Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН [Иоанн Пустынник; арм. Иоанн Гбеци (), т. е. колодезный; греч. Ιωννης ν τ φρατι - Иоанн «в студенце»] († IV в.), прп. (пам. 29 марта; пам. греч. 30 марта; пам. арм. 20 мая и в 1-й четверг дек. вместе с памятью др. св. пустынников). Полулегендарные сведения об этом подвижнике сохранились в 3 агиографических традициях: греческой, сирийской (BHO, N 521) и армянской (BHO, N 520, 522). П. Петерс высказал предположение, что оригинал Жития И. был написан по-гречески ( Peeters. 1910. P. 207). Время жизни И. обычно относят к нач. IV в., поскольку в его Житиях упоминаются гонения на христиан со стороны рим. властей. В греч. пространном Житии сообщается, что И. род. в г. Кивиста (ныне Тонт Калези, в 30 км. от г. Эрегли, Турция). Согласно арм. Житию (ВНО, N 522), И. род. в Кесарии (видимо, Палестинской) во время наместничества Филиппа, отца прмц. Евгении . Однако в Мученичестве св. Евгении говорится, что ее отец был наместником в Александрии в правление имп. Коммода (180-192). Мать И., благочестивая богатая вдова по имени Иулия или Иулиания, скрывалась от преследований вместе с И. и его сестрой. Она обучала их светским наукам и наставляла в христ. добродетелях. Хотя из-за гонений мн. христиане боялись посещать богослужения, И. втайне от матери ходил молиться в близлежащий храм, где однажды встретил некоего праведника, посоветовавшему ему уйти в пустыню. Взяв благословение у матери, И. отправился в путь. Ему было 13 лет (по арм. версии, 15). Сведения о месте подвига И. в источниках противоречивы. Если греч. версия (пространное и краткое синаксарное Жития) указывает только, что «он ушел в пустыню», а затем «во внутреннюю пустыню», то сир. и арм. версии уточняют, что И. перешел Иордан, после чего, согласно BHO, N 522, отправился в Египет. В пустыне И. встретил отшельника прп. Фармуфия (пам. 11 апр.), родом египтянина, к-рый дал ему начальные наставления о подвижничестве; затем И. отправился дальше в пустыню, где нашел колодец глубиной 20 локтей, полный змей и скорпионов (согласно греч. традиции, путь к нему указал ангел). И., помолившись, прыгнул вниз и остался невредимым. 40 дней он стоял на молитве без еды, воды и сна. После этого гады покинули колодец. Ангел, раз в неделю приносивший прп. Фармуфию пищу, повелел ему относить часть ее И. Преодолевая различные искушения, И. прожил в колодце 10 лет. Перед смертью Бог послал к нему мон. Хрисия, которому И. рассказал о своей жизни. Согласно арм. Житию, подвижник скончался 23 апр. Хрисий похоронил И. в колодце, засыпав место погребения камнями и песком, и посадил там финиковую пальму, к-рая тотчас же выросла, зацвела и принесла плоды. Вернувшись на родину, Хрисий написал Житие И. Одна из арм. версий сообщает, что некий Хрисион по откровению написал Житие И. и оно совпало с Житием, созданным Хрисием ( Peeters. 1910. P. 207).

