Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Сщмч. Авраам, еп. Арбельский. Миниатюра из Минология. XI в. (ГИМ) († между 344 и 352), сщмч. (пам. 4, 5, 7 или 8 февр.), еп. Арбельский [Арвильский]. Вскоре после того, как сщмч. Иоанн , еп. Арбелы (Сев.-Зап. Персия), мученически окончил жизнь в гонение, начатое в 340 г. шаханшахом Шапуром II (309-379), его преемником стал А., к-рый также подвергся преследованиям и был вынужден предстать перед верховным жрецом огня в обл. Адиабена . Когда священномученик отказался отречься от Христа и поклониться солнцу, его избили палками, а затем отрубили голову в мест. Телем. Краткое житие святого было переведено на слав. язык в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского. В 1-й пол. XIV в. оно было вновь переведено на слав. язык, видимо сербами на Афоне, в составе Стишного Пролога и при служебных Минеях. На Руси получило известность с кон. XIV в. В XVI в. житие святого внесено под 4 февр. в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 447). Иконография Мученическая кончина А.- усечение главы - изображена на миниатюрах рукописей Минология Василия II (976-1025 гг. Vat. Gr. 1613. Р. 372) и Минология XI в. (ГИМ. Син. Греч. 183. Л. 10 об.). Полуфигурное изображение святого представлено в настенном минологии в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг. «Ерминия» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в. (Ч. 3. § 22. Февр. 4), описывает А. как старца с длинной широкой бородой. Лит.: ЖСв. Февр. С. 64; Bedjan. Acta. P., 1895. T. 4. P. 130-131; Delehaye H. Les versions greques des actes des martyres persans sous Sapor II//PO. T. 2. P. 412, 450-452; Labourt. Christianisme dans l " empire perse. P. 75. Иконогр.: Kaster K. C.//LCI. Bd. 5. Sp. 9; MenolBas. Tav. 372; Ерминия ДФ. С. 413; Тренев Д. К. , Попов Н. Д. Миниатюры греческого минология XI в. 183 Московской Синодальной библиотеки. М., 1911. Табл. 2, 3; Менолог. C. 274. М. В. Грацианский, Е. А. Луковникова Рубрики: Ключевые слова: АНАНИЯ ап. от 70, еп. Дамасский, сщмч. ( 1 окт., пам. 4 янв. в Соборе 70-ти апостолов; пам. зап. 25 янв.)

http://pravenc.ru/text/62858.html

Сщмч. Елеазар Спиридонов. Фотография. Ок. 1917 г. Спиридонович Спиридонов (1873, г. Евпатория Таврической губ.- 6.12.1937, Северо-Восточный ИТЛ), сщмч. (пам. 23 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. Из семьи крымских греков, отец был приказчиком на соляных приисках, брат мч. Димитрия Спиридонова . Мальчиком начал петь на клиросе. В 1893 г. на деньги, собранные греч. общиной Евпатории, совершил паломничество в Св. землю, что оставило неизгладимый след в его памяти. С 1894 г. учитель церковноприходской школы в Евпатории. 8 нояб. 1899 г. Таврическим еп. Николаем (Зиоровым) рукоположен во иерея. Назначен на место диакона в церкви с. Ашинха Симферопольского у. Таврической губ., затем священник в храме с. Керменчик того же уезда. Преподавал в церковноприходской школе, был отмечен наградами за труды по народному образованию. В 1919 г. переехал в Евпаторию, служил в построенном на средства греч. общины храме во имя прор. Илии. Был любим паствой за добрый и мягкий нрав, кротость и бессребреничество. Е. помогал гонимым властями священнослужителям и монашествующим. В нач. 30-х гг. его неоднократно вызывали в ОГПУ, предлагали сотрудничать, доносить на прихожан, требовали не ходить по городу в рясе. В ответ он сказал: «Я священник и буду ходить в подобающей моему сану одежде». В 1936 г. давление со стороны властей усилилось, от Е. требовали снять с себя духовный сан, но он оставался тверд и непреклонен. В том же году власти Евпатории наложили запрет на колокольный звон. После ходатайства греч. приходской общины об отмене запрета городские власти распорядились снять колокола с колокольни Ильинской ц., тогда же был расторгнут договор с общиной об использовании церковного здания. Е. благословил прихожан отправить письма в Москву греч. консулу с просьбой о поддержке. После этого 27 окт. 1936 г. Е. был арестован. Содержался в симферопольской тюрьме. Его обвиняли в «агитации против советской власти... клевете на местные органы власти». Е. виновным себя не признал. 9 июля 1937 г. Особой тройкой при НКВД Крымской АССР приговорен к 5 годам ИТЛ. Был отправлен на колымские рудники, где вскоре скончался от тягот и лишений.

