Есть притча о том, как один юноша хотел пойти в лес жить с пустынниками. Ему было видение: он увидел листья на деревьях золотыми, а над лесом - облако света. Но он решил сначала вернуться в мир попрощаться со своими родителями и потом снова прийти сюда. И вторично приближаясь к лесу, где жили отшельники, он увидел на ветвях листья уже серебряные и то поредевшие. И вновь стали мучить его помыслы: возвращусь, окончу все мирские дела, распоряжусь всем своим имуществом, а потом начну подвижническую жизнь. Снова он отправился в мир, а затем, возвратившись, увидел лес темным и угрюмым, и листья на деревьях - как будто из железа и свинца. И остановился он в недоумении и спросил самого себя: " Куда иду я и зачем, что я буду делать в этом мрачном месте? Лучше возвращусь скорее в мир, в круг моих друзей " . Если мы не последуем голосу благодати сразу - хотя бы в том, чтобы, оставив все внешние заботы и внутренние помыслы, начать молитву, пока горит наше сердце, - то когда благодать отойдет, мы потеряем самую радость духовной жизни, и она покажется нам тяжелым грузом и жестким ярмом. Наше духовное состояние можно выразить словами святого первомученика и архидиакона Стефана: вы всегда противитесь Духу Святому (Деян. 7, 51). И мы противимся Богу, прячась от Него, как Адам в кустах, в земных делах и заботах, отвечая на Его призывы: " Потом, потом... " О силе безмолвия Из гавани, как из морских ворот, огромного портового города, похожего на кузницу, где день и ночь слышится грохот и стоны металла, заглушающие шум моря, где протяжные звуки гудков и сирен, как острые клинки, пронзают воздух, где дым, как туман, окутывает город днем, а ночью он светится огнем, будто горит не сгорая в холодном электрическом пламени - из этой гавани выплывает корабль, перед ним необъятное море. Уже не слышно звуков города, его огромные здания кажутся детскими кубиками, которые оставил ребенок после игры, или как будто каменный и железный лес, выросший из земли, снова врастает в землю. Постепенно гавань вместе с городом приближается к горизонту, словно земля уплывает от корабля за океан, и вот уже нет ничего, кроме двух бездн - моря и неба. И кажется человеку, что он вырвался из какого-то огненного вращающегося круга, где вокруг него молоты били по наковальне, что он в первый раз увидел звездное небо, будто вымытое в океане, небо, которое скрывала черная мгла пыли и дыма. Вокруг тишина. Даже шум волн не нарушает этой тишины, а только оттеняет ее. И чувствует человек, что он освобождается от какой-то невидимой тяжести, гнетущей его душу, как будто тяжелые цепи спадают с его плеч.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2178...

Со временем рождения Моисея, имевшего спасти Евреев от Египетского ига, совпадает бесчеловечное повеление фараона убивать всех Еврейских младенцев мужеского пола, и рождение Иисуса Христа, Спасителя всех человеков, сопровождается умерщвлением Вифлеемских младенцев по повелению нечестивого Ирода. Моисей спасен был своею матерью от угрожавшей ему смерти, и Христос Иисус укрыт был от меча Иродова Своею Матерью, бежавшею с Ним в Египет. Иисус Христос часть жизни Своей провел среди Египетских язычников, подобно тому, как Моисей с раннего возраста имел жительство в дворце языческого государя. III. Паримиия на вечерне в среду страстной седмицы, Исход II:11–22 В сей паримии повествуется о бегстве Моисея в землю Мадиамскую и о супружестве с дочерью Иофора. Исх. 2:11 . Бысть во дни многие оны, велик быв Моисей, изыде к братиям своим, сыном Исраилевым. Разумев же болезнь их, виде человека Египтянина, биюща некоего Евреанина от братии его, сынов Исраилевых. Во дни многие оны, – т.е. после описанных в предшествующих стихах 2-й главы (см. II-ю паримию) обстоятельств рождения и воспитания Моисея прошло много времени. Велик быв Моисей, изыде к братьям своим, сыном Исраилевым. Скольких лет был Моисей, когда он вышел к братиям своим, т.е. единоплеменникам своим, не сказано, сказано только, что он велик был, т.