Братие! Святая вера наша учит пленять зложелателей и врагов наших таким искусством. Благословляйте гонителей ваших, а не проклинайте. Если враг твой голоден, накорми его, если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья ( Рим.12:20, 21 ), т. е. ты сделаешь то, что он не вытерпит огня любви твоей к нему, и перестанет враждовать против тебя. Зло целого мира некогда сражалось против первенствующего христианства, и это зло было побеждено добром: гонение – терпением, лукавство – прямодушием, ярость мучителей – кровью мучеников, и благо христианства овладело всем миром. Потщимся и мы побеждать зло добром, станем благословлять клянущих нас, памятуя, что мы призваны наследовать благословение пренебесное и жизнь вечноблаженную, – памятуя и то, что кто духа Христова не имеет, тот и не Его ( Рим.8:9 ). Аминь. Н.В. (Вишневский Н.Л.) Поучение в день свв. апостолов Петра и Павла//Миссионерское обозрение. 1896. 6. С. 55–59 (Об апостолах и их преемниках) Сегодня у нас, братия, праздник свв. Первоверховных апостолов Петра и Павла. Побеседуем с вами о том, кто такие были апостолы, каково их служение и кто теперь заменяет их служение в Церкви Христовой. Апостол значит посланник. Так назывались избранные последователи и ученики Господа нашего Иисуса Христа. Когда Иисус Христос жил на земле, у Него было много учеников и последователей. В один день Он «позвал к Себе, кого Сам восхотел» из Своих учеников, «и поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь» ( Мк.3:13–14 ). Этих то двенадцать избранных учеников Сам же Господь и назвал апостолами ( Лк.6:13 ) и «послал их проповедовать царствие Божие» ( Лк.9:2 ). Впоследствии Он избрал еще семьдесят других апостолов и также послал их на проповедь ( Лк.10:1 ). Для чего же Господь избрал апостолов? Во-первых, для того, чтобы они проповедовали пришествие царствия Божия и научили людей, что им нужно делать для вступления в это царствие. Иными словами, апостолы должны были проповедовать евангелие, обращая людей к вере во Христа. Посему пред вознесением Своим на небо Господь сказал им: «идите по всему миру, и проповедуйте евангелие всей твари» ( Мк.16:15 ); при чем дал им власть крестить обращающихся к Нему и совершать и другие Божественные священнодействия, говоря, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына, и Святого Духа» ( Мф.28:19 ). Наконец, дал им власть научать и тех, которые уверуют в Него, и управлять ими в их духовной жизни ( Мф.28:20 ; Ин.20:22–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ему слава во веки веков! Аминь. 1957 г. В день святых первоверховных апостолов Петра и Павла Велика и крайне трудна задача проповеди Евангелия Христова, ибо надо проповедовать не только словом, но и всей жизнью своей, всем существом своим, всеми делами своими, исполнением всех заповедей Божиих, даже малейших, ибо так сказал Господь наш Иисус Христос: «…кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном» (Мф. 5, 19). Не только своими великими посланиями, соборными и к отдельным церквам, но и всей жизнью своей проповедовали миру великую правду Христову святые первоверховные Апостолы Петр и Павел и явили они нам самый яркий пример веры в Господа Иисуса Христа и любви к Нему. Глубочайшую веру показал нам Апостол Петр, когда вышел из лодки и пошел к Идущему по волнам моря Галилейского Иисусу Христу. Пойдем же и мы так же бесстрашно к Сыну Божию, не сомневаясь в том, что Он и нас поддержит во всех трудностях пути, как поддержал начавшего утопать Петра. В Саду Гефсиманском пламенно любивший Христа Петр не побоялся извлечь меч и ударить одного из рабов архиерейских. Вспомним об этом, если посмеют пред нами заушать и оскорблять Спасителя нашего, и смелыми и гневными словами обличим врагов Христовых. Научимся у великого Апостола каяться в грехах наших так страстно и неотступно, как каялся он до смерти своей в своем тяжком грехе троекратного отречения от Христа. Поклонимся до земли великому Апостолу Петру и обратим свой духовный взор на другого великого первоверховного Апостола — блаженного Павла. Я не раз уже говорил вам о бесчисленных страданиях и гонениях, которые претерпел он за свою проповедь о Христе. Много и долго можно было бы говорить о величайшем значении для нашей веры его четырнадцати посланий к различным церквам. Скажу только о том, с какой огромной глубиной понимал он значение христианской любви как основы всего закона и всех заповедей Христовых.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2285...

