Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДР (III в.), сщмч. Сидский (пам. 15 марта); пострадал при имп. Аврелиане (270-275) в г. Сида в Памфилии (М. Азия). А. предстал перед судом игемона Антонина и по его приказу был подвергнут многочисленным истязаниям: А. секли жилами, пытали с помощью колеса, ввергали в котел с кипящей смолой, жгли в печи. Во время всех мучений А. чудесным образом оставался невредим; один из слуг игемона, увидев в горящей печи рядом со святым двух ангелов, исповедал Христа, за что был немедленно казнен. После этого А. истязали железными крючьями до тех пор, пока не стали видны кости, затем извлекли внутренности и бросили истерзанное тело на съедение зверям, но те не тронули его. Тогда А. был усечен мечом. После смерти А. игемон Антонин был наказан беснованием и вскоре умер. Мощи А. с честью похоронил христианин Евстафий. Пространное житие А. переведено на слав. язык к кон. XI в. и известно только из слав. Миней , в т. ч. из Супрасльской; греч. житие неизвестно. Краткое житие переведено в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского. Память переведена в 1-й пол. XIV в. в составе Стишного Пролога и при служебных Минеях. В XVI в. пространное и краткое жития святого, а также стих включены под 15 марта в ВМЧ ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 26). Лит.: ЖСв. Март. С. 318-320; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 107. О. Н. З. Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых) АВЕРКИЙ (Северовостоков Аверкий Яковлевич; † 1918), свящ., сщмч. (пам. 17 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Уфимских святых) АВИВ (ок. 30-60-е гг. VI в.), еп. Некресский, сщмч. (пам. 29 нояб.), один из 13 преп. сир. отцов (пам. 7 мая) АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли)

http://pravenc.ru/text/64072.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИОДОР И ДИДИМ [греч. Διδωρος κα Δδυμος], мученики Лаодикийские (пам. 11 сент., пам. визант. 10 и 11 сент., 6 и 9 окт.; пам. зап. 11 сент. и 9 окт.). Точное время жизни святых неизвестно. В визант. синаксарях содержатся сказания об этих ревностных христианах, к-рые проповедовали Евангелие язычникам, многих обратили ко Христу и крестили. Правитель Лаодикии приказал схватить их. На суде они твердо исповедовали Христа и не пожелали отречься от своей веры, но изобличали служение идолам и укоряли правителя в беззаконии. После пыток мученики скончались. В некоторых синаксарях, в частности в Синаксаре К-польской ц. (кон. Х в.), уточняется, что Д. и Д. были засечены до смерти. Близкое по содержанию сказание находится в Минологии Василия II (кон. Х в.) под 11 сент., откуда оно перешло в славяно-рус. прологи. На основании визант. памятников кардинал Цезарь Бароний поместил под тем же числом в Римском Мартирологе сведения об этих мучениках и присоединил из совр. ему греч. Миней некоего мч. Диомида. В более ранних визант. синаксарях этот мученик не упоминается. На этом основании РПЦ чтит 11 сент. только Д. и Д. В древнейших календарных памятниках рубежа IV и V вв.- в Сирийском Мартирологе и в Мартирологе блж. Иеронима - имя Диодора упоминается без дружины под 9 окт. (тишри 9). На основе сказаний визант. синаксарей о том, что Диодор крестил мн. обращенных язычников, в Сирийском Мартирологе он представлен как пресвитер. Интересно, что, согласно Мартирологу блж. Иеронима, Диодор пострадал в Лаодикии Фригийской, тогда как в Минологии Василия II и в большинстве визант. синаксарей, за исключением тех, которые вообще опускают к.-л. уточнение, речь идет о Лаодикии Сирийской. Надо полагать, что указание Мартиролога блж. Иеронима является более точным по причине древности этого памятника. Возможно, составители поздних синаксарей перенесли место мученичества в Сирию, в силу того что в визант. эпоху Лаодикия Сирийская имела большее значение, чем одноименный город во Фригии. Архиеп. Сергий (Спасский) считает, что речь идет о разных Диодорах: Диодоре пресвитере из Лаодикии Фригийской, известном по Сирийскому и Иеронимову Мартирологам, и Диодоре мученике, пострадавшем в Лаодикии Сирийской вместе с Дидимом, о к-ром упоминается в визант. синаксарях, и, возможно, с Диомидом. Однако его гипотезу вряд ли можно считать верной, поскольку и под 10, 11 сент., и под 9 окт. в различных синаксарях содержится одно и то же сказание о Д. и Д.

