Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Пророчество о Примирителе, моющем одежду в крови: как его расшифровать? 8 мин., 29.12.2022 Журнал «Фома» традиционно приглашает вас, дорогие читатели, пройти вместе дорогой к Рождеству. Каждый день в  Рождественском онлайн-календаре  мы создаем для вас предвкушение праздника, или напоминаем о важных смыслах поста: один день — один подарок. В Ветхом Завете содержится пророчество о «Примирителе», который произойдет от колена Иудина. В чем его смысл? И сбылось ли оно? Разбираемся в проекте «Фомы» « Как Ветхий Завет продолжается в Новом ». Что за пророчество? В пророческих текстах Библии даются указания на происхождение и время пришествия Мессии. Одно из них — благословение ветхозаветного патриарха Иакова, обращенное к одному из его сыновей — Иуде: Иуда! тебя восхвалят братья твои. Рука твоя на хребте врагов твоих; поклонятся тебе сыны отца твоего. Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Преклонился он, лег, как лев и как львица: кто поднимет его? Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов. Он привязывает к виноградной лозе осленка своего и к лозе лучшего винограда сына ослицы своей; моет в вине одежду свою и в крови гроздов одеяние свое; блестящи очи [ его ] от вина, и белы зубы [ его ] от молока (Быт 49:8–12) . В каком контексте пророчество появляется в Ветхом Завете? В книге Бытие рассказывается о двенадцати сыновьях ветхозаветного библейском контексте патриарх — старший в роду, объединявшем множество семей) Иакова. Ранее мы писали , как однажды они из зависти продали в рабство своего же брата Иосифа и как впоследствии им пришлось предстать перед ним с повинной. Проведя братьев через покаяние и очищение, Господь в благословении Иакова удостоил их стать родоначальниками двенадцати колен Израилевых. По настоянию Иосифа все многочисленное семейство Иакова переселилось в Египет, в плодородную область Гесем, располагавшуюся в восточной части дельты Нила. По прошествии семнадцати лет Иаков почувствовал приближение смерти. Перед кончиной он собрал своих сыновей, чтобы проститься с ними. Лежа на смертном одре, Иаков дал каждому благословение, или некое особое напутствие.

http://foma.ru/prorochestvo-o-primiritel...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АМАРНСКИЕ ПИСЬМА клинописные глиняные таблички - исторический источник, освещающий период егип. господства в Вост. Средиземноморье в XIV в. до Р. Х., и в частности историю Ханаана до заселения его древними израильтянами. Обнаружены (преимущественно местными жителями) в 1887 г. в егип. селении Эль-Амарна (приблизительно 320 км южнее Каира на вост. берегу Нила), на месте древнего Ахетатона - резиденции фараона Эхнатона . Таблички много раз переходили из рук в руки и ок. 200 из найденных 380 были полностью разрушены, прежде чем попали к специалистам и были проданы европ. музеям. Позднее на месте обнаружения А. п. работали 4 археологические экспедиции: в 1891-1892 (рук. Ф. Питри ), 1911-1914 (Немецкое об-во востоковедения - Deutsche Orientgesellschaft) , 1921-1923 и 1926-1937 (Об-во исследований Египта - Egypt Exploration Society). Большинство А. п. хранится в Египетском музее (Берлин), а также часть коллекции принадлежит Британскому и Египетскому (Каир) музеям. Имеются экспонаты в Эрмитаже и Музее изобразительных искусств им. Пушкина . Общепринятая нумерация опубликованных табличек следует изданиям: Knudtzon J. A., Weber O., Ebeling E. Die el-Amarna Tafeln mit Einleitung und Erläuterungen. Lpz., 1915. Bd. 1-2. (Vorderasiatische Bibliothek; 2); Rainey A. F. El-Amarna Tablets 359-379. Suppl. to: Knudtzon J. A. Die El-Amarna Tafeln. Kavelaer; Neukirchen-Vluyn, 19702. (AOAT; 8). Новейшие данные собраны в изд.: Moran W. L. Les lettres d " El-Amarna. P., 1987 (на англ. яз.: Tell el-Amarna Letters. Baltimore, 1992), где тексты снабжены филологическим комментарием и указателями. Основную часть архива составляет дипломатическая переписка егип. фараонов XVIII династии Аменхотепа III и Эхнатона с царями Ассирии , Вавилона , Митанни, Хатти, Арцавы, Алашии, а также с правителями подчиненных городов-гос-в Вост. Средиземноморья: Зимридой из Сидона , Аммунирой из Берита (см. Бейрут ), Абимилки из Тира , Риб-Адди из Библа (см. Гевал ), Абди-Хебой из Иерусалима ; с правителями Мегиддо , Гезера , Лахиса , Асора и др. Ввиду отсутствия устоявшейся хронологии егип. династий нельзя точно определить временные рамки архива; приблизительно это 3-я четв. XIV в. до Р. Х.

