Он получил высокое и разностороннее греческое образование, был врачом и хорошо владел искусством живописи. Услышав о Христе, святой Лука прибыл в Палестину, где горячо воспринял спасительное учение от Самого Господа. В числе 70-ти учеников он был послан Господом на первую проповедь о Царствии Небесном еще при жизни Спасителя на земле ( Лк.10:1–3 ). После Воскресения Господь Иисус Христос явился святым Луке и Клеопе, шедшим в Эммаус ( Лк.24:13–35 ). Святой апостол Лука принял участие во втором миссионерском путешествии апостола Павла и с тех пор был его постоянным спутником, разделяя с ним все трудности благовестнического подвига ( 2Тим.4:10 ). После мученической кончины первоверховных апостолов Петра и Павла († ок. 67) святой Лука покинул Рим и продолжил проповедь в Ахайи, Ливии, Египте и Фиваиде. В городе Фивы он мученически окончил земной путь на 85-м году жизни во время гонения Домициана (81–96). Апостол Лука написал Святое Евангелие в 62–63 годах в Риме, под руководством апостола Павла. Богословское содержание Евангелия от Луки отличается учением о всеобщности спасения, совершенного Господом Иисусом Христом, о вселенском значении Евангельской проповеди. Апостол Лука написал Книгу Деяний святых апостолов, повествующую о трудах и подвигах святых учеников Христовых после Вознесения Спасителя. Богословским предметом Книги Деяний является преимущественно Домостроительство Святого Духа, осуществляемое Христовой Церковью от Вознесения и Пятидесятниды до Второго пришествия Христова. По Преданию Святой Церкви, апостол Лука написал первые иконы Божией Матери с Предвечным Младенцем на руках, при виде которых Пресвятая Богородица, благословляя образы, пророчески произнесла: «Отныне ублажат Мя вси роди. Благодать Рождшагося от Меня и Моя милость с сими иконами да будет». Апостол Лука написал также иконы святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Иконографическим символом святого Евангелиста Луки является телец, жертвенное животное у древних евреев, ибо в своем Евангелии апостол Лука утверждает, что Иисус Христос , Сын Божий, сходил на землю для того, чтобы пострадать и умереть за грехи всех людей и поэтому Он есть «Агнец Божий, принявший на Себя грехи всего мира».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В Египте он рукоположил своего сотрудника Марка в епископы Александрийской Церкви. Со слов апостола Петра, евангелист Марк написал евангелие, которое в древности называлось также Петровым евангелием. Апостол Петр написал два соборных послания которые стали частью Священного Писания, Нового Завета. Они называются: Эти послания называются соборными, так как не были посланы к отдельным церквам или лицам, но были написаны для всех христиан. В этих посланиях апостол Петр учит с бодростью терпеть искушения, проводить строгую, святую и воздержанную жизнь и сторониться всяких лжеучений. Апостол Петр был казнен во время гонений императора Нерона на христиан, вместе с апостолом Павлом, 29 июня 67-го года. Так как он считал себя недостойным одинаковой смерти с Христом, то по собственному желанию был распят вниз головой. Память святого апостола Петра празднуется, вместе с апостолом Павлом, в день их преставления: святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла, 29 июня/12 июля. Вопросы. (1) Где проповедывал апостол Петр? (2) На каком собрании участвовал апостол Петр? (3) Кем и что было написано со слов апостола Петра? (4) Что написал апостол Петр? (5) Как скончался апостол Петр?   2.6 Святой апостол Иаков Праведный (15) Святой апостол Иаков был родственником Господа (или сын Иосифа от первой жены, или сын Марии, сестры Божией Матери). Он один из всех апостолов не путешествовал а был первым Иерусалимским епископом. Как Иерусалимский епископ он председательствовал на Апостольском Соборе. Этот факт важный, так как католики стараются доказать что апостол Петр считался первым. Святой апостол Иаков написал первую литургию и одно послание. В этом послании он утешает христиан в страданиях и учит, что нельзя спастись одной верой без добрых дел. Апостол Иаков вел строгую подвижнеческую жизнь за что его считали праведником. Своим учением и жизнью он многих обращал в христианство. Апостол Иаков был убит враждебными иудейскими начальниками. Память святого апостола Иакова, брата Господня празднуется 23 октября/5 ноября.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

