Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Журналы 1-7 заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 23 января 2009 года 23 января 2009 года в Патриаршей и Синодальной резиденции в Свято-Даниловом монастыре Москвы под председательством Местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. Журналы Священного Синода подписали: Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл Члены Священного Синода: Митрополит Киевский и всея Украины Владимир Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир Митрополит Оренбургский и Бузулукский Валентин Архиепископ Костромской и Галичский Александр Архиепископ Новосибирский и Бердский Тихон Епископ Брянский и Севский Феофилакт Епископ Туровский и Мозырский Стефан Митрополит Калужский и Боровский Климент, управляющий делами Московской Патриархии ЖУРНАЛ 1 В заседании Священного Синода под председательством Местоблюстителя Патриаршего Престола ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ: О составе рабочих органов Архиерейского и Поместного Соборов. ПОСТАНОВИЛИ: Одобрить состав секретариата, а также мандатной, счетной и редакционной комиссий Архиерейского и Поместного Соборов и представить его на рассмотрение Соборов. ЖУРНАЛ 2 В заседании Священного Синода под председательством Местоблюстителя Патриаршего Престола СЛУШАЛИ: Сообщение Местоблюстителя Патриаршего Престола Преосвященного митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Комиссии по подготовке Поместного Собора Русской Православной Церкви, о предложении Комиссии относительно формы молитвенного поминовения на богослужениях новоизбранного 16-го Патриарха Московского и всея Руси в период со времени избрания его на Поместном соборе до Патриаршей интронизации 1 февраля 2009 года.

http://mospat.ru/archive/86301-zhurnaly-...

Шкаровский М. В. Глава III. Церковное сопротивление в СССР §1. Иосифлянское движение Антицерковная, антихристианская политика советского государства в первые десятилетия после Октябрьской революции вызвала массовое сопротивление духовенства и мирян. В разные годы оно принимало различные формы. Особенно эта борьба обострилась в период великого перелома – конца 1920-х – начала 1930-х гг. Вплоть до 1927 г. попытки гражданских властей подчинить Православную Церковь , поставить ее под полный контроль, сделать в конечном итоге придатком государственного аппарата (обновленческий, григорианский расколы и т. п.) в целом заканчивались неудачей. Рубежом в этом плане явилась легализация Временного Патриаршего Священного Синода (ВПСС) при Заместителе Патриаршего Местоблюстителя митрополите Сергии (Страгородском) , потребовавшая значительных уступок. «Декларация 1927 г.», допускавшая уход с позиций аполитичности, перемещения епископов по политическим мотивам и ряд подобных актов создавали новые условия взаимоотношений Патриаршей Церкви с государством. Именно с этого времени начал утверждаться почти тотальный контроль последнего над внутрицерковной жизнью. Такие компромиссы были негативно восприняты многими священнослужителями и мирянами. Часть православного духовенства попыталась спасти Церковь от внедрения в нее чужеродных государственных начал. Возникшее в 1927 г. движение «непоминающих» (гражданской власти и митр. Сергия) было достаточно широко распространено по стране. Всего первоначально насчитывалось более 40 архиереев, отказавшихся от административного подчинения Заместителю Патриаршего Местоблюстителя. Однако большинство из них не было связано между собой. Центральное место занимала наиболее сильная и сплоченная иосифлянская группа, получившая свое название по имени руководителя – митрополита Ленинградского Иосифа (Петровых) 584 . Именно владыка Иосиф ввел термин «Истинно-Православная Церковь », употребив его в 1928 г. в одном из своих писем. Недовольство «Декларацией митр. Сергия» в одной из ведущих епархий страны – Ленинградской – проявилось уже в августе 1927 г. В сентябре оно резко усилилось вследствие постановления Заместителя Патриаршего Местоблюстителя и Синода о переводе митрополита Ленинградского Иосифа, отбывавшего ссылку в Моденском монастыре, на Одесскую кафедру. Ситуацию в северной столице очень обострил и указ митр. Сергия от 21 октября о поминовении во всех храмах за богослужением властей и об отмене поминовения епархиальных архиереев, находящихся в ссылке. В ноябре в городе появились приходы, не поминавшие Заместителя Патриаршего Местоблюстителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

