" Слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме " -избранные, видимо, оправдали доверие общества и умиротворили его - сила апостольской проповеди была так велика, что даже из священников многие уверовали. Выражение " покорились вере " указывает на силу проповеди, сломившей их упорство. Это была решительная нравственная победа христианства над иудейством. Избрание диаконов отнюдь не свидетельствует о демократическом выборном начале в Церкви. Из кн. Деяний ясно видно, что Апостолы сами всем распоряжаются по своей воле и своему усмотрению: они не связаны в своих действиях волей верующих. Проповедь архидиакона Стефана (6:7-15). Апостольская деятельность и мученическая кончина архидиакона и первомученика Стефана имели такое важное значение в жизни первохристианской Церкви, что Дееписатель повествует о них с большой подробностью. Сначала Дееписатель характеризует личность Стефана, как мужа, исполненного веры и силы, говоря о нем, что он совершал великие чудеса и знамения в народе. Видимо, среди всех 7-ми диаконов он выделялся обилием Божественных благодатных даров. Он искал везде израильтян, пришедших из чужих стран, чтобы обращать их к вере во Христа, а для этого посещал их синагоги. По свидетельству Талмуда, в Иерусалиме было 480 синагог. Кажется, каждая иноземная страна или даже каждый большой город, где жили в значительном числе иудеи, содержали в Иерусалиме свою синагогу для того, чтобы их могли посещать приходящие в Иерусалим на богомолье. Это были для соотечественников центры единения. Поэтому Дееписатель и говорит о синагоге Асийцев, то есть иудеев, уроженцев западной стороны Малой Азии; о синагоге киликийцев, ибо главный город Киликии -Тарс имел большую иудейскую колонию; о синагоге Александрийцев, ибо два из пяти кварталов роскошной столицы Египта были сплошь Иудейские; о синагоге Киринейцев, ибо четвертая часть Кирены была иудейская; о синагоге Либертинцев, или освобожденных римских граждан, то есть иудеев, отведенных в Рим, в качестве рабов или рожденных в Риме в рабстве, но отпущенных на свободу своими господами.

http://sedmitza.ru/lib/text/430523/

Так архидиакон Стефан стал первым мучеником за Христа в 34 году после Р. X. После этого началось в Иерусалиме преследование христиан, от которого они вынуждены были бежать в разные части Святой Земли и в соседние страны. Так христианская вера стала распространяться в разных частях Римской империи. Кровь первомученика Стефана не пролилась даром. В скором времени Савл, одобрявший это убийство, уверовал, крестился и стал знаменитым Павлом — одним из самых успешных проповедников Евангелия. Много лет спустя Павел, посетив Иерусалим, был тоже схвачен разъяренной толпой иудеев, хотевших побить его камнями. В своей беседе с ними он вспомнил о невинной смерти Стефана и о своем участии в ней (Деян. 22). Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 26 октября, 2023 19 августа, 2023 19 августа, 2022 17 декабря, 2021 13 декабря, 2021 14 октября, 2021 6 апреля, 2021 18 января, 2021 6 июня, 2020 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730)

http://pravmir.ru/pravoslavnaya-tserkov-...

—162— сектантские и еретические учения о святости Церкви монтанистов, новациан, донатистов и протестантов. По содержанию и характеру его сочинение есть догматико-полемическое. Впрочем, полемическую сторону своего труда он постоянно ставит в зависимость от догматической: он излагает и опровергает еретические учения о святости Церкви с тою единственною целью, чтобы лучше раскрыть и утвердить догматическое православное учение об этом предмете. Православное учение о святости Церкви он излагает на основании Священного Писания , изречения которого он однако изъясняет далеко не с такою обстоятельностью, какой можно требовать от специального догматического сочинения, святоотеческих творений и немногих богословских сочинений, большею частью русских. При изложении и разборе еретических учений о святости Церкви он пользовался направленными против них сочинениями древних и новых писателей. Можно было бы пожелать более подробного и глубокого исследования внесенного в сочинение материала, – особенно это требование имеет силу в отношении догматической части труда, – но за то в сочинении нет ничего лишнего. Взгляды и мнения автора здравы и правильны, свободны от преувеличений и натяжек – этих обычных недостатков сочинений молодых и неопытных писателей. Язык в сочинении безыскусственный, правильный, ясный и легкий, вполне литературный. – Степени кандидата автор сочинения заслуживает». 22 . Ординарного профессора Митрофана Муретова о сочинении студента Орлова Константина: «Святой Архидиакон Стефан, первомученик христианский ( Дeяh. VIVII главы)»: «Содержание сочинения: 1) краткое предисловие о задаче, характере и пособиях сочинения (стр. IX); – 2) историческое введение, состоящее из указания года смерти Св. Стефана (стр. 111), описания состояния иудейства в данное время (стр. 1354) и христианской Церкви до Св. Стефана (стр. 5594); – 3) толкование исторического повествования Деяний о Св. Стефане (стр. 95301), речи Св. Стефана (стр. 302504) и рассказа Дееписателя об убиении Св. Стефана и последовавшего в то время гонения на христиан (стр. 505550); – 4) филологические примечания к тексту толкуемого отдела книги Деяний (стр. 551580).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