В богословском содержании Евангелие от Луки отличается учением о всеобщности спасения 31 октября. ПРАВМИР. Святой апостол и евангелист Лука, уроженец Антиохии Сирийской, апостол из 70-ти, сподвижник святого апостола Павла (2 Тим. 4, 10), врач из просвещенной греческой среды. Услышав о Христе, Лука прибыл в Палестину и здесь горячо воспринял спасительное учение от Самого Господа. В числе 70-ти учеников святой Лука был послан Господом на первую проповедь о Царствии Небесном еще при жизни Спасителя на земле (Лк. 10, 1–3). После Воскресения Господь Иисус Христос явился святым Луке и Клеопе, шедшим в Еммаус. Апостол Лука принял участие во втором миссионерском путешествии апостола Павла, и с тех пор они были неразлучны. Когда святого Павла оставили все сотрудники, апостол Лука продолжал делить с ним все трудности благовестнического подвига (2 Тим. 4, 10). После мученической кончины первоверховных апостолов святой Лука покинул Рим и с проповедью прошел Ахайю, Ливию, Египет и Фиваиду. В городе Фивы он мученически окончил земной путь. Предание присваивает ему написание первых икон Божией Матери. «Благодать Рождшегося от Меня и Моя милость с сими иконами да будет», – сказала Пречистая Дева, увидев иконы. Святой Лука написал также иконы святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Евангелие написано им в 62–63 годах в Риме, под руководством апостола Павла. Святой Лука в первых стихах (1, 3) четко выразил цель своего труда: наиболее полно и в хронологической последовательности описал по порядку все, что известно христианам об Иисусе Христе и Его учении, и тем самым дал твердое историческое обоснование христианского упования (1, 4). Он тщательно исследовал факты, широко использовал устное предание Церкви и рассказы Самой Пречистой Девы Марии (2–19, 51). В богословском содержании Евангелие от Луки отличается прежде всего учением о всеобщности спасения, совершенного Господом Иисусом Христом, о вселенском значении евангельской проповеди. Святой апостол написал также книгу Деяний святых апостолов в 62–63 годах в Риме. Книга Деяний, являясь продолжением Четвероевангелия, повествует о трудах и подвигах святых апостолов после Вознесения Спасителя. В центре повествования – Апостольский Собор (51 год по Рождестве Христовом), как основополагающее церковное событие, послужившее догматическим основанием для отмежевания христианства от иудейства и самостоятельного распространения его в мире (Деян. 15, 6–29). Богословским предметом книги Деяний является преимущественно Домостроительство Святого Духа, осуществляемое в основанной Господом Иисусом Христом Церкви от Вознесения и Пятидесятницы до Второго пришествия Христова.

http://pravmir.ru/tserkov-chtit-pamyat-s...

