59 . Княжна Суздальская Евфросиния, жившая в первой половине XIII века (память 25-го сентября, 60 . Епископ Ростовский Иаков, скончавшийся 27-го ноября 1392-го года, 61 . Николай Кочанов, юродивый Новгородский, скончавшийся 27-го июля 1392-го года, 62 . Евфимий Суздальский, основатель Спасо-Евфимиева монастыря, который находится в городе Суздале Владимирской губернии, скончавшийся 1-го апреля 1404-го года, 63 . Павел Обнорский или Комельский, основатель Троиц- —94— кого Павло-Обнорского монастыря, который находится в Вологодской губернии, в 15-ти верстах от города Грязовца, скончавшийся 10-го января 1429-го года, 64 . Максим, юродивый Московский, скончавшийся 11-го ноября 1433-го года, 65 . Дионисий Глушицкий, основатель Глушицкого Покровского монастыря, который находится в Кадниковском Уезде Вологодской губернии, к северу от Вологды, на речке Глушице, скончавшийся 1-го июня 1437-го года, 66 . Исидор Твердислов, юродивый Ростовский, скончавшийся 1474-го года, 1317 и 67 . Ефрем Перекомский, основатель Николаевского Перекомского монастыря, который находится на западном берегу озера Ильменя, в 25-ти верстах к югу от Новгорода, скончавшийся 26-го сентября 1492-го года. Наконец, в святцах одной Следованной псалтири, написанной в 1487-м году 1318 , находим еще 68 . Митрополита Киприана, скончавшегося 16-го Сентября 1406-го года. Из последнего времени перед Макариевскими соборами 1547–1549-го годов известны два случая отклонения высшей церковной властью ходатайств о причислении двоих умерших к лику святых, так как ходатайства найдены были церковной властью не подлежащими удовлетворению. Случаи имели место в 1539-м и 1544-м годах. Преп. Даниил Переяславский, быв в Москве в 1539-м году, донес царю Ивану Васильевичу (нужно подразумевать: боярам, правившим за царя-мальчика, которому в 1539-м году было только 9-ть лет) и митрополиту Иоасафу, что в Переяславле, при церкви св. Николая, которая у городских ворот, лежать в земле мощи чудна и свята мужа, князя Андрея Смоленского, которого мощи прежде лежали в церкви и были с верою лобызаемы от приходящих в нее, которому прежде была совершаема служба с пением канона и стихир и которого образ был написуем на иконах, – и просил у царя и митро-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

По славословии: тропарь воскресный конечный. Отпуст вседневный с вводной фразой «Воскресый из мертвых…». На часах На 1-м и 6-м часе: тропарь воскресный; «Слава»: тропарь 1-го святого, «И ныне»: Богородичен часа. По «Отче наш…»: кондак воскресный. На 3-м и 9-м часе: тропарь воскресный; «Слава»: тропарь 2-го святого, «И ныне»: Богородичен часа. По «Отче наш…»: кондак воскресный. Литургия «Блаженны» Октоиха на 8. Однако если святому Устав назначает «Блаженны», то читаются «Блаженны» Октоиха на 6 и 3-я песнь канона святого на 4. Если каждый из святых имеет «Блаженны» (15 и 18 января), то читаются «Блаженны» на 12: Октоиха – 4, 3-я песнь канона 1-го святого на 4 и 6-я песнь канона 2-го святого на 4. По входе: – в храме Господском: тропари: воскресный, 1-го святого, 2-го святого; кондак 1-го святого, «Слава»: кондак 2-го святого, «И ныне»: кондак воскресный; – в храме Богородичном: тропари: воскресный, храма, 1-го святого, 2-го святого; кондак воскресный, кондак 1-го святого, «Слава»: кондак 2-го святого, «И ныне»: кондак храма; – в храме святого: тропари: воскресный, храма, 1-го святого, 2-го святого; кондаки: воскресный, храма 1-го святого; «Слава»: кондак 2-го святого, «И ныне»: «Предстательство христиан…». Прокимен, Аллилуиа и причастен – воскресные и святого (если есть). Апостол и Евангелие – рядовые и святого (если указано чтение святому). Отпуст вседневный с вводной