Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Прор. Авдий. Миниатюра из Книги пророков. 1489 г. (РГБ) [евр.  ,   - раб, служитель Господа, греч. ρδβλθυοτεΑβδιος, лат. Abdias] (пам. 19 нояб., в Неделю праотец, в 1-ю неделю Великого поста), 4-й в ряду 12 малых пророков . О жизни и времени служения пророка Свящ. Писание ничего не сообщает. Позднее иудейское предание считает его обратившимся из идумеев (см. Едом ) и отождествляет с богобоязненным домоправителем правившего в IX в. до Р. Х. израильского царя Ахава (см. 3 Цар 18. 3-16) (Сангедрин. 39б). Прп. Ефрем Сирин (Толкования. С. 140) писал, что А. был родом из Сихема и являлся современником пророков Осии , Иоиля , Амоса и Исаии (кон. IX-VIII в. до Р. Х.). Блж. Иероним Стридонский утверждал, что А. родился в Иорамаре (колено Ефремово) и был при дворе Ахава, затем последовал за прор. Илией и скончался в Самарии; у его гробницы происходило много чудес. Это же предание, относящее А. к пророкам IX в., принято свт. Димитрием Ростовским . Основным источником для определения времени служения А. остается упомянутое в его книге нашествие идумеев на Иерусалим (ст. 11). В евр., слав. и рус. Библии Книга пророка Авдия занимает четвертое место среди книг малых пророков (между Амосом и Ионой), в Септуагинте - пятое (между Иоилем и Ионой) и является самой маленькой по объему среди книг ВЗ, состоящей из 21 стиха. Подразделяется на две части: стихи 2-14 - пророчества о предстоящей гибели Едома; стихи 15-21 - провозвестие суда над всеми народами и обетование о спасении Израиля. Господь через А. объявляет Едому, народу (Авд 1-3), к-рый как орел «поднялся высоко и среди звезд устроил гнездо», о его предстоящей гибели: «...и оттуда Я низрину тебя, говорит Господь» (Авд 4). В последующих стихах (Авд 5-9), прибегая также к сравнениям и иносказаниям, А. изображает крайнюю степень опустошения страны идумеев. Уничтожение Едома представляется как Божие возмездие «за притеснение брата твоего... в тот день, когда чужие уводили войско его в плен и иноплеменники вошли в ворота его и бросали жребий об Иерусалиме, ты был как один из них» (Авд 10-11). В 15-м стихе пророк возвещает наступление Дня Господня . Это будет день возмездия за совершенные дела, день суда над народами и спасения для Иуды (Авд 16-18). Далее следует обетование об установлении нового большего по размерам теократического царства (Авд 19-20). Заканчивается книга словами: «И придут спасители на гору Сион, чтобы судить гору Исава, и будет царство Господа» (Авд 21).

http://pravenc.ru/text/62666.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЗАХАРИЯ [греч. Ζαχαρας], прав., прор., отец св. Иоанна Крестителя и муж прав. Елисаветы, родственницы Пресв. Богородицы (пам. 5 сент.). З. был священником в Иерусалиме «из Авиевой чреды» (Лк 1. 5; годичный цикл богослужения в Иерусалимском храме делился на 24 части, продолжительностью в 1 или 2 недели, в течение к-рых священники по жребию совершали положенные ритуалы ( Nolland. 1989. P. 26)). Согласно рассказу Евангелия от Луки (Лк 1. 5-23), во время совершения обряда воскурения фимиама в Иерусалимском храме З. сподобился явления арх. Гавриила , к-рый сказал ему: «...не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн» (Лк 1. 13). Хотя З., судя по его последующей реакции, молился не о сыне, а о спасении Израиля, ему (сверх ожиданий) было дано пророчество о рождении сына. Блж. Феофилакт Болгарский считает, что услышана была молитва З. о том, чтобы Бог простил народу грехи. «Откуда это видно? Ангел говорит: вот я тебе даю знамение: Елисавета родит тебе сына, а из того, что Елисавета родит, ты должен удостовериться и в отпущении грехов народу» ( Theoph. Bulg. In Luc. 1//PG. 123. Col. 698). Вместе с тем в ВЗ приводится много случаев молитвы бездетных родителей о даровании детей (см., напр.: Быт 25. 21; 30. 22; 1 Цар 1. 10-13, 17), поэтому З. мог также молиться и о рождении сына. По обетованию арх. Гавриила сын его «не будет пить вина и сикера» (Лк 1. 15) в знак своей особой посвященности Богу (см.: Лев 10. 9; Суд 13. 14 и 7) и станет пророком, исполнившись «Духа Святого... еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их» (Лк 1. 15-16), а также «предыдет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный» (Лк 1. 17). Прав. Захария. Мозаика мон-ря Осиос Лукас. 30-е гг. XI в. Прав. Захария. Мозаика мон-ря Осиос Лукас. 30-е гг. XI в.

