Радуйся, яко у тех же неверующих необрезанное сердце и необрезанная ушеса узрел еси. Радуйся, и отцев их, и их самех, яко Духу Святому противящихся, гневно обличивый. Радуйся, оных убийцами пророков наименовавый. Радуйся, яко самех первых убийц Господа, Анну и Каиафу, на сем сонмищи явно обличил еси. Радуйся, яко весь синедрион убийцами и предателями Господа дерзновенно наименовал еси. Радуйся, грехов людских обличителю. Радуйся, покаяния проповедниче. Радуйся, братолюбия наставниче. Радуйся, апостоле Христов, первомучениче и архидиаконе Стефане. Кондак 11 Песни хвалебныя приими от убогих сердец наших и уст наших, дивный мучениче и апостоле Христов Стефане, исполнь бо Духа Святаго, воззрев на небо, видел еси славу Божию и Иисуса одесную Отца Своего стояща, и рекл еси: «Се вижу небеса отверста и Сына Человеча одесную стояща Бога». Таковому видению и гласу твоему дивящеся, радостно восписуем Господу, дающему сладость лицезрения Своего святым Своим: Аллилуиа. Икос 11 Светоноснаго зрака твоего, небеснаго видения и гласа радостнаго, исповедающаго славу Господа, с небес сшедшаго во спасение рода человеческаго, не возмогше понести обличаемии тобою иудее, сердцами своими зле распыхахуся, зубы своими скрежетаху и устремившеся единодушно на тя, и извлекоша тя, блаженне Стефане, из сонмища вне же града поставивше, камением побиваху тя, злонравнии. Мы же, мучениче Христов преславный, с любовию провождающе тя на место блаженныя кончины твоея, прославляем мужество твое, велегласно глаголя: Радуйся, первый в мученицех, кровию своею веру во Христа распятаго запечатлевый. Радуйся, своею кровию землю освятивый. Радуйся, яко и самих апостолов подвигом мученическим предварил еси. Радуйся, яко за собою тысящи и тьмы тем мученик и мучениц за славное имя Христово привел еси. Радуйся, яко за Господом Иисусом Христом безбоязненно шествовал еси и поношение Его славно понесл еси. Радуйся, светом страданий твоих блистаяйся. Радуйся, темже светом и нам путь ко Христу верно показующий. Радуйся, светильниче пресветлый, Божиим несозданным светом озаренный.

http://isihazm.ru/1/?id=651

Сербский Патриарх выступает в защиту Дня Республики Сербской Биелина, 9 декабря 2015 г. Комментируя попытки препятствовать празднованию Дня Республики Сербской в Боснии и Герцеговине, Патриарх Сербский Ириней подчеркнул важность сербского единства на политическом уровне в этом вопросе.      От лица Сербской Церкви Патриарх выразил разочарование решением Конституционного суда Боснии и Герцеговины о запрете празднования Дня Республики Сербской 9 января. «Не могу понять, как историческая дата, когда была образована Республика Сербская, ставится под вопрос и появляется желание ее изменить или заменить. Это событие произошло в этот день, и тут прекращается всякая дискуссия», - подчеркнул Патриарх в разговоре с представителями РТРС . Он также напомнил, что в этот день 9 января празднуется также память архидиакона и первомученика Стефана. Инициатором запрета празднования этого дня выступил представитель боснийских мусульман в президиуме Боснии и Герцеговине Бакир Изетбегович. В свою очередь президент Республики Сербской Милорад Додич заявил, что несмотря на решение Конституционного суда БиГ, в наступающем году этот праздник будет отмечаться еще торжественней, чем прежде. Комментируя позицию по этому вопросу международного высокого представителя Инцко, Милорад Додик заметил: «Нас не волнуют его ощущения… У нас совсем другие ощущения, а именно, что все, что господин Инцко здесь делает, он делает против Республики Сербской и сербского народа. Он пристрастен и пытается как можно больше продолжить свой мандат, потому что получает хорошую зарплату». Милорад Додик также заметил, что больше всего стабилизации на в Боснии и Герцеговине способствовало бы упразднение должности высокого представителя. Создание Республики Серской было провозглашено в 1992 году в ответ на инициированный боснийцами-мусульманами выход Боснии и Герцеговины их состава тогдашней Югославии. Рейтинг: 9.8 Голосов: 51 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/88574.html