http://pravenc.ru/text/189681.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛУКА [Греч. Λουκς] (XI-XII вв.), свт. (пам. южноитал. 5 окт.), еп. Бовы. Краткие сведения о Л. содержатся в его сочинениях, к-рые сохранились в рукописи Paris. Suppl. gr. 407 (Fol. 158-175v, 1592 г.) и были впервые изданы с итал. переводом ( Joannou. 1960. P. 181-237). Л. принадлежат 3 пастырских послания, гомилия и духовное завещание, написанные на греч. языке. Последнее произведение было составлено во время болезни, вероятно незадолго до кончины святого. В заголовке 1-го послания он называет себя управляющим (διακονητς) митрополии Реджо и пишет о необходимости исповедоваться в 1-ю неделю Великого поста (Ibid. Р. 182); вслед за посланием приведена пространная молитва перед исповедью, составленная, возможно, самим Л. Второе послание касается правил поведения в церкви, третье - о принятии евхаристических Даров. В гомилии и духовном завещании Л. осуждает языческие и мусульм. обычаи злословить усопших, совершать погребальный плач, зажигать свечи и кадить на могилах, а не в церквах в 3, 9 и 40-й дни после смерти; устраивать шумные брачные пиры и празднества, длящиеся всю ночь и сопровождающиеся пьянством и пустословием. С юных лет Л. встал на путь монашества, получил сан священника, а затем, благодаря неким влиятельным особам Рао и Руджеро (Рокери), был избран визант. епископом Бовы. В течение 45 лет он активно проповедовал во вверенных его попечению городах по всему горному массиву Аспромонте - от Бовы и Реджо до Никотера, а также на Сицилии. Л. наставлял паству, освящал церкви; своими помощниками он называет прот. Иоанна и архидиак. Никиту. Из завещания видно, что в конце жизни Л. часто болел. Скорее всего, он умер 5 окт., т. к. под этим числом помещены посвященные ему 4 «гимна» (стихиры-самогласны; Σντομα) в составе рукописи из мон-ря Гроттаферрата (Crypt. E. γ. I), датируемой 1345 г. ( Schir ò . 1946. Р. 26). На основе «гимнов» можно сделать вывод, что в XIV в. святой почитался жителями Бовы, а его мощи находились в кафедральном городском соборе. Однако впосл. останки Л. пропали и его почитание прекратилось, так что к XVI в. святой был забыт, о чем свидетельствует Типикон Бовы (Vat. Barber. gr. 359), в котором епископ не упоминается ( Schir ò . 1946. Р. 26).

