Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АЛЕКСАНДРА ЦАРИЦА [Августа] († 303), мц. (пам. 23 или 21 апр.; копт. 10 апр.). Пострадала в Никомидии вместе с вмч. Георгием Победоносцем по приговору имп. Диоклетиана . А. Ц. уверовала во Христа, став свидетельницей чудесного исцеления ангелом вмч. Георгия от страшных ран, полученных им от лезвий ножей и гвоздей на колесе для пыток. Она пожелала тут же исповедовать Христа, но проконсул Магненций удержал ее от этого. Затем А. Ц. увидела, как вмч. Георгий, зарытый по плечи на 3 дня в яме с негашеной известью, вышел из нее живым и невредимым. Когда А. Ц. узнала, что силой крестного знамения вмч. Георгий разбил все статуи богов в храме Аполлона, она явилась в суд и открыто исповедала Христа, высмеяв языческих богов и обличив императора в нечестии. После этого поступка Диоклетиан повелел казнить вмч. Георгия, а вместе с ним и А. Ц. Она с радостью последовала на казнь, но по пути изнемогла, присела на камень у дороги и умерла. По др. версии, ей, так же как и вмч. Георгию, отсекли голову. Можно предположить, что А. Ц. была вдовой одного из императоров, предшественников Диоклетиана,- с 270 по 284 г. в империи сменилось 15 правителей. Во многих рус. житийных текстах и у свт. Димитрия Ростовского она названа женой самого Диоклетиана. Однако известно, что единственной супругой этого императора была Приска , погибшая вместе со своей дочерью Валерией, женой имп. Галерия , в 313 г. Ни у Симеона Метафраста , ни в Ватиканском кодексе 916 г., ни в ряде др. визант. и лат. древних текстов А. Ц. не называется женой Диоклетиана. Единственным исключением среди греч. источников является компиляция Феодора Дафнопата (BHG, N 673/674). Др. попытка отождествить А. Ц. с Приской была сделана уже в ХХ в. и приведена в Минее , изданной МП (Апрель. Ч. 2. С. 164). Здесь смерть А. Ц. в 303 г. названа ложной и ее мученическая кончина отнесена к 313 г. Однако эта гипотеза не находит никаких подтверждений не только в древних канонических житиях, но и в многочисленных апокрифах - лат., араб., сир., копт., груз., эфиоп. и даже тохарском, а потому не может быть принята.

http://pravenc.ru/text/64452.html

(† 1801), нмч. (пам. греч. 5 июня). Род. в Смирне (ныне Измир) в благочестивой христ. семье. Его отец Хадзи-Константий происходил из Фессалоники, а мать - из Смирны. М. женился на девушке с о-ва Хиос и переехал жить в Нов. Эфес (ныне Кушадасы), где его старший брат иером. Паисий был певчим в городском соборе. Спустя некоторое время М. влюбился в замужнюю женщину по имени Мария. Один тур. ага застал их вместе и хотел донести судье о прелюбодеянии. Из страха за свою жизнь любовники решили принять ислам и стали жить безбедно, потому что ага опекал М. как сына. Но угрызения совести мучили вероотступника, и он поведал об этом одному духовнику, к-рый утешил его и нашел способ помочь: Мария притворилась больной, а посланный к ней лекарь, который был другом священника, объявил аге, что излечить такой недуг может только один врач в Смирне. С разрешения аги М., Мария и ее ребенок от предыдущего брака отправились в Смирну и оттуда сразу же отплыли в Триест. Во время пребывания на островах Венецианского архипелага они принесли покаяние и были приняты в лоно правосл. Церкви через миропомазание. После этого М. и Мария вступили в христ. брак. Иером. Макарий Симонопетрит, комментируя текст Жития, отмечает, что, видимо, к тому моменту законные супруги М. и Марии скончались, иначе заключение брака было бы невозможным ( Μακριος Σιμωνοπετρτης. 2007. Σ. 61). Супруги постоянно переезжали с места на место, нек-рое время они прожили в России, но М. не оставляло желание искупить свои грехи, пролив кровь за Христа, и наконец он вернулся с этой целью в Османскую империю. Но все представители духовенства, которым М. открывал свои помыслы, не разделяли его опасение, что Господь не примет его покаяния без мученичества. М. отправился в Нов. Эфес и нашел того духовника, который в свое время помог ему бежать. Духовник поддержал М. в его намерении, но попросил его не принимать мученическую смерть в Нов. Эфесе, т. к. это вызвало бы репрессии в отношении греч. населения со стороны османских властей, к-рые усилили гонения на православных после строительства церкви и казни нмч. Георгия (пам. греч. 5 апр.). М. вернулся на Хиос и, представ перед судьей, исповедал себя христианином, назвав мусульм. веру ложной и пагубной. Его бросили в темницу и подвергли различным пыткам. Несмотря на все мучения, М. пел псалмы и гимны, славя Господа. Его приговорили к отсечению головы. На месте казни М. сам преклонил колена и подставил палачу шею со словами: «Руби сильнее». От одежды новомученика и его крови, собранной христианами, происходили исцеления, подробно описанные автором Жития с указанием имен и места происхождения людей, получивших чудесную помощь.

