Отец Авель 558 благодарит Вас за память и просит Ваших святых молитв. Дай Вам Бог доброго здоровья, для продолжения Ваших трудов. С братской о Христе любовию Вашего Преосвященства нижайший послушник и богомолец Епископ Исаия. 1/IV–56 г. Д. 12. Л. 36–37. Подлинник. Автограф. 2. Не позднее 19 октября 1957 г. ВАШЕ ПРЕОСВЯЩЕНСТВО, ПРЕОСВЯЩЕННЕЙШИЙ ВЛАДЫКО! С братскою любовию во Христе приветствую Вас, дорогой Владыко, с пожеланиями здоровия и благоденствия. Простите, что несколько задержался с ответом на Ваше любезное письмо. Хотелось детально на месте в Ростове уточнить сведения, Вами затронутые, в письме. Что и удалось сделать лишь 6 октября с. г. Имею сообщить не только о св. Феодоре, но и о других подвижниках, просиявших в земли Ростовской и причисленных к лику святых. 1)  Свят[итель] Леонтий, память его 23-го мая. 2)  Свят[итель] Исаия, – « – 15-го мая. 3)  Свят[итель] Игнатий, – » – 28-го мая. 4)  Свят[итель] Феодор, – « – 28-го ноября. 5)  Свят[итель] Иаков, – » – 27-го ноября. 6)  Свят[итель] Димитрий, – « – 21-го сентября и 28-го октября. 7)  Св[ятой] муч[еник] князь Василий (Василько) – » – 4-го марта. 8)  Преп[одобный] Авраамий Затворник 559 – « – 29-го октября. 9)  Преп[одобный] Петр Ордынский – » – 29-го июня 560 . 10)  Преп[одобный] Иринарх Затворник – « – 13-го января. 11)  Свят[итель] Исидор Юродивый – » – 14-го мая. Св[ятой] блаж[енный] Иоанн Власатый – « – 3-го сентября и 12-го ноября. Все эти угодники чествуются как в самом Ростове, так и в Кафедральном Соборе совершением в дни их памяти торжественных богослужений и пениями молебнов. Имена сих угодников возносятся там, где их положено, по уставу св[ятой] Церкви, возносить. Большинству этих угодников имеются службы или в месячной или дополнительной минее. Свят[ителю] Феодору имеется рукописная служба, перенесенная из Успенского Собора и хранящаяся в настоящее время в Николо-Вспольской Церкви города Ростова. Св[ятому] блаж[енному] Иоанну Власатому имеется также рукописная служба и хранится в Толгской церкви города Ростова.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Если бы память усекновения Предтечи совершалась (как то положено в тропологиях месопотамских) на другой день крещения Господня, то был бы понятен идеальный мотив такого празднования. Оно рельефно выражало бы ту мысль, что Предтечево славное усекновение смотрение бысть некое божественное, да и сущим во аде проповесть Христово пришествие: 6-го января он рукою показует Христа и глаголет людем: Сей избавляяй Израиля, а 7-го сходит благовестить и сущим во аде Бога явльшагося плотию. 29-е августа избрано очевидно не по идеальным соображениям, а по историческим потребностям, которые угадать не особенно трудно. Цифры «29-е августа», 29-е лоя или аб’, столь же мало выразительны, как и ante diem IV kalendas septembres. Следовательно ни Константинополь, ни Антиохия, ни Рим, не имели поводов именно этот день отличить таким праздником. Напротив, в александрийском календаре 29-му августа соответствует 1-е тоут, 1-е число первого месяца, день нового года. – Известно, сколько забот пастырям церкви создавали kalendae januariae. Римский новый год язычники справляли как «праздник бесовский» – нужно было превратить его в «праздник духовный». В противовес языческим strenae