Платон, архиепископ Екатеринославский, Херсонский и Таврический (Любарский Петр) Родился в Черниговской губернии в семье священника. Первоначально обучался в Ярославской духовной семинарии. Заканчивал образование в коллегиуме и в Киевской духовной академии. По окончании курса поселился в Вятской епархии, где епископом был его родственник Варфоломей (Любарский, † 1776), и в этой епархии с 1762 года исправлял должность проповедника. С 1763 по 1772 год – префект и преподаватель разных предметов Вятской духовной семинарии. 18 ноября 1770 года (по другим источникам, 5 августа 1771 года) пострижен в монашество. В 1771 году возведен в сан игумена Верхочепецкого Крестовоздвиженского монастыря, который в 1769 году был соединен с Слободским Богоявленским монастырем. 5 августа 1772 года назначен ректором Казанской духовной семинарии, учителем и настоятелем Спасо-Преображенского Казанского монастыря. В 1773 году возведен в сан архимандрита. В 1779 году вызван на чреду священнослужения в Санкт-Петербург. С 30 октября 1785 года – настоятель Свияжского Богородицкого Успенского монастыря. 21 июня 1788 года переведен в Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь. 31 марта 1792 года переведен в Московский Донской монастырь. 30 мая того же года назначен вторым членом Московской Синодальной конторы. 26 февраля 1794 года хиротонисан во епископа Тамбовского и Пензенского. 11 марта того же года назначен епископом Астраханским и Ставропольским. 1 апреля 1796 года возведен в сан архиепископа. С 16 октября 1799 года стал именоваться Астраханским и Моздокским. С 4 декабря 1803 года стал называться Астраханским и Кавказским. 18 августа 1805 года назначен архиепископом Екатеринославским, Херсонским и Таврическим. В 1809 году получил алмазный крест на клобук. Скончался 20 октября 1811 года в Екатеринославе. Погребен в Самарском Пустынно-Николаевском монастыре (приписан в 1791 году к архиерейскому дому) в Николаевской церкви. Об архиепископе Платоне известен анекдот, появившийся около 1810 года. Случилось однажды, что преосвященному Платону в один день предстали благочинный из Олешек с двенадцатилетним сыном и дьячок из села Романково с двумя сыновьями, девяти и восьми лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Геннадий, епископ Суздальский и Юрьевский (Драницын Григорий) Родился в семье причетника села Всегодич Ковровского уезда Владимирской губернии. Обучался в Московской духовной академии. Профессор Н.И.Петров считает его малороссом под фамилией Грацинского, начавшим свое образование в Киеве или где-то на юге, а окончившим в Московской духовной академии. С 1746 года по 1754 год был учителем академии по различным предметам. В 1754 году принял монашество. В феврале 1754 года назначен префектом той же академии и учителем философии, а затем и богословия. С 12 мая 1757 года – ректор академии и архимандрит Заиконоспасского монастыря. В 1758 году переведен в Иосифо-Волоцкий монастырь. 13 декабря 1761 года хиротонисан во епископа Суздальского. С 27 сентября 1771 года – член Московской синодальной конторы. 15 октября 1774 года переносил мощи князя-мученика Михаила Черниговского (память 14/27 февраля и 20 сентября/3 октября) в Архангельский собор Московского Кремля, во вновь устроенную раку. Скончался в Москве 12 апреля 1775 года, в первый день Пасхи. Погребен в Суздальском кафедральном соборе. Преосвященный Геннадий много заботился о благолепии своей «архиерепрестольной» церкви и о благоустройстве Суздальской духовной семинарии, которая, по словам историка Н. B. Малицкого, «представляла типичный образец дореформенной школы со всеми ее недостатками и крайностями». Личный состав семинарии и консистории в то время был далеко неудовлетворительным. Епископ Геннадий старался замещать должности образованными и способными людьми, всячески поощрял своих ставленников, берег их и иногда смотрел сквозь пальцы на некоторые их слабости. Несмотря на это, образованных воспитанников не хватало. Среди преподавателей было развито пьянство, на борьбу с которым епископ Геннадий приложил много труда. Часто по своей незлопамятности и из-за недостатка необходимых кадров, преосвященный прощал многие проступки провинившимся. Приходилось вести борьбу и с имевшими место явлениями побегов учеников из семинарии. Причем в этом случае он строго наказывал и сбежавшего, и его родителей, которые укрывали беглецов.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

