Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АГРИППИНА Тихоновна Киселёва (1903, с. Урлейка Петровского у. Саратовской губ.- 11.01.1942, близ Караганды), мц. Карагандинская (пам. 29 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских). Происходила из крестьянской семьи, при советской власти неоднократно арестовывалась за твердое исповедание Православия; в 1937 г. была осуждена на 2 года лишения свободы, в 1939 г. освобождена; вновь подверглась аресту 1 нояб. 1940 г. и была приговорена к 10 годам лишения свободы в Карагандинском лагере (Карлаг). Вместе с ней в лагере отбывали срок мученицы Наталия Ивановна Сундукова, Наталия Тихоновна Силуянова, Евдокия Семеновна Назина, Анна Степановна Боровская, Матрона Кузьминична Наволокина, Варвара Дмитриевна Деревягина, Анна Никитична Попова, Евдокия Ивановна Гусева, Евфросиния Федоровна Денисова, Наталия Васильевна Васильева, осужденные к разным срокам лишения свободы. В лагере все женщины отказались выходить на работу, заявив, что трудиться на власть, враждебную Церкви, не желают. 11 июля 1941 г. они были арестованы, на допросе назвали себя верующими христианками, не стали давать показания и вину свою не признали. В обвинительном заключении А., а также Наталия Сундукова и Наталия Силуянова были названы организаторами «контрреволюционного саботажа». 29 сент. 1941 г. постоянная сессия Карагандинского облсуда при Карлаге приговорила всех арестованных к расстрелу, приговор был приведен в исполнение 11 янв. 1942 г. Мученицы прославлены на Архиерейском Соборе РПЦ 2000 г. Арх.: Центр правовой статистики и информации при обл. Прокуратуре г. Караганды. Д. 3976. Рубрики: Ключевые слова: АВКСЕНТИЙ Калашников († 1922), мч. (пам. 27 апр., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АГРИППИНА Ивановна Лесина (1897 – 1938), послушница, мц. (пам. 26 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Тульских святых) АЛЕКСАНДР Иванович Блохин (1879-1937), мч. (пам. 4 сент., в Соборе святых Пермской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Антонович Медем (1870–1931), мч. (пам. 10 нояб., в Соборе Самарских святых, в Соборе Саратовских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Александрович Уксусов (1874-1937), мч. (пам. 23 нояб., в Соборе святых Архангельской митрополии, в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДРА Потаповна Устюхина (1882– 1937), мц. (пам. 10 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДРА ФЕОДОРОВНА (1872 -1918), императрица Всероссийская, супруга мч. имп. Николая II, мц. (пам. 4 июля, в Соборе Костромских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Санкт-Петербургских святых)

