В основе этого житийного сюжета лежат 2 разных чуда: чудо Г. на о-ве Лесбос - возвращение отрока в родительский дом и возвращение отрока отцу-священнику Георгиевской ц. (напр., на вологодской иконе, сер. XVIII в. (ВГИАХМЗ) - в клеймах 9 и 10 представлены оба чуда возвращения отроков). С темой чудесной помощи Г. связан еще ряд сюжетов. Г. неск. раз защищает прп. Феодора Сикеота (пам. 22 апр., за день до пам. Г.) от демонов, явившихся в облике волков и др. страшных животных, напр. в клеймах иконы «Святые Феодор Сикеот и Георгий с житием Феодора Сикеота в 22 клеймах» из Никольского единоверческого мон-ря в Москве (кон. XVI - нач. XVII в., ГТГ) прп. Феодор и Г. изображены в среднике, в рост, в молении. Неоднократно Г. выступает помощником в ратных делах, напр. на иконе «Чудо от иконы Богородицы «Знамение»» («Битва новгородцев с суздальцами»), где Г. выезжает из ворот города вместе со святыми Димитрием, Борисом и Глебом во главе войска новгородцев (XV в., ГТГ; сер.- 2-я пол. XV в., НГОМЗ); на иконе, где представлено видение всемирной истории в образе воинствующей Церкви, «Благословенно воинство небесного царя» (после 1552, ГТГ) Г. изображен в авангарде нижнего ряда войск. Самый ранний житийный цикл Г. частично сохранился в росписи Георгиевского (сев.) придела собора Св. Софии Киевской (40-е гг. XI в.). Представлены следующие сцены жития: исповедание веры перед имп. Диоклетианом; царица Александра и Г.; Г. перед проконсулом Магненцием; военачальники Анатолий и Протолеон перед Г.; мучение во рву с известью; мучение на кресте скребками (еще одна сцена плохой сохранности). В росписи ц. вмч. Георгия в Ст. Ладоге (60-е гг. XII в.), в диаконнике, над большой композицией «Чудо о змии» помещались 2 сцены (сохр. незначительные фрагменты), возможно с изображениями допроса имп. Диоклетианом и мученичеств или усекновения головы. В рус. иконописи наиболее ранний житийный цикл известен на новгородской иконе с изображением в среднике «Чуда вмч. Георгия о змии» (1-я пол. XIV в., из собрания М. П. Погодина, ГРМ). В 14 клеймах иконы изображены сцены мучения Г. (за исключением чуда сокрушения идолов в клейме 6). Особую группу составляют житийные иконы XVI в. московской иконографии, отличительная черта к-рых - отсутствие прижизненных чудес (4 иконы «Вмч. Георгий с 16 клеймами жития»: ок. 1500 г., ЦМиАР; из Пятницкого мон-ря г. Дмитрова, 1-я треть XVI в., ЦМиАР; из дер. Баринцево Любимского р-на Ярославской обл., нач. XVI в., ЦМиАР; из Успенского собора г. Дмитрова, 1-я треть XVI в., ЦМиАР). Ее основой являются визант. житийные иконы XIII-XV вв., в т. ч. упомянутые иконы из мон-ря вмц. Екатерины на Синае.