свящ. Михаил Благонравов 26. Архиепископ Павел Павел, архиепископ Астраханский и Енотаевский, родился в 1771 г. в селе Зазимье Остерского уезда Черниговской губ. Родители его Василий и Агафия Суботовские были крепостные крестьяне Киевского Софийского монастыря. У них было три сына:      Иаков, Иоанн и Косьма. Старшие братья Иаков и Иоанн, по предположению родителей, должны были жить при них, а младшего Косьму они предназначили в военную службу. Косьма в детстве пас овец, но в зимнее время ходил в сельскую школу, где обучался чтению и письму. Этому пастуху овец Промысл Божий готовил иной путь – быть пастырем словесных овец Христовой церкви. По смерти родителей старший брат Косьмы Иаков отдал его к родственникам-причетникам в школу при Киево-Подольской церкви, где Косьма усовершенствовался в чтении и письме. Заметивши в нем прекрасные способности и отличные успехи, родственники упросили префекта Киевской академии, бывшего настоятелем Братского монастыря, взять Косьму к себе в послушники, и он исполнил их просьбу. Заметивши в своем послушнике отличные способности и поведение, архимандрит определил его в Киевскую академию, где он и окончил курс наук. Когда благодетель его архимандрит был посвящен в епископа Смоленского, то взял с собою в Смоленск и своего питомца. Здесь он принял монашество, с наречением Павлом, и сначала был учителем, а по возведении в 1810 г. в сан архимандрита – ректором Смоленской семинарии и настоятелем Авраамиева монастыря. Во время отечественной войны 1812 г., когда враги приближались к Смоленску, еп. Смоленский и архиманд. Павел, скрывши церковные драгоценности и капитал, выехали в Харьков. Но на пути епископ скончался. Похоронивши своего благодетеля, архим. Павел последовал в Харьков, где и жил некоторое время. 17-го февраля 1817 г. он был посвящен в епископа Харьковского, а 26 января 1826 г. был переведен в Астрахань. Архиепископ Павел был строгий архипастырь, при том же пылкого характера. По-этому духовенство, особенно сельское, боялось его. При обозрении им епархии, священно-церковно-служители нередко прятались от него, а иные от страха не могли прочитать ему заповедей Божиих.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1 . Первым епископом переславской епархии был архиепископ Арсений Могилянский, синодальный член, поставленный из архимандритов Троицко-Сергиевой лавры; почему и именовался «Переславским и Дмитровским и архимандритом Свято-Троицкия лавры». Посвящение его во епископа происходило в придворной церкви 25 июля 1744 года. Так как он состоял членом Синода, то в помощь ему для управления епархиею указом Синода 1745 года марта 30 дан был викарный епископ. Таким был Серапион, посвящённый во епископа из архимандритов Калязинского монастыря. Ему велено было именоваться «епископом Можайским и Волоколамским» и быть коадъютором Переславской архиепископии, и жить в Переславском Никитском монастыре. Можайская епархия при этом была присоединена (1749 года) к переславской. На ектениях при священнослужении определено было возглашать так: «о преосвященнейшем архиепископе нашем Арсении и боголюбивом епископе Серапионе». 1752 года июня 26 архиепископ Арсений за болезнью был уволен от члена Синода, епархии и архимандрита Троицкой лавры и назначен, согласно его прошению, на жительство в Новгород-Северский монастырь черниговской губернии. 