Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАТРОНА († ок. 1306-1310, устаревшая дата - 1462), прп. Хиосская (пам. греч. 20 окт.). Древнейшим источником, повествующим об этой святой, является Похвальное слово Нила Диасорина, митр. Родосского (1355-1369), написанное примерно 50 лет спустя после смерти М. Митр. Нил происходил с Хиоса и в миру носил имя Никита Мирсиниот. Именем Никита подписана составленная им служба М., старейший список к-рой находится в рукописи Ath. Laur. Θ 50, 1456 г. Похвальное слово было опубликовано с нек-рыми ошибками и неточностями архим. Арсением (Иващенко ; впосл. епископ Кирилловский) вместе с произведениями митр. Нила ( Арсений (Иващенко). 1891). При издании правосл. агиографической сер. «Митерикон» исправления этого текста сделаны по рукописи Ath. Dionys. 228, XV в. ( Τσμης. 1990). Синаксарное Житие в составе службы М. (20 окт.) практически при каждом издании подвергалось редактированию (1-е изд. на средства господаря валашского св. Константина Брынковяну ; 2-е изд.- в 1736 в Бухаресте под ред. Кесария Дапонте ). В 3-й раз служба с Житием были изданы в переработанном виде в сб. «Новый Лимонарь» (ΝΛ. 1819. Σ. 26-44; синаксарное Житие - Σ. 32-42). По настоянию свт. Макария Нотары прп. Никифор Хиосский радикально исправил и дополнил подробностями синаксарное Житие. В нем в качестве даты смерти святой указан 1462 г., однако Нил Диасорин жил значительно раньше, а древнейший список службы, посвященной М., датируется 1456 г. Житие Святая род. в с. Волисос в сев.-зап. части Хиоса в благочестивой зажиточной семье. Ее родителей звали Лев и Анна. В крещении она получила имя Мария, у нее было еще 6 сестер. В юном возрасте Мария покинула родной дом и стала вести аскетический образ жизни на горе Катавасис. Обнаружив ее, родители упросили дочь вернуться домой. Но, видя ее стремление к подвижничеству, в конце концов согласились, чтобы Мария приняла монашество. Она вернулась на гору Катавасис и провела там 3 года, а затем поселилась в небольшом мон-ре в Хиосе - главном городе о-ва Хиос, где подвизалось только 3 насельницы.

