Слово в день первоверховных Апостол Петра и Павла и тезоименитства Его Императорского Величества, 1769 года Еже аще свяжеши на земли, будет связано на небесех: и еже аще разрешиши на земли, будет разрешено на небесех. Мф. 16:19 . Церковь совершает днесь радостную память своих основателей, первоверховных Апостол Петра и Павла, и всех чад своих к духовному празднованию сему созывает велегласно. К большему же блаженного дня сего прославлению, любезное Отечество наше и другое торжество к тому присоединяет. Различные причины, но едино радости действие производят. С одной стороны представляются священные мужи, коих заслуги и добродетель всегда останутся бессмертными: с другой выходит на театр славы Наследник Всероссийский, которого Августейшая Матерь руководствует по стопам мужей великих добродетелию. Там видим божественного Петра держащего ключи, яко знак доверенности в делах спасения. Здесь созерцаем Монархиню отверзающую нам храм блаженства, и во оном богоугодно священнодействующую. С горних стран открывается славный духовною мудростию Павел, поддержимый мечем, подвигов своих знамением. Здесь все концы земли видят Россию, мечем мужества врагов своих устрашающую и правосудие торжествующее. О день радостный, день из дней года блаженнейший! вси народи Российстии восплещите руками, воскликните Богу гласом радования! При таковом всех торжестве, чувствуя расширяющееся сердце мое, отверзаю свободно уста свои, и хочу изъяснить вам, слушатели, в начале мною сказанные Евангельские о вязании и решении слова. Ибо как всякое радование происходит от свободности духа и состояния; (в порабощении бо всяк молчит и унывает) то некоторое о свободности рассуждение теперь предложить за приличное и полезное почитаю. Ты же Боже! и мудрости податель и связанный немотою язык разрешаяй, недостойного проповедника слово раствори солию благодати. Еже аще свяжеши на земли, будет связано на небесех: и еже аще разрешиши на земли, будет разрешено на небесех. Сии слова Спасителевы хотя означают особливый род вязания и решения, о чем мы после изъяснить не оставим: но нет препятствия, чтоб рассуждением своим простерлись мы и до всякой свободности и противного ей состояния. Ибо в общем понятии, связан , то же, что раб или невольник; а разрешен то же, что свободный, или вольный. И как могут быть различные способы вязания и решения: так потому суть различные и роды свободности и рабства.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в соборе святых апостолов Петра и Павла в Петропавловской крепости Санкт-Петербурга 12 июля 2016 г. 22:41 12 июля 2016 года, в день памяти славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, накануне прибывший с Валаама в Санкт-Петербург, возглавил служение Божественной литургии в историческом кафедральном соборе святых апостолов Петра и Павла  в Петропавловской крепости. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом. Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Варсонофий! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Представители государственной власти города Санкт-Петербурга! Дорогие отцы, братья и сестры! Я всех вас сердечно поздравляю с днем первоверховных апостолов Петра и Павла — престольным праздником исторического кафедрального собора Санкт-Петербурга, где мы совершили сегодня Божественную литургию. Уже становится традицией, что Патриарх каждый праздник святых Петра и Павла проводит в Петербурге и совершает вместе с епископатом и клиром Санкт-Петербургской митрополии Литургию в присутствии многих и многих благочестивых людей. Всякий раз, когда задумываешься о жизненном пути святых апостолов, задаешь себе много вопросов. Повествование об их жизни, трудах, мученической кончине вообще трудно понять. Представьте: Господь, Воплотившийся Бог, полагает основание Церкви и, призвав апостолов, повелевает им идти и проповедовать. Не начальником, не императором, не государственным деятелем — Самим Богом они были посланы на проповедь. Человек, получив высокий государственный мандат, многое себе позволяет, поскольку считает, что обладает законной властью. Про такого говорят: «О, это большой начальник!» И он глубоко убежден в том, что люди должны его слушаться. Какой же мандат был у апостолов? Божественный! Стало быть, они должны были идти по миру с высоко поднятой головой. Фарисеи, саддукеи, римские гонители — все должны были расступаться перед ними, всякое сопротивление должно было рассыпаться в прах и в пепел. Но ведь ничего такого не произошло! Апостолы прожили страшную жизнь, как повествуется в читавшемся сегодня за Литургией послании святого Павла (2 Кор. 11:21-12:9). Чего только он не пережил: трижды тонул, был изгоняем из городов, пять раз получил сорок без одного ударов палками — и это будучи римским гражданином, имевшим Божественный мандат! Его побивали камнями, на него нападали разбойники, его никто не защищал, он терпел даже от братьев, которые оказывались, по его словам, лжебратьями… И как должен был вести себя апостол Павел, с точки зрения современного человека? Разве Бог допустил бы столько страданий на долю того, кто Его проповедует, кто услышал Его голос на пути в Дамаск, кто стал Ему свидетелем даже до смерти? Ведь и смерть, которую Павел принял в Риме, была мученической — он был усечен мечом.

