Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Д. Ф. Полознев. Московские патриархи Иоасаф II, Питирим, Иоаким и Адриан К оглавлению В историографии время после низложения патриарха Никона и завершения Большого Собора 1666–1667 гг., вплоть до упразднения патриаршества в 1700 г. отошло как бы в тень более ярких и драматических событий предшествующего периода. Если не принимать во внимание историю раскола, интерес к которому вызвало открытое противостояние приверженцев старой веры православной Церкви, в советское время исследованное как социальное явление, то мы насчитаем буквально несколько работ, касающихся преимущественно патриаршества Иоакима и Адриана и истории Собора 1682 г. И хотя некоторые пробелы восполняются по документам, изданным в составе «Актов Археографической экспедиции», «Актов исторических», «Древней российской вивлиофики», по «Описанию документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Правительствующего Синода» и др. и отдельным публикациям , в целом данный период еще не получил достаточно полного освещения и обобщения в научной литературе. Между тем на это время приходятся предстоятельства четырех последних патриархов: Иоасафа II (1667–1672), Питирима (1672–1673), Иоакима (1674–1690) и Адриана (1690–1700) и проведение ряда важных церковных Соборов в 1672, 1675, 1678 и 1682 гг. В эти же годы значительные потрясения испытали государство и общество. После кончины в 1676 г. царя Алексея Михайловича власть ненадолго перешла к Федору Алексеевичу (1676–1682), продолжившему реформаторские начинания своего отца. Период после краткого правления Федора и вплоть до воцарения Петра в 1689 г. отличался политической нестабильностью в связи с неясностью в вопросе престолонаследия. Царствование же Петра I, начало которого приходится на последнюю треть XVII в., ознаменовалось резким поворотом не только в государственной политике, но и изменением отношения к Церкви, пытавшейся сохранить традиционные религиозные и национальные устои, ведь даже реформы, начатые патриархом Никоном и весьма последовательно продолженные его преемниками, проходили под знаком борьбы с «новинами».

http://sedmitza.ru/lib/text/436206/

а) Великому господину, святейшему Иоакиму, патриарху московскому и всея Росии, Спасова Прилуцкого монастыря архимандрит Исаия, благословения твоего прося, челом бьёт. В нынешнем, государь, во 184 году, Января в 6 день, прислана твоя великого господина, святейшего Иоакима, патриарха московского и всея Росии, грамота ко мне, богомольцу твоему, за приписью дьяка Тимофея Симановского, а велено, государь, мне, богомольцу твоему, ехать в Кирилов монастырь и допросить, по святой евангельской заповеди Господней, архимандрита Никиту и строителя порознь: он архимандрит и строитель монаха Никона старцам такие речи, что они запасов ему монаху Никону на корм, без братского приговора, давать не смеют, а братья ничего давать не велят, – говорили ли? И если говорили: кто именно о том братья им говорят и бунтуют, и давать монаху Никону ничего не велят? Да его же архимандрита допросить: его же Никоновым старцам он архимандрит говорил ли, что де Никон к великому государю ни пишет, и у них де про то про всё есть ведомость? И буде говорил, с кем именно с его Никоновыми старцами говорил? и в которое время? и от кого ему архимандриту о том ведомость чинится? И старцы Корнила Затворников да Иосиф Собакин о том, что монаху Никону против государева указу запасов никаких не давать, говорили ли? и тем они в монастыре меж братии бунтуют ли? Да их Корнилу Затворникова, Иосифа Собакина о том расспросить накрепко: так ли они говорили, что, без братского приговора, монаху Никону никаких запасов давать не велят? или они говорили, что запасов ему, Никону, без указа великого государя не давать; а о даче де запасов у них в монастырь великого государя указ есть, и статьи, по чему чего давать, им даны; а сверх тех письменных статей, больше того давать ничего не велено? Да что они про то про всё скажут, и те их допросные речи, за их руками, велено мне, богомольцу твоему, прислать к Москве тотчас, не мешкая, и подать тебе, святейшему патриарху. И по той твоей, великого господина, святейшего Иоакима, патриарха московского и всея Росии, грамоте, я, богомолец, твой, в Кирилове монастыре его архимандрита Никиту и строителя старца Исаию и старцев Корнила Затворникова и Иосифа Собакина, порознь, против всех статей допрашивал; и что, государь, они по допросу сказали, и я, богомолец твой, те их допросные речи, за их руками, подклеив под сию отписку, послал к Москве с патриаршим служкой с Мишкой Терентьевым и велел подать тебе великому господину, святейшему Иоакиму, патриарху московскому и всея Росии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/de...

