Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОНСТАНТИН ИЗ АГАРЯН [греч. Κωνσταντνος ξ Αγαρηνν] († 1819), нмч. (пам. греч. 2 июня). Род. в мусульм. семье в с. Псилометопон на о-ве Лесбос и отличался красотой и благоразумием. Соседка-мусульманка накормила юношу отравленными сладостями, и тот тяжело заболел. Он не мог исцелиться от этого недуга, пока одна христианка не дала ему выпить святой воды. Вместе с семьей юноша переселился сначала в Магнисию (ныне Маниса, Турция), а затем из-за побоев отчима переехал с братьями в Смирну (ныне Измир), где помогал им в овощной лавке, доставляя продукты в дома богатых покупателей. Одним из них был Смирнский митрополит. Юноша выучил греческий язык, и на него произвели большое впечатление душеполезные слова архиерея. Он захотел принять Православие и отправился на Афон. После отказа в ряде обителей он получил благословение на крещение от проживавшего на покое в Иверском мон-ре сщмч. Григория V , патриарха К-польского; его крестили в Кавсокаливийском скиту. На Афоне К. из а. посетил скит св. Иоанна Предтечи, принадлежащий Иверскому мон-рю, к-рый прославился благодаря подвизавшимся здесь преподобномученикам Прокопию († 1810), Онуфрию Габровскому († 1818), Евфимию Новому из Димицаны († 1814), Игнатию († 1814) и Акакию Новому из Нивори († 1816). К. из а. захотел, как и они, принять смерть за Христа. По закону отступничество от ислама каралось смертной казнью. Посоветовавшись с духовником, К. из а. после длительного поста и молитв решил поехать в Магнисию, чтобы окрестить свою сестру. Он отправился в путь, но во время остановки в Кидонии (ныне Айвалык) был узнан турком из Смирны. 23 апр. 1819 г. К. из а. был арестован и приведен к аге. Сначала он отрицал, что был мусульманином, однако потом сознался, что исповедовал ислам, но отверг его, т. к. истинной является только христ. вера. В тюрьме К. из а. подвергли пыткам, наиболее жестокие из них придумал медник, к-рый в 1807 г. истязал др. новомученика - Георгия с о-ва Хиос (пам.

http://pravenc.ru/text/2057076.html

(Ок. 1630-1730), прмч. Афонский (пам. греч. 21 мая). Происходил из Малороссии, в крещении назван Прокопием. В юном возрасте захвачен в плен татарами и продан некоему турку, занимавшемуся выделкой кожи, к-рый увез юношу в г. Ушак (М. Азия). Хозяин обучал его своей профессии и всячески старался обратить в мусульманство. Поскольку пленник был тверд в христианской вере, его часто жестоко били. Со временем турок стал склонять его к браку со своей дочерью, надеясь, что молодой человек не устоит перед ее красотой и примет ислам, однако Прокопий наотрез оказался от брака. Видя, что все уговоры и угрозы бесполезны, турок, видимо начавший тепло относиться к своему рабу, который жил у него больше 20 лет, дал ему свободу. Прокопий не успел покинуть дом хозяина, т. к. тяжело заболел. Когда он поправился, ему сказали, что во время болезни он дал обещание принять мусульманство, и насильно надели на него турецкую одежду. Прокопий бежал в Смирну, а затем отправился на Св. Гору Афон, где принял постриг с именем П. в мон-ре св. Павла от старца Иосифа, под чьим руководством провел 12 лет. Затем П. перешел под окормление прп. Акакия Нового Кавсокаливита (пам. греч. 12 апр.) еще на 6 лет. Все это время его смущали тяжелые мысли о том, что турки ему не лгали и во время болезни, в беспамятстве, он действительно мог отречься от Христа. Чтобы успокоить совесть, П. решил совершить подвиг мученичества. Но афонские духовники посчитали это намерение гордыней и долго не давали благословения. Лишь через год, видя, что намерение П. непоколебимо, Акакий благословил его на подвиг мученичества. П. в сопровождении старца Иосифа прибыл в Ушак. Он тотчас был узнан и приведен на суд, где турки заявили, что этот человек ранее добровольно отрекся от Христа. П. резко опроверг их показания, назвав лжецами. Судья ответил, что если П. не подтвердит, что стал мусульманином, то его ждет смерть. П. заявил, что готов к ней. Его бросили в темницу, где он провел неск. дней без сна, воды и пищи. Наконец его привели к месту казни. Палач в последний момент прошептал на ухо П., что не хочет его смерти, пусть только он отречется от Христа, но П. велел палачу выполнять приказ. Палач, после того как отсек П. голову, впал в беснование и через несколько дней умер. Старец Иосиф скрывался во время казни, опасаясь попасть в руки турок, но после ее совершения пришел и поклонился телу мученика. От мощей сразу начали происходить чудеса. Свидетелями мученической кончины П. были также и местные христиане, среди них - больная женщина, которая помазалась кровью мученика и тотчас исцелилась. Позже она передала на Афон свидетельство об этом чуде с просьбой написать икону П. Мощи святого сначала хранились у благочестивых христиан, затем были перенесены на о-в Патмос в монастырь Иоанна Богослова (см. ст. Иоанна Богослова апостола монастырь на Патмосе ), часть мощей в 1953 г. была передана в афонские мон-рь св. Павла и скит Нов. Фиваида; частицы мощей есть также в мон-ре св. Георгия на о-ве Закинф.