http://patriarchia.ru/db/text/4560154.ht...

Апостол Павел совершил три больших проповеднических путешествия по языческим странам Малой Азии и Балкан, а также участвовал на Апостольском Соборе. Перед путешествием, по повелению Св.Духа, апостолы рукоположили (хиротонисали) Савла в епископы (Деяния 13). Во время путешествий апостол Павел брал с собой в помощь апостола Варнаву и Силу из 70-ти. Апостол Павел имел большой успех в проповеди. Он основал многие церковные общины и рукопологал священников (пресвитеров). Потом, в эти общины он писал послания. Четырнадцать из этих посланий стали частью Священного Писания, Нового Завета. Итак, святой апостол Павел написал следующие послания: Во время своих трех путешествий апостол Павел подвергался жестоким гонениям и испытаниям (2 Коринфянам 23 и след.). По молитвам апостола Павла, Господь творил большие чудеса, а также и над самим Павлом и сохранял его. Апостол Павел пострадал во время гонений императора Нерона. Ему, как римскому гражданину, была назначена казнь благородных - отсечение головы. Это было 29 июня 67-го года. Он был казнен вместе с апостолом Петром, который был распят, но своему желанию вниз головой. Память святого апостола Павла празднуется, вместе с апостолом Петром, в день их преставления: святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла, 29 июня/12 июля.   Вопросы. (1) Как еще звали святого апостола Павла? (2) Среди кого проповедывал апостол Павел? (3) Каким был Павел в молодости? (4) Почему он преследовал христиан? (5) Почему Павел отправился в Дамаск? (6) Что случилось с Павлом по дороге в Дамаск? (7) Что делал Павел в Дамаске? (8) Сколько проповеднических путешествий проделал Павел? (9) Что он делал во время путешествий? (10) Что писал апостол Павел? (11) Как скончался святой апостол Павел?   2.5 Святой апостол Петр (14) Святой апостол Петр проповедывал в Палестине. Он, как и апостол Павел, тоже участвовал на Апостольском Соборе. После собора он проповедывал в Антиохии сирийской, в городах Малой Азии, в Александрии и в Риме. Больше всего он проповедывал иудеям, а апостол Павел язычникам.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Святой апостол и евангелист Лука Святой апостол и евангелист Лука, уроженец Антиохии Сирийской, апостол из 70-ти, сподвижник святого апостола Павла ( 2 Тим. 4, 10 ), врач из просвещенной греческой среды. Услышав о Христе, Лука прибыл в Палестину и здесь горячо воспринял спасительное учение от Самого Господа. В числе 70-ти учеников святой Лука был послан Господом на первую проповедь о Царствии Небесном еще при жизни Спасителя на земле ( Лк. 10, 1-3 ). После Воскресения Господь Иисус Христос явился святым Луке и Клеопе, шедшим в Еммаус. Апостол Лука принял участие во втором миссионерском путешествии апостола Павла, и с тех пор они были неразлучны. Когда святого Павла оставили все сотрудники, апостол Лука продолжал делить с ним все трудности благовестнического подвига ( 2 Тим. 4, 10 ). После мученической кончины первоверховных апостолов святой Лука покинул Рим и с проповедью прошел Ахайю, Ливию, Египет и Фиваиду. В городе Фивы он мученически окончил земной путь. Предание присваевает ему написание первых икон Божией Матери. " Благодать Рождшегося от Меня и Моя милость с сими иконами да будет " , - сказала Пречистая Дева, увидев иконы. Святой Лука написал также иконы святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Евангелие написано им в 62-63 годах в Риме, под руководством апостола Павла. Святой Лука в первых стихах ( 1, 3 ) четко выразил цель своего труда: наиболее