2 . Серапион. Поступил он в управление епархиею на место Арсения в 1752 году. По смерти же Арсения, указом 1753 года февраля 28 повелено ему быть настоящим Переславской и Дмитровской епархии всея архиереем. Правил он, впрочем, только до 29 октября того же года и переведён был в вологодскую епархию. Недолгое правление этого архипастыря ознаменовалось весьма важным событием: в 1753 году он учредил в Переславском Даниловом монастыре епаршую семинарию, в которой преподавались науки философские и богословские. 3 . Амвросий. Поступил он на переславскую епархию в 1753 году из архимандритов ставропигиального «Новый Иерусалим» монастыря. Посвящение его во епископа происходило 7 ноября в московском Успенском соборе. В указе святейшего Синода от 29 сентября, между прочим, написано: «и чинить ему как духовным церковнаго клира, так и всякаго звания светским служителем яко пастырю и командиру достодолжное послушание и повиновение». Пребывание ему назначено было иметь в монастыре «Новый Иерусалим», в который переведена и консистория; в Переславле же осталась кафедральная контора консисторских дел; но преосвященный Амвросий заботился и об устроении кафедрального Горицкого монастыря. Он устроил в нём соборную церковь во имя Успения Божией Матери; величие этой церкви поражает каждого и в настоящее время. На освящение её в 1759 году к 25 декабря приглашены были все настоятели мужских монастырей Переславской епархии. Он также застроил по образцу Ново-Иерусалимского монастыря громадное здание, названное Гефсиманиею; но, к сожалению, не привёл его к окончанию за переведением своим в 1701 году (марта 7) в Крутицкую епархию. Начатые им громадные постройки представляют в настоящее время одни грустные развалины. Из Крутицкой епархии преосвященный Амвросий был переведён в Москву, где в 1771 году взбунтовавшимся во время моровой язвы народом был убит.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

11 марта 1771 года он определен настоятелем в Златоустов монастырь, но и после этого имел надзор за Угрешским монастырем. На него же было возложено 17 марта управление Перервинским в который была переведена и братия Угрешского монастыря, обращенного по случаю моровой язвы в лазарет. 7 апреля 1771 года он почувствовал лихорадку, а затем припадки водяной болезни, от которой и скончался 2 сентября, в 6 часу пополудни. После него остался серебряный ковчег, в котором хранились, кроме святых мощей (четыре частицы) неизвестных угодников, две части ризы Господней. Этот ковчег завещан был игуменом своему родному брату - чиновнику Семену Козмичу Протопопову. Тело его было погребено в Андрониковом Игумен Гедеон - настоятель Сретенского монастыря в 1770 году О нем сохранилось немного сведений. Родом он был из малороссиян. С 1763 по 1768 год был настоятелем Угрешского монастыря. 4 декабря 1768 года по указу преосвященного Амвросия отрешен от В 1770 году назначен в Сретенский Чума 1771 года Страшным событием в эти годы стала эпидемия чумы, охватившая Москву в 1771 году. С 1768 года Россия вела войну с Турцией. Вступившим в Молдавию русским войскам пришлось действовать в местностях, охваченных чумою, и в конце 1769 года ее жертвою сделался отряд, расположенный в Галаце. Болезнь быстро охватила Подолию и Украину . В августе 1770 года чума свирепствовала в Киеве, Чернигове, Козельце и других малороссийских городах, проникла в Севск и Брянск. Попытка защитить Москву от эпидемии устройством ряда санитарных застав со стороны Украины в уездных городах оказалась безуспешной. В декабре 1770 года заболело несколько служителей московского военного госпиталя на Введенских горах. В марте болезнь охватила рабочих Большого суконного двора за Москвой рекой, у Каменного моста. Суконный двор был закрыт, и все больные были переведены в быстро оборудованную «опасную» больницу в Николо- Угрешском монастыре. Очаги эпидемии были найдены и в других районах Москвы. Особые изоляционные помещения были открыты при монастырях: Покровском, Симонове и