е. достиг зрелых лет. Но по словам первомученика и архидиакона Стефана, упоминающего в речи своей Иудеям о том же событии, Моисею было тогда 40 лет ( Деян. 7:23 ). – Изыде к братиям своим сыном Исраилевым. Придворная жизнь не заглушила в Моисее памяти о народе, к которому он принадлежал по рождению, не подавила в нем естественного сочувствия к единоплеменникам. Ему тяжелы были почет и роскошь, какими он окружен был, как нареченный сын дочери фараоновой, когда он видел при царском дворе врагов своего народа. До сих пор он хотя знал, как тяжко страдают его единоплеменники, но по своему придворному положению находил неудобным выразить чем-нибудь сочувствие их страданиям. Но так как гонения на Евреев с течением времени не ослабевали, и конца им не предвиделось, то, наконец, душе его стала невыносима та сдержанность, с какою он относился к страданиям своего народа; ему тяжело стало оставаться только зрителем их, и вот, – как выражается первомученик Стефан, – взыде ему на сердце посетити братию свою, для того, конечно, чтобы показать своим братьям, что он не равнодушно смотрит на их страдания, что он готов употребить все зависящие от него средства к облегчению их участи и в случае неуспеха своих усилий готов разделить ее с ними.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

     Быт.11:9. Сего ради наречеся имя его смешение, яко тамо смеси Господь устна всея земли, и оттуду разсея их Господь по лицу всея земли.     «Имя его» — имя города. Чудесное событие смешения языка дало имя месту, на котором произошло это собы­тие, — имя Вавилона, что значит смешение. В самом имени города заключена безмолвная проповедь о ничтожестве усилий человеческих к достижению какой бы ни было цели без благословения Божия. — Событие смешения языков и рассеяние племен случилось во время праправнука Симова Фалека, который назван так своим отцом Евером именно потому, что во дни его «разделилась земля», — Фалек (с евр. Пелег) значит разделение (Быт 10:25). Фалек родился на 631 году от потопа (Быт 11:16).    точнее с греч. «и асфальт был у них раствором " _ XXIII. Паремия, положенная на вечерне во вторник пятой седми...    В сей паремии содержится повествование о переселе­нии Аврама из Харрана в землю Ханаанскую.      Быт.12:1. Рече Господь Авраму: изыди от земли твоея, и от рода твоего, и от дому отца твоего, и иди в землю, юже ти покажу.    Аврам — десятый в ряду патриархов, родившихся после потопа, — был сын Фарры. Он родился на 130 году жизни своего отца, судя по тому, что при смерти отца, последовавшей на 205 году, ему было 75 лет (Быт 11:32, 12:4). Фарра с семейством первоначально жил в северной части Месопотамии, близ верховьев Тигра, — в Уре халдейском. Здесь у него родились и поженились трое сыно­вей: Аран, Нахор и Аврам. Арран умер в Уре при жизни отца, оставив после себя сына — Лота. В последних стихах предшествующей (11-й) главы книги Бытия описано пере­селение Фарры из Ура в Харран (или Карры, Киргое), город Месопотамии, на юге от Ура, известный впоследствии поражением римского полководца Красса от Парфян. Бы­тописатель говорит, что Фарра взял с собою Аврама, и Сару, его жену, и Лота, и пошел с ними в землю Ханаанскую, но на пути остановился в Харране и здесь водворился; что же было причиною переселения Фарры, бытописатель о том умалчивает. Но св. первомученик и архидиакон Сте­фан, в речи своей к иудеям, дает видеть, что этою причиной было повеление Божие Авраму оставить родину и идти в землю, какая ему показана будет Богом (Деян 1:2—4). Повеление Божие Аврам, конечно, объявил отцу своему, и отец, не желая отставать от сына, последовал за ним, но достигши Харрана, не решился продолжать свое путеше­ствие. С ним остался жить в Харране и Аврам, может быть по усиленным просьбам отца не покидать его на старости лет, и прожил в отцом до смерти его; по смерти Фарры Господь снова объявил Авраму свое повеление идти в землю, какая ему будет показана. Повеление это у бытопи­сателя, в рассматриваемой нами паремии, выражено теми же словами, в каких, по свидетельству св. первомученика Стефана, дано было Авраму первое повеление в Уре хал­дейском.