Иоаним: 1–4 константиноп. Патриархи Иоаним : 1–4 константиноп. патриархи. 1 . Иоаким I дважды занимал константиноп. патриарший престол (1498–1502 г. и 1504–1505 г.). Это был смиренный и добродетельный, опытный в церковных делах иерарх, учительный и деятельный, но не отличавшийся образованием. На патриарший престол он вступил в среднем возрасте, оставив митрополичью кафедру в Драме. Его избрание на патриаршество произошло вполне законно, – при участии синода архиереев, после обычного голосования, после малого и большого объявления ( μη’νυμα). Эго имело большое значение в то смутное и тяжелое для церкви время, когда турецкие султаны допускали возмутительный произвол в религиозных делах христиан. Все православное общество – духовенство и народ – полюбило нового патриарха. О деятельности патриарха Иоакима I известно весьма мало. Константинопольская патриархия находилась в рассматриваемое время в крайне бедственном материальном состоянии. Подарки султанам, министрами» и придворной челяди, делавшиеся систематически и в постепенно возраставшей сумме, истощили патриаршую казну и вызвали неустройство разных отраслей церковно-общественной жизни греков. Сам Иоаким при вступлении на престол заплатил султану Баязиду II 3.000 золотых, как ежегодный харадж. Крайне нуждаясь в материальных средствах, Иоаким I предпринял поездку в Грузию, где пробыл около года и собрал большие пожертвования от правителей и народа, взиравших на вселенского иерарха с большим благоговением и видевших в нем всецело подражателя Христа, великого архиерея. Возвратившись в Константинополь, Иоаким I сделался предметом зависти со стороны духовенства и отчасти мирян, так как прочно воссел на почетном патриаршем троне и умело исполнял свои высокие обязанности. Один из его противников, митрополит силиврийский, желая сам быть патриархом, явился в диван (совет министров) султана и заявил, что он будет платить ежегодный харадж на тысячу золотых больше, если Иоаким уступит ему патриарший престол. Паши, услышав это, призвали Иоакима в Порту и прямо заявили ему, что если он не увеличит свой харадж в пользу султанской казны на тысячу золотых, то будет смещен и заменен силиврийским митрополитом.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Позняков Василий (иначе Поздяков и Поздняков) – московский путешественник XVI века на христианский восток. Биографические сведения о Познякове могут быть почерпнуты из описания его хождения, из грамоты царя Ивана Васильевича Грозного к Александрийскому патриарху Иоакиму, прилагаемой к спискам «Хожения», и грамот Антиохийского патриарха Иоакима, патриарха Иерусалимского Гермогена и Цареградского патриарха Иосафа к царю Ивану Васильевичу. По роду занятий Позняков был купец; предположения исследователей о том, что он происходил из Смоленска, и что Москва была только местом его деятельности, по-видимому, мало обоснованы. В 1558 году Позняков вместе с архидиаконом Новгородской Софийской церкви Геннадием, Дорофеем Смольнянином, Кузьмой Салтановым Псковитином и со своим сыном был послан царем Иваном Васильевичем в Александрию, Иерусалим, Царьград и на Синай. Поводом к посылке на Восток этих лиц было прибытие в Москву посольства от патриарха Александрийского Иоакима и архиепископа Синайского Макария о милостыне на Синайскую обитель; решив послать милостыню с послами патриарха Иоакима – старцами Сильвестром, Малахией, Иосифом и др., царь вместе с тем пожелал оказать помощь и другим восточным христианам; эта цель, а, может быть, (как предполагают