http://pravenc.ru/text/162188.html

После смерти вел. кн. Василия I Димитриевича 27 февр. 1425 г. К. Д. вместе с митр. Фотием стал решительно поддерживать своего малолетнего племянника Василия II Васильевича в борьбе за великое княжение против галицко-звенигородских князей. За это К. Д. уже в 1425 г. вновь получил в удел Ржевское княжение. Тогда же ему пришлось принять участие в походе на Кострому против старшего брата Георгия Димитриевича. К. Д. участвовал в заключении нового договора между Василием II и Георгием Димитриевичем в 1427/28 г. (текст этого документа не сохр.- Зимин. 1991. С. 40), 11 марта 1428 г. и в 1433 г., а также между Василием II и боровско-серпуховским кн. Василием Ярославичем в янв.-февр. 1433 г. (ДДГ. С. 63-67. 24; С. 69-71. 27; С. 75-80. 30). В янв.-февр. 1429 г. князья Андрей Дмитриевич и К. Д. были посланы вместе со своими служилыми людьми, князьями и боярами вел. князя в погоню за ордынцами хана Улуг-Мухаммада, к-рые разорили поволжские земли, включая города Кострому, Плёс, Лух, и держали целый месяц в осаде Галич. Узнав о приближении московских войск, ордынцы стали отступать, рус. князья преследовали их до Н. Новгорода. В последние годы жизни тесные отношения сложились у К. Д. с братией московского Симонова в честь Успения Пресв. Богородицы муж. монастыря . Между 1421/22 и 23 апр. 1434 г. князь участвовал в освящении Преображенской ц. «на полатех» в Успенском соборе обители и пожаловал «в дом святому Спасу той церкви Пречистой Богоматери» в волости Раменейце, расположенной к востоку от Москвы близ р. Дрезна, купленные им села - Окуловское, Семёновское и Конановское (АСЭИ. Т. 2. С. 345. 349). Перед смертью К. Д. стал иноком Симонова мон-ря, приняв монашеское имя Кассиан, и здесь же был похоронен ( Алексеев, Маштафаров. 2006. С. 9, 18, 81). Вероятно, в связи с постригом незадолго до кончины К. Д. вновь пожаловал Симонову мон-рю «в Ржевском уезде во своем селе в Сижках по вся годы по 20 кадей ржи, да по 10 кадей овса, да по 5 кадей пшеницы, да по 10 сыров, да по пуду масла по своей душе на поминок» (АСЭИ. Т. 2. С. 337. 339). За этот вклад братия Симонова монастыря была обязана поминать К. Д. 9 (в день кончины К. Д.) и 21 мая (пам. св. имп. Константина) «во вседневных литейных списках и в вечных сенадицех по вся дни, а из списков его не выгладити» ( Алексеев, Маштафаров. 2006. С. 18).

http://pravenc.ru/text/2057070.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Агиография ЛЕОНТИЙ (Стасевич Лев Фомич; 1884 - 1972), архим., исп. (пам. 28 янв., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ЛЕОНТИЙ († после 1492), Христа ради юродивый, Устюжский, блж. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских свят ЛЕОНТИЙ МИРОТОЧИВЫЙ [Леонтий Прозорливый] († 16.03.1576 или ок. 1580 или 1605), прп. (пам. греч. 18 июня и в Неделю 3-ю по Пятидесятнице в Соборе святых отцов монастыря прп. Дионисия) ЛЕСНИНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (Леснянская) Икона Божией Матери (празд. 8, 14 сент. и в день Св. Троицы), чудотворный образ, обретенный в Холмской Руси, почитается православными и католиками ЛИДДА [Лод, Диосполь, Георгиополь], город в Израиле, в 20 км к юго-востоку от Тель-Авива; древняя епархия Иерусалимской Православной Церкви, центр почитания вмч. Георгия Победоносца ЛИН (I в.), ап. от 70, сщмч. (пам. 5 нояб. и 4 янв.- в Соборе апостолов от 70; пам. визант. 4-5 нояб. и 30 июня - в Соборе всех апостолов; пам. зап. 23 сент.), еп. (папа) Римский ЛИУДГЕР [Лиутгер, Людгер] (ок. 742 - 809), миссионер, 1-й еп. Мюнстера, основатель монастыря Верден, св. (пам. зап. 26 марта) ЛОЙОЛА Игнатий (Игнасио, Иньиго) Лопес де (ок. 1491 - 1556), св. Римско-католической Церкви, основатель и 1-й генеральный настоятель Об-ва Иисуса ЛОЛЛИЙ мч. Анкирский (пам. 23 июня) - см. ст. Евстохий, Гаий, Провий, Лоллий, Урван и др. мученики Анкирские ЛОНГИН († 10.02.1540), игумен, прп., Коряжемский (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых и в Соборе святых Архангельской митрополии) ЛОНГИН (Логгин) (XIII-XV вв.?), прп., Киево-Печерский, вратарь, Трудолюбивый, в Дальних пещерах почивающий (пам. 16 окт., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов) ЛОНГИН мч. (пам. 24 июня) - см. в ст. Орентий, Фарнакий, Ерос, Фирмос, Фирмин, Кириак и Лонгин, мученики ЛОНГИН мч. Никомидийский (пам. 24 апр.) - см. в ст. Евсевий, Неон, Леонтий и Лонгин и др. мученики Никомедийские ЛОНГИН, ГЕРМАН И БОГОЛЕП КОЖЕЕЗЕРСКИЕ (XVII в.), преподобные, Кожеезерские (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ЛОРЕТО город в восточной части Центр. Италии, в пров. Анкона, в обл. Марке, место почитания Дома Божией Матери ЛОТ (V в.?), егип. подвижник, прп. (пам. в субботу сырную - в Соборе всех преподобных отцов; пам. греч. 22 окт., 26 нояб.) ЛУАРСАБ II царь Картли, мч. (пам. 21 июня; ранее в Грузинской Православной Церкви - 1 марта, 20 марта, 20 и 21 июня) ЛУГДУНСКИЕ МУЧЕНИКИ (Лионские) († 177) (пам. зап. 2 июня), галльские христиане, пострадавшие в г. Лугдун (ныне Лион, Франция) во время правления рим. имп. Марка Аврелия