http://pravenc.ru/text/2579872.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИОНИСИЙ [греч. ιονσιος; лат. Dionysios] (II в.), сщмч. (пам. греч. 29 нояб., пам. зап. 8 апр., 22 марта - перенесение мощей), еп. Коринфский, церковный писатель. О характере его сочинений можно судить только по рассказу Евсевия Кесарийского из «Церковной истории» ( Euseb. Hist. eccl. IV 23). Д.- автор 8 посланий: к римлянам, лакедемонянам, афинянам, никомидийцам, к Кносской, Гортинской и Амастрийской Церквам, а также к некой Хрисофоре. Помимо последнего, они были собраны, видимо еще при жизни Д., в единый корпус, где также содержались и ответные послания к Д., и в таком виде были известны Евсевию, к-рый упоминает ответное письмо к Д. Пинита, еп. Кносского (Ibidem). В послании к лакедемонянам Д. наставляет читателей в правой вере и убеждает их хранить мир и единство. В послании к Афинской Церкви Д. упрекает верующих за нестойкость во время гонений, напоминая им о сщмч. Дионисии Ареопагите , первом епископе Афин, и его преемниках, претерпевших мучения за свою веру. В послании к Никомидийской Церкви Д. опровергает ересь Маркиона. Тот же призыв остерегаться еретических заблуждений звучит в послании к Гортинской и проч. Церквам Крита, где Д. воздает похвалу еп. Гортинскому Филиппу. Послание к амастрийским христианам, их еп. Пальме и др. Церквам Понта написано по просьбе неких Вакхилида и Елписта, возможно Понтийских епископов. В нем Д. убеждает милостиво принимать кающихся, к-рые отпали от Церкви вслед. к.-л. греха, даже если они повинны в еретическом заблуждении. Евсевий особо выделял письмо Д. к папе Сотеру , в к-ром святой отмечает благочестивые обычаи рим. христиан, в т. ч. их помощь др. Церквам. В письме также упоминается обычай чтения послания Климента Римского к коринфянам в церкви в воскресный день и сообщается, что и нынешнее послание папы Сотера также будет всегда читаться в Коринфе для наставления. Послания Д. были широко известны в древности. Евсевий приводит цитату, где Д. жалуется, что уже при жизни его сочинения стали подделывать еретики, которые «одно выбросили, другое прибавили к ним» (Ibidem). После Евсевия высоко ценил послания Д. блж. Иероним (Ibidem).