http://pravenc.ru/text/178283.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АГАФОН СКИТСКИЙ (V в.), прп. Египетский (пам. 2 марта, греч. 8 янв., копт. 11 сент., сир. 12 сент.). Многочисленные свидетельства его мудрости и добродетели приводятся в «Апофтегмата патрум». Из этого же источника известно, что у него был брат Авраам, подвизавшийся вместе с ним в Египетской пуст. А. С. был младшим современником святых Виссариона и Пимена († 350). Ок. 394 г., когда в пустыню явился св. Арсений Великий , А. С. уже имел учеников, двое из них известны по именам Александр и Зоил. А. С. отличался необыкновенным смирением и незлобием. Однажды монахи стали упрекать его во множестве грехов. А. С. кротко отвечал: «Да, это правда». Лишь когда его назвали еретиком, А. С. отверг это обвинение, объяснив, что признание себя грешником приносит пользу душе, побуждая к покаянию; быть же еретиком - значит отлучить себя от Бога. А. С. ко всем людям относился с необыкновенной любовью и добротой. Господь чудесным образом испытал и прославил человеколюбие А. С. Как-то раз святой шел на рынок продавать глиняные сосуды и встретил прокаженного, лежащего на дороге, к-рый попросил донести его до города и положить рядом с собой на рынке. А. С. исполнил эту просьбу. Через нек-рое время прокаженный потребовал купить ему пирог на деньги, вырученные за только что проданный сосуд. Так повторялось неск. раз, пока святой не продал все сосуды и прокаженный не попросил вернуть его на прежнее место. Когда святой исполнил и это, прокаженный сказал: «Благословен ты, Агафон, от Господа на небе и на земле!» - и после этого исчез. То был ангел, посланный для испытания святого. В копт. версии «Апофтегмата патрум» приводится рассказ о том, как А. С. долгое время жил в пещере с большим змеем, к-рому он запретил покидать это место. Время от времени А. С. и змей вместе выходили из пещеры и ели смоквы. Причем змей срывал плоды только со своей стороны смоковницы, к-рую старец разделил чертой на 2 части. В копт. синаксаре А. С. назван столпником, что не находит подтверждения в др. источниках. Ист.: Изречения египетских отцов. [Гл.] 22, 72-76, 139, 247, 262. С. 37, 48-49, 62, 91, 95; Достопамятные сказания. С. 28-34; Аверинцев. Антология. С. 203; Basset R. Synaxaire arabe-jacobite (version copte)//PO. T. 1. P. 265-268. Лит.: De Buck V. De sancto Agathone//ActaSS. Oct. T. 9. P. 896-908; AnBoll. 1896. T. 15. P. 494; 1898. T. 17. P. 70; DHGE. T. 1. Col. 915. М. В. Грацианский Рубрики: Ключевые слова: АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля) АЛОНИЙ (IV-V вв.), египетский подвижник (пам. 4 июня и в Соборе всех преподобных отцов, в подвиге просиявших) АНАСТАСИЙ СИНАИТ ( нач. VII в.- после 701), игум. мон-ря вмц. Екатерины на Синае, богослов и церк. деятель, прп. (пам. 20 апр. и в Соборе Синайских преподобных; пам. греч. 21 апр.)