http://pravenc.ru/text/2562196.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЛЕБ СВЯТОСЛАВИЧ († 12.08.1399, на берегу р. Ворсклы), блгв. вел. кн. смоленский (пам. в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых), старший сын вел. кн. смоленского Святослава (Севастиана) Иоанновича, брат кн. Георгия (Юрия) Святославича . В источниках Г. С. упоминается начиная с 1386 г., когда он вместе с отцом, кн. Георгием Святославичем и двоюродным братом кн. Иоанном Васильевичем участвовал в неудачном для смоленских князей походе с целью вернуть г. Мстиславль. 29 апр. 1386 г. в решающей битве на р. Вехре (совр. Вихра) перед стенами Мстиславля князья Святослав и Иоанн были убиты, а Г. С. и Георгий Святославич, получив серьезные ранения, попали в плен. На смоленский стол в мае 1386 г. литовцы посадили Георгия Святославича, Г. С. в качестве заложника был уведен в Литву. Исполняя условия мирного договора, заключенного в сент. 1386 г. Георгием Святославичем Смоленским, с одной стороны, и Владиславом (Ягайло) и Иоанном Скиргайло - с другой, Г. С. в 1390 г. выступил на стороне последних против Витовта, когда Витовт начал борьбу за литов. великокняжеский трон (по-видимому, Г. С. вернулся в Смоленск после заключения мирного договора в 1386). В боях на р. Вилия у сел. Вейкулишки под Вильно Г. С. вместе с др. русско-литов. князьями попал в плен к Витовту, к-рый в 1392/93 г. передал смоленский стол отпущенному для этой цели из плена Г. С., а его брата Георгия перевел в Рославль. В 1395 г. среди сыновей Святослава Иоанновича обострилась борьба за перераспределение владений в не подвластной Литве части Смоленского княжества. В сент. Витовт, объявив, что желает быть посредником и примирителем смоленских князей, пленил их во главе с Г. С. в своем шатре за стенами города, куда князья явились для переговоров, а затем занял Смоленск. По сведениям западнорус. летописей - Супрасльской (список 1520) и Слуцкой (список 20-х гг. XVI в.), косвенно оправдывающих Витовта, в 1395 г. будто бы наметился конфликт между вел. князем литовским и Г. С., к-рый «нача не в послушани быти», за что был лишен Смоленска (ПСРЛ. Т. 35. С. 65, 72).