Истинная любовь к ближним имеет основанием веру в Бога. Она вся в Боге, так как Бог есть любовь (Ин. 4. 16). В ближнем христианин любит Христа, ибо Спаситель «благоволил таинственно облечься в каждого ближнего нашего, во Христе Бог». Духовная любовь исполнена простоты и веры ближним, в ней нет подозрительности и ревности; постоянство и мудрая рассудительность — непременные качества ее. Путь к достижению духовной любви к ближним многотруден и связан с подвигом искоренения из человеческого естества греха во всем его разнообразии. Истинная любовь к ближним не может мгновенно воссиять в сердце христианина. Как при достижении любой христианской добродетели, так и при стяжании любви к ближним имеется определенная последовательность. Первоначально необходимо отвергнуть вражду, памятозлобие, гнев, осуждение и все те чувства, которые противоположны любви. Затем нужно, повинуясь Евангелию, научиться молиться за врагов, благословлять клянущих, делать добро ненавидящим и прощать ближним все, что они сделали плохого нам. Что исполнить все перечисленные евангельские заповеди не только на словах, но и в жизни, нужен многолетний подвиг самоотречения. «Пожертвуй всем, — пишет Владыка, — для исполнения евангельских заповедей. Без такого пожертвования ты не возможешь быть исполнителем их» [ 1818 ]. Желающий достигнуть истинной любви к ближним должен прежде всего отвергнуть самолюбие и человекоугодие, которые укрепляют в человеке естественную любовь. Самолюбие — искажение любви к самому себе. Тот, кто не имеет к себе духовной любви, не может и ближнего возлюбить духовно. Человекоугодие — искажение любви по отношению к ближним. Оно, как и самолюбие, является «горестным самообольщением», и, возобладав сердцем человека, делает его неспособным к истинной любви. Только решительное отвержение этих пороков открывает путь к достижению духовной любви. Подвиг искоренения из своего сердца самолюбия и человекоугодия связан с многими усилиями человеческой воли. Греховное естество ожесточенно отстаивает все свои порочные навыки. Епископ Игнатий, употребляя слова святого первомученика и архидиакона Стефана, говорит, что сердца наши, подобно сердцам наших праотцев, «присно противятся Святому Духу» (Деян. 7. 51), и нередко необходима лютая борьба для искоренения греховных чувств. В этой трудной невидимой брани очищения своего сердца за каждую победу Господь награждает подвижника духовным утешением, вкусив которое, он увереннее продолжает начатый подвиг борьбы с усвоившимся человечеству падением. «Учащенные победы, — пишет святитель Игнатий, — привлекают учащенное посещение и утешение благодати; тогда человек с ревностию начинает попирать своеугодие и своеволие, стремясь по пути заповедей к евангельскому совершенству…» [ 1819 ], к достижению духовной любви.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Однажды стоим мы с матушкой возле этой самой двери. Вдруг она приоткрылась, из нее выглядывает молодой человек, и жестом приглашает нас пройти внутрь. Мы прошли, спустились по ступенькам вниз и остановились в изумлении. Оказывается, как спускаешься по лестнице, то по левой стороне в крошечном храмике находятся мощи преподобного Никона Радонежского, Сергиева ученика и строителя Троицкого храма. А в палатке напротив, несколько целых мощей троицких подвижников и множество частиц останков святителей, преподобных и мучеников. Вот в который раз уже замечаю, как начинаешь прикладываться к святыням и молишься возле них, утрачивается ход времени, словно его там вовсе и нет. Людей впускают понемногу, видимо, чтобы мы не мешали друг другу и имели возможность подольше побыть в этом воздухе, пропитаться им, что ли. Уже несколько раз побывал я в этом месте, и всякий раз замечаю, что после того, как выходишь потом на улицу, кружится голова и поначалу даже трудно идти. Наше человеческое греховное начало не позволяет надолго задерживаться в этом месте и должно своевременно его покинуть. Уходишь и понимаешь, что уходишь-то из рая, подобно нашим прародителям, однажды покинувшим подлинный Рай, – они не могли его позабыть и всякий раз плакали горько, вспоминая о содеянном грехе. И вот, в первый же раз во время посещения Серапионовой палатки, я подошел к иконе первомученика архидиакона Стефана. В икону вправлена часть его руки, кости лучевая и локтевая. От благоговения при встрече с такой святыней, я встал на колени и приложился к этим косточкам, чудом сохранившимся до наших дней. Приложился и реально, где-то в самых глубинах сознания, внезапно услышал вопрос: «А ты согласен стать мучеником?» Вопрос прозвучал так четко, и неожиданно, что я растерялся… и ничего не ответил. «Мучеником!? Как стать мучеником? Когда, завтра? Нет, завтра я никак не могу, мы завтра ждем своих детей из Москвы, уже и шашлык замариновали. Тьфу ты, – начинаю злиться на себя, – о чем это я, ну, причем здесь шашлык?» Мы еще некоторое время оставались в палатке в окружении святых, читали под мощевиками известнейшие имена и прикладывались к частичкам. Но мыслями я постоянно возвращался к Стефану, а уже уходя, снова подошел к его образу и сказал:

