Первоначально главным патриаршим чиновником был синкелл, который был его политическим советником и служил связующим звеном между императорским и патриаршим дворами. Эта должность, однако, пришла в упадок к XIII в., может быть потому, что она стала излишней для небольших потребностей маленького двора в Никее. Архидиакон, патриарший помощник в богослужебных делах, исчезает в это же время. На протяжении всего византийского периода неизменными оставались пять главных должностных лиц. Во главе их стоял великий эконом, который ведал всеми имуществами и источниками дохода, а также управлял патриархатом в период междупатриаршества. Великий сакелларий, который, несмотря на свое название, не имел ничего общего с казной, но ведал всеми патриаршими монастырями, имея свой собственный двор и представителя, известного под названием архонт монастырей. Великий скевофилакс ведал всеми богослужебными вопросами, а также сокровищницей и святынями, принадлежащими патриархату. Великий хартофилакс поначалу был хранителем патриаршей библиотеки, а впоследствии, после упразднения должностей синкелла и архидиакона, стал патриаршим секретарем и заведовал личным составом патриархата. Наконец, префект сакеллиона был надсмотрщиком над патриаршей тюрьмой и ответственным за наказания церковных правонарушителей. Эти пять должностных лиц были членами св. синода и стояли рангом выше всех митрополитов. До 1057 г. все они назначались императором; знаменитый патриарх Михаил Керулларий получил право сам назначать их, хотя впоследствии императоры и пытались отнять у патриархов это право. Ниже рангом, чем митрополиты, не будучи членами синода, стояли такие чиновники как референдарий, который доставлял патриаршие письма императору; мандатон, который организовывал ежедневные богослужения; логофет, или главный счетовод; протонотарий, который принимал и представлял прошения; иеромнимон, который организовывал заседания синода и считал голоса на них; ипомимнескон, который был главным личным секретарем, а также помощники секретарей и преподаватели Патриаршей школы. Был также глава церемоний и ряд священников, назначенных помогать патриарху при его богослужениях. Богослужения в Св. Софии, совершавшиеся при участии многих клириков, были составной частью патриаршей организации.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Иаков Иванович Третьяков О чинах патриаршей константинопольской церкви в средние века В Избранное Оглавление Чинами патриаршей церкви в Константинополе, именовавшейся великою, назывались установленные для различных клириков её степени достоинства, с которыми соединено было отправление известных должностей и служений при константинопольском патриархе. Иначе: чины великой церкви суть различные церковные должности, отправление которых доставляло клирикам те или другие права и преимущества, смотря по важности и значению должностей их. Такое понятие о чинах великой церкви дают самые их наименование. Самым общим и употребительным наименованием церковных чинов было — должности, обязанности (τ φφκια) . Так назывались чины потому, что со всеми ими соединено было по одной, или по нескольку обязанностей: одним из чинов поручены были занятия и по управлению церковными делами и во время богослужения, другим усвоены были занятия только по управлению церковными делами, а на иных возложены были обязанности только во время богослужения. Сверх того и также очень часто чины церковные назывались начальствами, достоинствами, почестями (α ρχονται, τ ρχοντικ, ρχοντκια, ξιμοτα, α τιμα) . Все эти названия указывают на то, что чины доставляли духовному лицу права, дававшие ему преимущество пред прочими клириками, не имевшими эгид чинов: духовные лица, облечённые тем или другим чином, были в клире лицами особенно уважаемыми, начальственными, почётными лицами. Иногда чины назывались высшими разрядами, степенями (τ πιτγματα) . В новелле императора Ираклия, где это слово употребляется в приложении к церковным чинам, церковные степени называются τγματα. Следовательно, название церковных чинов πιτγματα показывает, что они составляли как-бы высшие степени в степенях церковных и составляли награду для лучших и достойнейших лиц каждой церковной степени. Сверх того, оно означает и то, что эти чины, подобно степеням церковным, разделялись на несколько разрядов, смотря по важности и значению соединённых с ними должностей, и от них зависящих прав и преимуществ.