полно и в хронологической последовательности описал по порядку все, что известно христианам об Иисусе Христе и Его учении, и тем самым дал твердое историческое обоснование христианского упования ( 1, 4 ). Он тщательно исследовал факты, широко использовал устное предание Церкви и рассказы Самой Пречистой Девы Марии ( 2-19 , 51 ). В богословском содержании Евангелие от Луки отличается прежде всего учением о всеобщности спасения, совершенного Господом Иисусом Христом, о вселенском значении евангельской проповеди. Святой апостол написал также книгу Деяний святых апостолов в 62-63 годах в Риме. Книга Деяний, являясь продолжением Четвероевангелия, повествует о трудах и подвигах святых апостолов после Вознесения Спасителя. В центре повествования - Апостольский Собор (51 год по Рождестве Христовом), как основополагающее церковное событие, послужившее догматическим основанием для отмежевания христианства от иудейства и самостоятельного распространения его в мире ( Деян. 15, 6-29 ). Богословским предметом книги Деяний является преимущественно Домостроительство Святого Духа, осуществляемое в основанной Господом Иисусом Христом Церкви от Вознесения и Пятидесятницы до Второго пришествия Христова.

http://patriarchia.ru/db/text/913179.htm...

Из «Деяний» мы узнаем о том, что апостол Петр был арестован по приказу царя Ирода (Агриппы Первого), заключен в темницу и скован двумя цепями. К нему была приставлена стража из 16 воинов. Однако Ангел чудесным образом вывел Петра из темницы: оковы спали с него, он прошел первую и вторую стражу незамеченным, а тяжелые врата темницы без шума отворились перед ним сами собой (Деян. 12, 6-18). В последний раз апостол Петр упоминается в «Деяниях» в рассказе об Апостольском Соборе в Иерусалиме, проходившем в 50-м году, где Петр поддержал Павла в вопросе о том, необходимо ли обрезание новых христиан (Деян.15,7-12). На Апостольском соборе обрезание христиан из язычников было отменено; отменялось и соблюдение ими закона Моисеева: Христианская Церковь пошла своим путем. О дальнейшей жизненном пути апостола Петра известно из Предания, согласно которому Петр в силе Святого Духа обходил многие страны, проповедовал в Сирии, Понте, Галатии, Вифинии, Асии, утверждая Церкви, поставляя епископов. Наконец, первоверховный апостол предпринял путешествие в языческий Рим, столицу тогдашней империи, с целью проповеди сущности Христова учения. Взору Петра предстал гордый и грозный Рим во всем блеске своего внешнего величия. Однако у этого города не было самого существенного, что могло удовлетворить пытливый ум и трезвое сердце и создать нравственную мощь страны. И с Божьей помощью апостол Петр распространял здесь христианство и утвердил Церковь Христову, обратив ко Христу множество людей как из среды местных иудеев, так и из среды римских язычников. Согласно Иерониму Стридонскому, Петр 25 лет занимал пост первого епископа Рима. По преданию, мученическая смерть Петра произошла в 64 году. Явившийся ему Ангел возвестил, что приблизилось время его исхода из мира сего и что подобает ему возвратиться в Рим и принять крестную смерть. Апостол Петр был казнен в Риме при императоре Нероне. По его просьбе он был распят головой вниз, так как он считал, что не достоин умереть смертью своего Божественного Наставника. Скончался на кресте апостол Господень 29 июня, многими трудами и крестной смертью прославив Бога. Почитание великого апостола началось сразу же после его казни. Место его погребения было священно для христиан. В наше время это место находится в крипте Собора святого Петра в Ватикане.