издатели текста «Хожения») не полное доверие к патриаршим посланцам, понудила царя послать вместе с александрийскими монахами свое собственное посольство; лицам, вошедшим в него, кроме передачи по назначению обильных царских даров рухлядью, мехами и деньгами, было поручено, как говорится в Новгородской летописи (при известии об отъезде в Москву Геннадия), «обычаи во странах тех писати». Путь посольства лежал через Смоленск, Литву, Валахию на Царьград, затем, уже без Геннадия, скончавшегося в Царьграде, – на Александрию, откуда путешественники ездили в Каир и Синай, а далее – на Иерусалим и Царьград; в Москву посольство вернулось в апреле 1561 года и 11-го числа этого месяца Позняков представил свою записку о пути (до нас не дошедшую).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Самой значительной сферой деятельности патр. Иоакима III во время первого патриаршества была борьба за права и привилегии Церкви - т. н. вопрос о прономиях (τ προνομιακν ζτημα). С началом эпохи танзимата Порта стала с особой неприязнью относиться к древним правам православной Церкви, дарованным еще султаном Мехмедом Завоевателем патриарху Геннадию II Схоларию. Уже во время составления канонизмов (с 1858) Порта ограничила некоторые древние прерогативы церковной власти. При султане Абдул-Хамиде II были сделаны новые попытки изменить порядок оформления завещаний христиан. В 1878 году некий христианин завещал имущество на благотворительные дела; его брат стал оспаривать это завещание, одобренное патриархией, в турецком гражданском суде. В результате разбирательств в 1880 году министр юстиции издал распоряжение, согласно которому утверждение в наследстве по завещаниям христиан, а также рассмотрение тяжб между христианами впредь должны были производиться только в турецких судах. Протест Иоакима III по поводу отстранения епархиальных архиереев от ведения подобных дел остался без ответа. В октябре 1882 года турецкое правительство сделало вторую попытку ограничить права Патриархии. Турецкий министр народного просвещения дважды доводил до сведения патриарха, что инспектор печати и типографий счел два учебника, которыми пользовались в греческих школах Патриархата: географию Антониадиса и христианский катехизис Диомида Кириакоса, вредными по содержанию. Согласно указанию министра, эти две книги подлежали изъятию и уничтожению. В октябре 1882 года Сисанийский митр. Афанасий получил султанский берат, составленный с изменением традиционной статьи о праве архиереев быть судимыми по гражданским делам патриархом - теперь такие дела должны были рассматриваться турецкими судами, действующими по мусульманским законам. В феврале 1883 года Касторийский митр. Констанций получил такой же берат. Тогда патриарх Иоаким III выразил протест против нарушения древних прономий Церкви и обратился к министру юстиции и вероисповеданий с просьбой восстановить древний порядок. Получив отказ, он направил протест повторно. В ответ турки сослались на проведенные реформы судопроизводства по европейскому образцу, утверждая, что гражданский суд более не имеет религиозного характера. В пространном протесте, представленном Порте 14 июля 1883 года, Иоаким III изложил все нарушения древних прав Церкви в области наследства, брачных и бракоразводных дел, указал на внесение изменений в текст архиерейских бератов и выразил надежду, что Порта восстановит прежнее положение. Однако требование патриарха выдать задержанный султанский берат о патриарших правах также не было удовлетворено.