папы Мартина исповедника, составленная неизвестным, но близким (familiari) к нему лицом (Сурий, V, 290), – в наших Четиих-Минеях 14 апреля, указаний на источники нет, а сказано только, что они использованы «сокращенно»; мучение св.м. Ианнуария, описанное по Сурию (VII, 219) царским историографом Луцием Марином, – в наших Четиих-Минеях 21-го апреля, источник не указан, но содержание жития вполне соответствует Сурию; certamen свв.мм. Вита, Модеста и Крискентия, взятое Сурием (III, 753) из древних кодексов, – Святитель в Четиих-Минеях пишет, что взял житие «от великия Минеи-Четьи (15-го июня) и от иных переводов», – под последними, очевидно, и разумеются книги Сурия; написанная самим Сурием жизнь св. Кирилла, еп. Гортинского (IV, 151), – в наших Четиих- Минеях 9 июля, источник не указан, но житие представляет очень близкий перевод Суриева сочинения; мучение св. Аполлинария, еп. Равентийского (Сурий, IV, 325), – в наших Четиих-Минеях 23 июля, «от великие Минеи-Четьи сокращенно», но сравнение житий показывает, что в основу работы Святителя положен латинский текст, а из Макарьевских Миней внесены только некоторые видоизменения; мучение св. девы Серафимы, заимствованное Сурием из древних кодексов (m.V, 30) и в наших Четиих- Минеях отмеченное, как «собранное от древних мартирологов», 29-го июля; письма пресвитеров Авита и Лукиана об обретении и перенесении мощей св. первомученика и архидиакона Стефана (Сурий, IV, 502 и 503), по которым Святитель проверил и дополнил второй источник этого сказания – великие Четии-Минеи, указанные как единственный источник сказания в наших Четиих-Минеях, 2-го августа; приписываемые Сурием Амвросию Медиоланскому деяния св.м. архидиакона Лаврентия (Сурий, IV, 607), – Святитель в Четиих-Минеях, 10-го августа, источник не указал, но дал его в близком переводе, начиная с § 8 до § 22-го; написанные римскими нотариямя деяния св.м. девицы Сусанны (Сурий, IV, 623) – Святитель пишет, что житие составлено «Фарсоном христианином, в таяжде времена бывшим» (11-го августа), у Сурия имя Фарсона упоминается в 12-й главе жития и говорится, что он собирал деяния свв.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Об этой-то радости при наступающей разлуке Он и говорит им ныне. Против такого толкования обычно делают то возражение, что по воскресении из мёртвых Господь ещё не взял к Себе Учеников Своих, тогда как в словах Его стоят в неразрывной связи именно эти два действия: паки прииду и – поиму вы к Себе. 141 Но, не отрицая действительности такой связи обоих действий между собою, нельзя вместе с тем допустить, чтобы связь эта должна была выражаться в их одновременности, чтобы и по времени за одним действием непосредственно должно было следовать и другое. Уже то одно обстоятельство, что прииду (ρχομαι) стоит в настоящем времени, а пойму (παραλψομαι) – в будущем, ведёт скорее к обратному заключению, – к тому заключению, что, при тесной внутренней связи, означенные два действия имеют происходить в различное время. 142 Итак, имея в виду не одновременность, а, наоборот, – разновременность пришествия Господа к Ученикам и взятия их к Нему в дом Отца Его и исполнение первого предсказания (ρχομαι) указывая в явлениях Воскресшего Ученикам Своим, – исполнение второго (παραλψομαι) должно видеть в восприятии Христом души прежде всего – каждого из Апостолов, а затем – и каждого из верных последователей Своих при смерти его. Что к этому моменту, к моменту смерти ученика Господа, относится обетование Его: поиму вы к Себе, – ясно уже из того, что, именно по разрешении от уз тела, человек входит в теснейшее духовное единение с Спасителем своим, почему и Ап. Павел желал сначала разрешитися, чтобы со Христом – затем – быти ( Флп. 1:23 ). И в св. Писании находится выразительный пример, свидетельствующий о том, что верующую душу, при разлучении её с телом, действительно, воспринимает Сам Христос. Когда приспел час кончины Первомученика, архидиакона Стефана, он – «сый исполнь Духа Свята, воззрев на небо, виде славу Божию и Иисуса, стояща одесную Бога» ( Деян. 7:55 ). К Нему, как присутствующему, и взывал Первомученик: Господи Иисусе, приими дух мой (59). Нет сомнения, что хотя смерть Стефана и была явлением исключительным, но исключительное не имеет значения для неба, и исключительное на земле открыло только для обитателей её обычно бывающее на небе.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sil...