http://ruskline.ru/analitika/2023/07/13/...

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button @import url( " http://fonts.googleapis.com/css2?family=Fira Sans:wght@400;500;700&display=swap " );@import url( " " );@import url( " " );@import url( " " );@import " " Закрыть Учитель мой, Павел… Ко дню Первоверховных апостолов Михаил Красильников   21:02 12.07.2023 328 Время на чтение 4 минуты Книга «Апостол», как ярчайшая проповедь христианства, чтомая за Литургией перед Евангелием словно Откровение, даёт представление о том, что происходило после Воскресения Христова и Вознесения. Сначала главы «Деяний святых апостолов», написанные апостолом Лукой, «Соборные Послания» и, наконец, «Послания апостола Павла»… У нас теперь неразрывное понимание единства святых Первоверховных апостолов Петра и Павла. Павел не ходил за Господом в числе двенадцати учеников, и тогда не был другом и соратником апостола Петра при земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. Однако впоследствии стал, если можно так сказать, первым историком христианства, не только уверовавший в Спасителя, но и пострадавший за Него. Павел был страшным гонителем христиан, участвовал в убийстве архидиакона Стефана в Иерусалиме, а после того, как услышал Христа и был ослеплен Ярким Светом, долго был не принимаем самими апостолами: они боялись его, думая, что Павла подослали иудеи, дабы разорить общину, предать аресту и далее на мучения и смерть. Павлу пришлось доказывать свою веру, что Господь посетил его, и готов служить Господу. Именно в своих «Посланиях» апостол Павел разъясняет первым христианским общинам смысл Учения Христа, успокаивая нестроения и ереси, которые возникают уже тогда в среде первых христиан, где учрежденные апостолом наставники начинают истолковывать Христианское Учение на свой лад. Апостола Павла также можно назвать первым христианским писателем, написавшим целых четырнадцать «Посланий» в составе Нового Завета и явным историческим документалистом.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/07/12/uc...

Скачать epub pdf Слово в день праздника св. первоверховных апостолов Петра и Павла О любви ко Христу и решимости следовать Его заповедям Весь смысл и все счастье нашей жизни, мои возлюбленные о Христе чада, заключаются в нашей любви к Богу, в нашей любви ко Христу через исполнение Его Божественных заповедей. Вот почему Господь сказал: «Аще заповеди Моя соблюдете, пребудете в любви Моей, ... радость Моя в вас будет и радость ваша исполнится» ( Ин. 15,10–11 ). Отсюда понятно: насколько мы являемся обладателями истинного счастья, и временного, и вечного. И наоборот: насколько мы удаляемся от Христа, настолько мы погружаемся в бездну великого несчастья. А полное отсутствие в нас любви ко Христу знаменует собою не что иное, как страшное бедствие и подпадание под проклятие, временное и вечное. Недаром апостол сказал: «...Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема» ( 1Кор. 16:22 ). Поэтому все свои силы мы должны, возлюбленные о Христе братья и сестры, употреблять главным образом на приобретение любви ко Христу, если хотим достигнуть истинного счастья, истинной Божественной радости. К этой любви нас всегда призывает св. Церковь . Призывает она к сему великому благу и ныне, вдень памяти св. Первоверховных апостолов Петра и Павла. Св. Церковь влечет нас к сей любви к Богу, указывая на деяния этих апостолов, о чем так много говорит нам Священное Писание и церковное предание. Как любил Христа св. ап. Петр, это видно прежде всего из Евангелия. В то время, как все ученики оставили Христа в саду Гефсиманском, правда, по Его собственному повелению, ап. Петр не мог превозмочь своей пламенной любви к Господу и последовал за Ним во двор Архиерейский. Да, не получивши еще благодати Св. Духа и предоставленный своим силам, он пал – отрекся от Христа. Но тут же, после падения, ап. Петр стал каяться и проливать горькие покаянные слезы. За это покаяние Господь простил его и опять включил в число своих учеников. И вчера за утренним евангельским чтением вы слышали, мои возлюбленные о Христе чада, как соответственно трикратному отречению ап. Петра Господь три раза спрашивал его, когда явился ученикам по Своем воскресении: «Симон Ионин! Любишь ли ты Меня?» И ап. Петр три раза засвидетельствовал Ему о своей любви к Нему ( Ин. 21,16–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Кроме православных храмов, в Беларуси святым первоверховным апостолам Петру и Павлу посвящено и немало католических костелов. В середине XVIII в. было построено здание костела Петра и Павла в деревне Боруны Ошмянского района (вначале это была униатская