На следующий день после праздника Рождества Христова (26-го декабря) празднуется Собор Пресвятыя Богородицы. (См. выше). Затем следующая суббота именуется Субботою по Рождестве Христове. В ней на литургии полагаются особые Апостол (Тим., зач. 288) и Евангелие (Мф., зач. 46). Следующая затем Неделя именуется Неделей (воскресением) по Рождестве Христове, также Неделей Богоотец. В эту Неделю совершается память святых и праведных Иосифа обручника, Давида царя и Иакова брата Божия. Если эта Неделя (воскресение) случится в 26-е, 27-е, 28-е, 29-е, 30-е, и 31-е дек., то служба Богоотцов отправляется в эти числа (Тип., послед. 26-го дек.). Но если Неделя случится 1-го января, т. е. по отдании Рождества Христова, то служба Богоотцов отправляется 26-го- декабря 879 . Хотя бы праздник Рождества Христова случился в среду или пяток, мирянам разрешается мясо, а монахом – сыр и яйца. И такое разрешение продолжается от праздника Рождества Христова до навечерия святого Богоявления (Тип., послед. 25-го декабря, в конце; сн. Тип., послед. 5-го января, в конце): «разумно же буди и о сем, яко от Христова Рождества и до святых Богоявлений никакоже пост, ни коленопреклопения бывают, ниже в церкви, ни ж келиях 880 (Тип., послед. 25-го декабря в конце). Для суббот и Недель (воскресений) по Рождестве Христове – и пред Богоявлением в Типиконе, в последовании 26 декабря находится особый «указ о Апостолех и о Евангелиях, яже бывает суббота и Неделя по Рождестве Христове, и другая суббота и Неделя пред Богоявлением» (Тип.). Между Рождеством и Богоявлением в иные годы бывает одна суббота и одна Неделя, иногда – две Недели, иногда две Недели и одна суббота. Это различие зависит от того, в какой день седмицы случается день Рождества Христова. Для всех указанных случаев назначены то те, то другие Апостол и Евангелие. Январь 1-го января празднуется: а) Обрезание Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа; б) память св. отца нашего Василия Великого и в) начало нового года. 1-е января есть осьмый день от дня Рождества Христова. Господь в осьмый день от рождения, во исполнение закона., благоволил подвергнуться обряду обрезания ( Лук.2:21 ), который установлен в знамение завета Божия с Авраамом и его потомством. В этот 8-й день наречено было имя младенцу – Иисус, то имя, которое было предвозвещено Архангелом Гавриилом Пресвятой Деве, при благовестии о рождении Сына Божия. Иисус – значит Спаситель. Праздник Обрезания, хотя принадлежит к великим праздникам, имеет праздничный знак крест в круге, но не состоит в числе двунадесятых праздников. Он празднуется один день.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Если бы память усекновения Предтечи совершалась (как то положено в тропологиях месопотамских) на другой день крещения Господня, то был бы понятен идеальный мотив такого празднования. Оно рельефно выражало бы ту мысль, что Предтечево славное усекновение смотрение бысть некое божественное, да и сущим во аде проповесть Христово пришествие: 6-го января он рукою показует Христа и глаголет людем: Сей избавляяй Израиля, а 7-го сходит благовестить и сущим во аде Бога явльшагося плотию. 29-е августа избрано очевидно не по идеальным соображениям, а по историческим потребностям, которые угадать не особенно трудно. Цифры «29-е августа», 29-е лоя или аб’, столь же мало выразительны, как и ante diem IV kalendas septembres. Следовательно ни Константинополь, ни Антиохия, ни Рим, не имели поводов именно этот день отличить таким праздником. Напротив, в александрийском календаре 29-му августа соответствует 1-е тоут, 1-е число первого месяца, день нового года. – Известно, сколько забот пастырям церкви создавали kalendae januariae. Римский новый год язычники справляли как «праздник бесовский» – нужно было превратить его в «праздник духовный». В противовес языческим strenae diabolicae западная церковь назначала 1-го января пост, предписывала мессу начинать лишь во 2-м часу по полудни. «Они (язычники) в театр бегут,– взывал блаж. Августин: – вы – в церковь ; они пьянствуют: вы поститесь». – Что в Александрии в новый год не обходилось без излишеств, нетрудно допустить. А что именно хотела сказать Александрийская церковь, установив в новый год такой праздник, как память усекновения главы Предтечи, понятно и без комментариев. Но гипотеза об александрийском происхождении этого праздника встречается с возражением, на первый взгляд весьма серьезным: копто-абиссинские месяцесловы все без изъятия память усекновения главы Предтечи полагают не 1-го тоут, а 2-го, не 29-го августа, а 30-го 12 ; 1-го тоут празднуется память апостола Варфоломея и Авилия, епископа Александрийского. Это явление однако тем более теряет свою силу, чем ближе мы с ним знакомимся.