На юге произрастает масличное растение, плодовитость которого нередко отмечается в богослужебных текстах. Святитель Лев Катанский († ок. 780; пам. 20 февр.) прославляется в службе: “Яко маслина, отче, насаждена быв плодовита в дому Господни, плод приношаеши по кончине, от божественнаго тела твоего елей Божественный, верных всяк недуг отгоняя всегда, к тебе с любовию, мудре, притекающих” 38 . О преподобном Косьме Яхромском (†1492; пам. 18 фев.) говорится: “Маслина воистинну Божия плодовита, ты был еси, преподобне” 39 ; ниже подвижник прославляется: “…радуйся, прекрасный крине, иже любовным взором всех ко Христу влекий” 40 . Из цветов в богослужебных текстах, очевидно, чаще всего говорится о лилии. “Якоже крин, в мысленных удолиих процветше, Божественныя вони вся наполняете” – так прославляются мученики, иже во Евгении 41 . Как в саду насаждены различные растения, так и гимнографы в одном литургическом тексте часто называют несколько растений, сравнивая святого не с одним растением, а с несколькими. Преподобномученик Никон (†251; пам. 23 марта) со своими учениками “яко крин, во страдании злачнем процветосте, и, яко сладкодыхательный шипок, наша сердца благоухаете мучении добротами, страстотерпцы богодухновеннии” 42 . Для разных этапов жизненного пути праведного страдальца Иоанна Русского (†1730; пам. 27 мая) гимнограф также использует разные цветы: “Яко крин благовонен, израсти тя Россия, и, яко ши?пок красен, был еси посреде терния агарянскаго, облаговонившей тя благодати Божией” 43 . Почти наш современник, преподобный Силуан (†1938; пам. 11 сент.), подвизался на Афоне “яко крин предивный и сапфир пречудный, в вертограде Пречистыя процвел еси, преподобне Силуане” 44 . В службе Никиты Славянина (†1808; пам. 4 апр.): “Яко крин, во удолиих Святыя Горы процвел еси, прехваль­не, якоже финикс 45 , возвысился еси добродетелию и яко кедр, крепок показался еси” 46 . И ниже в этой службе говорится: “Яко шипок, процвел еси в цветнице пощения, яко благовонный крин, яко яблоко благовонно, и благоухал еси всех благочестивых души и сердца” 47 . Преподобномученица Евдокия († ок. 160–170; пам. 1 марта): “От терновыя прелести, яко шипок, богомудрая, слакоуханен, израсла еси красно и верных облаговонила еси души, Евдокие” 48 . Преподобный Кассиан Римлянин († ок. сер. V в.) писал аскетические творения: “Яко шипок сладковонен, нас благоухают богодухновенная словеса бо­же­ственнаго языка твоего” 49 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Преподобный Иосиф Песнописец (†883; пам. 4 апр.) – плодотворно трудился над составлением Богослужебных текстов 403 и поэтому он торжественно прославляется в службе: «Труба 404 явился еси таинственная, к духовному пению вся воздвижущи, цевница же Богодвижима, Божественныя полки восхваляющи, славящи вся святыя и сих победы проповедающи» 405 . И ниже читаем: «Песненно песнописца почтим, иже того медоточныя песни поюще, Иосифа, яко от пений в песни вечныя преставльшася» 406 . Более ранним византийским гимнографом был святой Роман Сладкопевец († ок. 556; пам. 1 окт.), первая посвящённая ему стихира наполнена музыкальными инструментами и поющими существами: «Краснопеснивая цевница Божественнаго Духа, славий 407 и щур 408 Божественных песней, свирель церковная всем нам своя предлагает сладкопесненная учреждения и теми веселит Богомудрыя» 409 . Музыкальные инструменты «использованы» гимнографами также и в других службах. В службе чудотворной иконе Богоматери Красногорской Грузинской (пам. 22 августа) читаем: «В кимвалех возгласим, в песнех воскликнем, праздник Чистыя Богоматери празднующе светло, и к Ней возопиим: радуйся, упование православным, радуйся, Заступнице Тебе поющим, Владычице Пречистая» 410 . В службе на обретение мощей (пам. 20 мая) святителя Алексия (†1378; пам. 12 февр.) призываются прославить иерарха: «...