Употребленное в 12-м стихе выражение об отправлении (послал) праотцев Еврейского народа в Египет находится и во многих других местах книги Деяний. Из сего и подобных совпадений в употреблении слов выводят справедливое заключение, что «язык речи первомученика Стефана нисколько не выделяется из общего характера языка Деяний. Конструкция и фразеология также мало представляют выдающихся особенностей. Это дает право заключать, что речь святого Стефана дошла до Дееписателя не в записи, при которой было бы непонятно сплошное согласие этой речи со стилем и образом выражения всего произведения» (см. у Николина, стр. 103–105 и другие). 193 Трогательное братское отношение Иосифа к продавшим его братьям, его милость к ним, представление их к фараону, дорогое посольство к отцу и призвание всего потомства Иакова, – казалось, горячее повествование обо всем этом могло бы тоже благодетельно действовать на слушателей. Воспоминались такие умилительные сцены, что у всякого, не чуждого сколько-нибудь братских чувств и расположений, должно было возникнуть сочувствие ко всем невинным страдальцам, особенно таким, каким пред очами множества непредубежденных был Иисус Христос, о Котором некто сказал: «если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего» ( Ин.9:33 ). Иосиф представлялся прекрасным. И Христос Спаситель, открывая Себя миру, говорил так, как никто не говорил ( Ин.7:46 ). И возвещавший о Христе архидиакон Стефан казался прекрасным, как Ангел Божий. И прекрасному его слову ожесточенные судьи не вняли! Замечательно точное указание числа потомков Иакова 75 , которое также исчисляется и в 46-ой главе в 26-м стихе книги Бытия, по Греческому переводу (70-ти). (В Еврейском же их считается только 70, ибо здесь, очевидно, не считаются внуки и правнуки Иосифа, о коих говорится в 20-м стихе означенной главы. Достойно замечания еще и то, что в Греческом и Славянском тексте за 70 следует 5, так что это 5 отмечается как особливое, что и делается в Русском переводе, например, в 10-ой главе 22-м стихе Второзакония). Число это обозначается, вероятно для того, чтобы показать, как мало пришло Евреев в Египет и как много вышло оттуда, и следовательно, как Бог заботился о них, что они так размножились, несмотря на то что по смерти Иосифа им и тяжело жилось в Египте.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Однако лукавый и нечистый дух сквернословия и брани не перестал восставать на блаженного Нифона и делал все, чтобы тот ругал людей, как и прежде. Но юноша горячо молился и просил Бога изгнать этого демона. Однажды ночью Нифон увидел во сне первомученика Стефана. – Приветствую тебя, Нифон, раб Божий. Доброе твое жительство, однако ты оскверняешь его сквернословием и бранью. Поверь мне, если станешь подвизаться, чтобы изгнать демона, понуждающего тебя на брань, то я помогу тебе, – обратился к нему святой архидиакон. Когда юноша проснулся, то, поблагодарив святого Стефана, взял маленький камешек, вложил его себе в рот и так ходил несколько дней молча, никого не браня. Если же случалось ему все-таки быть прельщенным диаволом, то он немедленно уходил в тайное место и с силой бил себя кулаком, приговаривая: – Я заставлю тебя смириться, научишься у меня кротости и молчанию, чтобы не гневаться и не браниться. Так блаженный положил себе за правило каждый день бить себя кулаком сорок раз, а если с ним случалась в какой-то день брань или искушение от какой-нибудь страсти, он бил себя сто или двести раз. Безжалостно избивая себя, подвижник сильно похудел и очень часто от боли падал в обморок и лежал на земле как мертвый. – Горе тебе, несчастный Нифон! Если ты не можешь потерпеть и этой малой боли, как сможешь вынести невыносимые адские мучения? Но дерзай, потому что насколько более истлевает внешний человек, настолько более обновляется внутренний, то есть душа ( 2Кор. 4:16 ), – вразумлял себя в эти минуты святой. – Несчастный Нифон, почему ты не пожалеешь свое тело, но так немилосердно избиваешь его? – искушал его диавол. – Всескверный бес, ты пришел ради того, чтобы и здесь мне приказывать? Если бы у тебя была плоть, и ты попался бы мне в руки, то я показал бы тебе, как может наказать Нифон, – посрамлял нечистого подвижник. Однажды лукавый воздвиг на него брань чревоугодия. – Ступай, нечистый дух, к навозной яме, где люди справляют нужду, и сам ешь то, к чему склоняешь меня, – отражал такие нападки Нифон.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Закрыть itemscope itemtype="" > Косово сегодня (продолжение) 24.08.2006 441 Время на чтение 8 минут Начало Главное, чтобы Косово не исчезло в сербском сознании - в этом случае вернуть его с Божией помощью не составит большого труда Артемий, епископ Рашско-Призренский История повторяется. Сегодня, на заре третьего тысячелетия христианской эры, православный сербский народ с прежним вековым мужеством противостоит своим давним кровникам и лютым ненавистникам Православия. События последних лет на Косове и в Метохии лишний раз подтверждают это. ...К американской зоне оккупации, помимо восточного Косова, относятся и несколько общин на юге края: Урошевац, Качаник, Штрпце. В районе города Урошевац янки достраивают сейчас крупнейшую в Европе военную базу, подступы к которой перекрыты в радиусе многих километров, сюда не пропустят не только сербов, но и " друзей " албанцев. С помощью американских оккупантов полностью " очищен " от сербов Качаник, известный из народных песен как место юнацкого поединка Марко Королевича с разбойником Мусой. Свирепого албанского разбойника боялся сам султан, но Марко одолел его ( " Едет Марко к белому Прилепу. Мертвый Муса лежит, обезглавлен, на вершине Качаника снежной " ). Мощный кряж Шар-Планины тянется и через общину Штрпце, расположенную, как и Качаник, на самой границе с Македонией. Там, в двенадцати горных селах, по-прежнему проживает 2500 сербов. Край сей удивителен по красоте и богатству. Известнейший на всем Косове заповедник лекарственных трав, девственный лесной массив; реки, полные форели, разнообразный животный мир. Здесь, среди цветущих и плодоносных долин и величественных гор, у подножия которых стоит сорокаградусная жара, а на вершинах даже в июле белеет снег, расположен знаменитый в прежние времена курорт Брезовица. Когда-то он принимал гостей со всей Европы, но теперь, похоже, надолго замерла канатная дорога, пустуют каждую зиму горнолыжные трассы. Путин сюда едва ли заглянет. Не появится и Фрадков. А на открытых славянских лицах местных уроженцев лежит печать постоянной тревоги: ведь из-за каждого перевала угрожает опасность, круглый год здесь неспокойно. От выстроенной русскими эмигрантами-белогвардейцами церкви святого архидиакона Стефана, что, подобно часовому, высится над Брезовицей, хорошо видны минареты за соседним лесом. Словно ракеты, нацелены они на славянские села. И все же не мусульмане-албанцы являются для сербов главным врагом: как и во времена святого первомученика Стефана исполняющие похоти отца своего диавола ополчились на верное стадо Христово.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