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Духа. Страшно нравственное состояние хулителей Св. Духа, восстающих против яснейших откровений Его силы; к сожалению оно не такое явление, которое свойственно было исключительно временам Христовым. Оно было всегда и повторяется до сих пор в разных видах, больше или меньше сродных с хулой на Св. Духа современных Христу Иудеев, – повторяется в среде врагов христианской веры и православной Церкви. Так сему греху доселе повинны неверующие Иудеи. Они и всегда, по слову обличителя их, первомученика и архидиакона Стефана, противились Св. Духу ( Деян.7:51 ), отступая от веры в истинного Бога и восставая против ревнителей ее, хотя вся история их есть история чудесных проявлений всемогущества, благости и правосудия единого истинного Бога, избравшего этот народ из среды всех народов на служение Себе. Во время земной жизни Иисуса Христа это противление Св. Духу дошло до высочайшей степени и разрешившись богоубийством, продолжается до наших дней. Ни рассеяние по всей вселенной, которым они наказаны за отвержение Христа, ни явное исполнение пророчеств, относящихся ко Христу и Его царству, ни развалины Иерусалимского храма, которые они тщетно, при содействии императора Юлиана богоотступника, пытались восстановить вопреки предсказанию Христову о конечном запустении их храма, ни другие многочисленные знамения явного промышления Божия о ненавидимой ими христианской вере, – ничто не ослабляет их вражды к ней. Они видя не видят сих знамений, слыша не слышат о свидетельствах божественности ее, и употребляют все меры к тому, чтобы воспрепятствовать ее распространению между своими единоплеменниками. Сему греху повинны те из христиан, которые почитают для себя унизительным верить в чудеса, какие до сих пор совершаются в православной Церкви для поддержания веры в слабых, для возбуждения ее в неверующих. Они не хотят признать в них ничего сверхъестественного. Они пожалуй соглашаются, что чудеса необъяснимы из законов природы, но необъяснимы только потому, что законы природы нам не все известны; они не верят самим свидетельствам о чудесах, утверждая, что свидетели или введены в обман по невежеству и легковерию, или злонамеренно выдают за чудо собственный вымысел. Напрасно вы стали бы предлагать таким неверам, чтоб они поверили свидетельство о чуде личным дознанием, личным наблюдением; напрасно вы стали бы от них требовать этого во имя истины, взывать к их беспристрастию: они только на словах любят истину, а к чудесам относятся с одним предубеждением. А такое отношение к чудесам не есть ли хула на Св. Духа, силой которого они совершаются?

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Итак, если на сердце у нас вражда к людям, то мы должны лучше исчезнуть, уничтожиться с лица земли или же остановиться и не сметь произносить слов молитвы Господней «якоже и мы оставляем должником нашим», так как наши слова будут ложью и обманом перед Богом Отцом. Если все сказанное мною еще не вполне убедило вас в необходимости любви к своим недругам, то я вам укажу теперь на примеры. Не говоря уже о Господе нашем Спасителе, Который постоянно учил людей любить врагов своих, я укажу вам на первомученика архидиакона Стефана. После того как враги оклеветали его и предали в руки озлобленного народа, народ начал бросать в него камни, и все, к удивлению своему, вдруг услышали, как сей священнослужитель громко провозглашал: «Господи, не вмени людям сим во грех их ненависть и злобу ко мне, они сами не знают, что творят, я не сержусь на них, я простил им, прости и Ты им!» Вот как поступали люди, вот как и мы должны поступать! И вы, собранные все здесь, должны от всего сердца простить всем тем людям, с которыми вы ссорились и враждовали. Да, постарайтесь, чтобы лучи нынешнего солнца не погасли, прежде чем душа ваша освободится от всякой злобы к людям, «солнце да не зайдет во гневе вашем», чтобы вам можно было с очищенным сердцем встретить пост и чистой душой, чистыми устами провозгласить не слова гордого фарисея, но слова смиренного мытаря: «Боже, буди милостив мне грешному». И я со своей стороны дерзаю у всех вас просить прощение во всем, в чем я оскорбил кого с умыслом или без умысла, словом, делом и помышлением. Да, прошу у вас всех: простите меня, недостойного грешника, а я буду молить Господа, чтобы Он ниспослал Свое благословение как на вас всех, собравшихся здесь, так и вообще на всех христиан. Аминь. 6 марта. Поздравляю вас, причастники, я бы вам сказал длинную речь, но вижу, что вы утомлены, а потому ограничусь несколькими словами. Одно я могу сказать вам, что вы теперь не только услышите из уст проповедника, но можете и сами всем сердцем сказать: «Видехом свет истинный, прияхом Духа Небеснаго, обретохом веру истинну, Нераздельней Троице покланяемся, Та бо нас спасла есть».