Спасение наше — во Христе. Без Христа нет и не может быть спасения человеку. Только общение со Христом, уклонение от зла и деятельное служение добру может доставить человеку спасение. В следовании за Христом человек должен быть готов на любое самоотвержение. И нам известно, что так поступали все истинные последователи Христовы. Сегодня мы празднуем святую и славную память одних из таких последователей — святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Святой апостол Петр со своим братом Андреем по зову Христа Спасителя «идите за Мною» оставили отца, свои занятия и пошли за Христом. Вместе с другими святыми апостолами апостол Петр ходил из города в город с божественным Учителем, разделяя труды благовествования Евангелия. Когда современники Господа Иисуса Христа думали о Нем различно, а многие по жестокосердию своего сердца и греховной жизни и не веровали в Него как в Сына Божия, то святой апостол Петр на вопрос Спасителя ученикам: «А вы за кого почитаете Меня?» — прямо отвечал: «Ты — Христос, Сын Бога Живаго». И эта вера в Петре была так искренна и тверда еще до обновления Духом Святым, что Господь назвал его блаженным: «Блажен ты Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах». Поэтому-то Иисус Христос, предвидя в Симоне твердую веру и твердое исповедание, называет его новым именем — Петр, что значит «камень» и обещает на этом камне, то есть на твердом исповедании Христа Богом, создать Церковь Свою, или общество верующих в Него, которое не одолеют все силы ада, и дать ключи Царства Небесного отворять или затворять его для людей, ибо вере все возможно: она ключ к Небесному Царствию. И святой апостол Петр вполне оправдал доверие Своего божественного Учителя, хотя и имел однажды слабость отречься от своего Господа во время суда над Спасителем. Но апостол Петр не отчаялся, а сразу раскаялся и пролил горькие слезы покаяния. По церковному преданию, с тех пор глаза святого апостола Петра всегда были красными: он постоянно плакал о грехе своего отречения, хотя знал, что Господь простил его.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arx...

Акила и Прискилла были вынуждены покинуть Рим из-за этого эдикта ( Деян. 18:2 ) Гатри, еп. Кассиан). На Пятидесятницу проповедь ап. Петра слушали в числе других «и пришедшие из Рима» ( Деян. 2:10 ). Тогда уверовали и крестились около трех тысяч человек ( Деян. 2:41 ). Среди них могли быть и римляне (архиеп. Аверкий, Гатри). Предание римской церкви говорит, что Римская Церковь была основана ап. Петром и он долгое время управлял ею до своей смерти ок. 67 г. Однако следует признать, что к моменту написания Послания к римлянам ап. Петр в Риме не был. Ап. Павел нигде в послании не упоминает первоверховного апостола и говорит, что старается «не созидать на чужом основании» ( Рим. 15:20 ). «Предание же о том, что Римская Церковь основана святым Петром, можно объяснить тем, что первые верующие в Риме были из числа обращенных в день Пятидесятницы, которые слышали речь святого апостола Петра и, естественно, считали его своим духовным отцом. К этому присоединилось и то, что в Риме святой апостол Петр. принял мученическую кончину» (архиеп. Аверкий). Состав Римской Церкви Римскую Церковь , вероятно, составляли и христиане из иудеев и христиане из язычников. Язычники: Я многократно намеревался прийти к вам Чтобы иметь некий плод и у вас, как и у прочих народов» ( Рим. 1:12 ; «языческих народов» – пер. сп. Кассиана). Иудеи: Акила и Прискилла, Мариам, сродники ап. Павла Андроник и Юния. Четкие указания на иудейскую проблему. Главный предмет его содержания (Послания к римлянам) – единственный способ спасения, как для язычника, так и для иудея, в Господе Иисусе Христе (архиеп. Аверкий). Время и место написания На основании данных самого Послания к римлянам можно с точность установить, что оно написано в Коринфе. Это видно из того, что святой Павел передает римлянам приветствие от Гаия, у которого он проживал, и от Эраста, городского казнохранителя (16:23), а из других посланий его ( 1Кор. 1:14 и 2Тим. 4:20 ) видно, что эти лица жили в Коринфе. Точно так же и Фива, с которой отправлялось послание, была Кенхрейской диакониссой, а Кенхрея была предместьем Коринфа – Коринфской пристанью со стороны Эгейского моря ( Рим. 6:1 ) (архиеп. Аверкий).