рукоположен с 06.08.1731 архиепископ с 28.11.1731 до сентября 1733 отстранён; 23.03.1736 Арсений (Берло), епископ бывший епископ Переяславский, викарий Киевской епархии с 30.09.1735 по 1736 заболел и кафедрой управлял заочно; 16.06.1744 Пётр (Смелич), архиепископ рукоположен с 20.06.1736 по 11.09.1742 на покое; 27.11.1744 Антоний (Черновский), митрополит бывший митрополит Черниговский и Новгород-Северский с 06.09.1742 01.01.1748 Иоасаф (Горленко), епископ, свт. рукоположен с 02.06.1748 10.12.1754 Лука (Коношевич), епископ бывший епископ Казанский и Свияжский с 09.10.1755 01.01.1758 Иоасаф (Миткевич), епископ рукоположен с 26.04.1758 30.06.1763 Порфирий (Крайский), епископ бывший епископ Коломенский и Каширский с 29.10.17бЗ 07.07.1768 Самуил (Миславский), епископ рукоположен с 28.12.1768 по 24.09.1771 епископ Сарский и Подонский (Крутицкий) Аггей (Колосовский), епископ рукоположен с 09.02.1774 по 28.11.1786 на покое; 24.10.1792 Белгородская и Курская Имена Сведения Феоктист (Мочульский), епископ бывший епископ Севский и Брянский, викарий Московской епархии с 09.02.1787 по 16.10.1799 переименован епископ Курский и Белгородский Белгородская и Курская С 16 октября 1799 года Имена Сведения Феоктист (Мочульский), епископ бывший епископ Белгородский и Курский с 16.10.1799 архиепископ с 15.09.1801 30.04.1818 Евгений (Казанцев), епископ рукоположен с 14.07.1818 по 19.02.1822 епископ Псковский, Лифляндский и Курляндский Владимир (Ужинский), епископ бывший епископ Ревельский, викарий Санкт-Петербургской епархии с 12.04.1822 по 28.03.1831 архиепископ Малороссийский и Черниговский Иннокентий (Сельно-Кринов), епископ бывший епископ Дмитровский, викарий Московской епархии с 28.03.1831 по 10.02.1832 епископ Волынский и Житомирский рукоположен с 24.03.1844 по 05.11.1860 архиепископ с 13.03.1832 на покое; 02.02.1861 рукоположен с 01.01.1861 по 11.01.1880 архиепископ Казанский и Свияжский; 11.02.1898 Ефрем (Рязанов), епископ бывший епископ Тобольский и Сибирский с 11.01.1880 по 19.03.1883

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Священномученик Дамаскин родился в местечке Габрове Тернов- ской епархии 87 . По любви к иночеству он удалился на Афон и принял монашество в Хиландарском монастыре. Здесь посвящен был в иеродиакона и по­том в иеромонаха; здесь же избрали его и в игумена. По нуждам обители отправился он в Болгарское поселение Свистово 88 . Исполнив нужные дела по обители, он должен был еще получить старый долг с турок. Когда им было сказано о долге, должники, согласясь между собою, не только не платили долга, но еще напали на беззащитного христиа­нина и отняли у него всю бывшую на подворье собственность. Злодеям и того было мало. Они подговорили турчанку худого поведения и тайно провели ее в подворье. Потом, напав на подворье с шумом и криком, разбили двор, найдя тут турчанку, связали Дамаскина как виновно­го в похищении магометанки и представили в суд. Кадий, выслушав Дамаскина, видел, что тут только насилие злобы. Но взволнованная клеветою толпа изуверов неистово кричала, что монах осквернил за­кон их. Фанатики предложили Дамаскину на выбор одно из двух – или виселицу, или обращение в магометанство. Преподобный отвечал: «Я родился христианином, таким и умру. Отречься от Христа – то же, что отказаться от Вечной жизни: без Него нет спасения грешникам, каковы все мы, я и вы. Он примиритель правды Божией с грешным человечеством; Он – податель благодати Божией, необходимой для выполнения воли Божией. Жалею о вас, если вы не понимаете того. Но было бы безумием, если бы я согласился купить за временную жизнь погибель вечную». Со связанными назад руками привели его на место