XIV века: 67 . Феоктист, архиепископ Новгородский, скончавшийся 23-го Декабря 1310-го года. Новгородская 1-я летопись в таких выражениях говорит о нем по поводу его смерти 1467 , что заставляет предполагать раннее установле- —222— ние его почитания. В 1667–1668-м году над его мощами в Благовещенском монастыре, в котором он был погребен, была устроена рака одним усердствовавшим к его памяти Московским боярином (князем Ромодановским). В 1786-м году мощи его перенесены были из Благовещенского монастыря в Юрьев монастырь и в последнем монастыре в 1827-м году устроен был придел, посвященный его имени. 1468 68 . Моисей, архиепископ Новгородский, скончавшийся 25-го Января 1362-го года. Память его чтится местно с ΧV века. 1469 69 . Кирилл Челмский или Челмогорский, основатель упраздненной Покровской Челменской или Челмогорской пустыни, которая находилась в Олонецкой губернии, в Каргопольском уезде, в 43-х верстах к северо-западу от города Каргополя, скончавшийся 8-го Декабря 1367-го года. Начало местного празднования памяти, судя по тому, что у гроба преподобного вскоре после его кончины начались чудотворения, с вероятностью должно быть относимо к древнему времени. 1470 70 . Сильвестр Обнорский, основатель упраздненного Воскресенского Обнорского монастыря, который находился в Любимском уезде Ярославской губернии, скончавшийся 25-го Апреля 1379-го года. Местное празднование памяти началось не позднее второй половины XVI века. 1471 71 . Пахомий Нерехотский, основатель упраздненного Троицкого Сыпанова монастыря, который находился в Костромской губернии, близь города Нерехты, скончавшийся 23-го Марта 1384-го года. «Почитание» памяти с устроением гробницы над могилою и написанием иконы началось еще при жизни учеников преподобного. 1472 За " почи- —223— танием», вероятно, скоро последовало и местное празднование. 72 . Михей, ученик преп. Сергия Радонежского, скончавшийся 6-го Мая 1385-го года. О начале местного празднования ему в Троицкой Сергиевой Лавре ничего не может быть сказано. Судя по тому, что канон ему читается в Лаврской рукописи лишь исхода XVIII века 1473 , нельзя думать, чтобы установление празднования было очень давнее.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В день Обрезания Господня совершается память св. Василию Великому ; потому в этот день совершается литургия св. Василия Великого. На утрени – величание 881 , полиелей, Евангелие, припевы на 9-й песни положены св. Василию Великому . Но отпуст всех служб особый – Обрезанию. Если день Обрезания случится в Неделю (воскресение), то со службой Обрезания и св. Василия Вел. поется и воскресная служба. И отпуст, обыкновенно, произносится воскресный, а не Обрезания, подобно тому, как тогда, вместо припевов Обрезания и св. Василию, поется «Честнейшая». Песнопения воскресные предшествуют другим (Тип.). Катавасия на утрени: «Глубины открыл есть дно» поется с 1-го января до отдания Богоявления – 14 января (Тип., гл. 19). 1-го января у нас (с 1700 года) празднуется начало нового года. В России начинали год сперва с 1-го дня марта, так как в это время «началобытный свет сей видимый сотворен» (След. Псалт.); потом – с 1-го сентября, так как тогда начало индикта, сиречь нового лета. Счет годов и начало их от индикта 882 , состоящего из 15-ти лет, принят вообще христианской Церковью со времени избавления ее от гонений, со времени победы св. Константина Великого над Максентием, бывшей в 312 году. С января ведут счет годы от Рождества Христа Спасителя: 1-го января даровано Богомладенцу имя Иисус – Спаситель. 1-го января, после литургии, бывает, на Новый год, молебен с коленопреклонением. 6-го января – великий праздник святого Богоявления, или Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Господь, на 30-м году Своей жизни, пред вступлением в дело служения человеческому роду, пришел на реку Иордан и потребовал от Иоанна, чтобы тот крестил Его. Предтеча Христов, узнавши, по откровению Божию, Господа, считал себя недостойным крестить Его. Но, услышав от Господа, что Ему нужно исполнить всякую правду, крестил Его. Когда Иисус Христос вышел из воды и молился ( Лк.3:21 ), отверзлись небеса, и Дух Святой в виде голубя сошел на Него; и слышен был глас Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволих» ( Мф.3:13, 17 . Мк.1:9–11 . Лук.3:21–23 и Ин.1:33–34 ). Праздник Крещения Господа называется Богоявлением потому, что при крещении Господа явилась божественная Пресвятая Троица: Бог Отец глаголал с неба о Сыне; Сын Божий крестился от Иоанна и засвидетельствован от Бога Отца; Дух Святой сошел на Сына в виде голубя. Это св. Церковь выражает в песнопении: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, тройческое явися поклонение». В древности в навечерие Богоявления были крещаемы оглашенные. И так как крещение, по своим спасительным действиям, есть просвещение, то и праздник Крещения именуется праздником Просвещения (например: Неделя по Просвещении).