http://pravenc.ru/text/63260.html

На пожертвования верующих участок с церковью был выкуплен у турок, сооружены здания для паломников, открыта школа. В 1911 г. было начато строительство нового трехпрестольного храма в честь Рождества, Благовещения и Успения Пресв. Богородицы. В 1921 г. в К. была возрождена монашеская жизнь. В 1924 г. было завершено строительство нового храма. Во время второй мировой войны мон-рь пришел в упадок. К сер. 50-х гг. в К. оставался один престарелый монах. Восстановление обители было начато в 1956 г. стараниями Гортинского и Аркадийского еп. Тимофея (Папуцакиса; в 1978-2006 архиеп. Критский). Она была заселена жен. монашеской общиной. В 1961 г. учреждение мон-ря было официально утверждено королевским указом. В 1961 г. к новому собору был пристроен пронаос. После обретения в 1975 г. благоухающих мощей прп. Харалампия Каливианийского в мон-ре был сооружен небольшой храм во имя этого святого, в к-ром были помещены его мощи. Также построены парекклисионы во имя 10 критских мучеников, арх. Михаила и прп. Филофеи. Монашеская община ведет активную благотворительную и просветительскую деятельность. В обители организованы приют для сирот, дом престарелых, начальная школа, центр реабилитации подростков, типография, музей, иконописная, ткацкая, швейная, золотного шитья и вязания мастерские. Среди ценных экспонатов музея - поствизант. иконы «Одигитрия» из ц. св. Андрея мон-ря Пресв. Богородицы Одигитрии и «Св. бессребреники» из ц. св. Бессребреников в с. Ливадиотис. Святыни: частицы мощей четырех Ретимнских новомучеников Ангелиса , Мануила, Георгия и Николая (пам. греч. 28 окт.), свт. Нектария Эгинского, митр. Пентапольского (пам. 9 нояб.), преподобных Мефодия Нивритского (пам. крит. 25 июня), братьев Парфения и Евмения Кудумасов (пам. греч. 10 июля), Харалампия Каливианийского (пам. крит. 23 авг.). В наст. время в К. подвизаются 39 монахинь и 8 послушниц; игумения - Тимофея (Геракаки) (Δπτυχα. 2012. Σ. 926). Духовником и директором начальной школы в течение 35 лет является архим. Нектарий (Патеракис).

http://pravenc.ru/text/1319961.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕЛЕЗВОЙ [Елизвой, Елесва(а)н; греч. Ελεσβς, Ελσβααν; эфиоп.      ; сир.  ], блж. (пам. 24 окт., пам. эфиоп. 20 гэнбота (15 мая), пам. зап. 27 окт.), правитель Аксумского царства , участник химьяро-эфиопских войн . Личное имя - Калеб (в эфиоп. царских списках   или  ), тронное - Элла Ацбэха, патронимия - Вальда Тазена (сын Тазены), «имя отряда» - бээси (муж) Лазен, в сабеографичной аксумской эпиграфике - Klb/" l/" sbh/wld/Tzn/b " s/Lzn (RIE 191/7-8). Житие Е. сохранилось лишь в кратких эфиопских синаксарных версиях. На возможное существование пространного эфиоп. Жития, по мнению Дж. Фьяккадори, указывает небольшая гомилия в честь Е., сохранившаяся в единственном списке и остающаяся неизданной. Подробнее о нем рассказывается в греч. анонимном и Метафрастовом Житиях мч. Арефы (BHG, N 166-167) и в предании о Награнских мучениках . Эфиоп. агиографическая традиция, за исключением ряда деталей, является вторичной по отношению к греческой. В средневек. эфиоп. лит-ре не встречается тронное имя Е., но его 2-я часть (Ацбэха) перешла в предание о Крещении Эфиопии при легендарных царях Абрэхе и Ацбэхе . Сообщения о Е. имеются у греч. авторов Прокопия Кесарийского , Иоанна Малалы , прп. Феофана Исповедника , Космы Индикоплова , а также в 3-й части «Церковной истории» сиро-яковитского еп. Иоанна Эфесского , сохранившейся в составе Хроники Зукнина (см. ст. Дионисия Телль-Махрского хроника ). В греч. источниках, посредством к-рых имя Е. вошло в рус. святцы, он, как правило, называется тронным именем в эллинизированных вариантах: Ελεσβς и Ελσβααν - в Мученичестве Арефы, Ελεσβας - у Иоанна Малалы, Ελλησθεαος (Еллисфей) - у Прокопия, Ελεσβαν и Ελλατζβας/Ελλατζοβα (Елладзбаас) - у Космы. Различия между историческим Е. и соответствующим агиографическим персонажем в целом незначительны. Дата восшествия Е. на престол остается неизвестной, 514 год принят нек-рыми исследователями без достаточных оснований. Известно, что Е. находился у власти к лету 518 - нач. 519 г., когда он отправил войска из главного аксумского порта Адулис в Юж. Аравию под командованием Хайана, чтобы возвести на трон Химьяра христианина Маадикариба Яфура . После смерти последнего летом 522 г. власть в Химьяре захватил иудей Йосеф Асар Ясар (араб. прозвище - зу Нувас; в правосл. агиографии - Дуна(а)н; в эфиопской - Финхас). Отражением этих событий является сохранившееся в житийной традиции предание о том, как Е. вторгся в Химьяр, заставил царя-иудея укрыться в горах (по одной из версий, сделал его своим данником) и оставил в Аравии свои войска, но затем царь-иудей вернул себе контроль над страной.