казни. Он попросил дозволения помолиться. И, получив его, оградил себя крестным знамением, с лицом, обращенным на Восток, помолился и потом сказал: «теперь я готов на смерть». Его повесили. Гнев Божий скоро постиг злодеев: вслед за кончиною мученика, переправляясь чрез Дунай, они потонули. Священномученик пострадал в 1771 году января 16 числа. Память блаженного Максима Тотемского Блаженный Максим, Тотемский священник, юродствовал 45 лет, преставился 1650 года января 16 числа. Мощи его под спудом в градской церкви, что у варниц. Почитание его (местное) началось с 1715 года 89 . День семнадцатый. Память преподобного Антония Дымского

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Перед нею постоянно совершались молебные пения и всенощные бде­ния, заканчивавшиеся панихидой по родителям преподобного Сергия. Монастырская летопись сохранила рассказ о третьем (после 1771 и 1848 гг.) избавлении обители от холеры покровительством Матери Божией и молитвами преподобного Сергия и его родителей. В 1871 году совершался крестный ход из Лавры с иконой преподобного Сергия, написанной на его гробовой доске. В конце мая образ носили по окрестностям на особых носилках; вторично икона была изнесена из Лавры в конце июля. «Наша обитель, – рассказывает в летописи хотьковский священник Вознесенский, – в оба посещения его (образа преподобного Сергия. – Изд. ) удостоилась с иконами и хоругвиями при сонме всех монашествующих и обитательниц монастыря встретить его, сопровождаемого многочисленным народом... Обитель наша была избавлена, как и в прежнюю холеру, от эпидемии заступлением Пре­святой Богородицы, преподобного Сергия и родителей его». В том же году прекратился в окрестностях падеж лошадей, постигший ближай­шие селения одновременно с холерой. Сила заступничества преподобного Сергия и его родителей про­явилась и в чудесных событиях, происходивших у мощей схимонаха Кирилла и схимонахини Марии. «Церковная летопись Покровского Хотькова девичьего монасты­ря» приводит свидетельства о том, как молитвенное обращение к пре­подобному Сергию и его родителям спасало людей от тяжких недугов. Хотьковский протоиерей Алексий Лебедев повествует об одном из та­ких чудесных исцелений. Дочь крестьянина Алатырского уезда Сим­бирской губернии Татьяна Ивановна страдала тяжелой болезнью после падения в детстве в реку. Она болела двенадцать лет. В 1868 году, под Светлое Христово Воскресение, ее жестоко обидел брат, приказав вы­нести больную на праздник в скотное помещение по причине зловония, исходящего от язв на ее теле. Когда она со слезами на глазах заснула, «ей представилось, что пред ней стоит седенький старичок в мантии с согбенной головой и говорит ей: “Не плачь, не скорби и не ропщи, а благодари и молись Богу и призывай преподобного Сергия и Кирилла и Марию”; и, благословив ее, он стал невидим».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Ахтырское духовное Правление в 1776 году выдавало “книгу на постройку новой церкви пригородка Алешни соборной Преображенской” и именно на имя священника и “старост Осипа Роспопина и Семена Бакранева”. Старанием того же священника Иосифа Бобина, который по наследству владел населенными землями, храм покрыт железом. Причт храма владеет 137 десятинами земли. Другой храм в Алешне посвящен Покрову Пресвятой Богородицы. Первоначально он был основан черкасами. В Ахтырских крепостных актах к одной духовной записи 1706 года “Алешанский Покровский викарий поп Иван Федоров руку приложил”; в акте 1712 года “гор. Алешни Покровский поп Василий Петров” подписался “вместо алешанских казаков”; по акту 1715 года “я, поп Василий Петров,... долину свою сенокосную, а на долине распашное