diabolicae западная церковь назначала 1-го января пост, предписывала мессу начинать лишь во 2-м часу по полудни. «Они (язычники) в театр бегут,– взывал блаж. Августин: – вы – в церковь ; они пьянствуют: вы поститесь». – Что в Александрии в новый год не обходилось без излишеств, нетрудно допустить. А что именно хотела сказать Александрийская церковь, установив в новый год такой праздник, как память усекновения главы Предтечи, понятно и без комментариев. Но гипотеза об александрийском происхождении этого праздника встречается с возражением, на первый взгляд весьма серьезным: копто-абиссинские месяцесловы все без изъятия память усекновения главы Предтечи полагают не 1-го тоут, а 2-го, не 29-го августа, а 30-го 12 ; 1-го тоут празднуется память апостола Варфоломея и Авилия, епископа Александрийского. Это явление однако тем более теряет свою силу, чем ближе мы с ним знакомимся.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Отправился в город. В 11 час. началась церемония освящения памятника д. Низи посреди сквера у Михайловского манежа. В строю было 63 взвода. Погода была теплая. Памятник мне очень понравился. Ровно в 12 час. приехал в Аничков. Позавтракал у Мама и посидел с нею до 2 час. Поехал в академию художеств и осмотрел хорошую посмертную выставку картин Серова. Вернулся к 3 час. в Аничков. Аликс приехала с дочками. Все мы отправились в Мраморный дв. на крестины сына Иоанчика и Елены — Всеволода. Все было сделано с большою торжественностью. После фамильного чая простились и уехали в Царское Село. По приезде приняли с Татьяной деп. от ее Вознесенцев, поднесших ей образок. Читал до обеда. 13-го января. Понедельник. Утром хорошо погулял; погода была грустная, шел дождь. После доклада Григоровича принимал до завтрака. Около 3 час. в Большом дворце Алексею поднесли земства — деревню, сделанную кустарями, на длиннейшем столе. После этого погулял с Ольгой и Мари; у остальных насморк. Был свободен наконец, т. е. мог спокойно заниматься. 14-го января. Вторник. Ночью была сильная буря, много деревьев в парке повалило и вода в Петербурге очень поднялась. Погулял четверть часа после того, что принял Иоанна, Бенкендорфа и Покотило — атамана войска Донского. По случаю дня рождения Вильгельма был завтрак с германским посольством. Принял с Аликс шесть офицеров ее Александрийского полка. Погулял с О[льгой] и М[арией) и покатался в санках с Алексеем в парке. Т. Михень с племянницей Maunette пили чай. Принял Маклакова. Читал вечером. 15-го января. Среда. В 9 1/2 отправился с О[льгой], Т[атьяной] и М[арией] и Э[ллой] в город на освящение храма Феодоровской Божией Матери в память 300-летия нашего Дома. Служба началась в 10 час. — кончилась в час с 1/4. Храм производит отличное впечатление — он высок, светел и красив. Завтракали у Мама. Вернулись в Царское Село в 3 1/2 ч. Погулял. Купался с Алексеем в моей ванне. 16-го января. Четверг. Был занят с 10 ч. до часа с четвертью. Принял Делькассе. Завтракали: Ксения, Сандро, Ирина, Феликс и Багратион (деж.). Погулял с Мари; опять настала оттепель. После чая принял Мамантова. Читал до 8 час. Обедали: Элла и Багратион. Занимались разными головоломными puzzles из деревянных кусочков. 17-го января. Пятница.

http://azbyka.ru/fiction/dnevniki-nikola...

