4). В этом главное отличие христ. проповеди от любого вида речи нецерковного характера. И по предмету, и по внутренним свойствам христ. проповедь имеет божественное, надмирное происхождение. Своим содержанием она охватывает вопросы духовной жизни, а ее целью является спасение человека и наследование им Царства Небесного. Именно поэтому, проповедуя Евангелие, апостолы столкнулись с неприятием этого учения теми, кто жили по началам плотского мудрования и не могли возвыситься до принятия истин духовной жизни. «...Иудеи требуют чудес,- говорит ап. Павел,- и Еллины ищут мудрости» (1 Кор 1. 22). В ответ на это апостолы проповедуют Христа распятого, настаивая лишь на одном - принятии богооткровенного учения верой (ср.: 1 Кор 1. 23-25). Поступая так, они следовали примеру Самого Христа Спасителя, Который от слушателей требовал безусловной веры в Него. Это требование основано на особенностях человеческой природы: Божественная истина, в глубинах своей премудрости непостижимая для ума человеческого, удобно воспринимается сердцем - седалищем веры человека. «Сердцем веруют к праведности»,- говорит апостол (Рим 10. 10). Этим определяется главный принцип апостольской проповеди и всего церковного учительства: учение Евангелия, являясь Божественным Откровением, должно возвещаться как достоверная и непреложная истина, воспринимаемая слушателем по вере. В пастырских Посланиях ап. Павла - к Тимофею (2) и к Титу - указывается, что главным предметом проповеди является Господь Иисус Христос и Его учение (1 Тим 2. 5-7). Главный предмет не исключает частных, обусловленных различными запросами пастырской практики (1 Тим 4. 4-11; а также главы 5 и 6). Апостол указывает на цель пастырской проповеди в отношении слушателей: она должна приводить к любви от чистого сердца, доброй совести и нелицемерной вере (1 Тим 1. 5), а также учить прилежанию в добрых делах (Тит 3. 8). В пастырских Посланиях содержится учение о значении христ. проповеди в деле спасения человеческого рода, о благодати Божией, содействующей пастырю-проповеднику (2 Тим 1.

http://pravenc.ru/text/166109.html

Рассуждение Святитель Иларион Меглинский вел ожесточенную борьбу с богомилами. Однажды вожди богомильства собрались пред Иларионом и начали с ним спор о вере. Учили они, что Бог сотворил духовный а диавол – материальный. На это святой Иларион им ответил, что в Священном Писании говорится: Яко Царь всея земли Бог ( Пс. 46:8 ), а также: Господня земля, и исполнекие ея ( Пс. 23:1 ). Богомилы утверждали, что Ветхий Завет – от диавола. На это святитель им ответил: «Если бы Ветхий Завет и вправду происходил от диавола, разве бы Христос сказал: Исследуйте Писания... а они свидетельствуют о Мне ( Ин. 5:39 )? И разве признал бы Он высочайшими заповедями те [заповеди] о любви к Богу и ближнему, которые некогда были даны Моисею?» Богомилы твердили, что тело Христово принесено с неба. На это святой Иларион возразил им, что если бы это было так, то тело Христово не чувствовало бы ни голода, ни жажды, ни утомления, ни страданий и не подлежало бы смерти. Тогда богомилы выразили свое негодование по отношению к крестному знамению, которым осеняют себя христиане. Святитель же дал им на это такой ответ: «А что вы будете делать, когда на небе явится знамение Сына Человеческого, крест Его, и когда восплачутся все племена земные, не веровавшие в крест?» И еще сказал он им: «Как говорите вы, что все зло – от злой материи, а между тем не желаете поклониться оному Древу, которым освящен весь материальный Созерцание Да созераю досточудную силу апостольского слова (Деян. гл. 16), а именно: 1) как Павел и Сила беседовали с женщинами, собравшимися в Филиппах у реки; 2) как Господь отверз сердце женщины по имени Лидия, и крестилась она и весь ее дом. Проповедь о призвании всех христиан быть святыми Находящимся в Ефесе святым... Еф. 1:1 Святыми называет Апостол христиан в Ефесе. Не одному, не двум и не части их дает он такое именование, а всем. Не дивное ли это чудо, что люди не в пустыне, а в городе, причем [в городе] языческом, [с] испорченными [нравами], были святыми? К святым относятся и женатые, и рождающие детей, и торгующие, и занимающиеся светскими делами! Такими воистину были первые христиане. Их преданность вере и верность Господу, а также праведность и чистота жизни полностью оправдали их наименование святыми. Если в последние времена святые станут исключением, то в ту, первую эпоху исключением были несвятые. Святость была правилом. Впрочем, не следует дивиться тому, что Апостол называет все крещеные души в Ефесе святыми еще и потому, что есть у него еще одно возвышенное имя, относимое ко всем христианам, как-то: сыны , сыны Божии ( Гал. 4:6 ). Право так называться дал нам Сам Владыка Христос, научивший нас обращаться к Богу, именуя Его Отче наш!

