Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Преподобный Иннокентий Комельский и основанный им монастырь Статья И.Н. Шаминой посвящена житию преподобного Иннокентия Комельского и истории основанного им монастыря на берегу реки Еды в верховьях Нурмы, в 50 км к юго-востоку от Вологды. И. Н. Шамина, кандидат исторических наук, научный редактор журнала «Вестник церковной истории», литературный редактор журнала «Отечественная история». (Публикация Жития прп. Иннокентия Комельского выполнена при поддержке Агиографического совета при Патриархе Московском и всея Руси) Основатель Иннокентиева монастыря прп. Иннокентий Комельский был представителем княжеского рода Охлябининых (1). Прп. Иннокентий, скорее всего, принадлежал к первому поколению Охлябининых (2) - был одним из сыновей Федора Охлябина. Из сыновей Федора Охлябины в источниках упоминаются трое: Петр, Василий и Иван (3). Петра и Василия с прп. Иннокентием отождествить невозможно, поскольку Петр в последний раз упоминается в источниках под 1538 г., а Василий - под 1550/51 г., когда прп. Иннокентия уже не было в живых. Иван Федорович Охлябинин упоминается единственный раз - в разрядной книге под 1515 г. (4), однако прп. Иннокетий, будучи в это время монахом (5), не мог находиться на государевой службе. Таким образом, прп. Иннокентий под своим светским именем в источниках не упоминается. Наиболее ранние сведения о прп. Иннокентии относятся ко времени его путешествия в Константинополь, Палестину и на Афон, которое он предпринял, сопровождая своего учителя прп. Нила Сорского (+ 1508 г.). Эти известия, сохранившиеся в сочинениях, посвященных прп. Нилу (6), позволяют предположить, что прп. Иннокентий, так же как и его учитель, был пострижеником Кирилло-Белозерского монастыря. Паломничество состоялось между 1475 г., которым датируется последняя грамота Кирилло-Белозерского монастыря, где упомянут прп.

http://sedmitza.ru/lib/text/578655/

Закрыть itemscope itemtype="" > В Москве состоится конференция «Прославление и почитание святых» 03.01.2023 2040 Время на чтение 3 минуты Фото: Из интернет-источников 26 января 2023 г. в Сергиевском зале Храма Христа Спасителя, в рамках XXXI Международных Рождественских образовательных чтений, начнет свою работу направление «Жизнь Церкви и святоотеческое наследие», организованное Синодальной комиссией по канонизации святых, сообщает пресс-служба Музея Андрея Рублева. Центральным мероприятием направления станет конференция « Прославление и почитание святых», работу которой возглавит епископ Троицкий Панкратий, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, Председатель Синодальной комиссии по канонизации святых, наместник Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря. Куратором конференции станет протоиерей Владимир Воробьев, профессор, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, секретарь Синодальной комиссии по канонизации святых. Программа конференции: 1. Епископ Троицкий Панкратий, Председатель Синодальной комиссии по канонизации святых, наместник Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря. Вступительное слово. 2. Звягин Виктор Николаевич, д. мед. н., профессор ФГБУ «Российский центр судебно-медицинской экспертизы» Минздрава России. «Исследование монастырских и церковных захоронений с целью идентификации личности». 3. Протоиерей Александр Рычков, председатель Комиссии по канонизации святых Тверской и Кашинской епархии; Иванов Павел Сергеевич, кандидат философских наук, журналист, краевед. «Судьбы возвращённых мощей. К 75-летию возвращения мощей святой благоверной Анны Кашинской и преподобного Нила Столобенского». 4. Ульянов Олег Германович, д. ист. н., профессор, академик РАХ и РАЕ, заслуженный деятель науки. «Возлюбленный ученик преподобного Сергия: к 650-летию преставления преподобного Андроника (+1373)». 5. Иерей Сергий Папин, руководитель отдела по канонизации святых и историко-архивной комиссии Россошанской епархии, Воронежской митрополии. «Материалы к жизнеописанию протоиерея Николая Касьяновича Сильченкова».

http://ruskline.ru/anonsy/2023/01/03/v_m...