http://pravenc.ru/text/2562594.html

Монастыри Калужской и Боровской епархии 25 2011 р. 15:40 На территории епархии находятся ставропигиальные монастыри: мужской монастырь Свято-Введенская Оптина пустынь и женский монастырь Казанская Свято-Амвросиевская пустынь близ Шамордино. Епархиальные монастыри Рождества Пресвятой Богородицы Свято-Пафнутьев Боровский мужской монастырь. Был основан в 1444 г. преподобным Пафнутием, игуменом Боровским, всея России чудотворцем. В XVI в. служил пограничной крепостью. В 1610 году был сожжен Лжедмитрием II. Во времена церковного раскола в монастырской тюрьме содержался предводитель старообрядцев протопоп Аввакум. В 1812 г. французы превратили монастырь в конюшню и сожгли верхние этажи монастырских построек. К началу ХХ в. в обители было 6 каменных храмов. В 1923 г. был закрыт и разграблен. Возвращен Церкви в 1991 г. Полностью восстановлены 5 храмов. Крестный ход — 14 мая, в день памяти основателя обители. Святыни . Под спудом почивают мощи прп. Пафнутия. Святые мощи в ковчегах: прп. Пафнутия; прп. Нила Столобенского; блгв. кн. Анны Новгородской; мч. бесср. Иоанна; камень от гробницы Божией Матери в ковчеге. Иконы с частицами мощей: прп. Феофила; блгв. кн. Анны Кашинской; свт. Тихона, Патриарха Московского; прп. Симеона Верхотурского; прп. Нила Столобенского; свт. Луки Одесского; прмч. Елисаветы; прп. Серафима Саровского; прп. старцев Оптинских. Частица мантии свт. Игнатия Брянчанинова; древняя икона Рождества пресвятой Богородицы; святой источник прп. Пафнутия. Мужской монастырь Успения Пресвятой Богородицы Калужская Свято-Тихонова пустынь. Обитель основана в XV в. прп. Тихоном Медынским, Калужским чудотворцем. В Смутное время сожжена поляками. С 1684 г. приписана к московскому Донскому монастырю, с 1764 г. заштатный монастырь. Возрожден в XIX в., когда обитель приобрела широкую известность благодаря исцелениям и помощи Божией от источника и у раки прп. Тихона. К 1917 г. братии было 226 человек, действовали 6 храмов и Сретенский скит. После 1918 г. монастырь закрыт. Возвращается поэтапно с 1993 г. Действуют 7 храмов, из них 2 – в монастырских скитах.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1416421...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Послание Константинопольского патриарха против стригольников (редакция начала XVI в.) Приводится по изданию: Казакова Н.А., Лурье И.С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV - начала XVI в. М.-Л. 1955 Список источников Публикуемое ниже «Послание» представляет собой наиболее ранний источник по истории стригольничества. Оно издавалось дважды: в «Актах исторических» (т. I, СПб., 1841, 4) и в «Русской исторической библиотеке» (т. VI, Памятники древнерусского канонического права, изд. А. С. Павловым, ч. I, СПб., 1888 и 1908, 22). Это же «Послание», с именем его автора — патриарха Нила, дошло до нас и в греческом подлиннике (изданном Миклошичем и Мюллером в книге «Acta Patriarchatus Constantinopolitani», т. II, Вена, 1862, стр. 31); русский текст «Послания» представляет собой несомненный перевод, иногда даже буквальное воспроизведение греческого текста (ср. напр. фразу «И етера (с разъяснением — «другая») многа таковая обрящеши»,—ниже стр. 234). Публикуемое «Послание», в отличие от всех последующих памятников по истории стригольничества, не вошло в иосифлянский противоеретический кодекс, представленный макарьевским сборником БИЛ, Рум. 204 и «Великими Минеями Четьими» (см. ниже, стр. 236). Оно сохранилось только в двух более ранних списках: 1) ГИМ, Синод. 562; 4°; нач. XVI в. Сборник. «Послание», лл. 315 об.—319. По этому списку «Послание» издавалось в «Актах исторических»; 2) ГИМ, Синод. 280; 1°; нач. XVI в. Сборник. «Послание», лл. 427—429. По этому списку «Послание» было издано А. С. Павловым. Оба названных списка представляют большой интерес по своему составу и происхождению. Список ГИМ, Синод. 562, — сборник грамот, так или иначе связанных с митрополичьей канцелярией и приведенных в качестве образца для последующего делопроизводства («митрополичий формулярник»),—был исследован Л. В. Черепниным в его монографии «Русские феодальные архивы XIV—XV вв.». Л. В. Черепнин относит составление основной части сборника ко времени митрополита Симона (1495—1511) и полагает, что «непосредственным толчком к составлению формулярника митрополита Симона послужил, повидимому, собор 1503 года». В этом отношении сборник Синод. 562 отражает, по мнению Л. В. Черепнина, более поздний момент в истории митрополичьего делопроизводства, нежели другой сборник—Увар. 512, в основе которого лежит текст «кафедрального формулярника... 70-х годов XV в.».

