Глава вторая. Чин мироварения и мироосвящения Употребляющееся при Таинстве миропомазания, при освящении храмов, и при помазании государей на царство, Св. миро, приготовляется и освящается теперь у нас, в России, в двух пунктах – в Москве 315 и Киеве 316 . Современный наш чин мироварения и мироосвящения вошел у нас в практику со времени патриарха Иоакима, который в 1683 г. приказал перевести с греческого на славянский язык «Чин сочинения и освящения святого мира, из коих вещей составляется, и как строится, и в кое время, и как святится оное предорогое и великое миро» 317 . В XVI и XVII вв. (до патриарха Иоакима), мироварение и мироосвящение совершалось у нас на Руси по иному (сравнительно с современным) уставу. На основании бывших в нашем распоряжении четырех списков этого Устава 318 мы и постараемся представить полную картину приготовления и освящения мира в старой Руси в указанное время 319 . Прежде самого мироварения, требовалось приготовить соответствующую печь и поставить ее «на месте непроходнем» 320 , а над нею нужно было утвердить котел новый и чистый. И то, и другое освящалось. В Лазареву субботу начинали приготовлять необходимые для мироварения составы, «толчи зелия». На Вербное Воскресение уже нужно было просеивать эти зелья, «черствыя опрочь, а мягкии опрочь«. Реестр благовонных веществ, употреблявшихся для составления мира, в поименованных рукописях помещается в конце чинопоследования. Находим удобным сказать о составных частях мира теперь. Рассматриваемые рукописи, кроме деревянного масла и вина, указывают 15 благововных веществ, для составления мира. Вот перечень их по рукописям: «змирно, то имя ему гречески и русски; абри (абар 321 ), то имя ему и гречески, и русски; Ливан, а русски – белый ладан; кинамомон, а русски – корица; кариофалон 322 , а русски – гвоздика; маскокаридон, а русски – орешки мускатные; родостагман, а русски – гуляфна вода, сиречь цветная (розовая вода); москокоридиоанфос, а русски – мошкатняго орешка цвет; пирофрон 323 , то имя ему и гречески, и русски; зинзивер 324 , а русски – непряное корение; ипери 325 , а русски – перец; мускус, той гречески и русски; асар, здесь растет под лезгою трава, лист у нея плоск и кругловат, как грош 326 , иреони 327 благоуханного мирновой цвет; касиа, а русски – дивий мед». Требовалась наличность всех указанных зелий, «а без одного ничтоже не можеши чинити». Всех этих веществ клали поровну, всего «30 гривенок». На это количество зелий полагалось 5 ведер вина и 5 ведер масла.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Priluc...

#ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть На Патриарха всея Грузии Илию II готовилось покушение; в Русской Православной Церкви заявляют о беспрецедентности происходящего 15:21 13.02.2017 1651 Сегодня Патриарх всея Грузии Илия II в Берлине успешно перенес операцию на желчном пузыре. Он находится в отделении интенсивной терапии, сообщает РИА Новости. Но перед подготовкой к операции грузинская телекомпания «Рустави 2» сообщила со ссылкой на источники о возможной попытке отравления Предстоятеля Грузинской Церкви. Охрана была усилена, главу службы его безопасности допросили, а глава службы по управлению имуществом Патриархии арестован, сообщает канал. Как сообщает «Рустави 2», в пятницу, 10 февраля, в аэропорту Тбилиси был задержан руководитель службы по управлению имуществом Патриархии и директор медицинского центра святых Иоакима и Анны отец Георгий Мамаладзе, который направлялся к Патриарху в Германию. Тбилисский городской суд подтвердил СМИ, что санкционировал арест священника. По данным прокуратуры, отец Георгий Мамаладзе пытался перевезти ядовитое вещество цианид в Германию.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/02/13/na...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Дорофей (Маммелис), митр. Прусы (Маммелис) († 6.03.1921), митр. Прусы (совр. Бурса, Турция), с 1918 по 1921 г. Местоблюститель Патриаршего престола К-поля. Происходил из сел. Сийи (совр. Кумьяка, Турция) в М. Азии. По рекомендации митр. Халкидонского Каллиника поступил в богословскую школу на о-ве Халки, к-рую окончил в 1883 г. Назначен директором народных школ в районе, прилегающем к Золотому Рогу в К-поле, впосл. архидиакон и протосинкелл Халкидонской митрополии при митрополитах Каллинике и Иоакиме. В 1892 г. по рекомендации митр. Ираклийского Германа единогласно избран Свящ. Синодом К-польского Патриархата епископом Каллиупольским и Мадитским. 7 дек. 1895 г. возведен в сан митрополита Гревенского. В 1899 г., в Патриаршество Константина V (1897-1901), введен в состав Свящ. Синода, участвовал в повторном избрании патриарха Иоакима III (1901). 18 сент. 1901 г. переведен на Никопольско-Превезскую кафедру. В 1908 г. повторно введен в состав Свящ. Синода. 25 окт. того же года переведен на кафедру г. Пруса в сане митрополита. В 1912 г. вновь избран членом Свящ. Синода; тогда же назначен председателем Постоянного национального смешанного совета (синодальный орган, существовавший до 1923, состоявший из 4 архиереев и 8 мирян; возглавлялся 1-м по чести митрополитом, решал вопросы экономического характера) и оставался на этой должности до апр. 1914 г. При новом патриархе Германе V (1913-1918) был введен в состав Свящ. Синода и назначен руководителем Высшей школы греч. общины Османской империи, Духовного суда и жен. школы Заппион. 12 окт. 1918 г. Герман V отрекся от Патриаршего престола вслед. народных волнений в связи с изгнанием тур. правительством греч. населения из М. Азии. Патриарх Герман принял это решение под влиянием Д., к-рый и был избран Местоблюстителем Патриаршего престола с перевесом в 1 голос. На этой должности он оставался до смерти, и это был самый длительный со времени падения Византийской империи период вдовства К-польской кафедры.