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

Речь Его то принимала нежный тон Отца и любвеобильного учителя, то дышала строгим величием с сильными движениями сурового нравообличения. Он не стеснял Себя никакою определенною и точною нормою и не говорил длинных методических проповедей, но только краткие, задушевные и вдохновленные речи и лишь изредка, в чрезвычайных случаях, говорил нечто вроде долгих речей. Оттого Его речи в синагоге, храме и при разных обстоятельствах, проповедь нагорная и прощальная речь – в своем внешнем построении и форме заметно отличаются между собою. Между ними особенно отличается превосходная во всех отношениях речь прощальная. Желание приготовить Своих ближайших учеников к их будущей деятельности и ожидающей их судьбе, проникающая ее любовь и нежное чувство, наконец, заключающая и горячая молитва – все это делает из нее образец безыскусственного, поучительного и нежно-трогательного красноречия. § 5. Проповедничество святых апостолов Все, что мы знаем о проповедничестве святых апостолов, мы почерпаем из правдивой и поучительной истории Деяний апостольских, написанных евангелистом Лукою, а также из Посланий, написанных самими апостолами проповедниками. Существенная задача их проповеди состояла в том, чтобы распространить веру в Господа Иисуса Христа как в стране иудейской, так и в других, между иудеями и язычниками. По примеру своего Божественного Учителя они вели свои собеседования в храме иерусалимском и в синагоге разных мест ( ), а также иногда по особым побуждениям в публичных местах ( Деян.4:8; 14:6; 7:21; 16:13; 17:22; 21:14 ) и в частных домах, в особенности уже при организованных христианских общинах ( Деян.10:34; 20:7; 24:10; 25:2 ). В Деяниях апостольских из произнесенных таким образом в разных местах и по различным побуждениям речей записано несколько, принадлежащих апостолам Петру и Павлу, речь архидиакона и первомученика Стефана и речь апостола Иакова на Соборе Иерусалимском. Эти апостольские речи составляют единственный исторический памятник их устной проповеди о Христе. Послания апостольские не могут служить таким памятником, потому что в них нет существенного элемента проповеди, который можно назвать моментом непосредственности, нет живого взаимодействия между проповедником и слушателями.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Vadkov...