http://sedmitza.ru/lib/text/433547/

Закрыть itemscope itemtype="" > История одного письма Памяти митрополита Иоанна (Снычева). К двадцатилетию кончины († 2.11. 1995) 01.11.2015 1340 Время на чтение 8 минут От редакции. Этот материал пришел на нашу редакционную почту со следующим сопроводительным письмом: «Посылаю Вам свою заметку " История одного письма " , содержащую описание истории письма православным патриотам (нам) Владыки Иоанна (Снычева) и скан самого этого письма. Прошу Вас опубликовать эту заметку. С уважением, Сергий Поляков, Председатель Православного Братства сщмч. Ермогена www.epмoreh.pф». Двадцать два года назад, в мае 1993 года, мной и моими единомышленниками, православными патриотами было получено письмо от приснопамятного Владыки Иоанна в ответ на наше к нему обращение за советом относительно церковной смуты, разгоравшейся с ноября 1991 года после выступления покойного Святейшего Патриарха Алексия II перед раввинами в США. Предыстория этого письма такова. В ноябре 1991 г. махрово-либеральная газета «Московские новости» (учредители: Егор Яковлев , Юрий Черниченко , Александр Гельман , Юрий Левада ) опубликовали Речь Святейшего Патриарха Алексия II, произнесенную им 13 ноября 1991 года в г. Нью-Йорке, США, на встрече с раввинами. Текст «речи» как молния разнесся по патриотическим кругам вызвав сильную смуту в умах православных патриотов. Настроения наши были в то время «более чем апокалиптическими». В августе 1991 г. развалился Советский Союз. Начались масштабные экономический и политический кризисы. В страну хлынули иноземные проповедники и целители, стремясь заполнить вакуум в умах и сердцах людей, стоявших на пути к Православию. Было ощущение, что России как государству пришел конец, страна становится американской вотчиной, а через 2-3 года в мире воцарится Атихрист. «Православные книжники» подливали масла в огонь, ссылаясь на пророчества св. Нила Мироточивого, предсказывая воцарение Антихриста в 1995 году и ядерную войну в 1999-м. «Представляешь!», - говорил мне один такой «книжник» в те времена, - «Мой один знакомый говорит, что мы, мол еще с тобой в 2000-м году пивка попьем. Да не будет никакого 2000-го года! Ясно же написано!» Кстати, потом, в 2000-х годах, этот книжник на вопрос, почему до сих пор нет войны, кратко ответствовал: «Старцы отмолили»...

http://ruskline.ru/analitika/2015/12/02/...

(К 50-летию со дня его смерти) 1 Об источниках религиозно-нравственных воззрений Н. В. Гоголя в нашей литературе до сих пор известно очень немного. Известно только, что религиозно-нравственными вопросами Гоголь стал заниматься серьезно только в последние 9 лет своей жизни, когда он почувствовал недостаточность своего прежнего образования и решился восполнить его религиозно-нравственным самообразованием, чтобы разрешить волновавшие его в то время вопросы высшего порядка. «Надобно сказать, – говорит он в своей «Авторской исповеди», – что я получил в школе воспитание довольно плохое, а потому и немудрено, что мысль об учении пришла ко мне в зрелом возрасте. Я начал с таких первоначальных книг, что стыдился даже показывать и скрывал все свои занятия. Я наблюдал за собой, как учитель над учеником не в книжном учении, но просто в нравственном, глядя на себя самого, как на школьника». 2 По замечанию П. В. Анненкова, поворот Гоголя в сторону религиозно-нравственных интересов решительно обнаружился со второй половине 1843 года, когда он проживал в Италии 3 . С этого времени Гоголь и начинает хлопотать о получении им книг церковного и религиозно-нравственного содержания. Кроме евангелия и псалтири, его интересуют творения Ефрема Сирина , Иоанна Златоустог о, Максима исповедника (о любви), Макария Египетского (о молитве), св. Димитрия Ростовского , св. Тихона Задонского , Добротолюбие, сочинения Лазаря Барановича, Стефана Яворского , Амвросия Подобедова («Толкование на Св. Писание»), Иннокентия Херсонского (Борисова), «Памятник веры», духовные академические журналы «Христианское Чтение» и «Творения Святых Отцов в русском переводе», с прибавлениями к ним, и др., а из западных богословов и духовных писателей – сочинения Фомы Аквината, Фомы Кемпийского («О подражании Христу»), Боссюэта и др. 4 Особую группу духовных сочинений, интересовавших Гоголя, составляют сочинения, служившие ему источниками и пособиями при составлении его «Размышлений о божественной литургии». К числу таких сочинений относятся: св. Дионисия Ареопагита «О небесной иерархии» и «О церковном чиноначалии», Симеона Солунского , патриарха Германа, Нила Кавасилы , патриарха Иеремии, «Старая» и «Новая Скрижаль» (последняя – Вениамина Румовского), «Изъяснение на литургию» Ив. Дмитревского, «Изъяснение на литургию» священника Нордова, и др. 5