http://pravenc.ru/text/189731.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАКАРИЙ РИМЛЯНИН [Греч. Μακριος Ρωμαος], прп. (пам. визант. 19 янв., 23 окт.; пам. греч. 23 окт.; пам. слав. 19 янв., 23 окт.). Источники Житие М. Р. было написано на греческом языке предположительно в V-VI вв. ( Vassiliev. P. XXXVIII) и имеет несколько редакций, большинство из к-рых остаются неизданными (BHG, N 1004-1005s). Позднее был сделан латинский перевод, впервые опубликованный в нач. XVII в. Г. Росвейде и имеющий некоторые несущественные различия с греческой версией. Также существуют переводы на славянский, грузинский и румынский языки. Неизвестный автор Жития ведет повествование от имени 3 монахов - Феофила, Сергия и Игиина (в лат. транскрипции - Игин), которые наряду с М. Р. являются главными персонажами рассказа. Текст состоит из 2 частей: 1-ю С. В. Полякова назвала «монашеской Одиссеей», поскольку в ней нашел отражение сюжет путешествия по чудесным странам, известный в Греции со времен Гомера и перешедший в различные фольклорные традиции ( Полякова. 2004. С. 253). Так, напр., идея о путешествии 3 монахов к земному раю передается в староитальянской легенде (Leggenda del Viaggio di tre Santi Monaci al Paradiso terrestre/Ed. F. Zambrini//Miscellanea di opuscoli inediti o rari dei secoli XIV e XV. Torino, 1861. P. 161-179). По мнению А. Н. Веселовского, в 1-й части автор использовал христианизированный пересказ послания Александра Македонского к Олимпиаде и Аристотелю из «Романа об Александре» Псевдо-Каллисфена, где говорится о чудесном путешествии в страну блаженных ( Веселовский. 1886. Т. 1. С. 314-317, 325). Вторая часть Жития представляет собой биографию М. Р., рассказанную им 3 монахам. Веселовский заметил, что образ отшельника, живущего недалеко от рая, также присутствует в греческом Житии прп. Макария Великого; в коптском варианте сказания говорится, что Макарий, подобно М. Р., тайно покинул жену и удалился в пустыню, после чего побывал на некоем острове посреди озера, где встретил мужей с черной кожей, отросшими волосами и ногтями (Там же. С. 313).

http://pravenc.ru/text/2561458.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АВРААМ [Авраамий] (VI в.), прп. (пам. греч. 28 окт.), еп. Эфесский. Возглавлял кафедру после еп. Ипатия (с 553; менее вероятно - после еп. Андрея, в 536-552). До этого, по сообщению «Луга духовного» блж. Иоанна Мосха , был настоятелем киновии Пресв. Богородицы Марии «Новой» в долине Иорданской и основателем 2 мон-рей: авраамитов в К-поле у Золотых ворот (в отношении основания им этой обители существует сомнение, т. к. подпись «игумена авраамитов» присутствует уже в актах Собора 518 г.) и византийцев на Елеонской горе . в Иерусалиме. А. прославился также как замечательный проповедник; от его гомилетического наследия остались 2 проповеди, на Благовещение и на Сретение, содержащие уже сформировавшееся и подробно разработанное учение о Пресв. Богородице: в проповеди на Сретение Божия Матерь впервые именуется «честнейшей Херувим и славнейшей Серафим» (ср. ирмос 9-й песни трипеснца Великой пятницы). Мнение, что А. был крещеным евреем, не подтверждается. Соч.: Abramii S. Sermones duo/Ed. M. Krascheninnikov//Acta et commentationes Imp. Univ. Iurievensis. Dorpat, 1911 P. 1-28; Jugie M. Abraham d " Ephèse et ses écrits//BZ. 1913. Bd. 22. S. 49-59; idem. Homélies mariales byzantines//PO. 1922. T. 16. P. 442-554. Ист.: Иоанн Мосх. Луг духовный. Гл. 68, 97; ActaSS. Oct. T. 11. Col. 757-769. Лит.: Pargoire J. Les débuts du monachisme à Constantinople//Revue des questions historiques. 1899. T. 65. Р. 67-143; Jugie M. La première fête mariale en Oriente et en Occident, l " Avent primitif//EO. 1923. T. 22. P. 129-152; Bardenhewer O. Ein neuer Prediger des Kirchlichen Altertums//ZKTh. 1933. Bd. 57. S. 426-438; Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 160, 214, 260, 398-399; Janin. Églises et monastères. P. 4-6. В. В. Василик Рубрики: Ключевые слова: ИАКОВ НОВЫЙ (VIII -1-я пол. IX в., ок. 824?), еп., прп., исп. (пам. 21 марта; пам. визант. 21 и 24 марта; пам. зап. 12 марта) АВИЛИЙ (ок. 84/85 - ок. 95 или 98) еп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. греч. 22 февр., копт. 29 авг.)