Закрыть «Идеи славянофилов для хранителей русских традиций» О цикле лекций 26.08.2020 489 Время на чтение 6 минут «Как символ, славянофильство вечно, ибо оно есть символическое выражение русского самосознания». отец Павел Флоренский В сборнике статей «Выбранные места из переписки с друзьями», изданном в начале 1847 года, Николай Васильевич Гоголь написал: «Если русских останется только один хутор, то и тогда Россия возродится» (1). Может быть, великий русский писатель просто пошутил, да и каким образом из хутора возродится Россия? Вспомним, что к началу XX века примерно 85% от всего населения Российской империи составляли малограмотные крестьяне, абсолютное большинство которых были носителями русского самосознания, пускай и на элементарном уровне. Многие крестьяне в лучшем случае имели образование церковно-приходской школы, мало читали, причем исключительно православную литературу, а театры, оперы и выставки не посещали. Откуда же у них русское самосознание? Достигалось это через духовную жизнь, которую вели крестьяне под руководством приходских священников и монастырских старцев – посещением церковных служб, соблюдением постов и молитвенных правил, чтением духовной литературы с описаниями жизни святых, главным образом - русских святых (2). Среди святых особое внимание уделялось чтению жизнеописаний – Владимира Крестителя, князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, митрополита Илариона, Андрея Черниговского, Андрея Смоленского, Александра Невского, Сергия Радонежского, Димитрия Донского, Иосифа Волоцкого, Нила Сорского, Димитрия Ростовского, патриарха Гермогена, Серафима Саровского. Кто эти святые? Творцы русского самосознания, их подвиги, дела их соратников и последователей и стали культурно-историческими компонентами русских традиций, которые крестьяне усваивали в процессе чтения патериков и слушания Священного Писания на службах в храмах. Но основой русских традиций были духовные идеалы, которые формировали фундамент русского самосознание – братолюбие, милосердие, нестяжание, трудолюбие, стремление к духовному совершенству, миротворчество и соборное единство. Совокупность этих идеалов, воплощенная в примерах земной жизни святых, была основой для формирования русского самосознания у крестьян и многих представителей образованного общества.

http://ruskline.ru/analitika/2020/08/26/...

И святые епископы в пещерах положены 20. Святый Лаврентий епископ Туровский Затворник Печерский, епископ Туровский, преемник св. епископа Кирилла; жил в XII веке. О нем упоминается во втором послании чернеца Поликарпа к архимандриту Печерскому Акиндину (Викторов, Киево-Печерский Патерик, стр. 86). Память 29 января. Мощи в Антониевой пещере. По «Иконописному подлиннику»: «подобием надсед, брада аки Богословля, раздвоилася, клобук на плечах, риза преподобническая, бос». 21. Святый Симон епископ Суждальский По Суздальскому летописцу он значится третьим епископом Ростовской области, а по Ростовскому летописцу – пятым. В обоих этих летописцах он следует после Ефрема епископа в 1092 г. Мощи почивают в Антониевой пещере. В расходных книгах Суздальского архиерейского дома за 1762 год записано, что память о блаженном епископе Симоне в Суздальской соборной церкви совершалась торжественно 10 мая, в день его преставления, в который и ныне церковь прославляет Симона епископа Владимирского, почивающего в Киевских пещерах. (История Владимирского Каф. Усп. собора, соч. прот. А. И.Виноградова , стр. 39–41). У Барсукова пропущен. 22. Святый Дионисий епископ Суждальский а прежде бывый Нижняго Новаграда Печерскаго монастыря архимандрит, преставися в лето 6893 месяца иуния в 26 день Святый Дионисий, в мире Давид, ископал себе пещеру на берегу Волги, в 5 верстах от Нижнего Новгорода «идеже трудолюбно подвизася, и монастырь честен состави, зовомый Печерский монастырь» (Степ. книга, 1, 528). В этом монастыре сохраняется икона Божией Матери с предстоящими Антонием и Феодосием, принесенная Дионисием из Киева. Это дает повод преосвященному Филарету предположить, что Дионисий пострижен был а иночество в Киеве и отсюда «принес на берега Волги любовь свою к пещерной жизни» (Р. Свят., окт., стр. 232). В 1374 году от св. митрополита Алексия хиротонисан епископом в Суздаль, в 1382 году получил в Царьграде от патриарха Нила сан архиепископа, а в 1384 году от него же – достоинство митрополита Всероссийского, но на обратном пути в Киев схвачен князем Владимиром Ольгердовичем, как посвященный без его согласия, и послан в заточение, где и ум. 15 октября 1385 года, и погребен в пещерах. 23. Святый Меркурий епископ Смоленский