65. Поучение на день святых первоверховных апостолов Петра и Павла День первоверховных апостолов Петра и Павла мы ныне празднуем. И без сомнения многие из христиан думают, что святые апостолы, совершив великий и многотрудный свой подвиг на земле – обратив всю вселенную ко Христу, – по успении своем, по переходе в вечность – наслаждаются вечным покоем праведников? – Нет! Этот покой ожидает их после всеобщего суда и награждения святых от Судии праведного вечным блаженством; тогда начнётся их вечное блаженство – блаженство нескончаемое. А теперь, что они делают? – Чем они занимаются? – Какие дела совершают? – Поверьте – христиане, что они продолжают дело служения своего и теперь. Если Христос дело делает – спасает грешников; то и апостолы продолжают свое служение Христу: «Отец Мой доселе делает и Аз делаю» 33 , – сказал Христос иудеям: «Аз есмь с вами во вся дни до скончания века» 34 , – сказал Господь пред вознесением. Если Христос дело делает, потому что и Отец делает; то и апостолы продолжают свое служение потому именно, что и Христос совершает и будет совершать домостроительство нашего спасения до второго пришествия. Где Христос, там и апостолы: Христос во храмах Своих на земле – и апостолы здесь; Христос поучает во храме, предлагая Евангельское слово вечной жизни, и учение апостолов здесь читается и слова их повторяются; Христос закалается и приносится в жертву и раздаётся в снедь верным для спасения, и они служат при совершении сего величайшего таинства. Да, – они там, где Христос; они делают то, что делали при жизни, и еще далеко более; ибо они не связаны узами грубой плоти. Где Глава, там и члены Его; а какие члены ко Христу ближе святых апостолов? – Еще, не все овцы вошли в ограду Первопастыря, не на всех еще нивах посеяна пшеница слова Божия; еще не все волки смирны и собраны в ограду агнцев; не вся рыба уловлена в сети; не все блудные сыновья обратились к Отцу Небесному с покаянием. Вот почему в житии святых отец мы начитываем, что апостол Павел по ночам являлся к Иоанну Златоустом у и объяснял ему свои богомудрые послания; Моисей водил странников по пустыне; преподобные Зосима и Савватий – присутствовали и после смерти своей на Божественной литургии в Соловецком монастыре, и многие из святых являлись на тех местах, где они пребывали при жизни и помогали всем, призывающим их на помощь. – И так – Христос на земле, во храмах и везде, и святые апостолы и все святые продолжают исполнять Его волю, и помогать христианам в деле спасения. И теперь – когда я беседую об них – они слышат это, и когда мы молимся им – они принимают наши молитвы, и сами молятся об нас пред престолом премилосердого Искупителя нашего Иисуса Христа. Веруй сему христианину – и вера тебя не посрамит.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Патриарх Кирилл: Только нравственное начало способно обеспечить полную независимость и реальную свободу нашего народа Мы молились о процветании исторической Руси, о процветании братских славянских народов, о том, чтобы рост материального благополучия, который так необходим нашим народам, сегодня сопрягался с ростом духовным. 12 июля, 2013 Мы молились о процветании исторической Руси, о процветании братских славянских народов, о том, чтобы рост материального благополучия, который так необходим нашим народам, сегодня сопрягался с ростом духовным. 12 июля 2013 года, в праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла, Предстоятель Русской Церкви возглавил Божественную литургию в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга, сообщает пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси . По окончании богослужения Святейший Владыка обратился к верующим с Первосвятительским словом: Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Глубокоуважаемая Мария Владимировна, глава Императорского дома! Дорогие отцы, братья и сестры! Я хотел бы сердечно всех вас приветствовать с этим особым днем — днем празднования памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла, в честь которых и был освящен этот исторический кафедральный собор северной столицы. Сегодня мы совершаем здесь Божественную службу, вспоминая, что именно 280 лет тому назад храм этот был освящен. Он стал действительно одним из духовных центров Петербурга, а также усыпальницей для тех представителей династии Романовых, которые правили страной из северной столицы. Празднование памяти святых первоверховных апостолов Петра и Петра у нас соединилось с еще одним великим торжеством — митрополитом Патрским Хризостомом, митрополитом Мантинийским и Кинурийским Александром, благочестивыми священнослужителями и мирянами из Греческой Православной Церкви в северную столицу принесена великая святыня — крест Андрея Первозванного, то древо, на котором мученическую смерть принял первозванный апостол, просветитель земель, на которых позже возникла великая Русь — могучее государство, черпавшее свою духовную и нравственную силу из проповеди Андрея Первозванного, из служения, которое в продолжение этой проповеди совершала Русская Православная Церковь.

http://pravmir.ru/patriarx-kirill-tolko-...