http://pravenc.ru/text/468975.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОНКОРДИЙ [лат. Concordius] († 175 (?)), сщмч. Сполетийский (пам. 4 июня; пам. зап. 1 янв.). Согласно анонимному Мученичеству, К. жил в Риме во время правления имп. Антонина Пия (138-161). Он происходил из знатной благочестивой семьи. Его отец, по имени Гордиан, был пресвитером и воспитал сына в христ. вере; они вели аскетическую жизнь и раздавали милостыню нуждающимся. Еп. (папа) Римский свт. Пий I (142 или 146-157 или 161) рукоположил К. во иподиакона. Желая избежать гонений на христиан, К. попросил у отца разрешения отправиться к своему родственнику Евтихию, проживавшему на Соляной дороге (Виа-Салария), недалеко от г. Требула (к северо-востоку от Рима). Там К. и Евтихий проводили время в посте и молитве и исцеляли мн. болящих, благодаря чему они приобрели славу в народе и слух о них достиг тусского эпарха Торквата (правитель Этрурии, жители к-рой назывались тусками), жившего в г. Сполетий (ныне Сполето). Он арестовал К. и пытался уговорить его принести жертву языческим богам, но мученик был непреклонен. Тогда его подвергли бичеванию и заключили в темницу. Ночью к нему пришли Евтихий и свт. Анфим , еп. Итерамны (ныне Терни) и Сполетия (пам. зап. 21 февр., 18 июня), к-рый был другом Торквата. Он убедил эпарха отпустить узника. К. прожил у епископа нек-рое время и был рукоположен им во иерея. Затем Торкват снова арестовал К. и призывал его принести жертву Зевсу, ожидая, что тот изменит свое мнение. Выслушав отказ святого, Торкват повелел привязать его к позорному столбу, но, поскольку и эта мера не возымела действия, его заточили в темницу, заковали в кандалы и оставили без пищи, намереваясь уморить голодом. Ночью К. явился ангел и укрепил его в вере. Через 3 дня Торкват приказал 2 воинам сказать К., чтобы он принес жертву Зевсу, иначе ему отсекут голову. К. вновь мужественно исповедал христ. веру и плюнул на идол Зевса. Один из воинов в гневе извлек меч и обезглавил мученика. Два священнослужителя похоронили К. рядом со Сполетием, в месте, изобилующем подземными ключами. Мн. больные и одержимые бесами получили исцеление у гроба сщмч. К. Вероятно, Мученичество было составлено в более позднее время, поскольку имеет хронологические ошибки (при Антонине Пии не было гонений), поэтому его содержание нельзя считать полностью достоверным. В Римском Мартирологе кард. Ц. Барония память сщмч. К. указана под 1 янв. В Элладской Православной Церкви его память отсутствует. Мученичество, приводимое свт. Димитрием (Савичем (Туптало)), митр. Ростовским, основано на сказании, содержащемся в Acta Sanctorum. Ист.: ActaSS. Ian. Vol. 1. P. 9-10; MartRom. Comment. P. 1-2. Лит.: ЖСв. Июнь. С. 79-83; Amore A. Concordio//BiblSS. Vol. 4. Col. 142. Е. М. Беленькая Рубрики: Ключевые слова: ЗОСИМА И АФАНАСИЙ КОММЕНТАРИСИЙ прмч. Киликийский (пам. 19 сент. и 4 янв.), и мч. (пам. 4 янв.; пам. греч. 3, 4 янв., 18 апр.; пам. зап. 3 янв.)