http://pravenc.ru/text/63416.html

Святитель Иоанн Златоуст (†407; пам. 27 янв.) возглавлял столичную кафедру, был известен как богослов, молитвенник и проповедник, но в результате воздвигнутых на него постоянных гонений неоднократно был ссылаем и закончил свою жизнь в далёких Команах. При этом он всегда говорил: «Слава Богу за всё». В службе на перенесение его святых мощей (пам. 27 янв.) подчёркивается, что причиной его страдания являются не люди, а злая сила: «Ума твоего Божественная, блаженне, блистания многокозненный не терпя, искушения воздвизает на тя, якоже древле на Иова» 283 . Гимнограф описывает подвиги преподобного Иоанна Кущника (V в.; пам. 15 янв.), сравнивая его с библейским праведником: «Непорочен, якоже другий Иов, пред враты злостраждеши, яко на гноищи, терпя укоры рабов твоих, мудре, гладом же и жаждею дручим» 284 . Преподобный Тимофей, иже в Символех (†795; пам. 21 февр.), своими подвигами «Иовлеву стяжал... в болезнех крепость» 285 . Даже в словах не прегрешила пред Богом преподобная Синклитикия († ок. 350; пам. 5 янв.), в несении своих подвигов: «Претерпела еси, яко Иов, телесное озлобление, не изрекла еси слова, кончину привлачащаго» 286 . Осмысление страданий и подвигов в сравнении с ветхозаветным праведником наблюдается и в славянской гимнографии. Образ короля сербов Стефана Дечанского (†1336; пам. 11 нояб.) получил удивительное осмысление и сравнение с ветхозаветным праведником: «Иов древле на востоце, славен и имовит 287 , Богочтец и праведен и мучеников начало, но и Стефан на Западе славою и богатством нетленным, яко воин всех Царя и страдальцев исполнение» 288 . Святитель Максим Новый, бывший деспотом Сербским: (†1516; пам. 18 янв.), но вынужденный покинуть Родину из-за притеснения турок, принял монашество и подвизался в святительском сане в Молдо-Влахийском господарстве. В службе ему говорится: «Господь даде, Господь отъят, – по Иову, Бога благодаря, глаголал еси, священне Максиме, хвальнаго воспевая Бога и препрославленнаго» 289 . Никита Славянин (†1808; пам. 4 апр.) был «целомудр и истинен, якоже Иов, удаляяйся от всякия лукавыя вещи» 290 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОН [Греч. Νκων] (IV-V вв.), прп. (пам. в Соборе Синайских преподобных (среда Светлой седмицы)). Сведения о святом содержатся в Apophthegmata Patrum - агиографическом памятнике IV-VI вв., представляющем собой сборник рассказов и назидательных поучений егип. монахов. Как правило, в этом источнике отсутствуют подробности о жизни того или иного подвижника, приводится лишь душеполезный рассказ, в к-ром преподобный раскрывает свои духовные дары или произносит наставления в духовной жизни. Об Н. рассказывает не названный по имени монах, отвечая на вопрос др. монаха: «Как диавол искушает святых»? Согласно описанному случаю, некто пришел в дом человека по имени или прозвищу Фаранит, где застал только его дочь, и впал с ней в блудный грех. Испугавшись расплаты за содеянное, совершивший насилие велел женщине сказать, что с ней согрешил отшельник Н. Узнав о случившемся, Фаранит взял меч и отправился к келье старца. Тот вышел к нему, и, как только разгневанный отец поднял оружие, его рука отсохла. Тогда он рассказал о якобы преступнике Н. местным священникам. Они призвали старца к себе на суд, побили его и хотели выгнать из монашеской общины, но он упал на колени, умоляя их оставить его для покаяния. Священники на 3 года отлучили его от церкви. Преподобный все это время со слезами каялся, прося всех, кого видел, помолиться о нем. По истечении срока отлучения в преступника вошел бес. Поняв, что это наказание за содеянное, грешник пришел в церковь и открылся перед всеми в надругательстве над дочерью Фаранита и в том, что велел ей оклеветать отшельника. Священники и прихожане стали просить у Н. прощения. Он ответил, что прощает их, но жить с ними не хочет, т. к. за 3 года не нашлось ни одного, кто бы над ним сжалился. Вероятно, под искушением святых в этом рассказе понимается как искушение Н., к-рый со смирением принял отлучение и предписание каяться в том, к чему он был не причастен, так и искушение священников, к-рые осудили брата по одному лишь навету, не выслушав его объяснений, т. е. не устояли перед искушением в осуждении. Ист.: Apophthegmata patrum//PG. 65. Col. 309 [алф. часть алф.-аноним. собр.; пер.: Достопамятные сказания. 2010. С. 192-193]. Рубрики: Ключевые слова: АКАКИЙ СИНАЙСКИЙ (1-я пол. VI в.), прп. (пам. 3 или 7 июля 26 или 27, 29 нояб.и в среду Светлой седмицы - в Соборе Синайских преподобных) АНАСТАСИЙ I СИНАИТ († 598), Патриарх Антиохийский (559-570 и с 593), свт. (пам. 20 апр. и в Соборе Синайских преподобных) АНАСТАСИЙ СИНАИТ ( нач. VII в.- после 701), игум. мон-ря вмц. Екатерины на Синае, богослов и церк. деятель, прп. (пам. 20 апр. и в Соборе Синайских преподобных; пам. греч. 21 апр.) ГЕОРГИЙ СИНАИТ († 544/5), прп. (пам. в среду Светлой седмицы - в Соборе Синайских преподобных; пам. греч. 11 марта)