церковь , затем православная, а с 1922 г. стала католическим костелом). В костеле находится образ Матери Божией Борунской, Утешительницы скорбящих 289 . В том же районе Гродненской области в деревне Жупраны с 1875 г. действует костел апостолов Петра и Павла, сооруженный в стиле ретроготики. В нем имеется мемориальная плита, посвященная белорусскому поэту Франтишку Богушевичу 290 . В неоготическом стиле был построен в 1907 г. костел Святых Петра и Павла в местечке Логишин (ныне деревня в Пинском районе Брестской области), где хранится особенно почитаемая католиками икона Божией Матери Логишинской 291 . Памятником архитектуры классицизма является костел Святых Петра и Павла в деревне Заболоть (Вороновский район Гродненской области), построенный в начале XIX в. 292 В деревне Дрисвяты на Браславщине стоит памятник деревянного зодчества – костел Апостолов Петра и Павла, который был построен в 1929 г., хотя история Петропавловского костела в Дрисвятах выходит еще к XVI в. – здание строилось несколько раз заново 293 . Образ первоверховного апостола Павла широко представлен в христианской иконографии, в том числе и белорусской. Описание внешности апостола отсутствует и в «Деяниях святых апостолов», и в его посланиях. Содержится оно лишь в «Деяниях Павла и Феклы», христианском апокрифическом сочинении конца II в. 294 В белорусской иконописи XVII–XVIII вв. апостол Павел представлен мужчиной средних лет, с бородой, с залысинами, часто с большими выразительными глазами. Одежда его состоит из голубого хитона и красного гиматия 295 . Иногда гиматий – белого цвета, а хитон – голубого. Обычные атрибуты апостола Павла в иконографии – развернутая книга в одной руке, а в другой – меч, упирающийся острым концом в землю 296 . Книга символизирует проповедь апостолом учения Иисуса Христа, а меч, скорее всего, напоминает о его мученической смерти – казни мечом. Особенно выразителен образ первоверховного апостола Павла на иконе последней четверти XVII в., хранящейся в Государственном художественном музее Беларуси 297 . Он не во всем соответствует облику апостола, известному по апокрифу, но поражает, прежде всего, внутренней сосредоточенностью лица, одухотворенным внутренней силой взглядом его больших глаз, выражающим одновременно увлеченность делом проповеди учения Христа и предчувствие самопожертвования ради дела, к которому он был призван.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Санкт-Петербург будет официально отмечать день памяти своих небесных покровителей 24 декабря, 2010. Редакция " Правмира " Петербуржцы будут отмечать день святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Решение об этом было принято 22 декабря в третьем чтении депутатами Законодательного Собрания города Петербуржцы будут отмечать день святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Решение об этом было принято 22 декабря в третьем чтении депутатами Законодательного Собрания города, сообщает журнал « Вода живая ». Инициатива узаконить день «именин» города на Неве принадлежит председателю комитета по законодательству Законодательного собрания Санкт-Петербурга, члену приходского совета православной церкви Святителя Петра Митрополита Московского Виталию Милонову, которого поддержали его коллеги по фракции «Единая Россия». Обсуждая это предложение, народные избранники отмечали, что святые, чью память Православная Церковь чтит 12 июля, «забыты незаслуженно», и внесли этот день в список городских праздников. Апостол Пётр, простой рыбак, был одним из ближайших учеников Христа. Апостол Павел, человек высокообразованный, первоначально был фарисеем, гонителем христиан. Сознание верующих связало Петра с церковной иерархией, которая означает упорядоченность и дисциплину. Апостол Павел — знамя свободного христианства, верного духу, а не букве канонов и правил. Оба апостола много потрудились для Церкви и были казнены в Риме одновременно. Церковь празднует их память в один день. Северная столица была основана в 1703 году императором Петром I во имя святого апостола Петра. Первым ее строением стала Петропавловская крепость с собором во имя двух апостолов. Город-спутник Санкт-Петербурга Петергоф назван в честь святого апостола Петра. Город-спутник Павловск носит имя святого апостола Павла. В Санкт-Петербургской епархии, кроме Императорского собора на Заячьем острове, святым апостолам Петру и Павлу посвящены 25 действующих храмов и три часовни. В 1991 году был возрожден существовавший с петровской эпохи герб столицы Российской Империи с изображением скипетра и двух якорей — морского и речного. Прообразом для него послужил герб Ватикана — города святого Петра.