http://pravenc.ru/text/165109.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОНСТАНТИН ИЗ АГАРЯН [греч. Κωνσταντνος ξ Αγαρηνν] († 1819), нмч. (пам. греч. 2 июня). Род. в мусульм. семье в с. Псилометопон на о-ве Лесбос и отличался красотой и благоразумием. Соседка-мусульманка накормила юношу отравленными сладостями, и тот тяжело заболел. Он не мог исцелиться от этого недуга, пока одна христианка не дала ему выпить святой воды. Вместе с семьей юноша переселился сначала в Магнисию (ныне Маниса, Турция), а затем из-за побоев отчима переехал с братьями в Смирну (ныне Измир), где помогал им в овощной лавке, доставляя продукты в дома богатых покупателей. Одним из них был Смирнский митрополит. Юноша выучил греческий язык, и на него произвели большое впечатление душеполезные слова архиерея. Он захотел принять Православие и отправился на Афон. После отказа в ряде обителей он получил благословение на крещение от проживавшего на покое в Иверском мон-ре сщмч. Григория V , патриарха К-польского; его крестили в Кавсокаливийском скиту. На Афоне К. из а. посетил скит св. Иоанна Предтечи, принадлежащий Иверскому мон-рю, к-рый прославился благодаря подвизавшимся здесь преподобномученикам Прокопию († 1810), Онуфрию Габровскому († 1818), Евфимию Новому из Димицаны († 1814), Игнатию († 1814) и Акакию Новому из Нивори († 1816). К. из а. захотел, как и они, принять смерть за Христа. По закону отступничество от ислама каралось смертной казнью. Посоветовавшись с духовником, К. из а. после длительного поста и молитв решил поехать в Магнисию, чтобы окрестить свою сестру. Он отправился в путь, но во время остановки в Кидонии (ныне Айвалык) был узнан турком из Смирны. 23 апр. 1819 г. К. из а. был арестован и приведен к аге. Сначала он отрицал, что был мусульманином, однако потом сознался, что исповедовал ислам, но отверг его, т. к. истинной является только христ. вера. В тюрьме К. из а. подвергли пыткам, наиболее жестокие из них придумал медник, к-рый в 1807 г. истязал др. новомученика - Георгия с о-ва Хиос (пам.

http://pravenc.ru/text/2057076.html

(Ок. 1630-1730), прмч. Афонский (пам. греч. 21 мая). Происходил из Малороссии, в крещении назван Прокопием. В юном возрасте захвачен в плен татарами и продан некоему турку, занимавшемуся выделкой кожи, к-рый увез юношу в г. Ушак (М. Азия). Хозяин обучал его своей профессии и всячески старался обратить в мусульманство. Поскольку пленник был тверд в христианской вере, его часто жестоко били. Со временем турок стал склонять его к браку со своей дочерью, надеясь, что молодой человек не устоит перед ее красотой и примет ислам, однако Прокопий наотрез оказался от брака. Видя, что все уговоры и угрозы бесполезны, турок, видимо начавший тепло относиться к своему рабу, который жил у него больше 20 лет, дал ему свободу. Прокопий не успел покинуть дом хозяина, т. к. тяжело заболел. Когда он поправился, ему сказали, что во время болезни он дал обещание принять мусульманство, и насильно надели на него турецкую одежду. Прокопий бежал в Смирну, а затем отправился на Св. Гору Афон, где принял постриг с именем П. в мон-ре св. Павла от старца Иосифа, под чьим руководством провел 12 лет. Затем П. перешел под окормление прп. Акакия Нового Кавсокаливита (пам. греч. 12 апр.) еще на 6 лет. Все это время его смущали тяжелые мысли о том, что турки ему не лгали и во время болезни, в беспамятстве, он действительно мог отречься от Христа. Чтобы успокоить совесть, П. решил совершить подвиг мученичества. Но афонские духовники посчитали это намерение гордыней и долго не давали благословения. Лишь через год, видя, что намерение П. непоколебимо, Акакий благословил его на подвиг мученичества. П. в сопровождении старца Иосифа прибыл в Ушак. Он тотчас был узнан и приведен на суд, где турки заявили, что этот человек ранее добровольно отрекся от Христа. П. резко опроверг их показания, назвав лжецами. Судья ответил, что если П. не подтвердит, что стал мусульманином, то его ждет смерть. П. заявил, что готов к ней. Его бросили в темницу, где он провел неск. дней без сна, воды и пищи. Наконец его привели к месту казни. Палач в последний момент прошептал на ухо П., что не хочет его смерти, пусть только он отречется от Христа, но П. велел палачу выполнять приказ. Палач, после того как отсек П. голову, впал в беснование и через несколько дней умер. Старец Иосиф скрывался во время казни, опасаясь попасть в руки турок, но после ее совершения пришел и поклонился телу мученика. От мощей сразу начали происходить чудеса. Свидетелями мученической кончины П. были также и местные христиане, среди них - больная женщина, которая помазалась кровью мученика и тотчас исцелилась. Позже она передала на Афон свидетельство об этом чуде с просьбой написать икону П. Мощи святого сначала хранились у благочестивых христиан, затем были перенесены на о-в Патмос в монастырь Иоанна Богослова (см. ст. Иоанна Богослова апостола монастырь на Патмосе ), часть мощей в 1953 г. была передана в афонские мон-рь св. Павла и скит Нов. Фиваида; частицы мощей есть также в мон-ре св. Георгия на о-ве Закинф.