поле, которая долина зостает за рекою Грунькою, что прозывается Лавренева Медведка, – продалем сотникови алешанскому Степану Ефимовичу”. Нынешний Покровский храм деревянный построен в 1771 году. Каждый год февраля 10 Алешанцы собираются на площади с крестным ходом их двух нынешних храмов своих. Здесь совершается панихида за убитых на сем самом месте во время осады шведов в 1709 году. Здесь была некогда Алешанская крепость, следы коей видны ещё поныне. Февраля 10 было днём осады и разорения крепости, а вместе днем славной смерти защитников её. Каждый согласится, что панихида Алешенцев – лучший памятник великому подвигу предков, лучшая дань благодарных сердец христолюбивым воинам, побитым на брани. Алешенская битва происходила на другой день, после городненского сражения, в котором шведы разбиты были на голову, и сам король едва не попал в плен. Без сомнения против Алешни действовали отряды 2 корпуса, оставленного Карлом у Ахтырки, чтобы обмануть Меньшикова на счет своих намерений. Сам король не мог из Городны на другой день поспеть в Алешню. Ригельман говорит, что после городненской битвы «король сжег многие места, сёла и деревни». По другим сведениям сожжены были: Опошня, Котельва, Алешня и несколько других мест.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Белолуцк сперва расположен был в угле, образуемом соединением реки Белой с Айдаром. Угол и левый берег Айдары покрыты были лесом и камышами. В этом то глухом углу думали жить безопасно от татар первые поселенцы Белолуцка. Но татары и здесь нашли их, разорили жилья их, сожгли церковь ; колокол же сами казаки бросили в Айдар, для сохранения от хищных глаз. Так говорит предание дедов и прадедов. После того жители Белолуцка перешли на правый берег Айдара, которого высокие берега представляли удобство для наблюдений за близостью татар и для принятия мер к защите. Белолучцы построили для защиты прочную крепость: брёвна весьма толстые, составлявшие острог, остатки рва и вала поныне ещё видны; кроме того крепость защищалась озером и потоками. Когда и в чьё имя построен был храм, сожжённый татарами, не известно. Ныне в Белолуцке два храма и оба каменные: один Покровский, другой Преображенский. Покровский храм, построенный на новом месте Белолуцка, был деревянный. Девяностопятилетний старец, ротмистр Николай Андреевич Головинский, говорил о себе, что он маливался в том деревянном храме, когда был ещё мальчиком восьмилетним, и он же говорит, что около 1771 года храм перенесён был на то место, где ныне стоит каменный, по той причине, что река Айдар, изменив своё течение, стала во время полой воды подмывать его. Очень помнят старожилы и то, что священник, Иоанн Бутков, когда деревянный храм приходил в ветхость, обратился к жителям с словами Пророка: лучше ли кивоту святыни обитать под кожаным шатром, а нам в домах крепких? или приличнее стоять кивоту святыни в доме, а нам потерпеть хотя несколько в хижинах? Христиане, прибавлял добрый священник, Бог одарил нас довольством, обилием хлеба и скота, а храм Божий – в развалинах: грешно, если не примем на себя на время скудности домашней, чтобы построить каменный дом Божий. Прихожане отвечали, на вызов пастыря своего, готовностью на дело благое. Вследствие сего, в 1808 году испрошено и получено было Архипастырское разрешение строить каменный храм. Постройка его шла не быстро, особенно к концу дела. Прихожане несколько охладели к делу. Но Господь Сам подвинул сердца их. Внезапная буря сорвала верхнюю половину с старого деревянного храма и разбила вдребезги, разбросав куски, куда попало. Поражённые тем прихожане поспешили кончить дело, и храм освящён в том же году.