http://pravenc.ru/text/182665.html

[греч. Ερηναος; лат. Irenaeus] († 303?), сщмч. (пам. 26 марта; пам. зап. 6 апр., 25 марта; пам. греч. 6 апр., 23 авг.), еп. г. Сирмий (ныне Сремска-Митровица, Сербия) в годы совместного правления императоров Диоклетиана (284-305) и Максимиана Галерия (286-305). Акты мученичества И. сохранились в греч. (BHG, N 948-949e) и лат. (BHL, N 4466; Novum Suppl., N 494-495) версиях. Вопрос о языке оригинального текста остается нерешенным. По мнению Л. С. Тиймона, греч. версия является переводом с латинской, Ж. Зейлер также высказался в пользу первичности лат. текста. Однако М. Симонетти указал, что обе сохранившиеся версии Актов мученичества являются переработками оригинального текста, по его мнению, греч. панегирика святому. При этом лат. версия подверглась правке в соответствии с текстом греч. версии и, т. о., является более поздней. Ф. Дольбо, осуществивший критическое издание текстов, вернулся к гипотезе о первичности лат. версии ( Dolbeau. 1999. P. 206-207). Х. Хильдебрандт показал, что содержание речей И., приведенных в Актах мученичества, может восходить к трактату Киприана Карфагенского «О побуждении к мученичеству» ( S. Thasci Caecili Cypriani Opera omnia/Ed. G. Hartel. Vindobonae, 1868. P. 317-347. (CSEL; 3. 1)), что свидетельствует в пользу мнения Тиймона, Зейлера и Дольбо. Однако гипотеза о существовании первоначальной греч. версии соответствует языковой ситуации в христ. общинах Иллирика в нач. IV в.: несмотря на то что придунайские провинции Римской империи входили в зону распространения латыни, христ. общины преимущественно состояли из грекоязычных выходцев из вост. части империи ( Kovács. 2003). Мн. мученики, пострадавшие в Паннонии, носили греч. имена, в т. ч. И. ( Mócsy. 1974. P. 325). Вопросы об исторической достоверности и о литературных особенностях Актов мученичества И. остаются предметом дискуссий. По мнению большинства исследователей, Акты мученичества являются «стилизованной и расширенной версией судебного протокола» ( Hildebrandt. 2006. P. 59). Согласно Зейлеру, «текст имеет все признаки древности» и «является одним из лучших «Мученичеств» Паннонии» ( Zeiller. 1967. P. 79-80). С этой т. зр. первоначальная (греч. или лат.) версия Актов мученичества, в к-рой содержалось описание допроса и казни И., была переработана и дополнена библейскими цитатами и пояснениями о значимости мученического подвига. Однако можно полагать, что произведение было составлено через неск. десятилетий после кончины И. на основе преданий о мученичестве святого. Это объясняет беллетризованный характер повествования и отсылки к более поздней церковной истории Сирмия (см.: Ibid. P. 80).