Замечание на 35-ю статью: о обливательном крещении Денисов обвиняет здесь св. церковь за принятие поливательного крещения. Но обвинение его столь разноречиво и неосновательно, что в нём скорее можно видеть оправдание учение церкви о поливательном крещении, нежели обвинение. Ибо Денисов прежде привёл из некоторых на юге, в Малороссии напечатанных Потребников, что вместе с погружением допущается и обливание, а потом в опровержение поливательного крещения приводит, между прочим, из книги «Щит веры», из поучительного слова Иоакима патриарха и из послания его к Лазарю, архиепископу Черниговскому, и от объявления о книгах малороссийских, что «обливание в крещении в книгах киевских латинского чина, а не восточного». Не явственно ли сам Денисов доказывает сим, что если в малороссийских книгах, хотя и не обдержно, но смотрительно (как и в Иовлевских Потребниках) допущено поливание, то патриарх Иоаким своею патриаршею властию сей недостаток исправил. А чтобы церковь принимала обливательное крещение во «всеобдержное действие» – этого и сам Денисов не доказал, напротив, сам же засвидетельствовал, что если где по какой-либо ошибке оно было допущено, то ошибка сия исправлена, как показывает пример патриарха Иоакима: ибо ни в каком издании Потребников не содержится наставления, чтобы крещение совершать чрез обливание. Кроме сего, о том, что церковь православная не только не приемлет поливательное, или покропительное крещение за обычай всеобдержный, но и зазирает приемлющих его за таковой, служит несомненным свидетельством изданное в 1849 году от всех патриархов вселенских и сущих под ними синодов «Окружное послание». В 22-м параграфе сего Окружного Послания говорится «о преданности и любви к церкви, возродившей нас не новоизмысленным окроплением, но божественною банею апостольского крещения», и в статье 12-й параграфа 5-го укоряются западные церкви за обдержное употребление в крещении окропления вместо погружения. Итак, возводить на св. церковь обвинение за содержание поливательного крещения не только несправедливо, но и есть явная клевета.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАКИМ Корсунянин († 1030), свт. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), 1-й еп. Новгородский. Судя по прозвищу, И. прибыл на Русь в числе др. «попов корсунских» вместе с равноап. кн. Владимиром (Василием) Святославичем после захвата последним Херсонеса (древнерус. Корсунь) в 988 или в 989 г. В 989 г. (дата условна; в нек-рых летописях указан 992) И. был поставлен епископом Новгородским, стал одним из крестителей Руси. По свидетельству НПЛ, в 989 г. он «прииде к Новуграду… и требища разруши, и Перуна посече, и повеле влещи в Волхово» (НПЛ. С. 159-160). По версии Никоновской летописи (20-е гг. XVI в.), новгородцы были крещены в 990 г. 1-м Киевским митр. св. Михаилом и епископами «Фотея патриарха», а также сподвижником св. кн. Владимира Анастасом Корсунянином и дядей князя Добрыней. В 992 г. И., поставленный на Новгородскую кафедру преемником свт. Михаила митр. Леоном , «прииде к Новугороду и достолная (оставшиеся.- Авт.) требища разори» (ПСРЛ. Т. 9. С. 64-65). Однако версия Никоновского свода должна быть признана недостоверной, в частности, потому, что свт. Фотий , К-польский патриарх, занимал кафедру во 2-й пол. IX в. В «Летописце новгородском церквам Божиим» XVII в. сообщается о 2 построенных И. в Новгороде в 989 г. храмах: деревянном 13-главом соборе Св. Софии и каменной ц. святых Иоакима и Анны (НовгорЛет. С. 173-174). В «Летописи Авраамки» кон. XV в. содержится известие о том, что И. одновременно со строительством Софийского собора в 998 г. «уряди себе монастырь Десятинный» (ПСРЛ. Т. 16. Стб. 40). Древнейшее летописание (НПЛ, ПВЛ) таких сведений не приводит. В НПЛ говорится лишь о том, что деревянный собор Св. Софии, стоявший над Волховом в конце «Пискупле улицы», сгорел в 1045 или в 1049 г., но, когда он был возведен, не сообщается (НПЛ. С. 16, 181). Каменный собор Св. Софии, освященный в 1050 г., имел придел во имя святых Иоакима и Анны, известный с нач. XII в. (НПЛ. С. 473), однако, существовала ли до этого времени церковь с тем же посвящением, не сообщается. Десятинный в честь Рождества Пресвятой Богородицы женский монастырь был основан, по всей видимости, не ранее XII в. Вероятно, отнесение Десятинного мон-ря к эпохе И. связано с возведением в то же время Десятинной ц. в Киеве и с Церковным уставом кн. Владимира, где говорится о десятине.