http://pravenc.ru/text/2110772.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МЕТРА [Греч. Μητρς; араб.  ; лат. Metranus, Mertas] († 248 или 249), мч. Александрийский (пам. копт. 8 бабеха (5 окт.), 10 мисра (3 авг.); пам. зап. 31 янв., 20 февр.). Сведения о М. содержатся в «Церковной истории» Евсевия Кесарийского ( Euseb. Hist. eccl. VI 41. 1-3). Евсевий приводит послание свт. Дионисия Великого , еп. Александрийского ( 264/5), к Фавию , еп. Антиохийскому, в к-ром сообщает о причинах христ. погрома, происшедшего в Александрии за год до издания эдикта имп. Деция (249-251), и о жертвах этого события. Некий прорицатель и «виновник бедствий» в Александрии стал возмущать против христиан толпу, «разжигая в ней местное суеверие». В результате язычники решили, что благочестивое почитание богов заключается в пролитии христ. крови и им позволено любое беззаконие. Они схватили старца М. и пытались заставить его произнести хулу на Бога. М. отказался, тогда его стали избивать палками, а в лицо и в глаза вонзали острые стебли тростника, затем вывели из города и до смерти забили камнями. В копто-араб. Синаксаре (XIII-XIV вв.) сохранились сказания о М., к-рые, возможно, восходят к общему, утраченному оригиналу, но существенно отличаются от рассказа о мученике в «Церковной истории» Евсевия. Так, согласно сказанию под 8 бабеха (5 окт.), М. пострадал со мн. единоверцами. Он был арестован за исповедание Христа и доставлен к правителю Александрии уже после издания эдикта имп. Деция. На суде, несмотря на льстивые обещания, а затем угрозы, старец отказался поклониться языческим богам и, напротив, произнес речь об истинности христ. веры. Правитель приказал высечь М. и заключить его в мрачную и зловонную темницу. Спустя много дней старца вновь подвергли пыткам, после чего выволокли за город и обезглавили. Под 10 мисра (3 авг.) в копто-араб. Синаксаре содержится рассказ о мученике по имени Батра (в нек-рых рукописях - Матра), к-рого, по мнению И. Делеэ , следует отождествить с М. ( Delehaye. 1922. P. 94, 109). Согласно сказанию, М. пострадал при имп. Деции и свт. Димитрии, еп. Александрийском (анахронизм: еп. Димитрий занимал Александрийскую кафедру со 189 по 231, во времена гонений имп. Септимия Севера (193-213)). После издания эдикта о всеобщем совершении жертвоприношений М. похитил руку от золотого идола Аполлона и, разделив ее на части, раздал нищим. Пропажу долго искали, но не могли найти, в связи с чем было арестовано много неповинных людей. М. признался в своем поступке, за что его подвергли жестоким пыткам, а затем бросили в раскаленную печь. Однако Господь избавил его от смерти. Тогда святому отрубили руки и ноги, опаляли его тело и наконец пригвоздили М. к древу, но Ангел Господень освободил мученика. Некий слепой прозрел, помазав свои глаза кровью, которая излилась изо рта и из носа М. После этого чуда М. отрубили голову. Из копто-араб. Синаксаря память М. перешла в его эфиоп. версию под соответствующими числами (8 текемта и 10 нахазе).