http://pravenc.ru/rubrics/122298_106.htm...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРХЕЛАЯ, И СОСАННА [греч. Αρχελας, Θκλα, Σωσννα] ((293), преподобномученицы Салернские (пам. 6 июня, зап. 18 янв.). Согласно житию, написанному Павлином Милостивым (нач. V в.), во время гонений имп. Диоклетиана 3 святые девы оставили свой дом в Риме и отправились в г. Нола (Кампания), где поселились в уединенном месте, переодевшись в муж. одежду. Господь наделил подвижниц даром чудесного исцеления болезней, и вскоре слава о них распространилась по всей округе. Проконсул области Леонтий призвал их к себе в Салерно и после беседы приказал бросить А. как старшую и имевшую влияние на Ф. и С. ко львам, но звери не тронули святую. В темнице подвижницам являлся ангел и ободрял их. На следующий день А. подвергли тяжким истязаниям, но мученица осталась невредимой; камень, к-рым должна была быть раздавлена святая, раздавил ее мучителей. Воины отказались исполнить приказ казнить подвижниц и совершили казнь только после того, как сами святые девы уговорили их сделать это. А. явилась во сне некой Агнете, послушнице салернского мон-ря св. Георгия, и вскоре мощи мучениц были обретены нетленными и перенесены в Нолу. Житие Салернских преподобномучениц внесено в Минеи-Четьи свт. Димитрия (Туптало) , митр. Ростовского, из собрания житий «Acta Sanctorum» . Ист.: BHL, N 661, 662; ActaSS. Ian. T. 2. P. 190-191; ЖСв. Июль. С. 113-121. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 170; DHGE. T. 3. Col. 1540. П. Б. Михайлов Рубрики: Ключевые слова: ЗОСИМА И АФАНАСИЙ КОММЕНТАРИСИЙ прмч. Киликийский (пам. 19 сент. и 4 янв.), и мч. (пам. 4 янв.; пам. греч. 3, 4 янв., 18 апр.; пам. зап. 3 янв.) АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви АВРААМ ветхозаветный патриарх, родоначальник евреев и (через сыновей от Агари и Хеттуры) различных арабских племен (пам. 9 окт., в Неделю Праотец) АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля)