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Частное насилие имеет свойство моментально выходить из-под контроля и вообще беззаконие и грех; все, что остается - это звать полицию. Неприятно, когда после нашего звонка человека уводят в участок, а потом судья определяет меру пресечения. Неприятно думать о том, что наша возможность спокойно совершать богослужения держится на полицейском принуждении к порядку. Но это так. Воры воздерживаются от взлома Вашей квартиры не потому, что они Вас любят и уважают, а потому, что они боятся полиции. Это огорчительно, но это так. Как бы Вы ни преуспели в добродетели, воры все равно Вас не возлюбят - их все равно будет сдерживать только полиция. У нас есть возможность собираться для молитвы только до тех пор пока каждый хулиган, желающий поразвлечься, знает, что его задержат и накажут. Объявите храмы Русской Православной Церкви зоной свободной от полицейского принуждения - и от желающих всласть побеситься не будет отбоя. Более того, ваша возможность безопасно ходить не только в храм, но и в магазин - как и вообще возможность безопасно ходить по улицам - обеспечивается полицией, которая задерживает безобразников, и судами, которые выносят им приговоры. Идея, что Церковь совершает нечто дурное, вызывая полицию и предоставляя государству поддерживать порядок, в то время как любое другое сообщество неповинно, делая то же самое, выглядит полностью абсурдной, как только мы пытаемся ее сформулировать. Поэтому ее и не формулируют - предпочитая формат эмоциональных обличений. Нам не нужно ими смущаться. Церковь следует учению Христа и Апостолов. Она ни в малейшей степени не обязана следовать учению Льва Толстого. Она тем более не обязана следовать ему в одностороннем порядке. Она еще менее обязана любой ценой искать расположения людей, к ней сознательно и непримиримо враждебных. Если воры объявляют Вам, что учение Христа требует от Вас снять замки с дверей и ни в коем случае не вызывать полицию, Вам стоит поставить их вероучительный авторитет под вопрос. Если от Вас требуют признать непечатную брань - молитвой, безбожников - наставниками в Евангелии, а Церковь - ни в коем случае не смеющей вызывать полицию - тоже. Рейтинг: 8 Голосов: 23 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Тимофей 18 ноября 2013, 18:44 Толстовство совсем не христианство. Нужно вспомнить заповеди блаженства, чтобы понять, что непротивление злу, соответствует христианству когда касается зла против МЕНЯ. Но когда зло направлено против ближних, то нужно помнить о блаженстве " ищущих правду " , блаженстве " миротворцев " .Защита правды, слабых, мира часто требует насилия, которое не противоречит вере в Христа. Вспомните Его отношение к торговцам в храме. Примером для учеников служит Его смирение ко злу, направленному против Него. Помните Его слова к Петру, когда Петр предложил Ему спастись. И Его твердость в соблюдении " законов и пророков " . Толстой же в своих принципах защищал своё удобство, оправдывая собственную безответственность по отношению к своим детям и жене.