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

19 . СИЛЬВЕСТР Новопольский, с 1757 по 1760 годы. В 1761 году скончался в этом же монастыре. 20 . ГЕДЕОН Сломинский, из Ректоров Московской Академии и Архимандритов назначен в 1761 году, Августа 9, но того же года Сентября 4 переведён в Ставропигиальный Крестовоздвиженский Бизюков. 21 . ПАНКРАТИЙ Черниский, переведён из Архимандритов Ставропигиального Бизюкова монастыря в 1761 году, Сентября 4. 22 . ИОВ. Упоминается в 1762 году; но с 1763 года паки Настоятелем был предшественник его ПАГКРАТИЙ по 1771 год, в котором и скончался. Архимандриты и Ректоры Черниговской Семинарии 23 . ИЕРОФЕЙ Малицкий, с 1774 года, Апреля 3, из Игуменов Домницкого монастыря произведён в Архимандрита в Елецкий и определён Ректором Черниговской Семинарии, потом был Епископом Черниговским и наконец, Митрополитом Киевским. Скончался в 1799 году, Сентября 2 дня. 24 . ИГНАТИЙ Максимович, в 1789 году, Января 15 переведён из Архимандритов Первоклассного Троицкого Калязина монастыря. В 1798 году скончался и погребён в этом монастыре. 25 . ХРИСТОФОР Сулима, в 1794 году, Мая 20, переведён из Архимандритов пустынно-Харлампиева Гамалеевского монастыря; потом Епископ Слободский Украинский. Скончался в 1813 году. 26 . ФЕОФАН I Шиянов, в 1797 году переведён из Архимандритов Нежинских; потом был Викарием Киевской Митрополии, а, наконец, Епископом Полтавским. 27 . АФАНАСИЙ Корчаков, в 1799 году, Апреля 8, переведён из Архимандритов Киево–Выдубицкого монастыря и Киевской Академии Вице-Ректоров. Ныне Епископ Саратовский и Пензенский. 28 . ФЕОФАН II Романовский, в 1812 году, Февраля 22, переведён из Архимандритов первоклассного Островского монастыря и Ректоров Волынской Семинарии. Скончался Января 1 дня, 1813 года. 29 . ФЕОФИЛ Татарский, переведён из Архимандритов Новгородского Вяжицкого монастыря и Ректоров Новгородского уездного Духовного училища в 1813 году, Июня 3; а Сентября 24 того же года определён Ректором Черниговской Семинарии и присутствующим Дикастерии. Примечание: В этом Черниговском Елецком монастыре Архимандриты издавна употребляют в священнослужении отличия следующие: мантию носят со скрижалями бархатными зелёного цвета с вышитыми на них изображениями первоверховных Апостолов – на правой стороне – Петра, а на левой – Павла. Жезл употребляют среброкованый Епископский; при входе в церковь со звоном поётся достойно есть во всё продолжение чтения входной. Входят в алтарь и исходят в царские врата в мантии без Епитрахили; служат на коврах; по пропетии приидите поклонимся бывает каждение и пение Святый Боже в алтаре; по достойне бывает возглашение от перводиакона: Святейший Правительствующий Синод и проч., Царские врата отверзты до причастна. Грамот же жалованных на преимущества не имеется. Успенский Епифанский монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

51 . СЕРАПИОН II. Из Отроча монастыря. В 1741 году. 52 . ИОАННИКИЙ Скобовский. Из Отроча монастыря. В 1745 году. 53 . ВАРЛААМ II. Из Желтикова монастыря. В 1748 году, Декабря 23. 54 . ФЕОДОСИЙ III. Из Желтикова монастыря. В 1755 году, Мая 25, потом был Епископом Тамбовским, где и скончался. 55 . ИОАСАФ VI. Из Отроча монастыря. В 1758 году, Сентября 11 дня. Скончался в сем монастыре. 56 . АРСЕНИЙ I Верещагин из Отроча монастыря. В 1771 году, Сентября 26. Потом хиротонисан в Епископа Архангелогородского. После того был Епископом в Твери, а наконец Ростовским Архиепископом, и в 1798 году Членом Святейшего Правительствующего Синода. Скончался в Санкт-Петербурге. Тело же его погребено в Колязине монастыре в соборной церкви, по левую сторону Преподобного Макария 123 . 57 . ТИХОН III. Из Отроча монастыря в 1774 году, Января 31. 58 . ВИКТОР Лодыженский. Переведён из Курского монастыря. Он в бытность свою в Санкт-Петербурге на чреде священнослужения и Святейшего Правительствующего Синода Членом скончался в 1775 году. 59 . ИЛАРИОН. Переведён из Ставропигиального Киевомежигорского монастыря в 1775 году. Потом был Епископом Переяславским, после Новгородско-Северским, где и скончался в 1799 году, Января 13. 