http://pravenc.ru/text/76458.html

В 1711 г. молдав. господарь Дмитрий Кантемир вместе с рус. царем Петром I выступил против Османской империи. На сторону русских войск без ведома К. Б. перешел спэтар Т. Кантакузино. Однако отсутствие поддержки со стороны К. Б. привело к поражению рус. армии при Стэнилешти. Турки, обвинив К. Б. в измене, в кон. марта 1714 г. низложили господаря, вывезли в Стамбул вместе с семьей (у него было 4 сына и 7 дочерей) и заключили в крепость Едикуле. Все имения семьи Брынковяну были конфискованы. Несмотря на пытки, господарь отказался отречься от правосл. веры. 15 авг. 1714 г. К. Б., его сыновья Константин, Штефан, Раду, Матей и ближайший советник боярин Янаке Вэкэреску в присутствии султана и послов нескольких зап. стран были казнены - им отрубили головы, а тела выбросили в Босфор. На следующий день тела казненных были найдены рыбаками и захоронены на о-ве Халки. В 1720 г. Мария, супруга К. Б., смогла привезти останки господаря на родину и тайно похоронить рядом с ц. св. Георгия Нового в Бухаресте. 20 июня 1992 г. Свящ. Синод Румынской Православной Церкви канонизировал как св. мучеников К. Б., его сыновей и боярина Вэкэреску. Лит.: Семенова Л. Е. Русско-валашские отношения в кон. XVII - нач. XVIII в. М., 1969; Ист. связи народов СССР и Румынии в XV - нач. XVIII в./Ред.: В. Я. Гросул и др. М., 1970. Т. 3; Constantin Brâncoveanu/Red. P. Cernovodeanu, F. Constantiniu. Bucur., 1989; P curariu M., preot. Sfini daco-romani i români. Iai, 1994. P. 133-141; История Румынии/Ред.: И.-А. Поп, И. Болован. М., 2005. С. 340-343. Рубрики: Ключевые слова: АВКСЕНТИЙ Калашников († 1922), мч. (пам. 27 апр., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АГАПИЙ, ПУПЛИЙ, ТИМОЛАЙ, РОМИЛ, ДВА АЛЕКСАНДРА И ДВА ДИОНИСИЯ († 304 или 305), мученики Палестинские (пам. 15 марта, возможно, также 19, 21, 23 или 24 марта, 20, 21 или 24 апр., 17 мая) АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)

http://pravenc.ru/text/2057062.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВИТАЛИЙ [греч. Βιτλιος], свт., еп. Равеннский (пам. греч. 23 июля). Упоминается в визант. календарях: Синаксаре К-польской ц. Х в. (SynCP. Col. 835), Типиконе Великой ц. IX-XI вв. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 95; Mateos. Typicon. T. 1. P. 348), криптоферратском списке Минология Василия II (PG. 117. Col. 556) и др. По зап. источникам не известен. Покровителем Равенны считается др. Виталий - не епископ, а мученик (пам. зап. 28 апр.), отец святых Гервасия и Протасия . Архиеп. Сергий (Спасский), заметив, что в Синайском канонаре IX-X вв. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 95) В. назван папой, предположил, что В.- одно лицо с почитаемым на Западе святым Виталианом (657-672), папой Римским, память к-рого отмечена в Римском Мартирологе 27 янв. Это предположение подтверждается тем, что значительное число рукописных памятников именует В. епископом Римским: служебные Минеи Sinait. gr. 627, XI в., Meteor. Metamorph. 150, XII в., РНБ. Греч. 227, XII в. и др. Титулование его епископом Равеннским, видимо, возникло от того, что в один день с В. отмечалась память сщмч. Аполлинария , еп. Равеннского (23 июля). При этом в тех календарях, где В. назван епископом Равеннским, епископом Римским ошибочно именуется мученик Аполлоний . Память В. упоминается также под 19 июля в стишных греч. синаксарях (напр., Paris. Coisl. 223, 1301 г.) и слав. прологах (ГИМ. Хлуд. 188, 1370 г.). Ист.: Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 6. Σ. 96; Ταμεον. N 781. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 218, 221; Т. 3. С. 282-283; ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 913-914; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 51, 82; Lucchesi G. Vitale, Valeria ed Ursicino//BiblSS. Vol. 12. Col. 1229-1231. О. В. Л. Гимнография В совр. богослужебных книгах последование В. отсутствует, но в греч. рукописях (Ταμεον. Σ. 252) сохранился общий канон святителям Аполлинарию, еп. Равеннскому, и В. 3-го гласа, без акростиха, с именем «Георгия» в богородичнах, ирмос: «Τ υσαμν τν Ισραλ κ δουλεας» (        ): «Το παναγου περλμπουσα χρις» (Всесвятого, пресияющего благодатью). Рубрики: Ключевые слова: АФАНАСИЙ I (1235 - 1315), свт. (пам. 24 окт. и в Соборе Афонских преподобных, пам. греч. 28 окт.), Патриарх К-польский (1289 - 1293) АВИЛИЙ (ок. 84/85 - ок. 95 или 98) еп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. греч. 22 февр., копт. 29 авг.)