http://pravenc.ru/text/2579872.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АМАСИЯ [греч. Αμσεια] (совр. Амасья, Турция), город в Каппадокии (М. Азия), древняя митрополия в составе К-польского Патриархата. Об истории возникновения А. достоверных сведений нет; легенды приписывают ее основание богу Гермесу или Амасию, дяде Александра Македонского. С VI в. до Р. Х. город входил в состав державы Ахеменидов, в 306 или 302-183 гг. до Р. Х. был столицей Понтийского царства. С 70 г. до Р. Х. А. переходит во владение римлян и становится важным адм. ц. пров. Понт . Описание А. рим. эпохи оставил Страбон (ум. ок. 26 по Р. Х.), родившийся в этом городе (Геогр. XII 3. 39). При имп. Диоклетиане (284-305) Понт был разделен на 3 более мелкие провинции, и А. стала митрополией одной из них, Диоспонта, переименованного Константином Великим в честь его матери в Еленопонт . В 1-й пол. VI в. имп. Юстиниан I присоединил к Еленопонту часть соседней пров. Понт Полемониакский. В VI-VII вв. эти области подвергались опустошительным нашествиям персов, в 712 г. овладеть А. удалось на короткое время арабам. Отвоеванный византийцами, город стал одной из важнейших крепостей фемы Армениак . В 1064 г. А. была передана в вотчину бывш. царю Карса Гагику Багратуни; в 1074/75 г. захвачена турками-сельджуками; в 1246 г.- монголами. С 1386 г. А.- один из городов Турции, в наст. время центр одноименного вилайета. Христ. община существовала в А., по-видимому, с апостольских времен, и первым проповедником христианства, по преданию, был «апостол Понта» св. Андрей Первозванный . В Похвальном слове свт. Василию Амасийскому говорится, что ап. Петр , «пробыв много дней в Амасии, первым научил и освятил ее»; это отчасти подтверждает и 1-е соборное Послание ап. Петра, направленное «пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии». Первым епископом предание называет Никития, поставленного самим ап. Петром (Vita sancti Basilei//ActaSS. Apr. T. 3. P. XLVII). В источниках упоминания о епископах А. встречаются с III в. В IV в. в городе уже насчитывалось множество храмов (Евсевий. Церк. ист. X 8. 15; Жизнь Константина. II 2. 1). О суровых гонениях при имп. Диоклетиане напоминает надпись на стене амасийского храма вмч. Георгия: «Христов подвижник и небесный гражданин Феодор, града сего хранитель, Анастасия убеждает благочестивого победителя создати престол таинств священноименитый. Его же улучив Мамант, чистейший таинник, боготочныя песни источает...» Эта надпись повествует о пострадавшем в 306 г. в А. вмч. Феодоре Тироне (пам. 17 февр.), в честь к-рого имп. Анастасий I в кон. V в. построил храм. При Лицинии мученический венец принял епископ этого города св. Василий (пам. 26 апр.).

