Это сказание, помещенное в собрание житий святых свт. Димитрия, митр. Ростовского, дословно взято им из Церковной истории Евагрия Схоластика и помещено под 8 июня. В ВМЧ митр. Макария сказание о З. не включено. В католич. Церкви память З. внесена кард. Цезарем Баронием под 30 нояб. также на основании сведений Евагрия Схоластика. В греч. синаксарях при богослужебных Минеях имеется память аввы Зосимы «благочестивого монаха» под 27 апр. (SynCP. Col. 631), а также аввы Зосимы, в мире скончавшегося, под 24 янв. (Ibid. Col. 421). Последнему в печатных греч. минеях посвящены 2 стиха. Ему также приписываются нек-рые апофтегмы, вошедшие в тематические патерики. В «Великом патерике» («Великом собрании изречений старцев») находятся довольно обширные отрывки из сочинения некоего аввы Зосимы «Рассуждения» (греч. διαλογισμο; в лат. традиции Alloquia - «Изречения»). На то, что автор этого сочинения мог быть одним лицом с З. Финикийским, указывает как совпадение времени и места жизни, так и ряд деталей, к-рые сообщает о себе автор «Рассуждений», совпадающих с тем, что известно о З. Финикийском. Автор «Рассуждений» жил в Палестине, он упоминает о своем пребывании в Кесарии Филипповой, на р. Иордане и т. д. Автор «Рассуждений» имел учеников, само сочинение представляет собой не столько авторское произведение, сколько стенографическую запись наставлений аввы, сделанную его учениками. Наконец, автор говорит, что он некоторое время подвизался в мон-ре близ г. Тир как простой монах еще до своего удаления в пустыню. З. знаком с «Аскетиконом» прп. аввы Исаии и, возможно, с сочинениями Евагрия Понтийского. «Рассуждения» З. использовались прп. Дорофеем Газским, который именует их «О смирении». Судя по почтению, с которым прп. Дорофей упоминает о З. (PG. 88. Col. 1632, 1644, 1648, 1709, 1713), тот принадлежал к поколению старших современников прп. Дорофея, и, т. о., время жизни составителя «Рассуждений» следует отнести к 1-й пол. VI в. Тождество З. Финикийского, автора «Рассуждений», и Зосимы, о к-ром упоминает прп. Дорофей Газский, со времени исследования С. Веле ( Vailhé S. St. Dorothée et st Zosime//EO. 1901. T. 4. P. 359-363) признано в науке. Однако попытка этого же исследователя отождествить его с прмч. Зосимой Киликийским (см. в ст. Зосима , прмч. Киликийский, и Афанасий Комментарисий ) кажется неубедительной. Блж. Иоанн Мосх, к-рый пишет о Зосиме Киликийском ( Ioan. Mosch. Prat. spirit. 123-124), говорит, что видел его в Иерусалиме при патриархе Иоанне IV (574-594), и, т. о., этот Зосима является младшим современником прп. Дорофея Газского. З. Финикийский также отличен от прп. Зосимы Палестинского (пам. 4 апр.), похоронившего прп. Марию Египетскую. «Рассуждения» Зосимы частично вошли в «Добротолюбие» .