http://pravoslavie.ru/52651.html

3) Вальсамон «Правило говорит, что если кто из них с чистым раскаянием оставит прежнее зло, и обяжется сохранять догматы кафолической церкви, тот должен быть принят. И если это клирики, то должны непременно сохранить свои степени, ибо погрешают не в отношении к вере, а осуждаются за братоненавидение. Если они имеют епископское достоинство, а в стране, в которой они были отлучены, находятся другие (православные) епископы, они не должны действовать ничего епископского, но на попечении епископа (православного)) будет лежать, иметь ли им одно имя епископа, или называться другим именем; а когда нет местных епископов, они должны исправлять и епископские дела. И клирики, после принятия в церковь , могут быть сопричислены к клиру, к которому были прежде рукоположены, но только тогда, когда на место им не определены другие клирики; а если где имеются таковые, то с ними должно поступить так же, как написано выше о епископах» (Полн. Кормч. стр. 40). 4) Матфей Властарь : «Как должно принимать новатиан? 8-е правило 1-го собора повелевает, чтобы чистые (кафары) или новатиане, о которых мы сказали прежде, приходяще к кафолической церкви, письменно исповедали, что они будут точно соблюдать все ее догматы, будут принимать отвергшихся Христа и снова обращающихся, и будут устроять их по временам, определенным для покаяния падших, и что будут в церковном общении с двубрачными. И если согласятся на сие, то состоявшим в клире повелевает вновь получать свои степени, которые они прежде оставили, будучи непр. пресвитерами или диаконами; даже и бывшим епископами повелевает вновь устроиться в своих епископиях, если тем временем не заняли их другие» («Синтагма», буква «А», гл. 2). 5) Св. патриарх Тарасий, объясняя 8-е правило, сказал: «а как надобно понимать слово: рукоположение? Почтеннейшие иноки сказали: Владыка! просим наставить нас. Святейший патриарх Тарасий сказал: слово рукоположение может быть здесь сказано просто о благословении, а не о хиротонии» (Деян. Всел. Соборов, т. VII, стр. 48).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim-Aleksa...

Вы, вероятно, смеялись, читая эту историю, – уверяю вас, я сам смеялся, когда мне рассказывали ее. Но согласитесь, есть в ней еще кое-что кроме повода к смеху. Есть в ней некая преувеличенная серьезность в творении маленьких добрых дел. Вполне возможно, что серьезность эта – смешная и наивная – как-то компенсирует ту тотальную и всеобщую несерьезность большинства людей в отношении и добрых дел, и повседневных обязанностей. Рейтинг: 9.8 Голосов: 166 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Ирина Белизина 17 июня 2018, 19:02 Спасибо,отец Андрей!Трогательно,конечно.Жалко уставшую маму,которая,как все наши женщины везёт все на себе.Папа,конечно щепетильный,но ведь когда,даже с разрешения рабочих,что-то берёшь " типа и так этого много " , то это воровство.Если каждый возьмёт по кирпичу-стройки не будет!Но согласна-Церкви надо строить!Смысл,конечно в этом!И детей надо к этому приручать с детства! Михаил 21 февраля 2013, 12:00 Я думаю не стоит так относиться щепетильно, потому что сделав доброе дело, нужно просто забыть о нем, а не думать: " Вот я сделал доброе дело, как это хорошо мне зачтется или моей семье, ведь это так символично, нас трое и кирпечей три штуки... и т.д. и т.п. " Поправьте меня, если я не в ту степь пошел. татиана 3 ноября 2012, 01:21 если все были бы искренни и добры простодушны в вере и любили БОГА всей своей душой больше чем что либо не было бы войн а был бы мир на земле!!!с теплом татиана Юрий 30 октября 2012, 15:57 Дорогой, Евгений, прочитал Ваш комментарий, но не согласен с ним. Пойдите в любой строящийся храм и поговорите с батюшкой и спросите сколько тысяч кирпичей нужно на строительство храма и нужен ли ему Ваш кирпич другого цвета и непонятного качества. Лично Вы хотели бы построить себе дом из таких кирпичей? Думаю что нет. Вот и получается, что наше пожертвование из разряда " возьми Боже, что нам негоже " . Юрик 27 октября 2012, 21:23 Да дети ТАК не разговаривают. А рассказ хороший. Виталий 25 октября 2012, 16:29