http://azbyka.ru/fiction/preodolenie-svy...

510 Рукописи Софийской библиотеки. 836 (л. 251–256 об.), 1061 (л. 108–115 ), 1063 (л. 148–155 об.), 1064 (л. 167–175 об.), Общества любителей древней письменности Q. D. 31 (л. 248–259), библиотеки Академии наук 21.2.1 (л. 249–258), библиотеки Синодского архива 862 (л. 78–85), Публичной библиотеки из собраний Погодина (л. 138–147), из собрания Михайловского (л. 55–62), Московской Синодальной библиотеки 377 (л. 187–9). 515 Рукописи Софийской библиотеки 841, 1064, 1067, 1070, 1093 (лл. 218 об., 202 , 42 об., 85, 194 об.). В последней рукописи данная молитва указывается уже после отпустной молитвы «Владыко многомилостиве» в качестве второй молитвы (л. 20 1 ). Рукописи библиотеки Академии наук 16.15.1 (л. 31 об.), 1.2.11 (л. 9 5 ), Общества любителей древней письменности Q. D. 296 (л. 147 об.), Публичной библиотеки Q. I. 62 (л. 200–201 об.), библиотеки Московской Духовной академии собрания Волоколамского монастыря 331, 333 (лл. 98 об., 261 об.). 526 Лишние имена: Мокия, Трифона, Фалалея, Фотия, Аникиты и св. первомученика архидиакона Стефана. 528 Рукописи Софийской библиотеки 1063 (л. 179 об.), 841 (л. 220), 1067 (л. 4 4 ), 1070 (л. 87 об.), собраний Погодина 306 (л 185 об.). 533 Рукописи Софийской библиотеки 836 (л. 276), 861 (л. 330), 1061 (л. 142 об.), Общества любителей древней письменности Q. D. 296 (л. 176 об.), Q. D. 31 (л 293 об.), Публичной библиотеки Q. I. 239 (л. 59 об.), той же библиотеки из собрания Михайловского 9 (л. 88 об.), библиотеки Академии наук 16.15.1 (л. 34), 21.2.1 (л. 292), Соловецкой библиотеки 1092 (л. 143 об.), 1093 (л. 84–5), библиотеки Московской Духовной академии собрания Волоколамского монастыря 86 (л 95 об.), Московской Синодальной библиотеки (собрания Чудова монастыря) 54 (л 284 об.). 534 Исключая рукописи Общества любителей древней письменности Q. D. 296 и Московской Синодальной библиотеки (собрания Чудова монастыря) 54, в которых указывается одна формула: Благословение... 543 308: И да приидет Владыка... недостойное приимет. 311: да простит же Владыка мой Христос, Отец небесный, и исповедание мое сие недостойное.

http://azbyka.ru/otechnik/Venedikt_Alent...