http://pravenc.ru/text/1841936.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АКАКИЙ [Агафангел] († 251), свт., исп. (пам. 15 сент., 27, 29, 30 или 31 марта), еп. Мелитинский [Антиохийский?]. Согласно житию, А. ревностно проповедовал христианство среди язычников, за что был схвачен в гонение имп. Деция . Представ в оковах перед проконсулом Маркианом, он исповедал Христа, рассказал об истинном Боге и обличил идолопоклонство проконсула. Тот приказал предать А. пыткам и бросить в тюрьму, сообщив о случившемся императору; в ответ он получил повеление отпустить епископа. Выйдя из тюрьмы, святитель мирно почил спустя нек-рое время. Ссылаясь на лат. мартирологи (в частности, Адона Вьеннского ), исследователи Т. Рюинар и А. Гарнак считали А. епископом Антиохии Писидийской, в то время как греч. синаксари называют его епископом г. Мелитины в М. Армении, иногда смешивая его с одноименным святым V в. (пам. 17 апр.). Гимнография Память А. и обретения его мощей зафиксирована в визант. агиографических и литургических памятниках VIII-XIII вв. под 15 сент. и в последние дни марта. На слав. язык память обретения мощей А. переведена в составе Стишного Пролога в 1-й пол. XIV в.; в XVI в. она внесена под 15 сент. в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 40). В Типиконе Великой ц. (IX–X в.) указаны эти памяти 30 марта и 15 сент. (Mateos. Typicon. T. 1. P. 34-35; 260-261). Студийский устав имеет одну память - 29 марта. В греч. печатной афинской Минее содержатся Стишные Прологи по 6-й песне канона утрени на память мученической кончины святого (31 марта) и обретения его мощей (15 сент.). В слав. печатной служебной Минее издания МП указаны обе памяти (мучения и обретения мощей) под теми же числами, что и в греч. Минее. Служба А. неизвестна. Иконография Изображение А. под 15 сент. имеется в минологии Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. Fol. 252v. 3-я четв. XI в.). Ист.: BHG, N 2005-2006; Ruinart. Acta. P. 199-202; ActaSS. Mart. 1736. T. 3. Col. 903 sq.; Laty š ev. Menol. С. 298-300; SynCP. P. 564-566. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 409, 429, 433, 452; Т. 2. С. 92, 93, 283; Т. 3. С. 144-145; Weber J. De actis S. Acacii. Lipsiae, 1913. P. 52-54; AnBoll. 1914. T. 33. P. 346 sq.; EC. T. 1. P. 157; Halkin F. Un ménologe de Patmos (Ms. 254) et ses légendes inédites//AnBoll. 1954. T. 72. P. 27; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 19; DHGE. T. 1. Col. 236-237. Иконогр.: Менолог. С. 194. А. Ю. Виноградов, А. Ю. Никифорова, Е. А. Луковникова Рубрики: Ключевые слова: ИАКОВ НОВЫЙ (VIII -1-я пол. IX в., ок. 824?), еп., прп., исп. (пам. 21 марта; пам. визант. 21 и 24 марта; пам. зап. 12 марта)

http://pravenc.ru/text/63784.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАВЕЛ (Кон. VIII - 1-я пол. IX в.), прп., исп. (пам. 7 марта; пам. греч. 8 марта), еп. Прусиадский (Плусиадский). Житие П. не сохранилось. Сведения о нем содержатся в Житиях др. подвижников эпохи иконоборчества : прп. исп. Никиты , игум. Мидикийского (BHG, N 1341 (Cap. 48); † 824; пам. 3 апр.), свт. Петра, еп. Атройского (BHG, N 2364 (Cap. 68); † 837; пам. 13 сент.) и прп. Антония Нового (BHG, N 142 (Cap. 41-43); † ок. 864; пам. греч. 11 нояб. и 1 дек.). В связи с разрозненностью информации невозможно точно восстановить хронологию жизни П. По мнению большинства современных исследователей, П. был епископом г. Плусиада в феме Вукелларии (северо-запад М. Азии), суффраганом митрополита Клавдиопольского (пров. Гонориада) ( Sauget. 1968. Col. 263), но Сергий (Спасский) подчеркивает, что кафедрой П. был г. Пруса в Вифинии ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 98), что является ошибкой (в Вифинии наряду с Прусой существовал и г. Прусиада). П. был ревностным противником иконоборцев. За свои обличительные проповеди подвергся изгнанию в окрестности горы Олимп в Вифинии, крупного монашеского центра, где в то время жили многочисленные подвижники и приверженцы Православия. В окрестностях Олимпа П. встретился с прп. Антонием Новым, к-рого сначала принял за нищего, т. к. тот носил рубище и вел себя очень смиренно. Поскольку П. имел возможность устраивать трапезы для нищих и убогих, он приглашал на них и прп. Антония, не сразу узнав в нем великого подвижника. В 824 г. П. в числе др. клириков и архиереев встречал мощи прп. Никиты Мидикийского, к-рые переносили с одного из Принцевых о-вов, где преподобный скончался, в Мидикийский мон-рь. Однажды П. тяжело заболел и в течение 12 дней находился при смерти. К его одру призвали свт. Петра Атройского, к-рый исцелил епископа. Современником П. был также сщмч. Феофилакт , епископ Никомидийский (пам. 8 марта), однако в его Житии П. не упомянут. Издатель и исследователь Жития А. Фогт считает датой смерти Феофилакта 840 г., т. о. можно предположить, что П. к этому времени уже скончался, но был жив в 837 г. (год смерти Петра Атройского, в Житии к-рого говорится только об исцелении, но не о смерти П.). Кроме того, в краткой синаксарной заметке сообщается о том, что П. всю жизнь должен был противостоять иконоборцам, следов., он скорее всего умер до Торжества Православия в 843 г.