Люди, которые знали отца Исаакия или только переписывались с ним, – бережно хранят всю жизнь его письма или фрагменты из писем, стихи, молитвы, школьные тетрадки с потрепанными страницами, в которых переписаны от руки проповеди отца Исаакия. Письма отца архимандрита – святыня, семейная реликвия, которая передается от родителей детям и внукам. Как же не хранить эти чудесные, по-отцовски добрые письма, которые несли радость и надежду? «Уныние – это смертный грех», – говорил отец Исаакий и призывал не поддаваться унынию. Чтобы поднять настроение, ободрить больного, рассказывал: «В кувшин со сливками упали две лягушки. Одна из них, потеряв надежду, сложила лапки и пошла ко дну. Вторая же била лапками изо всех сил. Под лапками образовался кусочек масла, с которого она сумела выкарабкаться и спастись. Так и мы должны молиться – и спасемся». Часто повторял: «Не унывайте, а на Бога уповайте, и все будет хорошо!» В письмах отец Исаакий наставлял совершенно разных по духовности, положению в обществе, званию и возрасту духовных чад (от академика Тихова, профессоров, ученых до простых «бабушек», от архимандрита Кирилла до инока, студента и школьника). Хочется отметить замечательную подробность: в последние месяцы своей земной жизни, чувствуя близкую кончину (или зная о ней), отец Исаакий на конвертах не писал свой обратный адрес. Архимандрит Исаакий в День своего ангела. Елец. 12 июня 1980 г. Конец земного пути За два дня до кончины, 9 января, в день памяти первомученика архидиакона Стефана, архимандрит Исаакий совершил последнюю свою Божественную литургию. Служил не спеша, как всегда сосредоточенно. Проникновенно читал Евангелие. Произнес краткое слово, говорил ясно, спокойно, но присутствующие богомольцы почувствовали, что их духовный отец прощается и, как родной отец своим детям, говорит заветное слово. Земная жизнь старца подходила к завершению. 10 января вечером он был в гостях на Рождественской елке у священника Василия Поваляева, чьи дети и зять были крестниками отца Исаакия. Когда отец Исаакий стал уходить, все заметили, что он как-то по-особому медленно и с печальной улыбкой благословил хозяев и гостей, поцеловал детей и крестников в голову, чего раньше никогда не делал. Как обычно, он благословил всех большим крестом. Дома после ночной молитвы почувствовал себя плохо, но решил никого до утра не беспокоить. А утром, резко встав с постели, потерял сознание.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Рассуждение Второе явление святого мученика Лонгина . Когда святой Лонгин явился слепой вдовице, у которой умер маленький сын, то обещал ей и зрение вернуть, и сына показать в великой славе. Обретя мощи [честную главу] святого мученика и прикоснувшись к ним своими руками, вдовица немедленно прозрела. Так исполнилось одно обещание. В следующую ночь явился ей святой Лонгин в ярком свете, держа за руку ее сына, облеченного в великолепные одежды. И как отец лаская дитя, сказал вдовице: «Взгляни, женщина, на сына твоего, о котором ты так горько плачешь! Посмотри, в какой он чести и славе! Посмотри – и утешься! Бог причислил его к небесным чинам, живущим в Его Царствии. Вот, сейчас взял я его у Спасителя, и никогда он не отлучится от меня. Возьми главу мою и тело сына своего и похорони в одном ковчеге, и больше не печалься о своем единственном сыне, и пусть не смущается сердце твое, ибо дана ему от Бога великая слава, и отрада, и бесконечное веселье». Увидев и услышав всё это, женщина исполнилась несказанной радости и вернулась в свой дом, говоря себе: «Искала Я очи телесные, а нашла и очи душевные. Оплакивала я смерть сына своего, а теперь он у меня на небесах, где во славе стоит с пророками и радуется с ними непрестанно». Созерцание Да созерцаю досточудное видение святого первомученика и архидиакона Стефана (Деян. гл. 7), а именно: 1) как Стефан, исполненный Духа Святого, воззрел и увидел отверстые небеса; 2) как сказал он: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога ; 3) как иудеи побили его камнями. Проповедь о гноящихся греховных ранах Возсмердеша и согниша раны моя от лица безумия моего 154 . Пс.37:6 Пророк говорит о греховных язвах, ибо и сам он прежде согрешал и в себе самом почувствовал весь смрад греха. Из сего признания насколько проглядывает нечистота прежних грехов, настолько же видна и последующая чистота кающегося грешника. Ибо доколе человек шествует по гноящимся беспутьям греха, не ощущает он его удушающего зловония, но когда уйдет с этих кривых дорог и встанет на чистый путь праведности, то [лишь] тогда заметит всю разницу между чистотой и нечистотой, между стезей добродетели и ухабами порока.