фразой «Воскресый из мертвых…». §7.4. Богослужение в случае двух святых без знака в неделю в период пред- или попразднства Если в неделю в период пред- или попразднства двунадесятого праздника случится память двух святых, то службу второму святому необходимо перенести на другой день или на повечерие в пятницу, или в воскресенье вечером, так как: – в Типиконе нигде не рассматривается возможность соединения служб двум святым со службами пред- или попразднства и воскресным богослужением; – Марковы главы 20 ноября (предпразднство Введения во храм Пресвятой Богородицы) и 25 ноября (отдание Введения во храм Пресвятой Богородицы) предписывают переносить службу второму святому (святителю Проклу и священномученику Петру соответственно) на другой день, «егда хочет екклисиарх».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Леонид Устьнедумский, основатель упраздненной Устьнедумсков Богородицкой пустыни, которая находилась в Устюжском уезде Вологодской губернии, скончавшийся 17-го Июля 1 54-го года (Ист. Uep. VI, 580 ; у Верюжск. стр. 668). Леонтий Кариховский (Новгородский), основатели упраздненного Карихива монастыря, который находился в Новгородском уезде Новгородской губернии, скончавшийся 18-го Июля 1492-го года (Ист. Uep. IV, 355 ). Лукиан Александровский, устроитель Лукиановой пустыни, которая находится в Александровском уезде Владимирской губернии, скончавшийся 8-го Сентября 1654-го года (Ист. Uep. V, 27 ; Строева Списки иерархов). Макарий Глухарев, знаменитый Алтайский миссионер (1830– 1843), всю жизнь бывший строгим подвижником, скончавшийся настоятелем Волховского Оптина монастыри Орловской губернии, 18-го Мая 1847-го года. По словам одного из его биографов, писавшаго· в 1860-м году, «к месту его погребения собираются сонмы людей благочестивых и служат по нем панихиды», см. в Августовской книжке «Странника» за 1860-й год статью свящ. А. Лаврова: «Архимандрит Макарий, начальник Алтайской церковной миссии», стр. 67. Макарий Оптинский, подвижник Оптиной пустыни, скончавшийся 7-го Сентября 1860-го года. См. о нем у Е. Поселянина в Русских подвижниках XIX века (Уважавший его митр. Филарет сделал замечание Цензурному Комитету за пропуск к печати его писем без очищения их от нелепостей, см. Алфавитный указатель к собранию мнений и отзывов Филарета, стр. 177, col. 2). Макарий Оредежский, основатель упраздненной Оредежской Успенской пустыни, которая находилась в Олонецком уезде Олонецкой губернии, ученик Александра Свирского (Ист. Uep. V, 370 ). Максим Грек, знаменитый писатель и страдалец, прибывший в Россию с Афона в 1518-м году, скончавшийся в Троицком Сергиевом монастыре в неизвестные месяц и день 1556-го года (Память в Троицком монастыре 21-го Января, в день памяти преп. Максима исповедника ). Мария Шварнова, Чехиня, перекрещенная католичка, супруга вел. кн. Всеволода Юрьевича, основавшая во Владимире Княгинин Успенский женский монастырь, скончавшаяся в своем монастыре по пострижении в монашество 19-го Марта 1206-го года (Лаврент. лет. под 1206-м годом; преосв. Димитрия Месяцеслов, 19 Марта, 1-го изд. вып. III, стр. 56).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Кроме того, есть двенадцать больших праздников, которые потому называются двунадесятыми. Из них одни установлены в честь Божией Матери, а другие во славу Господа Иисуса Христа. В честь Божией Матери установлены следующие праздники: 1) Рождество Пресвятые Богородицы 8-го сентября (21 сентября); 2) Введение Пресвятыя Богородицы во храм 21-го ноября (4-го декабря); 3)Благовещение Пресвятыя Богородицы 25-го марта (7-го апреля); 4) Успение Пресвятыя Богородицы 15-го августа (28-го августа). Во славу Господу Иисуса Христа