http://pravenc.ru/text/200019.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НАВКРАТИЙ СТУДИТ [Греч. Ναυκρτιος Στουδτης] (ок. 760-765 - 18 апр. 848), прп., исп. (пам. в Неделю всех преподобных; пам. греч. 18 апр.), игум. Студийского мон-ря. Жития Н. С. не существует. Сведения о его жизни содержатся в основном в произведениях прп. Феодора Студита (в письмах и др.). Н. С. принадлежал к числу самых первых насельников Саккудийского мон-ря, к-рый преподобные Платон и Феодор, впосл. Студиты, основали в семейном имении Воскитий на юж. берегу Никомидийского залива ок. 780 г. Со временем Н. С. стал экономом этого мон-ря. В 797 г. он вместе с Платоном, Феодором и Иосифом в ходе Михианской схизмы был сослан в Фессалонику. Ок. 798 г., после переселения в обновленный Студийский мон-рь в К-поле, Н. С., по-видимому, продолжил свое служение в качестве эконома. В течение 2-й фазы Михианской схизмы (809-811) он снова подвергся репрессиям. Возобновление иконоборчества имп. Львом V в 815 г. застало Н. С. в Саккудийском мон-ре, откуда он и был отправлен в ссылку. Ок. 818 г. вместе с др. 7 студийскими монахами подвергся бичеванию, которое, впрочем, не нанесло большого вреда его здоровью. После воцарения Михаила II Травла Н. С. был освобожден, причем при приближении к столице войск мятежника Фомы Славянина в 821 г. император приказал Н. С. в числе др. видных студитов оставаться в К-поле (очевидно, из опасений, что они перейдут к Фоме, декларировавшему иконопочитание). В дальнейшем Н. С. находился при прп. Феодоре Студите до самой его смерти 11 нояб. 826 г. на одном из Принцевых о-вов. Там же он написал Окружное послание, извещавшее студийскую конгрегацию о кончине игумена. Н. С. сменил Феодора в роли лидера студитов и при императоре-иконоборце Феофиле был снова сослан. После возвращения в К-поль в 842 г. он занял место игумена Студийского мон-ря. В 844 г. под его руководством состоялось перенесение в эту обитель мощей Феодора и его брата свт. Иосифа , архиеп. Фессалоникийского. Вскоре патриарх К-польский свт. Мефодий I (843-847), узнав о том, что студиты хранят в своей б-ке сочинения Феодора, написанные во время 2-й фазы Михианской схизмы и содержащие резкие выпады против патриархов Тарасия и Никифора, потребовал уничтожить и анафематствовать их. Н. С. и Афанасий, игум. Саккудийского мон-ря, категорически отказались сделать это, и Мефодий применил к ним церковные прещения, к-рые, однако, были сняты преемником Мефодия Игнатием. Н. С. снова стал студийским игуменом, но вскоре умер, будучи уже в очень преклонном возрасте, после чего обитель возглавил прп. Николай Студит .

http://pravenc.ru/text/2564580.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕЛЕВФЕРИЙ (IV в.), мч. Персидский (пам. 13, 14 апр.). Согласно краткому синаксарному сказанию, Е. по происхождению был перс. Уверовав во Христа, он пришел к сщмч. Симеону , еп. Персидскому (пам. 17 апр.), чтобы тот наставил его в христ. учении. Вернувшись домой, Е. проповедовал приходившим к нему язычникам, многих обратил к вере и крестил. Об этом было доложено царю, к-рый приказал схватить Е. На допросе, видя непоколебимость мученика, царь передал его верховным жрецам и повелел им заставить Е. отречься от Христа. После долгих мучений Е. был обезглавлен. Особенностью синаксарного сказания является изложение проповеди Е. в формулировках, близких к определениям Вселенского IV Собора (451). Софроний (Евстратиадис) , митр. Леонтопольский, сообщает, что в рукописи Великой Лавры XIV в. (Ath. Laur. I 70) содержится сказание о Е. и Зоиле Римлянине , согласно к-рому они добровольно предстали перед правителем города и обвинили его в нечестии и отступничестве. Тогда правитель приказал колесовать Е. Видя стойкость мученика, Зоил не поддался на уговоры идолопоклонников и после долгих пыток оба были усечены мечом (в двустишии Зоилу говорится, что он был повешен на древе). Болландист П. Петерс отождествляет Е. с мч. Азатом (Азадом, Гухиштазадом), евнухом персид. царя Шапура II (309-379), упоминаемым в Житии сщмч. Симеона Персидского. Имя Азат в персид. языке соответствует греч. Елевферий (свободный) и является составной частью имени Гухиштазад, 1-я часть к-рого, означающая «лучший», по всей видимости, могла опускаться. Др. основанием для отождествления послужил фрагмент Мученичества Махдукта , Адхурпарва и Михрнерсеса, пострадавших в 318 г. в г. Карка-де-Ледан (BHO, N 1106). Спасаясь от преследований, мученики укрылись в пещере на горе Берайн. Тогда царь Шапур отправил на их поиски одного из своих придворных евнухов - Гухиштазада. Однако святые обратили его ко Христу и, предсказав ему мученическую кончину, направили к сщмч. Симеону Персидскому, чтобы тот крестил его.