22 января 1928 год – Епископ Воронежский Алексий (Буй) написал послание об отмежевании от митрополита Сергия и подчинении только местоблюстителю патриаршего престола митрополиту Петру. Через несколько дней одно за другим последовали постановления митрополита Сергия и Временного Патриаршего Синода о запрете в священнослужении по обвинению в раскольнической деятельности епископов Димитрия (Любимова), Сергия (Дружинина), а затем и Алексия (Буя). В январе 1928 г . епископ Виктор (Островидов) продолжал, несмотря на запрещение в священнослужении, управлять Вятской епархией. В это время он составил и распространил несколько посланий к пастырям, где осуждал деятельность митрополита Сергия. 4 апреля 1928 г . епископ Виктор (Островидов) был арестован в г. Глазове и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. 18 мая он был осужден на три года лагеря и сослан на Соловки, где участвовал в тайных богослужениях последователей митрополита Иосифа (Петровых). В январе 1928 г . епископ Димитрий (Любимов) объявил митрополита Сергия безблагодатным и потребовал немедленного разрыва молитвенного общения с ним. В ответ заместитель местоблюстителя патриаршего престола и Синод приняли постановление о запрещении в священнослужении ленинградских епископов Димитрия (Любимова) и Сергия (Дружинина). Постановление было зачитано в Никольском Богоявленском соборе епископом Николаем (Ярушевичем). С этого времени Московская Патриархия стала считать неподчинившихся священнослужителей раскольниками. Решение ленинградских викариев отойти от митрополита Сергия было принято самостоятельно, тем не менее, до его официального провозглашения митрополит Иосиф благословил готовившийся отход. Во второй половине декабря он писал епископу Димитрию: «Дорогой владыко! Узнав от м. Агафангела о принятом Вами решении, нахожу (после ознакомления со всеми материалами), что другого выхода нет. Одобряю ваш шаг, присоединяюсь к вам, но, конечно, помочь вам более существенно лишен возможности…» Сам же митрополит Иосиф оставался в молитвенно-каноническом общении с заместителем местоблюстителя патриаршего престола до февраля 1928 г . 7 января митрополит Иосиф в письме в Ленинград вновь одобрил действия своих викариев: «…Для осуждения и обезвреживания последних действий митрополита Сергия (Страгородского), противных духу и благу Св. Христовой Церкви, у нас, по нынешним обстоятельствам, не имеется других средств, кроме как решительный отход от него и игнорирование его распоряжений…»

http://pravoslavie.ru/5334.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Протоиерей Всеволод Чаплин: " Церковная жизнь стала гораздо более динамичной " Глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества подвел итоги первого года патриаршества Святейшего Патриарха Кирилла 27.01.2010 597 Глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин считает, что первый год патриаршества Святейшего Патриарха Кирилла открыл для очень многих верующих людей " время возможностей " - для реализации собственных талантов и инициатив. Такие слова он высказал в интервью информационному порталу Интерфакс-Религия. По его словам, за первый год патриаршества " церковная жизнь стала гораздо более динамичной. Многие люди увидели новые возможности для раскрытия своих Богом данных талантов, для того, чтобы осуществлять свои надежды, реализовывать давно копившиеся инициативы. В первую очередь это касается миссионерской, молодежной, информационной работы, деятельности православных общественных организаций, совместных церковно-государственных трудов " . " Люди стали в большей степени осознавать и то, что вся эта деятельность должна координироваться, что нужно избегать распрей, нездоровой конкуренции, попытки делать одно и то же дело на одной и той же площадке, порой выталкивая с нее друг друга. Святейший Патриарх Кирилл не приемлет такого подхода к церковной деятельности, и эта его позиция все больше и больше становится понятной разным частям церковного организма " , - подчеркнул отец Всеволод. Также глава синодального отдела ответил на вопрос корреспондента о том, каким было самое главное событие первого года патриаршества Святейшего Патриарха Кирилла. " Главное событие выделить сложно. Это и появление новых форм общения Святейшего Патриарха с молодежью, и прорывные решения в области церковно-государственного диалога, которые были приняты во многом благодаря мудрости, мирному духу и знанию мирового опыта, свойственным Святейшему, а также благодаря его добрым отношениям с государственными руководителями не только России, но и многих других стран. Это и яркие визиты Святейшего Патриарха, мысли, которые он высказывает в своих выступлениях. Все это я считаю в каком-то смысле главным, потому что для одних людей главное одно, для других - другое. Для кого-то самое главное - это то, как Святейший Патриарх совершает богослужение, отдавая все свое сердце и весь свой ум молитве, обращаясь ко Господу вдохновенно и искренне, объединяя при этом в молитве всех, кто находится в храме " , - подчеркнул отец Всеволод.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/01/27/pr...