установлены следующие праздники: 5) Рождество Христово 25-го декабря (7-го января); 6) Сретение Господне 2-го февраля (15-го февраля); 7) Крещение Господне или Богоявление 6-го января (19-го января); в память крещения Господа Иисуса Христа в воде реки Иордана, накануне праздника Крещения в храмах освящают воду, а в сам день Крещения выходят с крестом на реку, озеро или колодезь для освящения воды; этот ход называется крестным ходом на Иордань; 8) Преображение Господне 6-го августа (19-го августа); так как к этому времени обыкновенно созревают в садах плоды, то в этот праздник после литургии бывает благословение плодов. 9) Вход Господень в Иерусалим (в воскресение перед Пасхой) праздник этот называется еще Вербным воскресеньем, потому что во время утрени в этот день мы стоим в церкви с вербами, в подражание еврейским детям, которые с ветками деревьев встречали Господа. 10) Вознесение Господне (в 40-й день после Пасхи); 11) сошествие Святого Духа на апостолов; праздник этот называется Пятидесятницей, так как празднуется в 50-й день после Пасхи, а также называется еще Троицыным днем, потому что после сошествия Святого Духа люди научились поклоняться и прославлять Все три Лица Святой Троицы. В этот праздник мы благодарим Господа за новую зелень, украшаем Храмы и дома зелеными ветками деревьев и за богослужением держим в руках цветы. 12) Воздвижение святого Креста Господня 14-го сентября (27-го сентября); в этот праздник в конце утрени святой крест выносится из алтаря на середину церкви для поклонения верующим.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Отец Авель 558 благодарит Вас за память и просит Ваших святых молитв. Дай Вам Бог доброго здоровья, для продолжения Ваших трудов. С братской о Христе любовию Вашего Преосвященства нижайший послушник и богомолец Епископ Исаия. 1/IV–56 г. Д. 12. Л. 36–37. Подлинник. Автограф. 2. Не позднее 19 октября 1957 г. ВАШЕ ПРЕОСВЯЩЕНСТВО, ПРЕОСВЯЩЕННЕЙШИЙ ВЛАДЫКО! С братскою любовию во Христе приветствую Вас, дорогой Владыко, с пожеланиями здоровия и благоденствия. Простите, что несколько задержался с ответом на Ваше любезное письмо. Хотелось детально на месте в Ростове уточнить сведения, Вами затронутые, в письме. Что и удалось сделать лишь 6 октября с. г. Имею сообщить не только о св. Феодоре, но и о других подвижниках, просиявших в земли Ростовской и причисленных к лику святых. 1)  Свят[итель] Леонтий, память его 23-го мая. 2)  Свят[итель] Исаия, – « – 15-го мая. 3)  Свят[итель] Игнатий, – » – 28-го мая. 4)  Свят[итель] Феодор, – « – 28-го ноября. 5)  Свят[итель] Иаков, – » – 27-го ноября. 6)  Свят[итель] Димитрий, – « – 21-го сентября и 28-го октября. 7)  Св[ятой] муч[еник] князь Василий (Василько) – » – 4-го марта. 8)  Преп[одобный] Авраамий Затворник 559 – « – 29-го октября. 9)  Преп[одобный] Петр Ордынский – » – 29-го июня 560 . 10)  Преп[одобный] Иринарх Затворник – « – 13-го января. 11)  Свят[итель] Исидор Юродивый – » – 14-го мая. Св[ятой] блаж[енный] Иоанн Власатый – « – 3-го сентября и 12-го ноября. Все эти угодники чествуются как в самом Ростове, так и в Кафедральном Соборе совершением в дни их памяти торжественных богослужений и пениями молебнов. Имена сих угодников возносятся там, где их положено, по уставу св[ятой] Церкви, возносить. Большинству этих угодников имеются службы или в месячной или дополнительной минее. Свят[ителю] Феодору имеется рукописная служба, перенесенная из Успенского Собора и хранящаяся в настоящее время в Николо-Вспольской Церкви города Ростова. Св[ятому] блаж[енному] Иоанну Власатому имеется также рукописная служба и хранится в Толгской церкви города Ростова.