http://pravenc.ru/text/158814.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Искусство ИОСИФ АРИМАФЕЙСКИЙ св. прав. (пам. в Неделю жен-мироносиц; пам. греч. 31 июля), влиятельный член синедриона и тайный ученик Иисуса Христа ИПАТИЙ (XIV-XV вв.), прп., Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (пам. 31 марта, 28 авг.- в Соборе преподобных Киево-Печерских отцов, в Дальних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов), целебник ИПАТИЙ (ок. 366 - 446), прп. Руфинианский (пам. 31 марта; пам. греч. 17 июня; пам. визант. 29 мая, 9 и 17 июня) ИПАТИЙ (сер. IV в.), еп. Гангрский, сщмч. (пам. 31 марта; пам. визант. 14, 15 нояб., 25 февр., 30, 31 марта; пам. греч. 31 марта; пам. зап. 14 нояб.) ИПРАРИ (XI в.), ц. во имя Архангелов (Тарнгзел) Местийско-Земо-Сванетской епархии Грузинской Православной Церкви ИПХИ (X в.), ц. во имя вмч. Георгия (Джграаг) Местийско-Земо-Сванетской епархии Грузинской Православной Церкви ИРИНАРХ († 1628), прп. (пам. 17 июля, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Соловецкий ИРМОЛОГИОН украинско-белорус. церковно-певч. сборник смешанного состава на 5-линейныхнотах, включающий традиционный монодийный репертуар и сокращенно излагающий певч. циклы Обихода, Октоиха, Ирмология, Минеи и Триоди ИРОДИОН ап. от 70 (пам. 8 апр., 10 нояб., 4 янв.- в Соборе 70 апостолов; пам. греч. 28 марта), ученик ап. Павла ИСААКИЙ (Антимонов Иван Иванович; 1810-1894), схиархим., прп. (пам. 22 авг., в Соборе Курских святых и 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев) ИСААКИЙ (Чернь; † после 1088) пещерник, прп., Киево-Печерский (пам. 14 февр., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и святых, в Малой России просиявших) ИСАВР ДИАКОН, ИННОКЕНТИЙ АФИНЯНИН, ФИЛИКС, ЕРМИЙ, ВАСИЛИЙ, ПЕРЕГРИН, РУФ И РУФИН († 283-284), мученики Аполлонийские (Аполлониадские) (пам. 6 июля; пам. визант. 7 июля; пам. греч. 17 июня) ИСАИЯ (XI-XII вв.), прп., Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 15 мая, 28 сент.- в Соборе преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих и в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших) ИСАИЯ (Лукошков Иван Трофимов; ок. 1555 - ок. 1621), архим., мастер усольской школы древнерус. церковнопевч. искусства ИСИДОР († 1474 (или 1484)), блж., Христа ради юродивый (пам. 14 мая, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), Твердислов, Ростовский