http://pravenc.ru/text/114288.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИСААК († 306), мч. из Тифре (пам. копт. 6 пашонса/башанса (1 мая)). Мученичество И. было написано на бохайрском диалекте коптского языка (BHO, N 542) и дошло в 3 рукописях (Lond. Brit. Mus. Orient. 8799; Vat. copt. 66; Vat. copt. 69). Автор, называющий себя Христофором, сообщает, что он был свидетелем и участником описываемых событий, однако на основании стилистических особенностей Мученичество датируют VII-VIII вв. В это время в коптской литературе активно создавались корпусы текстов, связанных с именем того или иного святого, по принятому в коптологии наименованию - циклы. Однако Мученичество И. не входит ни в один из них. Араб. перевод Мученичества, сохранившийся в нескольких рукописях, не издан; его краткая редакция вошла в состав копто-араб. Синаксаря (XIII-XIV вв.). Впосл. оно было переведено митр. Саламой (1348-1388) на эфиоп. язык (BHO, N 543). И., 25-летний христианин, жил в сел. Тифре (араб. Дифра), рядом с г. Панау в дельте Нила. После того как префект Кулькиан обнародовал в Александрии антихристианский эдикт рим. имп. Диоклетиана , И. явился ангел с призывом публично исповедать веру в г. Тауба (Тава; см.: Am é lineau E. La géographie de l " Égypte à l " époque copte. P., 1893. P. 521-522), к югу от Александрии. Несмотря на уговоры родителей, И. отправился к Кулькиану и, дождавшись его выхода из бани, объявил себя христианином. Правитель должен был ехать в др. город и до своего возвращения поручил стеречь И. воину Дионисию, к-рый уговаривал И. согласиться на жертвоприношение языческим богам. Однако, став свидетелем чудесного исцеления слепого по молитве И., Дионисий обратился в христианство. Вернувшись, префект повелел казнить своего подчиненного; Дионисий был обезглавлен 5 пашонса/башанса (30 апр.). И. был отправлен в г. Пшати (Никиу), подвергнут пыткам, а затем передан правителю Арриану, к-рый увез его на юг. Во время переправы на судне И. вернул зрение одному из матросов. По прибытии в Антиною, столицу пров. Фиваида, И. был заключен в тюрьму, где находились др. христиане, в т. ч. Апатер - в его Мученичестве есть упоминание об И. (Les Actes des martyrs de l " Égypte/Éd. H. Hyvernat. P., 1886. Vol. 1. P. 99-100). После судебного разбирательства и пыток И. был отправлен в Таубу и там обезглавлен. Год кончины И. был установлен К. Вандерслейен на основании синхронного упоминания в Мученичестве префектов Кулькиана и Арриана ( Vandersleyen Cl. Chronologie des préfets d " Égypte de 284 à 365. Brux., 1962. P. 88. (Latomus; 55)).