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Таисия (из Алфавитного патерика); – преп. Симон еп. Владимирский (из Печерского Патерика – Пролог, ч. III-я, л. 325 об.); 11-го – св. Кирилл Словенский, память его 14 февраля, но житие помещено сегодня вместе с житием Мефодия, память которого в Прологе – под этим числом; 13-го – св.м. Александр Римский, о нем в Прологе: «Тут положити Александра мученика, его же в Прологах и месяце- слове Московском несть, токмо в Львовском и прочих таких (?) месяцесловах; в Чете житие его сегодня л. цле»; 14-го – преп. Симеон Синдонит (по повести в Прологе); 16-го – блаж. отроковица Муза (по повести в Прологе, заимствованной из Диалогов св. Григория Двоеслова) ; 22-го – св.м. Евстигней, о котором впрочем, только упоминает, что его память почитается 5-го августа; 29-го – преп. м. Феодосия, о ней в Прологе заметка: «В той же день 29-й другой Феодосии девицы инокине, за свв. иконы пострадавшия, мая 8 зри, также 18-го» (по Макарьевским Четиим- Минеям, где под этим числом ее житие); в Июне: 1-го – преп. Агапит Печерский (из Патерика, рукоп. 420, л. 454); 3-го – св.м. Лукиан Белгийский (из Acta SS., январь, т. I, л. 459, см. там же); 4-го – св.м. Конкордий (по Martyr. Roman., где он 1 января, и Acta SS., январь 1, с. 9, см. ту же рукоп., л. 468); – свв.мм. Фронтасий, Северин и Сильван (оттуда же, см. там же); – преп. Зосима Киликийский (из Луга духовного, см. Четии- Минеи 4 июня); 5-го – преп. Анувий пустынник (по Макарьевским Четиим-Минеям, в указанной выше рукоп. заметка: «В Чете взменкуется преп. Ануфа чудотворец et in vita ss.pp. est quidam Anups... De illo vide ibi et hic pone illius пред Игорем может будет с поллиста»); – блаж. Константин митроп. Киевский (из Летописца Печерского, см. Четии-Минеи, 5-го июня); – преп. авва Дорофей (из Макарьевских Четиих-Миней, см. заметку в Четиих-Минеях); 6-го – свв.мм. девы Архелая, Фекла и Сусанна; Acta SS., январь, II, с. 192; 7-го – св. Маркелл, папа Римский и св. священномученик Маркеллин, (заимствованы – первый из Acta Sanctorum, январь, II, с.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

В Уставе 1682-го года лишние святые против Устава 1641-го года или внесённые редакторами его суть: —23— 9 Сентября Иосиф Волоколамский и 9 Января митр. Филипп. В Уставе 1682-го года недостающие святые против Устава 1641-го года или опущенные его редакторами суть следующие: 5 Сентября Князь Глеб, 30 Сентября Григорий Пельшемский, 23 Октября Иаков Боровицкий, 27 Ноября Иаков, епископ Ростовский, 28 Ноября Феодор, архиепископ Ростовский, 1 Декабря Савва Звенигородский, 14 Января Принесение мощей кн. Михаила Черниговского, 17 Января Антоний Римлянин, 2 Марта Арсений епископ Тверский, 5 Марта Перенесение мощей кн. Феодора Ярославского и чад, 16 Марта Серапион архиепископ Новгородский, 30 Апреля Никита Новгородский, 2 Мая Борис и Глеб, 15 Мая Евфросин Псковский, 16 Мая Ефрем Перекомский, 26 Мая Обретение мощей Макария Колязинского, 27 Мая Перенесение мощей митрр. Киприана, Фотия и Ионы, 3 Июня Царевич Димитрий, 7 Июля Прокопий Устюжский, 4 Августа Проявление мощей митр. Петра, 13 Августа Максим юродивый Московский 1799 Кроме того, два святые перенесены с одних чисел на другие: Митр. Иона с 30-го Марта на. 15-е Июня 1800 и —24— Антоний Печерский с 7-го Мая на 10-е Июля 1801 . В нынешнем Уставе лишние святые против Устава 1682-го года, неизвестно нам когда впервые или снова внесённые, суть следующие: 24 Ноября Меркурий Смоленский, 27 Ноября Иаков, епископ Ростовский, 1 Декабря Савва Звенигородский, 7 Декабря Нил Столбенский, 28 Января Феодосий Тотемский, 4 Февраля Кирилл Новоезерский, 2 Марта Арсений, епископ Тверский, 16 Мая Ефрем Перекомский, 19 Мая Корнилий Комельский, 27 Мая