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Евпраксия, сестра св. митр. Алексия, бывшая казначеею Московского Зачатейского монастыря (Ист. Uep. IV, 140 ). Евпраксия Староладожская, игуменья и подвижница Староладожского Успенского монастыря, находящегося в Ладожском уезде Санкт-Петербургской губернии, скончавшаяся 28-го Сентября 1823-го года. См. о ней у Е. Поселянина в Русских подвижниках XIX века. Евфимия Григорьевна, старица, скончавшаяся 15-го Января 1860-го года и погребенная в Задонском Богородицком монастыре По словам преосв. Димитрия в Месяцеслове, – 1 над. вып. IV, отд. 2, стр. 95, она благоговейно чтится в Задонске и окрестностях последнего. Евфросиния 592 , в монашестве Евпраксия, княгиня Псковская, супруга князя Ярослава Владимировича (пра-пра-правнука Владимира Мономаха чрез Мстислава Великого и Мстислава Храброго), убитая споим пасынком 8-го Мая 1243-го года и погребенная в Псковском Иоанно-Предтеченском женском монастыре (Новгор. 1 летоп. в Собр. лema. III, 54, Степ. кв. I, 353). В первом издании книги мы поставили ее в числе святых; но на самом деле она есть лишь почитаемая усопшая, см. «Описание Иоанно-Предтечева Псковского монастыря», напечатанное без означения места и года печати, но подписанное Дерптским цензором 18-го Августа 1821-го года, стр. 7 (память княгини 16-го Октября совершается в монастыре пением заупокойного всенощного и заупокойной литургии). Евфросиния, см. Феодосия. Евфросин Андогский, подвижник упраздненной Андогской Успенской пустыни, которая находилась в Череповецком уезде Новгородской губернии, живший в XVII веке, называемый – или по родовой своей фамилии или по месту своего рождения Куржеским (гр. Толстой в Книге глаголемой, 344; о монастыре – Ист. Uep. III, 93 ). Евфросин, игумен упраздненного Савватиева монастыря, который находился в Тверском уезде Тверской губернии, скончавшийся 2-го Марта около 1460-го года (Филарета Русские святые, 2-е Марта). Евфросин Синоезерский, основатель упраздненной Синоезерской Троицкой пустыни, которая находилась в Устюженском уезде Новгородской губернии, принявший смерть от руки Поляков 20-го Марта 1612-го года (Ист. Uep. VI, 108  fin.).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

– Ред. 99 В некоторых рукописях имеет иное название: «В воскресенье после Рождества Христова», «Месяца января». – Ред. 100 В некоторых рукописях имеет иное название: «В память святого Василия», «Месяца января 1-го», «В Неделю о блудном сыне». – Ред. 103 В некоторых рукописях имеет иное название: «В воскресение после Праздника Светов» (т. е. после Крещения Господня). – Ред. 106 В некоторых рукописях имеет иное название: «В воскресенье после Праздника Светов», «Месяца января 13-го». – Ред. 107 В некоторых рукописях имеет иное название: «На святых отцов», «На святого Евфимия», «На отдание Праздника Светов», «Месяца января 20-го». – Ред. 109 Св. Иоанникий – старый солдат, ставший отшельником; на двадцать лет пережил преп. Феодора. Был также поборником иконопочитания. В борьбе за иконопочитание он был столь же выдающейся фигурой среди пустынников, как и преп. Феодор среди киновитов (см.: TSPC. P. 97). – Ред. 113 В некоторых рукописях имеет название: «На жизнь отцов», «На память святых трех иерархов: Василия, Григория и Златоуста», «Месяца января 30-го». – Ред. 114 В некоторых рукописях имеет название: «На жизнь отцов», «На память Златоуста и святого Ефрема», «Месяца января 27-го», «В пятницу». – Ред. 117 В некоторых рукописях имеет название: «На блаженного Фаддея и святого Антония», «Месяца января 17-го». – Ред. 118 В 821 г. арабские набеги достигли в Малой Азии и Крескентиевых мест, где находился преп. Феодор. Арабов привлек на свою сторону восставший Фома Славянин. – Ред. 119 Преп. Феодор в этот момент находился со своими спутниками, возможно, в окрестностях Халкидона. – Ред. 121 Преподобномученик Фаддей Студит († 818) – монах Студийского монастыря; пострадал в гонение иконоборцев. – Ред. 124 Здесь игра слов «монах» (μοναχς) и «мономах» (μονομχος). «Мономах» переводится с греческого как «единоборец». В одном из списков стоит ироническое μοναχομχος, что можно перевести как «монахоборец». – Ред. 125 В некоторых рукописях имеет название: «О том, чтобы твердо стоять в исповедании нашем», «На успение брата Феодула».

