных пастухах, о коварном Ироде и младенцах-мучениках, то святой Иоанн проникает в самую богословскую суть происходящего. Перед нами начало свершения великой тайны снисхождения Бога к человеку, воплощение Слова, вочеловечение Сына Божия, " Имже вся быша " . Это тайна сопричастия Божественного естества человеческому. Она начинается в рождении Младенца от Пречистой Девы Марии. И Бог пройдет человеческую жизнь полностью, от начала до конца, от младенческой колыбели до смерти и погребения. Причастие к жизни станет для Него, как для всякого человека, и причастием к смерти, чтобы затем в Его славном воскресении совершилось причастие смертного человека к жизни вечной. Праздник Рождества Христова сегодня вновь, как и в прежние времена на Руси и во всем мире, стал не только сугубо церковным празднованием. Его глубокое богословие соседствует с общенародным гуляньем.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=239...

«Нас бо ради родися Отроча младо, Превечный Бог». 12. Рождественское послание 1965 года «Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума: в нем бо звездам служащии, звездою учахуся, Тебе кланятися Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты востока: Господи, слава Тебе». Для того, чтобы наш разум осиял небесный свет Рождества Христова и для того, чтобы нам быть действительными участниками этого великого праздника, нам нужно ясно понимать, что такое истинное христианство и быть в жизни христианами. Как учат святые отцы – Христианство это есть радостная весть о пришедшем в мир Сыне Божием, но оно связано с воздержанием, с аскетизмом и страданием. Христианство это есть постоянный подвиг. Сам Христос Спаситель, и Его Матерь Пречистая Дева и сопровождавший Ее старец Иосиф и пастухи, принявшие весть с неба и первые поклонившиеся Богомладенцу и волхвы, пришедшие на поклонение Ему из чужедальней страны и затем все последователи Христа – Его ученики, мученики, святители, преподобные – все подвижники. Поэтому нет ничего удивительного в том, что мы, живя обычной суетливой жизнью, сосредоточив свои силы и свое внимание на земных заботах, ходим во тьме и не видим того света Солнца правды, которым освещается вселенная Рождеством Христовым. Святая Церковь желает согреть и смягчить наше жестокое сердце и сделать его способным для переживаний духовной рождественской радости. Вот в одном из песнопений в дни перед праздником Рождества Христова Св. Церковь восклицает: «Дева днесь Превечное Слово в вертепе грядет родити неизреченно: ликуй вселенная услышавши, прослави со Ангелы и пастырьми, хотящего явитися Отроча младо, Превечного Бога». В эти дни перенесемся мысленно к Вифлеемскому полю, где и теперь сохраняется это священное «поле пастушков» и представим себе тех пастухов, державших ночную стражу над своим стадом. – «Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rklickij...