Обретение мощей Нила Столбенского, 5 Июня Князь Феодор Ярославич, 3 Июля Перенесение мощей митр. Филиппа, Святых, недостающих в нынешнем Уставе против Устава 1682-го года один, это – 27 Июля Николай Кочанов. История списка обще-празднуемых Русских святых в подлежащих нашим речам Уставах, как видно из сейчас сказанного, есть следующая. В первопечатный Устав 1610-го года внесено значительное количество новых святых против устава Московского Успенского собора и исключено из него некоторое количество святых, находившихся в сём последнем. В Уставы 1633-го года внесён один новый святой (собственно – одна новая память) против Устава, 1610-го года и исключено довольно значительное количество вновь внесённых в него святых с одним святым, находившимся и в уставе Успенского

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Межно. Часовня Флора и Лавра. Карта и ближайшие объекты До 1870 года деревня Межно относилась к Орлинскому приходу. С 1870 Межно причислено к Рождественскому. Рождественский Приход составляют: село Рожествено, Даймище, Парушино, Замостье, Грязно, Поддубье, Выра, Батово, Кузнецово, Рыбицы, Новое Сиверско, Большая Дивенка и Межно. Всех прихожан мужского пола 1494, женского 1593. В приходе были православные финны, потомки карел, некогда принадлежавших к новгородской епархии. Раскольников в Межно 52 обоего пола, в Даймище 12, в Парушине-25, в Грязне-9, Поддубье-10, Выре - 10. Новом Сиверске - 1, в Большой Дивенке - 41. Служат у них крестьяне деревни Даймища Иван Кузмин и деревни Выры Марк Степанов. Прихожане в большинстве неграмотны. Училище, открытое с обращением села Рождествено в город, в 1780 году, закрыто в 1797 г., когда город снова стал селом. Сельские праздники: в Межно - Флору и Лавру; в Рождествене празднуют 8-го сентября, 6-го декабря и 9-го мая; в Грязне в Поддубье 8-го сентября, в Даймище и Батове - Николаю Чудотворцу, в Замостье, Выре и Рыбицах - Косме и Дамиану, в Парушине, Кузнецове в Большой Дивенке - Покрову. Крестные ходы совершаются: 1) 6-го января и 1-го августа на р. Оредеж, для водоосвящения; 2) 23-го апреля в Рожествено и Батово для окропления скота; 3) 21-го мая - в Новое Сиверско, для окропления скота, и, по обету крестьян, в память пожара 11-го сентября 1837 г., когда сгорела церковь и выгорело почти все село; 9) в Ильинскую пятницу в Кузнецово, 14-го сентября в Поддубье и 18-го сентября в Межно, Рождествено в память падежа скота. С начала XIX века в деревне существует часовня во имя святых мучеников Флора и Лавра, построенная на деньги жителей Межно в память падежа скота. Часовня находилась за улицей Центральная на дороге, ведущей к пастбищам. До закрытия, часовня была приписана к церкви Апостолов Петра и Павла, первой церкви в дачной местности Сиверская. Часовня в Межно закрыта в 1938 году, а в 90-х исчезла без следа. Выстроена заново в 2009 г.. Комментарии и обсуждение Всем миром в д. Межно Гатчинского района Ленинградской области восстанавливается часовня во имя святых мучеников Флора и Лавра, утраченная во времена лихолетья. Освящение часовни планируется зимой 2010 года. Архитектор Хмелевский Сергей Александрович. 15 января 2010. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=13410