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Святой Апостол Иродион [ 1 ], — родственник по плоти святого Апостола Павла, — происходил из киликийского города Тарса [ 2 ]. Он был спутником и сотрудником святых Апостолов Петра и Павла и был ими же поставлен во епископа города Патары [ 3 ]. В сане епископа святой Иродион деятельно распространял учение христианское среди еллинов-язычников. Так как святой Иродион многих из язычников обратил ко Христу, то иудеи из зависти к сему служителю Божию, сговорившись с идолослужителями-еллинами, взяли святого силою и предали многоразличным мукам; при этом одни из мучителей без милосердия били святого, другие кидали в него камни, третьи ударяли его палками по голове. Один из мучителей ударил святого ножом настолько сильно, что он упал замертво; думая, что святой умер, мучители оставили его. Но святой Апостол по благодати Божией остался живым и потом немало потрудился в Риме, проповедуя слово Божие вместе со святым первоверховным Апостолом Петром. Святой Апостол Павел, отправляя Римлянам послание из Коринфа [ 4 ], приветствует в этом послании и Иродиона, бывшего тогда в Риме вместе со святым Апостолом Петром: «Приветствуйте Иродиона, сродника моего» (Рим.16:11). Когда же святой Апостол Петр был распят, тогда и святой Иродион, как свидетельствует Метафраст, вместе со святым Олимпом [ 5 ] и многими другими верующими, был усечен мечем [ 6 ]. Святой Апостол Агав был исполнен дара пророческого. О нем упоминается в книге Деяний Апостольских. Здесь сказано о нем, что когда собрались из Иерусалима пророки во Антиохию, «один из них, по имени Агав, встав, предвозвестил Духом, что по всей вселенной будет великий голод, который и был при кесаре Клавдии» (Деян.11:27–28). В Кесарии [ 7 ] святой Агав предсказал Апостолу Павлу об имеющих постигнуть его страданиях в Иерусалиме: «пророк, именем Агав, и, войдя к нам, взял пояс Павлов и, связав себе руки и ноги, сказал: так говорит Дух Святый: мужа, чей этот пояс, так свяжут в Иерусалиме Иудеи и предадут в руки язычников» (Деян.21:11). Святой апостол Агав проповедывал Христа в разных странах и многих из язычников обратил к вере Христовой.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Скачать epub pdf Память святых Апостолов Иродиона, Агава, Руфа, Асинкрита, Флегонта и Ермия Память 8 апреля Святой Апостол Иродион 2478 , – родственник по плоти святого Апостола Павла , – происходил из Киликийского города Тарса 2479 . Он был спутником и сотрудником святых Апостолов Петра и Павла и был ими же поставлен во епископа города Патары 2480 . В сане епископа святой Иродион деятельно распространял учение христианское среди эллинов-язычников. Так как святой Иродион многих из язычников обратил ко Христу, то иудеи из зависти к сему служителю Божию, сговорившись с идолослужителями-еллинами, взяли святого силою и предали многоразличным мукам; при этом одни из мучителей без милосердия били святого, другие кидали в него камни, третьи ударяли его палками по голове. Один из мучителей ударил святого ножом настолько сильно, что он упал замертво; думая, что святой умер, мучители оставили его. Но святой Апостол по благодати Божией остался живым и потом немало потрудился в Риме, проповедуя слово Божие вместе со