Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕВПЛ [греч. Επλους, Επλος; лат. Euplus, Euplius] († 304?), сщмч. Катанский (Сицилийский) (пам. 11 и 12 авг.), пострадал при имп. Диоклетиане . Один из тех немногих святых, о к-рых сохранились сведения во фрагментах из подлинного протокола, содержащего отчет о 2 допросах, пытках и казни. Мученичество Е. известно в 5 греч. (BHG, N 629-630b, 630e) и 4 лат. редакциях. Древнейшей греч. редакцией является протокол мученических актов, самый ранний список которого датируется кон. IV - нач. V в. Т. о., год мучения Е. определяется согласно офиц. форме отсчета времени, принятой в протоколе: речь идет о 8-м годе правления имп. Диоклетиана и 7-м - имп. Максимиана. Мученические акты не сообщают сведений ни о месте рождения Е., ни о его социальном положении, ни о священном сане. Согласно этому источнику, 29 апр. 304 г. Е. предстал перед судом Катаны (ныне Катания), имея при себе запрещенное Диоклетианом Евангелие, и объявил себя христианином. Остается неясным, пришел ли Е. туда по своей воле (добровольное мученичество) или был приведен силой. В изложении древнейшей редакции Е. приглашают войти в здание, где происходит суд (секретариат Катаны), тогда как в более поздних редакциях его просят ввести. Вероятно, позднейшие редакторы предполагали, что мученик был арестован, а не явился добровольно. На допросе гл. обр. выяснялось, откуда у Е. Евангелие, от кого он его получил и понимает ли, что иметь такие свитки означает преступать закон. Е. отвечал, что свитки - это закон Бога, Которому он служит, т. е. признал вину. В протоколе не сообщается, где находился Е. до повторного допроса 12 авг. 304 г. Второй процесс проходил в более строгой обстановке и, возможно, публично. Святого спросили, согласен ли он с записанными ранее его словами, Е. подтвердил сказанное и предъявил свитки. Неясно, были ли это еще какие-то, ранее скрытые свитки, или его слова означали, что Свящ. Писание скрыто у него в душе. Мученика приговорили к избиению до тех пор, пока он не согласится принести жертву языческим богам. Е. стойко переносил страдания и был казнен через усекновение главы.