http://pravenc.ru/text/180261.html

Μ. Пирар Pirard M. ββ σακ Σρου, Λγοι σκητικο. Κριτικ κδοση. ερ Μον βρων, γιον ρος 2012. Греческий текст «Слов подвижнических» аввы Исаака впервые был издан в Германии, в Лейпциге, в 1770 г. Работу над текстом выполнил образованнейший иеромонах Никифор Феотокис 1 . Текст его издания часто неясен и полон ошибок. Феотокис использовал в качестве оригинала текст единственной рукописи Constantinopol Folitanus, Magnae Scholae 37 (XIV в). В отдельных местах он обращался к рукописи Constantinopol Folitanus, Magnae Scholae 30, (XIV в., за исключением некоторых листов, датируемых XVII в.), из которой он цитирует многочисленные варианты внизу страницы под меткой – Τ Ε. X. (от греч. τ τερον χειργραφον – иная рукопись). Изданный текст подобен раздробленной скульптуре или пострадавшей от времени картине, которая покрыта толстым слоем пыли. В его предисловии Феотокис выражает следующее мнение, весьма, впрочем, уничижительное, о языке своего текста: «Этот перевод слов кажется нам в большой степени испорченным просторечием, в некоторых случаях выспренностью и уж точно совершенно не соответствующим грамматическим правилам. Поэтому во многих словах встречается неясность, которую мы по согласию Блаженнейшего Патриарха [Ефрема Иерусалимского] и по его владычнему решению, а совсем не по собственному выбору (если кого это интересует) убирали из текста там, где это было возможно и насколько это было возможно, стараясь прояснить смысл, весьма много исправив невежественных и достойных исправления ошибок» 2 . Святитель Филарет, митрополит Московский, писал об этом: «Переводчик был, видно, недостаточно образован и не знал правил грамматических, по каковой причине путал слова, а вместо подходящих выражений он записывал неверные, темные слова. От переписчиков также добавились ошибки и невозможные слова» 3 . В 1895 г. архимандрит Иоаким Спецерис опубликовал в Афинах текст «Подвижнических Слов», к которым он лишь прибавил в названии книги следующие слова: νατυπομενα πιμελε ωακεμ Σπετσιρη ερομονχου – «переизданы в редакции иеромонаха Иоакима Спецериса». Эта добавка ввела в заблуждение некоторых авторов, решивших, что речь шла о переиздании или даже о втором издании сборника, опубликованного в 1770 г. Феотокисом. Необходимо с полной уверенностью сказать, что дело обстоит совершенно иначе. Проведенное мною сличение этих двух изданий позволило выявить в издании 1895 года примерно 500 лишних ошибок сравнительно с изданием 1770 г., которые не сводятся к простым типографским опечаткам.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/kr...