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Афинский обыватель не простил нищему философу его чув­ства собственного достоинства, не признал за ним права всегда и во всем следовать голосу совести, предпочитая истину конъюнктуре. Сократ отказался просить пощады и спокойно встретил смерть. Прошло более четырех столетий — и безбоязненное отношение к казни, равно как и смелая защита своих убеждений стали неотъемлемой чертой жизни христианских общин. Вспом­ним речь святого первомученика архидиакона Стефана или выступление апостола Павла перед царем Агриппой (Деян 7; 26). С середины I b. по Р. Х. гонения на христиан, расправы над ними стали закономерным явлением в Римской империи, однако репрессивные меры не в силах были задушить христианство, число адептов новой религии постоянно росло, пополнялось выходцами из образованных слоев языческого общества. Христианство ощущало себя новообразованием в среде своих современников, живших традициями древней религии, культуры, быта, государственного устройства. Оно было столь же неприемлемо для иудаизма и языческого многобожия, как и для эллинской культуры и римского правительства. Окруженное отовсюду враждебным миром христианство не приняло той роли, которую ему этот мир сулил — роли жертвы, обреченной на заклание. Оно вступило в бескровную борьбу со своими оппонентами, вело ее несколько веков и выиграло бой. Первоначальной формой этой борьбы, отпора, который христиане давали своим гонителям, были “апологии” — защитительные речи, мы бы сказали, “от­крытые письма”, адресуемые римским императорам, сенату, должностным и частным лицам. Первые из них, до нас не дошедшие, были поданы в 125 г. по Р. Х. императору Адриану в Афинах двумя христианами — Кодратом (Квадратом) и Аристидом. Наше знакомство с апологетикой II b. по Р. Х. начинается с сочинений святого мученика Иустина, который крестился уже в зрелом возрасте, будучи профессиональным философом, и засвидетельствовал свою веру мученической кончиной в Риме в 60-х годах II b. Святому Иустину принадлежат две “Апологии” и “Диалог с иудеем Трифоном”.

http://pravmir.ru/istoki-i-sovremennost-...

Афинский обыватель не простил нищему философу его чув­ства собственного достоинства, не признал за ним права всегда и во всем следовать голосу совести, предпочитая истину конъюнктуре. Сократ отказался просить пощады и спокойно встретил смерть. Прошло более четырех столетий – и безбоязненное отношение к казни, равно как и смелая защита своих убеждений стали неотъемлемой чертой жизни христианских общин. Вспом­ним речь святого первомученика архидиакона Стефана или выступление апостола Павла перед царем Агриппой ( Деян 7; 26 ). С середины I в. по Р. Х. гонения на христиан, расправы над ними стали закономерным явлением в Римской империи, однако репрессивные меры не в силах были задушить христианство , число адептов новой религии постоянно росло, пополнялось выходцами из образованных слоев языческого общества. Христианство ощущало себя новообразованием в среде своих современников, живших традициями древней религии, культуры, быта, государственного устройства. Оно было столь же неприемлемо для иудаизма и языческого многобожия, как и для эллинской культуры и римского правительства. Окруженное отовсюду враждебным миром христианство не приняло той роли, которую ему этот мир сулил – роли жертвы, обреченной на заклание. Оно вступило в бескровную борьбу со своими оппонентами, вело ее несколько веков и выиграло бой. Первоначальной формой этой борьбы, отпора, который христиане давали своим гонителям, были “апологии” – защитительные речи, мы бы сказали, “от­крытые письма”, адресуемые римским императорам, сенату, должностным и частным лицам. Первые из них, до нас не дошедшие, были поданы в 125 г. по Р. Х. императору Адриану в Афинах двумя христианами – Кодратом (Квадратом) и Аристидом. Наше знакомство с апологетикой II в. по Р. Х. начинается с сочинений святого мученика Иустина, который крестился уже в зрелом возрасте, будучи профессиональным философом, и засвидетельствовал свою веру мученической кончиной в Риме в 60-х годах II в. Святому Иустину принадлежат две “Апологии” и “Диалог с иудеем Трифоном”.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ist...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010