Что же до календарной точности, то, хотя григорианский календарь устранил " зазор " юлианского, он все равно остался не совсем точным. И в этом смысле достаточно убедительно выглядит один из ключевых доводов Православной церкви: раз невозможно полностью согласовать периоды Луны и Солнца – пасхальные полнолуния будут всегда уходить вперед по отношению к равноденствию, – то лучше ничего не менять и оставаться с тем календарем, который завещан Собором. Разумеется, Православная церковь имеет право жить по своему календарю. И оснований у нее к тому, наверное, предостаточно. Но если отвлечься от богословских споров и святоотеческой схоластики, то на выходе мы все же получаем весьма печальную ситуацию: Церковь и общество живут по разным календарям, то есть, по сути, в разном времени. Неадекватность и даже нелепость ситуации острее всего чувствуется не в ученых спорах, а через простой детский вопрос ( " И сказал: истинно говорю вам, если не обратитеся и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное " . Мф 11:25): – Папа, а почему у нас Рождество седьмого января, если Христос родился двадцать пятого декабря? И что на это ответить? То, что для нашей церкви 25 декабря наступает именно 7 января, для детского сознания нонсенс: 25 декабря – это 25 декабря, а 7 января – это 7 января. А ведь ребенок, да и мы все, смотрит телевизор, всякое кино и видит, что все остальное человечество справляет Рождество тогда, когда и положено: 25 декабря. Объяснять, что они не правы, значит запутать ребенка окончательно или, того хуже, просто соврать. Да и нам, взрослым, не так просто принять систему координат, когда 25 декабря становится 7 января. Хорошо еще, что на этот век не пришлось смещение дат – а то бы Рождество мы праздновали уже не 7-го, а 8 января (через сто лет так и будет). И не только у детей, но и у государственных мужей из администрации президента и Государственной думы от всей этой календарной неразберихи голова идет кругом. Составляя Закон о государственных праздниках Российской федерации, они в итоге наломали дров, взяв за основу календарь церковных праздников. 22 октября – День иконы Казанской Божьей Матери, который празднуется в память об избавлении России от поляков, и праздник этот приходится сегодня на 4 ноября. Однако в 1612 году 22 октября по юлианскому календарю было по григорианскому вовсе не 4-м, а 1 ноября. Непонятно, муторно, черт ногу сломит? Вот и я про то. Впрочем, если и решать календарный вопрос, то вовсе не из-за желания облегчить жизнь государственным мужам. Куда важнее, что календарь – преграда между обыденной жизнью людей и Церковью. И наиболее остро она ощущается именно в Рождество.

http://religare.ru/2_24338.html

VI. На праздник Рождения Предтечи Господня читается партмия из книги Бытия о разрешении неплодства Саррина 1109 поскольку и предтеча Господень родился от неплодных родителей, по их молитве. VII. На общих службах во дни святых Отцов, подвизавшихся на соборах – именно: в неделю 7-ю по Пасхе, в память отцов 1-го Никейского собора, июля 16-го – в память отцов 4-го вселенского собора, также в неделю пред Рождеством Христовым в память св. отцов вообще, и наконец 30-го января – в день трех святителей. – читается первая паремия из книги Бытия о десятине, поднесенной прадедом Левия Авраамом Мелхиседеку, царю Салимскому, в знак превосходства новозаветного священства по чину Мелхиседекову в сравнении с левитским священством ветхозаветным 1110 ; вторая паримия из книги Второзакония – о выделения из народа Израильского особенного класса наставников, судей и управителей, которые были прообразом новозаветной иерархии 1111 ; третья паримия также из Второзакония, об избрании и отделении отцов еврейского народа из среды всех народов, дабы и семя их после них унаследовало богобоязненность и праведность отцов своих 1112 . Сим внушается очевидно, что и новозаветный Израиль, унаследовавший свою веру от богоизбранных и богопросвещенных отцов церкви Христовой, от них же должен