http://pravenc.ru/text/2566236.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АДОН [Адо; средневековолат. Ado, Addo, сокр. форма от нем. Adolf] (ок. 819-874 или 875), свт. (пам. зап. 16 дек.), архиеп. Вьеннский. Род. в знатной семье. Был монахом в мон-ре Ферьер (Франция), где обучался у известного ученого Лупа ; преподавал богословие в мон-ре Прюм (Зап. Германия). Совершил паломничество в Рим и Равенну (Сев. Италия), где обнаружил старинный мартиролог (т. н. малый рим.); на его основе, используя также жития святых, А. составил свой мартиролог, дополняющий известный в редакции Флора мартиролог Беды Достопочтенного . А. работал над этим сочинением, законченным в 858 г., вероятно, в Лионе, под покровительством еп. Ремигия. Летом 860 г. А. был избран архиепископом Вьеннским. Он поддержал папу Николая I , признавшего незаконным развод кор. Лотаря II, владетеля Лотарингии и Бургундии. Ок. 874 г. А. написал «Chronicon de sex aetatibus mundi» (Хронику шести мировых эпох), продолжившую сочинение Беды Достопочтенного, в к-рой изложены события с 813 г. Составил жития святых меровингской эпохи Дезидерия и Теодора Вьеннского. Соч.: PL. 123. Col. 23-138 [Chronicon], 139-435 [Martyrologium], 436 sq. [Legenda]; Le martyrologe d " Adon: Ses deux familles, ses trois recensions/Texte et comment. par J. Dubois et G. Renaud. P., 1984. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 68-69; Ebert G. Geschichte der lateinischen Literatur des Mittelalters. B., 1880. Bd. 2. S. 384-387; Achelis H. Die Martyrologien, ihre Geschichte und ihre Zeit. B., 1900; Kremers W. Ado von Vienne. Steyl, 1911. А. С. Небольсин Рубрики: Ключевые слова: ГУГО († 8 апр. 731), свт. (пам. зап. 9 апр.), архиеп. г. Ротомаг (совр. Руан, Франция), аббат мон-рей Фонтинелла (совр. Сен-Вандрий-де-Фонтенель) и Геметик (совр. Жюмьеж) ДУНСТАН (ок. 909 - 988), архиеп. Кентерберийский (960-988), свт. (пам. в Соборе святых, в земле Британской и Ирландской просиявших, зап. 19 мая) АЛЕКСАНДР (ок. 250 – апр. 326 или 328), архиеп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. 29 мая, копт. 22 апр., зап. 26 февр.) АНИАН (62 или 63-83 или 84), архиеп. Александрийский, свт. (пам. зап. 25 апр., 2 дек., копт. 16 нояб.),

http://pravenc.ru/text/63560.html

Варнава из с. Васа (пам. кипр. 11 июня), прп. Кассиан (пам. кипр. 16 сент.), прп. Кассиан (пам. кипр. 4 дек., 28(29) февр.), преподобные Епифаний с Александром и Харетом (Харитоном) (без дня памяти), преподобные Пигон (Эпигон) и Христофор (без дня памяти), преподобные Варлаам, Калантий и Агапий (пам. кипр. 26 апр.), святители Димитриан Тамасский (пам. кипр. 27 янв., 25 июня) и еп. Василий, живший в окрестностях сел. Пера близ Тамаса (без дня памяти), прп. (или мч.) Фотий , подвизавшийся близ совр. сел. Атьену (пам. кипр. 18 июля), мч. Георгий Махеромен (без дня памяти), св. диак. Афанасий Пентасхинитис (без дня памяти), прп. Ольвиан (без дня памяти). К числу 300 святых Леонтий Махерас также относит Явленных святых (Αγιοι Θανντες), мощи которых находились в Казафани близ Киринии. О почитании этих подвижников известно из Жития прп. Константина из иудеев (между 886 и 912), к-рый во время пребывания на Кипре узнал, что в пещере в одном труднодоступном и обрывистом месте находятся мощи Явленных святых. Из этой пещеры часто раздавались песнопения. Местные жители с епископом пробирались туда, чтобы почтить память святых, но не осмеливались спуститься в пещеру (ActaSS. Nov. T. 4. P. 636; Житие преподобного отца нашего Константина, что из иудеев. Житие св. исповедника Никиты, игумена Мидикийского. М., 2001. С. 32). Дополнительно Леонтий Махерас приводит имена франц. военачальника Иоанна де Монфора , умершего на Кипре в 1248/49 г., мч. Маманта, св. Фотинии Карпасийской (пам. кипр. 2 авг.), мч. (или прп.) Диомида Нового (пам. греч. 28 окт.) и прп. Иоанна Лампадиста . О нек-рых из 300 святых сохранились свидетельства их почитания в визант. период (напр., 2 канона в честь святых Илиофотов в служебной Минее Sinait. gr. 627 (XI в.); 5-главая 3-нефная базилика во имя преподобных Варнавы и Илариона в Перистероне (ок. 1100); фрески с изображением мч. Константина Ормидийского в ц. прп. Антония Великого в Келье и в ц. Преображения Господня в Сотире (XII и XIII вв.)), однако о большинстве из них ничего не известно.