http://pravenc.ru/text/2581803.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИАКОВ ОТШЕЛЬНИК [греч. Ικωβος ναχωρητς] († 457), прп. Сирийский (пам. 26 нояб.; пам. греч. 21 февр., 26 нояб.). Житие И. О. описано в 21-й гл. «Истории боголюбцев» его современником Феодоритом , еп. Кирским. И. О. род. в посл. четв. IV в., был учеником преподобных Марона (пам. 14 февр.) и Зебинаса (прп. Зевин; пам. 23 февр.), последний «облачил его во власяницу» ( Theodoret. Hist. rel. 24//PG. 82. Col. 1457). Вначале И. О. подвизался в небольшом жилище, затем удалился на холм в 30 стадиях (ок. 5,5 км) к востоку от г. Кир. Он жил под открытым небом, на виду у всех (по мнению франц. исследователей, между 402 и 406). Несмотря на тяжелую болезнь желудка и сопряженные с ней физические страдания, И. О. принимал всех приходивших к нему. Когда недуг И. О. усилился, жители Кира доставили его в один из городских мон-рей, однако, придя в себя, подвижник попросил отнести его обратно на холм. И. О. носил железные вериги, вкушал лишь вечером замоченную в воде чечевицу; часто зимой, стоя на коленях, так что снег полностью засыпал его, он молился по 3 дня и 3 ночи. И. О. избавлял больных от лихорадки, изгонял бесов, воскресил ребенка; вода, благословленная им, становилась целебной. Молитва И. О. не раз помогала еп. Феодориту в борьбе с маркионитами и в управлении паствой: в 446-447 гг. епископ направил письма префекту Констанцию и патрицию Сенатору с просьбой об уменьшении части податей; по его словам, И. О. также присоединялся к этой просьбе ( Theodoret. Ep. 42, 44). И. О. претерпел много испытаний: в течение 10 дней бес не давал ему вкушать пищу, в др. раз И. О. долго страдал от жажды. И. О. сподобился божественных видений и с миром отошел ко Господу. И. О. пользовался большим уважением, так что дважды его приглашали принять участие в богословских спорах: в апр. 434 г. имп. Феодосий II направил письмо прп. Симеону Столпнику (пам. 1 сент.), прп. Варадату (пам. 22 февр.) и И. О. с просьбой убедить еп. Феодорита примириться с соглашением между свт. Иоанном I , архиеп. Антиохийским, и свт. Кириллом , архиеп. Александрийским ( Theodoret. Ep. 253). В 457 г. имп. Лев I обратился к православ. архиереям вост. части империи с предложением поддержать постановления Вселенского IV Собора , а также признать законность Тимофея II Элура , архиеп. Александрийского; в списке имен архиереев, отвергших последнее, обозначено имя И. О. (ACO II. T. 2. Vol. 5. P. 23).

