Облик О. описан в Строгановском толковом иконописном подлиннике кон. XVIII в. (среди 130 Киево-Печерских преподобных; все без указания дней памяти): «Сед, брада Феодосиева (прп. Феодосия Киево-Печерского,- Авт.), на главе клобук черн, риза преподобническая дичь, испод празелень, руки у сердца, наперекрест, правую на левую наложил» (БАН. Строг. 66. Л. 313, «правая страна», 36-й; то же в т. н. Клинцовском подлиннике - РНБ. Тит. 4765, кон. XVIII в.; см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. 383. С. 188-189). Данное описание является одним из ранних известных примеров фиксации в иконописном подлиннике «соборной» иконографии Киево-Печерских чудотворцев, сложение которой происходило в 80-е гг. XVII в. на фоне установления в этот период почитания Собора всех Киево-Печерских преподобных отцов. По замечанию Д. А. Ровинского, первые гравюры с композицией «Собор Киево-Печерских святых» датируются кон. XVII в. и 1-й пол. XVIII в. ( Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 623. 1506; 1507). Вне зависимости от техники исполнения (эстампы, иконы, эмалевые образки) в изображениях композиции «Собор Киево-Печерских святых», следующих традиц. схеме, образ О. узнается по ряду признаков - основным является устойчивое место в композиции: преподобный находится в левой группе святых, почивающих в Ближних пещерах, к-рую возглавляет прп. Антоний Печерский, в 11-м снизу ряду, вторым в «пятерице» преподобных, за прп. Нектарием Послушливым (Послушником) и перед преподобными Паисием Пустынником, Спиридоном Чудотворцем и Прохором Лободником; как и все святые этой «пятерицы», обращен в 3/4-ном повороте вправо, к центру. О. представлен обычно оплечно (или оглавно, часть лика может быть скрыта нимбом святого из нижерасположенного ряда), на голове - куколь (или клобук); средовеком (реже седовласым старцем), с незначительной проседью в темных волосах, с бородой средней длины; в нимбе при имени надпись «Молчальник». К традиц. варианту иконографии относятся гравюры (напр., 1756 г. Василия Белецкого (РГБ); сер. XVIII в. Мартина Нехорошевского (Там же. С. 621. 1509); 1771 (1774) г. Иоанна Кончаковского (Там же. 1510) и мн. др. (Там же. С. 621. 1505. С. 623. 1511-1518; Кн. 4. С. 761. 1505 а; С. 761-763. 1517)); иконы (напр., из Киево-Печерской лавры, 2-я пол. XVIII в., НКПИКЗ (Православная икона России, Украины, Беларуси: Кат. выст. М., 2008. С. 116-117); посл. трети XVIII в. (1771 г.?), ИОХМ (Иркутские иконы: Кат./ИркОХМ; сост.: Т. А. Крючкова. М., 1991. С. 62. Кат. 28); из мастерской Киево-Печерской лавры, 1-й трети XIX в., КБМЗ, и сер. XIX в., Троицкий собор Успенского жен. мон-ря в Александрове; иконописца из посада Клинцы Суражского у. Черниговской губ. (ныне город в Брянской обл.), 2-я пол. XIX в., собрание Ф. Р. Комарова, и мн. др.); литографии (напр., 1893 г., ГЛМ; хромолитография кон. XIX - нач. XX в., Почаевская Успенская лавра) и мн. др.).