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Иеромонах Арсений познакомил Россию с древнегреческими философами 10 июня 1649 года из Москвы, «по государеву цареву и великого князя Алексея Михайловича Всея Руси указу», выехал в большое путешествие по Востоку иеромонах Арсений. Более 10 лет провел он в странствиях, выполняя важные государственные поручения. Побывал в Грузии, Молдавии, Малой Азии, в долине Тигра и Евфрата, в Палестине, на берегах Нила, в Греции, на островах Греческого архипелага. Антон Путилович Суханов был сыном обнищавшего дворянина, который, по словам самого Суханова, был «беден и худ, волочился меж двор на Туле» – то есть скитался по тульским имениям и жил за счет богатых знакомых. Любознательному юноше оставалась только одна дорога – в монастырь. Монашеская келья представлялась ему тогда единственным выходом из бедственного положения. Из монастыря в путь В Голутвином монастыре Коломны Суханов, сменивший мирское имя Антон на монашеское Арсений, постигал книжную премудрость. Вскоре он уже прекрасно владел греческим, латинским и польским языками, стал широко образованным человеком своего времени. Знание иностранных языков впоследствии очень пригодилось ему в странствованиях по Востоку. Он прошел длинный путь служения русской церкви: был архидьяконом и личным секретарем патриарха Филарета, распорядителем Московского Богоявленского монастыря, келарем Троице-Сергиевой лавры и даже заведующим Московским печатным двором. В 1637 году в составе русского посольства он был направлен в Кахетию (Грузию), откуда вернулся лишь через три года. В 1649 году в Москве гостил иерусалимский патриарх Паисий, который указал царю Алексею Михайловичу и московскому патриарху на многие отступления русского богослужения от чинов и обрядов восточной церкви. Тогда и было решено послать на Восток верного человека, который бы изучил вопрос на месте. И это поручение было возложено на монаха Арсения. В июне 1649 года вместе с Паисием он отправился в путь через Молдавию, Валахию, Украину. Ему дважды приходилось возвращаться в Москву – первоначально из Ясс, а затем с Афона.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Suhano...

Иже во святых отца нашего Иоанна, Патриарха Александрийскаго, Милостиваго и преподобнаго отца нашего Нила Постника На Господи, воззвах: стихиры, глас 4. Подобен: Дал еси знамение: Расточив, раздал еси требующим хлеб твой,/Иоанне чудне,/милостию подобяся милостивнейшему, преподобне, Владыце./Тем твоя пребывает истинно во век память, святе,/юже верою празднующия/твоими молитвами спасай искушений же и скорбей,/иерарше всебогате. Твою чистоту,/и ума правость, и нрав Божественный/Видяй, тайная провидев,/возводит на величайший престол,/помазав миром тя, мудре, и совершив,/и паствы кормила яве вручив,/юже ко пристанищу направил еси Божественнаго хотения,/Иоанне Богоглаголиве. Вся прошения твоего сердца/Господь, досточудне, подаде,/вся бо соблюл еси законоположения спасительная./Бога бо всеконечно/и ближняго, Богоблаженне, яко тебе самаго, возлюбил еси/и требующия удоволил еси:/сего ради тя днесь, Иоанне, почитаем. Ины стихиры преподобнаго, глас 8. Подобен: Что вы наречем: Что тя ныне наречем, святе?/Реку, исходящую от мысленнаго Едема,/поток от Бога подаемых даров,/наводнение учений благодати,/чашу мудрости и знания,/молебника крепчайшаго, учителя действительнейшаго./Моли спастися душам нашим. Что тя возъименуем, преподобне?/Земледелателя безсмертных, блаженне, садов,/садоделателя разумнаго рая верных,/законов Богоданных искуснейшаго толковника,/догматов Богодуховных ведателя,/сказателя благоестественнейша/и наказателя довольнейша./Моли спастися душам нашим. Что тя ныне нареку, чудне?/Уставоположника сопружества, целомудрия правителя,/наказателя монашествующих и девства путевожда,/праведно обоим меряща,/яко искусом прошедша обоя./Многа твоя деяния/и о Бозе твое пощение./Моли спастися душам нашим. Слава, глас 2. Анатолиево: Милости источник требующим умножает/благосострадательныя щедроты,/Иоанн, Христов подобник,/великий пастырь Александрян и светило./Приидите, насытимся, нищии духом,/подражающии того тихости,/любоблагоутробным бо нравом/Христа странствовавшаго чрез нищия угостив,/яко древле Авраам, блаженства удостоися/и со дерзновением молится/помиловатися душам нашим.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЛЯЦИЙ [лат. Allatius, итал. Allacci] Лев (1586 или 1588, о-в Хиос - 18.01.1669, Рим), греч. эллинист и эрудит, один из основателей византиноведения, автор многочисленных трудов в области филологии и истории, католич. богослов. Родился в семье правосл. греков, Николая Вестарха и Севастии Невриди; в возрасте 10 лет был увезен в Италию, в 1599-1610 гг. учился в греч. коллегии в Риме (см. Афанасия св. коллегия ), став ревностным католиком. Нек-рое время занимал пост генерального викария при лат. епископе Хиоса (не принимая сана). Вернувшись в Рим, занялся медициной; с 1619 г. связал свою жизнь с папской Ватиканской б-кой , где занимал должности от простого писца (scriptor graecus) до главного хранителя (primus custos; 1661). Знаток античной классики и издатель греч. текстов (среди к-рых editiones principes «Жизнеописания Гомера» Прокла, «Семь чудес» Филона Византийского и др.), А. много сделал и для изучения визант. авторов. В частности, он впервые издал полную редакцию хроники Георгия Акрополита , снабдив ее лат. переводом. До наст. времени не потеряли своего значения т. н. «диатрибы» А., представлявшие собой своеобразные каталоги авторов, носивших одинаковые имена (Пселлы, Георгии, Симеоны, Нилы, Никиты, Филоны, Феодоры), с указанием рукописей, содержащих их сочинения. Не менее значителен вклад А. в изучение патристики: им были изданы и переведены сочинения Оригена (первые издания многих его гомилий), святителей Евстафия Антиохийского , Мефодия Олимпийского , Кирилла Александрийского , преподобных Нила Анкирского , Иоанна Дамаскина . А. одним из первых разработал совр. методы филологической критики и эмендации (исправления) текстов посредством их внутренней оценки и сличения списков. В своих собственных сочинениях, посвященных проблеме расхождений между Православием и католичеством, А. стремился сгладить их в духе унионистской политики Римского престола. Основным трудом по этому вопросу стал трактат «О вечном согласии Западной и Восточной Церквей» в 3 книгах.