Закрыть itemscope itemtype="" > Столетие восстановления русского Патриаршества стало торжеством Вселенского Православия Кирилл Фролов об Архиерейском Соборе и малороссийском вопросе 08.12.2017 1235 Время на чтение 5 минут С 29 ноября по 4 декабря в Москве состоялись торжества в честь столетия восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви. Сначала состоялся Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, собравший около 400 иерархов, больше, чем Вселенские Соборы. Затем, к 4 декабря, к празднованию столетия интронизации Патриарха Тихона, прославленного в лике святых, в Москву прибыли Предстоятели и высокопоставленные представители подавляющего большинства Поместных Церквей. Торжества - Торжественное заседание Архиерейского Собора с участием Предстоятелей и их представителей, где все они подчеркнули ведущую роль Московского Патриаршества во Вселенском Православии, богослужение 4 декабря в храме Христа Спасителя, встреча иерархов Поместных Церквей с Президентом России Владимиром Путины м, который ранее выступил на Архиерейском Соборе Русской Церкви, - придали торжествам Всеправославный Вселенский характер, показали, что и Патриарх Кирилл, и Президент Путин мыслят в парадигме глобального православного миссионерского и цивилизационного проекта, где Российское государство является «Катехоном» - государством, осознающим свою религиозную православную миссию удерживать мир от зла. «Катехоническая» миссия России была особенно подчеркнута на встрече Президента Путина с Антиохийским Патриархом Иоанном. Показательно, что Архиерейский Собор и Всеправославные торжества были предварены паломничеством Президента и Патриарха в Ново-Иерусалимский монастырь, основанный и построенный идеологом воссоединения Великой, Малой и Белой России и лидерства воссоединенной Руси в мировом глобальном православном миссионерски-цивилизационном православном проекте Патриархом Никоном, создававшим в этом грандиозном монастыре центр подготовки православной миссионерской и цивилизационной элиты и кадров для всего мира.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/12/08/st...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАВЕЛ († 4.01.1692), митр. Сибирский и Тобольский (1678-1692). Происхождение и мирское имя П. неизвестны. Первые сведения о его церковной карьере относятся к 1663 г., когда он стал архимандритом Евфимиева суздальского в честь Преображения Господня мужского монастыря , участвовал в заседаниях Большого Московского Собора 1666-1667 гг. и был послан к бывшему патриарху Никону (Минову) с пригласительной грамотой патриархов. В мае 1671 - сент. 1674 гг. П. являлся архимандритом московского Симонова монастыря. 15 сент. 1674 г. переведен на архимандритию в Чудов в честь Чуда архангела Михаила в Хонех мужской монастырь (ДАИ. Т. 5. 26. С. 153; Дворцовые разряды. Т. 3. Стб. 1037) и управлял обителью до 1678 г. Не позднее дек. 1674 г., о чем свидетельствует патриарший указ от 3 дек. 1674 г., адресованный «архимариту Чюдовскому Павлу да боярину Ивану Федоровичю Лызлову, да дьяком Льву Ермолаеву да Тимофею Симоновскому» (Дворцовые разряды. 1852. Т. 3. Стб. 1122), П. стал судьей Патриаршего Разрядного приказа. Вдовых попов др. епархий, служивших без отпускных грамот, было «велено имать на патриаршей двор и… роспрашивать». В тот же день те же лица получили еще одно распоряжение патриарха - об освящении новых церквей в дальних городах Патриаршей области . На освящение таких церквей надлежало получать грамоту в Разрядном приказе, а о постройке новых церквей «велено изо всех городов десятинникам присылать книги… по вся годы… и с теми отписками и с книгами велено явиться в Патриаршем Розрядном приказе» (Там же. Стб. 1124). В 1675 г. была проведена реформа Патриаршего Разряда: Духовный приказ, учрежденный решением Собора 1668 г., был вновь объединен с Разрядом, но в руководящий состав последнего был введен заведовавший судом над духовными лицами представитель от духовенства, назначавшийся лично патриархом из московских архимандритов. Его статус был уравнен с др. судьями приказа ( Каптерев Н. Ф. Светские архиерейские чиновники в Др. Руси. М., 1874. С. 204, 208). Первым «приказным старцем», вероятно, стал П., имевший судебный и адм. опыт. В июле 1676 г. П. руководил ремонтом печей в кельях патриарха Никона в Кирилловом Белозерском в честь Успения Пресвятой Богородицы мужском монастыре , постройкой для опального патриарха особой поварни (ААЭ. Т. 4. 213. С. 290). П. участвовал в борьбе с распространением раскола. Напр., 4 дек. 1677 г. из Патриаршего Разрядного приказа во исполнение патриаршего указа от 1 дек. 1677 г. Новгородскому митр. Корнилию была направлена грамота об изъятии из мон-рей и церквей епархии «харатейных» (пергаменных) книг, не употребляемых в богослужении, и отправке их в Москву. Кроме того, надлежало выдать с Московского Печатного двора книги, «какими… у них (новгородских священников.- И. У.) недоволство» (ДАИ. Т. 7. 63. С. 305).