http://pravenc.ru/text/2563082.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БУЛУС АЛЬ-ХАБИС Бýлус аль-Хабúс [араб.     - Павел отшельник] († после 1265), копт. св. и новомученик. Согласно арабо-мусульм. источникам, происходил из зажиточной копт. семьи писцов, жившей в Каире. До монашества носил имя Михаил и был «катибом» (т. е. писцом или секретарем). Во время правления султана ас-Салиха Айюба (1240-1249) и султанши Шаджар ад-Дурр Михаил служил в гос. канцелярии в Сирии. В царствование мамлюкского султана Айбега ат-Туркумани (1254-1257) вернулся в Каир. Вскоре после этого оставил светскую карьеру и стал монахом под именем Булус (Павел). Б. а.-Х. поселился в пещере Красной горы (эль-Гебель-эль-Ахмар), возле Хелуана, к югу от Каира, но, будучи нищенствующим монахом, поддерживал связь с миром. Возможно, там он обнаружил спрятанные сокровища фатимидского халифа аль-Хакима (996-1021), к-рые впосл. расходовал, помогая бедным. Б. а.-Х. много странствовал по В. и Н. Египту, уча народ основам христ. веры и нравственности, а также оказывал конкретную помощь: платил за должников, выкупал их из тюрем, улаживал дела, связанные с гос. долгами целых общин. Когда «зиммии» (т. е. немусульмане - христиане и иудеи) в В. Египте были не в состоянии платить долги, Б. а.-Х. с готовностью отдавал требуемые деньги. В Александрии с помощью денежных субсидий он смог облегчить положение городских низов. В 1265 г. Б. а.-Х. спас копт. и иудейскую общины в Каире от неминуемых репрессий: их обвинили в поджоге города якобы в отместку за разрушение палестинских церквей во время войны Бейбарса с крестоносцами летом 1265 г., и многих из членов этих общин приговорили к смерти. Репрессии коснулись даже копт. патриарха Иоанна VII. Один из военачальников подал прошение о сохранении жизни обвиняемым, султан согласился при условии выплаты штрафа. Б. а.-Х. смог выплатить необходимую сумму и спасти людей. Однако султан и «факихи» (исламские духовные авторитеты и преподаватели исламского права) стали опасаться популярности Б. а.-Х. «Факихи» Александрии послали султану ложный донос на Б. а.-Х. и просили его казнить. Султан, арестовав Б. а.-Х., потребовал от него признаний, откуда тот берет деньги. Б. а.-Х. отказался отвечать на вопрос, пояснив, что деньги предназначены для бедных и нуждающихся. Б. а.-Х. был приговорен к смерти и казнен, однако память о нем сохранялась на протяжении столетий. В XVIII в. известный араб. ученый Ибн аль-Ахмад аль-Ханбали включил историю Б. а.-Х. в свой восьмитомный биографический словарь. Лит.: Ibn Schakir al-Kutubi. Fawat al-Wafayat. Beirut, 1973-1974. 5 vol.; Subhi Y. Labib. Bulus al-Habis, Saint//CoptE. Vol. 2. P. 424-425. А. А. Войтенко Рубрики: Ключевые слова: АВИЛИЙ (ок. 84/85 - ок. 95 или 98) еп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. греч. 22 февр., копт. 29 авг.) АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля)

http://pravenc.ru/text/153641.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АВДА Á вда [Авдий, Авдей, Авид; греч. ρδβλθυοτεΑβδας, Αβδαος, Αβδς, Αδς, лат. Abdas, от арам.   - раб, слуга] († 420), сщмч. Персидский (пам. 31, 11, 12 или 30 марта, 5 сент., 17 окт.). А., еп. г. Хормизд-Ардашир (Ахваз) в Хузистане, активно проповедовал христ. веру среди персов, пользуясь политикой веротерпимости шаханшаха Йездигерда I (399-420). В последний год его правления местный свящ. Хашу разрушил капище зороастрийцев, огненные жертвы к-рых оскверняли проходившие поблизости христ. богослужения. А., а также священники Хашу и Исаак, книжник Ефрем, иподиак. Папа, миряне Дадук, Дуртан, Папа, брат А., были приведены на суд шаханшаха, к-рый потребовал восстановить разрушенное. Когда же епископ отказался сделать это, он был выдан воинам, избит шипованными палками и вскоре скончался от ран в своем доме, став первой жертвой новой волны гонений на христиан, когда пострадало множество мучеников. Болландисты считают, что 5 сент.- день памяти А., чье житие приведено выше, 31 марта - одноименного священномученика, персид. епископа, пострадавшего в то же время и при схожих обстоятельствах, но казненного через усечение мечом. Краткое житие святого переведено на слав. язык в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского. В XVI в. краткое житие святого и стих внесены под 5 сент. в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 14). Гимнография Память этим святым встречается под 5 сент. в Типиконе Великой ц. (X–XI в.), Минологии Василия II (Х в.), Петровом синаксаре (XI в.) и др. В 1-й пол. XIV в. память святого переведена на слав. язык (видимо, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога и при служебных Минеях . По рукописным Минеям (БАН. РАИК 132. Л. 1-2, XIV в.) известна греч. служба А. В греч. печатных афинских служебных Минеях помещен Стишной Пролог после 6-й песни канона утрени. Ист.: BHG, N 2000 e; Феодорит. Церк. ист. V 39; Michel le Syrien. Chronique/Ed. J.-B. Chabot. P., 1901. T. 2. P. 15 [сир.]; Jerusalem, 1871. P. 163 [древнеарм. версия]; Bedjan. Acta. T. 4. P. 250-253 [сир. акты, неполн.]; Aucher J. B. Sanctorum acta pleniora. Venetiis, 1811. T. 2. P. 211 [древнеарм.]; ЖСв. Сент. С. 123; Март. С. 617.