святым первоверховным Апостолом Петром. Святой Апостол Павел, отправляя Римлянам послание из Коринфа 2481 , приветствует в этом послании и Иродиона, бывшего тогда в Риме вместе со святым Апостолом Петром: «Приветствуйте Иродиона, сродника моего» ( Рим.16:11 ). Когда же святой Апостол Петр был распят, тогда и святой Иродион, как свидетельствует Метафраст, вместе со святым Олимпом 2482 и многими другими верующими, был усечен мечом 2483 . Святой Апостол Агав был исполнен дара пророческого. О нем упоминается в книге Деяний Апостольских. Здесь сказано о нем, что когда собрались из Иерусалима пророки во Антиохию, «один из них, по имени Агав, встав, предвозвестил Духом, что по всей вселенной будет великий голод, который и был при кесаре Клавдии» ( Деян.11:27–28 ). В Кесарии 2484 святой Агав предсказал Апостолу Павлу об имеющих постигнуть его страданиях в Иерусалиме: «пророк, именем Агав, и, войдя к нам, взял пояс Павлов и, связав себе руки и ноги, сказал: так говорит Дух Святый: мужа, чей этот пояс, так свяжут в Иерусалиме Иудеи и предадут в руки язычников» ( Деян.21:11 ). Святой апостол Агав проповедовал Христа в разных странах и многих из язычников обратил к вере Христовой.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

А как мы будем взирать на святую икону, где изображена глава св. Иоанна Предтечи, лежащая на блюде? Со страхом, трепетом, с благоговением преклонясь перед великим подвигом того, чья жизнь была сплошным служением высшей правде. С любовью и благоговением будем взирать на эту икону, будем молиться великому мученику Христову, названному в Св. Писании Ангелом, уготовляющим путь Спасителю нашему. Будем воссылать к нему молитву, чтобы не быть малодушными и трусливыми, когда потребуется исповедать имя Христово, восстать за поруганную правду. Будем просить и Того, Кого крестил он в Иордане, чтобы благодатной Своей силой помог и нам подвизаться за истину. Аминь. 12 сентября 1950 г. Слово в день святых апостолов Петра и Павла Святой первоверховный апостол Павел был призван на свое великое служение чудесным образом. Когда он приближался к Дамаску со злым умыслом хватать, сажать в тюрьмы, истязать всех уверовавших во Христа, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: «Савл, Савл, что ты гонишь Меня?» Он сказал: «Кто Ты, Господи?» Господь же сказал: «Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна». Он в трепете и ужасе сказал: «Господи! Что повелишь мне делать?» И Господь сказал ему: «Встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать» ( Деян. 9:3–6 ). Как изумительно Божией силой, явлением Самого Господа Иисуса Христа этот жестокий гонитель христиан был обращен к вере в Него и стал самым пламенным из всех апостолов! Почему такого чуда был удостоен именно он? Ведь других апостолов Господь призвал просто, проходя по берегу Генисаретского озера, где сушили свои сети рыбаки, бедные галилеяне, неграмотные, ничему не учившиеся. Христос остановился, увидев Петра и Андрея, и сказал им: Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков ( Мф. 4:19 ; Мк. 1:17 ). Несколько далее так же, одним властным словом, Он призвал и двух других рыбаков, будущих великих апостолов Иакова и Иоанна. И по первому слову Христа они оставили в лодке своего отца Зеведея и последовали за Ним. Живительно призвание апостола Нафанаила: он был поражен всеведением Господа Иисуса Христа, проявленным в разговоре с ним. Его изумление было так велико, что он вполне уверовал и сказал: Равви! Ты – Сын Божий, Ты – Царь Израилев ( Ин. 1:49 ), – и стал апостолом.