http://pravoslavie.ru/56893.html

Выражением « λος» обозначается такой предмет, части которого не представимы без целого, без того главного, которым они связуются во единое тело. Каждая часть является здесь образом целого. Предикат: «кафолическая» в рассуждении Церкви означает (по словам Климента Александрийского [Strom., l. VII, c. 15]) противоположность по отношению к еретическому разделению – πρς διαστολν. Смысл термина «кафолическая» точно соответствует его этимологии. Вот почему, говоря, например, о воде греки выражаются: λον ( δωρ); таковы же еще понятия тела, космоса и т.п.; но означенный термин не приложим напр. к дому или к какому-либо другому строению. Так же и св. отцы прилагают упомянутый термин к «вере» и «любви», образующим из себя τ λον (Игн. Богон. К Еф., гл. 14; рус. пер. прот. Преображ., стр. 275). Климент Алекс. исповедание Христово верою и жизнью называет μολογαυ καθολικν, в противоположность к μερικ, происходящему только «от слуха» – δι φωνς (fol. 437). Замечательно следующее место из послания св. Игнатия к смирнянам (гл. 8 по рус. пер. прот. Преображ., стр. 305); «где Иисус Христос , там и кафолическая церковь », т.е., где присутствует Он, там все верующие христиане образуют из себя нераздельное единство. Непосредственно пред этим св. отец выражается так: «где будет епископ, там должен быть и народ» ( τ πλθος) – только; наоборот: где Иисус Христос , там (и только там находится) кафолическая Церковь ». В первом случае – «множество, толпа, народ», и «кафолическая церковь » во втором – находятся между собой в строгом соответствии. Первым выражением обнимается единство верующих на определенном месте, вторым – единство всех верующих. Таким образом, где Иисус Христос там все верующие составляют собой единство; также и верующие поместной церкви должны, посредством епископа, образовывать собой единство. Следовательно, св. Игнатий единство поместной церкви основывает на единстве целой Церкви. Итак, только один Господь есть невидимый Глава Церкви, из ее же епископов нет ни одного, который мог бы служить такою главою; следовательно, никакой архипастырь и никакая мирская власть не могут и не должны быть последнею. Таков смысл евангельского изречения: «вы же не нарицайтеся учители: Един бо есть ваш Учитель Христос, вси же вы братия есте» ( Мф. 23,8 ). «Все» церковное тело, скрепляемое и соединяемое составами и связями, растет возрастом Божиим от своей единой Божественной Главы ( Koл. II, 19 ). Ясно, что Церковь и в своем жизненном проявлении должна быть «кафолической», или «соборной».

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

Мф. 9:7 . И он (расслабл.) встал, взял постелю свою, и пошел в дом свой. 8 . Народ же, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам. 25 .Когда же народ был выслан. Он, вошед, взял ее за руку,и девица встала. 26 .И разнесся слух о сем по всей земле той. Мф. 21:15 . Видев же первосвященники и книжники чудеса, которые Он сотворил, и детей, восклицающих в храме и говорящих: Осанна сыну Давидову! вознегодовали. Возражение 2-е . а) Учение Иисуса Христа принял только простой народ, который охотно верил чудесам и вымышленным сказаниям, не умея испытывать истину, б) В этом отношении Евангелие сходно с другими древними историческими книгами, которые наполнены невероятными рассказами. Неправда, что только простой народ принимал учение Иисуса Христа и верил Ему по простоте своей: Иаир, Никодим, Лазарь, Иосиф Аримафейский, многие из начальников и из сословия священников веровали во Иисуса Христа: Ин. 12:42 . Деян. 6:7 . Также и после вознесения Спасителя на небо, уверовали во Христа Крисп – главный начальник синагоги, Сисфен–начальник же синагоги, Аполлос–муж красноречивый ( Деян. 18:8;17 ). Ап. Павел, принадлежавший к числу римских граждан и учившийся у Гамалиила, – тоже был не из простого народа. Евангельская история никакого не имеет сходства с теми языческими историями, которые описывают события давно прошедшие, а между тем ап. Матфей и Иоанн были очевидцами дел Иисусовых; Марк и Лука находились в близком и продолжительном общении с очевидцами. Иоан. 12:42 . Впрочем и из начальниковмногие уверовали вНего; но ради фарисеев не исповедывали, чтобы не быть отлученными от синагоги. Деян. 6:7 . И слово Божие расло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере. Деян. 18:8 . Крисп же, начальник синагоги, уверовал в Господа со всем домом своим, и многие из Коринфян, слушая, уверовали и крестились. 17. А все Еллины, схватив Сисфена, начальника синагоги, били его пред судилищем; и Галлион ни мало не беспокоился отом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

