Уведано же бысть се по всей Иоппии, и мнози вероваша в Господа. «Сие сделалось известным по всей Иоппии и многие уверовали в Господа». Об этом чуде пронеслась весть по всей Иоппии и произвела благотворное действие на многих, до сего времени остававшихся в неверии: многие слышали о чуде, которое совершил Петр, воскресив Тавифу, и уверовали в Господа Иисуса Христа. Так и это чудо послужило к умноженью верующих и к прославленью Господа Иисуса Христа, Спасителя мира. И нам, братия, святой Лука возвестил об исцелении Енея и воскресении Тавифы чрез апостола Петра, для того, чтобы мы, размышляя о дивных делах Божиих, более и более утверждались в вере и любви к Господу Иисусу, и в уповании на Него, и всегда, всеми нашими делами, явными и тайными, прославляли всесвятое имя единого Триипостасного Бога, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и во веки веков. Аминь. Беседа 11. В неделю о Самарянине Во дни оны, рассеявшийся от скорби бывшия при Стефане, проидоша даже до Финикии и Кипра и Антиохии, ниединому же гла голюще слово, токмо Иудеем ( Деян.11:19 ). Смерть архидиакона и первомученика Стефана была следствием восстания против христиан. Против Стефана восстали народ, старейшины и книжники: они схватили его, привели в синедрион и представили ложных свидетелей, говоривших, будто он хулит храм и закон. Стефан сказал пред синедрионом сильную речь в защищение истины Евангельской проповеди; но враги осудили его, вывели за город и побили камнями. «В те дни произошло великое гонение на церковь в Иерусалиме; и все, кроме Апостолов, рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии» ( Деян.8:1 ). «Между тем рассеявшиеся от гонения, бывшего после Стефана, прошли до Финикии и Кипра и Антиохии, ни кому не проповедуя слова, кроме Иудеев». Так и великое гонение, воздвигнутое врагами против учеников Христовых, послужило к славе Божией и ко спасению многих. Гонимые рассеялись во все стороны и повсюду понесли с собою свет евангельского учения, для просвещения блуждающих во мраке неведения. Они прошли до Финикии и Кипра и Антиохии. Финикия была Сирийская область, на северной границе Палестины, около Средиземного моря. Кипр – греческий большой остров, на Средиземном море. Антиохия – главный город Сирии, при реке Оронте. В Антиохью стремились христиане из Иерусалима, как в безопасное место, удаленное от врагов – гонителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Христос воскресе! Слово 36. О первомученике Стефане. В понедельник 3й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению) А Стефан, исполненный веры и силы, совершал великие чудеса и знамения в народе. ( Деян.6:8 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе! Сегодня нашему вниманию было предложено Апостольское чтение (см. Деян.6:8-7, 5, 47-60 ), наполненное особой силой и вдохновением. Мы слышали об архидиаконе Стефане, которому первому в истории христианской Церкви довелось принять мученический венец и пострадать за Господа. В чине святых угодников Божиих возвеличен архидиакон Стефан как первомученик. Недаром христианская община выбрала этого человека для рукоположения в сан диакона. Среди лучших избранных он был самым лучшим, потому-то и возглавлял церковных собратьев. Стефан отличался от многих особой благочестивостью, милосердием, добротой, любовью к ближним. Сильно в нем было стремление к справедливости, желание помочь людям. А потому, исполненный веры и силы, совершал он великие чудеса и знамения в народе. Многие исповедники иудейской веры вступали в спор со Стефаном, но не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил. Тогда вожди иудейские поняли, что этот человек для них представляет безусловную опасность, так как увлекает за собой и призывает к христианской вере народные массы. И задумали фарисеи и старейшины черное дело — опорочить безвинного, научили они некоторых сказать: мы слышали, как он говорил хульные слова на Моисея и на Бога. Когда же архидиакон Стефан предстал перед судом синедриона, вместо оправдания из его уст начала звучать история иудейского народа. Он говорил о призвании Богом Авраама, о судьбе его потомков, о плене Египетском, о том, как Моисей, по милости Божией, вывел народ из рабства, о многом другом, знакомом и дорогом иудейскому сердцу… Не было в словах архидиакона Стефана хулы или обвинения, наоборот, он показывал глубокое знание Ветхого Завета, законов и обычаев, которые служили лишь примером действий Живого, Истинного Бога, Которому он посвятил свою жизнь.