Антиохийская Православная Церковь отметила память своих святых основателей — первоверховных апостолов Петра и Павла 30 июня 2006 г. 12:43 28 и 29 июня Антиохийская Православная Церковь отметила память своих святых основателей – первоверховных апостолов Петра и Павла. Основные торжества прошли в Дамаске и в селении Каукаб, где по преданию Христос Спаситель явился святому «апостолу языков». По благословению блаженной памяти Святейшего Патриарха Алексия I на этом месте, которое принадлежит Антиохийскому Патриархату, был создан церковный комплекс с часовней в честь святого апостола Павла. В 2005 году по благословению Блаженнейшего Патриарха Великой Антиохии и всего Востока Игнатия IV и Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II стараниями благотворительного фонда «Духовное наследие святого апостола Павла» этот комплекс был реконструирован: возведен купол над часовней, выстроена колокольня, а на площади установлен памятник апостолу Павлу, автором которого является скульптор А.Рукавишников. Торжественную вечерню, за которой молилось несколько тысяч верующих, приехавших из разных уголков Сирии и Ливана, возглавил Предстоятель Антиохийской Православной Церкви. «Апостол Павел не был учеником Спасителя, но Христос, провидя его великую веру и ревность, Сам явился гонителю Савлу, чтобы соделать его апостолом всех народов»,- сказал в своей проповеди Патриарх ИГНАТИЙ. 29 июня торжества продолжились в кафедральном Свято-Успенском соборе Дамаска. Божественную Литургию совершил Блаженнейший Патриарх Игнатий в сослужении митрополитов, епископов и многочисленного духовенства. За проскомидией Патриарх ИГНАТИЙ вознес молитву об упокоении погибших в Ираке российских дипломатов, убийство которых он осудил перед этим в беседе с Представителем Патриарха Московского и всея Руси архимандритом Александром (Елисовым). После богослужения состоялся торжественный прием, в котором приняли участие представители дипломатического корпуса, делегация от университета Баламанд во главе с его Президентом д-ром Э.Салемом, и духовенство иных христианских конфессий. Представитель Московского Патриарха архимандрит Александр (Елисов) который сослужил Блаженнейшему Патриарху и принял участие в приеме, поздравил Предстоятеля Антиохийской Православной Церкви с праздником и вручил ему поздравления Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла с годовщиной интронизации. Пресс-служба Представительства РПЦ при Антиохийском Патриархате/Патриархия.ru   Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/122319.htm...

Праздник апостолов Петра и Павла: разные пути – общая радость Нам нужны ревность апостола Петра и открытость апостола Павла 11 июля, 2016 Нам нужны ревность апостола Петра и открытость апостола Павла Завтра мы будем совершать память святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Многое можно сказать об их подвиге, о мученической смерти за Христа, но, наверное, самое главное в наши дни – история их обращения ко Христу. Апостол Павел и апостол Петр – два полюса той первохристианской общины, которая засеяла мир христианскими смыслами и принесла в него свидетельство о Христе. Праздник апостолов Петра и Павла — на какое число он выпадает в 2017 году? Об этом Вы узнаете, прочитав статью на портале «Правмир». Праздник апостолов Петра и Павла в 2017 году — 12 июля Петр – рыбак, человек глубокой веры, веры горячей, может, даже излишне горячей, о чем Господь говорит ему: ты отречешься от Меня, потому что сейчас на эмоциональной волне исповедуешь верность, а потом на этой же эмоциональной волне испугаешься и отойдешь в сторону. Апостол Павел – человек ясного и трезвого ума и очень больших знаний. Фарисей, книжник, прошедший очень серьезную богословскую школу у известного книжника и фарисея Гамалиила – учителя с большой буквы. В раннехристианской общине проходила дискуссия о том, что должно входить в провозвестие веры Христовой, какие на человека в Церкви налагаются обязательства, что он должен делать, как жить, должен ли принимать на себя все бремена неудобоносимого ветхозаветного закона, иудейского обряда или от них надо отказаться. Эта дискуссия особенно интересна, потому что Петр, который представлял народ, причем народ не самый богатый и, может, не так образованный, как апостол Павел, не спешил с тем, чтобы благовестие вышло за рамки Израиля. Он считал, что прежде всего надо идти к погибающим овцам Израиля – к иудеям, к тем, кто знает пророков, жаждал спасения, грезил о Мессии. И поэтому Петр как раз не спешил отказываться от ветхозаветных обрядовых установлений, боясь, что этот отказ может оттолкнуть кого-то из иудейской общины, из тех, кто мог бы прийти в Церковь, стать христианином.