http://pravenc.ru/text/200339.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАЛХ [Лат. Malchus; греч. Μλχος] († вскоре после 373), прп. (пам. 26 марта; пам. визант. 5, 20 марта, 16 апр.; пам. древнерус. 13 апр.; пам. зап. 21 окт.). Биография М. стала известна блж. Иерониму Стридонскому со слов самого святого, когда тот гостил в имении пресв. Евагрия (впосл. архиеп. Антиохийский Евагрий ) в Маронии, в 30 милях от Антиохии (кон. 373 - нач. 375). «Жизнь пленного монаха Малха» была написана блж. Иеронимом уже после смерти преподобного, в 390-391 гг. ( Kelly. 1975. P. 170; Gribomont J. Jerome// Quasten. Patrology. Vol. 4. P. 238). Сохранились также сир. и греч. редакции этого жизнеописания. Сир. перевод осуществлен не позднее сер. VII в. и был включен в сб. «Рай отцов», составленный мон. Хенанишо в кон. VII в. Атрибуция повествования о М. Марку Отшельнику и первичность сир. текста по отношению к латинскому в наст. время отвергнуты учеными. Также была отклонена гипотеза Й. В. Кунце о существовании греч. подлинника, использованного блж. Иеронимом. М. был по национальности сирийцем, род. в крестьянской семье в одной из деревень Нисибина. Родители желали, чтобы их сын вступил в брак, но тот хотел стать монахом. М. бежал из дома и был принят в мон-рь в Халкидской пустыне, к-рая находилась южнее Иммы и Берои. Спустя много лет он захотел посетить родные места, где еще жила его мать, и вопреки воле игумена покинул мон-рь. По пути М. попал в плен к бедуинам и стал рабом. Ему поручили пасти овец. Выполняя эту работу, М. целые дни молился и пел псалмы. Господин под угрозой смерти заставил М. взять в жены одну из христианок-пленниц. М. хотел покончить жизнь самоубийством, чтобы не нарушить девственности, но пленница убедила его вести целомудренную жизнь в супружестве. Через некоторое время им удалось совершить побег, но вскоре их настигла погоня. Беглецы спрятались у входа в большую пещеру, но не стали пробираться далеко внутрь, т. к. боялись змей и ядовитых насекомых. Когда в пещеру, размахивая оружием и грозно обращаясь к пленникам, вошел слуга, то из глубины выскочила львица и умертвила его. Вслед за слугой в пещеру вошел господин, и его постигла та же участь. Когда львица со львенком ушли из пещеры, М. и его жена продолжили путь. М. вернулся в свой монастырь, а его жена поступила в жен. обитель, и они провели оставшуюся жизнь в благочестии и целомудрии.

http://pravenc.ru/text/2561746.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАСИКРАТ И ВАЛЕНТИН [Валентион, Валентиан; греч. Πασικρτης κα Βαλεντων; лат. Pasicras et Valention] († нач. IV в.), мученики Доростольские (Дуросторские) (пам. 24 апр.; пам. зап. 25 мая), пострадали при имп. Диоклетиане (284-305). Мученичество П. и В. не сохранилось, однако на его тексте базировалось сказание в визант. синаксарях, впосл. ставшее основой для сказания в слав. Прологах (напр.: Петков, Спасова. Стиш. Пролог. Т. 8. С. 62-63) и в ВМЧ. митр. Макария (ВМЧ. Апр. Ч. 3. Стб. 945). Отсылки на это Мученичество содержатся в Мученичествах др. доростольских христиан: Иулия (пам. зап. 27 мая) (BHL, N 4555-4556) и Никандра и Маркиана (пам. греч. 8 июня) (BHG, N 1330), в к-рых П. и В. упоминаются как пострадавшие ранее. Согласно синаксарному сказанию, П. и В. были воинами в гарнизоне г. Доростол (ныне Силистра, Болгария), на дунайской границе в пров. Вторая Мёзия (Н. Мёзия), и уроженцами этого города. Христианин П. стал возмущаться языческими культами и открыто осуждать их, за что был схвачен и представлен на суд Авлозана, к-рый назван в тексте то игемоном (γεμν - термин, соответствующий лат. iudex и обозначающий обычно правителя провинции), то эпархом (παρχν), т. е. префектом. По всей видимости, речь идет о командующем гарнизоном небольших легионов времен Диоклетиана (численность ок. 1 тыс. чел.). Авлозан потребовал от П. принести жертву Аполлону, но тот не только отказался, но и ударил статую. Его посадили в темницу, где П. посетил родной брат (в слав. версии он фигурирует под именем Пап(п)иан), который уговаривал П. отречься от Христа, но тот категорически отказался, заявив, что считает недостойным именовать родственником человека, к-рый предлагает ему подобное. Вместе с П. в темнице содержался В., к-рый был воодушевлен ответом сподвижника и тоже решил не оступать от христ. веры. На следующий день они оба были обезглавлены. Когда их вели на казнь, мать П. увещевала их быть твердыми в вере. На момент мученической кончины П. было 22 года, а В.- 30 лет.