5) Сретение Господне во храме Симеоном, в сороковой день по рождеству Христове (2-го февраля). 6) Крещение Господне от Иоанна на реке Иордан (6-го января). 7) Преображение Господне на горе Фавор (6-го августа). 8) Торжественный вход Иисуса Христа в Иерусалим, неделя Ваий, или Вербное Воскресенье (за шесть дней до Пасхи). 9) Вознесение Господне на небо в 40-й день после воскресения (в четверг, на 6-й неделе после Пасхи). 10) Пятидесятница в память сошествия Св. Духа на апостолов, в 50-й день по воскресении Христовом, и вместе во славу Пресвятой Троицы (в 8-е воскресенье по Пасхе). 11)Успение Пресвятой Богородицы (15-го августа) 12) Воздвижение Честного Креста Господня, обретенного царицею Еленою (14-го сентября). Кроме сих праздников, с особенным торжеством отправляются в Церкви: 1) Рождество Иоанна Предтечи от Захарии и Елисаветы (24-го июня). 2) Усекновение главы Иоанна Предтечи Иродом (29-го августа). 3) День верховных апостолов Петра и Павла (29-го июня). 4)Св. Николая чудотворца (6 декабря). 5) Храмовые праздники. Посты православной церкви 1) Великий пост , или св. четыредесятница, важнейший из годовых постов, продолжается сорок дней в воспоминание и по примеру сорокадневного поста Господа Спасителя. Преимущественно в этот пост христиане говеют – ходят в церковь , исповедают грехи свои и причащаются св. Христовых тайн. Великий пост бывает перед Пасхою, и за ним следует Страстная неделя в память страданий Христовых. 2) Рождественский (или Филипповки) начинается 15-го ноября и продолжается сорок дней – до Рождества Христова (для приготовления к этим великим дням). 3) Успенский пост – перед днем Успения Пресвятой Богородицы – с 1-го по 15-е августа. 4) Петров пост (или Петровки) начинается чрез 7 дней после Пятидесятницы и продолжается до 29-го июня, то есть дня апостолов Петра и Павла, и потому, когда Пасха бывает ранее, – пост продолжительнее, а когда Пасха бывает позже, и Петров пост короче. Дни постные 1) Воздвижение Честного и Животворящего Креста (14-го сентября).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

(См. подроб. о нем в описании Казанского собора) 58 . В настоящее время при Симеоновской церкви состоят: 1) Протоиерей Николай Петрович Содальский, магистр, кончил курс учения в С.-Петербургской Духовной академии. 1837 г. определен профессором в Казанскую Духовную семинарию. 1837 г. 6-го сентября перемещен ректором в ямбургские духовные училища. 9-го сентября 1838 г. рукоположен в священника к церкви св. Благоверного Великого князя Александра Невского при С.-Петербургском батальоне военных кантонистов, 1842 г декабря. 13-го дня перемещен к Трехсвятительской церкви, что при Андреевском соборе, на вакансию старшего священника, 1848 г. июля 2-го дня, а от сей церкви к Благовещенской, что на Васильевском острове, 1854 года июня 14-го дня; возведен в сан протоиерея 1855 г. мая 21-го дня; определен членом С.-Петербургской Духовной консистории 1859 г. января 26-го дня и благочинным Васильеостровских церквей, 1861 г. сентября 12-го дня; перемещен от Благовещенской к Симеоновской церкви, 1867 г. ноября 6-го дня; имеет камилавку, золотой наперстный крест от Синода выдаваемый, бронзовые крест и медаль в память войны 1853–56 годов, и орден св. Анны 2-й степени с Императорской короной; а в ноябре 1872 г. с Высочайшего соизволения, поднесен ему от прихожан золотой наперстный крест, украшенный драгоценными камнями, в знак признательности к трудам его, по возобновлению Симеоновской церкви и учреждению Общества вспоможения приходским бедным из приютов для детей. 2) Священник Николай Иванович Верховский, магистр, кончил курс учения в С.-Петербургской академии в 1857 г., рукоположен в священника Троицкого собора, что на Петербургской стороне; 1857 г. декабря 5-го дня переведен к Симеоновской церкви 1867 г., ноября 6-го дня; имеет камилавку и золотой наперстный крест. 3) Священник Петр Космич Спонаровский, магистр, кончил курс учения в С.-Петербургской Духовной академии в 1855 г., определен учителем в новгородскую Духовную семинарию 1855 г. декабря 7-го дня; помощником инспектора семинарии 1857 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010