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Ближайшие окрестности Иерусалима евангельских времен вошли в черту современного города. При выходе из Старого города Овечьими воротами паломник попадает на Иерихонскую дорогу. Справа от нее находится греческий храм первомученика архидиакона Стефана. Храм был воздвигнут над местом убиения святого. Сохранилось несколько широких ступеней, где совершилось побиение камнями первомученика. Гефсимания Наименование «Гефсимания» означает масличное точило (пресс) или масличный сад. Это священнейшее для христиан место находится у подножия западного склона Елеонской горы, в долине Кедрон, на востоке от Старого города. Гробница Божией Матери Тропарь Успению Божией Матери, глас 1 В рождестве девство сохранила еси,/во успении мира не оставила еси, Богородице,/преставилася еси к животу,/Мати сущи Живота,//и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша. Кондак, глас 2 В молитвах неусыпающую Богородицу/и в предстательствах непреложное упование/гроб и умерщвление не удержаста,/якоже бо Живота Матерь,/к животу престави/во утробу Вселивыйся приснодевственную. Величание Величаем Тя,/Пренепорочная Мати Христа Бога нашего,/и всеславное славим//Успение Твое. Светилен Апостоли, от конец совокупльшеся зде,/в Гефсиманийстей веси погребите Тело Мое,/и Ты, Сыне и Боже Мой,//приими Дух Мой. Стихира, глас 1 О дивное чудо!/ Источник жизни во гробе полагается/и лествица к небеси гроб бывает./ Веселися, Гефсимание,/Богородичен святый доме,/возопиим, вернии,/Гавриила имуще чиноначальника:/Благодатная, радуйся, с Тобою Господь,//подаяй мирови Тобою велию милость. Гефсиманский сад Евангелие от Луки 22, 39–53 (Мф 26, 36–57; Мк 14 32–52; Ин 18, 1–13) И, выйдя, пошел по обыкновению на гору Елеонскую, за Ним последовали и ученики Его. Придя же на место, сказал им: молитесь, чтобы не впасть в искушение. И Сам отошел от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился, говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет. Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Злой дух подтолкнул Каина на братоубийство. Евреи избивали пророков и продолжали свою греховную жизнь. Зло толкнуло руку Ирода убить вифлеемских младенцев, ища убить Богомладенца Христа. Сей же дух вразумил Иродиаду искать главы Иоанна Крестителя. И наконец, Голгофа... «Распни Его, распни». Не этот ли дух двигал тогда сердцами и умами иудеев? Несмотря на эти печальные факты, в сущности, зло побеждено, и победа эта пришла с Голгофы. Голгофский Крест стал символом победы над злом. Христово учение уверенно завладело миром. Через три года по Вознесении Спасителя под водительством апостолов стала создаваться раннехристианская Церковь . Огромная работа была уже не под силу апостолам во все умножающейся Церкви. «Тогда двенадцать апостолов, созвав множество учеников, сказали: «Нехорошо нам, оставив Слово Божие, пещись о столах. Итак, братие, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости» ( Деян.6:2–3 ). И были избраны семь диаконов, среди которых был и Стефан, муж, исполненный веры в Духа Святаго ( Деян.6:5 ). Имя первомученика архидиакона Стефана означает по-гречески «корона». Это было чудное совпадение, ибо он получил корону первомученика. Святой евангелист Лука, мастер художественного слова, точной фразой обрисовывает нам духовный облик этого человека: «Исполнен веры». И такая вера динамичная, творческая, по словам Спасителя, может горы передвигать. Он был исполнен Духа Святого, веры и силы, совершал великие чудеса и знамения в народе ( Деян.6:8 ) – качества, присущие духовной и высоконравственной личности. И вот в зарождавшейся Церкви Христовой зло вновь поднимает руку на такого человека. Когда иудейские религиозные вожди увидели, что они не в состоянии противостоять мудрости и ревности, с которой святой Стефан проповедовал учение Христово, они решили расправиться с ним. Святой Стефан обличал Иерусалим, как живой свидетель Слова, его проповедь шла от сердца. Со всей Римской империи приходили евреи, чтобы поклониться общенациональной святыне – храму, на праздник Пасхи.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