вси земнии концы, духовный лик составим пением, трубный глас воспримем и благодарныя песни принесем» 411 Святителю. Святая мученица Ирина († І–ІІ; пам. 5 мая), пострадавшая за Христа, «Песнословием немолчным и мольбами Владыку, Богомудрая, песнословила еси, и, к Нему востекши», славу зрит неизреченную 412 . В службе Кирилла Белозерского (†1427; пам. 9 июня) обращаемся к нему с мольбой: «Певцем, тебе поющим, отче, и во хвалении славящим, подаждь свыше спасение и избавление, да ктому тебе множае в песнех величают» 413 . У Апостола Павла есть такие слова: «Да единодушно едиными усты славите Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа» ( Рим.15:6 ). К этим словам восходит возглас в конце Евхаристического канона: «И даждь нам едиными усты и единым сердцем славити и воспевати пречестное и великолепое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков». Несомненно, в данном случае речь идёт не о предписаниях музыкального-певческого характера, а о нравственном состоянии поющих. В Толковой Библии читаем: «К этому единству в мыслях и расположениях должно присоединяться сознание того, что у нас всех одна цель – слава Бога» 414 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДР Петрович [Павлович] Аксёнов (1886, с. Рычково, Никольского у., Вологодской губ. - 26.09.1937, Карагандинский ИТЛ), сщмч. (пам. 13 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), свящ. Окончил Вологодскую ДС. В 1917 г. назначен вторым священником в храм в честь свт. Николая в с. Черновско-Николаевское Вологодской губ. (с янв. 1929 г. - Нижегородская обл.). В 1929 г. арестован, 5 апр. того же года тройкой при ОГПУ по Нижегородскому краю осужден за «антисоветскую агитацию» и выслан на 3 года в Нарымский край. 7 мая 1936 г. вновь арестован и 4 авг. Спецколлегией Кировского краевого нарсуда приговорен к 10 годам тюремного заключения за «антиколхозную агитацию» и «хранение проповедей контрреволюционного содержания». 5 марта 1937 г. переведен в Карагандинский ИТЛ. 5 сент. арестован в лагере за систематическую «религиозную агитацию среди заключенных». 20 сент. тройкой при УНКВД по Карагандинской обл. приговорен к расстрелу вместе со свящ. Стефаном Григорьевичем Костогрызом, расстрелян. Реабилитирован 31 янв. 1990 г. Прославлен Архиерейским Собором РПЦ 2000 г. Арх.: Архив Центра правовой информации при обл. прокуратуре Караганды. Д. 2076. Ист.: За Христа пострадавшие. Кн. 1. С. 43. Рубрики: Ключевые слова: АВЕРКИЙ (Северовостоков Аверкий Яковлевич; † 1918), свящ., сщмч. (пам. 17 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Уфимских святых) АЛЕКСАНДР Львович Богоявленский (1879-1937), свящ., сщмч. (пам. 21 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АЛЕКСАНДР Сергеевич Буравцев (1886-1937), свящ., сщмч. (пам. 9 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Яковлевич Быков (1881-1937), свящ., сщмч. (пам. 14 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Михайлович Воздвиженский (1876 - 1937), свящ., сщмч. (пам. 31 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших)