http://pravenc.ru/text/187252.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФРААТ (IV в.), прп. (пам. греч. 29 янв.). Житие А. известно из сочинений блж. Феодорита Кирского ( Theodoret. Hist. rel. 8; Hist. eccl. IV 26), к-рый рассказывает о том, что в детстве посещал келью преподобного в сопровождении матери. Пренебрегая возможностями, к-рые давало А. происхождение из знатного персид. рода, он принял христианство, покинул родину и отправился в Эдессу. Прожив там нек-рое время в уединении, он перебрался в Антиохию, где стал изучать греч. язык. Вскоре к нему начали приходить за наставлениями и советами. А. жил в одиночестве, с посетителями, особенно с женщинами, беседовал через дверь, но тех, кто просил, впускал к себе, никогда не принимал подарков, ел только хлеб и лишь в старости - немного овощей. Во время гонений при имп. Валенте А. покинул свою келью и отправился на собрание христиан. Его увидел император и сказал, что тому, кто избрал уединение, не следует покидать келью. В ответ А. предложил императору решить, как надо поступить деве, к-рая не должна отлучаться из отцовского дома, если бы дом вдруг загорелся: сидеть, как и полагается, в своей комнате или броситься тушить пожар? Упрекать надо не того, кто пытался погасить огонь, а того, кто виноват в случившемся. Император промолчал, но евнух из его свиты принялся оскорблять святого; через нек-рое время евнуха нашли сварившимся в горячей ванне, к-рую он должен был приготовить для Валента. Феодорит приводит много притч и описаний чудес, к-рые совершал А., напр. исцеление любимого коня императора. А. не следует путать с Афраатом , восточнохрист. церковным писателем, по прозвищу Персидский Мудрец. Память А. отмечается в зап. Мартирологах под 7 апр., в визант. календарях под 28 янв. память А. указана в Петровом Синаксаре XI в. ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 27), под 29 янв.- в Синаксаре К-польской ц. X в. (SynCp. Col. 431), парижском 1063 г. и оксфордском 1329 г. списках Типикона Великой ц. ( Mateos. Typicon. T. 1. 216) и стишных синаксарях; под 27 окт.- в нек-рых рукописных стишных синаксарях (напр., ГИМ. Sin. gr. 354, 1295 г.- Владимир (Филантропов). Описание. С. 522). Последование неизвестно. В печатных Минеях, используемых ныне в греч. Церквах, по 6-й песни канона утрени, помещено упоминание А. без синаксаря (Μηναον. Ιανουριος. Σ. 426). Ист.: BHG, N 147. Лит.: Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 64-65. О. Н. Заец, О. В. Л. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/77112.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЛИМЕНТ [греч. Κλμης; лат. Clemens] (I в.), ап. от 70 (пам. 22 апр., 10 сент., 4 янв.- в Соборе апостолов от 70; пам. визант. 10 сент. и 30 июня - в Соборе всех апостолов). К. упоминается в Послании ап. Павла к Филиппийцам (Флп 4. 2-3), где апостол умоляет не названного по имени спутника помочь примириться 2 влиятельным женщинам из общины - Еводии и Синтихии, «…подвизавшимся в благовествовании вместе со мною и с Климентом и с прочими сотрудниками моими, которых имена - в книге жизни». Из этого текста следует, что К. был одним из основных сотрудников ап. Павла в деле благовестия Евангелия в Филиппах и обладал значительным авторитетом в местной общине, так что для апостола не было необходимости особым образом его описывать ( Hawthorne. 2004. P. 241). Кроме того, лат. форма его имени (весьма популярного в I в. по Р. Х.- Lightfoot. 1999. P. 169) может указывать, что К. происходил из семьи влиятельных и преуспевающих членов римской колонии в Филиппах ( Osiek. 2000. P. 115). Представление о том, что использованное здесь выражение «книга жизни», характерное для апокалиптической лит-ры (Дан 12. 1; Откр 3. 5; 13. 8; 1 Енох 47. 3), может указывать на то, что ко времени написания Послания К. уже не было в живых, признаётся маловероятным ( Norris. 1962; O " Gillman. 1992). В ранней церковной традиции упоминание К. в Флп 4. 3 единодушно истолковывалось древними экзегетами как указание на Климента, еп. Римского . Упоминание «верного Климента» у Оригена из Флп 4. 3 не содержит прямого указания на Климента Римского ( Orig. In Ioan. comm. VI 54 но включает цитату из Clem. Rom. Ep. I ad Cor. 55, что делает это отождествление понятным. Согласно Евсевию Кесарийскому, упомянутый в Флп 4. 3. К. был 3-м епископом Римской Церкви ( Euseb. Hist. eccl. III 4. 9; 15. 1). Блж. Иероним продолжает эту традицию, называя упомянутого у ап. Павла К. 4-м епископом Рима ( Hieron. De vir. illustr. 15). Епифаний Кипрский, в целом следуя преданию о служении К.

http://pravenc.ru/text/1841327.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛЕВ I ВЕЛИКИЙ [Лат. Leo Magnus] (кон. IV в., Тоскана или Рим - 10.11.461, Рим), свт. (пам. 18 февр.; пам. зап. 11 апр. и 10 нояб.), папа Римский (440-461), отец и учитель Церкви. Жизнь Источники Свт. Лев Великий. Мозаика Палатинской капеллы в Палермо, Италия. 1146-1151 гг. Свт. Лев Великий. Мозаика Палатинской капеллы в Палермо, Италия. 1146-1151 гг. Важнейший источник сведений о жизненном пути и деятельности Л. В.- его сочинения, в первую очередь обширнейшая переписка (PL. 54. Col. 581-1218). Богословская и церковно-политическая позиция Л. В. в монофизитском споре находит отражение в актах Вселенского IV Собора ; особо значимы высказывания папских легатов, представлявших на Соборе позицию Римского престола. Упоминания о Л. В. в сочинениях его старших современников, блж. Августина и прп. Иоанна Кассиана Римлянина , а также в труде «Против Евтихия» Вигилия , еп. г. Тапс (V в.), проливают свет на ранний период его жизни. Значимые сведения, в т. ч. о контактах Л. В. с зап. Церквами и с предводителями варварских племен, содержатся в лат. хрониках V в.- Проспера Аквитанского , бывшего в течение длительного времени секретарем Л. В., и галисийского еп. Идация. В «Книге о церковных писателях» Геннадия Марсельского Л. В. посвящена отдельная (хотя и очень краткая) запись ( Gennad. Massil. De script. eccl. 70). Важные сведения о взаимоотношениях Л. В. со свт. Иларием , еп. Арелатским, содержатся в Житии последнего, написанном его учеником - Гоноратом , еп. Массилии. В Liber Pontificalis приводятся не только общеизвестные сведения о Л. В. (напр., о его участии в монофизитских спорах и о контактах с Аттилой ), но и информация о церковном строительстве в Риме в период его епископского правления и о совершенных им хиротониях (LP. Vol. 1. P. 238-241). Сведения о жизни Л. В. и о его участии в монофизитском споре присутствуют также в «Церковных историях» визант. авторов - монофизита Захарии Ритора и православного Евагрия Схоластика . Греч. Житие Л. В. (BHG, N 982) не содержит точной достоверной исторической информации. До епископского служения

