RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_70388.html 20 ноября 2009 Патриаршее соболезнование в связи с гибелью священника Даниила Сысоева Источник:  http://www.patriarchia.ru/db/text/940065.html Официальный сайт РПЦ МП Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выразил соболезнования в связи с гибелью священника Даниила Сысоева, убитого накануне ночью неизвестным преступником. Ю. Сысоевой, родным, близким, причту и прихожанам храма святого апостола Фомы Выражаю искренние соболезнования в связи со смертью священника Даниила Сысоева, злодейски убитого в храме Божием. Отец Даниил был широко известен православным христианам не только столицы, но и многих других епархий. Его ревностные труды на ниве проповеди слова Божия, заботы по приобщению людей к вере Христовой, попечение о духовных нуждах молодежи снискали ему уважение собратьев пастырей и представителей общественности. Вместе с тем его твердая миссионерская позиция и вдохновенный образ отпечатывались в сознании людей, ищущих дорогу к храму, яркостью, эмоциональностью, глубиной явленной веры и упования на Господа. Он всегда был примером исполнения слов апостола, призывающего: " Господа Бога святите в сердцах ваших; [будьте] всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением " (1 Петр. 3:15). Господь призвал к Себе Своего верного служителя, даровав ему возможность явиться исповедником веры и мучеником за дело Евангельского Благовестия. Уповаю, что Победитель смерти, Господь наш Иисус Христос вчинит душу верного раба и служителя алтаря в селениях праведных, сопричтет его " к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах и к духам праведников, достигших совершенства " (Евр. 12:23). Молюсь ко Владыке мира, да укрепит Он сердца родственников, друзей и духовных чад погибшего пастыря и дарует им силы и мужество в постигшем испытании. Вечная память новопреставленному иерею Даниилу. +КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси РЕКЛАМА

http://religare.ru/2_70388_1_21.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ОКРУЖНОЕ ПОСЛАНИЕ СОБОРА АРХИЕРЕЕВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗАГРАНИЦЕЙ 1927 Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru (Ответ на декларацию митр. Сергия) " Мир братиям и любовь с верою от Бога Отца и Господа Иисуса . Благодать со всеми неизменно любящими Господа нашего Иисуса Христа " ( Еф. 6, 23 -24). Извещаем вас, возлюбленные чада, о последнем важнейшем событии из жизни нашей Святой Церкви . В июле текущего года Заместитель Патриаршего Местоблюстителя Нижегородский митрополит Сергий и Временный Патриарший Синод обнародовали особое послание о положении Церкви в России и об отношении к ней и к заграничной пастве советской власти. Послание это весьма знаменательно. Объявляя о том, что с открытием деятельности Патриаршего Синода, наша Церковь в России " имеет не только каноническое, но и по гражданским законам вполне законное центральное управление " , оно призывает нас " выразить всенародно нашу благодарность " советской власти " за такое внимание к духовным нуждам православного населения. Признавать ее законной, повиноваться ей " не только из-за страха, но и по совести ( Рим. 13, 5 ) " , " сознавать советский союз гражданской родиной, радости и успехи которого - наши радости и успехи, а неудачи - наши неудачи " и " всякий удар, направленный в Союз... как удар, направленный в представителей Церкви " . Послание признает нужным и обязательным, чтобы мы все, которым " дороги интересы Церкви " , кто " желает вывести ее на путь законного и мирного существования " , чтобы мы - " церковные деятели " - показали, что мы " не с врагами... советского государства и не с безумными орудиями их интриг, а с нашим народом и с нашим правительством " . Вместе с этим послание осуждает наше заграничное духовенство и паству за неверность советской власти и за выступления против нее, требуя от духовенства дать письменное обязательство в полной верности советской власти " во всей своей общественной деятельности " , угрожая, в случае неисполнения этого требования исключить наших духовных лиц из состава клира Московской Патриархии.