http://pravenc.ru/text/189709.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЕОРГИЙ [греч. Γεργιος] († 303), вмч. (пам. 23 апр., 3 нояб., пам. рус. 26 нояб., пам. груз. 10 нояб.). Один из наиболее известных святых в христ. мире, а в нек-рых странах (напр., в Грузии и Англии) самый почитаемый. Претерпевший особо тяжелые страдания за Христа, Г. причислен к лику великомучеников и, как победитель в духовной брани, именуется Победоносцем ( Τροπαιοφρος). Позднее этот эпитет был переосмыслен в связи с победой Г. над змеем. Византийская агиографическая традиция Иисус Христос и вмч. Георгий. Икона. XVII в. (Исторический музей, Крит) Иисус Христос и вмч. Георгий. Икона. XVII в. (Исторический музей, Крит) С особым почитанием Г. связано наличие большого числа вариантов жития («Мученичество») святого. В течение долгого времени сосуществовали 2 группы жизнеописаний Г.- каноническая и апокрифическая. Древнейшим представителем апокрифической группы является Венский палимпсест (BHG, N 670), относящийся к V в. «Мученичество Георгия» (Passio Georgii) упоминается в числе апокрифических произведений в т. н. Декрете папы Геласия (ранняя редакция кон. V - нач. VI в.). Папирусные фрагменты «Деяний Георгия» (Нессанские отрывки) VI в. были найдены в 1937 г. в пустыне Негев в Палестине ( Casson, Hettich. P. 128 - 142). Текст апокрифического «Мученичества» сохранился в неск. редакциях, систематизированных К. Крумбахером, к-рые принято называть по месту их хранения: Афинская, Венецианская, Парижская, Веррийская, смешанная Венская и т. н. Афинский эксцерпт ( Krumbacher. S. 1 - 40, 106-161). Святые Георгий и Полихрония. Икона из ц. вмч. Георгия Мали в Несебыре. XVI в. (СНИМ) Святые Георгий и Полихрония. Икона из ц. вмч. Георгия Мали в Несебыре. XVI в. (СНИМ) Согласно апокрифическим житиям, Г. претерпел мучения при легендарном персид. царе Дадиане (Дакиане, Датиане или даже при 72 царях) в Лидде (Диосполь в Палестине). Эти тексты содержат характерные апокрифические мотивы: троекратную смерть и воскрешение, забивание гвоздей в голову и др.

http://pravenc.ru/text/162188.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НАВКРАТИЙ Прп. (пам. греч. 8 июня). Время и место жизни неизвестны. Память святого есть в Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. X в.) с пометкой «скончался в мире». Прп. Никодим Святогорец , включивший память Н. в свой «Синаксарист», высказывал предположение о тождестве Н. и Навкратия (ок. 330 - 357/8), сына прп. Емилии , брата святителей Василия Великого , Григория, еп. Нисского , Петра, еп. Севастийского , и прп. Макрины Младшей . Навкратий, как и все дети в семье, получил блестящее образование, отличался красотой и силой, с юности проявлял незаурядные таланты, напр. в 22 года выступил с чтением собственных сочинений (для того времени это был очень юный возраст для публичных выступлений) и поразил слушателей ораторским искусством и высоким качеством своих текстов. Однако молодой человек предпочел отказаться от светской карьеры. Он вместе со своим слугой Хрисафием отправился на лесистые берега р. Ирис (ныне Ешильырмак, территория совр. Турции), где вел аскетический образ жизни. Навкратий всегда был готов прийти на помощь матери, которая тоже вела подвижническую жизнь, а также прислуживал неск. старцам, доставляя им пропитание благодаря своей удачливости на охоте и рыбалке. Но Навкратий не скончался в мире, как сказано в агиографических источниках о Н., он трагически погиб через 5 лет, проведенных в трудах и молитвах близ р. Ирис. Согласно свт. Григорию Богослову, он утонул, распутывая под водой рыболовную сеть ( Greg. Nazianz. Epitaphia//PG. 38. Col. 14), а по сведениям свт. Григория Нисского - при невыясненных обстоятельствах погиб на охоте вместе с Хрисафием (оба были найдены мертвыми) ( Greg. Nyss. De vita Macr. 8). Т. о., кроме совпадения имен веских оснований для отождествления этих подвижников нет. Составитель «Житий святых Православной Церкви» иером. Макарий Симонопетрский излагает версию прп. Никодима Святогорца, однако отмечает, что Н. может быть также отождествлен с прп. исп. Навкратием Студитом (пам. греч. 18 апр.). В календарь РПЦ память Н. не включена. Ист.: SynCP. Col. 740; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 5. Σ. 195. Лит.: Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 345; Синаксарь: Жития святых Правосл. Церкви/Авт.-сост.: иером. Макарий Симонопетрский. М., 2011. Т. 5. С. 516-517. О. Н. А. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2564578.html