http://pravenc.ru/text/2578445.html

Когда наутро открыли крышку гроба, то митрополит Евгений увидел спящего в полном нетлении того же самого архиерея, в том же самом облачении, который ему явился ночью. Митрополит стал со слезами класть поклоны, целовать его руки... Наконец открыли, что это митрополит Тобольский Павел, погребенный там 57 лет назад. Митрополит отслужил по нем панихиду и ветел оставить на месте его гроб.  Богомольцы посещали его. Когда церковнослужители подымали крышку его гроба, то богомольцы видели, как живого, спящего уже более 100 лет святителя. У него были русые волосы и борода; спокойное лицо с закрытыми, несколько впавшими глазами. Руки были сложены на груди. Он покоился в митре и полном облачении.  К лику святых святитель Павел Тобольский был присоединен Собором 1917—1918 гг. Судьба мощей его после взрыва Великой лаврской церкви в 1942 г. не известна. Святитель Софроний, епископ Иркутский (+ 1771) Память его празднуется 30 марта в день преставления, 30 июня в день прославления и 10 июня вместе с Собором Сибирских святых Святитель Софроний, в миру Стефан Кристалевский, родился в 1704 г. в Черниговском полку (отец его — служивый крестьянского происхождения), в Переяславской епархии на Украине, и постригся в  одном из местных монастырей.  Он  был наместником  в Петербургской Александро-Невской лавре в сане архимандрита. В 1753 г. он был назначен  епископом Иркутским  в Сибири, где и скончался в 1771 г. Во все время от кончины своей, 30 марта, до отпевания и погребения — 8 октября, то есть 6 месяцев и 9 дней, святитель Софроний находился во гробе в Казанском приделе. Несмотря на столь длительный срок, тело его не показало никаких признаков тления. После погребения всеми почитаемого архипастыря память о нем сохранялась среди благочестивых иркутян. В 70-х гг. прошлого столетия нетленное тело святителя было вторично открыто, оно было совершенно целое и благоухало. Рука, держащая крест и разрешительную молитву, была бела как снег. Мантия святителя через 100 лет осталась столь же крепкою, как бы недавно была положена. И все это несмотря на большую сырость в пещере (летом от сырости не только стены пещеры, но и гроб были мокрыми, и висели капли воды). Число приходящих ко гробу святителя, ища себе у него заступничества пред Господом, было велико. Приведем один пример его явной помощи. 

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2368...

В этом храме три картины (дар храмоздательницы) принадлежат кисти знаменитого испанского живописца Мурильо и приобретены были за весьма дорогую цену; б) в соборном Покровском храме дары графини: напрестольное Евангелие м. [п.] 1759 г., обложенное серебряными досками весом 2 пуда 22 ф., в 15 000 р. ассигнациями, и серебряный вызлащенный потир с дискосом, бриллиантовое перо, изумруд, бриллиантовые знаки ордена св. великомученицы Екатерины, высочайше пожалованные графине, орденские звезда и крест, по ее желанию возложены на ризу чудотворной иконы. Графиня Марья Родионовна Панина прислала в дар Евангелие м. [п.] 1759 г. в 5 000 р., весом в 1 пуд и 30 ф., на сем Евангелии надпись: «Сие Евангелие Христа Спасителя прислано в Ахтырскую новопостроенную церковь графинею Мариею Родионовною Паниною в 1771 году, ради ежедневнаго за упокой поминовения о душах в Бозе почивших родителей ея, барона Родиона Кондратьевича Вейделя и супруги его, баронессы Елизаветы Богдановны, урожденной Пассековой, коих тела ею же дочерью их перенесены и положены в сию св. церковь 1770 года мая 18 дня». Серебряный вызлащенный потир с дискосом и звездой пожертвован графом Паниным. На дискосе надпись: «1771 года работы сей потир со всей