http://drevo-info.ru/articles/25741.html

Е. А. Тучков закрыл совещание. В итоге: Патриарший Местоблюститель митрополит Петр был отправлен обратно в безысходную ссылку, архиепископ Филипп арестован и задержан в ГПУ (спустя некоторое время – освобожден), а митрополит Сергий и архиепископ Алексий отправились по своим домам. Резюмируя сказанное, полагаем, что вопрос об отношении Патриаршего Местоблюстителя к «Декларации» 16(29) июля 1927 года и новому церковному курсу своего «мудрого Заместителя» – ясен, и в более чем достаточной степени. 8. Кончина Местоблюстителя митрополита Петра Праведник умирает, и никто не принимает, этого к сердцу; и мужи благочестивые восхищаются от земли, и никто не помыслит, что праведник восхищается от зла. Он отходит к миру; ходящие прямым путем будут покоиться на ложах своих. Но приблизьтесь сюда вы, сыновья чародейки, семя прелюбодея и блудницы! Над кем вы глумитесь? против кого расширяете рот, высовываете язык ? не дети ли вы преступления, семя лжи... ( Ис. 57, 1–4 ). После шумихи с «Декларацией» наступил длительный и мрачный период тихого разложения Церкви изнутри. [...] С внешней стороны картина «идеологической» борьбы с Церковью оставалась неизменной. Систематически, в плановом порядке, не считаясь ни с религиозной потребностью населения, ни с их археологическим и художественно-архитектурным достоинством, тысячами уничтожались, превращенные в щебень, древне-русские храмы – ковчеги народного искусства; с тупой, педантической последовательностью продолжались массовые и единичные аресты «церковников» самого различного общественного положения и возраста, причем практиковавшиеся до того трехгодичные заключения и ссылки уступили теперь место более «назидательным»: пяти- и десятилетним, пока, наконец, не появилась новая форма репрессии за несуществующие и выдуманные «преступления» – «десять лет концлагеря без права переписки». Словом, «идеологическая» деятельность «научных атеистов» процветала по-прежнему. В эти лихие годы какие-либо вести о Патриаршем Местоблюстителе митрополите Петре постепенно прекратились окончательно. По-видимому, «сверху» была дана команда совершенно вычеркнуть его из списка живых и, – надо сказать, – новая, реставрированная митрополитом Сергием Московская Патриархия, сделала все, от нее зависящее, для того, чтобы эту команду выполнить с замечательным рвением и последовательностью, достойными лучшего применения. И даже теперь, по прошествии десятилетий, когда давно уже нет в живых ни Патриаршего Местоблюстителя, ни его Заместителя, ни Е. А. Тучкова, покоящегося на Ваганьковском кладбище, – о доблестном митрополите Петре буквально нигде, никогда и ничего не упоминается даже на страницах возрожденной псевдо-церковной печати; имя его настолько «добросовестно» предано забвению, что неудивительно, когда представители верующей русской молодежи наивно удивляются и расширяют глаза, услыхав что-либо о «каком-то» неведомом им Патриаршем Местоблюстителе митрополите Крутицком Петре.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