[Греч. Μξιμος; лат. Maximus; араб.  ], свт. (пам. зап. 9 апр.; пам. копт. 14 пармуте (9 апр.)), еп. Александрийский (264/5-282). Евсевий , еп. Кесарии Палестинской, в «Церковной истории» неск. раз упоминает о М. еще до его епископства как о человеке, близком к свт. Дионисию Великому , чью переписку имел под рукой Евсевий. В 1-й раз М. фигурирует в послании свт. Дионисия к Дидиму и Дометию в числе пресвитеров, остававшихся в Александрии и тайно посещавших христиан в заключении ( Euseb. Hist. eccl. VII 11. 24-26); по всей видимости, это сообщение следует отнести ко времени гонения имп. Деция (249-251). Когда имп. Валериан ок. 257 г. возобновил преследование христиан, М. был арестован вместе со свт. Дионисием и предстал перед судом префекта Египта Эмилиана. По приговору последнего они оба вместе с диаконами Фавстом, Евсевием, Херимоном и мирянином Маркеллом были сосланы в сел. Кефро на границе с Ливийской пустыней, где в результате их проповеди язычникам образовалась большая христ. община. Спустя некоторое время изгнанников вызвали в Мареотиду. Там им было определено новое место ссылки - сел. Коллутий, к-рое находилось ближе к Александрии, так что свт. Дионисий мог поддерживать более оживленную связь со своей паствой в городе. Все это описано самим свт. Дионисием в его апологетическом послании к еп. Герману, к-рый обвинял Дионисия и его окружение в проявлениях трусости перед гонителями (Ibid. VII 11. 3-17). В 261 г. М. вместе со свт. Дионисием вернулся в Александрию. Благодаря столь приближенному к святителю положению М. был избран его преемником в 264/5 г. и управлял Церковью 18 лет (Ibid. VII 28. 3; 32. 30). По неизвестным причинам визант. хронисты нач. IX в. К-польский патриарх Никифор I и Георгий Синкелл уменьшили срок епископства М. до 8 лет. Правильный срок (18 лет) указывает арабоязычный хронист Евтихий , патриарх Александрийский (X в.). Однако хронология правления рим. императоров у этого автора явно спутана, поскольку он отождествляет Валериана (253-260) с его соправителем Галлиеном (253-268) и относит начало епископства М. к 253 г., синхронизируя его с началом епископства Луция I в Риме (253-254).

http://pravenc.ru/text/2561594.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРТЕМОН [греч. Αρτμων] († 303), сщмч. Лаодикийский (пам. 13 апр., греч. 24 марта, 12 апр., зап. 8 окт.). Род. в 1-й пол. III в. в Лаодикии (неизвестно, Сирийской или Фригийской). С юных лет посвятил себя служению Церкви и 77 лет провел в различных послушаниях, начиная с чтеца и кончая саном пресвитера. Во время гонения имп. Диоклетиана А. вместе с еп. Лаодикийским Сисинием и неск. христианами проникли ночью в капище богини Артемиды и подожгли его. Узнав об этом, имп. легат Патрикий решил схватить и казнить Сисиния и А., но по дороге к христ. храму внезапно заболел. Только обратившись за помощью к Сисинию, он был исцелен по его молитве. Вскоре, направляясь в Кесарию, Патрикий встретил А., к-рый словом Христовым заставил следовать за собой неск. диких оленей и ослов. Узнав о том, что он христианин, Патрикий приказал заковать А. в кандалы и вести в Кесарию. Об этом еп. Сисинию рассказал посланный А. олень. В храме Асклепия Патрикий принуждал А. поклониться языческому богу, но тот остался непреклонен. Он заставил выползти из храма змей, к-рых жрецы держали там, дунул на них, и они тотчас погибли. Свидетель этого чуда жрец Виталий уверовал во Христа. Но Патрикий объявил это волшебством и приказал поместить старца на горящую сковороду, колоть его тело раскаленными прутьями и строгать железом. В это время на площадь прибежал олень от Сисиния и начал лизать ноги А., затем, заговорив человеческим голосом, предсказал Патрикию смерть в кипящем котле. На следующий день Патрикий велел наполнить котел кипящей смолой и бросить туда А., но с неба спустились 2 ангела в виде орлов и бросили в котел Патрикия. А. остался невредимым и окрестил жреца Виталия и др. уверовавших во Христа язычников. В ту же ночь голос свыше велел А. идти в Азию в г. Вули вместе с Александром и его матерью Пиронией с проповедью слова Божия. А. отправился в путь и был перенесен ангелами в Вули, где обратил множество людей в христианство. Во время проповеди А. был схвачен язычниками и усечен мечом.