http://pravenc.ru/text/82420.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРМАНА [лат. Germana] († 406), мц. (пам. зап. 1 окт. и 19 янв.), пострадала близ г. Сегессера (Баррум-ад-Альбам, совр. Бар-сюр-Об). Сведения о Г. содержатся в средневек. (не ранее X в.) Житии, к-рое, видимо, опирается на местную устную традицию. Автор называет г. Сегессера Барром и сообщает, что он находился у подножия горы. Согласно Житию, Г. прислуживала при ц. св. первомч. Стефана , исполняя обязанности, близкие к служению диаконисы, и проводя жизнь в аскетических подвигах. Однажды к городу подступил отряд вандалов. В это время Г. спустилась к источнику рядом с городом, где отдыхала группа вандалов, к-рые, увидев девушку, безуспешно пытались ее соблазнить. Решив, что перед ними посвященная Богу дева, они повели святую к вождю. Тот, прельстившись красотой Г., начал домогаться ее, обещая богатые подарки, но Г. оставалась непреклонной. Тогда вождь приказал убить ее, и один из воинов отсек ей голову. Но случилось чудо: когда вандалы ушли, святая встала, взяла в руки отрубленную голову и направилась к ц. во имя св. Стефана, возле к-рой она села, положив голову на колени. В этой позе ее и обнаружили христиане, они позвали пресвитера, и тот повелел похоронить мученицу в ц. св. Стефана (позднее была названа во имя Г.), а гора, где церковь была выстроена, стала называться горой св. Германы. В V в. г. Сегессера был разрушен в период варварских вторжений. Впосл. он возродился под именем Барр у подножия горы, на к-рой от старого поселения осталась только ц. во имя Г. Церковь снесена в 1793 г., во время Французской революции. Впосл. на ее месте возвели небольшую часовню, привлекавшую паломников. Чудеса и исцеления совершались также от источника, возле к-рого вандалы схватили Г. Ист.: ActaSS. Oct. T. 1. P. 33-36. Лит.: Prevost A. Bar-sur-Aube//DHGE. T. 6. Col. 549-552; Didier J. -Ch. Germana e Onorata//BiblSS. Vol. 6. Col. 228-229. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)