2 . Очевидна необходимость немедленно созвать Собор Преосвященных Архиереев для отмены канонически неправильного решения Архиерейского Собора 1961 г., утвердившего Синодальное постановление, разрушающее иерархический строй церковной жизни. Памятуя о том, что в «Русской Православной Церкви высшая власть в области вероучения, церковного управления и церковного суда – административная, законодательная, судебная – принадлежит Поместному Собору, периодически созываемому в составе Епископов, клириков и мирян» (Положение об управлении Русской Православной Церкви, принятое Поместным Собором 31 Января 1945 г.), Московская Патриархия обязана начать немедленную подготовку к созыву очередного Всероссийского Церковно-Поместного Собора с самым широким представительством. Созыв Поместного Собора в ближайшее время диктуется необходимостью общецерковного суждения о деятельности церковного управления и насущной потребностью скорейшего решения исторически назревших вопросов Церковной жизни и Церковного учительства. Для того, чтобы новый Поместный Собор не оказался послушным орудием в руках нецерковных сил, необходимо, чтобы в подготовке к этому Собору могла принять деятельное участие вся Русская Церковь . Для этого Собору должны предшествовать приходские собрания и епархиальные съезды. Только в этом случае на Собор смогут попасть клирики и миряне, действительно представляющие собой, вместе с лучшими Епископами Русской Церкви, полноту церковного сознания. Новому Поместному Собору несомненно предстоит великое поприще – возрождением русской Церковной жизни, активно послужить новому Вселенскому Возрождению Христианства. «И слышал я как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: Аллилуйя! ибо воцарился Господь Бог Вседержитель; возрадуемся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя. И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых», ( Откр.19:6–8 ). «Большие воды не могут потушить любви, и реки не зальют ее ( Песн.8:7 ) – движение за созыв нового Всероссийского Церковно- Поместного Собора, действительно являющего собой светлый лик Русской Церкви, началось, и милостью Божьей. не прекратится до тех пор, пока Собор этот не будет созван.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А высказаться нужно, дабы не впасть духовенству в большую напасть... Э. Я. Отклики Гринякин Н. О забытом//Миссионерское обозрение. 1905 г. 1–6. С. 1241–1250 (Эпилог к газетной реформе нашего церковного управления). Законом познаётся грех... Закон пришёл и таким образом умножилось преступление... Я не иначе узнал грех, как посредством закона. Ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: не пожелай; без закона – грех мёртв. Я жил некогда без закона, но когда пришла заповедь, то грех ожил, а я умер; и таким образом, заповедь, данная для жизни, послужила мне к смерти... ( Рим.3:20,5:20,7:7–10 ). Трудно понять – недостаток ли это нашего гражданского развития, влияние ли долгой крепостной неволи, или это просто в „нашем духе“, а только – чувства меры у нас нет ни в чём. „Свободу“ у нас скоро обращают – если не в разбой, то по меньшей мере в террористический деспотизм партии, при котором „несогласные“ подвергаются нередко „во имя свободы“ физическим убеждениям в „истине“ 535 . Свобода слова у нас скоро переходит в свободу злословия. Свобода исповеданий граничит с кощунством над всем истинно-божественным и т. д. „Коль рубить, так уж с плеча“... То же произошло и в нашей газетной реформе церковного управления. Боже мой, как вдруг все возревновали о церковных канонах и их „обязательности“! О канонах вспомнили (если только раньше слышали о них что-нибудь): С. Ю. Витте (бывший министр финансов, а ныне председатель комитета министров), сославшийся в своей „записке“ в доказательство соборного управления церкви не только на правила, где об этим соборном управлении нет ни единого слова („20 ап. пр., VII вс. соб. пр. 8“), но даже на „6 пр. восьмого вселенского собора“ (!? – см. газ. „Слово“ 108 с. г.), известный предсказатель погоды г. Демчинский, весельчак „Нового Вр.“ г. Скальковский и пр. под. Не говорю уже о том, что в канонах прямо-таки „купались“ духовные писатели... Как всё это отрадно: почти все вспомнили о святой Церкви и её законах. Пшеница церковной нивы стала перерастать и глушить плевелы: все запросили, по-видимому, церковной веры и церковности. На основании церковных канонов заговорили о патриаршем единовластии даже те, которые никогда не предпочитали единовластного начала коллегии или представительству: тут получалось, впрочем, впечатление, выражаемое малорусской поговоркой: – „хоть гирше, да инше“... В общем же, когда это важное дело нашего церковно-канонического оздоровления вылетело на свет Божий церковно-реформационным фейерверком, то невольно являлось опасение и фейерверочного его финала: Загорелось, засверкало, зашумело, выпалило и в результате... всё по-прежнему, – лишнего только холодные жестяные стружки... А эти стружки..., ничтожные сами по себе, какой тяжестью падут они на народное религиозное сознание!..