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

О постах Пост был установлен еще в ветхом завете и подтвержден в новом: Господь наш Иисус Христос Сам постился в пустыне 40 дней (Искушение Иисуса Христа в пустыне, §75), учил о посте ( Мф.6:16–18 ) и важности поста, который вместе с молитвой дает силу изгонять бесов ( Мф.17:21 ) исцеление глухонемого мальчика (§ 81). Постились апостолы ( Деян.13:2; 14:23 ) и все святые. Пост установлен для того, чтобы дать возможность человеку воздержанием от пищи ослабить плоть свою, тело, с его страстями и, таким образом, дать власти над ним духу. Постясь, мы должны сокрушаться о грехах, горевать о них. Человеку, когда он, в горе, не до пищи, и он ослабляя постом греховные страсти тела может лучше углубиться в себя, подобно распутному сыну, который почувствовал раскаяние под влиянием неимения пищи (Притча о распутном сыне, § 108). Но пост телесный действителен только тогда, когда он соединяется с постом духовным, т. е. на самом деле с воздержанием от всякого зла, гнева, со строгим соблюдением заповедей Божиих, с молитвой и добрыми делами. Посты бывают однодневные и многодневные. К однодневным принадлежат: а) день предшествующий празднику Крещения Господня, для достойного приготовления к нему; б) день Воздвижения Креста Господня (Воздвижение святого Креста Господня, §149); в) память крестных страданий Спасителя; г) день усекновения главы Иоанна Предтечи (Усекновение главы Иоанна Предтечи, § 78), из благоговения к памяти этого великого святого и постника; кроме того, на каждой неделе: д) среда в память предания Спасителя Иудой (Предательство Иуды, §120) и е) пятница в память страданий и смерти Иисуса Христа (Распятие и смерть Иисуса Христа,§127). Многодневных постов четыре: а) Апостольский (Петров), в память святых апостолов, постившихся перед отправлением на всемирную проповедь Евангелия. Он начинается через неделю после Троицина дня и продолжается до дня памяти святых, апостолов Петра и Павла – 29-го июня (12-го июля); б) Богородичный (Успенский), от 1-го (14-го) до 15-го (28-го) августа, для достойного приготовления к празднику Успения Божией Матери (Успение Божией Матери, §135); в) Рождественский или Филиппов, от 15-го ноября (28-го ноября) (после дня памяти апостола Филиппа) до 25-го декабря (7-го января), для приготовления к празднику Рождества Христова (Рождество Христово, §68); г) Великий, или святая четыредесятница, в подражание сорокадневному посту Господню. Он бывает перед Пасхой (Воскресение Христово, § 129). За ним следует пост страстной недели в память страданий Господних. Вербное воскресенье и суббота пред ним служат переходными днями от одного поста к другому, и пост в эти дни не отменяется. На страстной неделе в пятницу, во время утрени читаются двенадцать евангелий о страданиях Господа Иисуса Христа; во время вечерни выносится на ризницы на средину церкви изображение Христе лежащего в гробе, то есть плащаница в воспоминание смерти Иисуса Христа; а на утрени в субботу плащаница обносится вокруг храма в воспоминание погребения Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Ныне в Месячной Минеи, изданной в 1895 году в Москве, находятся обе службы без изменения их. 799 В службе Недели праотец в стихирах на «Господи, воззвах», в богородичных канон утрени в 6 и 8 песнях. 801 Подробнее о Пещном действе в моей книге: О службах Русской Церкви, бывших в прежних богослужебных книгах. Спб., 1885 г. (стр. 159). У Дмитриевского: Чин Пещного действа. Спб., 1895 г. 802 Слова: «На вечерне кафизма обычная» сказаны здесь для того, что в следующем разряде праздников на вечерне не показано обычной кафизмы. 