http://pravmir.ru/sankt-peterburg-budet-...

Таким образом, и при этом мнении, апостол Пётр является тем же предречённым у пророка камнем, который ударил в ноги мирового колосса, Рима, заступившего место древнего Вавилона. Для соглашения же существующих возражений против пребывания апостола Петра в Риме с преданием римской Церкви можно допустить сказание Евсевия (Chronic ad ann. 43), что в 43-м году Пётр прибыл в Рим и был тут епископом римской Церкви до 49 года, то есть до времени изгнания Клавдием иудеев из Рима ( Деян.18:2 ). Потом, принуждённый удалиться из Рима, снова отправился на Восток, где в 52-м году мы видим его на Соборе апостольском; в 54-м году в Антиохии ( Гал.2:11 ), и около 63 года в Вавилоне, откуда в том же или следующем 64-м году он опять возвратился в Рим; но здесь он уже не застал апостола Павла, который, освободившись из первых уз, отправился в новое апостольское путешествие на Восток, и может быть, на Запад (до Испании). Апостол Пётр мог застать в Риме, или же привести с собой туда, только спутников павловых, Силуана и Марка, и с одним из них послать свое Послание из Рима в Малую Азию. В свою очередь и апостол Павел, года через три возвратившись в Рим, мог уже не застать апостола Петра в живых, так как, по более вероятному преданию, смерть его последовала целым годом раньше смерти апостола Павла. Может быть даже, известие о смерти Петра и побудило Павла поспешить в Рим для утешения верующих, опечаленных смертью первоверховного апостола. Но и Павла ожидала в Риме такая же участь, какая постигла и Петра, и других христиан. Этим приходом апостола Петра в Рим во время отсутствия апостола Павла из Рима и можно объяснить молчание его в своих Посланиях о Петре, а отправлением Силуана с Посланием Петра на Восток объясняется отсутствие приветствий от его имени и неупоминание о нём в Посланиях Павла, писанных из Рима. Время написания. О времени написания первого Послания можно заключать из того, что Силуан, спутник апостола Павла, находится при Петре, а он мог отделиться от Павла не прежде отправления его в Рим, то есть не раньше 60 года. Апостолу Петру известны Послания к римлянам и ефесянам, а последнее появилось в 63-м году. Первое Послание Петра по времени не должно далеко отстоять от второго, так как в этом последнем напоминаются и повторяются увещания, высказанные в первом; но второе Послание ( 2Пет.1:13–15 ) написано незадолго до смерти апостола. Посему первое Послание могло быть написано в 63–64-й годы. Под этим временем согласуется и то обстоятельство, что Марк в 62-м году думал оставить Павла в Риме и отправиться в Малую Азию ( Кол.4:10 ), откуда он мог проникнуть и дальше на Восток, к апостолу Петру. Особенности Послания.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010