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Василиана, Пролог: «сей преподобный в царство Маркиана... вниде в Константинград», – Святитель: «Скончася, а вниде прежде за Феодосия великого давней пред Феодосием. А в царство Феодосия великого святая Матрона в монастырь Вассианов вниде, изменивши одежди женские. Зри Ноября 9-го» (Пролог, ч. I, л. 155). 28-го октября – священномуч. Кириака. Пролог: «сей св. Кириак... бысть епископ Иерусалимский по Макарии», Святитель: «Negat hoc chronologia Patriarcharum Hierosolimiarum in Actis ss., may III t. XVIII f. (Листы не указаны – прим. изд.). Разве между изгнанием и возвращением Кирилловым, иже марта 18-го. Vide Acta ss. may 1 t. die 4, f. 439» (ibid., f. 221). 15-го декабря – св. Стефана Сурожского. Пролог: «патриарх Герман, призвав святого, благослови»; Святитель: «Неправда, еще на той час не было патриарха Германа, але хто инший, а Герман потом настал»; и ниже, где снова повторяется Герман, «от тут правда, уже був тут св. Герман, а там вышей не Герман був» (л. 461, ч. II). 21-го января – преп. мученика Максима исповедника . Пролог: «сей бяше во времена Константина брадатого»; Святитель: «Противен себе Пролог, тут кажет, же св. Максим бяше в царство Константина брадатого, правнука Ираклиева, а августа 13-го тогож св. Максима поведует быти в царство Консты внука Ираклиева и так... (слово не разобрано – А. Д.) сие. Бо той Конста был еретик и мучил св. Максима, а Константин брадатый был православный, з него и собор вселенский шестой был. Ираклий родил Константина, Константин – Консту, а Конста родил брадатого Константина, царя православного». (Пролог, ч. II, л. 597). 23-го январяпамять шестого вселенского Собора. Пролог пишет, что 170 отцев собрались на Феодора Фаранского и Онория, епископа Римского и Кирилла Александрийского , – Святитель возмущается: «Трясца тобе Киевская и огнева, – не на Кирилла, а на Кира, – Кирилл святой бе, а Кир еретик» (ibid., ч. II, л. 604-й). 5-го марта – преп. Марка постника. Пролог приписывает ему чудо исцеления детеныша гиены; Святитель: «Сие чудо не Марково, но Макариево, зри ианнуария 19-го в житии св.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Какая причина поминовения в Дмитровскую субботу, перед 26 октября? Поминовение в Дмитровскую субботу учреждено великим князем Дмитрием Донским, в день своего ангела, в 1380 г., когда он после одержанной им знаменитой победы над врагом отечества, татарским князем Мамаем, в Троицкой обители препод. Сергия совершил поминовение убиенных воинов и заповедал творить оное ежегодно в субботу перед 26-м октября. Впоследствни в этот день стали творить поминовение не только воинов, но вместе и всех православных христиан. II. Приложение к четвертой заповеди Закона Божьего а) Праздники. Какие праздники в течение года? Например, какой и для чего установлен праздник 1-го Января? Что служится в сей праздник после обедни? 1-го Января празднуется – Новый год, – день, перед которым кончился один, и которым начинается другой дальнейший год. Сей праздник установлен в благодарение Господа за благодеяния нам от Него прошлого года и для испрошения благословения его на наступающий год. (Историю сего праздника читай в кн. «Избран. жития святых») В этот праздник после обедни служится молебен, для моления Господу по случаю Нового года. Какой и в воспоминание чего установлен праздник 6-го Января? Что совершается накануне сего праздника после вечерни и в самый праздник после обедни? 6-го Января праздник Крещения Господня. Установлен он в воспоминание крещения Христа Спасителя от Иоанна Предтечи на реке Иордан (Ист. его чит. в Еванг. Матф. 3, 13 – 17 ) (Картины Крещения и прочих двунадесятых праздников см. выше в объяснении тропарей этих праздников). Накануне праздника сего и в самый праздник бывает водоосвящение, в память Крещения И. Христа в водах реки Иордана. Какой и в воспоминание чего установлен праздник 2-го Февраля? 2-го Февраля праздник Сретения Господня. Установлен он в воспомнание принесения Богородицею младенца Христа Спасителя, по обычаю, в храм в сороковой день по рождении и (встречи и) принятия Его на руки старцем Симеоном (Ист.– Лук. 2, 23 – 40 .) Какой и в воспоминание чего установлен праздник 25-го Марта?