унаследовать и святые правила жизни. VIII. На праздник нового лета (1 сентября по церковному счислению) читается паремия из 24-й главы книги Левит, где Господь обещает за исполнение Его заповедей посылать свою благодать и милость на землю во все четыре времени года; а в противном случае угрожает страшными бедствиями и проклятием земли. IX. На день празднования Полтавской победы (27-го июня), читается одна партмия из книги Исход о погибели Фараона со всем воинством его в волнах Чермного Моря 1113 , – а другие из книги Левит, где Господь обещает своему народу военную славу и поражение врагов под условием сохранения заповедей своих 1114 . X. Наконец на ежедневном богослужении во весь годичный круг церковных служб, для первой песни канонов всегда берется основанием из книги Исход, победная песнь сынов Израилевых по переходе чрез Чермное Mope; а для второй песни великопостных канонов берется из книги Второзакония – обличительная песнь Моисеева 1115 . Указание прообразовательного значения исторических лиц (патриархов), событий и важнейших обрядовых установлений, о которых говорится в Пятикнижии Моисеевом

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

8 апреля 1879 г. – вступил в брак с Наталией Николаевной Дохтуровой; венчались в Спасо-Преображенском, всей артиллерии, соборе г. Санкт-Петербурга. 12 января 1880 г. – родилась дочь Вера. 25 сентября 1880 г. – назначен адъютантом к товарищу (заместителю) Его Императорского Величества генерал-фельдцейхмейстера. 12 апреля 1881 г. – произведен в штабс-капитаны. 21 июня 1881 г. – родилась дочь Наталия. 4 августа 1881 г. – командирован во Францию на маневры французских войск. 30 августа 1881 г. – за отлично-усердную и ревностную службу награжден орденом Святого Станислава 2-й степени. 31 октября 1881 г. – назначен ктитором Сергиевского, всей артиллерии, собора в Санкт-Петербурге. 30 января 1882 г. – награжден французским офицерским крестом ордена Почетного Легиона и черногорским орденом Данилы 1-го IV-й степени. 14 января 1883 г. – родилась дочь Леонида. 6–28 мая 1883 г. – награжден Румынским Железным крестом и темно-бронзовой медалью на Александровской ленте в память Священного Коронования Их Императорских Величеств 15 мая 1883 г. в Успенском соборе Московского Кремля. 28 мая 1883 г. – награжден Его Величеством князем Болгарским орденом Святого Александра 3-й степени. 30 августа 1884 г. – награжден орденом Святой Анны 2-й степени. 2 сентября 1886 г. – родилась дочь Екатерина. 24 декабря 1888 г. – зачислен в запас Гвардейской конной артиллерии. 15 апреля 1890 г. – приняв решение стать священником по благословению о. Иоанна Кронштадтского , вышел в отставку штабскапитаном с мундиром. 7 января 1891 г. – произведен в полковники для сравнения (уравнивания) со сверстниками. 1891 г. – переезд в Москву с семьей. 26 февраля 1893 г. – рукоположен в диакона в Московской Синодальной церкви Двенадцати апостолов. 28 февраля 1893 г. – рукоположен в пресвитера и приписан к Кремлевской Синодальной церкви Двенадцати апостолов. Реставрировал и украшал на свои средства церковь во имя апостола Филиппа (верхний при дельный храм церкви Двенадцати апостолов в Кремле) и церковь Двенадцати апостолов.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Какой тропарь свт. Василию? Во всю землю изыде вещание твое яко приемшую слово твое, имже боголепно научил еси, естество сущих уяснил еси, человеческия обычаи украсил еси, царское священие отче преподобне. Моли Христа Бога, спастися душам нашим. (Русский перевод). По всей земле, как принявшей слово твое, пронеслось учение твое, которым ты богоподобно научил, природу существующего уяснил и человеческие нравы улучшил. Ты – царское священие, отец преподобный. Молись Христу Богу о спасении душ наших. Какое евангелие на литургии? Учение И. Христа о блаженстве нищих духом, алчущих и жаждущих правды, милостивых и гонимых за веру Христову, каким был св. Василий Вел. Лук. 6:17–23 . Зач. 24. Что особенно поучительного в жизни свт. Василия