http://pravenc.ru/text/674121.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОПТЫ [Араб.  /  ], наименование коренного христ. населения Египта . По наиболее распространенной версии, термин является передачей на арабском языке названия страны на греч. (Αγυπτος), которое в свою очередь восходит к древнеегип. названию столицы Мемфиса - Hwt-kA-ptH (Дом Птаха). В первые века араб. владычества в офиц. документации произошло усечение начальных и конечных звуков этого слова, трансформировавшегося в  . Впосл. это наименование перешло из письменной речи в устную. Самоназвание К. на коптском языке (народ Египта) в наст. время не используется. Изначально понятие «копты» обозначало территориальную и этническую общность коренных жителей Египта, говоривших на копт. языке и использовавших коптскую письменность. К моменту араб. завоевания практически все египтяне были христианами, что естественным образом привнесло в этноним «копты» и религ. содержание, элемент противопоставления его носителей арабам-мусульманам. Египтяне, принимавшие ислам, уже не воспринимались как К., хотя в мусульм. среде не забывали о происхождении новообращенных и часто добавляли к их именам родовое прозвище «аль-Кибти» (выходец из К.). С переходом К. на арабский язык (процесс, растянувшийся на IX-XVI вв.) различия между христианами и мусульманами долины Нила остались только в сфере религии. В источниках эпохи крестоносцев и записках европейских путешественников раннего Нового времени термин «копты» имел исключительно этноконфессиональное содержание, обозначая егип. христиан-монофизитов, членов Коптской Церкви . Позднейшие историки перенесли этноконфессиональное значение термина на эпоху поздней античности и применяли его в отношении коренного населения Египта и его культуры III - сер. VII в. Подобное словоупотребление не вполне адекватно историческим реалиям и создает немало научно-терминологических проблем (см., напр.: Bourguet P., du. Copt//CoptE. Vol. 2. P. 599-601). Отождествление К. с египетскими христианами заслоняет тот факт, что христианство стало религией большинства египтян не ранее сер.

http://pravenc.ru/text/2057212.html

12/25 Святителя Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского (620). Преподобного Нила постника (V). Блаженного Иоанна Власатого, Ростовского (1580). Преподобного Нила Мироточивого, Афонского (XVII). Иконы Божией Матери «Милостивая». Тропарь святителю Иоанну Милостивому, патриарху Александрийскому, глас 8 В терпении твоем стяжал еси твою, отче преподобне,/в молитвах непрестанно терпевый,/нищия возлюбивый и сия молися Христу Богу, Иоанне милостиве блаженне,/спастися душам нашим. Кондак, глас 2 Богатство твое расточил еси убогим,/и небесное богатство ныне восприял еси,/Иоанне всемудре;/сего ради вси тя почитаем,/совершающе память твою,/милостыни о тезоимените! Величание Величаем тя,/святителю отче Иоанне,/и чтим святую память твою,/ты бо молиши за нас/Христа Бога нашего. Тропарь преподобному Нилу постнику, глас 8 Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси,/и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси,/и был еси светильник вселенней, сияя чудесы, Ниле отче наш,/моли Христа Бога спастися душам нашим. Кондак, глас тойже страстей, яже от телесе Ниле блаженне, во бденной твоей ссекл еси молитве,/но, яко имея дерзновение ко Господу,/от всяких мя бед свободи, да зову ти:/радуйся, отче всемирный. Ин кондак, глас тойже Божественною любовию возгоревся, всеблаженне,/оставил еси иже в житии молвы/и постных в горе стяжа,/от неяже, вшед в мрак незаходный,/приемлеши, яко древле Богоносец, Богоначертанная писмена,/имиже к Божественней добродетели наставляеми, весело вопием ти:/радуйся, отче Ниле, постником добротворение. Величание Ублажаем тя,/преподобне отче Ниле,/и чтим святую память твою,/наставниче монахов/и собеседниче ангелов. Тропарь блаженному Иоанну Власатому, Ростовскому, глас 8 Явился еси во граде, яко в пустыни,/во смиренномудрии, чистоте и в трудех, и подвизех, и в терпении мнозе,/преблаженне отче Иоанне./Взем бо крест Христов, последовал Ему/и в молитвах и в псалмопении день и нощь пребывал еси,/о спасении всего мира и рода христианскаго речения глаголя./Ныне же, по преселении твоем к Невечернему Свету, ко гробу твоему притекающе,/вернии молятся Господеви, Богородице и Предтечи, и приемлют от Господа исцеления молитвами твоими./Присно за ны молися, блаженне отче Иоанне, спастися душам нашим. Ин тропарь, глас тойже