http://pravenc.ru/text/2578475.html

Опубликована полная программа направления «Церковь и культура» XXV Международных рождественских образовательных чтений      25 января Божественной литургией в храме Христа Спасителя открываются юбилейные XXV Международные Рождественские образовательные чтения. Начало богослужения в 9:00. Вход свободный. Торжественное пленарное заседание и праздничный концерт состоятся также 25 января в Государственном Кремлевском дворце в 15:00. Вход по пригласительным билетам. Работа Чтений, посвященных урокам минувшего столетия (1917–2017), проходит по 16 направлениям. Полная программа направления «Церковь и культура», которое возглавляет председатель Патриаршего совета по культуре епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов), публикуется ниже. Подробнее о Чтениях и программах других направлений можно узнать на официальном сайте форума .    Полная программа направления «Церковь и культура» XXV Международных рождественских образовательных чтений    Председатель: епископ Егорьевский ТИХОН (Шевкунов), председатель Патриаршего совета по культуре, наместник московского Сретенского монастыря Ответственный секретарь : Парменов Александр Георгиевич, руководитель отдела программ Патриаршего совета по культуре 4.1. Конференция «Революции 1917 года в России» Организаторы: Патриарший совет по культуре, Историко-архивный институт Российского государственного гуманитарного университета, Государственный центральный музей современной истории России. Председатель: епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов), председатель Патриаршего совета по культуре, наместник московского Сретенского монастыря. Куратор: Безбородов Александр Борисович, доктор исторических наук, профессор, директор Историко-архивного института (ИАИ) РГГУ, заведующий кафедрой отечественной истории новейшего времени ИАИ РГГУ. Время проведения: 25 января 2017 г. 14:00–19:00. Место проведения: Сретенская духовная семинария, библиотека и актовый зал; ул. Б. Лубянка, д. 19, стр. 3. Проезд: м. «Чистые пруды», «Тургеневская», «Сретенский бульвар», «Лубянка», «Кузнецкий мост», «Трубная».

http://pravoslavie.ru/100449.html

ЦВ 1-2 (398-399) январь 2009 /  22 января 2009 г. Визит Патриаршего Местоблюстителя в Санкт-Петербург 2 января Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл прибыл в Санкт-Петербург для участия в торжествах по случаю 100-летия преставления святого праведного Иоанна Кронштадтского. У врат Иоанновского ставропигиального женского монастыря на Карповке Патриаршего Местоблюстителя хлебом-солью встречали игумения Серафима (Волошина) с сестрами. Затем митрополит Кирилл поклонился мощам святого праведного Иоанна Кронштадтского. За праздничной Литургией митрополиту Кириллу сослужили митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, епископ Гатчинский Амвросий, архимандрит Закхей (Вуд; Православная Церковь в Америке), сонм клириков Санкт-Петербургской митрополии. Обратившись после Евангельского чтения к собравшимся богомольцам, Патриарший Местоблюститель пожелал, чтобы молитвами отца Иоанна Кронштадтского благословил Господь Россию и Русскую Церковь, Иоанновскую обитель и каждого, кто с верой и любовью призывает святое имя праведного. После совершения Божественной литургии была отслужена заупокойная лития по новопреставленному Предстоятелю Русской Православной Церкви Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II. По окончании богослужения настоятельница монастыря игумения Серафима (Волошина) приветствовала архипастырей, совершивших Божественную литургию. В дар Владыке Кириллу матушка преподнесла напрестольный крест — копию того креста, который в 1898 году был вручен праведному Иоанну Кронштадтскому его прихожанами. Копии этой святыни были сделаны по благословению почившего Святейшего Патриарха Алексия как памятный дар всем тем архипастырям, которые участвовали в торжествах по случаю 100-летия преставления кронштадтского угодника Божия. По завершении Божественной литургии в Иоанновском монастыре на Карповке, Патриарший Местоблюститель митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл вместе с митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром поклонился святыням северной столицы.

http://e-vestnik.ru/reports/vizit_patria...