http://pravenc.ru/text/1840115.html

Иногда подвиг Н. можно отнести сразу к 2 типам, напр. в случае игум. Синайского мон-ря Абд аль-Масиха ан-Наджрани (VIII в.), Мученичество к-рого является одним из первых агиографических текстов на араб. языке ( Griffith S. The Arabic Account of ‘Abd al-Mash an-Nara  n al-Ghassa  n// Idem. Arabic Christianity in the Monasteries of 9th-Century Palestine. Aldershot, 1992. Ch. X. P. 332-374; рус. пер.: Моисеева С. А. Арабская мелькитская агиография IX-XI вв. М., 2015. С. 134-141). Рожденный в христ. вере, он в юности обратился в ислам, но затем раскаялся, вернулся в христианство и принял монашество. Желая искупить прежнее вероотступничество, он попытался сам вызваться на мученичество, но Божественным вмешательством был лишен этой возможности и впосл. пострадал, уже будучи обвинен мусульманином. Очевидно, одной из целей этого повествования было показать, что мученический венец не может быть выбран человеком произвольно, но посылается ему свыше тогда, когда Бог попускает это. Кроме того, известны ок. 50 случаев, когда поводом для ареста христиан служили действия, вызванные незнанием ими тур. законов, обычаев или языка. Христиан могли осудить на казнь за то, что они неосознанно прочли мусульм. символ веры (нмч. Николай Лавочник († 1672; пам. греч. 23 сент.)), оделись в тур. одежду (нмч. Николай Магнисийский († 1796 (?); пам. греч. 24 апр.)), вошли в мечеть (нмч. Панайотис († 1767; пам. греч. 24 июня)), в порыве гнева сказали, что готовы обратиться в ислам (прмч. Онуфрий Габровский († 1818; пам. греч. 4 янв.)) ( Constantelos. 2004. P. 64-65). Также христиан могли осудить на смерть из-за ссоры с турком, ложного доноса о любовной связи с мусульманкой (нмч. Дука Митилинец († 1564; пам. греч. 24 апр.)), хорошего образования, одежды, телесной красоты, благоразумия, благочестия, распущенности турок и янычар, религиозного фанатизма тур. толпы, зависти, клеветы и жажды мести со стороны мусульман (напр.: нмч. Иордан († 1650; пам. греч. 2 февр.); нмч. Иоанн († 1773; пам. греч. 21 окт.) и др.).

http://pravenc.ru/text/2577845.html

В службе святителя Евтихия Константинопольского (†582; пам. 6 апр.): «Небосажденна розга 610 во дворех Божиих, прозябл еси гобзованныя 611 плоды добродетельных деяний». На юге произрастает масличное растение, плодовитость которого нередко отмечается в Богослужебных текстах. Святитель Лев Катанский († ок. 780; пам. 20 янв.), прославляется в службе: «Яко маслина, отче, насаждена быв плодовита в дому Господни, плод приношаеши по кончине, от божественнаго тела твоего елей Божественный, верных всяк недуг отгоняя всегда, к тебе с любовию, мудре, притекающих» 612 . О преподобном Косьме Яхромском (†1492; пам. 18 фев.) говорится: «Маслина воистинну Божия плодовита, ты был еси, преподобне» 613 ; ниже подвижник прославляется: «... радуйся, прекрасный крине, иже любовным взором всех ко Христу влекий» 614 . Из цветов в Богослужебных текстах, очевидно, чаще всего говорится о лилии. «Якоже крин, в мысленных удолиих процветше, Божественныя вони вся наполняете» – так прославляются мученики, иже во Евгении 615 . Как в саду насаждены различные растения, так и гимнографы в одном литургическом тексте часто называют несколько растений, сравнивая святого не с одним растением, а с несколькими. Преподобномученик Никон (†251; пам. 23 марта) со своими учениками «Яко крин, во страдании злачнем процветосте, и, яко сладкодыхательный шипок, наша сердца благоухаете мучении добротами, страстотерпцы Богодухновеннии» 616 . Для разных этапов жизненного пути праведного страдальца Иоанна Русского (†1730; пам. 27 мая) гимнограф также использует разные цветы: «Яко крин благовонен, израсти тя Россия, и, яко шипок красен, был еси посреде терния агарянскаго, облаговонившей тя благодати Божией» 617 . Почти наш современник, преподобный Силуан (†1938; пам. 11 сент.), подвизался на Афоне «Яко крин предивный и сапфир пречудный, в вертограде Пречистыя процвел еси, преподобне Силуане» 618 . В службе Никиты Славянина (†1808; пам. 4 апр.): «Яко крин, во удолиих Святыя Горы процвел еси, прехвальне, якоже финикс 619 , возвысился еси добродетелию и, яко кедр, крепок показался еси» 620 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