http://pravenc.ru/text/2579126.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МЕМНОН Прп. Мемнон. Миниатюра из греко-груз. рукописи. Кон. XV в. (РНБ. O.I.58. Л. 111) Прп. Мемнон. Миниатюра из греко-груз. рукописи. Кон. XV в. (РНБ. O.I.58. Л. 111) Прп. и чудотворец (пам. 29 апр.; пам. греч. 28 апр.). Точное время и место жизни неизвестны. Краткое Житие М. содержится во всех видах визант. Синаксарей. Верхней хронологической границей его жизни является время составления прп. Иосифом Песнописцем († ок. 886) канона в честь М. (AHG. Т. 8. P. 349-358). С ранней юности М. посвятил себя служению Богу, умертвив телесные страсти тяжкими трудами. Он был поставлен начальником над монахами (игуменом). За свое равноангельское житие М. получил от Бога дар чудотворений, исцелял неизлечимых больных, творил также и много других чудес: напр., по молитвам святого на сухом месте появился источник воды, был спасен от потопления попавший в бурю корабль, изгнана саранча с монастырских полей. В течение многих лет жизни М. подвизался в посте и молитве и скончался, угодив Богу своим добродетельным житием. И после смерти М. продолжались исцеления болящих, одним призыванием его имени отгонялась саранча и разрушались вражеские козни. В Синаксаре К-польской ц. и в стишных Синаксарях Житие М. помещено под 29 апр. (SynCP. Col. 637), а в Синаксарях семейства В (по классификации И. Делеэ) - под 28 апр. (PG. 117. Col. 428-429). В одной из рукописей указано, что М. жил в Ликии (AHG. Т. 8. P. 444). Представление о чудесной помощи М. в борьбе с саранчой привлекло внимание юж. славян, о чем свидетельствует приписка в месяцеслове Апостола ГИМ. Хлуд. 35, XIV в.: «...призыванием Мемнона прузи прогоняются». В новогреч. агиографической традиции утвердилось празднование памяти М. 28 апр.: печатная Минея (Венеция, 1603; SynCP. Col. 637-638), «Синаксарист» прп. Никодима Святогорца, совр. агиографические своды и календари. Прп. Никодим Святогорец помещает Житие М. под 19 мая ( Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 5. Σ. 107-108).