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/o...

1-го Сентября. Память св. Симеона Столпника. На утрени после первой кафизмы – чтение. «От днесь начинаем чести Метафраст Логофета Симеона, и Маргарит Златоустов, и толкование посланий св. Апостола Павла. По 6-й песни канона – пролог. Если случится 1-е Сентября в неделю, то в конце вечерни – чтение в посланиях апостольских. На утрени – чтение в толкованиях Евангельских, еже на ряду. После третьей песни канона – чтение жития св. Симеона Столпника. После шестой песни канона – пролог». 8-го Сентября. Рождество Пресвятых Богородицы. На вечерне – чтение в посланиях или праздника. На утрени по обычных кафизмах – чтение в Евангелии толковом. После шестой песни канона читается пролог. 14-го Сентября. Воздвижение Креста Господня. На вечерне – чтение слово о честном древе. На утрени по кафизмах – чтение праздника. По шестой песни канона – пролог. 1-го Октября. Покров Пресвятой Богородицы. На вечерне – чтение; на утрени по кафизма – чтение. 21-го Ноября. Введение во храм Пресвятой Богородицы. На утрени чтение в Евангелии толковом; по 6-й песни читаем пролог. 6-го Декабря. Святителя Николая Архиепископа, Мирликийского Чудотворца. На вечерне – чтение от жития святого: на утрени по кафизмах – чтение; по 6-й песни читаем пролог. 25-го Декабря. Рождество Господа нашего Иисуса, Христа. На вечерне – чтение в толковании, еже от Матфея, слово 4-е. На утрени по первой кафизме – чтение в толковом Евангелии Златоуста, еже от Матфея, о празднике; по второй кафизме – чтение в толковании Златоуста: по 6-й песни – пролог. 1-го Января. Обрезание Господне. На утрене по кафизмах читаем в Евангелии толковом; по 6-й песни – пролог. 6 " го Января. Крещенье Господне. На вечерне – чтение праздника. На утрени после первой кафизмы – чтение в Евангелии толковом, еже от Матфея; по второй кафизме – чтение в Евангелии толковом, еже от Матвея; после третьей песни – чтение... 2-го Февраля. Сретение Господне. На вечерне – чтение праздника. На утрени по кафизмах – чтение во Евангелии; по 6-й песни – пролог. 25-го Марта. Благовещение, Пресв. Девы Марии. На

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gorodcev...

Преподобный Ксенофонт Робейский, ученик преп. Варлаама Хутынского, почивает под спудом основанной им, а после упраздненной Ксенофонтовой пустыни. Преставился 1262 года 28 июля. Память его совершается местно 26 января. Преподобный Михаил, почивает под спудом в Клопском монастыре, где подвизался более 44 лет, преставился 11 января 1452 года. Память его совершается всей Российской Церковию, а в Клопском монастыре 23 июня, торжественно воспоминается пришествие его. Преподобный Савва Вишерский почивает под спудом в основанном им монастыре, где подвизался 43 года, преставился 1461 года 1 октября, в который и память его совершается всею Российскою Церковию. Преподобный Ефрем, почивает под спудом в Перекомском монастыре, подвизался в основанной им обители 42 года, преставился 26 сентября 1492 года, мощи его вместе с обителию перенесены с первоначального на нынешнее место 1545 года 16 мая, в который и память его совершается. Преподобный Арсений, почивает под спудом в Новгородском Кириллове монастыре, подвизался 8 лет в созданном им Арсениеве монастыре, скончался и погребен в 1570 году 12-го июля, в который и память его местно совершается. Мощи же его по упразднении упомянутого монастыря перенесены в Кириллов в 1757 году. Праведная Харитина, почивает под спудом в церкви упраздненного Петропавловского монастыря, что на Синичьей Горе. Местная память ее совершается 5-го октября. Праведный Феодор блаженный, почивает под спудом в часовне за алтарем Георгиевской церкви, местная память его совершается 19 января. Праведный Никола Кочанов, современник Феодора, скончался в том же 1392 году 27 июля, и почивает под спудом в Пантелеимоновской церкви. Местная память его совершается в день преставления. Праведная Гликерия, почивает под спудом в Фроловской церкви, мощи ее обретены в 1572 году. Местная памятнее совершается 13 мая. Праведные два брата, отроки Иаков и Иоанн, почивают под спудом в церкви упраздненного Минюжского монастыря, память их совершается местно 24 июня. Образ Спасителя в главном куполе Софийского собора, написанный по гласу небесному со сжатою, а не благословляющею десницею. Этот чудесный глас от образа был еще до освящения собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/arh...