http://pravenc.ru/text/64076.html

Это был сын казанского мурзы – Туртас Гравирович. Он был приведен в Москву в 1552 г. после покорения Казани. Здесь его просветили святым Крещением, при этом он был назван Сергием. В то же время в Москве были крещены татарские царевичи Утемиш-Гирей и Едигер-Магмет, о чем сообщается в летописи 5 . Свои детские годы будущий святой провел в семье боярина Захарии Ивановича Плещеева (†1571), который “был женат на астраханской царице Ельякше, нареченной во св. Крещении Иулианиею” 6 . “Захарий Иванович, видный воевода своего времени После взятия Казани он был оставлен там на годовое” 7 . Род Плещеевых восходит к святителю Московскому Алексию, потомки которого служили Предстоятелям Русской Церкви 8 . Детские годы Сергия, будущего подвижника, приходились на время, когда главой Русской Церкви был Митрополит Московский Макарий (†1563; пам. 30 дек.). Святитель Макарий много потрудился, собирая духовные, письменные сокровища на Руси, а также прославляя русских святых. Канонизируя отечественных подвижников, он одновременно постоянно общался с подвижниками своего времени, которые были позднее причислены к лику святых Русской Церкви. Среди святых собеседников Святителя мы видим преподобного Александра Свирского (†1533; пам. 30 авг.), миссионера русского севера преподобного Трифона Печенегского (†1583; пам. 15 дек.), преподобного Макария Римлянина, преподобного Даниила Переяславского (†1540; пам. 7 апр.), преподобного Максима Грека и др. Митрополит Макарий возглавил архиерейскую хиротонию первого Казанского святителя архиепископа Гурия (†1563; пам. 5 дек.). Во время митрополичьих Богослужений в кремлевском Успенском соборе молился святой блаженный Василий Христа ради юродивый (†1557; пам. 2 авг.) 9 . Также, несомненно, молился во время Богослужений святителя Макария, мог его видеть и пр. преподобный Серапион Кожеезерский. Сохранившееся житие святого скудно историческими данными и довольно редко встречается в рукописной книжности. Н. Барсуков указал только два списка жития: из библиотеки Антониево-Сибского монастыря и из библиотеки Соловецкой обители 10 . Первый указанный список, очевидно, не сохранился, но, по-видимому, именно по этой рукописи он был опубликован в “Архангельском Патерике” 11 . Второй список хранится ныне в Соловецком собрании РНБ. Опубликованный иеромонахом Никодимом текст представляет собою сокращенный вариант, так как в нем местами выпущены либо отдельные слова, либо целые фразы, хотя смысл при этом в целом сохраняется. Русский историк В. О. Ключевский так характеризует житие преподобного Серапиона: “В XVIII веке составлен ряд сказаний о подвижниках Кожеозерского монастыря, получивший от позднейшего писца название летописи. Сказание об основании монастыря и о первом строителе его Серапионе написано каким-то монахом, пришедшим в Кожеозерский монастырь во второй год по смерти Серапиона – 1613. Этот очерк, не лишенный любопытных указаний, но вообще краткий и не вполне точный в подробностях, хотя автор писал по рассказам сотрудников Серапиона” 12 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИРИНА († 50-е гг. III в.), мц. Коринфская (пам. 16 апр.; пам. визант. 16, 17 апр.). Сведения о мученичестве И. содержатся в Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. X в.) и в Минологии имп. Василия II (кон. X - нач. XI в.). В Синаксаре краткое Житие И. приведено под 17 апр., в Минологии Василия II - под 16 апр. Согласно этим источникам, И. приняла мученическую кончину после мч. Леонида и пострадавших с ним дев (см. в ст. Кодрат , мч., и др. мученики Коринфские). И. была родом из Греции. В один из пасхальных дней она вместе с др. христианами находилась в молельном доме. Об этом донесли правителю области; все собравшиеся были схвачены и доставлены в г. Коринф. И. допросили и заключили в темницу, затем она вновь предстала перед судом и подверглась мучениям (святой урезали язык и вырвали зубы). После пыток И. была усечена мечом. Традиционно датой кончины И. считается 258 г., на основании того что святая пострадала вскоре после мч. Кодрата и его последователей. Однако такая датировка не вполне обоснована. В различных редакциях Мученичества св. Кодрата упоминается имп. Деций , который правил в 249-251 гг. В Мученичестве авторства Никифора Григоры (BHG, N 358) речь идет только о Деции, а ,в 2 других (BHG, N 357 и AnBoll. 1882. Vol. 1. P. 448-468) говорится также о Валериане (253-260). Однако в действительности Деций и Валериан не были соправителями, и один даже не был преемником другого. Но известно, что и при Деции, и при Валериане были периоды гонения на христиан (указ Деция относится к 250, 1-й указ Валериана - к 257). В таком случае кончину Кодрата и его последователей (в т. ч. И.) можно примерно датировать 50-ми гг. III в. Согласно Минологию имп. Василия II, в период гонений имп. Деция пострадала мать Кодрата, а не он сам (она была вынуждена бежать в горы от преследователей), святой же принял мученическую смерть, уже будучи взрослым, т. е. гораздо позже 258 г. В связи с тем что в текстах Мученичества Кодрата содержатся сведения о мч. Леониде и пострадавших с ним девах (однако И. среди них ни в одной из редакций не упоминается), ученые предположили, что празднование памяти И. 16 апр.- результат смешения почитания Коринфских мучеников и мц. Ирины, пострадавшей в Фессалонике вместе с мученицами Агапией и Хионией (память которых также отмечается 16 апр.; см. в ст. Агапия, Хиония и Ирина , мученицы Солунские (Иллирийские)).