http://pravenc.ru/text/62856.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕПИМАХ НОВЫЙ [греч. Επμαχος; копт. epimayos ] († ок. 250), мч. Александрийский (Пелусийский) (пам. 31 окт., 11 марта - перенесение мощей; пам. копт. 14 пашонса (араб. башнас, 9 мая), 3 хатора (араб. хатур, 30 окт.), пам. эфиоп. 14 генбота (9 мая)), пострадал при имп. Деции (249-251). Источники Сведения о Е. Н. сохранились в многочисленных греч., араб., копт. и груз. источниках. Самой ранней версией Мученичества (V-VI вв.) является коптская (BHO, N 274), состоящая из фрагментов на 4 сильно поврежденных папирусных листах, хранящихся в Турине (изд.: Rossi. 1888; исправления: Lemm. 1910). Днем памяти Е. Н. в этом тексте названо 14 пашонса, а его кончина отнесена к 3 хатора. Также существует 3 греч. версии Мученичества: ранняя анонимная, в к-рой днем кончины Е. Н. названо 7 мая (BHG, N 593; араб. перевод см.: Esbroeck. 1966), переложение прп. Симеона Метафраста (BHG, N 594) и независимое от него краткое Мученичество (BHG, N 595). Сказание о Е. Н. имеется в Синаксаре К-польской ц. (кон. X в.) и в Минологии Василия II (кон. X - нач. XI в.), а также в арабо-яковитском Александрийском синаксаре XIII-XIV вв. и его эфиоп. переводе. Кроме того, существуют араб. повествование о перенесении мощей Е. Н. ( Esbroeck. 1967) и груз. перевод Жития Е. Н. (в Метафрастовой редакции) и канона святому, по содержанию близкого к изложению Александрийского синаксаря. Мученичество В соответствии с большинством источников родиной Е. Н. был г. Пелусий (араб. Эль-Фарама, ныне Телль-эль-Фарама, близ Порт-Саида). Согласно греч. источникам, Е. Н. был пустынником, согласно копт. и араб. версиям - ткачом, к-рому ко времени мученичества исполнилось 27 лет. Услышав о гонениях на христиан со стороны нового правителя Александрии Апеллиана (в копт. и араб. версиях - Полемий), Е. Н. отправился к нему и, придя в город, разрушил языческий алтарь, на к-ром Апеллиан заставлял арестованных христиан приносить жертвы. За это Е. Н. был посажен в темницу, где наставлял и укреплял в вере др. пленников. Узнав о проповедях Е. Н., Апеллиан, чтобы испугать святого, приказал вырвать языки находившимся в темнице вместе с Е. Н. христианам, отсечь им головы и бросить их тела на растерзание собакам.