http://pravenc.ru/text/Лев I ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАКСИМИАН [Греч. Μαξιμιανς; лат. Maximianus], свт. (пам. 21 апр.), архиеп. К-польский (25 окт. 431 - 12 апр. 434). В молодости М. был учеником свт. Иоанна Златоуста , в преклонных летах стал монахом в К-поле. М. уважали за благотворительность: он бесплатно хоронил тела умерших малоимущих христиан. Возможно, М. был тем пресвитером, к-рый летом 431 г. вместе с Далматием направил III Вселенскому Собору в Эфесе обращение против Нестория . В К-поле во время Эфесского Собора часть паствы, в основном из высокопоставленных мирян (напр., комит Ириней), выступала за Нестория, в то время как клир и монашество были против него. Когда соборное низложение Нестория было одобрено имп. Феодосием II и сам Несторий согласился удалиться с кафедры, возник вопрос о его преемнике. Часть клира и народа выступали за пресв. Филиппа, к-рый был претендентом на кафедру еще в 425 г., но тогда был избран Сисиний I . Другие голосовали за Прокла , к-рый позже стал преемником М. Кандидатура М., видимо, была предложена делегатами от Вселенского Собора, к-рые находились в К-поле. Рукоположение М. состоялось 25 окт. 431 г. епископами - представителями Собора в присутствии 3 легатов папы Римского Келестина I . Папа Сикст III в послании 433 г. упоминал М. как человека, хорошо известного в Риме ( Xystus III, papa. Epist. 6//PL. 50. Col. 609-610). Вскоре после избрания М. в К-поле состоялся Собор под его председательством. Сохранилось 2 соборных послания (RegPatr, N 67, 70), одно из к-рых было направлено епископам пров. Ст. Эпир. В нем Собор призывал к общению с К-польской Церковью, поскольку все несогласия с ней были устранены на Эфесском Соборе. Второе послание, обращенное к христианам о-ва Тенедос, было посвящено делу еп. Анастасия Тенедосского, к-рого местный пресв. Тимофей обвинял в хуле на Пресв. Богородицу и несторианстве. К-польский Собор признал еп. Анастасия виновным и низложил его; народ Тенедоса призвали временно подчиниться еп. Иоанну Лесбосскому. К-польский Собор также отправил послание к еп. Елладию Тарсийскому. Его текст не сохранился, но о нем упоминается в 2 посланиях архиеп. Иоанна I Антиохийского к тому же Елладию и к тарсийцам. Елладий, не принимавший участия в Эфесском Соборе, по его завершении примкнул к партии вост. епископов во главе с архиеп. Иоанном II, выступавшей против соборных решений. На К-польском Соборе М. попытался убедить Елладия поменять свою позицию, но безуспешно (RegPatr, N 69).