http://pravenc.ru/text/468869.html

Сивково. Церковь Спаса Преображения. Преображенская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Кирпичная, побеленая, асимметричная усадебная церковь. Выстроена на средства Т.П. Савелова в 1685-1687 годах, колокольня построена на средства П.А. Кропоткина по проекту Д.Г. Григорьева в 1828 году. Образец московского зодчества 2-й пол. XVII в., колокольня стиля ампир. К бесстолпному двусветному одноглавому четверику церкви с востока примыкает трехчастный алтарь, с юга придел, а с запада общая для храма и придела трапезная. Церковь перекрыта поздней купольной кровлей, на которой стоит крупный глухой барабан с главкой, над приделом поднимается декоративная луковичная главка. Декоративное убранство храма весьма богато: окна обрамлены разнообразными наличниками, углы обрамлены полуколонками, над сложным по форме карнизом декоративные кокошники, северный вход украшает перспективный портал. К трапезной с запада пристроена колокольня в три кубических яруса, увенчанная куполом со шпилем (утрачен). Главный престол Преображенский, южный придел Екатерининский. Внутреннее убранство в основном утрачено.  В 2001 году передана верующим, восстановительные работы только начаты. Техническое состояние тяжелое: свод трапезной обвалился, кровли сняты. Источник: сайт http://50rus.hramy.ru.  Сивково, сельцо Верейского уезда, в XVII ст. принадлежало думному дворянину Тимофею Петровичу Савелову, родственнику патриарха Иоакима. В 1684 г. 16 октября по дороге из Лужецкого в Колоцкий монастырь патриарх остановился в Сивкове и совершил закладку каменного храма во имя Преображения Господня, который строить и благословил Савелова, а в 1687 г. 20 мая снова прибыл сюда и освятил новопостроенный храм. Об этом запись сохранилась на деревянном кресте, имеющемся в ризнице. В храме, за правым клиросом, в стене есть деревянная дверь, которая ведет каменною лестницею в летнюю комнату патриарха Иоакима и в моленную, обращенную к иконостасу, а оттуда другой ход по сводам над трапезою каменною лестницею через западную стену на улицу. При храме каменная колокольня.

http://sobory.ru/article/?object=07960

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Чита Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… 52.033635; 113.501049 Россия, Забайкальский край, Чита Чита, Забайкальский край Россия Казанский кафедральный собор (Чита) Чита — город в Восточной Сибири, Российская Федерация. Административный центр Забайкальского края и Читинского района, образует муниципальное образование Городской округ «Город Чита». Население — 339 453 чел. (2015). Расположена в котловине у подножия сопок, на берегах реки Читы при её впадении в реку Ингоду. Климат резко континентальный. Содержание История православия [ править править код ] Первые русские пришли в Забайкалье в середине XVII века, и с этого времени Забайкалье вошло в состав Тобольской епархии. В 1664 году, согласно Сибирской «Киприановской» летописи, был основан Нерчинский Успенский мужской монастырь — первый русский монастырь за Байкалом. В 1681 году по указу царя Феодора Алексеевича и благословению патриарха Иоакима в Забайкалье, в Даурию, была отправлена первая организованная православная Духовная Миссия. Она состояла из 12 монахов из разных монастырей во главе с игуменом Темникова Сретенского монастыря (Тамбовской епархии) Феодосием; в тот же год ими был основан Селенгинский Свято-Троицкий мужской монастырь. В грамоте царя Фёдора Алексеевича и патриарха Иоакима (Савелова) от 1681 года Даурской Духовной миссии разрешалось «где приищут место, монастырь построить, и под монастырь земли отвесть из порозжих земель». Согласно этой грамоте, в 1682 году к монастырю отошла территория устья Селенги от хребта Хамар-Дабан до Селенги и до острова Нижнее Изголовье в дельте реки и вдоль побережья Байкала до Каменного мыса (ныне — Мысовая). В том же 1861-м году, когда был основан Троице-Селенгинский монастырь, в память о вероломно убитых русских послах и для совершения заупокойной о них молитвы вблизи их могил была основана Пустынь - подворье Троицкого Селенгинского монастыря. Первыми насельниками Пустыни были иеромонах Макарий, иеродиакон Триффилий и монах-старец Филарет. Трудами монашествующих была воздвигнута часовня во имя св.