803 Великим славословием называется то песнопение, которое на утрени поется, а не читается; оно оканчивается словами: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас» (См. выше). 804 Именно: в августе: 1-го, 16-го и 31-го; в сентябре: 13-го и 23-го; в октябре: 18-го и 23-го; в декабре: 9-го и 26-го; в январе 7-го (26 декабря, 7 января – Вход и великий прокимен; в марте 26-го; в апреле 30; в июле: 2-го и 25-го. В 18-е октября, в день памяти св. апостола и Евангелиста Луки, в Типиконе, изд. в Москве, 1848 г., против последования стоит знак красный, но все последование таково, какое в 47 гл. имеет знак креста. 805 Так, оставляются до другого дня 25-го июля, в день успения святой Анны службы Олимпиады и Евпраксии; 16-го августа – служба Диомида; 26-го декабря – служба Евфимия. Впрочем, бывает так, что и при службе святому, имеющему знак черный, служба другому святому не поется, а переносится на повечерие. Так, 28 ноября отправляется служба св. преподобномученику Стефану новому, а служба св. мученику Иринарху поется на повечерии (Тип., 28 ноября). 806 Празднование Обновления храма Воскресения Христова, созданного в Иерусалиме, совершается со дня освящения его (Памятн. христианск. древности, сост. Истринским, т. 2, стр. 439. Дни богослужения, Дебольского, изд. 1816 г., ч. 1, стр. 468). В Москве есть храм в память Обновления устроенного храма Воскресения Христова в Иерусалиме. Так как этот храм Москвы создан не в память самого Воскресения, а только в память обновления храма, то носит название храма Словущаго Воскресения. В нем на стене храма находятся изображение освящения храма в Иерусалиме и тропарь 13 сентября (Русская Старина. Снегирева, 1883 г. Год 4-й, стр. 11).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

В Типиконе указано немало случаев, когда совершается память двум святым в один день (2, 3, 4, 22 сентября и др.). При этом чаще всего такие службы не имеют знака, лишь в редких случаях стоит знак шестеричной службы (24 ноября, 15 и 18 января). Также отметим, что последовательность святых (почему именно этот святой выбран первым, а другой – вторым) не связана ни с их статусом (иногда второй святой может быть древнее и выше по статусу, чем первый, например, 4 сентября), ни с удельным весом песнопений каждому из них за богослужением (иногда именно второму святому, а не первому полагаются стихиры на «Слава» и даже прокимен, Апостол и Евангелие на литургии, см. 22 сентября). Устав службы двум святым в седмичный день находится в 10-й уставной главе Общей Минеи и в Месяцеслове Типикона в последованиях служб двум святым без знака (2 сентября, 3 сентября и т.д.). Вечерня Кафисма рядовая по Уставу. Стихиры на «Господи, воззвах ...»: стихиры 1-го святого – 3; стихиры 2-го свя­того – 3; «Слава»: стихира 1-го святого (редко – стихира 2-го святого, см. 22 сентября); «И ныне»: Богородичен 2-го приложения Минеи по гласу стихиры «Славы»; если же вечерня совершается накануне среды или пятницы, то поется рядо­вой Крестобогородичен Минеи. Стихиры на стиховне: стихиры Октоиха со вседневными припевами вечерни («К Тебе возведох...» и «Помилуй нас, Господи...») 411 . Затем возможны два варианта: – если в Минее нет стихиры «Славы», то на «Слава, и ныне» поется Богородичен (Крестобогородичен) Октоиха; – если в Минее содержится стихира «Славы», то порядок исполнения будет следующим: «Слава»: стихира святого (первого или второго); «И ныне»: Богородичен 2-го приложения Минеи по гласу стихиры «Славы», а накануне среды или пятницы – Крестобогородичен Минеи на ряду. По «Ныне отпущаеши...»: тропарь 1-го святого; «Слава»: тропарь 2-го святого; «И ныне»: Богородичен 4-го приложения Минеи по гласу тропаря 2-го святого. Отпуст вседневный. Повечерие Канон Богородице из Октоиха по обычаю. Иногда на повечерие выносится служба третьему святому (если случится память трех святых, например, 22 сентября, 9 ноября).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