http://pravenc.ru/text/Германа.html

Е. Н. отказался назвать Апеллиану свое имя и даже под пытками продолжал проповедь, к-рая привлекла многих жителей города. В числе прочих была некая слепая на один глаз девушка; капля крови святого, попавшая ей на лицо, исцелила ее. После мн. мучений Е. Н. по приказанию Апеллиана был усечен мечом. Согласно греч. источникам, мученичество произошло в Александрии, по копт. версии - в мест. Миамирис на берегу высохшей реки по дороге из Пелусия в Навкратис, по араб. версии - на полпути между этими городами, около места под названием Дамира. В версиях Мученичества BHG, N 593 и 595 после пролога помещается рассказ о мц. Евтропии Александрийской (пам. 30 окт.), согласно к-рому именно ее кончина заставила Е. Н. оставить пустыню и идти в Александрию. Согласно араб. сказанию, у Е. Н. были товарищи Каллиник и Феодор. В копт. фрагментах эти имена (2-е в форме Дорофей) принадлежат братьям Е. Н., которым он принес 5 хлебов и 2 рыбы (возможно, символ Евхаристии) и золотые ключи (возможно, от церкви). Вероятно, речь идет об одноименных епископах, занимавших кафедру Пелусия в правление имп. равноап. Константина I Великого (306-337), при к-ром мощи Е. Н. были перенесены в Пелусий и была выстроена для них большая церковь. Почитание Е. Н. в Египте засвидетельствовано и в более позднее время. В Оксиринхском календаре (535-536; на греч. языке) 3-го числа месяца хатор указано совершение памяти Е. Н. в церкви, основанной в его честь мч. Фойбаммоном. В VIII в. копт. еп. Епимах Арватский (в монашестве Моисей), заняв кафедру Эль-Фарамы, взял имя особо почитаемого в этой епархии мученика. В Нубии обнаружена стела VIII в. с копт. надписью о совершении памяти Е. Н. в 3-й день месяца паоне (араб. бауна, 28 мая). В 1-й пол. X в. Е. Н. упоминается Евтихием , патриархом Александрийским, в числе наиболее известных мучеников, пострадавших в гонение имп. Диоклетиана (нач. IV в.), что, однако, не находит подтверждения в др. источниках. К северу от известного егип. храма Абу-Симбел сохранилась фреска XI-XII вв., на к-рой Е. Н. изображен на коне ( Leclant J. Fouilles et travaux en Égypte et au Soudan, 1963-1964//Orientalia. R., 1965. N 2 . T. 34. Р. 203).

http://pravenc.ru/text/190029.html

et al. Corpus basilicarum christianarum Romae. Vat., 1967. Vol. 3. P. 82-86). Во время ремонтных работ была обнаружена крипта, в к-рой находились мощи, принадлежавшие, согласно надписи на свинцовой табличке, М., Конкордию, Епифанию и др. пострадавшим с ними мученикам (25 окт. 1634). Через 6 дней под алтарем церкви нашли 2 стеклянных сосуда в виде светильников, покрытых свинцовыми пластинами; в них также находились останки святых, но из-за отсутствия надписей их имена установить не удалось. Высказывалось мнение о том, что мощи М. почитались в церкви примерно с XII в. ( Franchi de " Cavalieri. 1962. P. 61). Вскоре папа Римский Урбан VIII (1623-1644) в сопровождении кардиналов посетил церковь и поклонился обретенным мощам. После этого события было принято решение о строительстве нового храма в честь святых Луки и М. (об обретении мощей см.: ActaSS. Ian. T. 1. P. 18-19). Поминовение М. под 1 янв. впервые указано в рим. лекционарии типа Λ (ок. 740; см.: Klauser T. Das römische Capitulare evangeliorum. Münster, 19722. S. 59). Под этой же датой имя мученицы содержится в нек-рых поздних (IX в.) списках Иеронимова мартиролога. Память М. под 1 янв. отмечена в «исторических» мартирологах IX в. (Флора Лионского, Адона Вьеннского, Узуарда); Адон Вьеннский включил в составленный им мартиролог сказание о М., составленное на основе Мученичества. В кон. XIII в. поэт Гуго фон Лангенштайн, рыцарь Тевтонского ордена, изложил предание о мученичестве М. в поэме «Мартина» на средневерхненем. языке (изд.: Martina von Hugo von Langenstein/Hrsg. A. von Keller. Stuttg., 1856). В Римском Мартирологе под 1 янв. указано поминовение мученицы, под 30 янв.- память обретения ее мощей. В совр. редакции Римского Мартиролога память М. отмечена под 30 янв. с упоминанием о том, что папа Домн (Дон; 676-678) посвятил ей базилику на Римском форуме (MartRom (Vat.). P. 117). В вост. традиции почитание М. не получило распространения; ее память отсутствует в визант. синаксарях, в совр. греч. церковных календарях, а также в календаре РПЦ. Ист.: BHG, N 1176; BHL, N 5587-5590h; ActaSS. Ian. T. 1. P. 11-17; MartHieron. P. 19; MartRom. P. 1, 40; MartUsuard. Brux., 1965. P. 152; Dubois J., Renaud G. Le martyrologe d " Adon: Ses deux familles, ses trois recensions: Texte et comment. P., 1984. P. 40-41. Лит.: Onorati M. Historia di S. Martina vergine e martire romana. R., 1634; Quentin H. Les martyrologes historiques du Moyen Âge. P., 19082. P. 414, 459, 558; MartHieron. Comment. P. 21; MartRom. Comment. P. 2, 41; Franchi de " Cavalieri P. S. Martina// Idem. Scritti agiografici. Vat., 1962. Vol. 2. P. 49-62. (ST; 222); Amore A. Martina//BiblSS. Vol. 8. Col. 1220-1221; idem. I martiri di Roma/Ed. A. Bonfiglio. Todi, 2013. P. 299-300; Halkin F. Légendes grecques de «martyres romaines». Brux., 1973. P. 12. (SH; 55). А. Н. Крюкова Рубрики: Ключевые слова: АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)