http://pravenc.ru/text/2561648.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АМАСИЯ [греч. Αμσεια] (совр. Амасья, Турция), город в Каппадокии (М. Азия), древняя митрополия в составе К-польского Патриархата. Об истории возникновения А. достоверных сведений нет; легенды приписывают ее основание богу Гермесу или Амасию, дяде Александра Македонского. С VI в. до Р. Х. город входил в состав державы Ахеменидов, в 306 или 302-183 гг. до Р. Х. был столицей Понтийского царства. С 70 г. до Р. Х. А. переходит во владение римлян и становится важным адм. ц. пров. Понт . Описание А. рим. эпохи оставил Страбон (ум. ок. 26 по Р. Х.), родившийся в этом городе (Геогр. XII 3. 39). При имп. Диоклетиане (284-305) Понт был разделен на 3 более мелкие провинции, и А. стала митрополией одной из них, Диоспонта, переименованного Константином Великим в честь его матери в Еленопонт . В 1-й пол. VI в. имп. Юстиниан I присоединил к Еленопонту часть соседней пров. Понт Полемониакский. В VI-VII вв. эти области подвергались опустошительным нашествиям персов, в 712 г. овладеть А. удалось на короткое время арабам. Отвоеванный византийцами, город стал одной из важнейших крепостей фемы Армениак . В 1064 г. А. была передана в вотчину бывш. царю Карса Гагику Багратуни; в 1074/75 г. захвачена турками-сельджуками; в 1246 г.- монголами. С 1386 г. А.- один из городов Турции, в наст. время центр одноименного вилайета. Христ. община существовала в А., по-видимому, с апостольских времен, и первым проповедником христианства, по преданию, был «апостол Понта» св. Андрей Первозванный . В Похвальном слове свт. Василию Амасийскому говорится, что ап. Петр , «пробыв много дней в Амасии, первым научил и освятил ее»; это отчасти подтверждает и 1-е соборное Послание ап. Петра, направленное «пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии». Первым епископом предание называет Никития, поставленного самим ап. Петром (Vita sancti Basilei//ActaSS. Apr. T. 3. P. XLVII). В источниках упоминания о епископах А. встречаются с III в. В IV в. в городе уже насчитывалось множество храмов (Евсевий. Церк. ист. X 8. 15; Жизнь Константина. II 2. 1). О суровых гонениях при имп. Диоклетиане напоминает надпись на стене амасийского храма вмч. Георгия: «Христов подвижник и небесный гражданин Феодор, града сего хранитель, Анастасия убеждает благочестивого победителя создати престол таинств священноименитый. Его же улучив Мамант, чистейший таинник, боготочныя песни источает...» Эта надпись повествует о пострадавшем в 306 г. в А. вмч. Феодоре Тироне (пам. 17 февр.), в честь к-рого имп. Анастасий I в кон. V в. построил храм. При Лицинии мученический венец принял епископ этого города св. Василий (пам. 26 апр.).

http://pravenc.ru/text/114300.html

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АВКСИВИЙ предыдущая статья следующая статья печать библиотека 1 , С. 148 опубликовано: 7 ноября 2007г. АВКСИВИЙ прп. (пам. греч. 28 или 29 апр.); почил в мире. По мнению болландистов , одно лицо с одноименным епископом Солийским. Рубрики: Святые Греческих Православных Церквей (Константинопольская Православная Церковь, Кипрская Православная Церковь, Элладская Православная Церковь) Ключевые слова: Преподобные Греческих Православных Церквей Святые Греческих Православных Церквей Авксивий, преподобный (пам. греч. 28 или 29 апр.) См.также: АВРААМ (VI в.), еп. Эфесский, прп. (пам. греч. 28 окт.) АВРААМ ЛАТРИЙСКИЙ прп. (пам. греч. 26 или 24 марта) АГАПИЙ прп. Ватопедский (пам. греч. 1 или 15 марта) АГАПИЙ прп. Вифарский (пам. греч. 19 или 20 мая) АГАФОН СКИТСКИЙ († нач. V в.), прп. Египетский (пам. 2 марта, греч. 8 янв., копт. 11 сент., сир. 12 сент.) АКАКИЙ прп. Латрский (пам. греч. 3 янв.) Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/62836.html