в царствие небесное и жизни вечной .   Упоминается в богослужебных текстах и о распылении пепла сожженного тела Або: И гробом его стала вода, И ныне испрашивает дшам нашим великую милость . Эти слова являются переосмыслением замечания жития о том, что «волны Куры стали для костей святого одеждой, и глубина реки – гробом мученика, дабы нечестивая рука противников Христа не коснулась их» Что касается богословской стороны мученичества, то подчеркивается его универсальный характер, синтезирующий все иные виды святости. Во-первых, в образе св. Або можно увидеть архетип трех отроков в печи Вавилонской: Когда разъярился гневом тиран и ярость лица его обратилась На святого мученика Христова Або. Тот еще сильнее восклицал и говорил. Если и огнем и мучениями вы покончите со мною, Не отрекусь от Троицы Святой . Как мы уже упоминали, в тексте жития в отношении св. Або нет угроз огнем, подобная кара угрожала в Вавилоне трем еврейским юношам – Анании, Азарии и Мисаилу, которые отказались поклониться золотому истукану и вызвали гнев вавилонского царя Навуходоносора. Таким образом, «тиран» (тбилисский эмир) уподобляется разгневанному вавилонскому «тирану» Навуходоносору, а св. Або – одному из трех отроков – таинников святой Троицы . Во-вторых, в тексте службы особо подчеркивается то, что св. Або – преемник апостолов, в том числе – св. апостола Павла (см. выше) и не только потому, что он бесстрашно проповедовал Христа, ежедневно рискуя своей жизнью, но и потому, что повторяет их мученический подвиг. Особенно значимы следующие слова: «Но да увижу Духа Святаго сидящего одесную Отца». «Они связаны с воспоминанием о св. первомученике архидиаконе Стефане, точнее – с его речью перед синедрионом: «Слушая сие, они рвались сердцами своими и скрежетали на него зубами. Стефан же, будучи исполнен Духа Святаго, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога, и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога.Но они, закричав громким голосом, затыкали уши свои, и единодушно устремились на него, и, выведя за город, стали побивать его камнями». (Деян. 7, 54-58). Для иерусалимской традиции почитание св. мученика Стефана было весьма значимым и в значительной степени связано с обретением его мощей в 415 году и его образ, как невинного страдальца, проповедовавшего среди своих соплеменников и пострадавшего от них актуален, особенно в случае св. Або, араба, казненного своими соотечественниками после проповеди среди них. Эта актуальность усиливается и тем, что первый суд над Або состоялся 27 декабря, в день памяти св. Муч. Стефана. Здесь следует также отметить весьма архаичную черту – смешение Сына Божия со Святым Духом, что характерно для некоторых доникейских памятников, в частности – «Пастыря» Ерма . Каким образом автор службы познакомился с данной концепцией – дело дальнейших исследований.

http://bogoslov.ru/article/2368300

Вы не раз слышали при чтении паримий: «Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущий» (Пс. 126, 1). Напрасен труд: дом, созданный без благословения Божия, падет, разрушится; а всё то, что носит печать Божию, устоит навеки. Устоит до конца веков, по слову Христа, Церковь Его Святая, «и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16, 18). Устоит вера Христова, как бы ни издевались над ней, ибо безмерна сила Божия. Скажите, неужели можно серьезно говорить о том, о чем многие люди говорили еще в древности: будто религия есть изобретение жрецов и попов, их выдумка ради собственной выгоды? Если бы было так, если бы действительно религия была выдумкой жрецов, если бы служила только прибыли жрецов, священников, неужели была бы на ней печать силы Божией, неужели могла бы религия жить до скончания века? Посмотрите, как наполняются храмы наши, сколько народу привлекает Господь в храмы Свои святые. Что же, они все идут слушать выдумки попов? Нет, они сердцем чувствуют, что в храмах Божиих присутствует Дух Святой, чувствуют безмерную Божию силу. Сердце влечет их к храму, их сердце требует молитвы. Это дело Божие, это не выдумка попов. А если это Божие, то тогда все враждующие против религии должны помнить слова мудрого Гамалиила: «Отстаньте от людей сих и оставьте их; ибо если это предприятие и это дело — от человеков, то оно разрушится». Если это выдумка попов, то она падет и разрушится, «а если от Бога, то вы не можете разрушить его». Если это дело Божие, то ничего не поделаете, не заставите людей, сердца которых требуют веры, отказаться от нее. Первое гонение на христиан 19 мая 1948 г. Побили враги Христовы камнями архидиакона и первомученика Стефана, но злоба их не утихла, а разгорелась пожаром, ибо вот что было дальше: «В те дни произошло великое гонение на церковь в Иерусалиме; и все, кроме апостолов, рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии. Стефана же погребли мужи благоговейные, и сделали великий плач по нем. А Савл терзал церковь, входя в домы и влача мужчин и женщин, отдавал в темницу» (Деян. 8, 1–3).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=831...