http://pravenc.ru/text/76390.html

[Греч. Αθανασα] († 850), прп., игум. (пам. 12 апр., греч. 18 апр.). Род. на о-ве Эгина (Греция) в семье благочестивых христиан Никиты и Марии (или Ирины). Она решила посвятить себя Богу, но родители принудили ее к замужеству. Однако через 16 дней после свадьбы ее муж погиб в сражении с арабами. А. Э. против своего желания была вторично выдана замуж, ее родители исполнили указ имп. Михаила II Травла , предписывавший выдавать молодых вдов за людей военного звания. Все время А. Э. проводила в молитвах и чтении Свящ. Писания. Живя в достатке, она прославилась нищелюбием и гостеприимством. Через неск. лет она уговорила мужа уйти в мон-рь, затем и сама, раздав имущество, постриглась в монашество и вместе с неск. единомышленницами поселилась в аскитирии . Спустя 3-4 года сестры убедили ее стать игуменией. А. Э. отличалась кротостью, смирением, аскетическим образом жизни, не позволяла инокиням прислуживать себе, в обычные дни вкушала немного хлеба и воды, в пост - раз в 3 дня невареную зелень. Носила грубую власяницу, спала на голых камнях. Через неск. лет она с помощью игум. Матфея и вместе с сестрами устроила новую обитель у древней ц. первомученика Стефана. Ежедневно преподобной было видение: появлялся некий прекрасный муж в сияющем облаке, и голос объяснял, что его украшают смирение и кротость. А. Э. ревностно старалась стяжать эти добродетели. Попечением преподобной были построены храмы во имя Пресв. Богородицы, Иоанна Предтечи и Николая Чудотворца. Она сподобилась от Господа дара исцеления болящих, поэтому в ее обитель стекалось множество народа. Желая избежать славы, А. Э. с сестрами Мариной и Евпраксией тайно отправилась в К-поль, где пробыла в одном из жен. мон-рей 7 лет. Но и там не смогла избежать почитания, т. к. по ее молитвам изгонялись бесы и исцелялись больные. Уступив уговорам сестер и получив некий знак, преподобная возвратилась на Эгину. Вскоре она тяжело заболела и, узнав из видения за 12 дней о своей кончине, провела это время в строгом посте и молитве. После того как она благословила собравшихся у ее одра сестер, лицо ее просияло удивительным светом и преподобная мирно отошла ко Господу 14 авг., в навечерие Успения Пресв. Богородицы.