В составе чтений специально-учительной группы минейного круга Синаксарь имеет чтения Алексеевского Устава, положенные на 8, 9 (в Синаксаре на 10) сентября, 18 ноября, 24 декабря 1278 (кроме слова Феодора Студита ), 25 (кроме толк, слова Златоуста), 29 декабря, 1, 2, 5 (кроме слова св. Феодора), 6 (кроме толков, слова Златоуста), 16 1279 , 26 января (в Синаксаре – 25-ого числа), 12, 24 1280 февраля, 9, 25 марта, 19, 24 1281 июня, 2, 6 1282 августа. Из этих чтений положенные на 18 ноября, 24, 29, 31 1283 , (в Синаксаре 25-го) декабря, 12 февраля, 24 июня – характерная принадлежность студийского состава чтений. Под 7 сентября, вместо слова Андрея, положено «чтение праздника Феодора Студита » 1284 ; 8-го сентября, вместо слова Андрея Критского , дозволяется читать, по желанию, слово Дамаскина 1285 ; 14 сентября, вместо слова Андрея, указывается «чтение Василия Великого о кресте» 1286 ; 8-го ноября вместо слов Златоуста «чтение из творений Германа о чуде архангелов» 1287 ; 21-го ноября, вместо слова Георгия, «чтение св. Германа или же Иоанна Постника » 1288 ; 9-го декабря в память зачатия св. Анны положено чтение Евергетидского Типикона «чтение из творений Георгия Никомидийского » 1289 ; 29-го декабря, кроме чтения «Нисского» (т. е. указанного в Алексеевском Уставе), назначается еще чтение «св. Василия Селевкийского » 1290 или же из Толковника (т. е. из чередной книги толкования на ев. Матфея); 5-го января кроме толковательного слова Златоуста отмечается еще «чтение Нисского на тему: Сей есть Сын Мой возлюбленный» 1291 ; 25 января, кроме «речи пред епископами» (συνταχτριον; в Алексеевском – 26-го) указывается еще слово о бегстве 1292 ; 24 февраля, кроме «чтения об обретении главы», под которым, наверное, разумеется чтение на этот день Алексеевского Устава 1293 , указывается еще «чтение св. Феодора Студита », которое указывается также и под 25 мая и 24 июня и под которым, наверное, разумеется слово Феодора на Рождество Предтечи, отмеченное в Алексеевском Уставе под 24 июня; 9-го марта, кроме слова «похвалы» Василия Великого , отмечается «похвала Григория Нисского о святых 40 мучениках» 1294 , а на несколько следующих дней указывается чтение Ефрема Сирина о св.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

782), св. Макрины (там же, с. 952), свв. Исидора и Евстафия (там же, с. 1015), св. Евфимия (там же, с. 997), св. м. Василиска (январь, т. II, с. 221), св. патриарха Фавиана (ibid., 252), св. Викентия (ibid., 293), св. Дионисия Севастийского (февраль, т. II, с. 158), св. Марка Афинского (март, III, 778) и св. Евтихия (май, V, 249), но зато в Четиих-Минеях есть и такие взятые из Acta SS. памяти и жития, которых в списке нет. 127 Внесены: в Сентябре: 3-го – св.м. Фива из «мученикословия Римского» (Четии-Минеи, 2 изд. под 3 сентября, ср. Martyrol. Roman., с. 374); 5-го – свв.