http://azbyka.ru/palomnik/Чита

Пастырь и царство Радостно встречено было друзьями патриарха Иоакима вступление на престол его воспитанника и преемника. С удовлетворением восприняли патриаршество Адриана едва ли не все члены освященного собора, монашествующие и священство Русской православной церкви. Первым шагом по вступлении Адриана на престол стало окружное послание ко всей пастве великого Российского царства, обещавшее преемственность в духовном управлении и призывавшее к стабильности в обществе. Патриаршее послание, распространявшееся обычным путем а, по традиции, достигавшее последнего христианского селения, именовалось: «Слово всякому, людям Господним, каждому как должно чин звания своего хранить, благочестие и веру содержать православную, от чего отстраняться и чем наследовать спасение вечное» . С начальной строки первого своего обращения ко всем россиянам Адриан дал понять, что в древнем вопросе о соотношении Царства и Священства твердо стоит на позициях великих предшественников, Никона и Иоакима: «Два начальства вышнейших устроил Бог на земле, Священство, глаголю, и Царство — ово божественным служащее, ово человеческим владущее и пекущееся — ибо от единого и того же начальства оба сии происходят, человеческого жития к украшению». «Царство, — по словам Адриана, — власть имеет только на земле, чтобы меж людьми суды управлять праведные, защищение обидимым и отмщение обидящим творить, царство расширять, от врагов иноплеменных оборонять; Церкви святой православной во всяких случаях и скудостях помощь подавать, паче же еретиков, раскольников и всяких наветников отгонять; злодеев унимать, наказывать и казнить; добродетельным благодеяние и похвалу подобные (заслуженные) оказывать; судей поставлять» и контролировать правосудие. «Священство же власть имеет и на земле, и на небесах, ибо кого свяжет на земле — будут связаны и на небе, и кого разрешит на земле — будут разрешены и на небесах». Высочайше оценивает Адриан место и роль архипастыря, главы священства: «Мерность наша благодатью всесвятого и всесовершительного Духа учинен как архипастырь, и отец, и глава всех, — ибо патриарх есть образ Христов. Ибо все православные оной (мерности) суть сыновья по духу: цари, князья, вельможи, и славные воины, и простые, богатые и убогие, мужья и жены, всяких возрастов и чинов правоверные — мои суть овцы, и знают меня, и гласа моего архипастырского слушают, и я знаю их и душу мою должен положить за них, за последующих мне. Чуждому гласу не последуют, но бегут от него, ибо не знают чуждых гласа!»