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

[Рец. на:] Алмазов А. И. Неизданные канонические ответы константинопольского патриарха Луки Хрисоверга и митрополита Родосского Нила. Он же. Канонические ответы Иоасафа, митрополита Ефесского Источник Названные произведения принадлежат Профессору Церковного права Новороссийского Университета А. И. Алмазову , автору громадного и капитального труда под заглавием: Тайная Исповедь в православной Восточной церкви. Одесса. 1894 г. Это прекрасная и весьма желательная новинка в литературе Православно-церковного права, вообще скудной се­рьезными работами. Оба – издания памятников канонического византийского права, доселе вовсе или почти неизвестных в печати, между тем весьма интересных по содержанию. Канонические ответы Луки Хрисоверга (1155­­­–1169 г.) числом 20 касаются духовнической и богослужебной практики и содержат некоторые интересные черты средневекового быта Византии и оценку их патриархом. Таков, например следующий вопрос-ответ: „Слышу, что в (некоторых) селениях маленькие девочки, около 5–6 лет, входя в алтарь, берут кадильницы и помогают священнодействующему, между тем как канон говорит – недоступно есть женам находя­щееся в алтаре: могут ли таковые девочки как либо пониматься вне разряда женщин?”. Ответ: Женского пола, (лицо) в каком бы ни было оно возрасте, не может устра­нить своей натуры; посему так как вообще женщинам закрыто (все) неприступное божественное, то да не входит кто либо из них внутрь (алтаря), хотя бы они были и в весьма малом возрасте. Ибо если мы допустим это (вход в алтарь), то из сего последует большое недоумение: ибо если находящихся в браке не допускать по причине самого брака, то где же тогда брак честен сам по себе и не скверно ложе общения? Не будем же допускать грех девочек при их неведении и целомудрии в виду возможного сомнения в таковых. (Прав. 4.). Из правил Нила, митрополита Родосского (1357–1369) заслуживает внимания следующее: „Вопрос: что должно делать после смерти какой либо из прелюбодейц?» „Ответ: не быть им погребаемыми от священника, если не покаялись и не оставили прелюбодейную связь при жизни, как говорит и Василий Великий в 34 правиле: “связанная прелюбодеянием, не разрешается грех её, если не престанет, и даже после смерти законного мужа“. Посему и на острове Родос по случаю, когда один духовник благо­словил прелюбодейцу, он был подвергнут заточению от начальника острова на шесть месяцев и были извержен от архиерея. Ввиду же особенной просьбы за него всего народа и ради его многих слез, особенно же в виду отсутствия духовников и так как он жил в монастыре при горах, дозволено было ему исповедывать. И обрати внимание: прелюбодеи под отлучением не вкушают антидора или причастия, пока не покаются (ищи выше и ответ кири Иосафа, которого начало: Державший блудницу....) (прав. 3).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Пещера прп. Нила Мироточивого на Афоне [Греч. Νελος Μυροβλτης] († 1651), прп. Афонский (пам. 12 нояб., 7 мая). В миру Николаос Терзакис. Род. в кон. XVI в. или в самом нач. XVII в. на п-ове Пелопоннес в сел. Айос-Петрос, воспитывался дядей, иером. Макарием, в мон-ре Малеви в честь Успения Пресв. Богородицы (ныне женский). Дядя привил мальчику любовь к молитве и монашескому образу жизни, и когда буд. подвижник достиг соответствующего возраста, то принял постриг в этой обители с именем Нил в честь прп. Нила Синайского; через некоторое время был рукоположен во диакона и вскоре - во иерея. 15 лет подвизался один в пещере в местности Пурнарья (расположена немного выше мон-ря). Иером. Макарий решил отправиться на Афон для более строгого подвижничества, и Н. М., его племянник и духовный сын, последовал за ним. Придя в Великую Лавру , они купили небольшой участок земли недалеко от того места, где в VII в. подвизался один из основателей афонского монашества прп. Петр Афонский, и жили там, полностью посвятив себя служению Богу, до блаженной кончины Макария. После смерти духовного наставника Н. М. переселился в др. место - в небольшую пещеру. Она находилась на таком обрывистом склоне глубокого ущелья, что не только люди, но и животные остерегались заходить туда. Н. М. долгие годы жил в уединении как строгий аскет. Он мирно преставился 12 нояб., в день памяти своего небесного покровителя Нила Синайского. После того как монах, который служил Н. М., похоронил усопшего близ пещеры, из гроба стало изливаться миро, причем так обильно, что его поток, льющийся с большой высоты, достигал моря. Об этом чуде, а также о целительной силе мира быстро узнали на Афоне и в др. краях. Желавшие получить святыню приплывали на лодках в то место, где миро стекало в море, и собирали его. Однако через некоторое время из-за большого скопления народа начались ссоры и столкновения. Ситуация настолько серьезно беспокоила афонских монахов, что живший в то время поблизости прп. Акакий Новый Кавсокаливит († 1730) обратился к Н. М. с молитвой, в которой он просил подвижника, отличавшегося любовью к безмолвию и покою, не смущать иноков и мирских людей, жаждавших получить целебное миро. По молитве Акакия истечение мира от мощей Н. М. прекратилось.