принадлежащею к нему, на приношение безкровной жертвы, утварью поднесен в дар вкладом в храм пресвятыя Богоматери Ахтырския от графа Панина, известнаго по покорению города Бейдер и по низложению им самозванца Пугачева, по Бозе усопшей супруги его графини Марии Родионовной, рожденной Вейделевой и погребенной в храме сем при гробах родителя и родительницы ея, принесенных попечением ея из отдаленных мест». В 1768 г. граф Сергей Борисович Шереметьев принес в дар храму: а) небольшой золотой крест с мощами 13 святых, украшенный бриллиантами в небольшом киоте, б) копию с чудотворной иконы Ахтырской Божией Матери в серебряной вызлащенной ризе с приделанными по краям оной несколькими ковчежцами, в коих под стеклом вложены частицы мощей разных святых. Вообще Покровский собор время от времени украшался пожертвованиями боголюбивых чтителей его святыни; на эти пожертвования разновременно устроены в нем следующие достопримечательные принадлежности храма: 1) престол в главном храме обложен со всех четырех сторон и сверху бронзовыми досками и украшен серебряными посреди священными изображениями; 2) риза на чудотворной иконе из чистого золота, украшенная драгоценными камнями, дарами богомольцев; 3) в иконостасе 7 икон покрыты серебряными ризами; 4) каменная колокольня с храмом в честь входа Богоматери во храм и колокол в 250 пудов; 5) каменная ограда вокруг храмов и колокольни, а за оградою два каменных дома, в которых с 1819 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Архиепископы Архангельские: Арсений, бывш. Элассонский (1597-1615), Стефан, бывш. Суздальский (упом. в 1660-1661/62), Иоаким (Дьякович), бывш. еп. Сербославянский и Оршанский (упом. в 1667/68-1674/75), Иосиф, бывш. Коломенский и Каширский (1675-1681), Никита, бывш. еп. Звенигородский (1681), Никодим (Сребницкий), бывш. еп. Черниговский (1740-1742), Лев (Юрлов), бывш. еп. Воронежский (1742-1755). Настоятели А. с. Протопопы: Иоанн (упом. в 1439), Иоанн (упом. в 1454-1463), Михаил (упом. в 1507), Иуда (упом. в 1518-1519), Симеон (упом. в 1542-1550), Тимофей Яковлев (упом. в 1551), Евстафий (упом. в 1564-1565), Григорий Иванов (упом. в 1569-1570), Иоанн (казнен по приказу Иоанна IV 27 нояб. 1575), Василий (упом. в 1584-1585), Григорий (упом. в 1593), Димитрий (упом. в 1599-1608), Иоанн (упом. в 1613-1630), Григорий (упом. в 1634-1643), Никифор Матвеев (упом. с 1645, (ок. 1657), Кодрат (упом. в 1658-1672), Феодор (упом. в 1675-1691), Петр Васильев, духовник Петра I (упом. в 1696-1703), Иаков Михайлов (назначен в 1723, упом. до 1734), Василий Иванов, бывш. духовник императрицы Анны Иоанновны (назначен в 1741, упом. до 1745). Протоиереи: Иоанн Комаровский (упом. в 1749 (1771), Петр Алексеев (1771-1801), Димитрий Иоаннович Лавровский (1801-1811), Алексей Феодорович Шумилин (1811-1813), Иаков Димитриевич Никольский (1813-1816), Герасим Алексеевич Попов (1816-1818), Иоанн Иоаннович Русинов (1818), Василий Иоаннович Кутневич (1818-1833), Арсений Иоаннович Тяжёлов (1833-1855), Петр Евдокимович Покровский (1855-1871), Михаил Измайлович Богословский (1871-1880), Александр Георгиевич Невский (1888-1892), Валентин Николаевич Амфитеатров (1892-1901), Павел Григорьевич Извеков (1905-1909), Димитрий Павлович Лавров (1910-1914), Николай Димитриевич Извеков (1915-1918). А. В. Маштафаров Арх.: РГАДА. Ф. 135. Оп. 1. Отд. 1. Руб. 1. 30/5; Ф. 154. Оп. 1, 81; Ф. 196. Оп. 1, 1736. Оп. 3, 1510; Ф. 248. Оп. 1, 781; Ф. 280. Оп. 3, 79, 285, 508, 742; Ф. 281. Оп. 21, 15168; Ф. 1209. Стб. по Москве 471/32859, 726/32991, 728/32992; ОПИ ГИМ. Ф. 406. 76508/3697; Ф. 441. Оп. 1, 30; Архив СПбФИРИ. Ф. 238. Оп. 2. Карт. 33. 33, карт. 61. 1, 2.