http://pravenc.ru/text/114300.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСИЙ Александрович Порфирьев (1855, с. Можаров Майдан Курмышского у. Симбирской губ.- 6.11.1918, Н. Новгород), сщмч. (пам. 24 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), прот., настоятель нижегородского кафедрального Спасо-Преображенского собора. Род. в семье псаломщика. По окончании Симбирской ДС учился в СПбДА, к-рую окончил в 1882 г. со степенью канд. богословия. Преподавал в Нижегородской ДС. Активный член миссионерского антираскольнического братства во имя св. блгв. кн. Георгия Всеволодовича. В 1886 г. рукоположен во священника к Верхнепосадской ц. во имя свт. Николая. С 1888 г. в церкви ДС проводил собеседования со старообрядцами, имевшими большой успех. 15 июля 1893 г. назначен настоятелем собора во имя арх. Михаила, возведен в сан протоиерея. Возглавлял 2-й епархиальный миссионерский съезд в 1901 г. (см. Съезды миссионерские ). В 1902 г. назначен сверхштатным членом Духовной консистории по делам раскола. С 12 апр. 1905 г. настоятель кафедрального собора Н. Новгорода, вскоре назначен председателем попечительского совета Серафимовского дома призрения заштатных священнослужителей и нес послушание благочинного соборов и домовых церквей Н. Новгорода. В авг. 1912 г. избран в члены Гос. совета от духовенства, однако через год подал в отставку с этой должности. Вместе со сщмч. Лаврентием (Князевым), еп. Балахнинским, вик. Нижегородской епархии, возглавил съезд духовенства Нижегородской епархии 7 июня 1918 г., на к-ром было принято воззвание, призывавшее протестовать против закрытия храмов, мон-рей и конфискации церковного имущества. Обвинен в призыве к контрреволюционной деятельности. Расстрелян вместе со сщмч. Лаврентием и мч. Алексием Нейдгардтом. Реабилитирован в 1991 г. Прославлен Архиерейским Собором РПЦ 2000 г. Лит.: Лушин А. Н. Жизнеописание новомученика российского протоиерея А. А. Порфирьева. Н. Новг., 1993. Рубрики: Ключевые слова: АДРИАН Александрович Троицкий (1872-1938), прот. сщмч. (пам. 3 фев. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/text/64596.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕОРГИЙ II Свт. Георгий, архиеп. Милитинский, и св. отроковица Муза Римляныня. Хромолитография. Нач. ХХ в. Синодальная типография (ГЛМ). Фрагмент минеи на май Свт. Георгий, архиеп. Милитинский, и св. отроковица Муза Римляныня. Хромолитография. Нач. ХХ в. Синодальная типография (ГЛМ). Фрагмент минеи на май (763-845/46), свт., архиеп. Митилинский (пам. 16 мая, пам. греч. 1 февр. c братьями Давидом и Симеоном). Сведения о нем содержатся в анонимном Житии 3 св. братьев - Давида, Симеона и Г. (BHG, N 494). Родителей Г. звали Адриан и Константо, он род. в г. Митилине, на о-ве Лесбос. В возрасте 30 лет Г. был пострижен в монахи младшим братом Симеоном, к-рый уже вел монашескую жизнь в учрежденной им обители во имя Пресв. Богородицы. Из Жития о Симеоне известно, что он был столпником во время пребывания на Митилинской кафедре некоего Георгия, исповедника при имп. Льве III Исавре (вероятно, Георгий I , архиеп. Митилинский, впосл. рукоположивший во пресвитера Г.). В обители Г. пробыл до ссылки братьев в г. Лагусу (причины ссылки неизвестны), где он стал игуменом небольшого мон-ря. Изгнанный оттуда иконоборческим архиеп. Митилинским Львом, Г. вместе с братией отправился в г. Мирсину. После смерти имп. Феофила (842) по настоянию Симеона Г. пришел в К-поль. Когда иконопочитание было окончательно восстановлено, он был поставлен епископом Эфесским, но отказался от этой кафедры и 14 сент. 843 г. был рукоположен во архиепископа Митилинского в возрасте 80 лет. Во время архиерейского служения прославился чудесами. Скончался в Великую субботу 28 марта 845, или 18 апр. 846 г. Похоронен в мон-ре Пресв. Богородицы, основанном его братом Симеоном. Когда турки захватили Митилину (о-в Лесбос отошел Османской империи в 1462), мон-рь был разрушен до основания, почитание Г. было предано забвению на 400 лет. Имп. Константин IX Мономах (1042-1055) после ссылки на Лесбос основал мон-рь во имя Г. Место, где находилась эта обитель, неизвестно. Мон-рь упоминается в решениях Соборов 1254 и 1324 гг., однако в патриаршем послании от 1395 г. содержится информация о разрушении мон-ря.