Славянская литургия на берегах Атлантики (+ ФОТО) За богослужением пел хор Свято-Николаевского Патриаршего собора. Уже позже настоятель храма протопресвитер Александр Карлутсос скажет, что традиционная славянская литургия была отслужена «в точности, как и в России». 24 января, 2012 За богослужением пел хор Свято-Николаевского Патриаршего собора. Уже позже настоятель храма протопресвитер Александр Карлутсос скажет, что традиционная славянская литургия была отслужена «в точности, как и в России». Среди современных греков ходит поверье, что еще со второй половины XV века тема братских связей Греции и России затрагивалась в разговорах практически в каждой православной греческой семье. В 1832 году Россия сыграла важную роль в создании греческой нации. В современной греческой истории и произведениях литературы также упоминается о том, что Россия, как православная страна, всегда приходила на помощь греческому народу. Греческая интеллигенция и бизнесмены находили в России пристанище на протяжение четырех столетий после порабощения своей родины Османской империей. Вкладом в развитие отношений между православными России и Греции стал визит Управляющего Патриаршими приходами в США Архиепископа Наро-Фоминского Юстиниана в греческий Успенский храм в пригороде Нью-Йорка Саутхэмптон, что на Лонг-Айленде. Это один из так называемых этнических районов Большого Нью-Йорка, где проживает немало греков и русских. За богослужением пел хор Свято-Николаевского Патриаршего собора. Уже позже настоятель храма протопресвитер Александр Карлутсос скажет, что традиционная славянская литургия была отслужена «в точности, как и в России». Прихожанка храма Дэйзи Лайнис, преподаватель и редактор приходской газеты, тоже поделилась со мной светлыми впечатлениями о славянской литургии в храме. Да и все, кто присутствовал на славянской литургии, получили уникальный культурно-религиозный опыт. За богослужением звучали по-гречески возгласы: «Миром Господу помолимся», «Господи, помилуй», пение «Трисвятого», и потому даже те, кто говорят только по-гречески, могли следить за службой.

http://pravmir.ru/slavyanskaya-liturgiya...

Документы Журналы заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 23 января 2009 года 23.01.2009 23:28 ЖУРНАЛ 1 В заседании Священного Синода под председательством Местоблюстителя Патриаршего Престола ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ: о составе рабочих органов Архиерейского и Поместного Соборов. ПОСТАНОВИЛИ: Одобрить состав секретариата, а также мандатной, счетной и редакционной комиссий Архиерейского и Поместного Соборов и представить его на рассмотрение Соборов. ЖУРНАЛ 2 В заседании Священного Синода под председательством Местоблюстителя Патриаршего Престола СЛУШАЛИ: Сообщение Местоблюстителя Патриаршего Престола, Преосвященного митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Комиссии по подготовке Поместного Собора Русской Православной Церкви, о предложении Комиссии относительно формы молитвенного поминовения на богослужениях новоизбранного 16-го Патриарха Московского и всея Руси в период со времени избрания его на Поместном соборе до патриаршей интронизации 1 февраля 2009 года. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить следующие тексты прошений молитвенного поминовения новоизбранного Патриарха Московского и всея Руси в период со времени избрания Предстоятеля Церкви  до дня его интронизации: На великой ектении: О Господине нашем Высокопреосвященнейшем (или Преосвященнейшем) Митрополите (Архиепископе или Епископе) имярек, избранном и нареченном Святейшим Патриархом Московским и всея Руси, Господу помолимся. На сугубой ектении: Еще молимся о Господине нашем Высокопреосвященнейшем (или Преосвященнейшем) Митрополите (Архиепископе или Епископе) имярек, избранном и нареченном Святейшим Патриархом Московским и всея Руси, и о всей во Христе братии нашей. На Великом входе: Господина нашего Высокопреосвященнейшаго (или Преосвященнейшаго) Митрополита (Архиепископа или Епископа) имярек, избраннаго и нареченнаго Святейшим Патриархом Московским и всея Руси, да помянет Господь Бог во Царствии Своем… 2. Возносить данные прошения на богослужениях во всех храмах Русской Православной Церкви от времени избрания до совершения интронизации новоизбранного Патриарха Московского и всея Руси.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010