http://pravenc.ru/text/76446.html

Антонием Киево-Печерским (М. предпоследний, перед ним святые Михаил, митр. Киевский, и Симеон, еп. Суздальский, за ним Ефрем, еп. Переяславский). Как и др. иерархи (кроме митр. Михаила), М. изображен в подряснике, мантии, с омофором, на голове митра. Характерной деталью изображения М. в данной композиции является жест крестообразно сложенных на груди рук. Данное расположение, как и указанные черты образа М., является постоянным для иконографии «Собора…»; такая схема воспроизводилась вплоть до кон. XIX в. на большом количестве гравюр и литографий начиная с 1-й пол. XVIII в. (см.: Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 623. 1506; 1507 - с датировкой кон. XVII в.): напр., на киевской гравюре мастера Василия Белецкого (1751; 1756 - РГБ); на гравюре почаевского мастера 2-й пол. XVIII в. Иосифа Гочемского; на гравюре 1771/74 г. работы Иоанна Кончаковского и ее копии 1821 г. работы Герасима Проценко (Там же. Кн. 3. С. 621-633. 1505-1518; Кн. 4. С. 761-763. 1505а, 1517). Изменения в иконографии святого появляются, очевидно, в связи с недостаточной ясностью для художника образца или с желанием его унифицировать. Так, на тонолитографии 1893 г. (ГЛМ) у М. оставлена в поле зрения только правая рука, но не с благословляющим жестом, как и у др. архиереев в этом ряду, а лежащая на груди; на раскрашенных гравюрах 1-й трети и 1-й четв. XIX в. (ГЛМ; РГБ) все архиереи в этом ряду изображены с благословляющей десницей; на хромолитографии 1894 г. (РГБ) правая рука М. лежит на ладони левой и т. д. К изображениям «Собора...», точно передающим начальную схему композиции, в т. ч. с характерным жестом М., относятся иконы: 2-й пол. XVIII в. из Киево-Печерской лавры (НКПИКЗ); посл. трети XVIII в. (1771 (?), ИркОХМ); XVIII в. (в среднике 3-створчатого складня, створки XIX в., ЦМиАР); 1-й трети XIX в. (КБМЗ); 2-й пол. XIX в. из посада Клинцы Суражского у. Черниговской губ. (ныне город Брянской обл.) (собрание Ф. Р. Комарова) и др. На иконе сер. XIX в. из мастерской Киево-Печерской лавры (Троицкий собор Успенского жен.

http://pravenc.ru/text/2563006.html

Адвокат Черниговской епархии Александр Шамко считает действия министерства и его местной структуры — Национального заповедника «Чернигов древний» — противозаконными. По словам адвоката, епархия два года обращалась к администрации заповедника с просьбой разрешить реставрационные работы — в частности, ремонт Преображенского собора, но представители музея либо прямо отказывали, либо вообще не давали никакого ответа. Сейчас же, «не дожидаясь решения судов, они в силовом противоправном порядке произвели опечатывание и замену замков», — отметил юрист. Представители Министерства культуры обещают обследовать все 26 памятников архитектуры, которые относятся к имущественному комплексу заповедника. Однако в ведомстве не скрывают, что настоящая цель работы комиссии во главе с Марьяной Томин — отобрать храмы у Украинской Православной Церкви. Пресс-служба министерства прямо называет ее «комиссией по приему-передаче государственного имущества» и сообщает, что «одной из задач комиссии МКИП является принятие государственного недвижимого имущества Национального архитектурно-исторического заповедника " Чернигов древний " в собственность государства от временных пользователей». Как сообщает Союз православных журналистов, в феврале 2023 года заповедник «Чернигов древний» заявил об окончании срока действия договоров о пользовании памятниками архитектуры — Елецким и Троицким монастырями и Преображенским собором — и потребовал от Черниговской епархии Украинской Православной Церкви покинуть святыни. Епархия, ссылаясь на закон «О свободе совести и религиозных организациях», обратилась в суд с исками, в которых просит признать договоры действующими. Служба коммуникации ОВЦС / Патриархия.ru Календарь ← 12 апреля 2024 г. (30 марта ст.ст.) пятница Прп. Иоанна Лествичника (649). Свт. Софрония, еп. Иркутского (1771). Прор. Иоада (X в. до Р. Х.). Апп. Сосфена, Аполлоса, Кифы, Кесаря и Епафродита (I). Св. Еввулы, матери вмч. Пантелеимона (ок. 303). Прп. Иоанна безмолвника (VI). Прп. Зосимы, еп. Сиракузского (ок. 662).