Прежде всего, далеко позади остаются все этические системы, основанные на природных нормах, поскольку нравственный идеал Христа сверхъестественен и становится возможным потому, что его в Своей жизни и смерти воплотил Сам Христос. Именно так и восприняли его святые Христовой Церкви, и очень многие также сумели воплотить его вслед за своим Божественным Учителем – от Первомученика и Архидиакона Стефана до многих святых новомучеников Российских (XX в.). Любовь к людям имеет свои степени и путь восхождения. Она начинается с нравственной нормы, практически не возвышающейся над природной: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» ( Лк. 6,31 ). Эти слова Евангелия, как бы открывая начальную точку отсчета любви к людям, показывают через несколько строк вершину любви – «любите врагов ваших» ( Лк. 6,31–35 ). Таким образом, несколько евангельских стихов объемлют все пространство любви. Это пространство, разумеется, не преодолевается одним прыжком, но постепенно, несколькими этапами. Однако на всех этапах неизбежно должна действовать сердечная установка – всегда делать добро, быстро прощать вину чужую и настойчиво искать прощения в вине собственной. Безусловно и всегда является непременным требование не воздавать злом за зло (Фес. 5,15), но напротив – «побеждать зло добром» ( Рим. 12,21 ), потому что «любовь не мыслит зла» ( 1Кор. 13,5 ). Здесь намечены основные этапы, которые осуществляются между двумя пределами любви – начальным: «не желать другим, чего не желаешь себе» и конечным: «любить врагов». Не воздавать злом за зло – это выход за пределы ветхозаветной и всякой природной справедливости, для которой вполне нормален и естественен принцип «око за око». Но этот выход еще дает возможность отнестись ко злу другого человека со спокойным равнодушием, или философским стоицизмом, или иронией, или смиренно отойти в сторону. «Побеждать добром» – уже большее. Тут содержится такая установка на преодоление себя, которая исходит из глубокого внутреннего понимания, что противостояние злу злом лишь рождает новое зло, и лишь постоянно делаемое добро нейтрализует зло. Но и такое понимание и переживание вполне может быть рационалистичным и совершаемым по холодному чувству долга. А то, что «не мыслит зла» при любых обстоятельствах, даже когда властною и насильственною рукою пресекается деятельность постороннего зла, может быть только любовью, любовью без отвлеченностей, но и без пристрастий, как положительных, так и отрицательных (неприязнь), – то есть любовью в высшем ее проявлении, в частности, любовью к врагам. Это и есть любовь новозаветная, любовь Христа и любовь христианская.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/och...

В чём же тогда должна проявляться любовь к своим недругам? По высказыванию любвеобильного архипастыря, любовь к врагам должна проявляться в прощении нанесенных ими обид, в молитве за них, в благословении их, в хороших словах о них, в благодарности Богу за причиненные врагами напасти, деланием им добра, «в благотворении, которое может простираться до вкушения телесной смерти для спасения врагов». Пример всесовершенной любви к врагам явил Сам Спаситель мира Иисус Христос . В одной из своих проповедей епископ Игнатий в образец любви к врагам приводит святого первомученика и архидиакона Стефана, который, побиваемый камнями, молился за своих убийц ( Деян. 7, 60 ). «Пылал... священным огнем святый первомученик Стефан, – сказал Владыка, – ... последовали удары смертоносные, от лютости их пал Стефан полумертвым на колени, но огнь любви к ближнему в минуты разлуки с жизнью еще живее воспылал в нём... Последним движением его сердца было – движение любви к ближним, последним словом и делом была молитва за убийц своих». 122 Епископ Игнатий учил, что не только к врагам, но и к друзьям любовь должна быть освещена духовным рассуждением. Любить друзей нужно во Христе, чтобы Христос был любим в ближнем, а ближний был любим как создание Божие. Христианин, любящий в ближних Христа, будет иметь ко всем равную любовь. Святитель Игнатий в одном из писем спрашивает: «Неужели любовь к ближнему должна быть чужда всякого различия?» – и сам же разрешает этот вопрос, приведя в пример святых угодников Божиих. «Святые, – утверждает Владыка, – имели ко всем равную любовь, но особенно любили тех, кто проводил благочестивую жизнь. Наставники имели большее расположение к тем пасомым, в которых видели ревность и полное послушание. Наставляемые всегда имеют большую любовь к тем наставникам, в которых они видят живой пример назидания и обилие духовного разума». По мысли Владыки, «любовь, отдающая должную цену людям по степени их благочестия, вместе с этим, равна ко всем, потому что она во Христе и любит во всём Христа. Иной сосуд вмещает это духовное сокровище больше, другой меньше. Сокровище – одно!» Епископ Игнатий постоянным подвигом самоотречения погасил в себе плотскую любовь к ближним, поэтому его отношение к близким к нему людям было преисполнено истинной евангельской любви. Он высоко ценил дружбу, считал ее великим Божиим даром. «Друзей мне дал Бог , – писал Преосвященный, – эту мзду принял я от Всевышнего за мысль самоотвержения, которой последовал с дней юности моей». В основе своих отношений с друзьями епископ Игнатий имел Христа, и поэтому крепка и душеспасительна была его дружба. «Только та дружба истинна и крепка, которую основывает и скрепляет Христос», – писал он.