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Кому же мы должны верить? Толстой говорит еще: «Павел заносчив, дерзок, оскорбительно обращается с любимым учеником Иисуса, добрым, но слабохарактерным Петром».... Это нарекание заимствуется будто бы из послания к Галатам главы 2, ст. 14. «Когда я увидел, что они не прямо поступают по истине Евангельской, то сказал Петру при всех: если ты, будучи Иудеем, живешь по-язычески, а не по-иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-иудейски»? В этих словах и усматривает Толстой дерзость и заносчивость Павла. Он, очевидно, понимает слова: «живешь по – язычески» в том смысле, будто бы Петр вел жизнь недостойную не только апостола, но и христианина, свойственную язычникам. В таком смысле эти слова были бы и дерзкими, и несправедливыми. Но «жить по-язычески» значит здесь только иметь общение с язычниками и не соблюдать обрядового Моисеева закона: так обычно и жил или поступал ап. Петр, хотя и был по рождению иудей; теперь же, «опасаясь обрезанных», он стал для вида жить по-иудейски, устраняться от общения с христианами из язычников. Этот пример апостола Петра, бывшего первоверховным в лике апостолов, вынуждал подражать ему и язычников по рождению, теперь христиан по вере: вот почему говорит ему Павел: «язычников принуждаешь жить по-иудейски». В то время Христова Церковь делилась как бы на две паствы: на христиан из иудеев и христиан из язычников; предстоятелем одной паствы (христиан из иудеев) был ап. Петр, а предстоятелем другой (христиан из язычников) ап.Павел ( Гал. 2:7 ). Несоблюдение Моисеева закона было соблазном для первой, а соблюдение – соблазном для второй. Каждый из двух апостолов оберегал свою паству от соблазнов, а посему и Петру было естественно по пастырской любви к своим пасомым скрываться с несоблюдением заповедей Моисея, и Павлу по такой же любви в своей пастве всенародно восстать за это против Петра. Но тот и другой апостолы действовали в одном и том же духе, в духе ревности о спасении каждый своих пасомых. Хотя и была между ними видимая разность, но было и полное, понятное им обоим, единство в главном – в заботе о спасении своих духовных чад. Гл. 2, ст. 16. Не оправдится от дел закона всяка плоть. Существуют по учению Писания два закона: закон ветхозаветный, который часто называется просто законом, как и в означенных словах, и закон духа жизни во Христе ( Рим. 6:2 ), закон христианской жизни, закон Церкви новозаветной. Когда апостол проповедует свободу от закона ветхозаветного, то не должно думать, что чрез это он провозглашает и свободу от закона новозаветного. Когда он говорит, что не оправдывают человека дела закона Моисеева, то это не значит, что столь же бесплодны для его оправдания на суде Христовом дела, закона христианского. Сам Христос сказал: «от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (а если от слов, то, конечно, тем более от дел, Мф. 12:37 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Kohomsk...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Мы вступили в Петров пост 11.07.2016 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Петров пост Хорошо нам в течение Петрова поста, который в этом году длится целый месяц, постараться прочитать два Соборных Послания апостола Петра и четырнадцать Посланий апостола Павла — кто сколько вместит. Не забывая при этом предупреждения преподобного Исаака Сирина: «Никогда не приступай к чтению Писания, не помолившись, да не раскаешься». Снова должны мы задуматься о том, что жизнь христианина глубока и серьезна, что не так-то легко исполнять заповеди Божии, как может показаться. Начать чаще, чем обычно, ходить в храм, все исполнять по церковным предписаниям. Да, без этого и говорить не о чем, но надо дойти до сути — до того, о чем непрестанно говорят нам в Церкви апостолы Петр и Павел. Победить грех — это все равно что победить смерть. Кто из нас может победить смерть? Это возможно только по мере принятия нами дара победы Христовой. Потому