Земля, вып. 2, 630 стр.). В Православной церкви память Анании 1 октября и 4 января, а в римской 25 января. (Подробнее о св. Анании: Четьи-Минеи св. Димитрия Ростовского под 1-м октября; архиепископа Димитрия: Собор св. 70 апостолов, вып. 1-й, 35–49 стр.). Святой апостол Стефан, архидиакон и первомученик О св. Стефане из Апостольских Деяний известно, что он, по отзывам самих апостолов, был «муж, исполненный веры и Духа Святого» ( Дeяh. VI, 5 ), а по тому был избран в первого (главного) диакона (архидиакона). Жизнь и деятельность его была слишком не продолжительна, но по энергической деятельности, по сильной речи – он был предшественник ап. Павла. Св. Стефан, как светлая звезда, (как яркий метеор) быстро пронеслась и скоро закатилась… Евсевий о кончине его так пишет: «Стефан, вскоре после Господа и тотчас после рукоположения своего (как будто для того и был рукоположен) побит от христоубийц камнями и таким образом он первый из победоносных Христовых мучеников принял означаемый его именем венец» (кн. 2, гл. I, стр. 54), а потому назван «первомучеником». Апостольские деяния подробно повествуют о мученической кончине св. Стефана. «Стефан, исполненный веры и силы, совершал великие чудеса и знамения в народе. Некоторые из так называемых либертинцев и киринейцев и александрийцев, и некоторые из киликийцев и асийцев вступали в спор с Стефаном. Но не могли противостоять Св. Духу, Которым он говорил. Тогда научили некоторые сказать: мы слышали, как он (Стефан) говорил хульные слова на Моисея и Бога. И возбудили народ и старейшин и книжников и, нападши, схватили его и повели в синедрион. И представили ложных свидетелей, которые говорили: этот человек говорит хульные слова на святое место сие и на закон. Ибо мы слышали, как он говорил, что Иисус Назарей разрушит место сие и переменит обычаи, которые предал нам Моисей. И все сидящие в синедрионе, смотря на него (Стефана), видели лице его как лице ангела. Тогда сказал Первосвященник (Ионафан): Так ли это?» И Стефан, в оправдание свое, что он не противник Моисея, не хулил Бога, произнес пламенную речь, которая под конец обратилась в грозное обличение… «Жестоковыйные! Люди с необрезанным сердцем и ушами! Вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Книга деяния Святых Апостолов так повествует об этой жизни. Они, т.е. первые христиане, постоянно пребывали в учении Апостолов, общении, преломлении хлеба и в молитвах ( Деян. 2:42 ). У многочисленного общества верующих было одно сердце и одна душа. И никто ничего из имения своего не называл своим. Ибо все было у них общее. Не было между ними никого бедного. Ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов, и каждому давалось, в чем кто имел нужду ( Деян. 4:32–35 ), – в пище, одежде и т.п. Само собою понятно, что, когда число христиан было не так велико, Апостолы сами могли распоряжаться и раздачею материальных средств неимущим; но когда оно увеличилось, то, при обязанностях проповедования учения Христова и совершения Таинств, Апостолам стало трудно распоряжаться церковным имуществом. Тут явился ропот, что некоторые из бедных людей 1 как бы оставляются в небрежении, и вот тогда Апостолы, высказав: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах, т. е. об удовлетворении нуждающихся в жизненных потребностях, пришли к убеждению, что необходимо для сего выбрать особых мужей. И так, братие, предложили Апостолы собранию верующих, выберите из среды себя семь человек, изведанных, т.е. известных по своей честности, усердию о благе общественном и благоразумию, исполненных Святого Духа и мудрости; их поставим на сию службу, а мы постоянно пребудем в молитве и служении слову. И одобрено было сие предложение всем собранием, повествует далее книга Деяний, и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святого, и Филиппа, и Прохора и др. И их поставили пред Апостолами и, еще помолившись, возложили на них руки т. е. чрез молитву и рукоположение низвели на избранных благодать Святой Духа в помощь в их служении ( Деян. 6 ). Избранные сии были наименованы Диаконами, с греческого служителями, помощниками. Так повествуется об избрании Святого Стефана на диаконское служение в церкви. Впоследствии времени диаконы получили право участвовать в совершении Богослужения и Таинств, а также и в деле проповеди . Святой Стефан, как первый между семью диаконами, назван Архидиаконом, что значит с греческого перводиакон. Такому светильнику, каков был Стефан, муж, особенно исполненный веры и Духа Святого, как замечает Святой повествователь Лука, мало было светить при одних трапезах. И Господу Богу было угодно воззвать его на высший свещник проповедования слова Божия и чудотворения. Стефан, как повествуется, проповедывал и делал великия чудеса и знамения в народе ( Деян. 6 ). Это важное обстоятельство поставило его в ряду с Апостолами и особенно прославило.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/s...