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

Имена святых, функционируя в религиозных текстах различных жанров, в народных представлениях и мифах, приобретают денотативное и коннотативное наполнение, что отражается в терминологической классификации. Так, Н. В. Подольская квалифицирует имя святого как агионим [Подольская 1978: 26], И. В. Бугаева привносит уточнение, считая более корректным употребление термина агиоантропоним, так как вторая часть термина – антропоним – позволяет вколючить в классификацию любое имя собственное. Под агиоантропонимом понимается апеллятивно-антропонимический комплекс, служащий для именования христианских святых. Характерным признаком агиоантропонима является его двукомпонентность или многокомпонентность, что отличает его от антропонима [Бугаева 2006]. Двукомпонентный состав агиоантропонима включает чин святости и имя святого, при этом указание на чин святости является обязательным, функционирует как в двукомпонентных, так и в многокомпонентных агиоантропонимах. Двукомпонентные агиоантропонимы достаточно редки, «в основном они относятся к ветхо- и новозаветным лицам и святым, прославленным в первые века христианства» [Бугаева 2006: 232]. Наиболее распространенными являются трехчленная или четырехчленная структура, включающая чин святости имя дифференциатор. В качестве последнего могут функционировать номинаторы, дескрипторы, локализаторы, агномены, когномены, титулы, этнонимы [Там же]. Анализ имени святых будет проводиться на примере служб первых двух дней августа из Войновской Минеи на месяц август, содержащих три последования святым: службы 1 августа св. Маккавеям, службы Пренесения мощей св. первомученика и архидиакона Стефана 2 августа и службы святому Василию Блаженному Московскому 3 августа. Таким образом, предметом анализа будут имена святых, относящихся к различным периодам истории православной церкви. Исследование строится по следующему плану: краткий исторический экскурс, посвященный факту подвига, выборка агиоантропонимов из текста Минеи, их структурная и семантическая классификация, интерпретация материала исследования. Материалом исследования являются словосочетания – словесные ряды, представляющие собой двучленные или многочленные агиоантропонимы, а также словосочетания (синтагмы), содержащие символическую характеристику святого. Семантическая классификация святых учитывает чин святого по характеру христианских подвигов.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