http://sedmitza.ru/lib/text/439382/

100. 1676 г., июня 7. Статейный список приезда архимандрита Чудова монастыря Павла в Ферапонтов монастырь, с ответами бывшего патриарха Никона на донос на него царю и собору (см. выше 94), и о переводе его из Ферапонтова в Кирилов монастырь; а также сказки: а) попа Варлаама, б) диакона Мардария и в) старца Козьмы Лета 7184, июня в день. По указу великого господина, святейшего Иоакима, патриарха Московского и всея Русии, приехав в Белозерской уезд, в Ферапонтов монастырь, Чудова монастыря архимандрит Павел посылал к Никону монаху пристава Ивана Ододурова, да сотника московских стрельцов Кирила Кокошева говорить, чтоб он, Никон монах, шёл в соборную церковь и выслушал великого государя и святейшего патриарха указ. И монах Никон, с Иваном Ододуровым, приказал: по указу де великого государя и святейшего патриарха в соборную церковь идти и государева указа слушать он готов; а о какову де пору в церковь ему идти, и о том бы ему Никону учинить ведомость. И после литургии Божии посылал я, архимандрит Павел, к Никону монаху Кирилова монастыря архимандрита Никиту да келаря старца Гедеона, да Ферапонтова монастыря игумена Афанасия да сотника московских стрельцов Кирила Кокошева. И по той посылке Никон монах пришёл в соборную церковь вскоре и великого государя и святейшего патриарха указ слушал со смирением, безо всякого прекословия. А выслушав великого государя и святейшего патриарха указ, он, Никон, говорил: Которые де казаки у него были и тех де казаков присылал к нему Степан Наумов со стрельцами; а с кем именно, того он не упомнит. А говорили де ему те воровские казаки: есть де у них в сборе человек с 200 и больше в Белозерском уезде; а какие люди и где стояли, того ему не сказали, а изымать де ему было тех людей некем. А к Разину де к Симбирску старца никакого он не посылал, и про 5.000 человек людей не приказывал и вверх, Волгой, Разина звать не веливал. Козме де Лопухину таких слов он не говаривал, что у него в Царьграде есть стряпчие, и деньги к ним посланы. И про цареградских патриархов, которые его, Никона, судили, про проклятие не сказывал; и вселенских патриархов не бранивал, а говорил де он, Никон, что у него в Царьграде есть знакомые гречане, и он де тем гречанам прежде сего писывал. И посылал де он к ним племянника своего с письмами из Воскресенского монастыря, и тот де его племянник изыман в Черкасских городах, а про то де известно блаженной памяти великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичу, всея Великой и Малой и Белой Росии самодержцу. А опричь де того он в Царьград не писывал и с Кузмой Лопухиным про царьградскую посылку больше того ничего не говаривал.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/de...

Что известно о попытке отравить Патриарха Грузии Миновала ли угроза для Предстоятеля Грузинской Церкви 15 февраля, 2017 Миновала ли угроза для Предстоятеля Грузинской Церкви Прокуратура Грузии задержала священника Георгия Мамаладзе по обвинению в подготовке убийства «священнослужителя высокой иерархии». По версии следствия, Патриарха Илию II пытались отравить. Цианид натрия для Патриарха В понедельник в прокуратуре Грузии состоялся чрезвычайный брифинг, на котором заявили о задержании священника по подозрению в подготовке к убийству. В начале февраля в ведомство поступила информация, что руководитель службы по управлению имуществом Патриархии и директор медицинского центра святых Иоакима и Анны священнослужитель Георгий Мамаладзе поручил добыть ядовитое вещество — цианид. Священника задержали в Тбилисском международном аэропорту. При обыске багажа задержанного у него изъяли цианид натрия. По версии следствия, Мамаладзе планировал доставить яд в Германию, где находится на лечении Католикос-Патриарх Грузии Илия II. По словам главного прокурора Ираклия Шотадзе, задержанный не признает свою вину. Охраняют со всех сторон После задержания священника глава службы госохраны Анзор Чубинидзе отправился в Берлин и потребовал от главы службы безопасности Патриарха Иосеба Оханашвили вернуться в Грузию на допрос по делу, касающемуся безопасности Предстоятеля Церкви. После нескольких часов допроса Оханашвили вернулся в Германию. «Я нахожусь в Берлине, продолжаю исполнять свои обязанности, ответить на остальное я не могу», — заявил он. Теперь безопасность Патриарха в Германии обеспечивает как личная служба охраны, так и государственная. Лечиться у иностранных врачей отказался, но пришлось В конце прошлого года Предстоятель Грузинской Церкви перенес вирусную инфекцию, которая вызвала воспаление желчного пузыря. Лечиться у иностранных врачей он отказался. В итоге по состоянию здоровья он был вынужден пропустить ряд важных мероприятий, и все же согласился поехать в Берлин, где было принято решение об операции.

http://pravmir.ru/chto-izvestno-o-popyit...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010