http://pravenc.ru/text/673987.html

[Греч. Πατερμοθιος, Κπρης (Κοπρς) κα Αλξανδρος] († 363), мученики Египетские (пам. 9 июля; пам. греч. 17 дек.). Сохранилось греч. Мученичество П., К. и А. (BHG, N 1429), в к-ром рассказывается, что имп. Юлиан Отступник (361-363), возглавив поход против персов, прибыл в Антиохию. Там к нему привели епископов Евгения и Макария (пам. 19 февр.; пам. зап. 20 дек.), к-рых Юлиан, подвергнув жестоким пыткам, сослал в Мавританию. Мн. др. христиане были также отправлены в изгнание. В это время в егип. пустыне подвизались 2 богобоязненных отшельника - 75-летний старец П. и его ученик, 45-летний К. Однажды П. толковал ученику отдельные места из НЗ и ВЗ. После этого К. попросил учителя объяснить его ночное видение: вначале перед К. предстал муж в белых одеждах с посохом в руке, но затем появился некто в черном с палкой и окутанный дымом. Он приблизился и обнял К.- тот тоже оказался в дыму, символизировавшем его прегрешения. С неба раздался глас, возвестивший, что плод К. увянет, но затем, изменившись, вновь расцветет. П. сказал, что этот сон предостерегает К. от отречения от Христа. Через нек-рое время Юлиан Отступник прибыл в Египет, язычники донесли ему, что в пустыне живут 2 христианина, к-рые многих отвратили от поклонения идолам. По приказу императора П. и К. были схвачены, первого бросили в темницу, второго Юлиан стал склонять к отступничеству. Император сказал, что и сам прежде верил во Христа, но тогда влачил жалкое существование. Обратившись же к языческим богам, он стяжал славу и богатство. К. прельстился словами имп. Юлиана и принес жертву Аполлону. Узнав об этом, П. горячо молился Богу о своем падшем ученике. На следующий день старец предстал на допросе перед императором и К., к-рый был одет в роскошные одежды. Вначале К. заявил, что П. препятствовал его земному благополучию, но потом, вразумленный словами учителя об Истинном Боге и Царствии Небесном, он раскаялся и вновь объявил себя христианином. Разгневанный имп. Юлиан приказал положить К. на язык раскаленные щипцы, но по молитве П. они остыли. Император приговорил отшельников к сожжению заживо. Перед тем как войти в пылающий костер, П. и К. вознесли Богу молитву, и ангел Божий затушил пламя. Тогда Юлиан Отступник приказал приготовить для них раскаленную печь. Видя стойкость К. и П., воин А. уверовал во Христа и решил принять мученическую кончину вместе с ними. Он вошел в печь прежде отшельников и предал Богу душу. П. и К. вновь остались невредимыми. Юлиан склонял их принести жертвы богам. На это П. ответил, что вскоре император погибнет на войне за свое нечестие. Юлиан приказал отрубить отшельникам головы, что и было исполнено 10 дек.

http://pravenc.ru/text/2579744.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИЯ [греч. Ια] († ок. 362-364), мц. Персидская (пам. 11 сент.; пам. греч. 11 сент., 5 авг.; пам. визант. 9, 10, 11, 25 сент., 3, 4, 5 авг.; пам. зап. 4 авг.). Источники Сохранились 2 греч. агиографических сочинения, посвященные И.: анонимное Мученичество (BHG, N 761) и Мученичество, написанное в XIII-XIV вв. иером. Макарием из Манганской обители в К-поле (BHG, N 762). Анонимное Мученичество содержится в 2 рукописях - августовских Минеях-Четьих Vat. gr. 1671 (X в.) и Vindob. hist. gr. 45 (XI в.). В Венском списке текст озаглавлен как Мученичество Досы пресвитера и И., поскольку он начинается повествованием о взятых в плен вместе с И. священномучениках Илиодоре и Досе (Дисане). Видимо, этот рассказ был интерполирован в текст Мученичества И., поскольку в сир. Мученичестве этих святых, написанном Марутой, еп. Майферкатским (2-я пол. IV - нач. V в.), об И. не говорится. На основе анонимного Мученичества были составлены краткие Жития И., включенные в визант. Синаксари, напр. в Минологий имп. Василия II (кон. X - нач. XI в.; PG. 117. Col. 41) и в Синаксарь К-польской ц. (архетип кон. X в.), к-рый содержит Житие И. под 11 сент. (SynCP. Col. 35-36) и совсем краткую заметку под 5 авг. (SynCP. Col. 868). Эти Жития отличаются лишь нек-рыми деталями в описаниях пыток и сроках пребывания И. в темнице. Житие Согласно анонимному Мученичеству, на 53-м году правления шаханшаха Шапура II (309-379), т. е. в 362 г., иранские войска вторглись в рим. владения и разрушили крепость Бет-Забдай (Забдицена) у впадения Хабура в р. Тигр. Они увели с собой в Хузестан (обл. в Юго-Зап. Иране) 9 тыс. пленных, в т. ч. девственницу И., к-рая, согласно Мученичеству иером. Макария, была в преклонных летах ( Delehaye. 1905. P. 463). И. проповедовала христ. веру женщинам-язычницам, в чем и была обвинена перед Шапуром, к-рый отдал ее зороастрийским священнослужителям (мобедам) Адаршабуру и Аделферу (Адарфару). Они, не сумев отвратить И. от веры, подвергли святую мучениям: ее растянули и били кнутами, а затем бросили в темницу. Через 2 месяца И. снова была приведена на суд, где безбоязненно исповедала Христа, за что была с большой жестокостью избита гранатовыми ветвями и снова заключена в тюрьму. Через 6 месяцев И. подвергли последнему испытанию: ее тело пронзили множеством тростниковых лучин и стянули веревками, а затем по одной вынимали эти лучины. Через 10 дней ей перебили кости медными гирями, а затем привязали к прессу, при вращении которого ее внутренние органы падали на землю. После этого И. обезглавили. Христиане выкупили ее мощи у стражей и с почестями похоронили. Почитание