Стихиры на «Господи, воззвах ...»: стихиры 1-го святого – 3; стихиры 2-го святого – 3; «Слава»: стихира святого; «И ныне»: стихира праздника. Если же нет стихиры святого на «Слава», то поется на «Слава, и ныне» стихира праздника. В субботу на «Слава» поется стихира праздника, «И ныне»: воскресный догматик настоящего (уходящего) гласа. Прокимен дня. В первый день попразднства Господских праздников поется великий прокимен («Кто Бог велий…» или «Бог наш на небеси и на земли…»). Стихиры на стиховне: стихиры праздника с их (то есть праздничными) припевами. «Слава»: стихира святого; «И ныне»: стихира праздника. Если же нет стихиры святого, то поется на «Слава, и ныне» стихира праздника. По «Ныне отпущаеши...»: тропарь 1-го святого; «Слава»: тропарь 2-го святого; «И ныне»: тропарь праздника. Отпуст полный праздничный с поминанием святого храма (в храме святого) и рядового святого (в попразднства Господских праздников отпуст начинается с вводной фразы). Повечерие Канон : так как Октоих не поется, то канона нет вовсе (то есть после Символа веры сразу читается Трисвятое). Если случится память трех святых, то одному из них служба переносится на повечерие (например, 30 декабря). В этом случае поется канон этого святого. В предпразднства Рождества Христова и Богоявления поются особые трипеснцы или полный канон праздника (3, 4, 5 января). В этом случае ирмосы поются дважды и по каждой песни поется катавасия (ирмос данной песни). По 9-й песни «Достойно есть…» не поется. По Трисвятом: кондак праздника. Полунощница Вседневная (в субботу – субботняя) полунощница по чину. Утреня По «Бог Господь...»: тропарь праздника, тропарь 1-го святого; «Слава»: тропарь 2-го святого; «И ныне»: тропарь праздника. Кафисмы по Уставу (всегда читается 2 кафисмы, в том числе и в период зимнего расписания). Седальны по кафисмам: седален праздника, «Слава, и ныне»: еще раз тот же седален. Канон: праздника на 6, канон 1-го святого на 4, канон 2-го святого на 4. Катавасия – ирмос канона 2-го святого, поется по каждой песни.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

сорока мучениках 1295 ; 24 марта – «чтение Григория Чудотворца », т. е. слово Григория Неокесарийского на Благовещение, а 25-го – слово (чтение) Златоуста (кроме слона Андрея), помеченные лишь в Евергетидском Типиконе под 25 марта 1296 ; 26 марта – неопределенно «чтение праздника»; 30 апреля – похвала ап. Иакову Заведееву 1297 ; 8-го мая – похвала ап. Иоанну Богослову 1298 ; 15-го июля – похвальное слово Василия великого муч. Кирику и Иулитте 1299 ; 15 августа, вместо слов Андрея Критского , – «чтение Василия Великого » 1300 и слово (чтение) Иоанна Дамаскина 1301 ; 29 августа, вместо слова Алексеевского Устава (Скачет Иродия), – толковательное слово (46-ое) на ев. Матфея 1302 . На дни памяти апостолов – 6-го октября (память ап. Фомы), 14 ноября (память ап. Филиппа), 16 ноября (память ап. Матфея), 11 июня (память ап. Варфоломея) – в Синаксаре делается отметка «чтение и похвала апостолу», под которой можно разуметь как указание или на одно похвальное слово (чтение – похвала), или на «воспоминание» (чтение с похвалою), или же и на воспоминание (каковое Алексеевский Устав имеет на все указанные дни, кроме 11-го июня – дня памяти ап. Фомы) и на похвальное слово одновременно. Житийно-повествовательная группа линейного круга Синаксаря включает в себя около половины произведений, имеющих заглавия (начал не указывается), общие с произведениями таковой же группы Алексеевского Устава, и несколько произведений лишних, по сравнению с последней. Первого рода произведения падают в обоих Уставах на дни (включая сюда и указанные сейчас дни памятей апостолов): 1, 6, 15, 20, 24 1303 , 26, 30 сентября, 6, 7, 12, 20, 21, 26 октября, 13, 14, 16, 17, 23 (в Синаксаре 24-го), 25 1304 , 27 ноября, 5, 7, 11, 12, 13 декабря, 15, 17, 23, 28, 30 (в Синаксаре 26-го), 31 января, 13 февраля 1305 , 9 марта, 23 апреля, 2 1306 , 5, 8, 15, 20 1307 , 27 июля, 1 1308 августа; 4 декабря (в день памяти нескольких святых) указано неопределенно «житие святого», точно так же 28 декабря – «житие святых»; 17 декабря, вместо «воспоминания пророку Даниилу», – «житие трех отроков»; 30 ноября, вместо «воспоминания об апостоле Андрее», появившегося, как и все воспоминания об апостолах 1309 , в X веке – более древнее – хождение св.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