Великого ? Вся жизнь его – пример благочестия и подвигов для собственного спасения, трудолюбия на пользу ближних и ревности о церкви Христовой. Праздник Нового года Расскажите о празднике Нового года. Новый год это – день, перед которым оканчивается один и которым начинается другой год. День Нового года празднуется в благодарение Богу за благодеяния, полученные нами от него в прошлый год, и для испрошения благословения Его на наступающий год. Новый год праздновался не в одно время: то праздновался осенью, 1 сентября, на том основании, что по собрании плодов, как по достижении цели природы и земледелия, наступает новый кругооборот дел и новых надежд на будущее плодородие, и в память победы царя Константина над язычником, царем Максентием, чем низложена языческая и воцарена христианская вера. То праздновался весною, 1-го марта, на том основании, что при сотворении Богом мир начался весною и в марте совершилось воплощение, крестная смерть и воскресение Спасителя и таким образом положено начало великих благодеяний Божиих для человечества. Наконец стал праздноваться 1-го января. Переложению начала года на январь в христиан. землях особенно содействовало введение нового летосчисления, именно от Рождества Христова, бывшего в декабре, пред январем. 1700 год, при Петре Вел. был первый начатый с января в нашем отечестве. Впрочем, следуя летосчислению от Р. Хр. церковь и отечество наши хранят летосчисление и от сотворения мира, и на иных книгах и грамотах означается и те и другие годы, и новый год, с января, у нас называется гражданским – в церкви празднуется он только одним молебном новолетию, – а новый год, с сентября, называется церковным, – в церкви празднуется всею церковною службою.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/o...

На протяжении января мы празднуем память многих славных иерархов, исповедников и подвижников и завершаем его соборным праздником в честь трех великих святителей. Таким образом Церковь вспоминает всех святых, которые проповедовали православную веру своей жизнью или в своих сочинениях. Этим праздником мы отдаем дань почтения всей совокупности знаний, просвещенности, ума и сердца верующих, которые они получают через слово. В итоге праздник трех святителей оказывается воспоминанием всех отцов Церкви и всех примеров евангельского совершенства, которые Святой Дух порождает во все времена и во всех местах, чтобы появлялись новые пророки и новые апостолы, проводники наших душ на Небеса, утешители народа и пламенные столпы молитвы, на которых и покоится Церковь, укрепляясь в истине. Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский, адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря 12 февраля 2012 г. Рейтинг: 9.7 Голосов: 1082 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  Память свт. Василия Великого празднуется 1 января, свт. Григория Богослова — 25-го, а перенесение мощей свт. Иоанна Златоуста — 27-го. скрыть способы оплаты Комментарии Елена 12 февраля 2020, 10:53 Великие святители свт. Василий Великий, свт. Григорий Богослов и свт. Иоанн Златоуст помолитесь Господу Богу о нас грешных Георгие, Людмиле, Сергее, Александре, мл. Павле, Любови, Татьяне, Ксении, Марие, Елене и всех православных христианах. Помогите Сергею и мл. Павлу в учебе.Слава Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и присно и во веки веков. Аминь. Ирина 10 февраля 2020, 17:05 Большое спасибо за просвещение нашего ума и сердца.Дивен Бог во святых своих церквях. Николай 12 февраля 2018, 09:29 Величаем вас, святителие Василие, Григорие и Иоанне и чтим святую память вашу; вы бо молите за нас Христа Бога нашего. Лидия Гусева 12 февраля 2015, 07:27 Славен Бог во Святых своих Игорь 12 февраля 2014, 11:40 Поклон автору за просвещение.Спаси Господи!!! римма 11 февраля 2014, 11:01 Святые Угодники Божии Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст помолитесь Господу Богу о мне грешной,чтобы даровал мне исцеление болезней. Во Имя Отца и Сына и Сятого Духа! Аминь!