М.М. Бернацкий Освящение поминальных частиц в контексте спора о времени пресуществления Святых Даров, состоявшегося в последней четверти XVII в. Источник Публикация представляет собой текст раздела «О частицах, изъемлемых в проскомидии» по основным рукописям «Остена» и «Щита веры» – богословско-полемических сборников, созданных по указу патриарха Московского Иоакима и призванных быть официальным («Щит веры») аргументированным опровержением неправославного мнения о времени пресуществления Святых Даров и других заблуждений, содержавшихся как в печатных южнорусских книгах XVII в., получивших в Москве широкое распространение вследствие присоединения Малороссии к Московскому государству, так и в сочинениях московских богословов, находившихся под влиянием этих книг. В предисловии к публикации рассматривается история появления раздела «О частицах...», а также приводятся различные письменные высказывания по вопросу о природе поминальных частиц, имевшие место в ходе спора о пресуществлении Святых Даров, произошедшего в последней четверти XVII в. в Москве. В рамках спора, разгоревшегося в последней четверти XVII в. в Москве между партиями «грекофилов» и «латинствующих», не только рассматривался центральный вопрос о времени пресуществления Святых Даров на Божественной литургии и связанный с ним вопрос о поклонении Телу и Крови Христовым, но была также затронута проблема природы литургийных частиц, вынимаемых на проскомидии в память святых и в поминовение живых и усопших – прелагаются ли они в Тело Христово, или нет. К сожалению, эта проблема оказалась вне поля зрения многочисленных работ, посвящённых истории указанного спора, его богословскому и социально-историческому анализу 1 , – и, таким образом, требует особой разработки. Обращение к данной проблеме оправдано также и интересом, возникшим благодаря некоторым недавним публикациям, посвящённым историческому происхождению и богословскому значению поминальных литургийных частиц 2 . Настоящая публикация посвящена лишь изданию небольшого раздела официальных полемических памятников XVII в. «Щит веры» и «Остен», где рассматривается вопрос о пресуществлении частиц.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Разделы портала «Азбука веры» ( 13  голосов:  4.2 из  5) Отзыв о книге «И воззрят на него, которого пронзили» " Покаянные " радения по методу " схимонаха Иоакима " На днях одна раба Божия предложила мне ознакомиться с брошюрой заезжего схимонаха, полученной ею от него самого. — А почему мне предлагаете её? – Спрашиваю. – Просто почитать для удовольствия или какие-то сомнения она вызвала у вас? — Нет, — ответила она, — никаких сомнений не было, напротив, очень полезная для нас, женщин, книга, но, может, Вы, батюшка, своё мнение имеете… Оказалось – имею. Причём очень нелицеприятное. Но всё по порядку. Брошюра называется «И воззрят на него, которого пронзили». Издана якобы по благословению Иерусалимского патриарха Иринея. Тираж 30 тыс. экземпляров, вышло второе издание. Автор – некий схимонах Иоаким. Вот что мы можем узнать о его личности из текста самой брошюры: в миру он — бывший врач Анатолий Львович Малинский. «В 1977 г. я работал в больнице 10 города Иркутска, где лечил больных нетрадиционными методами. Я учил больных нажимать на определённые точки на теле, чтобы происходили выкидыши.» (с. 25). На исповеди он получил от старца епитимию вымаливать абортированных младенцев. Постриг принял в Иерусалиме, в Святогробском братстве. Став странником, он в 1989 г. попал в город Минеральные Воды на могилку старца Феодосия Кавказского. Там некая девочка научила его непрерывно и благодатно молиться молитвой «Богородице, Дево…». После этого он стал таким великим молитвенником, что стал проводить массовые моления, в результате которых убитые во чреве младенцы начинали являться родителям-убийцам и благодарить за молитвы. «Этой молитвой мы выпрашивали мир у Господа» (с. 27). Так, в Набережных Челнах было остановлено землетрясение и наводнение, во время совместных молений прекращались самоубийства и даже помыслы о них у родственников молящихся, «из богоборцев становились боголюбцами» (с. 47), через три дня молитв муж соглашался венчаться, дочери находили суженых, люди выздоравливали, даже засохшая елочка, стоящая в ведре с песком, зазеленела! Видения также регулярно сопровождают молящихся.

http://azbyka.ru/fiction/i-vozzryat-na-n...