http://patriarchia.ru/db/text/6065409.ht...

Господи, помилуй. (Трижды.)   По сем глаголи со умилением сия стихи: Утверждение на Тя надеющихся,/утверди, Господи, Церковь,/юже стяжал еси//честною Твоею кровию. (Поклон.) Под Твою милость/прибегаем, Богородице Дево:/молений наших/не презри в скорбех,/но от бед избави нас,/Едина Чистая и Благословенная . (Поклон.) Пресвятая Богородице, спаси нас. (Поклон.) Вси святии земли нашея, молите Бога о нас. (Поклон.)   И заключительные поклоны. Боже очисти мя грешнаго (грешную) и помилуй мя. (Поклон.) Создавый мя Господи, помилуй мя. (Поклон.) Без числа согреших, Господи, помилуй и прости мя грешнаго (грешную). (Поклон.) Молясь об Украине, нам уместно прибегать к заступничеству святых: Святого апостола. Андрея Первозванного (+ ок. 67, память 30 ноября), святых равноапостольных князя Владимира (+ 1015, память 15 июля)  и княгини Ольги (+ 969, память 11 июля), святых мучеников варягов Иоаннаи  Феодора (+ 983, память 12 июля), святых благоверных князей страстотерпцев Бориса (+ 1015, память 2 мая, 24 июля) и Глеба (+ 1015, память 2 мая, 24 июля, 5 сентября) и благоверного великого князя и инока Игоря Черниговского, страстотерпца (+ 1147, память 5 июня, 19 сентября); святых благоверных князей. Ярослава Мудрого (+ 1054, память 20 февраля), Владимира Мономаха (+ 1125), святителей Михаила, (+ 992/998, память 15 июня, 30 сентября), Илариона (2-я пол. XI в., память 21 октября), митрополитов Киевских, святителей Московских, митрополитов Киевских Петра (+ 1326, память 24 августа, 21 декабря), Феогноста (+ 1353, память 14 марта), Алексия (+ 1378, память 12 февраля, 20 мая), Киприана (+ 1406, память 27 мая, 16 сентября), Фотия (+ 1431, память 27 мая, 2 июля), Ионы (+ 1461, память 31 марта, 27 мая, 15 июня), Макария (+ 1497, память 1 мая), святителя Филарета (Амфитеатрова) , митрополита Киевского (+ 1857, память 21 декабря), Святителя Игнатия Мариупольского (1715-1786, память 3 февраля), святителей Исаии , епископа Ростовского (+ 1090, память 15 мая, 23 мая), Мины , епископа Полоцкого (+ 1116, память 20 июня), Феоктист а, епископа Черниговского (+ 1123, память 5 августа), Симона, епископа Суздальского (+ 1-ая пол. XII в.), Нифонта , епископа Новгородского (+ 1156, память 8 апреля), Лаврентия , епископа Туровского (+ 1194, память 29 января), Дионисия , архиепископа Суздальского (+ 1385, память 26 июня, 15 октября), Феодосия,, архиепископа Черниговского (+ 1696, память 5 февраля, 9 сентября) Димитрия , митрополита Ростовского (+ 1709, память 21 сентября, 28 октября) Иоанна , митрополита Тобольского (+ 1715, память 10 июня). Иннокентия, (+ 1731, память 9 февраля, 26 ноября), и Софрония (+ 1771, память 30 марта, 30 июня), епископов Иркутских, Иоасафа , епископа Белгородского (+ 1754, память 4 сентября, 10 декабря); священномученика Арсения (Мацеевича) , митрополита Ростовского (+ 1772, память 28 февраля), Феофана , затворника Вышенского (+ 1894, память 10 января), Иоанна Шанхайского,

http://pravmir.ru/pomolimsya-ob-ukraine/