http://drevo-info.ru/articles/13678671.h...

Глава вторая. Чин мироварения и мироосвящения Употребляющееся при Таинстве миропомазания, при освящении храмов, и при помазании государей на царство, Св. миро, приготовляется и освящается теперь у нас, в России, в двух пунктах – в Москве 315 и Киеве 316 . Современный наш чин мироварения и мироосвящения вошел у нас в практику со времени патриарха Иоакима, который в 1683 г. приказал перевести с греческого на славянский язык «Чин сочинения и освящения святого мира, из коих вещей составляется, и как строится, и в кое время, и как святится оное предорогое и великое миро» 317 . В XVI и XVII вв. (до патриарха Иоакима), мироварение и мироосвящение совершалось у нас на Руси по иному (сравнительно с современным) уставу. На основании бывших в нашем распоряжении четырех списков этого Устава 318 мы и постараемся представить полную картину приготовления и освящения мира в старой Руси в указанное время 319 . Прежде самого мироварения, требовалось приготовить соответствующую печь и поставить ее «на месте непроходнем» 320 , а над нею нужно было утвердить котел новый и чистый. И то, и другое освящалось. В Лазареву субботу начинали приготовлять необходимые для мироварения составы, «толчи зелия». На Вербное Воскресение уже нужно было просеивать эти зелья, «черствыя опрочь, а мягкии опрочь«. Реестр благовонных веществ, употреблявшихся для составления мира, в поименованных рукописях помещается в конце чинопоследования. Находим удобным сказать о составных частях мира теперь. Рассматриваемые рукописи, кроме деревянного масла и вина, указывают 15 благововных веществ, для составления мира. Вот перечень их по рукописям: «змирно, то имя ему гречески и русски; абри (абар 321 ), то имя ему и гречески, и русски; Ливан, а русски – белый ладан; кинамомон, а русски – корица; кариофалон 322 , а русски – гвоздика; маскокаридон, а русски – орешки мускатные; родостагман, а русски – гуляфна вода, сиречь цветная (розовая вода); москокоридиоанфос, а русски – мошкатняго орешка цвет; пирофрон 323 , то имя ему и гречески, и русски; зинзивер 324 , а русски – непряное корение; ипери 325 , а русски – перец; мускус, той гречески и русски; асар, здесь растет под лезгою трава, лист у нея плоск и кругловат, как грош 326 , иреони 327 благоуханного мирновой цвет; касиа, а русски – дивий мед». Требовалась наличность всех указанных зелий, «а без одного ничтоже не можеши чинити». Всех этих веществ клали поровну, всего «30 гривенок». На это количество зелий полагалось 5 ведер вина и 5 ведер масла.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Priluc...

Димитракопулос Софоклис Выборы Патриарха Александрийского 1899 года После смерти Софрония IV (22 августа 1899) и во время вдовства Александрийской кафедры многие православные жители Египта, сохранив память о благочестивой и исполненной трудов жизни Нектария Пентапольского, настойчиво убеждали его выставить свою кандидатуру на предстоящих выборах Патриарха. Повинуясь уговорам, владыка 3/15 сентября 1899 года отправился в Египет. Вместе с ним выехал титулярный митрополит Триполийский Феофан Мосхонас, избранный Священным Синодом Вселенского Патриархата по личной просьбе Софрония буквально накануне его кончины и спустя несколько дней (1 сентября) рукоположенный 114 . Митрополит Фиваидский Герман, который называл себя «единственным действующим» архиереем Александрийского Патриархата, отзывался о Высокопреосвященном Феофане (по-видимому, желая нейтрализовать возможного соперника) как о рукоположенном насильно и «хищением». У парохода обоих архиереев встретили Герман Фиваидский, представители духовенства и многие миряне. Афинская газета «Асти» писала: «В Александрию прибыли митрополит Пентапольский кир-Нектарий Кефалас и только что рукоположенный митрополит Триполийский кир-Феофан Мосхонас. Они проследовали в Патриархию, где вскоре их посетили дипломатический агент и генеральный консул г-н Грипарис, председатель консульского суда г-н Димарас, следователь г-н Пападопулос, г-н Либритис и другие известные лица, поздравившие гостей с благополучным прибытием. По словам Высокопреосвященного Пентапольского, цель его приезда – содействовать умирению Церкви; по избрании же Патриарха он намерен при необходимости остаться в Египте, в противном случае – вернуться на прежнюю свою должность директора Ризарийской Духовной семинарии. Оба митрополита считаются кандидатами на вдовствующую патриаршую кафедру». Но обстановка вокруг выборов показала, что дело чем дальше, тем больше уклоняется в нецерковное русло. Из секретных материалов МИД Греции известно, что Патриарх Софроний назвал своим преемником митрополита Эфесского Иоакима Эвфибулиса, Афины же усиленно продвигали собственных кандидатов. Сохранилось донесение генерального консула Греции в Египте Грипариса министру иностранных дел Афосу Романосу, где наиболее приемлемыми кандидатами названы бывший Патриарх Вселенский Иоаким III и митрополит Нектарий Пентапольский. При этом об Иоакиме III Грипарис сообщал, что его подозревают в русофильстве, а относительно Нектария Пентапольского ссылался на прежнее свое донесение и сведения, полученные из Египта, когда «ожидалось его назначение директором Ризарийской семинарии» 115 . Спустя несколько дней (1 сентября 1899) он извещает министра, что, по предварительным оценкам, кандидатуру Иоакима III «примет большинство». И добавляет:

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

В древнерусских рукописях чина епископской хиротонии XV века уже сохранился чин интронизации новорукоположенного епископа (см.: АИ. Т. 1. 375. С. 472-473). Как и в описываемой блж. Симеоном Солунским византийской практике того времени (см. 1-ю часть настоящей статьи), епископа интронизировали уже не в кафедральном храме его города, но в том храме, где совершалась хиротония. Как и византийском чине XV века, епископа усаживали не на его собственный, а на предстоятельский трон (в данном случае — митрополичий), который переносился со своего обычного места к дверям жертвенника; непосредственными совершителями обряда интронизации, имевшей место сразу по окончании Божественной литургии (и хиротонии), были протопоп и прочие священники; сразу после обряда пелись многолетия. Впрочем, было и некоторое отличие от описанной блж. Симеоном Солунским практики — на каждое из троекратных усаживаний пели не «Аксиос!», а «Ис полла эти, деспота»; кроме того, в чине присутствовало указание о снятии с новорукоположенного и настолованного архиерея литургических одежд и облачения его в «переманатку [параман] с источниками», «икону» (т. е. панагию) и мантию с источниками (см.: Никольский. 1885. С. 4; Неселовский. 1906. С. 281-285). Об объезде митрополичьего города верхом на коне, как в византийской традиции, древнерусские рукописи XV века не говорят, но в источниках XVI-XVII веков указано совершать после хиротонии аналогичный обряд шествия на осляти (или же объезда Москвы в карете). При этом до патриаршества Иоакима интронизация (настолование) новорукоположенных архиереев совершалась так же, как и в XV веке — изменения сводились к некоторым уточнениям: вместо двух старших священников, обряд интронизации было предписано совершать протопопу и протодиакону, а к перечню возлагаемых после интронизаций облачений добавилось указание о вручении новорукоположенному архиерейского жезла, что сопровождалось особой речью митрополита или Патриарха (см.: АИ. Т. 4. 1. С. 11-14. Никольский. 1885. С. 4-7, 29-32; Неселовский. 1906. С. 292-293).

http://bogoslov.ru/article/378672

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Дорофей (Маммелис), митр. Прусы (Маммелис) († 6.03.1921), митр. Прусы (совр. Бурса, Турция), с 1918 по 1921 г. Местоблюститель Патриаршего престола К-поля. Происходил из сел. Сийи (совр. Кумьяка, Турция) в М. Азии. По рекомендации митр. Халкидонского Каллиника поступил в богословскую школу на о-ве Халки, к-рую окончил в 1883 г. Назначен директором народных школ в районе, прилегающем к Золотому Рогу в К-поле, впосл. архидиакон и протосинкелл Халкидонской митрополии при митрополитах Каллинике и Иоакиме. В 1892 г. по рекомендации митр. Ираклийского Германа единогласно избран Свящ. Синодом К-польского Патриархата епископом Каллиупольским и Мадитским. 7 дек. 1895 г. возведен в сан митрополита Гревенского. В 1899 г., в Патриаршество Константина V (1897-1901), введен в состав Свящ. Синода, участвовал в повторном избрании патриарха Иоакима III (1901). 18 сент. 1901 г. переведен на Никопольско-Превезскую кафедру. В 1908 г. повторно введен в состав Свящ. Синода. 25 окт. того же года переведен на кафедру г. Пруса в сане митрополита. В 1912 г. вновь избран членом Свящ. Синода; тогда же назначен председателем Постоянного национального смешанного совета (синодальный орган, существовавший до 1923, состоявший из 4 архиереев и 8 мирян; возглавлялся 1-м по чести митрополитом, решал вопросы экономического характера) и оставался на этой должности до апр. 1914 г. При новом патриархе Германе V (1913-1918) был введен в состав Свящ. Синода и назначен руководителем Высшей школы греч. общины Османской империи, Духовного суда и жен. школы Заппион. 12 окт. 1918 г. Герман V отрекся от Патриаршего престола вслед. народных волнений в связи с изгнанием тур. правительством греч. населения из М. Азии. Патриарх Герман принял это решение под влиянием Д., к-рый и был избран Местоблюстителем Патриаршего престола с перевесом в 1 голос. На этой должности он оставался до смерти, и это был самый длительный со времени падения Византийской империи период вдовства К-польской кафедры.