http://pravenc.ru/text/190029.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕРМИНИНГЕЛЬД [Эрменегильд; лат. Hermenegildus; греч. Ηερμηνιγγιλδος] († 24.03.585), мч. (пам. зап. 13 апр.; пам. греч. 30 окт.; в РПЦ пам. 1 нояб.; пам. арм. 29 марта), сын вестгот. кор. Леовигильда (568-586). Сведения о Е. и его мученической кончине содержатся в письменных источниках вестготского («Хроника» Иоанна Бикларского, «История королей готов, вандалов и свевов» свт. Исидора Гиспальского (Севильского)) и франк. («История франков» свт. Григория Турского ) происхождения и подтверждаются нумизматическими и эпиграфическими данными. На рубеже VI и VII вв. Римский папа св. Григорий I Великий посвятил Е. главу в соч. «Диалоги» ( Greg. Magn. Dial. III 31). К VIII в. относятся «Жития святых эмеретских отцов», где упоминается Е. Прп. Беда Достопочтенный ( Beda. Chron. 4557) и Павел Диакон ( Paul. Diac. Hist. langobard. III 21) в основном использовали сведения из сочинений Григория Турского и Григория Великого, к к-рым обращались и более поздние средневек. авторы (напр., Сигиберт из Жамблу). В 572 г., после смерти вестгот. кор. Лиувы, королем стал его брат Леовигильд (с 568 был соправителем Лиувы). Леовигильд от 1-го брака имел 2 сыновей: Е. и Рекареда. Овдовев, Леовигильд женился на вдове кор. Атанагильда Госвинте, арианке. Одна из дочерей Госвинты, Брунгильда, была замужем за франк. кор. Австразии Сигибертом I (561-575), а др. дочь, Галесвинта, вышла замуж за сводного брата Сигиберта Хильперика (561-584), который вскоре отправил жену в Испанию, приказав убить по дороге. Стремясь сохранить добрые отношения с франками, Леовигильд добился заключения брака между Е. и Ингундой, дочерью Сигиберта и Брунгильды. Ингунда была воспитана в кафолической (правосл.) вере, и в 579 г. в Толете (ныне Толедо) Госвинта пыталась насильно обратить невестку в арианство и даже провела над ней арианский обряд крещения (он был признан недействительным). Чтобы избежать скандала, Леовигильд удалил Е. и Ингунду из Толета в Гиспалис (ныне Севилья), поручив Е. управление юж. областями Вестготского королевства, расположенными на границе с визант. владениями в Испании. В отличие от населения Толета жители Гиспалиса преимущественно исповедовали православие. Благодаря супруге Е. сблизился со старшим братом свт. Исидора Гиспальского свт. Леандром , под влиянием к-рого принял правосл. веру.

http://pravenc.ru/text/190161.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИОСКОР [греч. ισκορος; лат. Dioscorus] († ок. 305), мч. Александрийский (пам. греч. 13 окт., пам. зап. 18 мая). Мученичество Д., написанное на греч. языке не позднее V в., не сохранилось. В визант. синаксарях содержатся лишь краткие сказания, составленные на его основе. Известны 2 перевода этого Мученичества: латинский и сирийский, сохранившийся фрагментарно. Лат. перевод, относящийся к VI-VII вв., имеет 2 редакции, созданные независимо друг от друга по уже существующим к VI в. 2 вариантам греч. оригинала. В этих памятниках сообщается, что Д., сын церковного чтеца, был декурионом (членом городского совета) в г. Кинополе (совр. Эль-Кейс, близ г. Бени-Мазар) в Ср. Египте. Во время гонения Диоклетиана его схватили за отказ принять участие в языческих церемониях и отправили в Александрию к префекту Египта Кулькиану (Лукиану). На суде Д. открыто исповедал себя христианином. Его бросили в темницу, а затем подвергли пыткам огнем и др. мучениям. Ни обещания, ни угрозы префекта не сломили твердость Д. По приказу Кулькиана он был обезглавлен. Невозможно точно установить день мученической кончины Д. В одной лат. редакции память его указана под 18 мая, в другой - под 17 июня. Вероятно, автор 2-й редакции заимствовал эту дату из литургического календаря Александрийской Церкви IV в., заменив ею день 18 мая, к-рым и в греч. оригинале, и в 1-й редакции лат. перевода был обозначен день казни. В Мартирологе блж. Иеронима Д. упоминается как егип. мученик под разными датами. 17 июня указана память Д., принявшего мученическую кончину в Александрии. Под 18 мая Д. назван чтецом, а не сыном чтеца либо в результате ошибки, допущенной составителем Иеронимова Мартиролога при чтении греч. оригинала, либо, что более вероятно, из-за пропуска слова «сын» поздними переписчиками, а также указывается г. Анакиполь, возможно искаженное название г. Анокинополь (Ano Cynopolis, вероятно, Ανω Κυνπολις, т. е. В. Кинополь). Такое указание несвойственно для Мартиролога блж. Иеронима, в к-ром большинство егип. мучеников имеют более общее определение: мученик, пострадавший в Александрии или просто в Египте. Это могло быть связано с древней александрийской традицией, разделявшей мучеников на собственно Александрийских - городских и проч.- египетских.

http://pravenc.ru/text/178504.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010