исполнить заповедь Божию — значит стать исповедником Христа, а совершить грех — значит отречься от Христа. В праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла мы услышим за Божественной литургией вопрошание Господа: «За кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?» Одни полагают, что Он — Иоанн Креститель, другие ? что Илия или один из пророков. Господь не удивляется таким ответам. Но Он обращается к ученикам, чтобы узнать, что они думают о Нем. Он ждет от них иного ответа, потому что они ? близкие Его, и им дана была возможность узнать Его намного больше, чем всем. Апостол Петр отвечает от имени Двенадцати: «Ты Христос, Сын Бога Живаго». И Господь говорит о блаженстве его исповедания. Но хотя не плоть и кровь открыли это апостолу Петру, но Отец, Сущий на небесах, Господь не удовлетворяется истинностью его ответа. Господу надо ясно показать, что значит это слово «Мессия Христос», и Он раскрывает, какого рода Мессией Он будет. Он говорит о страдании, об отвержении, о предании Его на смерть и о Воскресении. Петр слышит только первую часть того, что говорит Господь и начинает прекословить Ему: «Нет, это невозможно! Это не может быть Твоей участью». «Будь милостив к Себе, Господи, да не будет этого с Тобою». Ответ Господа беспощаден: «Отойди от Меня, сатана! Ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое». Петр был ближайшим учеником Христовым в течение долгого времени, и не знал по-настоящему Христа.

http://moral.ru/know-truth/

Призвание же остальных апостолов совершилось совсем просто. Когда Господь сидел на горе и учил как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи ( Мф. 7:29 ), за Ним последовало множество народа ( Мф. 8:1 ). Тех, кого хотел, Он призвал словами: «Идите за Мною, будьте Моими!» (см. Мк. 2:14 ). И шли по первому слову. Часто ли бывает, чтобы по первому слову незнакомого человека, по странному призыву: «Идите за мною», люди все бросали, оставляли и близких, и работу, от всего отказывались и, ничего не взяв, шли за ним? Это значит, что в словах Христовых, во всей личности Его была такая непреоборимая сила, которая потрясала и поражала сердца людей. Слова Его, принятые как Божий призыв, глубоко проникали в душу. Призвание святого Петра, второго первоверховного апостола, не было чудесным. Господь не потряс его, как св. Павла, Своим светозарным явлением, но уже после обратил его сердце к Себе иным способом – удивительными словами и обещаниями, которых не мог слышать и никогда не слышал никто из земнородных. Он сказал ему в ответ на исповедание Его Мессиею-Христом в присутствии всех учеников: Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыла тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах; и Я говорю тебе: Ты Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее. И дам тебе ключи царства небесного ( Мф. 16:17–19 ). Разве это могло не потрясти душу апостола до основания? Конечно, он был потрясен не в меньшей степени, чем святой Павел явлением ему в небесном свете Самого Спасителя. А далее произошло нечто ужасное: когда был взят Христос, апостол Петр трижды отрекся от Него. Казалось бы, все кончено, казалось бы, он разрушил все благодатное строение своего апостольства. Но Господь возвратил ему апостольское призвание, ибо знал, какими кровавыми слезами будет он оплакивать до конца жизни страшный грех отречения. По Воскресении Своем Господь Сам явился Петру и другим апостолам на море Тивериадском и обратился к нему со словами: Симон Ионин, любишь ли ты Меня больше, нежели они?… Паси агнцев Моих ( Ин. 21:15 ). Этот вопрос Он задал трижды и трижды сказал: Паси агнцев Моих, чем изгладил его троекратное отречение. Тогда снова была потрясена душа святого Петра.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010