http://pravenc.ru/text/1237985.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИСИХИЙ († нач. IV в.), мч. Антиохийский (пам. 10 мая; пам. греч. 2 марта). Несохранившееся греч. Мученичество И. послужило источником кратких греч. синаксарных Житий и лат. Мученичества. Еще одна греч. редакция Жития содержится в дометафрастовском Минологии за янв. Patm. 273, Х в., в заголовке которого вместо имени И. стоит имя мч. Гордия . В Синаксаре К-польской ц. Житие И. помещено дважды - под 4 марта (более пространная версия) и под 10 мая, где указывается, что И. пострадал 4 марта (SynCP. Col. 674). И. был первым человеком среди приближенных имп. Максимиана (по мнению исследователей, Максимиана Галерия , зятя Диоклетиана ), имел звание магистра. Когда Максимиан приказал служившим в армии христианам отказаться от воинского звания и перейти в положение наемных слуг (видимо, в 303), И. снял дорогие одежды сановника и надел власяницу. Император велел ему пребывать в числе жен. прислуги. Когда Максимиан спросил И., не стыдится ли он своего униженного положения, тот ответил, что «царская честь является временной». После этого император велел привязать И. на шею жернов и утопить в р. Оронт. Согласно редакции Жития И., содержащейся в рукописи Patm. 273, мощи мученика хранились в антиохийском пригороде Килихия. Б. де Гефье сомневался в существовании И., предполагая, что агиограф перенес в Антиохию события, происшедшие в 303 г. в Никомидии и описанные Евсевием Кесарийским в «Церковной истории» ( Euseb. Hist. eccl. VIII 4) и Лактанцием в соч. «О смертях преследователей» ( Lact. De mort. persecut. 10). Память И. помещена в Сирийском Мартирологе 411 г. под 29 мая и под 26 авг., в лат. Мартирологе блж. Иеронима - под 15 февр., 3 и 4 марта, 29, 30 и 31 мая, 1, 2, 3 и 10 июля, 18 нояб. Т. о., дата 29 мая зафиксирована в обоих древнейших Мартирологах. Впосл. в лат. Мартирологах утвердилась дата 18 нояб.- в Мартирологах Адона Вьеннского, Узуарда и в Римском Мартирологе, в к-ром память И. отмечена вместе с памятью др. Антиохийских мучеников - Романа диакона и Варула отрока . В визант. календарях память И. празднуется 4 марта и 10 мая.