  Устройство храма Алтарь (лат. altaria, от altus — «высокий») — восточная часть храма, находящаяся на возвышении, священное пространство, вход в которое запрещен для непосвященных. Отделен от остального храма иконостасом. Амвон (греч. «возвышение») — часть солеи, выдающаяся полукружием в центр храма, напротив Царских врат. Служит для произнесения проповедей, ектений, чтения Евангелия. Антиминс (греч. antimension — «вместопрестолие» от греч. anti — «перед, вместо» и лат. mensa — «стол») — главный священный предмет храма. Четырехугольный льняной или шелковый плат, расстилаемый на престоле. Литургия может быть совершена только на антиминсе, который предварительно освящается епископом и передается в храм в знак его освящения. Этот обычай восходит к первым векам христианства, когда из-за гонений верующие не могли строить храмы и возводить постоянные престолы. На антиминсах, по традиции, вышивкой или аппликацией изображается «Положение во гроб» тела Христа. Апсида — выступ храмового здания со стороны алтаря, полукруглый, граненый или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом (конхой). Наиболее важная функция апсиды в храме — завершение алтарного пространства, в котором расположено горнее место. Горнее место (слав. «высокое») — место в алтаре между престолом и восточной стеной. На горнем месте на некотором возвышении ставится кресло (трон) для архиерея, а по сторонам, но ниже его — сидения для священников (в приходских храмах кресло для архиерея не ставится). Горнее место является обозначением таинственного присутствия Бога и сослужащих Ему. Поэтому этому месту всегда воздают подобающие почести. Двери диаконские (северная и южная) — две одностворчатые двери, расположенные в иконостасе по сторонам от Царских врат. В отличие от Царских врат, диаконские двери служат для входа в алтарь церковнослужителей и духовенства в богослужебное и в небогослужебное время. Название происходит от традиции изображать на диаконских дверях первомученика диакона Стефана (I в.) и римского архидиакона Лаврентия (III в.). Иногда на диаконских дверях помещаются изображения архангелов.