http://pravenc.ru/text/673941.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАВЕЛ (Кон. VIII - 1-я пол. IX в.), прп., исп. (пам. 7 марта; пам. греч. 8 марта), еп. Прусиадский (Плусиадский). Житие П. не сохранилось. Сведения о нем содержатся в Житиях др. подвижников эпохи иконоборчества : прп. исп. Никиты , игум. Мидикийского (BHG, N 1341 (Cap. 48); † 824; пам. 3 апр.), свт. Петра, еп. Атройского (BHG, N 2364 (Cap. 68); † 837; пам. 13 сент.) и прп. Антония Нового (BHG, N 142 (Cap. 41-43); † ок. 864; пам. греч. 11 нояб. и 1 дек.). В связи с разрозненностью информации невозможно точно восстановить хронологию жизни П. По мнению большинства современных исследователей, П. был епископом г. Плусиада в феме Вукелларии (северо-запад М. Азии), суффраганом митрополита Клавдиопольского (пров. Гонориада) ( Sauget. 1968. Col. 263), но Сергий (Спасский) подчеркивает, что кафедрой П. был г. Пруса в Вифинии ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 98), что является ошибкой (в Вифинии наряду с Прусой существовал и г. Прусиада). П. был ревностным противником иконоборцев. За свои обличительные проповеди подвергся изгнанию в окрестности горы Олимп в Вифинии, крупного монашеского центра, где в то время жили многочисленные подвижники и приверженцы Православия. В окрестностях Олимпа П. встретился с прп. Антонием Новым, к-рого сначала принял за нищего, т. к. тот носил рубище и вел себя очень смиренно. Поскольку П. имел возможность устраивать трапезы для нищих и убогих, он приглашал на них и прп. Антония, не сразу узнав в нем великого подвижника. В 824 г. П. в числе др. клириков и архиереев встречал мощи прп. Никиты Мидикийского, к-рые переносили с одного из Принцевых о-вов, где преподобный скончался, в Мидикийский мон-рь. Однажды П. тяжело заболел и в течение 12 дней находился при смерти. К его одру призвали свт. Петра Атройского, к-рый исцелил епископа. Современником П. был также сщмч. Феофилакт , епископ Никомидийский (пам. 8 марта), однако в его Житии П. не упомянут. Издатель и исследователь Жития А. Фогт считает датой смерти Феофилакта 840 г., т. о. можно предположить, что П. к этому времени уже скончался, но был жив в 837 г. (год смерти Петра Атройского, в Житии к-рого говорится только об исцелении, но не о смерти П.). Кроме того, в краткой синаксарной заметке сообщается о том, что П. всю жизнь должен был противостоять иконоборцам, следов., он скорее всего умер до Торжества Православия в 843 г.

http://pravenc.ru/text/2581803.html

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АКАКИЙ предыдущая статья следующая статья печать библиотека 1 , С. 363 опубликовано: 2 апреля 2008г. АКАКИЙ свт. (пам. копт. 29 апр.), еп. Иерусалимский (?). Упоминается в копт. синаксаре. Однако епископ с таким именем в Иерусалиме неизвестен. Рубрики: Святые Коптской Церкви Ключевые слова: Святые Коптской Церкви Святители Коптской Церкви Акакий, епископ Иерусалимский (?), святитель (пам. копт. 29 апр.) См.также: АВИЛИЙ (ок. 84/85 - ок. 95 или 98) еп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. греч. 22 февр., копт. 29 авг.) АЛЕКСАНДР (ок. 250 – апр. 326 или 328), архиеп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. 29 мая, копт. 22 апр., зап. 26 февр.) АНИАН (62 или 63-83 или 84), архиеп. Александрийский, свт. (пам. зап. 25 апр., 2 дек., копт. 16 нояб.), ГРИГОРИЙ (331/5 - ок. 394), еп. Нисский, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 10 янв.) ААРОН ЧУДОТВОРЕЦ прп. Египетский (пам. копт. 9 сент.) АВИВ (IV в.), прп. Египетский (пам. копт. 22 окт.) Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/63768.html

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАРФА предыдущая статья следующая статья печать библиотека 44 , С. 235 опубликовано: 7 апреля 2021г. МАРФА мц. (пам. копт. 22 апр.) - см. в ст. Виктор, мч. (пам. копт. 22 апр.). Рубрики: Святые Коптской Церкви Ключевые слова: Святые Коптской Церкви Марфа, мученица (пам. копт. 22 апр.) - см. в ст. Виктор, мученик (пам. копт. 22 апр.) См.также: ААРОН ЧУДОТВОРЕЦ прп. Египетский (пам. копт. 9 сент.) АВИВ (IV в.), прп. Египетский (пам. копт. 22 окт.) АВИЛИЙ (ок. 84/85 - ок. 95 или 98) еп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. греч. 22 февр., копт. 29 авг.) АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля) Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/2562498.html

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЗАДАН предыдущая статья следующая статья печать библиотека 1 , С. 329 опубликовано: 21 апреля 2008г. АЗАДАН [Аза; греч. ρδβλθυοτεΑζας, Αζς], мч. Персидский (пам. 10 апр.) - см. Иаков, Азадан и Авдикий , мученики Персидские (пам. 10 апр., пам. зап. 22 апр.) Рубрики: Святые Русской Православной Церкви Ключевые слова: Святые Русской Православной Церкви Азадан, мученик Персидский (пам. 10 апр.) - см. Иаков, Азадан и Авдикий См.также: ААРОН первый ветхозаветный первосвященник АБРОСИМ ученик сщмч. Милия, св. (пам. 10 нояб.) - см. Милий, еп. Персидский АВВАКИР (VII в.), прп. (пам. в субботу сырную) АВВАКУМ 8-й из 12 малых пророков (пам. 2 дек. в Недели святых праотец и 1-ю Великого Поста) Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/63652.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010