http://pravoslavie.ru/51539.html

Не сочти для себя достаточным чтение одного Евангелия, без чтения Святых Отцев! Это – мысль гордая, опасная. Лучше пусть приведут тебя к Евангелию Святые Отцы, как возлюбленное свое дитя, получившее предварительное воспитание и образование посредством их писаний. Многие, все, отвергшие безумно, кичливо Святых Отцов, приступившие непосредственно, со слепою дерзостью, с нечистым умом и сердцем к Евангелию,  впали в гибельное заблуждение... Из чтения отеческих писаний научаемся истинному разумению Священнаго Писания, вере правой, жительству по заповедям евангельским, глубокому уважению, которое должно иметь к евангельским заповедям, словом сказать, – спасению и христианскому совершенству»   (Том I, стр. 112–113). Январь-месяц, по нашему православному календарю, – и особенно вторая половина его, – необыкновенно богат днями празднования памяти величайших Отцев нашей св. Церкви, оставивших нам и свои письменные творения, о которых стыдно не знать православному христианину и не быть знакомым, хотя бы отчасти, с их наставительными писаниями. Так в день гражданского Нового Года – 1-го января празднуется память первого из трех великих вселенских учителей и святителей – св. Василия Великого ,  Архиепископа Кесарии Каппадокийской. «О, Божественная и священная Христовы Церкве пчело, Василие всеблаженне!» так славит этого дивного святителя св. Церковь : «ты бо Божественнаго желания жалом тебе вооружив, богомерзких ересей хулы уязвил еси, и душам верных благочестия сладость сокровиществовал еси». – «Явился еси основание непоколебимое Церкве», так поет она, подчеркивая его великое для нас значение. Всю жизнь боролся он за св. Православие с еретиками-арианами и оставил после себя богатейший вклад в святоотеческую литературу в виде «Шестоднева», «Бесед на псалмы», многих замечательных молитв. Ему же принадлежит «Чин Божественной литургии» его имени и «Устав монашеской жизни». В день 25-го января празднуется память его друга и сподвижника – второго из троичного лика этих великих иерархов – св.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Воскрес из гроба...» . Отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых...». На 1-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь предпразднства. Кондак предпразднства. На 3-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь преподобного . Кондак воскресный. На 6-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь предпразднства. Кондак преподобного. На 9-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь преподобного. Кондак предпразднства. Литургия свт. Иоанна Златоуста. Блаженны гласа – 4, предпразднства, песнь 3-я – 4, и преподобного, песнь 6-я – 4. На входе: «...Воскресый из мертвых...». По входе – тропари и кондаки: В храме Господском – тропарь воскресный, тропарь предпразднства, тропарь преподобного; кондак воскресный. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак предпразднства. В храме Богородицы и святого – тропарь воскресный, тропарь предпразднства, тропарь храма, тропарь преподобного; кондак воскресный, кондак храма. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак предпразднства. Поется Трисвятое. Прокимен и аллилуиарий – Недели пред Богоявлением и преподобного . Апостол и Евангелие – Недели пред Богоявлением и преподобного. Поется «Достойно есть...». Причастен – воскресный: «Хвалите Господа с Небес...», и преподобного: «В память вечную...». Отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых...». 1 Ср.: Типикон, Марковы главы под 7, 13, 15 сентября, 20 ноября, 5 августа; 8 сентября, 2-я Маркова глава; 21 ноября, 2-я Маркова глава; 21 декабря, 2-е «зри»; 7 января, 2-е «зри»; 1 февраля, 1-я Маркова глава; 2 февраля, 8-я Маркова глава; 7 августа, 4-е «зри»; 14 августа, «зри»; 16 августа, 2-я Маркова глава; Минея общая, «Изъявление вкратце»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 86–95. 2 Ср.: Типикон, 5 августа, Маркова глава; Минея общая, «Изъявление вкратце». 3 Общие указания Устава о пении канонов на повечериях предпразднства Богоявления следующие: праздничный канон поется на 8 (ирмосы по дважды, тропари на 6), и затем ирмос оба лика вкупе. Если у канона два ирмоса, то ирмос 1-го канона поется дважды, тропари же обоих канонов на 6, и затем ирмос 2-го канона оба лика вместе.

http://patriarchia.ru/bu/2023-01-15/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010