В Пензенской епархии к чину канонизации И. и позднее создавались единоличные иконы. Одна из них - святитель в рост, в митре, с Евангелием в левой руке - помещалась на крышке раки в кафедральном Успенском соборе Пензы (опубл. в кн.: Свт. Иннокентий, еп. Пензенский и Саратовский/Сост.: С. В. Зелёв, В. П. Зелёв. Пенза, 2006. Вкл.; впосл. образ был закрыт полотном с надписью: «Дивен Бог во святых своих»). Др. иконы И. отличаются по манере письма, но близки по иконографии: поясное изображение святителя в клобуке, в архиерейской мантии, с благословляющей десницей, жезл в левой руке, на груди панагия, фон золотой. Неск. икон аналогичного извода, написанных в древнерус. стилистике, дополнены мощевиками и установлены во мн. церквах Пензенской епархии, в одном из храмов на родине И.- в Павловском Посаде, в соборе Николо-Перервинского мон-ря в Москве. Последний иконописный вариант был создан в 2008 г. по благословению архиеп. Филарета (Карагодина) пензенским худож. С. В. Шалаевым. Образ И., выполненный в академической манере на основе литографированного портрета, максимально сохраняет черты внешнего облика святителя. Эта икона стала общепризнанным образцом. Она была установлена под сенью у раки с мощами И. в пензенском Успенском соборе. Совр. роспись с образом И. имеется на стене одного из храмов Троице-Сергиевой пуст. под С.-Петербургом. С. В. Зелёв, Е. В. Лопухина Рубрики: Ключевые слова: АНТОНИЙ (нач. 20-х гг. XVI в. - 1588), еп. Вологодский и Великопермский , свт. (пам. 26 окт., в Соборе Вологодских святых и в Соборе Смоленских святых) АРСЕНИЙ († 1409), еп. Тверской, свт. (пам. 2 марта, воскресение после 29 июня - в Соборе Тверских святых) ВАРСОНОФИЙ (Иван Васильевич; ок. 1495 - 1576), еп. Тверской, свт. (пам. 11 апр., 4 окт., в Соборе Казанских святых и в Соборе Тверских святых) ВАСИЛИЙ еп. Рязанский († 1294 или между 1356 и 1360), свт. (пам. 12 апр., 3 июля, 10 июня - отдельная и в Соборе Рязанских святых, 21 мая - совместно с Муромскими чудотворцами блгв. кн. Константином и чадами его Михаилом и Феодором, 23 июня - в Соборе Владимирских святых) ГЕРМАН († 1096), еп. Новгородский, свт. (пам. 10 февр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ЕВФИМИЙ († после 1149), еп. Переяславский, свт. (пам. в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и всех святых, в Малой России просиявших, в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших)