http://azbyka.ru/o-chinah-patriarshej-ko...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Митрополит Сингапурский Сергий: Встречи с православными Юго-Восточной Азии — момент поистине первохристианский 20 мая 2021 г. 13:32 Патриарший экзархат Юго-Восточной Азии был образован в декабре 2018 года и объединяет четыре епархии, расположенные в 13 странах региона. Об особенностях служения среди народов, для которых Православие — экзотика, о том, как праздновали Пасху с эпидемическими ограничениями, и почему Папуа — Новая Гвинея признала себя христианской страной, порталу «Интерфакс-Религия» рассказал Патриарший экзарх Юго-Восточной Азии митрополит Сингапурский и Юго-Восточно-Азиатский Сергий . — Как прошло празднование Пасхи в Юго-Восточной Азии? Эпидемиологическая обстановка в регионе оставляет желать лучшего. Были ли открыты храмы? — Пасхальные богослужения в странах Патриаршего экзархата Юго-Восточной Азии совершались так же, как и во всех православных храмах Русской Православной Церкви, по уставу и с соблюдением предписанных мер, учитывающих эпидемиологическую ситуацию в каждом конкретном регионе. В ряде стран частично введен локдаун. Так, в Камбодже запрещено перемещаться между районами, а в Таиланде была отменена общая традиционная трапеза после праздничного богослужения. Многие приходы вели предварительную запись на богослужения, чтобы количество прихожан в храмах не превышало рекомендуемое. Из отличий празднования Пасхи в странах Юго-Восточной Азии и в России — это повсеместный жаркий климат и высокая влажность. Но главное — что храмы были открыты, и мы имели возможность славить Воскресшего Творца и совершать уставные великопостные богослужения, а также радостные службы первых пасхальных дней. — В экзархат входят территории нескольких государств. Каково общее число православных христиан в экзархате? — В Юго-Восточной Азии проживает почти миллиард человек, но нужно понимать, что абсолютное большинство из них являются последователями традиционных для каждой страны религий. Мы с уважением относимся к многовековым культурным, историческим и религиозным традициям народов стран пастырской ответственности Патриаршего экзархата. Наше служение здесь было организовано в первую очередь для православных верующих из стран канонической территории Русской Православной Церкви, которые по роду своей деятельности оказались вдали от дома и были лишены возможности посещать храм и приступать к таинствам Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/5811431.ht...

Глава 7. Обновленческая смута и вопрос о языке богослужения Как однажды выразился Александр Иванович (Введенский), обновленчество стало чем-то вроде венерической болезни – о нем неприлично упоминать в обществе, и его пытаются тщательно скрывать. (Левитин и Шавров 1996, с. 640) Изучая историю литургического языка, нельзя пройти мимо деятельности обновленческих группировок. Необходимость обращения к этому вопросу связана с тем, что в сознании потомков прочно укоренилось представление о связи обновленческого движения и переводов богослужения на русский язык. 259 Приступая к работе над темой «Обновленчество и язык богослужения», авторы более или менее представляли себе те результаты, к которым они должны были прийти. Авторы собирались проследить этапы предпринятых обновленцами реформ, описать их лингвистические программы, проанализировать подготовленные переводы и т.п. Однако знакомство с материалом заставило отказаться от первоначального плана, который, как выяснилось, основывался на историческом мифе. Анализ источников показал, что обновленчество является, в первую очередь, политическим, а не реформаторским течением. Продуманной программы исправления или перевода богослужебных книг обновленцы не выработали. Обновленческие декларации, даже если в них упоминаются вопросы языка богослужения, представляют собой, в первую очередь, материал для истории общественной мысли и церковно-политических течений. Поэтому в данной главе историческая проблематика безусловно преобладает над собственно лингвистической. Приводимый материал часто демонстрирует отсутствие интереса обновленческих лидеров к вопросам языка. Однако сам вывод о том, что обновленцы ничего не сделали для перевода богослужения на русский язык является принципиально важным для истории литургической письменности. 7.1. Общие проблемы истории обновленчества Ни один популярный очерк истории Русской Церкви не обходится без упоминания о том, что обновленцы были сторонниками радикальных литургических реформ и перевода богослужения на русский язык. Между тем, собственно литургическая деятельность обновленцев внимания исследователей не привлекала. 260 Вопрос о том, в какой степени обновленчество 20-х годов соотносится с попытками реформы литургического языка, остается открытым.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010