О том, что богослужебное пение уподоблено пению ангельскому, существует немало упоминаний в Священном Писании и предании. Так в книге пророка Исаии упоминается о небесном престоле, окруженном ликом ангелов непрерывно воздающих хвалу Богу. В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли Серафимы, у каждого из них по шести крыл. И взывали они друг ко другу и говорили: «Свят, свят, свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его!» ( Ис.6:1–3 ). В Новом Завете рождение младенца Иисуса Христа также сопровождалось пением ангелов которому сподобились внимать Вифлеемские пастухи. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: «слава в вышних Богу и на земле мир, в человеках благоволение!» ( Лк.2:13–14 ). Из преданий христианской церкви вспомним видение ангелов св. Игнатию Богоносцу , воспевавших Святую Троицу попеременно звучащими песнями. А также о видении ангелов отроку, в молитвенном порыве вознесенному на воздух во время землетрясения в Константинополе в 439 г. Отрок слышал пение «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный» и по возвращении на землю поведал, чему был научен, и когда народ воспел эту песнь, землетрясение прекратилось. Неземное происхождение церковного пения, как бы его «дарованность свыше», подтверждается и тем, чтο составителями как текстов церковных песнопений так и их древних напевов были люди, просиявшие мудростью, благочестием и святостью жизни, получившие различные духовные дарования. Вспомним имена преп. Ефрема Сирина, преп. Романа Сладкопевца – творца кондаков и икосов, Анатолия патриарха Константинопольского – первого песнописца стихир, Космы и Феодора Студита – творцов канонов, и конечно же – Иоанна Дамаскина , с именем которого связывается установление в восточной церкви системы осмогласия. Так, к примеру из жития прп. Романа Сладкопевца нам известно, что прп. Роман поначалу не обладал даром пения и чтения, но имел искреннюю веру и вел добродетельную жизнь. Видя особое прилежание св. Романа к церковному послушанию, к нему благоволил Патриарх Евфимий, что вызывало зависть у некоторых клириков. Однажды в Навечерие праздника Рождества Христова, когда в храме присутствовал сам император Анастасий, клирики заставили св. Романа читать и петь вместе с ними. Осмеянный ими св. Роман не ушел из храма после окончания службы а пал перед иконой Пресвятой Богородицы, долго плакал и молился. Ночью в сонном видении ему явилась Пресвятая Богородица. Она подала св. Роману свиток (листки, свертываемые в трубочку) и повелела его съесть. Так прп. Роман получил поэтический дар, а также красивый и певучий голос. На Всенощном бдении праздника Рождества Христова прп. Роман взошел на амвон и пропел свой первый кондак «Дева днесь Пресущественного раждает».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Родословная Христа неотделима от нашей 02.04.2013 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Неделя пред Рождеством Христовым святых отец Слово в Неделю святых отец В последнее воскресенье перед Рождеством Христовым, в Неделю святых отец Церковь предлагает нам родословную Спасителя. Эта родословная прекрасна и неисследима, потому что с самого начала Евангелия она открывает нам, как Бог рождается в человеке и как человек рождается в Боге. Это тайна нашего познания Господа. Тот, Кто Эммануил, «С нами Бог», — прорастающее древо жизни, которое принесет в полноте своей плод для всего рода человеческого на Животворящем Кресте. Это древо родословной Спасителя укоренено в нашей земле, в нашей истории. Родословная Христа неотделима от нашей, потому что Бог открывается в ней и открывает Себя нам. Жизнь каждого человека, молитвенно размышляющего об этой тайне, освещается новым светом. Мы часто забываем, что мы — плод многих поколений наших предков. Речь идет не о законном любопытстве к древу нашей родословной, с которой неразрывно переплетены трудности нашей жизни, а об осознании ее таинственной связи с родословной Христа. В любое время мы должны быть готовы взять на себя ответственность за наших предков, и таков путь человечества до самого конца мира. Христос не отказывается от Своих предков. Он берет их судьбу на Себя. Став в полноте истинным человеком, Он приходит не для того, чтобы нарушить, но исполнить. Это относится к каждому из нас. В Своей родословной Сын Божий соединяется с нашим человечеством. Он становится единым с ним, чтобы спасти его, то есть освободить от власти греха и смерти, искажающей в нем образ Божий. Христос становится единым с нашим человечеством, чтобы оно было восстановлено «по образу Божию», чтобы оно обожилось. Это относится к тому, что происходит с нами каждое мгновение — будь то наше личное прошлое или прошлое наших предков. Господь принадлежит нам, а мы — Ему. Это значит, что в Нем и с Ним мы освободились от плена греха и смерти, от всего, что мы унаследовали от предков, и, более того, мы становимся богоподобными в Нем. Так исполняется неисполнившееся ожидание наших предков в их устремленности от тьмы к свету. Так родители уготовляют не только для своих детей, но и для своих предков плод еще более живой жизни.

http://moral.ru/слово-в-неделю-святых-от...