Разделы портала «Азбука веры» ( 2  голоса:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 81. Пост супружеский О регламентации супружеских отношений. Формирование традиций Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи! Сегодня мы начнем наш разговор с вашего вопроса: «Учительное известие» предписывает перед Причащением воздержаться от супружеского совокупления в течение чуть-ли не целой недели, а что говорят на этот счет каноны? В дополнение к этому вопросу я проинформирую вас еще, что согласно «Учительному известию» всякий имеющий жену не только перед причащением или литургисанием должен воздерживаться от общения с ней несколько дней, но и после. Правда, не сказано сколько, что дает свободу для фантазий. И ко мне как-то приходил молодой священник с озадаченным видом и вопросом, в связи с тем, что ему его духовник благословил воздерживаться от супружеского общения 3 дня до и 3 дня после служения Литургии, ссылаясь как раз на «Учительное известие». Ну, кроме того, что у этого духовника видимо туго с математикой (ибо священник служит, как правило, не один раз в неделю), для меня еще одним объяснением данной рекомендации является то обстоятельство, что он монах, а потому не понимал, о чем говорил. Ведь не случайно, наша церковная власть, начиная с XVII века решительно (различными указами) запрещает монахам исповедовать мирских людей и наоборот, но ведь нашему народу всякие там указы не указ. Здесь вы можете не выдержать и воскликнуть, а «Учительное известие» разве не указ? В том то и дело, что не указ, потому что этот текст соборно никогда не обсуждался. Его составлением по благословению патриарха Иоакима с целью дать практическое руководство священнослужителям занимался чудовский инок Евфимий (московский книжный справщик). Однако патриарх так и не смог познакомиться с ним, умерев в 1690 году. И его преемник, патриарх Адриан также не прочитал составленную Евфимием инструкцию. Но, несмотря на то, что «написание сие никем не свидетельствовано», оно, будучи напечатанным при Служебнике, было воспринято как однозначно авторитетное, а его нормы стали общеобязательными для многих поколений русских священников, не знавших истории его появления…

http://azbyka.ru/video/81-post-supruzhes...

свящ. Епифаний Кузнецов Деятельность Забайкальской духовной миссии за сорокалетие ее существования (с 1860 по 1890 гг.) Источник История миссионерства в Забайкалье резко разделяется на три периода, Первый период с 1681 года, когда по повелению царя Феодора Алексеевича и благословению патриарха Иоакима были посланы в Даурию первые 12 иноков-миссионеров во главе с иеромонахом Феодосием, – и до 1764 года. Этот период ознаменован энергичной и сравнительно весьма плодотворной деятельностью миссии. В это время было крещено много мунгалов (бурят), оставивших после крещения кочевую жизнь и образовавших во многих пунктах нынешней Забайкальской области на землях, принадлежащих миссии, правильные селения. Под благодетельным влиянием миссии, эти новокрещенные вскоре усвоили христианское учение и вместе с тем подчинились русскому влиянию, так что давно уже забыли и о своем инородческом происхождении. – Второй период Забайкальского миссионерства с 1764 по 1861 гг. – период полного упадка миссии. С отобранием в казну земель у монастырей в 1764 г., миссия лишилась главного источника своего материального благосостояния, и потому не имела возможности ни содержать хороших благовестников Слова Божия, ни оказывать необходимой поддержки новокрещенным в деле колонизации и просвещения. Вследствие этого миссия распалась, и дух миссионерства в Забайкалье почти совершенно угас. Если за указанный период и были обращения в христианство , то единичные, случайные и обязанные не деятельности миссии, а преимущественно сближению туземцев с русскими и влиянию принявших христианство в первый период. – Наконец, в 1861 году миссия была восстановлена и с этого времени начинается третий период ее существования. В это время, специально в целях миссионерства, было учреждено за Байкалом викариатство Иркутского архиепископа. Миссия получила правильную организацию и с новыми силами начала свою деятельность. В настоящее время истекает 40 лет существования восстановленной миссии, а потому вполне благовременно оглянуться за означенный период и посмотреть, что сделала миссия за истекшее время, как она стремилась осуществить свою задачу и насколько выполнила свое назначение.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/dejate...