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Андроников Троицкий, в ... уезде, упразднённый. [III, 93.] Игум. Андроник , основатель, около 1660. 151 – Иоанн Дубинский в 1737 перев. в Домницкий. – Иосиф Манза , 1765–68, перев. в Клюсовский. – Гервасий , 1768–80. 22 Рябцевский Успенский, близ Стародуба, основан в 1693 г.; упразднённый. [V, 734.] Игум. Сосипатр , до 1766. – Патрикий , 1766–70. – Клеопа , 1771–76. – Емелиан , 1777–80. 23 Мутинский Златоустов, близ Конотопа, основан в 1718 г.; в 1730 г. обращён в женский (см. 12, Гамалеевский); упразднён в 1786 г. [V, 131.] Иг-нья Евагрия , 1765–68. – Минодора , 1768–78. – Евпраксия , 1778–80. 24 Пятницкий, в Чернигове, девичий, основан в XVII веке; упразднён в 1786 г. [V, 654.] Иг-нья Анастасия , 1661. – Мелания , 1684. – Доментиана , 1765–72. – Анна , 1773–86. 25 Новомлинский Успенский, в Сосницком уезде; упразднённый. [V, 345.] Иг-нья Магдалина , 1765–68. – Вера , 1769–78. – Серафима , 1779–85. 26 Печеницкий Успенский, от Стародуба 5 вёрст, основан в 1693 г.; упразднённый. [V, 541.] Иг-нья Евдокия , 1765–78. – Ираклия , 1778–86. 27 Батуринский Крестовоздвиженский упразднённый. [VI, 950.] Иг-нья Евгения , 1666, 74. Особые заметки Ист. Иер. III, 462. Быстрицкий. IV, 50. Добрянский. IV, 555, 56. Козелецких два. V, 32. Любецкий. Игум. Зосима , 1720. V, 44. Макошинский Покровский. V, 71. Мироновский. До 1750 мужской, а с 1750 женский (иг-нья Мария ). V, 106. Моромский. V, 726. Рувимовский. VI, 335. Суражицкий. VI, 732. Шуморовский. VI, 838. Яриловицкий. VI, 1033. Омбышевский. Разные Черниговского Богородичного игум. Ефрем , 1177 (Ипат. Лет., 119; Карамз., III, прим. 21). Игум. Дионисий (Ипат., 146). Черниговского свв. Мученик игум. Иоанн , 1231 (Карамз., III, прим. 369). Новгород-Северского игум. Уриил , 1654. Сильвестр , в янв. 1656. Кублицкого игум. Исаия , 1654. Батуринского Кирилловского игум. Феодосий , в февр. 1682. Сосницкого Спасо-Преображенского архим. Иоасаф Зотович . Стародубского Успенского строитель Киприан , в февр. 1634. Архим. Дионисий Галетовский (какого?) 1670.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 70-х гг. XVIII в. епархия утратила значительную часть территории на юге и востоке. 9 сент. 1775 г. была создана Славяно-Херсонская епархия (см. Херсонская и Таврическая епархия ), к-рой отошли Полтавская, Кобелякская протопопии, Старокодакское наместничество и частично храмы Решетиловской, Сорочинской, Миргородской протопопий (173 церкви и 7 мон-рей). По указу Синода от 13 окт. 1777 г. из К. е. в Переяславско-Бориспольскую епархию перешли 126 храмов Миргородской, Сорочинской и Лубенской протопопий. В 1778 г. Переяславско-Бориспольская епархия получила Сорочинский Михайловский мон-рь с церквами. К нач. 80-х гг. XVIII в. в К. е. насчитывалась 21 протопопия: Старокиевская, Киево-Подольская, Киево-Печерская, Борзнянская, Прилуцкая, Ивангородская, Роменская, Воронежская, Гадячская, Кролевецкая, Пирятинская, Конотопская, Ичнянская, Трипольская, Козелецкая, Нежинская, Лубенская, Лохвицкая, Опишнянская, Зеньковская, Глуховская. В епархию входили приходы на территории Киевского, Нежинского, Прилуцкого, Черниговского, Лубенского, Стародубского, Гадячского и Переяславского полков - 8 из 10 существовавших полков. Всего насчитывалось 973 приходские церкви. Самой маленькой была Трипольская протопопия (18 приходов), самой большой - Прилуцкая (82 церкви). Территории протопопий были достаточно компактными. Исключением являлись киевские протопопии (Старокиевская, Киево-Подольская, Киево-Печерская). Они включали приходы на землях киевских монастырей, название протопопии соответствовало той части Киева, где находился мон-рь - владелец