http://pravenc.ru/text/Дорофеем ...

Московское восстание Трапеза у патриарха 23 апреля 1682 г. в Крестовой палате пировали. Неподалеку, в Теремном дворце, тихо умирал от цинги царь Федор Алексеевич. За столом, не забивая себе голову призором над ближними и дальними епархиями великого Российского государства, были все до единого старые и новопоставленные митрополиты, архиепископы и епископы. Умеренно богатые — поелику Иоаким не терпел в подчиненных роскоши — мантии архиереев служили хорошим фоном для золотых, серебряных и цветных усыпанных драгоценностями кафтанов избранных государственных деятелей. Влиятельнейший политический советник государя, мастер международной интриги князь Василий Васильевич Голицын , памятуя о нелюбви патриарха к своим коротко стриженным волосам и бороде, держался скромно и тихо беседовал с владыками на чистом русском наречии, старательно избегая модных латинских, немецких и французских выражений. Не считая того, что на украшавшие князя драгоценные камни можно было купить кавалерийский полк, старания опытного дипломата выглядеть заурядным боярином были почти успешны; одно выдавало его с головой — князь не пил водки! Такое " предосудительное " поведение коллеги по Думе не слишком огорчало добродушного князя Владимира Дмитриевича Долгорукова. Он понимал опасность распространения столь " тлетворного " обычая, поелику возглавлял в свое время Кабацкий приказ — золотое дно государевой казны. Причуда Голицына даже забавляла князя, как и склонность того блистать богатством напоказ. Сам Долгоруков держал состояние в конных заводах — и эта страсть к лошадям делала его лучшим другом царя Федора Алексеевича. Единомышленники уже добились многого: породистые кони не только разводились по всей стране — они вошли в моду, стали при дворе едва ли не главным предметом праздных разговоров, заносчивой гордости и скрытой зависти. Третий приглашенный патриархом царедворец, окольничий Петр Тимофеевич Кондырев, получил свой чин и весьма почетную должность судьи Царицыной мастерской палаты во многом за счет брата Ивана, величайшего специалиста по коневодству и выездке, которого взыскательный государь недаром сделал ясельничим — главою Конюшенного приказа. Пользуясь симпатией царя Федора, Петр Тимофеевич на пиру выглядел скорее как сопровождающий Долгорукова. Четвертый гость, думный дьяк Посольского приказа Емельян Игнатьевич Украинцев, как бы для равновесия держался ближе к Голицыну, который и без определенной должности был душою наиболее тайных дипломатических планов царствования.