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН КАРПАФИЙСКИЙ [греч. Ιωννης Καρπθιος], автор 2 сотниц глав, 1-я из которых включена в «Добротолюбие» . Составители греч. сборника удержали вслед за рядом рукописей эпитет «преподобный» (σιος) при имени И. К. Вселенский Патриархат 20 авг. 1983 г. причислил автора к лику святых правосл. Церкви. В месяцеслове РПЦ И. К. не указан. Свидетельства о жизни и сочинениях И. К. Время жизни И. К. не может быть с точностью установлено. Единственное упоминание об И. К. (помимо сочинений поздневизант. авторов и катен) содержится в 201-м кодексе «Библиотеки» свт. Фотия , патриарха К-польского. Свт. Фотий, утверждая, что прочитанная им «Сотница» св. Диадоха , еп. Фотикийского, ничуть не уступает 153 главам прп. Нила Синайского, обсуждаемым в том же кодексе, и превосходит творения прп. Марка Подвижника (см. Марк Пустынник ), которым посвящен предыдущий кодекс, продолжает о Диадохе: «В том же, о чем сказано чуть выше, он во многом превосходит и Иоанна Карпафийского, который дает своему труду надписание «Утешительное [слово] к монахам, обратившимся из Индии». Он также составил его в ста главах» (Cod. 201: Phot. Bibl. T. 3. P. 101; PG. 103. Col. 672D-673A). Свидетельство свт. Фотия важно по мн. причинам. Помимо того что без этого упоминания сама фигура И. К. представлялась бы почти полулегендарной, свт. Фотий подтверждает, что 1-я сотница состояла - по крайней мере не позднее IX в.- ровно из 100 глав и включала «Слово к монахам из Индии». Между тем в греч. «Добротолюбии» это «Слово...» выпущено из числа сотницы и приложено к ней отдельно, хотя в ряде древних рукописей последней, 100-й гл. является как раз «Утешение к монахам». Вместо него составители «Добротолюбия» поместили вслед за немногими манускриптами в качестве 100-й гл. 93-ю гл. 2-й сотницы. Нек-рые совр. ученые сомневались, что «Слово...», сильно отличающееся по размеру и характеру от первых 99 глав, изначально входило в состав 1-й сотницы.