http://pravenc.ru/text/178333.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИКТОР [лат. Victor] († 2 апр. 554), свт. (пам. зап. 2 апр., 17 окт.), еп. Капуанский. Занимал кафедру г. Капуя (Кампания) с 24 февр. 541 г. Достоверных сведений о жизни В. не сохранилось. Известны 2 надписи, где упоминается его имя (CIL 10, 4503-4504). 1-я, надгробная, указывает дату смерти и срок епископата В.- 13 лет 38 дней. Из 2-й надписи можно заключить, что при нем в Капуе проводились некие строительные работы. Беда Достопочтенный называет В. «ученейшим мужем», указывая на его труды, большей частью утраченные. Первая церковь, посвященная В., упоминается в 1266 г. в Капуе. В XIV в. церкви в его честь существовали и в др. городах Кампании (Каяццо, Сесса-Аурунка, Нола, Джиффони). Память В. впервые зафиксирована в мартирологе П. Галезини (1578) под 17 окт. В издании Римского мартиролога 1927 г. память перемещена на день кончины В.- 2 апр. В. известен прежде всего как составитель Фульдского кодекса лат. перевода НЗ (Codex Fuldensis; Fulda, Landesbibliothek, Bonifatianus I). В аббатство Фульда кодекс был доставлен из Англии св. Бонифацием (Винфридом), просветителем Германии. В Англию эту рукопись привез св. Адриан, бывш. аббат мон-ря на о-ве Низида близ Неаполя. Кодекс содержит гармонию Евангелий (см. ст. Гармония евангельская ) с предисловием В., таблицу литургических чтений, Послания ап. Павла (включая апокрифическое Послание к Лаодикийцам), указания мест захоронения апостолов, Деяния святых апостолов, Послание ап. Иакова. Из 2 колофонов следует, что рукопись написана В.: в 546 г. он закончил текст Откровения ап. Иоанна Богослова, а в 547 г.- Деяний апостолов. Кодекс содержит также «Послание к Киприану» и евангельские каноны Евсевия Кесарийского. В. не переводил с греч. гармонию Татиана , но воспользовался готовым лат. переводом. Вероятно, он заменил старолат. перевод текстом Вульгаты и ввел цифровую рубрикацию из канонов Евсевия. В пользу того, что оригинал, к-рым пользовался В., был латиноязычным, может свидетельствовать то, что имеющийся в Фульдском кодексе лат. перевод «Послания к Киприану» существовал уже до В.

http://pravenc.ru/text/158482.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИГНАТИЙ (Газадини (Гозадино) Иаков; 1716/1717, сел. Китнос, о-в Китнос - 16.02.1786, близ Мариуполя, ныне Донецкой обл., Украина), свт. (пам. 3 февр. и в Соборе преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря), митр. Готский и Кафский. Из греч. рода, переселившегося из Италии на Китнос в XII в. В 1613 г. предки И. построили в Китносе ц. св. Саввы. В детстве И. был отвезен к родственнику монаху на Афон, где в юношеские годы принял монашество. На Афоне И. получил образование, был рукоположен во диакона, иерея и хиротонисан во епископа. Затем был вызван в К-поль, где получил сан архиепископа и стал членом Патриаршего синклита. В 1771 г. К-польский патриарх Феодосий II назначил И. митрополитом Готской и Кафской (Готфейской и Кефайской) епархии в Крыму. 23 апр. 1771 г. прибыл в Балаклавский во имя вмч. Георгия Победоносца мон-рь , а 27 апр.- в Бахчисарайский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь в предместье Бахчисарая Мариамполе, где находился центр епархии. И. направил усилия на возрождение и сохранение греками национального самосознания и правосл. веры. В ходе русско-тур. войны рус. войска в 1771 г. захватили мн. города Крыма, в т. ч. Кафу (Феодосию), куда 15 авг. того же года по приглашению рус. военного начальства ездил И. Присутствие русских войск способствовало укреплению положения христиан на полуострове. И. решил воспользоваться ситуацией и 29 сент. написал в Святейший Синод прошение о принятии его епархии в юрисдикцию Русской Церкви. В нояб. обратился к имп. Екатерине II с просьбой принять крымских греков в подданство Российской империи. Не дождавшись ответа, 8 дек. 1772 г. снова направил Екатерине II письмо с аналогичной просьбой. Вскоре в условиях политической нестабильности Крымского ханства Екатерина II решила переселить крымских христиан в Россию с целью подорвать экономику ханства и поставить его в зависимость от России. Командующий русскими войсками в Крыму ген.-поручик А. А. Прозоровский 25 февр. 1778 г. получил указание приглашать христиан на поселение в Азовскую и Новороссийскую губернии, а губернаторы - принимать и расселять выходцев из Крыма. Особое место в организации переселения отводилось И., к-рый 23 апр. того же года во время пасхальной литургии в Успенской ц. Бахчисарайского мон-ря сообщил пастве о предложении российской стороны. Составил воззвание, в котором описывал тяжелое положение христиан в Крыму под татар. гнетом и свободу и безопасность, ожидавшие их в России. Среди христиан началась агитационная работа духовенства и близких к митрополиту людей, в частности вызванного им с Китноса племянника, впосл. капитана И. А. Гозадинова. В результате удалось склонить часть христиан к переселению.