60 . СТЕФАН. Переведён из второклассного Борисоглебского монастыря, что в Торжке, в 1776 году, Сентября 14, потом уволен был от управления монастыря с пенсией и скончался в Отроче монастыре в Твери. 61 . ФЕОКТИСТ Мочульский. Переведён из Полтавского Крестовоздвиженского монастыря в 1781 году, Марта 4. Потом был Епископ Севский, а ныне Архиепископ Курский и Белгородский и ордена Св. Александра Невского и Св. Анны 1 класса Кавалер. 62 . ИГНАТИЙ II. Из Новгородского второклассного Николаевского Вяжицкого монастыря. В 1783 году, Ноября 22. После переведён был в Черниговский Елецкий монастырь, где и скончался. 63 . АРСЕНИЙ II Москвин. Из Игуменов Желтикова монастыря, произведён в Архимандрита в 1789 году, Февраля 11 дня в Санкт-Петербург. После был Епископом Старо-Русским, а наконец Воронежским и ордена Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

В 1726 г. больной писал из Петербурга к архиепископу крутицкому Леониду, первоприсутствующему в духовной дикастерии, завещая в Златоустов монастырь серебряный позолоченный крест со св. мощами и до 12-ти разных книг, преимущественно из отеческих писаний. Он скончался 19-го апреля того же года. За ним следовали архимандриты: 2 . Спиридон (1726–1734), в мире Степан Андреевич, сын причетника Владимирского уезда, Иеропольской волости, Николаевской, в Горах, церкви. Он был священником при московском Казанском соборе, что у Воскресенских ворот; в монашество пострижен в Казанском Зилантовом монастыре архимандритом Евфимием 1710 г, – на 40 году своей жизни. В 1727 г. по именному указу императрицы, определен настоятелем Златоустова монастыря, и того же года 19-го января преосвященным Феофилактом, архиепископом тверским и кашинским, произведен в сан архимандрита. Скончался 1734 года, февраля 9-го. 3 . Лаврентий (1735–1758) 90 . В 1751 г., апреля 19-го, поручен ему надзор над благочинными священниками (в Москве). Кроме того, он был членом следственной о раскольниках комиссии 91 , и другой комиссии, составленной в ноябре 1755 года для осмотра церквей в Белом городе, поврежденных от пожара в 1748 г. и оставшихся необстроенными и неисправленными. Увидя в одном доме (1752 г., марта 15) крестьянина, слагавшего персты по обычаю раскольников, о. Лаврентий заметил ему, что он поступает так «противно православной греческого исповедания церкви». А тот, с великим азартом устремившись на почтенного старца, схватил его за рясу так, что едва не задушил... В последние годы своей жизни архимандрит тяжко заболевал, напр., в июле 1756 г., в мае 1757 и в последней половине июня 1758 года, в котором он скончался 92 . 4 . Иосиф (1759–1771) из малороссиян. Он прибыл в Москву 23-го января 1758 года вместе с митрополитом Тимофеем, переведенным из Киева на московскую кафедру; 14 мая сделан наместником Чудова кафедрального монастыря и членом консистории. В следующем 1759 г., января 8-го, посвящен в архимандрита Златоустова монастыря; 1767 года, 25 мая, уволен от присутствия в консистории; 1771 года, марта 11-го, переведен в Спасский Новгородо-Северский монастырь, черниговской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

1) Амвросий (Андрей) Зертис-Каменский, вступил в монашество в 1739 г., а в 1740 г. наименован префектом семинарии. Трудолюбивое исполнение обязанностей звания, особенное искусство в проповедании Слова Божия и добродетельная жизнь сделали его достойным высших наград. В 1748 г. Государыня Императрица Елизавета Петровна Высочайшим указом, данным св. Синоду, повелела посвятить его в сан архимандрита ставропигиального Воскресенского Новоиерусалимского монастыря, с пожалованием в члены св. Синода. В 1753 году Амвросий рукоположен в епископа Переяславской епархии, ближайшей к Воскресенскому монастырю, в котором он остался