http://pravenc.ru/text/471286.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КИДОНИС [Кидони; греч. Κυδνης] Димитрий (ок. 1324/5, Фессалоника - кон. 1397), дипломат, переводчик, ученый, богослов-антипаламит. Жизнь Стараниями мн. ученых XX в., прежде всего Дж. Меркати, Р. Ж. Лёнерца и Ф. Тиннефельда, биография К. хорошо изучена как в общем, так и в деталях. Имеется неск. подробных очерков жизни К., составленных на основе его писем и сочинений, многочисленных свидетельств современников и архивных документов ( Loenertz R.-J. Démétrius Cydonès. 1: De la naissance à l " année 1373//OCP. 1970. Vol. 36. P. 47-72; Idem. Démétrius Cydonès. 2: De 1373 à 1375//OCP. 1971. Vol. 37. P. 5-39; Kianka. 1981; Tinnefeld. 1981. S. 4-52 (подробная документация); Поляковская. 1992. С. 14-114; Mergiali S. L " enseignement et les lettrés pendant l " époque des Paléologues (1261-1453). Athènes, 1996. P. 113-135; Loenertz. 1947. P. 108-122 (хронология жизни К.); Острогорский Г. История Византийского государства/Пер. с нем. М., 2011. С. 602-661 (описание общего исторического фона)). Сохранилось большое количество автографов К. в мировых архивах (наиболее многочисленны ватиканские, их перечень см.: Tinnefeld. 1981. S. 74). Отец К. Мануил (PLP, N 13874; имя впервые установлено: Saint-Guillain. 2006/2007) был известным дипломатом и другом Иоанна VI Кантакузина . Он принадлежал к греческой состоятельной аристократической семье, находившейся на имп. службе в течение 4 поколений (μχρι τετραγονας: Апология 2// Mercati. 1931. P. 411). До 17 лет К. учился у буд. Фессалоникийского митр. Нила Кавасилы вместе с его племянником Николаем Кавасилой (с которым К. дружил до конца жизни; подробнее об отношениях К. с Нилом и Николаем см.: Congourdeau M.-H. Nicolas Kabasilas et la théologie latine//Byzantine Theologians: The Systematisation of their Own Doctrine and Their Perception of Foreign Doctrines/Ed. A. Rigo, P. Ermilov. R., 2009. P. 169-179, здесь: P. 170-175), а также у Исидора I Вухира , впосл. патриарха К-польского, к-рый был духовником старшей дочери и, возможно, остальных детей Мануила ( Saint-Guillain. 2006/2007. P. 347-348. Not. 1).

http://pravenc.ru/text/1684325.html

Об этом памятнике, который в большинстве списков является в виде «послания патриарха Антония о новгородских и псковских стригольниках» и по двум таким спискам издан был в Актах Исторических (т. Ι, 6), см. в «Опис. ркп. Синод. библиот.» Гор ского и Невоструева , отд. ΙΙ. ч. 3. стр. 303 и в «Ист. Русс.Церкви» архиеп. Макария , т. V, стр. 420–422. Настоящее издание сделано по той же синодальной рукописи, по которой впервые открыт русский источник мнимо-патриаршей грамоты (именно 700 – по официальному каталогу, или по Описанию, 268). Здесь над текстом стоит такое оглавление: «А сие описание от правила святых Апостолов и святых Отцов дал владыке новгородскому Алексею Стефан, владыка перемыский , на стригольников» (л. 280). Испорченное начертание перемыский бесспорно ближе подходит к перьмьский (=перемьский), нежели к перемышльский. В пользу первого чтения решительно говорит и самая история: тогда как о перемышльском владыке Стефане ничего неизвестно, знаменитый просветитель Перьми св. Стефан, действительно, был современником новгородского архиепископа Алексея (1395–1387 г.), которому он в 1368 году, в бытность свою в Новгороде ( Макарий , Ист. Русс. Цер. т. IV, стр. 146), и мог дать свое обличительное сочинение против стригольников, написанное, вероятно, по личной просьбе местного владыки. Пермский святитель, славившийся между современниками своим духовным просвещением, тем охотнее должен был исполнить эту просьбу, что ересь стригольников грозила опасностью и его собственной епархии, соседней с новгородской. Как высоко ценили в Новгороде это сочинение, видно из того, что ему не замедлили придать вид патриаршей грамоты, присоединив в начале отрывки из грамот двух патриархов: Нила (см. 20) и Антония (срав. Acta Patriarchatus, ed. Miklosich et M ülle r , t. II. p. 181). Последняя к сожалению, не дошла до нас в полном славянском переводе. Но что она служила источником для текста, изданного в Актах Исторических под именем «послания патриарха Антония», в этом убеждает следующий отрывок из указанного текста, приводимый параллельно с соответственным местом подлинника:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Глава IX. Строй монастырского быта в XVI–XVII вв. И.К.Смолич. Русское монашество 988—1917. (Оглавление) 6. Состояние монашеского жития Главным препятствием для истинно аскетического устроения монастырской жизни было не отсутствие общего устава для киновийных или особножительных монастырей, не то, что такой устав не был введен архипастырями Церкви, и не то, что уставы, применявшиеся в отдельных монастырях, разногласили между собой, а то, что правильное понимание внутреннего смысла христианской аскезы вообще и иноческого подвижничества в частности сохранилось лишь у отдельных монахов или групп иноков. Полемика между иосифлянами и нестяжателями, отразившаяся в творениях Иосифа и Нила, оказывала влияние на устроение монастырского быта в позднейшие времена. Прп. Иосиф, который и сам был строгим аскетом, и в своем уставе предъявлял суровые требования к устроению монашеской жизни, понимал аскезу внешне и формально . Пренебрежение внутренней основой духовной жизни или литургической жизнью монастыря у него просто поразительно. Он дает точные указания о том, как должен вести себя монах за богослужением или на келейной молитве, и в то же время проходит мимо необходимости духовной собранности инока. О том, насколько распространен был религиозный формализм, говорят и критические замечания о монашеском житии, сделанные полвека спустя Максимом Греком и старцем Артемием . Этот религиозный формализм набрасывает тень не только на благочестие духовного отца иосифлянства, он сказался и в характере благочестивого царя Федора Ивановича (1584–1598) или царя Алексея Михайловича (1645–1678), придававшего столь большое значение обрядам, а свое окончательное выражение он обрел в расколе XVII в., когда не одно поколение людей кровью и самосожжениями засвидетельствовали приверженность религиозному формализму.