http://pravenc.ru/text/389623.html

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАССИАН предыдущая статья следующая статья печать библиотека опубликовано: 22 ноября 2017г.  КАССИАН († кон. XIV в.), Авнежский, прмч. (пам. 15 июня, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых) - см. Григорий и Кассиан († кон. XIV в.), Авнежские, ученики прп. Стефана Махрищского, преподобномученики (пам. 15 июня, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых) Ключевые слова: Преподобномученики Русской Православной Церкви Кассиан († кон. XIV в.), Авнежский, прмч. (пам. 15 июня, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых) См.также: АВЕНИР (Синицын Андрей Мтвеевич; 1879 – 1937), монах, прмч. (пам. 22 нояб. , в Соборе всех святых в Оптиной пустыни просиявших и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АГАПИТ МАРКУШЕВСКИЙ († 1584), прмч. (пам. 21 мая и в Соборе Вологодских святых) АГАФАНГЕЛ ЭСФИГМЕНИТ (Афанасий; † 1818), прмч. (пам. греч. 19 апр., 29 окт., в Соборе, на Афоне просиявших) АДРИАН ОНДРУСОВСКИЙ (Завалишин Андрей Никифорович; † 1550), прмч., (пам. 26 авг. и 17 мая - перенесение мощей, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Санкт–Петербургских святых) Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/2231522.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОНКОРДИЙ [лат. Concordius] († 175 (?)), сщмч. Сполетийский (пам. 4 июня; пам. зап. 1 янв.). Согласно анонимному Мученичеству, К. жил в Риме во время правления имп. Антонина Пия (138-161). Он происходил из знатной благочестивой семьи. Его отец, по имени Гордиан, был пресвитером и воспитал сына в христ. вере; они вели аскетическую жизнь и раздавали милостыню нуждающимся. Еп. (папа) Римский свт. Пий I (142 или 146-157 или 161) рукоположил К. во иподиакона. Желая избежать гонений на христиан, К. попросил у отца разрешения отправиться к своему родственнику Евтихию, проживавшему на Соляной дороге (Виа-Салария), недалеко от г. Требула (к северо-востоку от Рима). Там К. и Евтихий проводили время в посте и молитве и исцеляли мн. болящих, благодаря чему они приобрели славу в народе и слух о них достиг тусского эпарха Торквата (правитель Этрурии, жители к-рой назывались тусками), жившего в г. Сполетий (ныне Сполето). Он арестовал К. и пытался уговорить его принести жертву языческим богам, но мученик был непреклонен. Тогда его подвергли бичеванию и заключили в темницу. Ночью к нему пришли Евтихий и свт. Анфим , еп. Итерамны (ныне Терни) и Сполетия (пам. зап. 21 февр., 18 июня), к-рый был другом Торквата. Он убедил эпарха отпустить узника. К. прожил у епископа нек-рое время и был рукоположен им во иерея. Затем Торкват снова арестовал К. и призывал его принести жертву Зевсу, ожидая, что тот изменит свое мнение. Выслушав отказ святого, Торкват повелел привязать его к позорному столбу, но, поскольку и эта мера не возымела действия, его заточили в темницу, заковали в кандалы и оставили без пищи, намереваясь уморить голодом. Ночью К. явился ангел и укрепил его в вере. Через 3 дня Торкват приказал 2 воинам сказать К., чтобы он принес жертву Зевсу, иначе ему отсекут голову. К. вновь мужественно исповедал христ. веру и плюнул на идол Зевса. Один из воинов в гневе извлек меч и обезглавил мученика. Два священнослужителя похоронили К. рядом со Сполетием, в месте, изобилующем подземными ключами. Мн. больные и одержимые бесами получили исцеление у гроба сщмч. К. Вероятно, Мученичество было составлено в более позднее время, поскольку имеет хронологические ошибки (при Антонине Пии не было гонений), поэтому его содержание нельзя считать полностью достоверным. В Римском Мартирологе кард. Ц. Барония память сщмч. К. указана под 1 янв. В Элладской Православной Церкви его память отсутствует. Мученичество, приводимое свт. Димитрием (Савичем (Туптало)), митр. Ростовским, основано на сказании, содержащемся в Acta Sanctorum. Ист.: ActaSS. Ian. Vol. 1. P. 9-10; MartRom. Comment. P. 1-2. Лит.: ЖСв. Июнь. С. 79-83; Amore A. Concordio//BiblSS. Vol. 4. Col. 142. Е. М. Беленькая Рубрики: Ключевые слова: ЗОСИМА И АФАНАСИЙ КОММЕНТАРИСИЙ прмч. Киликийский (пам. 19 сент. и 4 янв.), и мч. (пам. 4 янв.; пам. греч. 3, 4 янв., 18 апр.; пам. зап. 3 янв.)

http://pravenc.ru/text/1841936.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010