Об этом свидетельствует также то, что выше в Святом Евангелии у Иоанна написано: Не вы ли говорите: еще четыре месяца, и жатва наступит? Так вот, говорю вам: поднимите глаза ваши, и взгляните на нивы, как они уже побелели к жатве (ср. Ин.4:35 ). В пасху приносили Господу ячменный хлеб, потому что начинали жать ячмень. А за четыре месяца, в декабре, ячмень сеяли. Поэтому можно говорить о том, что Иисус Христос пришел в Иерусалим, чтобы праздновать пасху. Вспомним, чему был посвящен этот праздник. Само слово «пасха» означает «прехождение», «избавление». Ветхозаветная, еврейская пасха являлась торжеством по поводу избавления иудейского народа из египетского плена, когда все иудейские первенцы были избавлены от ангела смерти, тогда как первенцы египетские были умерщвлены. Хотя по другим толкованиям, что тоже вполне вероятно, Иоанном упоминается праздник кущей, наиболее веселый и любимый в народе. В книгах Ветхого Завета также можно встретить название его просто — праздником. Что же касается того, был ли апостол Иоанн в это время рядом с Божественным Учителем, являлся ли непосредственным свидетелем, то тут можно с полной уверенностью утверждать его соучастие и причастность к описываемым событиям. Иначе евангелист не мог бы передать речь Господа, сказанную при совершении чуда. Так что же произошло тогда? Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов; в них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды. «Вифезда» переводится как «дом милосердия». Здесь действительно оказывалась милость больным людям. Овечьи ворота же упоминаются в книге Неемии. Еще они называются Гефсиманскими, или воротами Святой Девы Марии, или первомученика Стефана, так как вели к гробницам Пресвятой Богородицы и архидиакона Стефана. Название же Овечьи произошло оттого, что бедуины прогоняли через эти ворота овец в город для продажи или жертвоприношения. Археологи открыли эту купель, которая существует и в наше время.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

При таком положении дел, святые двенадцать апостолов созвали всех бывших тогда верующих и сказали им: – Нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах. Итак, братия, выберите из среды себя семь человек, исполненных Святого Духа и мудрости, их поставим на эту службу, а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова ( Деян. 6:2–4 ). Это предложение святых апостолов было одобрено всем собранием верных, которые немедленно избрали: Стефана, мужа исполненного веры и Духа Святого, Филиппа, Прохора, Никанора, Тимона, Пармена и Николая, уроженца антиохийского. Самые имена сих избранников показывают, что они были родом не из тех евреев, которые жили в Иерусалиме, но из тех, которые проживали в еллинских странах, ибо имена их – не еврейские, а еллинские. Из них Стефан приходился родственником Савлу, впоследствии призванному Господом с именем Павла к вере и апостольскому служению, Павел же был родом из города Тарса, в Киликии 8804 . Эти семь мужей потому избраны были из эллинов для служения бедным вдовам, чтобы еллины, доселе скорбевшие о пренебрежении своих вдовиц, успокоились, наконец, и перестали жаловаться и роптать. Все сии избранники были приведены к апостолам, и те помолились, возложили на них руки и посвятили их в диаконы (служители). Первым между ними был Стефан, исполненный веры и силы, и потому назывался архидиаконом. По благодати Божией, он творил много знамений и чудес среди верных: а если о чудесах его не упоминается в Священном Писании, это нисколько неудивительно, ибо и о делах Самого Христа Господа сказано: «Если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг» ( Ин. 21:25 ). Впрочем, с полным основанием можно сказать, что святой Стефан, подобно старейшим апостолам, возлагал руки на больных, и они становились здоровыми. Кроме сего, он был муж сильный словом и делом, верных утверждал в вере, неверных же иудеев обличал, доказывая им от Закона и Пророков, что они несправедливо, по зависти, убили Сына Божия, Мессию, ожидаемого столько веков. И когда между иудеями, и фарисеями, и саддукеями, и греческими евреями разгорелся однажды спор о Господе нашем Иисусе Христе, и одни говорили, что Он – пророк, другие же – что Он льстец, а иные – что Он – Сын Божий, святой Стефан, взойдя на возвышение, стал благовествовать всем о Христе Господе, говоря:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010