http://pravenc.ru/rubrics/123062_37.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Агиография ЗОГРАФ болг. муж. общежительный мон-рь во имя вмч. Георгия Победоносца, находится в юго-зап. части п-ова Афон ЗОГРАФСКИЕ (АФОНСКИЕ) ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКИ († 10 окт. 1275; пам. греч. 22 сент.; пам. болг. и греч. 10 окт.), 22 насельника афонского мон-ря Зограф, которые были сожжены в башне обители за отказ заключить унию с католич. Церковью ЗОСИМ (ЗОСИМА) (Зосима) († нач. II в.), мч. Аполлонийский (Конанейский) (пам. 19 июня; пам. греч. 19, 20 июня; пам. зап. 19 июня) ЗОСИМА (ок. 570-662), еп. г. Сиракузы на о-ве Сицилия (с 648), свт. (пам. зап. 30 марта; пам. греч. 21 янв., 28 марта) ЗОСИМА Александровский (не позднее 2-й пол. XVII в.- ок. 1710-1713), прп. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых) ЗОСИМА Ворбозомский (XV в.), прп. (пам. 4 апр., 7 нояб., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ЗОСИМА (Верховский Захария Васильевич (Богданович); 1768-1833), схим., старец, прп. (пам. 24 окт., в Соборе Брянских святых, в Соборе Екатеринбургских святых, в Соборе Кемеровских святых и в Соборе Московских святых) ЗОСИМА Алексеевич Пепенин (1888-1937), свящ., сщмч, (пам. 20 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЗОСИМА Васильевич Трубачёв (1893-1938), прот., сщмч. (пам. 13 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ЗОСИМА мч. Калутинский (пам. 28 сент.) - см. в ст. Александр, Алфей, Зосима, Марк пастырь, Никон, Неон, Илиодор и др., мученики ЗОСИМА (кон. XIV - 1-я пол. XV в.), диак. Троице-Сергиева монастыря, автор повествования о паломничестве в К-поль, на Афон и в Иерусалим, совершенном в 1419-1422 гг. ЗОСИМА И АДРИАН (Еропкины; 2-я пол. XV - нач. XVI в.), преподобные (пам. в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), Сестринские, Волоколамские ЗОСИМА И АФАНАСИЙ КОММЕНТАРИСИЙ прмч. Киликийский (пам. 19 сент. и 4 янв.), и мч. (пам. 4 янв.; пам. греч. 3, 4 янв., 18 апр.; пам. зап. 3 янв.)

