Павел предпринял еще несколько апостольских путешествий. Просвещал Христовым учением людей в Македонии, Греции и других землях. За долгие годы жизни и проповеди апостол Павел написал 14 посланий; они включены в Новый Завет. Павел был не раз арестован и после последнего заключения принял мученическую смерть от меча. Его не распяли, потому что он не был рабом, а был римским гражданином. Произошло это недалеко от Рима в 67 году, в период царствования императора Нерона. Когда празднуется день Петра и Павла Праздник, установленный в память об апостолах Петре и Павле, — непереходящий, то есть его дата фиксирована. Это 12 июля по новому стилю. История празднования дня Петра и Павла У историков нет единого мнения по поводу даты смерти апостолов Петра и Павла, но существует определенное церковное предание. Святитель Димитрий Ростовский (автор сборник житий святых — «Четьи-минеи») пишет, что смерть апостолов произошла либо в один день, либо с разницей ровно в один год. Появление праздника Петра и Павла также связывают с днем перенесения их мощей в Риме, которое состоялось как раз 12 июля (29 июня по старому стилю) 258 года. В 324 году, при императоре Константине, в обеих столицах Римской империи, Риме и Константинополе, построили первые храмы в честь Петра и Павла. С тех пор праздник стал праздноваться еще более торжественно и постепенно стал одним из самых известных православных праздников. День Петра и Павла на Руси Славяне начали почитать день Петра и Павла сразу после Крещения Руси. Как говорит церковное Предание, первую икону святых апостолов на русскую землю привез святой равноапостольный князь Владимир — из Корсуни. Потом эту икону преподнесли в дар Новгородскому Софийскому собору, в котором до наших дней сохранились фрески XI века с изображением апостола Петра. Первый монастырь в честь первоверховных апостолов построили в Новгороде в 1185 году. Имена апостолов носили многие святые Древней Руси, а изображения Петра и Павла всегда можно увидеть в иконостасе православных храмов. Иконография праздника Петра и Павла

http://foma.ru/12-iyulya-2013-den-svyaty...