http://sinfo-mp.ru/slovar-cerkovnih-term...

представителей степеней священства: св. Иоанна Златоуста , св. Лукиана пресвитера антиохийского и мученика и св. архидиакона Стефана первомученика. На северных и южных вратах, а также на горнем месте и жертвеннике поместить иконы, указанные в предложении о. ректора 324 . В Заседании 19 дек. 1875 г. правление слушало предложение ректора семинарии о том, следует ли относительно неудовлетворительно успевших в течение сентябрьской трети настоящего года учеников принимать меру, практиковавшуюся в прошедшем и других годах и состоявшую в том, чтобы заставить таких учеников во время зимних вакаций повторить те отделы наук, в которых они оказали неудовлетворительные успехи и после рождественских праздников подвергнуть их испытанию в знании назначенного к повторению. При обсуждении этого вопроса было принято в соображение, что 1) в первые годы, когда практиковались эти меры, учеников казеннокоштных правление предупреждало, что они будут лишены казенного содержания, если на испытании окажутся неудовлетворительно успевшими, а своекоштные ученики при неудовлетворительности ответов будут подвергнуты более подробному и самому тщательному испытанию в конце учебного года. В последний раз правление, снисходя к тому, что иные из экзаменовавшихся оказывались малоуспевшими по малоспособности, лишало казенного содержания только неуспевающих по лености и небрежности, а прочим назначено более тщательное испытание в конце года; вместе с тем правление делало поправки месячных выводов на лучшие баллы и тем из учеников, которые отвечали на этих испытаниях вполне удовлетворительно. 2) Меры эти большею частию достигали желанной цели. Правда, некоторые ученики не поправлялись и после того, как угроза лишением казенного содержания приводима была в исполнение, но большая часть из них, особенно в младших классах, оказывала значительно лучшие успехи на испытаниях. Постановление правления. «В виду того, что испытания после зимних каникул учеников семинарии, оказавших неудовлетворительные успехи в течение сентябрьской трети большею частию оказывали доброе влияние на возвышение успехов учеников, при-вести эту меру в исполнение и в настоящем учебном году. Для сего предоставить о. ректору и о. инспектору войти в совещание с наставниками для определения, кого из учеников, по каким предметам и по каким отделам предметов, подвергнуть испытанию после рождественских праздников. При этом назначить испытание только таким ученикам, которые подают надежду на улучшение успехов. О результатах испытания довести до сведения правления, которое, по рассмотрении их, поправит месячные результаты успехов учеников, вполне удовлетворительно отвечавших на испытаниях, о чем предварить и самих учеников для ободрения их и возбуждения в них большего внимания к этой мере» 325 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010