По ведомости 1771 года, в Елецком монастыре было: 8 иеромонахов, 8 иеродиаконов, из которых один «начальник хлебный», 5 монахов, из которых один – «палатный». 4 О том, что блаженный епископ Зосима оставил в Елецком монастыре синодик, сомневаться не следует, хотя кто-то и горячился против этой исторической правды. Галятовский так повторяет слова синодика Зосимы: «Бо синодик албо поминник Пресвятой Богородицы Елецкой от епископа Черниговскаго Зосимы Прокоповича написаной, сведчит, же на том месцу Святослав Ярославич князь черниговский от створения света року 6568 мурованую церковь Пресвятой Богородицы Елецкой збудовал». «Скарбница», с.3. 5 «Скарбница», лист 3. Заметим здесь, что в 1759 году архимандрит Сильвестр, выполняя указ Синода о доставлении в Синод планов монастырских, приложил к своему донесению первую главу «Скарбницы», названную «Первым чудом Богоматери». Об этом черновое дело в архиве монастыря. 13 В описи монастырских имуществ, написанной при святом Димитрии Савиче и по местам поправленной его рукой, об Авдеевке и Горбове сказано: «Тые обе две села были воеводства черниговскаго, а надани от королей польских здавна, от Жигмонта третяго и от Владислава четвертаго; владел тыми отец Кирило Ставровецкий, прозываемый Безбородий, архимандрит черниговский. Подтвердил их потом гетман Демян Игнатович небожчику отцу Галятовскому, и введени суть в грамоти государские Алексия Михайловича и Феодора Алексеевича». Здесь слово: наданы не означает того, что в первый раз даны. Это несомненно не только по сличению с словами архимандрита Тимофея и с универсалом Игнатовича, но и с собственными словами писаря о Святом Озере. О последнем вот что пишет он: «Под монастырем близко при Десне озеро, называемое Святое от бывших реченних королей польских веспол з озером, называемым Галин, монастиревы елецкому было подтверждено. А по войне з ляхами мещане черниговские Галин озеро, лепшое стародавное елецкое, себе на ратуш отняли; одно тылко озеро хужшое, названное Святое, елецкому остало, при котором и хуторец недавно построилисмо».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Алфавит духовный. – Киев, 1710, 1713; СПб., 1719, Киев 1747, 1755, 1766; и пр. М., 1898. Летопись Келейная. – М., 1784; СПб., 1796; М., 1800. Каталог Киевских Митрополитов, с кратким летописанием//Московский Любопытный месяцеслов на 1776 г. Издан Рубаном В. Г. – М., 1775. – С. 57 и далее. Собрание разных Поучительных Слов и других сочинений, на 6 частей разделенное. – М., 1786; М., 1805–1807; Киев, 1825. Зерцало Православного Исповедания. – СПб., 1805; 1807. Исповедание грехов Генеральное, глаголемое пред иереем от лица кающегося. – М., 1785. Пять стихословий или Богомысленных размышлений, присовокупленных к Алфавиту Духовному. Розыск о раскольнической Брынской вере: в 3 ч. – М., 1745; Киев 1748; М, 1755, 1762. Апология во утоление печали человека, сущего в беде, гонении и озлоблении. – Чернигов, 1700; Могилев, 1715; М., 1771. Руно Орошенное. – Чернигов, 1680. Литература: Попов М. С., священник. Святитель Димитрий Ростовский и его труды. – СПб., 1910. Попов М. С., священник. Прославление памяти мощей святителя Димитрия Ростовского . – СПб., 1910. Шляпкин И. Святитель Димитрий Ростовский и его время (1651–1709)//Записки Историко-филологического факультета императорского Санкт-Петербургского университета. – СПб., 1876–1918, т. 24. Скворцов Д. И. Святитель Димитрий, митрополит Ростовский (очерк жизни и деятельности святителя). – Тула, 1909. Титов Ф. И. Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, бывший ученик Киевской духовной академии (1651–1709). – Киев, 1909. Преображенский А. Святой Димитрий Ростовский как проповедник. – Казань, 1909. Скворцов Г. И. Патриарх Адриан: Его жизнь и труды в связи с состоянием Русской Церкви в последнее десятилетие XVII века. – Казань, 1913. – С. 337–339. Толстой М. В. Древние святыни Ростова Великого. – 2-е изд. – М., 1860.-С. 25, 41, 46, 50–56, прим. С. 25. Толстой М. В. Рассказы из истории Русской Церкви. – М., 1901. – С. 606–613, 614, прим. 45. Титов А. А. Кремль Ростова Великого. – М., 1905. – С. 36–42. Поселянин Е. Святитель Димитрий Ростовский и его творения//Русский паломник. – 1909, 15. – С. 238–239; 16. – С. 255–257; 17. – С. 268–270.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Вятке. Существовал в 1596 г., когда им управлял строит. Павел. В 1729 г. на земле его был построен Кирсинский железоделательный завод, лежащий от села в 9 вер. До 1764 г. состоял приписным к бывшему Богоявленскому мон. в гор. Слободском, ныне Крестовоздвиженскому. Лепехин, посетив село в 1771 г., говорит: «Катериниское село стоит близ самой Вятки (т. е. реки); за несколько лет бывал тут м-рь, но ныне все село составляют 8 крестьян. домов, бывших под м-рем крестьян». “Ист. Росс. Иер.», IV, 81; Лепехин, “Дневн. Зап.», III, 215; “Памятн. кн. Вят. губ. на 1870 г.», Отд. V, 179; Строев, “Спис. иер. и настоят.», 805, 5; “Дополн. к Акт. истор.», XII, 14 (Список с Вят. переписн. книг 1678 г. с показ. жит. и дворов; 45 дв.); Иванов, “Опис. госуд. архива стар. дел», 345 (в 1700 г. имел крестьян 48 двор.); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», VI, 1726 г., 148 (доношение Вятск. еписк. Алексея о назнач. нового архим. в Богоявл. м-рь; значится уже приписным); “Календари Вят. губ.», 1882 г., 69 (древний храм в селе построен преп. Трифоном); 1885 г., 192 (упразднен в 1775 г., что несправедливо по Лепехину; имел во влад. крестьян в 1662 г. 59 дв., в 1722 г. 159 дв. и 659 душ). 794. Елецкий – Успенский – Богородицкий, мужской, 1-го класса (с 1786 г.), в гор. Чернигове. На месте монастыря в 1060 г. явилась на бывшей тут ели икона Богоматери; Вел. кн. Святослав Ярославич приказал поставить тогда же церковь , а в 1069 г., по совету удалившегося сюда из Киева преп. Антония, устроил монастырь, который в 1239 г. разорен татарами и возобновлен лишь в 1500 г., когда Чернигов был отторгнут к Москов. государству. По овладении Черниговым поляками с 1635 г. по 1649 г. м-рь находился во власти униатов и только в 1671 г. восстановлен. В храме Успения находится список с чудотв. Елецкой Божией Матери, подлинник же подарен в 1687 г. кн. Даниилом Барятинским, потомком Чернигов. князей, Харьковскому Успенскому собору. Празднество совершается иконе 11 января. В XVII ст. здесь был игуменом преп. Феодосий, мощи коего почивают в бывшем Борисоглебском мон.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010