земельных наделов: приходы в селах Братского мон-ря попали в состав Киево-Подольской протопопии, приходы во владениях Киево-Печерской лавры составили Киево-Печерскую протопопию, владения Софийского кафедрального мон-ря - Старокиевскую протопопию. Приходы в монастырских вотчинах первоначально подчинялись мон-рям, указ митрополита от 17 сент. 1771 г. предписывал все церкви в монастырских владениях и жен. мон-ри подчинить духовным правлениям протопопий. В 1781 г. на украинских землях в Российской империи были образованы 3 наместничества: Киевское, Черниговское и Новгород-Северское. В состав Киевского наместничества была включена территория Киевского, Переяславского, Лубенского и Миргородского полков. Указом от 27 марта 1785 г. предписывалось создать в границах наместничеств отдельные епархии: Киевскую, Черниговскую и Новгород-Северскую. Указ имп. Екатерины II о штатах Киевской, Черниговской и Новгород-Северской епархий был подписан 10 апр. 1786 г. Монастыри и монашество

http://pravenc.ru/text/1684527.html

Вассиан, кн. Стригин-Оболенский , в дек. 1477 хирот. в еписк. Тверского. Иосиф , 1518–34. Феопемпт , в февр. 1541. Вавила , в янв. 1567. Феодосий , 1571. Никандр , 1579–84. Феодосий , 1589–98. Филофей , 1608. Иосиф , 1613. Леонид , 1618. Боголеп , 1622. Иларион , 1627 и 28. Евфимий , 1633–38. Герасим , 1644–51. Филарет , 3 мая 1656. Авраамий , 1658–70, окт. Симон , 1675–77. Иосиф , 1681–86. Иона , 1690–1710, 12. Иосиф Веденский , 1718–27, а 1731 перев. в Колязин. Серапион Лятешевич в 1741 перев. в Колязин. Иоанникий Скабевский , 1741–45, перев. в Колязин. (Упом. в февр. 1746?). Никон ( Волоский ?) 1748 перев. из Селижарова?; до 1750. Иоасаф упом. 1751, а 11 сент. 1759 перев. в Колязин. Геннадий , перев. из Желтикова, упом. в нояб., дек. 1759. Тихон Соколов 1760 перев. из Желтикова, а 13 мая 1761 хирот. в викария Новгородского. Феофилакт перев. из Малицкого в июне 1761–68, перев. в Новоторжский Борисоглебский. Арсений Верещагин , с 1768, а 26 сент. 1771 перев. в Колязин. Тихон Малинин , из префектов Московской акад., посвящён 22 сент. 1771; 31 янв. 1774 перев. в Колязин. Стефан , 1774 и 75, в мае перев. в Новоторжский Борисоглебский. Павел Можайский , перев. из Деревяницкого, 1775–78. Иларион , 1778–93. Стефан , с 1793, а в начале 1802 перев. в Устюжский Архангельский. Евгений в начале 1802 перев. из Устюжского Архангельского, а 1804 – в Свияжский Богородицкий. Нектарий Верещагин 1804 перев. из Бежецкого Николаевского; до 1809. Сергий , с 1809; † 22 сент. 1811. Феоктист Громцов в 1811 перев. из Бежецкого Антониева; по 1817. Гедеон , 1817–23, перев. в Колязин (?). Михаил , 1823–31, 27 сент. хирот. в епископа Оренбургского. Феофил в дек. 1831 перев. из Московского Знаменского; в 1840 уволен в Троицкую Лавру, на покой; † там 1 дек. 1843. Платон , из Новоторжского Борисоглебского, 1840–48. (в Желтиков?). Никодим Арсеньев , 1849–52, 31 мар. перев. в Черниговский Елецкий. Климент Можаров 31 мар. 1852 перев. из Черниговского Елецкого. Макарий , 1854–56. Серафим Протопопов , 1856–66, 6 апр. хирот. в епископа Старорусского. 3

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Впосл., после переложения мощей, дата к-рого неизвестна, эта гробница до нач. XX в. хранилась в юж. части притвора Ризоположенского собора. Во время пожара в мон-ре 13 авг. 1769 г. мощи Е. были на время перенесены в приходскую ц. во имя прав. Лазаря. Явление прп. Евфросинии диавола в образе юношей. Клеймо иконы «Прп. Евфросиния Суздальская, с 20 клеймами жития». Посл. четв. XIX в. (частное собрание) Явление прп. Евфросинии диавола в образе юношей. Клеймо иконы «Прп. Евфросиния Суздальская, с 20 клеймами жития». Посл. четв. XIX в. (частное собрание) Согласно «офицерской» описи мон-ря 1761 г., над гробом Е. была «сень с кароною, резная, золоченая и с херувимы» (РГАДА. Ф. 280. Оп. 3. 