мм. Иувентин и Максим, «в Антиохии от Юлиана апостата пострадавших. Страдание их св. Иоанн Златоуст написа. t 3, f. 40. Vide Acta SS. iannuarii, t. 1, 612 et Skarga februar 8, f. 120 et Niciphor, l.X, c. 12, Theodolit 1.III, c. 14, а в наших месяцесловах и Прологах нигде же обретается». (Пролог, ч. I, л. 15; память их есть в месяцеслове ими. Василия и в Martyrol. Roman., 25 января); 10-го – три жены в пустынной горе обретенные (вероятно, из Киевских месяцесловов, где они есть под тем же числом); в Октябре: 5-го – свв. Дамиан целебник, Иеремия прозорливый и Матвей прозорливый (из Печерского Патерика); 14-го – преп. Никола святоша (оттуда же, есть и в Львовском месяцеслове 1648 г., но под 16 октября); 15-го – преп. Евфимии новой (из служебной Минеи, есть в месяцеслове при Острожской Библии); 24-го – преп. Арефа Печерский (из Патерика); 26-го – преп. Афанасий Медикийский (из жития преп. Никиты, память которого 3 апреля); 27-го – преп. Нестор летописец (из Патерика); 31-го – свв. апостолы Апеллий и Аристовул, они прибавлены к именам других апостолов на основании службы в Минее, и преп. Спиридон и Никифор Печерские (из Патерика, есть и в Львовском месяцеслове 1648 г.); в Ноябре: 7-го – преп. Лазарь Галасийский (на основании службы в Минее, есть и в Макарьевских Минеях под тем же числом); 10-го – св. ап. Тертий, прибавлен к именам других апостолов на основании службы, (есть и в Макарьевских Четиих-Минеях, но назван Терентием); 11-го – блаж.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Гедеон, подвижник Серпуховского Владычного монастыря, ученик основателя монастыря преп. Варлаама. Геннадий, архиепископ Новгородский, но низведении с кафедры скончавшийся и погребенный в Московском Чудовом монастыре 4 Декабря 1505-го года (у преосв. Сергия). Геннадий, иконописец Черниговский, живший в середине XVII века (у Барсукова). Георгий праведный, Муромский, муж Иулиании Лазаревской, – под 2-м Января в Подлиннике Филимонова. Георгий, юродивый Новгородский, 3-го Ноября. – Неизвестный. Георгий Святославич, князь, убиенный в лето 6562 (1054), а по году и месяцу кончины это – не убиенный, а умерший естественною смертью (19-го Февраля 1054 года) Ярослав Великий, по христианскому имени Георгий, сын Владимира святого. Георгий (Угрин), «иже пострада со св. князем Борисом и с ним в чудесех видении являшеся, 2-го Мая» (у преосв. Сергия). Георгий. В Синодике недели православия, принадлежавшем Вологодской архиерейской кафедре и находящемся теперь в Петербургской Публичной Библиотеке, – Сборников Библиотеки, описанных А. Ф. 156–170. между прочим возглашается вечная память «Георгию Отильбею, новому исповеднику, много мученому от иноверных за веру христианскую», – л. 167 об. Герасим, отшельник Соловецкий и ученик св. Зосимы (в Соловецком Патерике нет). Герман Кожеозерский. См. Логгин. Герман дивный, ученик преп. Кирилла Белоозерского, преставившийся в лето 7016 (1508). Так как преп. Кирилл скончался 9-го Июня 1427-го года, то Герман мог быть его учеником только в несобственном смысле, как подвижник его монастыря. Гермоген, патриарх Московский, скончавшийся смертью мученика 17-го Февраля 1612-го года. Геронтий, митрополит Московский, скончавшийся 28-го Мая (в каталогах ошибочно: 5-го Мая) 1489-го года. В Московском Успенском соборе, по описям его начала XVI века и 1627-го года, находилась икона митрополита Геронтия, – Русск. Историч. Библиот., изд. Археигр. Комм., т. III, coll. 314 и 420: следует думать, что икона, в качестве иконы-портрета, написана была вскоре после смерти митрополита и что первое некоторое время после смерти он был действительно почитаемым в соборе усопшим (в ркп. Румянц. Муз. 364 есть краткое сказание о митр. Геронтии вместе с сказаниями о митр. Филиппе 1-м и Макарии, а в ркп. гр. Уваровой, бывшей Царского, 896, л. 302, есть наставление как писать митрополитов: Феогноста, Киприана, Фотия, Геронтия и двух Филиппов).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010