http://pravmir.ru/petr-i-pavel-raznye-pu...

В праздник святых апостолов Петра и Павла в апостольском чтении за Божественной Литургией мы слышим повествование апостола Павла о том, сколько истязаний, побоев и других страданий пришлось ему претерпеть на пути своего апостольского подвига. Такие же труды и испытания понес и первоверховный апостол Петр. Крест этих гонений оба апостола несли до самой своей мученической кончины, вспоминаемой Церковью 29 июня. Оба они пострадали за Того, Кого пламенно и бесстрашно, всем сердцем любили и о ком до конца своих дней проповедовали язычникам и иудеям. История Святой Церкви знает, что и прочие апостолы, прославляемые на другой день, претерпели такие же злоключения и пытки и оканчивали свой подвиг мученической смертью: апостол Андрей Первозванный был распят на кресте с распростертыми руками и ногами; апостол Иаков Зеведеев мученически пострадал через отсечение головы; у апостола Варфоломея после тяжких пыток была содрана вся кожа и отсечена голова; апостол Симон Зилот был прибит к кресту; апостол Фома был пронзен копьем. Из всех двенадцати апостолов один только Иоанн Богослов отошел ко Господу в глубокой старости с миром, но и он на своем апостольском пути был подвержен мукам: его бросали в котел с кипящим маслом и томили в темничном заключении. Так, после духовных и телесных страданий, умирали за Господа святые апостолы Христовы. И вот что говорит от лица апостолов первоверховный апостол Павел: “Мы хвалимся и скорбями” (см.: Рим.5:3 ). И еще: “…нас огорчают, а мы всегда радуемся…” ( 2Кор.6:10 ). Страданиям можно радоваться! Страданиями можно хвалиться! И тот же апостол Павел, всю свою апостольскую жизнь проведший в страданиях и в мучениях отошедший ко Господу, от лица этих посланников Христовых завещает каждому из нас: “Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, будьте тверды” ( 1Кор.16:13 ). Это, мои дорогие, ведь не простой призыв доброго и любящего сердца, которое знает, сколько страданий приходится переживать людям на земле. Это голос того, кто сам перенес тяжкие испытания и кто умел препобедить их силою своего духа, не упав этим духом ни на одно мгновение в самые тяжкие минуты жизни. Как нам, мои дорогие, дороги эти святые слова, исходящие из уст и сердец страдальцев!

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-na-...