http://pravenc.ru/text/2577643.html

Митрополит Варсонофий сослужил Святейшему Патриарху Кириллу в Нило-Столобенской пустыни июня 2017 Предстоятель Русской Церкви возглавил 9 июня торжества по случаю 350-летия обретения мощей преподобного Нила Столобенского в Нило-Столобенская пустыни Тверской митрополии. За Божественной литургией Его Святейшеству сослужили митрополиты Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , Новгородский и Старорусский Лев, Тверской и Кашинский Виктор, Тернопольский и Кременецкий Сергий, Ростовский и Новочеркасский Меркурий, Рязанский и Михайловский Марк, Саранский и Мордовский Зиновий, Ханты-Мансийский и Сургутский Павел, Смоленский и Дорогобужский Исидор, архиепископы Элистинский и Калмыцкий Юстиниан, Солнечногорский Сергий, епископы Краснослободский и Темниковский Климент, Ржевский и Торопецкий Адриан, Канский и Богучанский Филарет, Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав, Бежецкий и Весьегонский Филарет, духовенство Тверской митрополии. Богослужение посетили полпред президента РФ в ЦФО Беглов, губернатор Тверской области Игорь Руденя и другие представители органов власти. После сугубой ектении была совершена молитва о мире на Украине. Был отслужен молебен преподобному Нилу Столобенскому. Митрополит Тверской Виктор приветствовал Святейшего Патриарха и преподнес ему икону преподобного Нила Столобенского. Предстоятель обратился к верующим с первосвятительским словом. Митрополиту Виктору Святейший Патриарх Кирилл вручил памятную панагию, а в дар монастырю передал икону святителя Николая Можайского с житием. От президента России участников торжеств приветствовал полпред Александр Беглов. Игорь Руденя преподнес Его Святейшеству икону преподобного Нила Столобенского с частицей мощей. Святейший Патриарх Кирилл поблагодарил губернатора за труды, в том числе по возрождению православных святынь, и подарил икону Покрова Пресвятой Богородицы. Во внимание к усердным трудам на благо Святой Церкви наместнику монастыря архимандриту Аркадию (Губанову) была вручена патриаршая грамота. Во внимание к помощи Тверской епархии были награждены благотворители и работники культуры.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 25 ноября 2024 года 12. Понедельник. Свт. Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского. Прп. Нила постника. Блж. Иоанна Милостивого Власатого, Ростовского (службу зри 3 сентября) . Прп. Нила Мироточивого, Афонского. Служба свт. Иоанна и прп. Нила шестеричная, совершается вместе со службой Октоиха. На вечерне кафизмы нет. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: святителя, глас 4й – 3, и преподобного, глас 8й – 3. «Слава» – святителя, глас 2й: «Милости источник…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Радуйся, Марие Богородице…». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 5й. «Слава» – преподобного, глас 8й: «Монахов множества…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Архангела Гавриила…». По Трисвятом – тропарь святителя, глас 8й. «Слава» – тропарь преподобного, глас тот же, «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Радуйся, Ангелом Радость…». На утрене на «Бог Господь» – тропарь святителя, глас 8й (дважды). «Слава» – тропарь преподобного, глас тот же, «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Радуйся, Ангелом Радость…». Кафизмы 4я, 5я и 6я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50й. Каноны: Октоиха 1й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), святителя на 4 и преподобного на 4. Библейские песни «Господеви поем…». Катавасия по 3й, 6й, 8й и 9й песнях – ирмосы канона Минеи (преподобного). По 3й песни – кондак и икос преподобного, глас 8й; седален святителя, глас тот же. «Слава» – седален преподобного, глас тот же, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. Примечание. Типикон умалчивает об икосе преподобного: «Како восхвалю…», и о кондаке преподобного, глас 8й: «Божественною любовию…». В Минее синодального периода (см.: Минея-Ноябрь. Киев, 1893. Л. 106 об.) эти тексты также отсутствуют. По 6й песни – кондак и икос святителя, глас 2й. На 9й песни поем «Честнейшую». По 9й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха, светилен святителя. «Слава» – светилен преподобного, «И ныне» – Богородичен Минеи.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