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Александр III, со своей стороны, созвал III Латеранский собор, на первой сессии которого епископ Ассизский Руфин подчеркнул главенство Св. престола и настаивал на том, что только папа Римский обладает властью созывать Вселенские соборы, утверждать новые каноны или отменять старые. В противоположность собору в Павии, III Латеранский собор не оставил никакого сомнения в церковном главенстве римского епископа и в его исключительном праве созывать на соборы представителей всей Церкви. Патриархи, находившиеся в юрисдикции Западной церкви (патриархи Аквилеи и Градо и, во время Крестовых походов, латинские патриархи Иерусалима, Антиохии и Константинополя), потеряли властные преимущества; их сан стал лишь почетным титулом. Власть архиепископов и митрополитов, которые занимали «первый» престол в стране, уже не являлась проблемой. Их особая юрисдикция над другими епископами страны устанавливалась только властью Св. престола – после папской конфирмации выборов и вручения паллия. Еще задолго до собора, в 1136 г. посол германского императора Лотаря III в Константинополе епископ Ансельм Гавельбергский на публичном диспуте систематически изложил основные идеи новой папской экклезиологии. Ссылаясь на евангельский текст ( Мф. 16:18–19 : Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах), как на решающий и неоспоримый аргумент божественного происхождения власти и прав римского первосвятительства, Ансельм проповедовал, что спастись можно только в «лодке Петра» – в единственной Церкви, которой Божьим велением доверено сохранение веры, а византийская концепция поместных первосвятителей, основанная на решениях соборов, противоречит божественному установлению. Ансельм признавал правомочность всего трех патриарших кафедр – Римской, Антиохийской и Александрийской, как основанных «князем апостолов» и его учеником Марком, но римская гегемония при этом является окончательной в силу своей богоданности. Непослушание Риму – матери всех церквей – недопустимо и немыслимо.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Александр Свирский скончался в 1533 г.; память его празднуется 30 августа. Корнилий Комельский скончался в 1537 г.; память его празднуется 19 мая. ( < < back) князь Bacuлuй IV Иоаннович княжил с 1505 по 1533 г. ( < < back) царя русского; управлял государством с 1533 по 1584 г. (в 1547 г. принял титул царский). ( < < back) Корнилий Комельский написал общежительный устав для своего монастыря, из которого вышел преподобный Геннадий. Сей устав напечатан в Истории Российской иерархии и особо в 1812 году. ( < < back) Память преподобного Мавсимы Сирина страна к северу от Палестины; в северной ее части, примыкающей к Малой Азии, находилась провинция Кирестика, с главным городом Кир. по повелению Божию, к вратам Сарепты Сидонской, св. пророк Илия просил вдову, собиравшую дрова, принести ему кусок хлеба. Та ответила, что у нее осталось только горсть муки в кадке и немного масла в кувшине. Пойду, сказала она, приготовлю это для себя и сына моего; съедим это и умрем. В то время, вследствие бездождия, был голод в земле Израильской. Св. пророк сказал вдове: Так говорит Господь Бог Израилев: мука в кадке не истощится и масло в кувшине не убудет до того дня, когда Господь даст дождь на землю. Женщина накормила человека Божия, и ее запасы муки и масла не истощились во все время голода (3 Цар. 17:8–16). конце IV века. Память преподобного Саламана молчальника вытекает из гор Армении, в нижнем своем течении сливается с Тигром, после чего с именем Шат-ель-Араб впадает в Персидский залив. Каперсана (Перса или Персана) находилась недалеко от Самосат (ныне Самсат), главного города сирийской провинции Коммагены. ( < < back) 400 года. ( < < back) Воспоминание VI Вселенского Собора византийский Kohcmahmuh IV Погонат царствовал с 668 по 695 г. ( < < back) Александрии, где особенно сильно было монофизитство, представителем этого неправославного учения явился Кир, патриарх Александрийский (патриаршествовал с 630 по 640 г.). Константинопольский патриарх Сергий (610–638 гг.) и папа Римский Гонорий (625–638 гг.) также не нашли в учении монофелитов ничего неправославного и явились его последователями, хотя для предотвращения новых смущений в Церкви положили воздерживаться от всякого решительного выражения относительно этого предмета, еще не определенного Церковью.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

В свою очередь мне приятно передать Вам и всем здесь присутствующим любовь нашего Антиохийского Патриарха Блаженнейшего Иоанна X . Прославляя ныне Архангела Гавриила, мы живем благовестием — таинством чрезвычайной любви Божией. Бог нас любит, и хочет, чтобы мы подражали Ему в любви ко всем людям, дабы слава Его воссияла во всем мире. Суть служения Архангела Гавриила — исполнение воли Божией. Так же и мы призваны исполнять волю Божию — в этом есть наша свобода, радость, мир и победа над злом. Мы молились, чтобы заступничеством Архангела Гавриила Господь избавил нас от бед и, в частности, от эпидемии, которая во многом изменила нашу привычную жизнь. В этом мире много тьмы, но мы веруем, что " свет во тьме светит, и тьма не объяла его " (Ин. 1:5). Еще раз благодарю Вас, Ваше Высокопреосвященство, за сегодняшнее богослужение, где мы свидетельствовали вместе о единстве наших Церквей в духе любви и мира». В память о совместном богослужении владыка Нифон вручил митрополиту Илариону и епископу Антонию святые панагии, а архимандриту Филиппу (Васильцеву) — памятный крест. В слове к участникам торжества митрополит Волоколамский Иларион передал им приветствие и благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Председатель Отдела внешних церковных связей подчеркнул: «Каждый год мы собираемся здесь, на Антиохийском подворье, чтобы прославить небесного покровителя этого храма — святого Архистратига Божия Гавриила. Я хорошо помню, как еще в далекие советские времена, когда я был школьником и приходил в этот святой храм, здесь уже нес свое служение архимандрит, а потом епископ Нифон. Все это выглядело по тем советским временам довольно необычно, потому что в храме стояли скамеечки, присутствовали какие-то дипломаты, часть богослужения совершалась на незнакомых языках… Но уже тогда владыка Нифон нес свое служение не только как представитель Антиохийской Православной Церкви при Московском Патриаршем престоле, но и как пастырь. В условиях, когда Церковь была гонимой, владыке удавалось многое из того, что не было доступно простым московским священникам, потому что он был иностранцем, имел почти дипломатический статус, ему пожимали руку сильные мира сего. И не то чтобы он пользовался какой-то неприкосновенностью, но атеистические власти на многое закрывали глаза: и на то, что здесь осуществлялась пастырская работа, и на то, что здесь занимались миссионерской и благотворительной деятельностью, и на то, что здесь многократно совершалось таинство святого Крещения, и на то, что владыка спасал иконы и иконостасы, которые подлежали уничтожению или изъятию у Церкви. Никому ни о чем не говоря и ничего не анонсируя, он сам узнавал о таких случаях, и теперь многие спасенные тогда иконы присутствуют в иконостасах наших храмов.

http://patriarchia.ru/db/text/5832075.ht...