http://sedmitza.ru/lib/text/443322/

Примечания к тому 10 К оглавлению 1 Источники для истории учреждения патриаршества в России: 1. Статейные списки бывшего Посольского приказа, хранящиеся в Московском главном архиве Министерства иностранных дел по отделу «Греческие дела», за 2 и 3 Обе рукописи помечены не по листам, а по страницам. Здесь подробно записано, как приходили в Москву патриархи Антиохийский Иоаким и потом Цареградский Иеремия, как велись с ними переговоры об учреждении патриаршества в России и как оно действительно было учреждено и утверждено. Из этих Статейных списков значительные заимствования уже напечатаны: а) в Древней росс. вивлиофике. 12. 334–414 б) в Истории Карамзина. 10. Прим. 197–206 и в) особенно в книге Муравьева «Сношения России с Востоком по делам церковным». 1. 118–229 но только в последней книге заимствования напечатаны не в подлинном тексте, а в русском переводе, не везде точно и полно и с прибавлениями из других источников без указания . 2. Грамоты относительно учреждения патриаршества в России, не вошедшие в Статейные списки, как-то: а) доклад Собора государю об избрании кандидатов на Московское патриаршество (Собр. госуд. грам. 2. 58 б) грамота уложенная об учреждении патриаршества в России (там же. 59) и некоторые другие, о которых скажем в своем месте. 3. Отрывок из записки о поставлении патриарха Иова, напечатанный в Русской историч. библиотеке, изд. Археогр. комиссиею. 2. 103 Отрывок этот содержит в себе описание только церемоний, происходивших уже после постановления Иова в патриарха, в три первые дня, но описание драгоценное, во-первых, потому, что оно составлено, без сомнения, современником-очевидцем, а во-вторых, потому, что об этих церемониях ничего не записано в вышеупомянутых Статейных списках. 4. Сказания двух греческих иерархов, находившихся в Москве с патриархом Иеремиею: а) весьма краткое — митрополита Монемвасийского Иерофея и б) довольно подробное — архиепископа Елассонского Арсения. Первое помещено автором в его Хронографе Bibl…on ™n sunTyei и пр., который в первый раз издан был

http://sedmitza.ru/lib/text/436152/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Башнин Н. В. «Тетрать записная» указам и распоряжениям архиепископа Вологодского и Белозерского Симона 1681–1682 гг.  Документальный комплекс Вологодского архиерейского дома разрознен и находится в различных фондах архивов, библиотек и музеев Вологды, Москвы и Санкт-Петербурга. Ориентиром при изучении и реконструкции делопроизводства вологодского дома св. Софии может служить публикуемая ниже «тетрать записная» указам и распоряжениям архиепископа Вологодского и Белозерского Биография этого вологодского владыки не написана, известны только отдельные факты из его Ж. Ф. Коновалова исследовала состав книжного собрания архиерея и отметила, что «Симон до старости пользовался книгами – читал, переписывал, делал выписки из печатных сочинений, писал грамоты и Об этом свидетельствует нахождение в его «келейной рухляди» в 1683 г. 7 пар очков: «Пятеры очки большие руки, во влагалищах бархату черново; двои очки средние, влагалище бархату зеленово в «Тетрать записная» архиепископа Симона содержит записи за 13 месяцев 1681–1682 гг. М. С. Черкасова за все время управления епархией архиепископа Симона учла около 250 а в публикуемой рукописи за менее значительный хронологический промежуток упомянуто более 200 различных документов. Других подобных «тетрадей» в архиве Вологодских архиепископов XVI–XVII вв. пока не выявлено. Вологодские архиереи в XVII в. неоднократно ездили в столицу, поэтому можно предположить существование других документов подобного вида. Исследование рукописной тетради с записями о распоряжениях владыки, пребывающего в Москве, дает представление об особенностях управления Вологодской епархией во время его отсутствия на кафедре и дополняет биографические сведения об архиепископе Симоне. Свою «тетрадь» архиепископ Симон завел 11 января 1681 г. в связи с поездкой в Москву. Первая запись об указании игумену Иоакиму из Галактионовой пустыни о «принятии» предыдущего настоятеля Сергия и предоставлении «кельи, где ему жить» была сделана 12 января 1681 г. (см. публикацию, л. 1, 2). В рукописи находим сведения об архиерейских указах за январь–апрель и июнь–декабрь 1681 г., январь и февраль 1682 г., т. е. за то время пока архиепископ жил в Москве. Распределение по месяцам записей в «тетради» представлены в таблице

http://sedmitza.ru/lib/text/5122595/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010