По закону Моисееву, женщина, родившая считалась нечистой в продолжении 40 дней, не должна была ходить в храм в это время. В память того, что в ночь перед выходом евреев из Египта, ангел истребил всех первенцев египетских, тогда как еврейские первенцы были сохранены, у евреев был еще закон – все первенцы еврейские должны были быть посвящены в особенное служение Богу, т. е. для служения при скинии. Когда же в последствии для сего было избрано одно только колено Левиино, то за перворожденных назначен был выкуп. В этом – причина, что матери перворожденных детей мужского пола обязаны были приходить во храм в 40-й день по рождении. Потому-то и Иисус Христос принесен был во храм Мариею, вместе с Иосифом, в 40-й день по рождении. Пресв. Богородица, как родившая свято от Духа Св. и родившая Богочеловека, не нуждалась в очищении; но, как смиренная раба Господня, повиновалась закону, тем более, что святость рождения Ее никому не была известна, кроме Ее Самой и Иосифа. 29–32. Уясните слова, сказанные Симеоном по принятии Христа на руки: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему с миром. Ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников, и славу народа Твоего Израиля. Т. е. теперь Ты, Владыка Господи, по Твоему обещанию, что я не умру, доколе не увижу Христа Спасителя, отпускаешь меня, раба Твоего, из этой жизни в другую, и я теперь умру с миром, т. е с духовным спокойствием, какого я не мог бы иметь, если бы смерть постигла меня ранее: потому что я уже видел спасение Твое, т. е. спасение, Тобою обещанное миру и устрояемое чрез родившегося Спасителя, Которого я принимал даже на руки. Сего Спасителя Ты воздвиг пред лицом, – в виду-всех народов мира. Это – просветитель истинною верою не только иудеев, но и язычников. Это – слава народа израильского, от которого благоволил произойти Он. Известно о Симеоне, что он был в числе переводчиков свящ. книг Ветхого завета с еврейского языка на греческий незадолго до Рождества Христова. Ему пришлось переводить между прочим книгу пр. Исаии. Там встретил он пророчество Исаии о том, что Христос Спаситель родится от девы (7 гл.), усомнился и хотел – было слово дева заменить словом замужняя женщина. В это время явился Симеону ангел и сказал, что и сам он не умрет, пока не увидит собственными глазами новорожденного Христа Спасителя и Его Матери св. Девы. И старец Симеон жил до Рождества Христова Симеон встретил родившегося Христа во храме, когда в 40 день по рождению Он принесен был туда Матерью, и после того скоро умер в глубокой старости.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

Подпишитесь на наш Телеграм Сегодня нам предстоит совсем краткая паремия из Книги Варуха, которая даже не относится к основному канону Ветхого Завета. Почему же Церковь включила чтение из нее?   Варух был учеником и секретарем пророка Иеремии, самого трагичного пророка Ветхого Завета (VII в. до Рождества Христова). Варуху пришлось быть свидетелем  презрения к слову Господню – и кары, которая постигла за это царский дом, священство и весь народ (Храм был разрушен, царю выкололи глаза, а народ уведен в вавилонский плен). Его учителя не просто не слушали. Пророчества Иеремии уничтожались, сам он терпел такие издевательства от соплеменников, что даже желал себе смерти. Сердце Варуха разрывалось, когда он видел, что терпит учитель. Но и самому ему было трудно: образованный человек, он мог бы сделать хорошую карьеру, а вместо этого гнев и презрение падают и на него. В Книге Иеремии сохранился такой фрагмент: 1 Слово, которое пророк Иеремия сказал Варуху, сыну Нирии, когда он написал слова сии из уст Иеремии в книгу, в четвертый год Иоакима, сына Иосии, царя Иудейского: 2 так говорит Господь, Бог Израилев, к тебе, Варух: 3 ты говоришь: “горе мне! ибо Господь приложил скорбь к болезни моей; я изнемог от вздохов моих, и не нахожу покоя”. 4 Так скажи ему: так говорит Господь: вот, что Я построил, разрушу, и что насадил, искореню, – всю эту землю. 5 А ты просишь себе великого: не проси; ибо вот, Я наведу бедствие на всякую плоть, говорит Господь, а тебе вместо добычи оставлю душу твою во всех местах, куда ни пойдешь. Варух так переживал из-за несправедливостей, что даже заболел. Он изливал свои жалобы перед Всевышним, – и Господь ответил ему. Но, вопреки ожиданиям, Господь не обещает ему спокойной и легкой жизни. Господь не обещает ему даже того, что сделает Варуха кем-то великим – как был велик его учитель, к примеру. Господь обещает одно: в грядущих трудностях, когда многие погибнут или станут рабами, потеряв себя, Варух сможет сохранить свою душу, жизнь, личность. Варух поверил Богу, и в памяти уцелевших в рассеянии Варух остался как человек, продолживший дело своего учителя и в Вавилоне. Но если Иеремия был понуждаем Господом пророчествовать разрушение, то Варух становится образом народного исправления. Удивительно, но в народной традиции (и, очевидно, не без воли Божией!) Варух все-таки обрел величие. Много веков спустя, тоже в довольно непростое для Израиля время насильственной эллинизации (II-I вв. до Рождества Христова), появляется книга, где в уста Варуха вложена покаянная молитва-исповедь и поучение народу держаться Бога и Его Закона. Они вполне соответствуют духу Варуха. Но более удивительно, что в поучении, составленном анонимным автором, действительно оказалось пророчество! Его-то Церковь и избрала в качестве паремии Рождественского сочельника.

http://blog.predanie.ru/article/15801/

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010