http://sedmitza.ru/lib/text/436582/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Глава X. Монашество и церковная письменность XVI–XVII вв. И.К.Смолич. Русское монашество 988—1917. (Оглавление) 2. Старец Артемий. Его аскетически-мистические и апологетические сочинения В сравнении с мягким приговором по делу Башкина, который действительно отвергал самые основы православного учения, старец Артемий был осужден очень сурово, а именно приговорен к извержению из сана (он был иеромонахом) и заточению в Соловецкий монастырь. В этом монастыре, где в ту пору настоятелем был будущий митрополит Филипп, Артемий оставался недолго. При неизвестных нам обстоятельствах он бежал и объявился в Литве. Там он написал много сочинений апологетически-полемического содержания, направленных против кальвинизма и частично против Феодосия Косого . Сочинения эти интересны не только своим содержанием, но главным образом потому, что они дают возможность познакомиться с религиозно-аскетическими идеями Артемия. Эти идеи заслуживают нашего внимания, ибо они характеризуют взгляды Артемия на аскетическую жизнь, и в них обнаруживается некоторое отклонение от воззрений старца Нила. Нил средоточием духовного делания на пути к спасению и обожению считал «умную молитву» (). Артемий же больше говорит о «духовной любви», которую он считает основой аскетических подвигов и иноческого жития, а заключается она в служении ближнему . При этом Артемий раскрывает свое представление о монашеском житии. Чтобы достичь духовной любви, по Артемию, необходимо прежде бежать от ближних и подвизаться в монашеском одиночестве, и тогда появится истинная потребность в любви. Разумеется, Артемий не одобряет и отвергает общежитие, тем более что основы киновии были тогда почти везде нарушены несоблюдением устава. К тому же общежитие ведет к «плотскому мудрованию», питательную почву для которого представляют монастырские богатства . Достижение духовной любви возможно лишь для «особножительствующего» человека, для монаха в скиту, где, живя в одиночестве или, самое многое, вдвоем, в отречении от мира, в молчании и духовном созерцании, можно постепенно стяжать духовную любовь. Уединение, чтение Священного Писания и аскетических творений, молчание и молитва должны заполнять жизнь в скиту. Внешняя бедность, чувство, что ты в этом земном мире лишь странник, потому имеют особую ценность, что благодаря им открывается возможность освободиться от земных попечений и предать всего себя собиранию души .

http://sedmitza.ru/lib/text/436603/

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010