В значительно меньшей степени коптский язык подвергся после мусульманского завоевания влиянию арабского языка, но зато не был в состоянии выдержать конкуренцию с ним и мало-помалу пришёл в забвение. Ещё в XVI в. встречаются написанные на нём тексты; они большей частью вызваны церковными потребностями и уже обнаруживают искусственность и безграмотность; в XVII в. язык окончательно вымер и удержался только в церковном богослужении, мало понятном для самого духовенства. От этих последних веков у нас есть только несколько искусственных писаний коптских грамотеев и патриотов, желавших пощеголять учёностью. В конце XIX в. таким грамотеем являлся профессор коптской патриаршей школы (нечто вроде духовной академии) Клавдий Лабиб-Бей. Он пытался даже возродить разговорный коптский язык, пропагандируя его среди своих учеников и даже в семьях. Едва ли его благие начинания победят неумолимый закон природы и воскресят умерший четыре века тому назад язык великой нации, древнейший культурный язык человечества, о котором в настоящее время напоминают на берегах Нила, кроме церквей, только две вывески в Каире: над коптской патриаршей школой и над типографией самого Лабиба, этим последним убежищем египетской письменности. Со времени Климента Александрийского «иероглифы» стали техническим термином для обозначения древнеегипетского письма. У Геродота и в греческой версии Розеттской надписи говорится о γρμματα ιερ – термин этот является переводом египетского стоящего на соответствующем месте в иероглифической части той же надписи, уже известного нам «письма слова Божия». Здесь же другое, употреблявшееся у египтян в это время письмо, названо по-гречески γρμματα γχρια, по-египетски – «письмо писем», что вполне соответствует γρμματα πνδτολογραφικα Климента. Этот шрифт, до крайности курсивный, употреблявшийся для обыденных целей, мы теперь называем вместе с Геродотом демотическим. Климент говорит ещё о третьем, промежуточном письме – иератическом, подразумевая под ним курсивное письмо более древних эпох, бывшее в употреблении для обыденных потребностей до появления демотического. Благодаря этому он для монументального шрифта надписей употребляет не γρμματα ερ, а γρμματα ιερογλυφικ – высеченные священные письмена, в отличие от ερατικ, которые были написаны. Несмотря на неточность этой терминологии, в науке она удержалась, как разграничивающая два, действительно резко различающиеся вида египетского курсива.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

К осени 1942 года стало ясно, что религиозное движение на временно завоеванной территории не вписывается в политические ожидания оккупантов, не удавалось разыграть «религиозную карту» в нужном политическом направлении. Война затягивалась, и оккупационным властям необходимо было считаться с религиозными объединениями как с долговременным фактором внутриполитической ситуации на востоке. С одной стороны, надо было найти более эффективные способы и формы «включения» религиозных организаций в политическую поддержку властей, с другой – в отношении к ним необходимо было проявлять большую публичную лояльность и терпимость. Конечно, то была вынужденная, в силу складывающихся военно-политических обстоятельств терпимость. При всей принципиальной схожести церковной политики оккупантов на восточных территориях все же она имела и отличительные черты применительно к каждому из их рейхскомиссариатов. 30 июня 1941 года пала Рига. Отступающие советские войска имели приказ эвакуировать патриаршего экзарха в Прибалтике митрополита Сергия (Воскресенского). Выполнить его не удалось, так как экзарх пожелал остаться на оккупированной территории и укрылся в убежище. Покинул он его только при приходе немцев, однако в тот же день был арестован. Заключение оказалось непродолжительным: через четыре дня Сергий был выпущен на свободу и смог беспрепятственно заняться религиозной деятельностью. Духовенство и верующие во вновь образованном рейхскомиссариате «Остланд» расценили это как свидетельство достигнутой договоренности между митрополитом и оккупационными властями. Но о содержании ее никто ничего не знал. Лишь постепенно стали проступать контуры достигнутого соглашения. На собрании рижского духовенства митрополит объявил, что остается «послушником митрополита Сергия (Страгородского) » и сохраняет каноническое послушание Московской патриархии, возглашая при богослужении имя патриаршего местоблюстителя Сергия. Одновременно митрополит сделал ряд публичных заявлений, исходя из которых и он, и приходское духовенство должны быть политически лояльными к новой власти.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Stragor...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