Кроме православных храмов, в Беларуси святым первоверховным апостолам Петру и Павлу посвящено и немало католических костелов. В середине XVIII в. было построено здание костела Петра и Павла в деревне Боруны Ошмянского района (вначале это была униатская церковь , затем православная, а с 1922 г. стала католическим костелом). В костеле находится образ Матери Божией Борунской, Утешительницы скорбящих 289 . В том же районе Гродненской области в деревне Жупраны с 1875 г. действует костел апостолов Петра и Павла, сооруженный в стиле ретроготики. В нем имеется мемориальная плита, посвященная белорусскому поэту Франтишку Богушевичу 290 . В неоготическом стиле был построен в 1907 г. костел Святых Петра и Павла в местечке Логишин (ныне деревня в Пинском районе Брестской области), где хранится особенно почитаемая католиками икона Божией Матери Логишинской 291 . Памятником архитектуры классицизма является костел Святых Петра и Павла в деревне Заболоть (Вороновский район Гродненской области), построенный в начале XIX в. 292 В деревне Дрисвяты на Браславщине стоит памятник деревянного зодчества – костел Апостолов Петра и Павла, который был построен в 1929 г., хотя история Петропавловского костела в Дрисвятах выходит еще к XVI в. – здание строилось несколько раз заново 293 . Образ первоверховного апостола Павла широко представлен в христианской иконографии, в том числе и белорусской. Описание внешности апостола отсутствует и в «Деяниях святых апостолов», и в его посланиях. Содержится оно лишь в «Деяниях Павла и Феклы», христианском апокрифическом сочинении конца II в. 294 В белорусской иконописи XVII–XVIII вв. апостол Павел представлен мужчиной средних лет, с бородой, с залысинами, часто с большими выразительными глазами. Одежда его состоит из голубого хитона и красного гиматия 295 . Иногда гиматий – белого цвета, а хитон – голубого. Обычные атрибуты апостола Павла в иконографии – развернутая книга в одной руке, а в другой – меч, упирающийся острым концом в землю 296 . Книга символизирует проповедь апостолом учения Иисуса Христа, а меч, скорее всего, напоминает о его мученической смерти – казни мечом. Особенно выразителен образ первоверховного апостола Павла на иконе последней четверти XVII в., хранящейся в Государственном художественном музее Беларуси 297 . Он не во всем соответствует облику апостола, известному по апокрифу, но поражает, прежде всего, внутренней сосредоточенностью лица, одухотворенным внутренней силой взглядом его больших глаз, выражающим одновременно увлеченность делом проповеди учения Христа и предчувствие самопожертвования ради дела, к которому он был призван.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Не каждое свидетельство окружающий нас мир воспринимает с удовольствием, с готовностью слушать и слышать его. Нередко свидетельство вызывает протест, даже если оно в точности отображает действительность или адекватно представляет мысли и знания человека. Нередко свидетельства встречают борьбой, конфронтацией и даже гонениями на того, кто свидетельствует. И вот в сегодняшнем апостольском чтении (2 Кор. 11:21 - 12:9) нам повествуется об опыте свидетельства апостола Павла. Он говорит: «пять раз я был подвержен бичеванию и получил по 40 ударов без одного». 195 раз страшный бич опускался на спину апостола. Трижды он был побиваем палками. Трудно себе представить, чем было в то время избиение палками и как после этого избиения апостол оставался живым. Единожды он был побиваем камнями, а побиение камнями было распространенным и узаконенным средством умерщвления людей в израильском обществе. Но он не погиб, он чудом остался жив.  И далее апостол говорит, что ему пришлось претерпеть: он был в опасности на море, трижды терпел кораблекрушение, был в опасности от разбойников, от единоплеменников, от язычников и даже от лжебратьев. За что же он получал эти удары бичом, палками и камнями? Почему он трижды тонул? Почему на него обрушивался гнев единоплеменников, язычников и лжебратьев? Потому что он не мог не свидетельствовать о Христе — Сыне Божием и Сыне Человеческом. Он отправлялся в свои тяжелейшие путешествия, он вступал в реальную смертельную конфронтацию с теми, кто не желал слышать его слова.  И мы знаем, что жизнь святых первоверховных апостолов Петра и Павла завершилась мученически. Петр был распят вниз головой в Риме во время гонения при императоре Нероне, а апостол Павел в то же самое время претерпел в Риме казнь, будучи усеченным мечом.  Это означает, что свидетельство, которое несли людям апостолы и которое продолжает нести Церковь, — не безобидное свидетельство. Мы знаем, что именно это свидетельство произвело такую перемену в жизни людей и во всей человеческой истории, что в научные и даже бытовые представления вошло понятие о христианской эре. И летоисчисление наше — от Рождения Господа Иисуса Христа как действительно судьбоносного, переломного момента в жизни всей человеческой цивилизации; и оно стало таковым из-за свидетельства, которое святые апостолы, а вслед за ними епископы, служители Церкви, проповедники, учители, простые люди несли по всему миру, встречая в большинстве случаев проявление человеческой злобы, непонимания, вражды, ненависти и жестокости. 

http://patriarchia.ru/db/text/2338783.ht...