http://pravenc.ru/text/2562424.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН МАВРОПОД [греч. Ιωννης Μαυρπους] (после 1000? - после 1081?), свт. (пам. греч. 5 окт.), митр. Евхаитский, визант. писатель, интеллектуал. Источники Наиболее информативными источниками сведений об И. М. являются его сочинения: обширное собрание речей, эпиграмм и писем, сохранившееся в рукописи Vat. gr. 676, XI в. Среди адресатов писем, расположенных автором в хронологическом порядке,- наиболее видные общественные деятели и интеллектуалы эпохи Иоанн Ксифилин , Михаил Пселл и другие. В критическом издании текстов И. М., осуществленном А. Карпозилосом на основе Vat. gr. 676, опубликованы 74 письма; в то же время письма, не вошедшие в сборник, также представляют немалый интерес (см.: Spadaro M. D. Un " epistola di incerta attribuzione (Sathas. N 202) ed una semiedita (Sathas. N 203)//JÖB. 1981. Bd. 30. S. 157-167). При составлении собрания с намерением ввести письма в оборот в качестве лит. текстов И. М. опустил надписания, поэтому в большинстве случаев отождествление адресатов остается спорным. Другая группа источников представлена сочинениями ученика и друга И. М. Михаила Пселла: «Хронографией», письмами (относятся к периоду митрополичьего служения И. М.) и Похвальным словом Иоанну, митр. Евхаитскому (создано после 1075). Некоторые сведения можно почерпнуть также из службы И. М., составленной его племянником китонитом и имп. нотарием Феодором. Биография Несмотря на обилие и разнообразие источников, подробности биографии И. М. являются предметом научной полемики. Наиболее полные реконструкции были предложены Я. Н. Любарским и Карпозилосом, с одной стороны, и А. П. Кажданом - с другой. Основное расхождение между реконструкциями - датировка избрания И. М. митрополитом Евхаитским: согласно Любарскому и Карпозилосу, это произошло ок. 1050 г., при имп. Константине IX Мономахе , как считает Каждан,- несколько позже, в 60-х гг. XI в., при имп. Константине X Дуке (ср. оригинальную теорию Э. Фольери, согласно которой И. М. покинул К-поль уже в нач. 1044). Основываясь на одних и тех же источниках (нередко весьма неоднозначных), ученые приходят к противоположным выводам. Классическим примером может служить адресованное И. М. послание 34 Михаила Пселла, к-рое датируется 1050 или 1068 г. (гипотеза Р. Анастази) в зависимости от того, как трактовать риторический пассаж Пселла о «луне», занявшей место над «блистательной четой» (см.: Karpozilos. 1994. P. 54-58; Любарский. 2002. C. 244. Примеч. 11).

http://pravenc.ru/text/471360.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010