http://pravenc.ru/text/114858.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БРУНО КВЕРФУРТСКИЙ [Бонифаций; лат. Bruno Querfordensis] (ок. 974, Кверфурт, Саксония - 9.03.1009), сщмч. (пам. зап. 15 окт., 19 июня), миссийный архиепископ, агиограф. Происходил из знатного восточносаксон. рода, учился в школе при магдебургском кафедральном соборе, с 995/97 г. состоял в придворной капелле имп. Оттона III , с к-рым был очень близок. Сопровождая императора, в 996/98 г. Б. К. попал в Рим, где под впечатлением мученической кончины пражского еп. сщмч. Адальберта († 997) поступил в греко-лат. мон-рь в честь святых Алексия и Бонифация (Вонифатия) на Авентине, в к-ром ранее пребывал и св. Адальберт. Возможно, именно здесь Б. К. принял (монашеское?) имя Бонифаций. В Италии он оказался под влиянием идеологов и практиков пустынножительства - св. Нила Нового, бывш. игумена греч. мон-ря в Россано, в 990-е гг. подвизавшегося в одном из дочерних обителей мон-ря Монте-Кассино , и блж. Ромуальда (буд. основателя конгрегации камальдулов ). Покинув Рим, видимо, после восстания там против Оттона III в февр. 1001 г., вместе с блж. Ромуальдом Б. К. принял участие в создании общины пустынножителей близ Равенны, где вместе с императором разрабатывал миссионерские планы с исходной базой в Польше. После внезапной кончины Оттона в 1002 г. Б. К. заручился поддержкой этих планов со стороны папы Сильвестра II , к-рый вручил Б. К. архиепископский паллий и просил нового герм. кор. Генриха II санкционировать рукоположение Б. К. в archiepiscopus gentium, т. е. миссийного архиепископа без определенного диоцеза. Рукоположение состоялось в 1004 г., однако вспыхнувшая польско-нем. война вынудила Б. К. изменить первоначальные намерения и посвятить себя миссионерским трудам в Венгрии, среди т. н. черных венгров (вероятно, трансильванских секеев) (1004-1007). Есть нек-рые основания полагать, что в 1005-1006 гг., в период краткого мира между Германией и Польшей, Б. К. из Венгрии совершил поездку в Польшу, где встречался с польск.