21. Ввиду газетных статей о необходимости пересмотра Конституции СССР в смысле совершенного запрещения религиозной пропаганды и дальнейших ограничений церковной деятельности, ПРОСИМ защиты и сохранения за Православной Церковью тех прав, какие предоставлены ей действующими законоположениями СССР. Подлинник подписан: Иван Николаевич Страгородский, Митрополит Нижегородский Сергий, Зам. Патриаршего Местоблюстителя Адресат - П.Г. Смидович был выбран не случайно. Его деятельность до сегодняшнего дня окутана дымкой тайны и догадок. На антирелигиозном поле большой игры он был фигурой далеко не последней. Е. Тучков обещал митрополиту передать " Записку " сразу же после конференции для зарубежных корреспондентов, которая состоялась 19 февраля 1930 года (для отечественных она устраивалась 15 числа). На конференции присутствовали члены Патриаршего Синода. На вопрос о гонениях последовал ответ, что их не было и нет: " в силу Декрета об отделении Церкви от государства исповедание любой веры вполне свободно и никаким государственным органом не преследуется " На вопрос о репрессиях за религиозные убеждения последовал ответ: " Репрессии, осуществляемые Советским правительством в отношении верующих и священнослужителей, применяются к ним отнюдь не за их религиозные убеждения, а в общем порядке, как и к другим гражданам, за различные противоправительственные деяния " Митрополит Сергий был абсолютно прав. Статьи подводились самые разные: от неуплаты налогов до контрреволюционных организаций, но нигде не проходили " религиозные убеждения " . Думается, что оппоненты об этом знают. На вопрос о свободе религиозной пропаганды митрополит ответил: " Священнослужителям не запрещается отправление религиозных служб и произнесение проповедей (только, к сожалению, мы сами подчас не особенно участвуем в этом) " Как уже говорилось выше, драконовское Постановление 1929 года ограничило церковную жизнь только богослужением в стенах храма. На вопрос жесткости власти по отношению к отдельным священнослужителям митрополит ответил, что это - вымысел, клевета, и добавил далее: " К ответственности привлекаются отдельные священнослужители не за религиозную деятельность, а по обвинению в тех или иных антиправительственных деяниях " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/189/...

Патриаршее служение в день преставления преподобного Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой лавре 8 октября 2017 г. 19:12 8 октября 2017 года, в день преставления преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры. По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви и все архипастыри, совершавшие в этот день богослужения в Лавре, вышли крестным ходом на площадь, где был совершен молебен преподобному Сергию. После молебна Святейший Владыка с балкона Патриарших покоев обратился к участникам торжеств с Первосвятительским словом. В тот же день в Патриарших покоях Лавры Святейший Патриарх вручил церковные награды ряду архиереев, отмечающих в этом году юбилейные даты. Фото: С. Власов, О. Варов Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Фотоальбом «Патриаршее служение в день преставления преподобного Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой лавре» Фотоальбом «Патриаршее служение в день преставления преподобного Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой лавре» Фотоальбом «Патриаршее служение в день преставления преподобного Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой лавре» Фотоальбом «Патриаршее служение в день преставления преподобного Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой лавре» Фотоальбом «Патриаршее служение в день преставления преподобного Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой лавре» Фотоальбом «Патриаршее служение в день преставления преподобного Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой лавре» Фотоальбом «Патриаршее служение в день преставления преподобного Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой лавре» Фотоальбом «Патриаршее служение в день преставления преподобного Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой лавре» Фотоальбом «Патриаршее служение в день преставления преподобного Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой лавре» Фотоальбом «Патриаршее служение в день преставления преподобного Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой лавре» Фотоальбом «Патриаршее служение в день преставления преподобного Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой лавре»

http://patriarchia.ru/db/text/5029678.ht...

Заключительный день Патриаршего визита в Киев. Литургия на Соборной площади Киево-Печерской лавры, посещение выставки православных икон, выступление в дворце «Украина». 29 июля 2008 г. 11:20 28 июля, в последний день Патриаршего визита на Украину, приуроченного к празднованию 1020-летия Крещения Руси, Предстоятель Русской Православной Церкви совершил Божественную литургию на Соборной площади перед Успенским собором Киево-Печерской лавры. По окончании богослужения Святейший Патриарх Алексий посетил выставку «Православная икона России, Украины, Белоруссии» . Вечером Святейший Патриарх посетил праздничный концерт в дворце «Украина» . Фото: С. Власов, В. Ходаков Пресс-служба Московской Патриархии Фотоальбом «Заключительный день Патриаршего визита в Киев. Литургия на Соборной площади Киево-Печерской лавры, посещение выставки православных икон, выступление в дворце «Украина».» Фотоальбом «Заключительный день Патриаршего визита в Киев. Литургия на Соборной площади Киево-Печерской лавры, посещение выставки православных икон, выступление в дворце «Украина».» Фотоальбом «Заключительный день Патриаршего визита в Киев. Литургия на Соборной площади Киево-Печерской лавры, посещение выставки православных икон, выступление в дворце «Украина».» Фотоальбом «Заключительный день Патриаршего визита в Киев. Литургия на Соборной площади Киево-Печерской лавры, посещение выставки православных икон, выступление в дворце «Украина».» Фотоальбом «Заключительный день Патриаршего визита в Киев. Литургия на Соборной площади Киево-Печерской лавры, посещение выставки православных икон, выступление в дворце «Украина».» Фотоальбом «Заключительный день Патриаршего визита в Киев. Литургия на Соборной площади Киево-Печерской лавры, посещение выставки православных икон, выступление в дворце «Украина».» Фотоальбом «Заключительный день Патриаршего визита в Киев. Литургия на Соборной площади Киево-Печерской лавры, посещение выставки православных икон, выступление в дворце «Украина».» Фотоальбом «Заключительный день Патриаршего визита в Киев. Литургия на Соборной площади Киево-Печерской лавры, посещение выставки православных икон, выступление в дворце «Украина».»

http://patriarchia.ru/db/text/441865.htm...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010