http://pravenc.ru/text/293403.html

Прп. Неофит Затворник. Икона. XVI в. (Музей мон-ря прп. Неофита Затворника) [Греч. Νεφυτος Εγκλειστος] (ок. 1134 - † вскоре после 1214 (?), Кипр), прп. (пам. греч. 12 апр., 27 и 28 сент., пам. кипрская 24 янв.), церковный писатель, богослов, агиограф, хронист, основатель мон-ря (см. ст. Неофита Затворника преподобного монастырь ). Один из главных источников сведений о жизни Н. З.- написанное преподобным в 1214 г. «Уставное завещание» (Τυπικ Διαθκη) (в лит-ре встречаются др. датировки), в котором он сообщает важнейшие биографические данные (BHG, N 1325m). Согласно «Завещанию», Н. З. род. в дер. Като-Дрис около Лефкары (Кипр) в бедной многодетной (8 детей) крестьянской семье. Когда ему исполнилось 17 лет, родители Афанасий и Евдоксия решили женить его и по договоренностью с семьей невесты совершили помолвку молодых людей. Однако буд. подвижник с детства чувствовал призвание к монашескому служению. Узнав о помолвке, он бежал из дома в мон-рь во имя свт. Иоанна Златоуста близ Куцовендиса (см. ст. Иоанна Златоуста монастырь близ Куцовендиса) . Там неграмотный крестьянский юноша в течение 5 лет исполнял послушание виноградаря. В обители он научился читать и писать, выучил наизусть Псалтирь и настоятель назначил его помощником экклесиарха (пономаря, церковного служащего). Со временем Н. З. понял, что его духовный путь связан с отшельничеством. Он попросил у настоятеля разрешения удалиться из мон-ря в одну из близлежащих пещер, однако тот, ссылаясь на молодость инока, к-рому было только 24 года, отказал ему в благословении на этот подвиг. Тогда Н. З. попросил отпустить его в паломничество на Св. землю и получил согласие настоятеля. В Палестине, известной древнейшими монашескими традициями, молодой инок надеялся найти наставника, к-рый бы понял его духовные искания. Шесть месяцев он путешествовал по палестинским обителям, но так и не встретил духовного учителя. По возвращении на Кипр Н. З. вновь просил благословения на затвор и вновь получил отказ. Тогда он самовольно покинул мон-рь (1159), решив отправиться на поиски наставника на гору Латрос в М. Азии - известный монашеский центр. Но в порту Пафоса его задержали как подозрительную личность, отобрав 2 номисмы, к-рые Н. З. хотел отдать в качестве платы корабельщикам, и заточили на 2 месяца в крепость. Инок понял, что на его отъезд в дальние края нет Господней воли, и после того как его отпустили на свободу, он обосновался в окрестностях Пафоса в естественной пещере, к-рую назвал Енклистра (Εγκλεστρα), что значит «затвор» (ныне часть мон-ря во имя Н. З.). Со временем Н. З. в мягкой породе высек храм, к-рый посвятил Честному Кресту Господню, и келью. Постелью подвижнику служила каменная гробница, также высеченная из скалы. Через 5 лет Н. З. поместил в своем храме частицу Честного Древа Креста Господня, видимо, взятую из одного из кипрских мон-рей (возможно, из мон-ря Ставровуни).

http://pravenc.ru/text/2565024.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВЛОГИЙ СТРАННОПРИИМЕЦ [греч. Ελγιος Ξενοδχος], называемый также Камнесечец ( Λατμος) (VI в.), прп. Фиваидский (пам. 27 апр.). Повествование о Е. С. сохранилось в составе корпуса текстов, посвященных игум. прп. Даниилу Скитскому. Известны греч. (BHG, N 618a - 618b), эфиоп. и копт. редакции этого рассказа. Согласно греч. редакции, однажды прп. Даниил с учеником странствовали по Н. Египту и решили заночевать в одной деревне в Фиваиде. Но вместо того чтобы искать подходящий ночлег, авва Даниил приказал ученику ждать на площади посреди деревни. Когда ученик уже начал роптать, неожиданно появился старец, к-рый привел их вместе с др. странниками к себе в дом, накормил их и прислуживал им весь вечер. Авва всю ночь беседовал со старцем. По возвращении в Скит ученик уговорил авву рассказать историю этого человека. Им оказался каменотес Е. С., 100-летний старец, каждый вечер обходивший деревню в поисках странников и бедняков. Он кормил их и оставлял у себя на ночлег. Когда Даниилу еще не было 40 лет, ему случилось воспользоваться гостеприимством Е. С., и он был так поражен его щедростью, что стал молить Господа, чтобы Он даровал тому богатство. Молитва была услышана, и вскоре Е. С. нашел сокровища, к-рые, боясь местных властей, сумел отправить в К-поль, куда вскоре перебрался сам. Благодаря богатству ему удалось стать важным чиновником и построить себе роскошный дворец. Через нек-рое время Даниилу было тревожное видение по поводу судьбы Е. С. Не найдя того в Фиваиде, Даниил направился в столицу, но стражники, избив его, не допустили во дворец Е. С. Вскоре Даниил узнал, что Е. С. участвовал в заговоре против императора и вынужден был бежать из К-поля. Он вернулся в свою деревню и, опасаясь солдат императора, выдавал себя за паломника. Лишившись богатства и почестей, он вынужден был вернуться к ремеслу каменотеса, вспомнил прежний обычай и каждый день принимал у себя дома странников. Будучи глубоким старцем, Е. С. мирно скончался (подробнее см. в ст. Даниил , прп., игум. Скитский).