За эту излишнюю, по его мнению, терпимость и слабость в подавлении «смуты» и искоренении «крамолы» г. Меньшиков и обрушивается на м. Антония, не скрывая своей радости по поводу слухов об его уходе. Плохо прикрытое стремление содействовать осуществлению этих слухов и составляет затаенную цель всей его, удивительной по её самопротиворечивости, кусательной статьи, рассчитанной, очевидно, на известное впечатление в правящих кругах. Но г. Меньшиков, по-видимому, переусердствовал и достиг совсем не того эффекта, на который бил, а как раз противоположного. Живой иллюстрацией этого последнего и является тот теплый, сердечный адрес петербургского духовенства, с которого мы начали свою настоящую заметку. Своими злобными инсинуациями и выходками г. Меньшиков дал только повод петербургскому духовенству выделить и подчеркнуть некоторые особенно симпатичные и высокие качества ума и сердца их любимого архипастыря – «его мудрое, архипастырское руководство паствой, проникнутое доверием, приветливостью и лаской», его «снисхождение до времени к недостойным пастырям», во исполнение великого завета Пастыреначальника: не губить, но спасать, его искреннее служение делу обновления церков- —609— ной жизни, его живую веру в Бога и пламенную любовь к Царю и родине. Заключим-же всё сказанное одной из новозаветных аналогий, представляющей собою исповедь сердца великого апостола языков: «мы никому ни в чём не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение, но во всём являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах… в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви, в слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке, в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах: нас почитают обманщиками, но мы верны; мы неизвестны, но нас узнают; нас почитают умершими, но вот, мы живы… Уста наши отверсты к вам, Коринфяне, сердце наше расширено. Вам не тесно в нас; но в сердцах ваших тесно… ( 2Кор.6:3–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

И мы знаем также, что эти две воли осуществляются в нашей жизни. Но иной раз наша человеческая воля противостоит воле Божией: бывает, что Бог говорит нам одно, а мы делаем другое. Случается и так, что мы надеемся на чудо, а чуда не происходит. Это бывает по разным причинам: или потому, что у нас слабая вера, или потому, что Богу не угодно то чудо, о котором мы просим. Так, Христос всегда отказывал тем, кто просил у Него чудес, дабы удостовериться в Его силе и Его Божественности. Просившим " показать им знамение с неба " (Мф. 16:1) Он отвечал: " Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка " (Мф. 16:4). Самое же великое чудо всей евангельской истории — это чудо Воскресения Иисуса Христа, своей силой и своей значимостью затмевающее все остальные чудеса, которые описаны в Евангелии. Оно имеет прямое отношение к жизни каждого из нас, потому что, как сказал апостол Павел, " если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша " (1 Кор. 15:14). Именно Воскресение Христово озаряет своим светом наш жизненный путь. Именно Воскресение Христово позволяет нам понимать, что наша жизнь на этой земле не напрасна, что смерть не будет окончанием нашего земного бытия, но за порогом смерти нас ждет то Царство Небесное, которое Господь не просто проповедовал словами, но и являл делами Своими. К Царству Небесному мы приобщаемся всякий раз, когда приходим в храм на Божественную литургию. Участвуя в Литургии, мы становимся свидетелями и участниками еще одного чуда, которое происходит по воле Божией, но и по нашей воле. Это чудо преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Спасителя. И одновременно это чудо нашего собственного преложения и преображения из ветхих в новых, из того ветхого человека, который, по словам апостола Павла, живет по понятиям плоти, в нового человека, который свою жизнь сверяет с волей Божией. Господь Иисус Христос не только дал нам заповеди, не только показал пример, как эти заповеди исполнять, — Он еще и помогает нам исполнять эти заповеди и становиться такими, какими Он хочет нас видеть. Самым главным и самым действенным средством к этому является Святое Причащение. Но мы должны помнить, что оно не действует само по себе, как бы автоматически, вне зависимости от нашей воли, от нашей веры и наших усилий. Его сила должна быть помножена на нашу волю и на нашу веру, и только в этом случае оно принесет плоды в нашей жизни.

http://patriarchia.ru/db/text/5227376.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010