А ведь все началось с апостолов, и сегодня мы прославляем память святых первоверховных Петра и Павла. Апостол есть свидетель и посланник. О чем же были призваны свидетельствовать апостолы? Сегодняшнее Евангелие (Мф. 16:13-19) помогает нам понять самую сердцевину апостольского свидетельства, самое главное, что они сказали миру. На вопрос Господа и Спасителя «за кого Меня почитают люди?» ученики Его сказали: одни — за Иоанна Крестителя, другие — за Илию, явившегося на землю, кто-то — за Иеремию или кого-то из пророков. И когда Спаситель, обращаясь к ним, сказал: «ну а вы за кого Меня почитаете?», то это был самый главный вопрос, обращенный к апостолам. Они уже были некоторое время вместе со Спасителем, они слышали Его слова, они видели Его чудеса, они были свидетелями Его огромной духовной силы. И вопрос заключался в том, приняли ли они Спасителя, поняли ли они Его миссию, или, как тысячи тех, кто видел чудеса и слышал Его проповедь, так и не осознали, Кто является чудотворцем, целителем и проповедником. И в ответ на этот вопрос Петр говорит: «Ты — Христос, Сын Бога живого». Господь говорит ему: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах».  Действительно, никаким напряжением ума, никаким образованием (а его у Петра особенно и не было), никаким положением в обществе, никакой человеческой силой и могуществом («плотью и кровью») не мог Петр прозреть то, о чем он открыто свидетельствовал перед Самим Спасителем и собратьями-учениками: «Ты — Христос, Сын Бога живого». Это ведение, это знание было за пределами его знаний человеческих, за пределами его опыта, за пределами его разумения, и только внушение свыше дало Симону Петру силу сказать то, что он сказал.  И затем Господь посылает апостолов в мир. Они Его посланники, они свидетели. О чем же они должны были свидетельствовать? Конечно, они многое рассказывали тем людям, которые их слышали, и в результате этих рассказов мы имеем четыре Евангелия. Но в сердцевине их проповеди слова, произнесенные Петром, — «Ты еси Христос, Сын Божий». А что такое свидетельство? Человек может прожить всю жизнь и никогда, ни при каких обстоятельствах не быть свидетелем. У каждого есть свои знания, свое образование, своя жизненная мудрость, свой опыт — положительный или отрицательный. Но человека можно назвать свидетелем только тогда, когда он разделяет с другими свои знания, свой опыт, когда он другим говорит о том, чему был очевидцем. Свидетельство — это передача того, чем обладает человек, другим людям. 

http://patriarchia.ru/db/text/2338783.ht...