498. Л. 9). Из описи 1771 г. следует, что крышкой гробницы служила икона: «На раке мощей преподобныя благоверныя княжны Евфросинии образ ея, на нем венец: средники, поля серебреные и вызолочены» ( Георгиевский. 1900. Прил. С. 31). Опись 1761 г. отмечает, что в Ризоположенском мон-ре хранилось 13 надгробных покровов Е. (РГАДА. Ф. 280. Оп. 3. 498. Л. 18-19 об.). В описях 1815 и 1845 гг. сообщается о новой раке: «По левую сторону иконостаса мощи преподобной благоверной княжны Евфросинии, почивающие в раке, которая с передних трех сторон обложена серебром, чеканным, белым, а с четвертой, к стене,- медью. Внутре оной обита от стены одна сторона серебром, а три стороны медью посеребреною» (ГВСМЗ. Ф. Ризоположенского монастыря. Оп. 1. 136. Л. 3-3 об.; Оп. 2. 41. Л. 4 об.). Во 2-й пол. XIX в. была изготовлена новая рака, в описании кон. XIX - нач. XX в. о ней сказано: «С трех сторон - не пробного серебра, а с четвертой - 84-й пробы, чеканная, с 2 сторон изображен герб г. Чернигова, по сторонам герба в клеймах тексты из жизни преподобной, крышка на раке мощей серебряная, 84-й пробы, весу 28 фунтов 36 зол[отников]». Крышка гробницы была устроена в 1867 г. суздальским мастером Окининым (Архив ИИМК РАН. Ф. Р-3. 547. Л. 9). Постамент и вызолоченный балдахин над аркой были изготовлены в 1886 г. 11 февр. 1919 г.

http://pravenc.ru/text/187882.html

душ; при храме два священика и школа. ШАБЕЛИНКА По Чугуевским актам 1681 г., на берегу Донца на Шабалинском броду показывается городок с сторожевой башней. Но не видно, чтобы тогда населена была нынешняя Шабелинка, расположенная более, чем на версту от Донца, на правой его стороне. " На Шабалинском броду, от озера до стены городка надолобы поправлены 310 сажень; городок мерою вокруг 40 саж., в нем башня мерою вокруг 12 саж., от того городка до ерка (вверх по Донцу) поправлены надолобы, 250 сажень». Другая бумага: стольнику и полковнику Харьковскому Константину Григорьевичу. «Просим милости, же от броду Шабалинского на ту Лиманскую сотню поставить у БишкинеЮ у млинов... и там знайдуется их неприятельское вторжение, а на Шабалино пришли бы Андреевцы. Иван Леба, Сотник Лиманский, с табору от броду Бышкинского, Сен. 26 1689 г.» Метрики Архангельской церкви сл. Шабелинки в храме Шабелинском начинаются с 1771 г. Но так как в 1782 г. в Шабелинке построен был уже новый храм, который существует и по-ныне, а прежний – вместе с евангелием, М. п. 1677 г., и служебником, Черниговской печати 1747 г. – продан был в Гусаровку, то не сомненно, что в Шабелинке существовал храм по-крайней мере с 1690 г. В нынешнем храме остается напрестольное евангелие, М. п. 1697 г. Промысл Божий, карающий и милующий для вечного спасения, открывался здесь: а) Неурожаем 1833 г., когда цена за четверть ржи доходила до 8 руб. 50 коп. серебром, а 10 лет спустя, в 1843 г. милость Божия так оплодотворила поля, что самые старики не помнили такого урожая. б) Оспой, от которой в 1829 г. умерло до 67 детей. в) Холерой, от которой в 1831 г. умерло 46 человек, и которой не видели в Шабелинке ни в 1847, ни в 1848 годах. Как много может делать для нас крепкая молитва веры, примером служит в Шабелинском приходе старец Николай Малыхин. Страдая паховой грыжей, он 20 лет худо видел глазами, но, как сам говорит, прибегнул с полной верой к Небесному врачу и исцелился от той и другой болезни, и ныне, будучи 90 лет, чувствует себя здоровее, чем был в средние годы свои.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010