См. также: Увет духовный Афанасия Холмогорского В православной полемической литературе против раскола видное место занимает «Увет духовный», обязанный своим появлением раскольничьему бунту 1682 года под предводительством Никиты Пустосвята. Раскольники, поднимая восстание, надеялись одержать верх над православными, надеялись убедить патриарха Иоакима оставить «новую» веру и возвратиться в старую дониконовскую. Но случилось противное тому, чего они ожидали; публичные прения ( 5 июля 1682 г.) в Грановитой палате между православными пастырями и раскольниками, в присутствии царского семейства, бояр и выборных, ирения, которых так желали и домогались раскольники и на которых так сильно надеялись, привели совсем к противоположным результатам. Предержащая власть поняла к чему стремятся вожаки раскола и стала действовать за одно с духовной властью против раскола. В то время как гражданская власть предпринимала с целью пресечения деятельности раскольников меры «наказующия», действовала «прещением и наказанием», власть духовная предпринимала меры нравственного свойства, заботилась об исправлении раскольников «молением и учением». – Так с этой целью на московском печатном дворе были напечатаны 1 особые «поучения» против раскольников – одно в количестве 600 экземпляров «в две тетради» и другое в том же количестве экземпляров размером «в четыре тетради», – и издано было особое полемическое сочинение «Увет духовный», «в нем же вся их (раскольников) прелесть, злоба же и безумство обнажится». В Грановитой палате 5 июля во время диспута православных с раскольниками, как известно, читана была особая раскольническая челобитная, составленная монахом Сергием вместе с другими своими единомышленниками – Семеном Калачниковым, Никитой Борисовым, Иваном Курбатовым и Саввой Романовым 2 , против которой, по мнению раскольников, православные не могли ничего сказать и должны были остаться безответными. Стрельцы пришли в изумление, когда она была им прочитана (еще до 5 июля); «от роду не слыхали мы такого слога и такого описания ересей в новых книгах, говорили они» 3 . Чтобы доказать ложность этого утверждения и вообще ложность всей челобитной, неосновательность тех обвинений русской церкви в неправославии, которые были высказаны в этой челобитной, духовною властью и был издан «Увет духовный».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАРК VI Патриарх Александрийский (до 1456(?) - ок. 1480(?)). Ввиду скудости источников по позднесредневек. истории Александрийской Православной Церкви идентификация и определение дат правления многих патриархов этого времени вызывают трудности. М. отсутствует в большинстве традиционных перечней патриархов, занимавших кафедру ап. Марка ( Le Quien. OC. T. 2; Лопарев . Каталог алекс. патриархов; Faivre J. Alexandrie//DHGE. T. 2. Col. 366-367), однако фигурирует в ряде других списков ( Grumel. Chronologie. P. 444: с годами Патриаршества 1459-1484(?); Nasrallah. Histoire. Vol. 3. T. 2. P. 58: с годами 1459 (?) - 1480). В 1456-1459 гг. в Леванте работала папская миссия М. Жибле, на которого была возложена задача убедить ближневосточных патриархов присоединиться к Флорентийской унии. В материалах миссии упоминается, что в 1456 г. еп. Хамы Иоаким (впосл. Иоаким III , патриарх Антиохийский) от имени Жибле вел переговоры с Александрийским патриархом М., а в 1458 г. М. встречался со своими Антиохийским и Иерусалимским собратьями в палестинском сел. Рама (Рамалла?), где 3 патриарха приняли унию с Римом. 20 мая 1459 г. вост. патриархи подписали обращение к европейским государям, содержащее призыв начать крестовый поход. 21 апр. 1460 г. в Риме Жибле от имени патриархов подписал акт об унии. Латинские переводы всей документации, связанной с миссией Жибле, хранятся в ватиканских архивах, однако уже с XVII в. ученые стали высказывать сомнения в аутентичности этих текстов, т. к. ближневост. политическая активность Римского престола в позднее средневековье привела к появлению множества апокрифов. В то же время сам факт пребывания на Александрийской кафедре в сер. XV в. патриарха по имени Марк не подлежит сомнению. Среди указов мамлюкских султанов, данных Екатерины великомученицы монастырю на Синае , есть документ от 15 июля 1459 г., подтверждающий владельческие права синайской братии и ее епископа Иоакима на все монастырские имения в Египте и Сирии и ограждающий Иоакима от к.-л. вмешательств в управление монастырскими делами и вакфами, в т. ч. со стороны «Маркуса ибн Аляма, патриарха христиан в Мисре [Египте] и Каире». Судя по имени отца патриарха, М. происходил из ближневост. мелькитов. Султанский указ свидетельствует о том, что патриарх пытался каким-то образом подчинить себе Синайского епископа и, возможно, обложить налогом товарооборот монастырского хозяйства.

http://pravenc.ru/text/2562232.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010