http://pravenc.ru/text/77050.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЙ (1774-1796?), нмч. Магнисийский (пам. греч. 24 апр.). По происхождению грек. Род. в тур. сел. Яякёй, в окрестностях г. Магнисия (ныне Маниса, Зап. Турция). Его отца звали Хаджи-Канеллос, он был пастухом и смотрителем земельных владений у тур. аги Караосман-оглу. Повзрослев, Н. также стал служить у аги. Когда юноше исполнилось 22 года, он отправился в Магнисию, чтобы получить у тур. властей разрешение на брак с девушкой, с к-рой был давно обручен. Поскольку он состоял на службе у крупного землевладельца, то надел тур. туфли и красную феску (головной убор), хотя турки запрещали носить все это христианам. Когда Н. появился в городе, власти, увидев его в этом наряде, решили, будто он намерен отказаться от христианства и принять ислам, однако Н. твердо заявил, что отрекаться от своей веры не будет. Его привели к судье, где юноша объяснил, что надел туфли и феску с разрешения своего господина, а ислам принимать не хочет. Судья приказал бить его палками. Во время наказания Н. почувствовал такое желание пострадать за веру, что забыл о невесте и о родителях. Палачам он рассказал о видении смерти и нет способа заставить его отречься от Христа. Н. снова жестоко избили и едва живого бросили в темницу, где спустя 3 дня с благодарностью за возможность пострадать за веру мученик преставился ко Господу. По сведениям некоторых источников, Н. род. в 1754 г., а пострадал в 1769 или 1776 г. В календаре Элладской Православной Церкви под 24 апр. помещена память нмч. Георгия Магнезийского (Магнисийского), описание мученичества к-рого полностью совпадает с приведенными фактами биографии Н. К тому же отцы у обоих носят одно имя. Очевидно, что либо 2 разных мученика Магнисийских совместились в одном лице (невозможно точно установить, Н. был перепутан с Георгием или наоборот), либо примерно в одно время в Магнисии пострадали 2 мученика - Н. и Георгий (отсюда расхождения в датах), а позже детали мученичества одного из них были утрачены и заменены рассказом о мученичестве другого. Прп. Никодим Святогорец в своем «Новом Мартирологионе» под 24 апр. приводит Мученичество Георгия Магнезийского († 1796), однако в др. сочинении, «Синаксаристе», под тем же числом упоминает только Н. с указанием 1776 г. как года смерти, а уже в «Синаксаристе новомучеников», в составлении к-рого Никодим Святогорец принимал участие в качестве соавтора, приведено Мученичество Н. (Мученичества Георгия Магнезийского нет) с указанием на то, что он пострадал в 1796 г. В «Агиологион» Софрония (Евстратиадиса), бывш. митр. Леонтопольского, включена память обоих мучеников, также и тот, и другой почитаются в Элладской Православной Церкви, в календаре РПЦ их память отсутствует.

http://pravenc.ru/text/2565908.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН († 835/9), прп., исп. (пам. греч. 27 апр.), игум. Кафарского монастыря. Сказание об И. включено в греческий стишной Синаксарь под 27 апр. (Paris. Coislin. 223, 1301 г.) и, возможно, является краткой версией несохранившегося Жития. Дополнительные сведения о жизни И. содержатся в письмах и в «Малом оглашении» прп. Феодора Студита . И. род. в Иринополе, одном из городов Десятиградия Исаврийского, в семье благочестивых христиан Феодора и Григории. В возрасте 9 лет, движимый любовью к Богу, он ушел в мон-рь. Духовный наставник, видя смирение и послушание И., в знак особого расположения позволил ему сопровождать себя в Никею на Вселенский VII Собор (787), а затем в К-поль. На основании этого указания франц. исследователь Д. Стьернон относит время рождения И. к 765-770 гг., поскольку для того, чтобы присутствовать на Соборе, ему в 787 г. должно было быть не менее 18 или 20 лет. В столице наставник И. получил сан архимандрита Далматского мон-ря (см. Далмата монастырь ), а И. был рукоположен во иерея. Согласно Синаксарю, спустя нек-рое время имп. Никифор I (802-811) назначил И. игуменом Кафарского мон-ря, располагавшегося в Вифинии , рядом с г. Пифии Фермы (ныне Термал, близ Яловы, Турция), в 12 км к юго-западу от порта Пилы (ныне Ялова, Турция). Вскоре после этого к И. пришел Иларион Новый Далматский , к-рый, не желая быть избранным на пост игумена Далматского мон-ря, тайно покинул обитель. И. управлял Кафарским мон-рем чуть больше 10 лет, когда имп. Лев V Армянин (813-820) начал гонения на иконопочитателей. Посланники императора прибыли в обитель, тогда И. собрал насельников и призвал их оставаться верными в поклонении св. иконам. Иконоборцы прогнали братию и разграбили имущество, а И. заковали в цепи и отправили в К-поль. И. предстал перед императором и смело обвинил его в нечестии. Придя в ярость, Лев приказал бичевать святого, а затем заключить на 3 месяца (апр.-июнь 815(?)) под стражу на подворье Кафарского мон-ря в К-поле, после чего он был отправлен в ссылку в крепость Пентадактил (возможно, в горах Бешпармак) в районе Лампы (в сказании Синаксаря - Кампа). Вероятно, крепость располагалась недалеко от совр. сел. Бакланкуюджак (Турция). В комментариях к «Синаксаристу» прп. Никодима Святогорца Лампа была отождествлена с Лампидией на Пелопоннесе ( Νικδημος. Σ. 282).

http://pravenc.ru/text/468999.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010