17. В день рождения Его Императорского Высочества, Благоверного Государя Цесаревича и Великого Князя Павла Петровича из темы: возложат на вы руки своя и ижденут, предающе на сонмища и темницы, ведомы к Царем и Владыкам имене моего ради, Лук. 21:12 . О ревности, каковую закон истинный от нас требует. Сказывано в придворной церкви в Санктпетербурге 1768 года, Сентября 20 дня. 18. В день торжественный за предприятый великодушно и благополучно совершившийся в прехождении оспы подвиг, Ее Императорского Величества и Его Императорского Высочества из темы: благослови, Россия, Господа, венчающаго тя милостию и щедротами, исполняющаго по благих желание твое. Пс. 102 . Сказывано в присутствии Ее Императорского Величества и Его Императорского Высочества в большой придворной церкви 1768 года, Ноября 22 дня. 19. В день Первоверховных Апостол Петра и Павла, и тезоименитства Его Императорского Высочества из темы: еже аще свяжеши на земли, будет связано на небесех: и еже аще разрешиши на земли, будет разрешено на небесех. Мт. 16:19 . О свободности. Сказывано в Петергофе 1769 года. 20. В день рождения Его Императорского Высочества из темы: и влас главы вашея не погибнет. Лк. 21:18 . О настоящей жизни человеческой, что она не есть столь суетна, горестна и несчастлива, как некоторые оную описывают, а другие не так об ней понимают. Сказывано в присутствии Ее Императорского Величества и Его Императорского Высочества в придворной церкви 1769 года, Сентября 20 дня. 21. При освящении знаков нового военного ордена Святого Великомученика и Победоносца Георгия, без темы. Сказывано в большой придворной церкви в Санктпетербурге 1769 года, Ноября 26 дня. 22. В день Первоверховных Апостол Петра и Павла, и тезоименитства Его Императорского Высочества, из темы: Сия есть победа победившая мир, вера наша. 1Ин. 5:4 . о том, в каком разуме присвояется победа силе веры. Сказывано в Петергофе 1770 года. 23. При случае совершаемых молитв над гробом Петра Великого, по причине одержанной флотом российским над Оттоманским флотом во Архипелаге славной победы, 1770 года, Июня 24 дня. без темы. Сказывано в присутствии Ее Императорского Величества в Петропавловском соборе 1770 года, Сентября 15 дня.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Престолов три: в настоящей холодной - в честь св. апост. Петра и Павла и в приделах теплых: в честь Всех Святых и св. муч. Софии, Веры, Надежды и Любови. Прихожан 144 души муж. пола и 158 жен. пола. Земли церковной более десятины. Церковных сумм 700 руб., капитала причтового 2540 руб. Священник Сергей Иоаннович Велихов, на настоящем месте с l882 г., награжден орденом св. Владимира 4 степени в 1896 г.; псаломщик Стефан Петрович Людоговский, на настоящем месте с 1885 г., в стихарь посвящен в 1893 г. «Адрес-календарь Смоленской епархии с историческими и церковно-практическими указаниями», г. Смоленск. Паровая типо-лит. Я.Н. Подземского, 1897 г. Кирпичная церковь, построенная в 1805 г. И. И. Барышниковым в стиле классицизма. Четверик, завершенный ротондой, с четырёхстолпной трапезной, увенчанной пятью декоративными куполами, и отдельно стоящей колокольней. Приделы Георгиевский (Всехсвятский) и Софии, Веры, Надежды и Любови. Закрыта в 1929 г., сломана колокольня. В 1980-х г.г. частично отремонтирована. Возвращена епархии в 1992 г., но богослужения не возобновлены, пустует. На левом берегу реки Бебри (притока Вязьмы), напротив Иоанно-Предтечева монастыря, возвышается монументальное здание храма, возведенное в честь святых славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла. Первое документальное упоминание о храме находим в «Описании храмов Божиих в городе Вязьме» в «Вяземских писцовых книгах князя И. Ф. Волконского за 1627 год». Читаем в них: «Церковь Святых Апостол Петра и Павла древяна клецки, а в ней Икон: Икона местная Святых Апостол Петра и Павла на краске, Икона местная Святаго Великомученика Георгия на золоте, Икона местная Пречистыя Богородицы Одигитрии на празелени, Икона местная Николая Чудотворца Можайскаго на золоте; двери Царские и сень и столпцы на золоте, де Иисус и праздники на празелени; Евангелие напрестольное печать Литовская, Апостол, Октай первага гласу ветх, шесть Миней месячных, два Пролога ветхие во весь год, две Триоди постная и цветная, - письменные, - Полууставье печать Литовская. Колокольница рублена, а на ней четыре колокола, а церковь и в церкви всякое церковное строенье мирских людей приходских, а у той церкви служит Поп Алексей Яковлев, да на церковной земле живет Поп Алексей, вдоль двора его и огорода 24 сажени, поперег 21 1/4 сажен, да по другую сторону к церкве к реке Бебреи евож Попов огород, вдоль 9, поперег 5 сажен, - место дворовое проскурницино вдоль 20, поперег 14 сажен, да тут же подле церкви к посадскому лугу место дворовое тяглое пусто посадскаго человека Юрья Шпилькина вдоль 37, поперег 8 сажен, а ныне тем пустым местом владеет соборной Никольской Поп Никифор Иванов, по данной воеводской Федора Волынскаго, да Ивана Урусова, да дьяка Гавриила Богданова, а данная за ево Гавриловою рукою писана в 1631 году».

http://sobory.ru/article/?object=01010

Чудеса не всех убеждали, но факт Воскресения не мог не поразить сознание людей и стать свидетельством того, что слова Спасителя — это Божественные слова, Его учение — это подлинное Божественное откровение, а Он — Сын Божий, Христос, Избавитель мира, как свидетельствовал о том в Кесарии Филипповой первоверховный апостол Петр (см. Мф. 16, 16). И для того чтобы люди не поверили в Воскресение, стали распространять слух о том, что ученики украли Его тело. Наверное, мало кто поверил этой совершенно фантастической гипотезе: как можно было украсть тело группе испуганных, измученных людей, которые в страхе бежали с Голгофы? Даже самый верный апостол Петр — и тот отрекся. Как могла эта небольшая группа измученных и испуганных людей извлечь тело, которое охранялось стражей? А законы Римской империи были суровы — тот, кто нарушал закон воинский, тут же умерщвлялся. Невозможно было украсть тело на глазах стражи, отвалив тяжелейший камень. И те, кто говорил, что тело украли, конечно, сознавали свою слабость, да и видели, что людей не убеждают эти лживые слова. И тогда для того, чтобы весть о Воскресении не распространялась, гонение было обращено на самих свидетелей Воскресения — на святых апостолов. И послание Коринфянам, отрывок из которого мы сегодня слышали, свидетельствует о тех страшных испытаниях, через которые прошел апостол Павел: трижды был побиваем палками, пятикратно получил по сорок ударов без одного (см. 2 Кор. 11:24-25). И побивание камнями, и опасные путешествия, и клевета, и кораблекрушения, и пребывание в море почти сутки без всякой надежды спастись во время шторма, и разбойники на дорогах, и гонения от властей, и гонения от лжебратии — в этой жизни как бы не было ничего светлого, не было ничего такого, к чему стремится сознание любого человека. Не было никакой радости земной: пот и кровь, и страдания, и муки, и крыши над головой нет, и средства к существованию — лишь то, что приносила работа, совершаемая апостолом: он кормился, делая палатки. И, несмотря на эту жизнь, исполненную страданий, он нес миру свидетельство о Воскресении — так же, как и первоверховный Петр. Их жизни заканчиваются трагически: Петра распинают вниз головой при императоре Нероне в Риме, а Павла усекают мечом.