настоятелем, для приведения к концу монастырских построек; в 1761 г. переведен на епархию Сарскую и Подонскую, октября 7 пожалован архиепископом; а в 1768 г. переведен в Москву, где принял мученическую смерть от изуверной черни во время моровой язвы, 16 сентября 1771 г. 2) Сильвестр (Симеон) Страгородский, родился в 1725 г. от священника придворной Благовещенской церкви в Царском Селе Игнатия Гаврилова. Императрица Елизавета Петровна, бывшая тогда Великою Княжною, воспринимала его от купели. В 1736 г. он был отдан в Александроневскую семинарию и, по смерти родителя, содержался на скудные средства матери, получая небольшую помощь от префекта Амвросия Зертис-Каменского. К этой скорби присоединилась глазная болезнь, которая заставила его в 1743 году, до окончания курса, выйти из семинарии 50 . Получив малое облегчение, он опять вступил в семинарию, был в ней учителем низших классов и дошел до риторики; в 1748 г. при пострижении в монашество наименован Сергием, но после из признательности к С.-Петербургскому архиепископу Сильвестру Кулябке, который был к нему очень расположен, принял его имя; в 1753 г. определен префектом семинарии, а в 1756 – ректором. 3) Иоанникий Святковский, иеромонах, из учителей здешней семинарии, с 1756 г.; в 1758 г. произведен в архимандрита Новгородского Вяжицкого монастыря; отсюда переведен в Юрьев, где и скончался. 4) Гавриил Огинский, иеромонах, в 1758 г. синодальным членом Сильвестром, архиепископом С.-Петербургским, вызван из Черниговской семинарии, в которой был десять лет учителем и проповедником, и определен на класс философии; в 1760 назначен префектом семинарии; в 1762 г. января 16 произведен в архимандрита Антониева Сийского монастыря (Арх. губерн.), определен ректором семинарии и присутствующим в консистории.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

58 Собор. Зак. 1711 февр. 17 д. Инструкция 1771 г. апр. 8. ук. 1789 г. (13,566. 13,592. 17,117. 17,144) Инструкция заключала в себе наставления: а) чему учить и в каком виде предлагать учение? б) как вести себя при преподавании учения? в) как вести себя во время разъездов? Гаий в конце 1799 г. переведен был в Саратов, и после того уже не было Епископа в Моздоке. Истор. Иер. 1, 230. 59 Собр. Зак. Т. 22. 2579. Ист. Грузии. Иер. стр. 72 – 77. В Христ. Чт. 1822 г. статьи: Обращение Осетинцев, ч. 5, стр. 209 – 218. Отечеств. Записки за 1845 6. Смесь стр. 101. Об Удах, а частию и об Осетинцах, Яновский: Древняя Албании; в Ж. М. Нар. Просв. 1846 г. декаб. О последних Клапрот, но с ошибками, в Очерках Пассека, кн. 1, 1838 г. Спб., Уды, населявшие всю Шеку, или половину всей древней Албании, приняли христианство от Елисея, ученика Ап. Фаддея. Нашествием Тамерлана окончилось влияние Греческой Церкви на Албанию, и магометанство стало распространяться; Армяне поддерживали однако христианство в Шеке: но при Шахе Надире, сын священника, приняв мусульманство, провозгласил себя ханом, и силою принудил Удов принять Коран. Это было около 1640 г. Таким образам Уды до того омагометанились или обармянились, что каждый приймет их за коренных Татар или Армян. Ныне только 400 семейств в округе Кабалы удерживают свой язык и имя Удов; из них 150 семейств греческого исповедания. 60 «Быть ли Кабардам за Россиею, – оставить на волю Крымского Хана», говорил трактат. И в нем же Кубанцы оставлены под властью Чингидов (Сумарокова История Екатерины 1,259. 260). А при Петре Витсен (Nord en-Oost Tartarye, Amsterd. 1705 р. 592) писал: «Керкесы (Черкесы), живущие недалеко от Азова, – христиане, как и Абхазцы» О Шах-Мансуре Ж. Мин. Внут. Дел. 1843 г. в статье: о Ставрополе. 61 Собр. Зак. ук. 1789 и 1790 г. 11,117. 11,135. 11,144. Гаий, Моздокский Епископ, в 1799 г. переведен в Саратов и после него не было уже в Моздоке Епископа. Остатки христианства между закубанскими племенами – в газете: Кавказ 1846 г. 40. 42.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010