На соборе кафолическая позиция не была поддержана, обвинения с Пелагия были сняты, на что Орозий ответил сочинением «Книга апологетическая против пелагиан» (Liber apologeticus contra Pelagianos) и отправился назад в Северную Африку, по пути заехав в Рим, чтобы передать папе Иннокентию I (401–417) послание патриарха Иерусалимского Uoahha II (386–417). Августину Орозий передает письмо Иеронима и задерживается на год в Карфагене, где и составляет «Историю против язычников», которая в Средние века и даже в Новое время считалась основным учебником всемирной истории и стала основным источником для многих последующих компиляторов. По окончании работы (осень 417 г.) Орозий направляется на Балеарские острова, где передает епископу о. Менорка Северу мощи первомученика архидиакона Стефана, которые были вывезены им из Палестины. После краткого пребывания на Менорке Павел в начале 418 г. вновь направляется в Африку и исчезает с исторической арены. 115 Священная и церковная история христианского историка Сульпиция Севера. М., 1915 (переводчик не указ.); Сулъпиций Север. Сочинения/Пер. А.И. Донченко. М., 1999 (изд. включает «Хронику» и «Житие Мартина Турского»). 116 См.: Breviarium causae Nestorianorum et Eutychianorum, collectum a Liberato archidiacono Ecclesiae Carthaginensis regionis sextae/PL. Vol. 68. Paris, 1847. Рус. пер. (гл. 14–18) в кн.: Евагрий Схоластик . Церковная история. Т. 1–2. СПб., 2001. 117 См.: Victor of Vita. History of Vandal Persecution/Ed. J. Moonhead. Liverpool, 1992; Victor de Vita. Histoire de la persecution vandale en Afrique: Suivi de La passion des sept martyrs. Registre des provinces et des cites d’Afrique/Textes etablis, trad, et comm, par S. Lancel. Paris, 2002; Виктор Витенский. История гонений в Африканской провинции; Рассказ о страданиях семи монахов; Перечень провинций и городов Африки/Пер. В.А. Дорофеевой, М.Ф. Высокого; комм. М.Ф. Высокого/Церковные историки 4–5 веков. 118 Город Вита, где Виктор был епископом, находился в римской провинции Бизацена, современный восточный Тунис; около 483 г. Виктор, в числе отправленных в изгнание вандальским королем Гунерихом клириков африканской кафолической Церкви, сопровождал главу африканских ортодоксальных христиан – карфагенского епископа Евгения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

XX. Паремия, положенная на вечерне в пяток чет­вертой седмицы Великого поста (Быт 12, 1–7). В сей паремии содержится повествование о переселе­нии Аврама из Харрана в землю Ханаанскую.   Быт.12:1 .  Рече Господь Авраму: изыди от земли твоея, и от рода твоего, и от дому отца твоего, и иди в землю, юже ти покажу. Аврам – десятый в ряду патриархов, родившихся после потопа, – был сын Фарры. Он родился на 130 году жизни своего отца, судя по тому, что при смерти отца, последовавшей на 205 году, ему было 75 лет ( Быт 11:32, 12:4 ). Фарра с семейством первоначально жил в северной части Месопотамии, близ верховьев Тигра, – в Уре халдейском. Здесь у него родились и поженились трое сыно­вей: Аран, Нахор и Аврам. Арран умер в Уре при жизни отца, оставив после себя сына – Лота. В последних стихах предшествующей (11-й) главы книги Бытия описано пере­селение Фарры из Ура в Харран (или Карры, Киргое), город Месопотамии, на юге от Ура, известный впоследствии поражением римского полководца Красса от Парфян. Бы­тописатель говорит, что Фарра взял с собою Аврама, и Сару, его жену, и Лота, и пошел с ними в землю Ханаанскую, но на пути остановился в Харране и здесь водворился; что же было причиною переселения Фарры, бытописатель о том умалчивает. Но св. первомученик и архидиакон Сте­фан, в речи своей к иудеям, дает видеть, что этою причиной было повеление Божие Авраму оставить родину и идти в землю, какая ему показана будет Богом ( Деян 1,2–4 ). Повеление Божие Аврам, конечно, объявил отцу своему, и отец, не желая отставать от сына, последовал за ним, но достигши Харрана, не решился продолжать свое путеше­ствие. С ним остался жить в Харране и Аврам, может быть по усиленным просьбам отца не покидать его на старости лет, и прожил в отцом до смерти его; по смерти Фарры Господь снова объявил Авраму свое повеление идти в землю, какая ему будет показана. Повеление это у бытопи­сателя, в рассматриваемой нами паремии, выражено теми же словами, в каких, по свидетельству св. первомученика Стефана, дано было Авраму первое повеление в Уре хал­дейском.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010