http://pravenc.ru/text/2562960.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КИЗИЧЕСКИЕ МУЧЕНИКИ [греч. Εννα μρτυρες ν Κυζκ θλσαντες] († ранее 313) (пам. 29 апр.; пам. греч. 28 апр.; пам. визант. 4 апр.). Мученичество 9 святых, пострадавших в Кизике, к-рых звали Феогнид, Руф, Антипатр, Феостих, Артема, Магн, Феодот, Фавмасий и Филимон, сохранилось в дометафрастовском Минологии Patm. 254 (X в.). Краткие Жития этих святых содержатся в визант. Синаксарях и в Минологии имп. Василия II. К. м. происходили из разных городов; за проповедь христианской веры они были схвачены и приведены на суд к не названному по имени наместнику Кизика. Святые отказались принести жертвы и обличали идолопоклонство. Наместник велел подвесить их, строгать и прижигать свечами. К. м. стойко переносили мучения, громко призывая Господа. Затем наместник приказал бить их жезлами. Видя непреклонность К. м., он заключил их в темницу. Спустя 7 дней мучеников опять привели на допрос. Снова получив отказ совершить жертвоприношение, наместник велел влачить их по терниям, а затем отсечь им головы. Один благочестивый муж выкупил у стражников тела К. м. и предал их погребению. Над их гробницей была построена церковь, и от мощей святых совершались многочисленные чудеса. Автор Мученичества подробно описывает исцеление расслабленного, к-рого по его просьбе положили на гробницу К. м., и выздоровление знатного жителя Кизика от горячки и дизентерии после молитвы у мощей святых. Описание 1-го чуда содержит заимствования из 4, 25, 30, 31 и 33-го чудес бессребреников Космы и Дамиана (Kosmas und Damian/Einlt. von L. Deubner. Lpz.; B., 1907. S. 107, 164, 174, 176, 182), а 2-е чудо имеет дословные совпадения с 5-м и 16-м чудесами бессребреников Кира и Иоанна (PG. 87/3. Col. 3432, 3433, 3472). Также в Мученичестве говорится, что в этой церкви исцелялись парализованные и бесноватые. Впосл. к К. м. обращались с молитвой при заболевании лихорадкой. Девять мучеников Кизических. Икона. Кон. XVIII в. Палех (частное собрание)

http://pravenc.ru/text/1684590.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВСЕВИЙ, НЕОН, ЛЕОНТИЙ И ЛОНГИН [греч. Ευςσβιος, Νων, Λεντιος, Λογγνος] († 303) и др., мученики Никомидийские (пам. 24 апр.), пострадавшие при имп. Диоклетиане. В визант. синаксарях рассказывается, что после кончины великомученика Георгия Победоносца имп. Диоклетиан издал указ о преследовании христиан (SynCP. Col. 628; PG. 117. Col. 420-421). Е., Н., Л. и Лонгин были свидетелями чудес вмч. Георгия, уверовали во Христа и были брошены в темницу. Приведенные к правителю, они исповедали себя христианами и отказались принести жертвы языческим богам. Мучеников подвергали различным пыткам (бичеванию, подвешиванию на дыбе, строганию железными орудиями) до тех пор, пока не стали видны их внутренности. После этого их, оставшихся твердыми в вере, обезглавили. Известно, что вместе с Е., Н., Л. и Лонгином пострадали др. мученики. В визант. синаксарях семейства В по классификации И. Делеэ по имени назван только Е., остальные мученики фигурируют без уточнения и имен, и их числа (Ibidem). В Синаксаре К-польской ц. (кон. Х в.) и в ряде др. рукописей упомянуты также Христофор, Димитрий, Данав, Донат, Ферин, Нестав и Ника с дружиной. Делеэ обратил внимание на схожесть перечисленных святых с группой святых, память к-рых фигурирует в визант. календарях под 5, 6, 7 или 8 мая,- с мучениками Варваром, Димитрием, Донатом, Данактом, Месиром и Ферином (SynCP. Col. 1006). В Мартирологе блж. Иеронима под 28 апр. указывается память мц. и девы Ники, имя к-рой присоединено к дружине мучеников Африканских. Но, по мнению Делеэ, Ника - мц. Никомидийская (MartHieron. P. 216). Память мучеников Никомидийских была приурочена к следующему дню после праздника вмч. Георгия (23 апр.). В некоторых визант. синаксарях она указывается под 28 апр. (напр., в Paris. Coislin. 223, 1301 г.), где названы также имена Зинона и Нестава из числа мучеников Газских (пам. греч. 21 сент.). На этом основании Г. Барди идентифицирует обе группы мучеников, считая, что Никомидийские мученики появились в результате искажений имен Газских святых.

http://pravenc.ru/text/187382.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010