http://patriarchia.ru/db/text/1218819.ht...

Мы славим первоверховных апостолов за великие подвиги, которые они совершили. Мы прославляем святого апостола Петра как камень веры, как человека, который от самого начала и до самого конца был предал Господу Иисусу Христу. И хотя в тяжелые дни испытания он отрекся от Господа, свое отречение он искупил подвигом всей последующей жизни. А апостола Павла мы прославляем как человека, который заложил основы христианского богословия. Мы читаем его послания в Новом Завете. Они не очень просты для понимания, и уже апостол Петр говорил, что в этих посланиях есть нечто неудобовразумительное, то, что некоторые извращают к собственной погибели. Но в наши дни, помимо самих этих посланий, есть многие толкования, которые облегчают нам понимание того, что говорил апостол Павел. Толкования на послания апостола Павла написал, в том числе, святитель Феофан Затворник, Вышенский, чью память мы сегодня совершаем по старому стилю. Святитель Феофан в свою эпоху был человеком, который очень тщательно и очень последовательно изучал Священное Писание. Он не только прочитал, но и истолковал все без исключения послания апостола Павла. Если мы хотим понять, что говорил апостол, что он имел ввиду, то можем обращаться к этим замечательным толкованиям, которые раскрывают для нас смысл апостольских слов. Будем обращаться к наследию святых апостолов и просить у них вразумления, дабы всем нам понимать, Кто такой Иисус Христос, зачем Он пришел в этот мир, а самое главное — для чего Он нужен нам. Оба первоверховных апостола так же, как и другие апостолы и святые отцы и учители Церкви, научили нас, что Господь Иисус Христос есть Бог воплотившийся. Это Бог, Который стал человеком, Он пришел для того, чтобы жить с нами и жить в нас. И всякий раз, когда мы приходим в храм Божий на Божественную литургию, когда мы причащаемся Святых Христовых Таин, Сам Господь Иисус Христос невидимо, но ощутимо входит в наше тело, Его кровь становится нашей кровью, а Его Тело становится частью нашего тела. И Господь изнутри просвещает нас Своей благодатью, помогает нам идти по жизни, нести крест, который Он на нас возложил, и безропотно переносить страдания и испытания, которые выпадают на нашу долю.

http://patriarchia.ru/db/text/5462509.ht...