http://pravenc.ru/rubrics/122298_72.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АГРИППИНА [лат. Agrippina] († 257 или 262), мц. Римская (пам. 23 июня). Мц. Агриппина. Минейная икона. Нач. XVII в. (ЦАК МДА). Фрагмент Мц. Агриппина. Минейная икона. Нач. XVII в. (ЦАК МДА). Фрагмент Рим. дева, с юности воспитанная в благочестии и чистоте жизни, добровольно предала себя в руки язычников, претерпела избиение палками, заключение в оковы и приняла мученическую кончину через усечение головы в гонение при имп. Валериане . Позднее святые Васса , Павла и Агафоника захоронили останки мученицы в г. Минео (Сицилия), где могила А. прославилась многими чудесами; в нач. XI в. ее мощи были перенесены в К-поль. Сохранились отрывки из посвященной А. греч. службы (Paris. Gr. 345. Fol. 165; 1576. Fol. 72v; 1569. Fol. 129; Laur. 44. Fol. 194). Иконография Изображается как мученица в красном мафории, с крестом в правой руке: в рукописном Минологии (1327-1340 гг. Oxon. Bodleian. Fol. 1. Fol. 44v); в греко-груз. рукописи XV в. (РНБ. О. I. 58. Л. 118) - в рост; на минейной иконе нач. XVII в. (ЦАК МДА); в настенном минологии ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг.,- поясное изображение. В мучении - на фресках минологиев в нартексе ц. Вознесения мон-ря Дечаны (Югославия, Косово и Метохия), 1348-1350 гг., в нартексе ц. Св. Троицы мон-ря Козия в Валахии (Румыния), 1386-1390 гг. Ист.: BHL, N 173, suppl. 10; ActaSS. Jun. T. 4. P. 458-470; Oct. T. 11. P. 157-158; SynCP. P. 706, 763; ЖСв. Июнь. С. 499-500. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 230; Rouziè s U. Agrippine//DHGE. T. 1. Col. 1038; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 9-10; LTK. Bd. 1. Sp. 210. Иконогр.: Евсеева. Афонская книга. С. 311. 162; Менолог. С. 281, 339, 359. Сл. 226 (илл.). А. И. Макаров, Е. А. Луковникова Рубрики: Ключевые слова: АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.) НАЗАРИЙ, ГЕРВАСИЙ, ПРОТАСИЙ И КЕЛСИЙ (III-IV вв.?), мученики Медиоланские (Миланские; пам. 14 окт.; пам. греч. 14 окт.; пам. зап. 19 июня, 28 июля) ПАПИЙ, ДИОДОР, КОНОН И КЛАВДИАН мученики Памфилийские (Атталийские)(пам. 3 февр.; пам. греч. 4 февр., 25 окт.; пам. зап. 26 февр.), пострадали при имп. Деции (249-251) в г. Атталия (Памфилия)

http://pravenc.ru/text/82725.html

297-298 298-299 ИРАКЛИЯ ПОНТИЙСКАЯ [Гераклея; Понтираклия], античный греч., визант. и совр. тур. город в Сев. Анатолии, на юго-зап. побережье Чёрного м., митрополия К-польской Православной Церкви 299-300 ИРАКЛИЯ ФРАКИЙСКАЯ [Гераклея; тур. Мармара-Эреглиси], город на сев. берегу Мраморного м. (Пропонтиды), центр митрополии К-польской Православной Церкви 300-304 304-305 ИРАН [Исламская Республика Иран; Джомхурийе Эсламийе Иран; до 1935 г. Персия], государство в Юго-Зап. Азии 305-354 354-355 355-356 ИРГИЗСКИЕ МОНАСТЫРИ исторический центр старообрядцев-поповцев (см. в ст. Беглопоповцы), возникший в 60-70-х гг. XVIII в. на землях саратовского Заволжья 356-364 364-367 367-370 ИРИНА (нач. 50-х гг. VIII в. - 803), св. (пам. визант. 7 и 9 авг.), визант. имп. (780-790, 792-802), восстановительница иконопочитания 370-373 373-374 ИРИНА (сер. IX - сер. X в.), прп. (пам. греч. 28 июля), игум. Хрисовалантского монастыря (К-поль) 374-376 376-383 ИРИНА Федоровна Фролова (1899-1931), прмц. (пам. 17 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), послушница ИРИНА (Хвостова Ирина Михайловна; 1882- 1938), мон. , прмц. (пам. 13 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ИРИНА мц. (пам. греч. во вторник Светлой седмицы) - см. в ст. Рафаил, Николай, преподобномученики, и Ирина, мц. 383-384 ИРИНА мц. Фессалоникийская (пам. 16 апр.; пам. визант. 3 апр.) - см. Агапия, Хиония и Ирина, мученицы Солунские (Иллирийские) ИРИНА Лаврентьевна Гуменюк (1885-1942), мц. (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИРИНА Алексеевна Смирнова (1891-1938), мц. (пам. 22 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ИРИНА (Кожина; † ок. 1419-1420), прав. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших), Кашинская 384-385 385-386 ИРИНА [Ингигерд] († 1051), 2-я (после св. кнг. Анны) супруга новгородского (позднее киевского) кн. Ярослава (Георгия) Владимировича Мудрого

http://pravenc.ru/vol/xxvi.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010