http://pravenc.ru/text/153497.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГУРИЙ (Тушин Григорий Иванович; 50-е гг. XV в.- 8.07.1526, Кириллов Белозерский мон-рь), мон. Кириллова Белозерского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря , ученик прп. Нила Сорского, книгописец. Происходил из старомосковского рода Морозовых (приходился двоюродным дядей дворецкому вел. кн. Иоанна III Васильевича Михаилу Яковлевичу Морозову Русалке), фамильное прозвище получил по прадеду - Василию Туше, ближайшие родственники к-рого Чоглоковы (потомки его брата Семена Чоглока) в XVI в. были помещиками Торопецкого у. ( Зимин А. А. Формирование боярской аристократии в России во 2-й пол. XV - 1-й трети XVI в. М., 1988. С. 234-242). В историографии (напр., в работах Н. А. Казаковой ) Г. иногда ошибочно относят к роду Квашниных. В 1478 или 1479 г. Тушин принял от игум. Нифонта постриг в Кирилловом Белозерском мон-ре, в к-ром жил до самой смерти. В 1484 г. 9 месяцев являлся игуменом обители. Его избранию предшествовали следующие события. В кон. июля 1483 г. 15 кирилло-белозерских «больших старцев» покинули мон-рь и вернулись туда лишь через полгода, по грамоте ктитора - верейского кн. Михаила Андреевича. Прп. Иосиф Волоцкий в «Отвещании любозазорным», включенном в его духовную грамоту, объяснял этот уход протестом старцев против деятельности игум. Серапиона, нарушавшего предания основателя обители (ВМЧ. Сент. Дни 1-13. Стб. 551). После того как Серапион был князем изгнан, настоятелем стал Г. Главным деянием Г. на этом посту было возвращение вел. кн. Иоанну III Васильевичу до 30 деревень и починков в Вологодском у., пожалованных верховным правителем мон-рю, и испрошение взамен них «оброку житного». Эти события трактуются в исторической лит-ре неоднозначно. Н. К. Никольский в соответствии со свидетельством прп. Иосифа и с учетом позднейшей судьбы и взглядов Г. усматривал в избрании последнего победу противников расширения монастырской вотчины ( Никольский. С. 173-175). Я. С. Лурье, отрицая земельно-вотчинную подоплеку конфликта, видел в нем проявление борьбы сторонника вел. князя (игум. Серапион) против приверженцев удельного князя («большие старцы» и Г.) ( Лурье. 1960. С. 307-308), для чего нет достаточных оснований (ср.: Казакова. 1970. С. 246-247). По-видимому, Г., имея предрасположенность к созерцательной жизни и занятиям книгописанием, не чувствовал призвания к руководству большой обителью, поэтому отказался от него, вероятно, при первой же возможности.

http://pravenc.ru/text/168384.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ДУХОВНЫЕ ОТВЕТЫ» ж. (информационный сборник), издаваемый с 1995 г. Тверской старообрядческой общиной при московском храме свт. Николы Чудотворца (Русская православная старообрядческая церковь (РПСЦ); см. Белокриницкая иерархия ), в 1995-2003 гг. выходил при участии ж. «Родина». С 2003 до 2006 г. ж. «Д. о.» не издавался. Тираж издания колеблется от 500 до 1 тыс. экз. «Д. о.» был задуман как серия брошюр гл. обр. для переиздания не потерявших значения материалов из старообрядческих журналов разных согласий ( «Церковь» , «Старообрядческая мысль», «Златоструй», «Щит веры», «Старообрядец»), опубликованных в нач. ХХ в.; большое значение отводилось рубрике «Ответы на вопросы читателей». Впосл. журнал увеличился в объеме, изменилось его содержание. В 1996-2003 гг. в нем появились рубрики: «Старообрядческие гектографы», «Слово пастыря», «Прение о вере», «Приходская жизнь», «Взгляд на проблему», «Лето Господне», «Среди книг» «Воспитать христианина», «Поминайте наставники ваша», «Внесем ясность», «Былое». Постоянной была рубрика «Ответы на вопросы читателей». Среди наиболее важных материалов, опубликованных в «Д. о.», в первую очередь необходимо назвать подборку текстов «К 150-летию Белокриницкой иерархии». В нее вошли «Краткая история об основании старообрядческого святительского престола, состоящего в Австрии...» белокриницкого инока Корнилия, одно время считавшаяся утерянной (1996. Вып. 5. С. 20-30), ранее не публиковавшееся соч. инока Лаврентьевского мон-ря Нила «Произшествие господина Амвросия митрополита...» (1996. Вып. 6. С. 35-57), основанный на документах из австр. архивов доклад историка М. Крамера «Основание старообрядческой митрополии в Белой Кринице на Буковине и пребывание св. митрополита Амвросия в Австрии» (1998. Вып. 9. С. 82-127). В «Д. о.» публикуются апологетические и полемические старообрядческие сочинения (воспроизводятся издания на гектографе или малотиражные издания нач.

http://pravenc.ru/text/180667.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010