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АКАКИЙ предыдущая статья следующая статья печать библиотека 1 , С. 363 опубликовано: 2 апреля 2008г. АКАКИЙ свт. (пам. копт. 29 апр.), еп. Иерусалимский (?). Упоминается в копт. синаксаре. Однако епископ с таким именем в Иерусалиме неизвестен. Рубрики: Святые Коптской Церкви Ключевые слова: Святые Коптской Церкви Святители Коптской Церкви Акакий, епископ Иерусалимский (?), святитель (пам. копт. 29 апр.) См.также: АВИЛИЙ (ок. 84/85 - ок. 95 или 98) еп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. греч. 22 февр., копт. 29 авг.) АЛЕКСАНДР (ок. 250 – апр. 326 или 328), архиеп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. 29 мая, копт. 22 апр., зап. 26 февр.) АНИАН (62 или 63-83 или 84), архиеп. Александрийский, свт. (пам. зап. 25 апр., 2 дек., копт. 16 нояб.), ГРИГОРИЙ (331/5 - ок. 394), еп. Нисский, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 10 янв.) ААРОН ЧУДОТВОРЕЦ прп. Египетский (пам. копт. 9 сент.) АВИВ (IV в.), прп. Египетский (пам. копт. 22 окт.) Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/63768.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АКЕПСИМ [Акебшема; сир.  , греч. Ακεψιμς] (IV в.), прп. Антиохийский (пам. 3 нояб., греч. 13 февр., 29 янв.). Сир. отшельник, живший во времена имп. Феодосия I . В течение 60 лет А. подвизался в тесной земляной келье, непрестанно пребывая в общении с Богом и избегая людей; пищу ему подавали через узкое отверстие, устроенное так, что его никто не мог увидеть. За водой А. ходил только ночью раз в неделю. Однажды святой шел на источник и его увидел пастух, к-рый принял А. за зверя и поднял пращу, чтобы бросить в него камень; его рука застыла и была неподвижной, пока А. не набрал воды и не скрылся из виду. В др. раз некий человек из праздного любопытства попытался тайно увидеть отшельника и забрался на дерево вблизи кельи А.; тотчас половину его тела парализовало, и провинившийся смог исцелиться по молитве святого только тогда, когда срубил дерево, с к-рого хотел увидеть преподобного. За 50 дней до кончины, предчувствуя ее приближение, А. вышел из затвора, чтобы принять всех желавших с ним встретиться. Среди посетителей был и местный епископ, посвятивший А. в духовный сан. Через нек-рое время А. почил в мире. Ист.: BHG, N 14; Феодорит. Церк. ист. IV 28; он же. История боголюбцев. 15. С. 227-229; SynCP. P. 191. Лит.: ЖСв. Ноябрь. С. 52; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 22. О. Н. З. Рубрики: Ключевые слова: АЛОНИЙ (IV-V вв.), египетский подвижник (пам. 4 июня и в Соборе всех преподобных отцов, в подвиге просиявших) АНАСТАСИЙ СИНАИТ ( нач. VII в.- после 701), игум. мон-ря вмц. Екатерины на Синае, богослов и церк. деятель, прп. (пам. 20 апр. и в Соборе Синайских преподобных; пам. греч. 21 апр.) АНТИОХ (VI-VII вв.), писатель, прп. (пам. в субботу сырную - в Соборе всех преподобных отцов , в подвиге просиявших; пам. греч. 24 дек.) ГЕЛАСИЙ (V в.), палестинский подвижник, прп. (пам. в субботу сырную - в Соборе всех преподобных отцов в подвиге просиявших; пам. греч. 31 дек.)

http://pravenc.ru/text/63852.html

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АГАФОНИКА предыдущая статья следующая статья печать библиотека 1 , С. 247 опубликовано: 1 апреля 2008г. АГАФОНИКА [греч. Αγαθονκη - благопобедная], мц. Карфагенская († нач. IV в.; пам. зап. 10 авг.). Пострадала, вероятно, при имп. Диоклетиане . Одна из благочестивых христианок, к-рые перенесли в Минео (Сицилия) мощи св. Агриппины Римской . Лит.: ActaSS. Aug. T. 2. P. 533; DHGE. T. 1. Col. 921. А. И. М. Рубрики: Католические святые Ключевые слова: Святые Римско-католической Церкви Мученицы Римско-католической Церкви Агафоника († нач. IV в.), мученица Карфагенская (пам. зап. 10 авг.) См.также: АВДАКТА мученица Кесарийская (пам. зап. 28 марта) АВКСИЛИЯ мц. (пам. зап. 4 сент.) АГАПИЯ мц. Антиохийская (пам. зап. 10 или 11 марта) АГАПИЯ († ок. 400), мц. Брешианская (пам. зап. 16 авг.) АГАПИЯ († ок. 273), мц. Тернийская (пам. зап. 15 февр.) АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.) Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/63270.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010