http://pravenc.ru/text/187212.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Григорий V (Ангелопулос), патриарх К-польский (Ангелопулос Георгий; 1745 или 1746, Димицана - 10.04.1821, К-поль), сщмч. (пам. 10 апр., греч. 10 апр.), патриарх К-польский (1797-1798, 1806-1808, 1818-1821). В 1765-1767 гг. обучался в Афинах у известного педагога Димитрия Водаса, в 1767 г. прибыл в Смирну к своему дяде иером. Мелетию, экклисиарху храма св. Георгия, и посещал Евангелическую школу. Через нек-рое время он отправился на Строфадские о-ва и принял монашеский постриг в одном из мон-рей. Образование Г. продолжал на Патмосе, слушал лекции по богословию у дидаскала Даниила Керамевса. По окончании учения Г. был вызван в Смирну митр. Прокопием и стал служить у него архидиаконом, затем исполнял должность протосинкелла. Здесь в 1783 г. он сделал перевод на новогреч. язык слов свт. Иоанна Златоуста о священстве. В 1785 г. митр. Прокопий стал К-польским патриархом, а его преемником по Смирнской кафедре был назначен Г. За 13 лет управления Смирнской митрополией он ревностно занимался проповедью слова Божия, восстановил неск. храмов, в т. ч. митрополичий собор во имя св. Фотинии, защищал смирнское духовенство от сборщиков хараджа. Он особенно заботился о народных школах, учреждая новые и поддерживая старые, в частности Евангелическую школу, помогал бедным ученикам и учителям. Г. дважды исполнял обязанности члена Синода (в 1793 и 1797). Во время 2-го пребывания в Синоде он был избран на К-польский Патриарший престол. В первое Патриаршество (9 мая 1797 - 18 дек. 1798) Г. старался обеспечить народу безопасность и спокойствие, направить его свободолюбивые стремления к реальным целям по возможности без ущерба для его гражданского положения в данных условиях. Он издал синодальный томос, запрещавший рукополагать во епископский сан лиц, состоявших ранее в браке и имевших детей. При нем был построен новый патриарший дом. Патриарх принимал меры к разрешению споров мон-рей, в частности писал монахам Афона, что они не имеют права без его ведома ни продавать, ни покупать монастырских владений. Г. восстановил греч. типографию при Патриархии; книги стали печататься под непосредственным надзором патриарха, вел. драгомана, 2 архиереев и 2 мирян.