http://pravenc.ru/text/674936.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МЕНИГН (III в.), мч. (пам. 22 нояб.; пам. греч. 22 нояб., 15 и 16 марта; пам. зап. 15 марта). Сохранились Мученичество М. в составе Императорского Минология 1034-1041 гг. (BHG, N 2270), а также сказание в Синаксаре К-польской ц. (X в.) (BHG, N 2271; SynCP. Col. 537-539). Согласно этим источникам, М. жил в г. Парий в Геллеспонте (сев. часть М. Азии), он был белильщиком, т. е. занимался стиркой одежды и чисткой холстов, а также сукновалом (греч. κναφες). В правление имп. Деция (249-251) было воздвигнуто гонение на христиан, и М., к-рый исповедовал истинную веру, стал слышать голос с неба, призывающий его на подвиги во имя Христа. По приказу Деция в Парии было арестовано множество христиан. Однако ночью все узники вышли из темницы сквозь запертую дверь, минуя стражу. Свидетели этого чуда сообщали, что христиан освободил ангел. М., услышав о происшедшем, вспомнил о небесном голосе и стал готовиться к подвигу. Он раздал заказчикам их чистые одежды, чтобы не оставаться ни перед кем в долгу, и сам явился в суд, где открыто объявил себя христианином и разорвал указ Деция о предании смерти последователей евангельского учения, если они не отрекутся от своих убеждений. После этого судья приказал отрубить М. пальцы, к-рыми он рвал указ, однако из ран мученика вместо крови вытекло молоко. После отказа М. отступиться от веры его подвергли жестоким побоям, затем рвали тело железными крючьями, а после истязаний отсекли голову. В момент смерти мученика из его уст выпорхнула белая горлица. Тело М. запретили предавать погребению, однако благочестивые христиане ночью пробрались на место казни и забрали честные останки мученика, оставив его голову. Тогда М. явился одному из этих благочестивых людей и повелел забрать ее. Христианин пустился в обратный путь, но был очень озадачен тем, как он сможет разыскать святыню в кромешной тьме. Однако когда он достиг места казни, то увидел сияющую звезду над отсеченной головой мученика.

http://pravenc.ru/text/2562988.html

Болландист И. Делеэ , а вслед за ним и др. исследователи разделили греч. Н. на 4 группы ( Delehaye. 1966. P. 247-248). К 1-й группе относятся жертвы политических волнений и репрессий как, напр., сщмч. Захария , митр. Коринфский († 1684; пам. греч. 30 марта), нмч. Михаил Пакнанас († 1771; пам. греч. 30 июня, 9 июля), прмч. Димитрий († 1808; пам. греч. 18 авг.) и сщмч. Григорий V, патриарх К-польский († 1821; пам. 10 апр.), пострадавший во время восстания 1821 г. Ко 2-й группе относятся христиане, которые при различных обстоятельствах отказались отречься от веры, и мусульмане, принявшие христианство и казненные в соответствии с мусульманским законом, в т. ч.: Ахмед Калфас († 1682; пам. греч. 24 дек., 3 мая), Иоанн из Коницы († 1814; пам. греч. 23 сент.), Константин из агарян († 1819; пам. греч. 2 июня). Напр., по свидетельству рим. католич. миссионера в Смирне Ф. Лукаса, в 1649 г. в Фиатире (М. Азия) были казнены 23 принявших христианство турка. Третью группу составляют «добровольные», или «самопризванные» (ατκλητοι), мученики, желавшие подражать «древним» мученикам: Роман Карпенисийский († 1694; пам. греч. 5 янв., 16 февр.), Авксентий К-польский († 1720; пам. греч. 25 янв.), прмч. Макарий († 1527; пам. греч. 14 сент.) и др. К 4-й, наиболее обширной группе (более 52 чел.), относятся те, кто решили пострадать за Христа, чтобы своей кровью искупить прежнее вероотступничество: Димитрий († 1803; пам. греч. 13 или 14 апр.), Иоанн Болгарин († 1784; пам. в Соборе Афонских преподобных - во 2-ю Неделю по Пятидесятнице; пам. греч. и болг. 5 марта), Константин Русский († 1742; пам. в Соборе Афонских преподобных; пам. греч. 26 дек.), Никита Нисиросский († 1732; пам. греч. 21 июня) и др. Следует отметить, что ни одно церковное постановление не принуждало раскаявшихся в отступничестве христиан искупить этот грех кровью. Напротив, это был личный выбор каждого - публично исповедовать Христа в противовес прежнему отречению. После духовной подготовки, получив благословение духовника, «отпавшие» открыто исповедовали веру, что обычно заканчивалось мученической смертью. Еще одну группу составляют христ. миссионеры, к-рые укрепляли дух своих единоверцев или проповедовали мусульманам и иудеям.

http://pravenc.ru/text/2577845.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010