http://pravenc.ru/text/164317.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Григорий V (Ангелопулос), патриарх К-польский (Ангелопулос Георгий; 1745 или 1746, Димицана - 10.04.1821, К-поль), сщмч. (пам. 10 апр., греч. 10 апр.), патриарх К-польский (1797-1798, 1806-1808, 1818-1821). В 1765-1767 гг. обучался в Афинах у известного педагога Димитрия Водаса, в 1767 г. прибыл в Смирну к своему дяде иером. Мелетию, экклисиарху храма св. Георгия, и посещал Евангелическую школу. Через нек-рое время он отправился на Строфадские о-ва и принял монашеский постриг в одном из мон-рей. Образование Г. продолжал на Патмосе, слушал лекции по богословию у дидаскала Даниила Керамевса. По окончании учения Г. был вызван в Смирну митр. Прокопием и стал служить у него архидиаконом, затем исполнял должность протосинкелла. Здесь в 1783 г. он сделал перевод на новогреч. язык слов свт. Иоанна Златоуста о священстве. В 1785 г. митр. Прокопий стал К-польским патриархом, а его преемником по Смирнской кафедре был назначен Г. За 13 лет управления Смирнской митрополией он ревностно занимался проповедью слова Божия, восстановил неск. храмов, в т. ч. митрополичий собор во имя св. Фотинии, защищал смирнское духовенство от сборщиков хараджа. Он особенно заботился о народных школах, учреждая новые и поддерживая старые, в частности Евангелическую школу, помогал бедным ученикам и учителям. Г. дважды исполнял обязанности члена Синода (в 1793 и 1797). Во время 2-го пребывания в Синоде он был избран на К-польский Патриарший престол. В первое Патриаршество (9 мая 1797 - 18 дек. 1798) Г. старался обеспечить народу безопасность и спокойствие, направить его свободолюбивые стремления к реальным целям по возможности без ущерба для его гражданского положения в данных условиях. Он издал синодальный томос, запрещавший рукополагать во епископский сан лиц, состоявших ранее в браке и имевших детей. При нем был построен новый патриарший дом. Патриарх принимал меры к разрешению споров мон-рей, в частности писал монахам Афона, что они не имеют права без его ведома ни продавать, ни покупать монастырских владений. Г. восстановил греч. типографию при Патриархии; книги стали печататься под непосредственным надзором патриарха, вел. драгомана, 2 архиереев и 2 мирян.

http://pravenc.ru/text/166699.html

26.11.1188, Суздаль - 4.03.1238, на р. Сить, притоке р. Мологи, в Ярославском княжестве), мч. (пам. 4 февр., 4 марта, 23 июня - в Соборе Владимирских святых), великий князь Владимирский (1212-1216, 1218-1238), 4-й сын великого князя Всеволода (Димитрия) Юрьевича Большое Гнездо и блгв. вел. кнг. Марии Шварновны, брат блгв. князей Константина, Святослава (Гавриила), Ярослава (Феодора), Владимира (Димитрия), отец св. князей Всеволода (Димитрия), Владимира (Димитрия), Мстислава (Феодора), мц. кнж. Феодоры. Георгий Всеволодович был крещен в Суздале Ростовским еп. Лукой. В 1207 и 1208 гг. участвовал в походах на земли Рязанского княжества. В 1211 г. женился на блгв. кнж. Агафии Всеволодовне, дочери киевского кн. Всеволода Святославича Чермного. В том же году вел. кн. Всеволод Большое Гнездо принял решение посадить Георгия Всеволодовича на княжение в Ростове вместо правившего здесь с 1208 г. кн. Константина Всеволодовича. Последнему вел. князь собирался передать после смерти Владимирское великое княжество. Однако Константин отказался переехать на княжение во Владимир, имея намерение владеть в будущем как Владимиром, так и Ростовом. В ответ Всеволод Большое Гнездо, собрав совещание широкого состава, с участием в т. ч. белого и черного духовенства, включая Ростовского еп. св. Иоанна, завещал стольный г. Владимир и старейшинство среди собственных детей Георгию Всеволодовичу. После смерти Всеволода (15 апр. 1212) Георгий Всеволодович стал вел. князем владимирским. Константин с этим не смирился. Георгий Всеволодович предлагал передать брату Владимир в обмен на Ростов. Однако Константин, желавший посадить в Ростове сына кн. мч. Василия (Васильку) Константиновича, соглашался отдать взамен Владимира Суздаль, что не устраивало Георгия Всеволодовича. Начались военные действия: Георгий Всеволодович с братом кн. Ярославом отправились на Ростов, но до решающей битвы дело не дошло, было заключено перемирие. В том же 1212 г. Георгий Всеволодович отпустил в Рязань рязанских князей с женами, еп. Арсения и людей, захваченных в плен его отцом во время походов в 1207 и 1208 гг.

http://azbyka.ru/palomnik/Успенский_Свят...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010