http://pravenc.ru/text/166699.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАННИКИЙ II († 3.09.1354), свт. (пам. 3 сент. и 30 авг.- в Соборе Сербских святителей), патриарх Сербский в 1346-1354 гг. До избрания архиепископом был логофетом (главой канцелярии) серб. кор. Стефана IV Душана . Мирское имя и происхождение И. неизвестны, но столь высокая должность при дворе указывает на принадлежность к знатному роду, возможно из Призрена. Хотя И. скорее всего был мирянином, на Соборе, проходившем с 19 дек. 1337 по 3 янв. 1338 г., он был избран архиепископом Сербским. Историки считают, что это избрание произошло при непосредственном участии короля (см.: 1991. 1. С. 159). В 1342 г. в Приштине принял клятвы Душана и визант. имп. Иоанна Кантакузина о заключении союза. Когда Сербская архиепископия была возведена в ранг Патриархии, 9 апр. 1346 г. в Скопье И. получил титул патриарха и на Пасху, 16 апр., помазал Душана и его супругу Елену (см. Евгения , местночтимая прп.) на царство. Участвовал в подготовке статей, в т. ч. об устройстве Церкви, и в утверждении «Законника царя Душана» как основного юридического документа гос-ва (1349; см.: Записи. 6. Бр. 9822). Воздвиг много храмов в небольших поселениях, а также ц. св. прор. Илии на горе Кармель и ц. свт. Николая Чудотворца на горе Фавор в Палестине. При нем королевские мастера расписали ц. св. Димитрия в Печской Патриархии (ок. 1345): в память о ктиторстве И. в храме представлены его портрет с царем Душаном и фреска на зап. стене, на к-рой коленопреклоненный прп. Иоанникий Великий молится Пресв. Богородице за своего тезку ( Джурич. 2000. С. 173). Свт. Иоанникий II, патриарх Сербский. Роспись ц. вмч. Димитрия Солунского в Печской Патриархии. Ок. 1345 г. Свт. Иоанникий II, патриарх Сербский. Роспись ц. вмч. Димитрия Солунского в Печской Патриархии. Ок. 1345 г. В тот период благодаря обширным завоеваниям Душана в юрисдикцию Сербской Церкви входили Св. Гора и мн. греч. епархии, к-рые после провозглашения Сербской Патриархии были возведены в более высокий ранг, а их греч. иерархи заменены сербскими; при этом оснований для утверждения, что И. именовался, подобно своему преемнику патриарху Савве IV (1354-1375), «патриархом сербов и греков», недостаточно (Там же. С. 163-167). Это осложнило отношения Сербской Церкви с К-польской Патриархией, и при поддержке имп. Иоанна Кантакузина патриарх К-польский Каллист I в 1350 г. наложил анафему на Душана, на И. и на весь клир Сербской Церкви. Хотя серб. сторона анафему не признала, И. до конца жизни пытался преодолеть сложившуюся ситуацию (анафема была снята в 1375).

http://pravenc.ru/text/578002.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН КАЛОКТЕН [греч. Ιωννης Καλοκτνης] († после 1182), свт. (пам. греч. 29 апр.), митр. Фиванский. Род. в К-поле в знатной семье. Его родители, Константин и Мария, воспитали отрока в благочестии и для подготовки к придворной службе вверили его попечению великого доместика. Однако И. К. не стремился к светской карьере и принял постриг в одном из к-польских мон-рей. Однажды во время чтения акафиста он услышал голос Пресв. Богородицы: «Радуйся и ты, заступник Фив!» Впосл. И. К. за свои добродетели был поставлен митрополитом Фиванским. В это время Фивы находились в упадке после разорения войском сицилийского кор. Рожера II (1147). Деятельность И. К. носила прежде всего социальный характер. На свои деньги он построил храмы, общественные здания, благотворительные учреждения (больницу, богадельню, странноприимный дом и др.), школы (в т. ч. для девиц), городской водопровод и мост через р. Асоп, за что был прозван Новым Иоанном Милостивым. Он изменил русло р. Исмин для устройства водяных мельниц и орошения полей, способствовал развитию ремесел и торговли. По словам Жития, без И. К. не только города, «но и деревни не стояло бы на месте древних развалин» ( Ματθαος (Λαγγς). Τ. 4. Σ. 611). В Фивах, являвшихся центром производства шелковых тканей, мн. мастерские принадлежали иудеям. Под влиянием И. К. часть иудеев приняли св. Крещение, а остальные стали милосерднее относиться к работникам-христианам. В 1166 г. И. К. участвовал в церковном Соборе в К-поле, на котором, в частности, велись богословские споры по поводу изречения Христа: «Отец Мой более Меня» (Ин 14. 28). В 1182 г. И. К. предложил К-польскому Синоду разрешить митрополитам самим поставлять епископов для своей митрополии, но это предложение было отклонено. До ХХ в. И. К. местно почитался в Беотии. Житие, составленное в визант. период, не сохранилось. Служба этому святому с кратким Житием, написанная неизвестным автором, была издана в 1903 г. в г. Халкис ( Petit. Bibliogr. d. acolouthies grecques. P. 113-114). Вскоре после смерти И. К. в центре г. Фивы была построена посвященная ему церковь. С течением времени она разрушилась. Новый храм на этом месте был воздвигнут греч. кор. Ольгой Константиновной. Новая служба этому святому была составлена мон. Герасимом (Микраяннанитом) . В наст. время И. К. считается одним из покровителей г. Фивы; кафедральный собор этого города освящен во имя И. К.

http://pravenc.ru/text/471260.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010