Женский монастырь святых апостолов Петра и Павла (Згонево) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Монастырь Святых Петра и Павла (серб. ПетроПавлов манастир) — монастырь Сербской Православной Церкви Захумско-Герцеговинской и Приморской епархии, расположенный недалеко от Требине в Республике Сербской Боснии и Герцеговины. Содержание История [ править править код ] Монастырь Святых Петра и Павла (Петропавлов монастырь) был основан в 1998 году на месте с долгой и богатой церковной историей, уходящей корнями в глубокую древность. Храмы Две монастырские церкви построены на фундаментах раннехристианских церквей: одна из них посвящена апостолу Петру (построена в 1906 году), вторая апостолу Павлу (построена в 2007 году). Народное предание гласит, что первый храм на этом месте основал сам апостол Павел во время своего пребывания на Балканах. Археологические исследования показали, что на месте современной церкви святого апостола Петра была базилика, а на месте церкви святого апостола Павла - баптистерий. В начале пятого века они были разрушены готами, которые прошли здесь по пути к Аппенинскому полуострову. В середине пятого века базилика была восстановлена, а баптистерий превращен в церковь. О дальнейшей истории этих церквей и существовавшего здесь монастыря нет точных данных, только разрозненные свидетельства в разных документах. В 12-м веке поп Дуклянин пишет о монастыре в своей летописи, в 1252 году веке он упоминается в связи с войной между сербским королём Урошем и Дубровником, в 1346 году о монастыре говорится в письме папы Климента VI Стефану Душану. Последний раз монастырь упоминается в 1456 году. В 1906 году на месте раннехристианской базилики была построена новая церковь, посвящённая св. апостолу Петру. В 2007 году рядом с церковью св. Петра восстановили церковь св. апостола Павла. Это попытка реконструкции той раннехристианской церкви. В полу сделано стеклянное окно, через которое видна древняя крестильня. Павлова пещера В двух километрах от монастыря есть пещера, которую местные жители называют «Павлова пещера». По преданию, в этой пещере апостол Павел скрывался от римских властей и в ней же крестил народ. В пещере установлен каменный алтарь, и 12 июля, на праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла (серб. Петровдан), здесь совершается богослужение, на которое собираются сотни верующих. Современное состояние [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Женский_монаст...

Когда нужно что-то сказать от лица всех Двенадцати, делает это именно Петр. Именно апостол Петр основал Римскую Церковь, которая была среди Церквей первой по чести среди равных в течение целых тысячи лет, пока не отпала от Православия. И все время горячая душа этого человека, его ревность, его твердость в вере влекут его вперед и вперед. А что мы видим в жизни апостола Павла? Та же самая ревность, та же самая твердость. Только по-другому все начиналось. Впервые мы встречаем его в тот момент, когда иудеи, члены Синедриона, побивали камнями апостола и первомученика Стефана. В книге Деяний написано, что они свои верхние одежды сложили у ног юноши по имени Савл, который одобрял убийство Стефана. После этого Савл является перед нами как гонитель Церкви, как ревностный антихристианин, который влачил христиан в синагоги и убивал их. И вот ему на пути в Дамаск является Христос и говорит: Савл, что ты гонишь Меня? Почему именно ему Христос явился? Почему Он не явился первосвященникам, которые Его распяли, и не сказал: образумьтесь? Почему Он не являся другим неверовавшим в Него иудеям после того, как воскрес, а явился этому человеку? Потому что Савл – будущий апостол Павел – гнал Церковь по ревности к славе Божией. Только ревность его была не по разуму. И когда он узнал, как обстоит дело на самом деле и чем он занимался, то мы с вами помним, что он не только ослеп, но и три дня не мог есть и пить. И мы можем понять его чувства: ему открылось, насколько вся его ревность шла вразрез с Истиной Божьей, поэтому он и не мог есть и пить. И вот дальше апостол Павел оказывается человеком, который совершил величайшие труды на ниве Христовой. Им основаны Церкви по всем городам Малой Азии, и большая часть книги Деяний посвящена именно путешествиям и трудам апостола Павла. Сегодня – день мученической кончины обоих первоверховных апостолов, когда они были казнены в гонение при императоре Нероне. Апостол Павел, как человек, имевший Римское гражданство, был обезглавлен, а апостол Петр, как не имевший такого гражданства, был распят на кресте, что считалось самой позорной казнью. И мы с вами знаем из Предания, что апостол Петр просил, чтобы его распяли вниз головой, потому что он считал себя недостойным, как отрекшийся от Христа, умереть той же самой смертью, которой умер Христос на Кресте.

http://azbyka.ru/propovedi/propoved-v-de...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010