Двух Апостолов чтим мы сегодня. Апостол Петр был всегда при Христе Спасителе, когда Он был на земле. А другой Апостол, Павел, тоже Первоверховный. Он на земле не видел Христа Спасителя. Сын Божий только явился ему чудесным образом и открыл Свою волю, Свое учение. Апостол Павел позднее других Апостолов вступил в Церковь — и все-таки он на первом месте. Почему это так? Да потому, что эти два Апостола были главными проповедниками Христова Воскресения на земле. Апостол Петр проповедовал и написал два послания. А апостол Павел, который пришел позднее, тот больше апостола Петра трудился, он написал 13 посланий. Он благовествовал в разных местах древнего мира и умер вскоре после апостола Петра, в том же Риме, где и апостол Петр, умер мученически. Апостол Павел в своих посланиях излагает христианскую веру, так что все христиане и поныне и всегда будут пользоваться его посланиями. Господь проявил Свою волю в жизни Павла. Этого злого врага христианского учения, который предавал в тюрьмы христиан, Господь чудом обратил, призвал его, идущего в Дамаск, в Сирии. И он уверовал и вскоре на долгое время удалился в свой родной город, в Тарс, в Малой Азии. Там он много молился, много читал Слово Божие и вернулся уже готовым проповедником Христовой веры. Что же в посланиях своих проповедовал апостол Павел? Он очень ясно и последовательно изложил христианский путь ко спасению. Прежде всего он говорит, что является для нас гибельным. Это — грех. Грех мешает нам на пути к Богу. Ветхозаветный закон выражен Моисеем в десяти заповедях Моисеевых. И эти заповеди и весь Ветхий Завет только разъясняют и осуждают грех, но не указывают средства, чтобы освободиться от греха и его страшных последствий. Обличают грех, но не освобождают от него. Апостол Павел говорит, что избавить от греха может только одно — та благодать, которую принес Сын Божий. Он открыл нам Отца Небесного еще на земле, и потому мы можем прибегать к средствам, которые дает Сын Божий, можем найти путь ко спасению. Кто узнает этот путь? Пришествие на землю Сына Божия дало благодать, показало путь ко спасению. Эти благодатные средства ко спасению даны через Церковь; Церковь Христова спасает нас своею верою, своею молитвою и особенно таинствами. Это учение апостола Павла в его посланиях.

http://pravmir.ru/propovedi-skazannyie-v...

Ради Христа, говорит тот же Апостол, «я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобресть Христа» (Флп. 3, 8). «Для меня жизнь — Христос, — говорит апостол Павел, — и смерть — приобретение» (Флп. 1, 21). Он окончил свою жизнь мученической кончиной: он был обезглавлен мечом в Риме. Вот за эти труды и страдания Святая Церковь и почтила апостолов Петра и Павла названием «Первоверховные». Какой же урок и какое назидание извлечем мы из жизни святых апостолов Петра и Павла, этих великих тружеников на ниве Христовой? Отцы, братья и сестры! Каждый из нас, рождаясь в жизнь земную, получает от Господа наследие — ту ниву, возделывать которую он призван. Нива — душа наша; жизнь земная — срок для ее обработки. Хозяин нашей души и жизни — Господь, Которому мы и должны будем дать ответ в своей деятельности. Отсюда наша первая и непременная обязанность — заботиться о своей ниве, о душе, о ее спасении. У кого же мы должны учиться этому, как не у тех же святых апостолов, величайших тружеников, которые всю свою земную жизнь посвятили на возделывание нивы Христовой? Жизнь этих святых апостолов дает нам не только спасительный пример, но и указывает сам путь спасения. Святые апостолы в своих сердцах имели твердую веру и любовь к Тому, Кто послал их на это великое дело. Подражая их житию, христианин также должен иметь крепкую веру и любовь к Тому, Чье имя проповедовали святые апостолы. Вера должна быть у нас непоколебимой, разумной и сознательной, чтобы ее не могли смутить никакие пустословия лжеименного разума (1 Тим. 6, 20). Имея такую веру, сердце истинного христианина должно гореть искренней любовью к Богу и людям, той любовью апостола Петра, которую он засвидетельствовал пред Христом: «Господи, Ты вся веси: Ты веси, яко люблю Тя» — на троекратное вопрошание: «Симоне Ионин, любиши ли Мя ?» (Ин. 21, 15— 17). И той любовью к людям, о которой говорит апостол Павел: «Ходите в любви, якоже и Христос возлюбил есть нас и преда-де Себя за ны» (Еф. 5, 2). Плодами этой любви, по учению апостола Павла, являются совершенное незлобие, правдивость (Кол. 3, 8—9), нестяжательность, целомудрие в слове и деле (Еф. 5, 3) и особенно всепрощение. Снисходите друг другу, говорит Апостол, и прощайте взаимно, если кто на кого имеет жалобу; как Христос простил нас, так и вы (Кол. 3, 13).

http://pravmir.ru/prognat-tmu-i-ozarit-z...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010