А как должно проводить будничные дни? В будничные дни всякому должно заниматься своею работою, какую кто имеет по своему званию и занятию. Кто так распределил время недели, чтобы в праздники не работать, а в будни работать? Сам Бог, сотворив мир в шесть дней, в седьмой почил и назначил ему быть праздником. (Вспомните расск. о сотвор. мира.) Урок 59. О постах. Объяснение и изучение 4-й заповеди Не отличаем ли мы чем некоторые из самых праздничных и будничных дней года? Как называются такие дни? Отличаем дни, в которые мы постимся. 116 Дни эти называются у нас постами . Какие есть у нас посты? У нас есть посты 1) многодневные и 2) однодневные. Какие многодневные посты? Многодневные наши посты следующие: 1) Великий или святая Четыредесятница , пред праздником Пасхи; продолжается 40 дней в подражание сорокодневному посту Христову в пустыне. А за ним следует страстная неделя – в память страданий Христовых. 2) Петров , пред праздником св. апостолов Петра и Павла, 29 июня; он начинается через 7 дней после Троицына дня и продолжается до праздника Петрова дня. Установлен в подражание посту апостолов. 3) Успенский , пред праздником Успения, с 1-го по 15–е августа; установлен в подражание посту Пресвятой Богородицы, и 4) Рождественский , пред праздником Рождества Христова, с 15-го ноября до самого праздника, 25-го декабря. Установлен для приготовления постом к великому празднику Рождества Христова. Какие однодневные посты? Однодневные наши посты следующие: 1) среда и пятница всякой недели, Кроме некоторых. В среду установлен пост в память предания Иисуса Христа на страдания, а в пятницу в память самых страданий. 2) день Воздвижения , 14-го сентября . Установлен пост в память страданий Христовых на крест. 3) день Усекновения главы крестителя Христова , 29-го августа; установлен пост в память смерти святого Крестителя Иоанна и 4) навечерие (канун), Крещения, 5-го января . Установлен для приготовления постом к празднику. Какая из 10-ти заповедей предписывает нам праздники и посты?

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/n...

 На правой стороне, у южной стены, близ придела св. Екатерины, прах княжны Александры Максимилиановны.  Под колокольней, у западных дверей, где ныне придел св. Екатерины, направо от притвора, прахи: царицы Марфы Матвеевны, урожденной Апраксиной, супруги царя Феодора Алексеевича, налево – царевича Алексея Петровича и супруги его крон-принцессы Софии, урожденной принцессы Вольфенбштельской и царевны Марии Алексеевны.  Над некоторыми из царственных прахов, погребенных в соборе, имеются мраморные гробницы с приличными надписями, а о тех из них над которыми, по месту их погребения неудобно поставить такие гробницы, имеются в стене бронзовые доски с надлежащими надписями.  Над гробом императора Петра I, следующая надпись: «Петр Отец Отечества, Император и Самодержец Всероссийский и пр. и пр. Родился в Москве 1672 года мая 30-го дня. Вступил на престол 1 апреля 27-го дня. Скончался в Санкт-Петербурге 1725 года января 28-го дня. Погребен в Петропавловском соборе 1725 года марта 10-го дня».  Близ гробницы на стене находится флаг, взятый у турок при сожжении их флота при Чесме; а на самой гробнице – золотая медаль с изображением на одной стороне профиля государя в венке с надписью вокруг: «от благодарного потомства», а на другой – Геркулеса, покоящегося на основании Санкт-Петербурга. Эта медаль была поднесена депутацией от Санкт-Петербурга императору Александру I, в 1803 г. в день празднования столетия городу. На другой день император повелел правительствующему Сенату внести медаль «с подобающею честью и приличными обрядами» в Петропавловский собор и «от лица России положить на гроб Отца Отечества», в незабвенное свидетельство перед грядущими веками, колико память его для России священна» 44 .  Над гробницей императрицы Екатерины I, надпись: «Екатерина 1, Императрица и Самодержица Всероссийская, урожденная принцесса Ангальдт-Цербтская и пр. и пр. и пр. Родилась в Штетине 1685 г. апреля 5-го дня. Вступила на престол 1725 года января 28-го дня. Скончалась в Санкт-Петербурге 1727 года мая 6-го дня. Погребена в Петропавловском соборе 1727 года мая 16-го дня» 45 .

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010