[Греч. Ματθαος Α] († авг. 1410), патриарх К-польский (с окт. 1397). М. принял решение быть монахом уже в 12 лет, 3 года спустя он прибыл в К-поль, где стал учеником настоятеля мон-ря Харсианит Марка (PLP, N 17017), затем - буд. патриарха Нила (1380-1388). С янв. 1388 г. настоятель мон-ря Харсианит (RegPatr, N 2832). В 1387 г. М. был избран митрополитом Халкидонским (RegPatr, N 2809), однако императором на это избрание было наложено вето, и возложение рук и чтение молитвы хиротонии не состоялись. С нояб. 1387 по окт. 1397 г. М. был митрополитом Кизическим. При этом по повелению патриарха Нила М. получил дополнительно (κατ λγον πιδσεως) и Халкидонскую кафедру со всеми ее церквами в столице, а также права патриаршего экзарха в Геллеспонте и Вифинии (RegPatr, N 2829; Miklosich, M üller. Vol. 2. P. 108-111). Т. о., когда М. занял К-польскую кафедру в окт. 1397 г. (RegPatr, N 3059), оппозиция в лице Макария , митр. Анкирского, Матфея, митр. Мидийского, и Иоанна Оловола, митр. Готии (PLP, N 21044), обвинила его в том, что он занимает уже 3-й епископский престол, т. е. вопреки церковным установлениям является «трижды епископом» (τρισεπσκοπος) и должен быть низложен. Первые обвинения были выдвинуты уже в кон. 90-х гг. XIV в., но имп. Мануил II Палеолог (1391-1425) не дал конфликту развиться. Во время длительной дипломатической миссии императора его оставшийся в К-поле племянник Иоанн VII Палеолог между янв. и кон. июля 1402 г. низложил М. Поскольку созванный для этого Собор проходил в период осады К-поля турками, в заседаниях не смогло принять участие достаточное число епископов. Поэтому вскоре потребовался более представительный Собор, подтвердивший решение первого (RegPatr, N 3261). По возвращении Мануил принял решение восстановить на Патриаршем престоле М. и попытался заручиться поддержкой епископата, однако Собор (между 9 и 14 июня 1403) подтвердил низложение М. (RegPatr, N 3262; Laurent. 1972. P. 118-119). По настоянию императора М. начал совершать патриаршие богослужения, но столкнулся с противодействием: по рассказам хронистов, мон. Иоаким из Монемвасии отказался принять рукоположение в митрополита Патрского от М. (PLP, N 8370). Мануил сумел добиться признания М. только зимой 1403/04 г., когда состоялось соборное разбирательство под председательством Мануила и М. был признан свободным от всех обвинений (RegPatr, N 3267; Laurent. 1972. P. 120-122). Тем не менее противники М. продолжали выступать против него и в последующие годы. Разрешение спора последовало только в авг. 1409 г., когда соборным решением было признано, что М. не может считаться трижды епископом, противники М. были отлучены от Церкви и отправлены в ссылку (RegPatr, N 3284; Laurent. 1972. P. 126-145). Через год М. скончался во время эпидемии чумы (Die byzantinischen Kleinchroniken. Bd. 1. S. 114).

http://pravenc.ru/text/2562680.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010