На ее глазах двое крепких алтарников взяли под руки до этого спокойно стоявшую женщину, подвели к амвону, и священник стал читать над ней какие-то молитвы. И тут в храме стало твориться такое, что впервые в жизни Наталия почувствовала: волосы у нее на затылке встают дыбом от ужаса. Она, как и остальные прихожане, в страхе молилась на коленях, не смея даже поднять глаза туда, где билось и мерзким тонким голосом верещало существо. В том, что голос, звучавший из женщины, не может принадлежать человеку, не было никаких сомнений. Наталия рассказала, что ее испугали не конвульсии женщины и даже не содержание ее реплик. Пугало явственное ощущение присутствия абсолютно враждебного человеку и бесконечно злого существа. Присутствие, навевающее тоску и уныние. От всего увиденного у Натальи осталось крайне тяжелое впечатление, которое, по ее словам, нисколько не укрепило ее в вере. И до сих пор вспоминать этот эпизод ей не хочется. Возникает естественный вопрос — что это за явление и как к нему следует относиться? Уполномоченные и самозванцы Тема экзорцизма и заклинателей была актуальна уже в апостольские времена. В «Деяниях святых апостолов» (19: 13-16) мы находим рассказ о том, как семь сынов иудейского первосвященника Скевы, увидев, как апостол Павел изгоняет бесов, решили тоже попробовать. «Заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует», — сказали они, а в ответ услышали: «Христа знаю, и Павла тоже знаю, а вы кто такие?» И бесноватый набросился на них, жестоко избил, порвал их одежды и один погнал всех семерых по улице. В отношении к современным отчиткам у Церкви нет единого мнения. Святейший Патриарх Алексий II осуждал участившуюся практику отчиток. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) советовал человеку, одержимому бесом, почаще причащаться и собороваться: « Отчитка — это чин, а вот Соборование — это одно из семи Таинств Божиих. Пособоруйтесь и причащайтесь почаще… Вот и будет Вам помощь — и противостанете злу» (Письма архимандрита Иоанна (Крестьянкина). 8-е изд., доп.: Свято-Успенский Псково-Печерский мужской монастырь, 2008).

http://pravmir.ru/oxota-na-besov/

Положение Матроны было печальное. Преподобный видел пламенное рвение ее служить Господу, видел и препятствия тому. Чтобы успокоить ее, что было делать? Апостол писал: не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве ( 1Кор.7:5 ). По этому правилу Апостола, жена и муж, по взаимному согласию, могут на время оставлять общее ложе, могут оба дать обеты чистоты и подвизаться в монашеской жизни; но если муж не согласен вести чистую жизнь, жена, хотя бы и хотела, не должна давать обет чистоты. Св. Василий великий писал: «аще (жена отступила от мужа) потому, яко биена была и не стерпела ударов: то подобаше паче претерпевати, нежели разлучатися» 132 . Так рассуждал и св. Златоуст, но он же указал на возможный случай: «если, говорил он, муж вынуждает жену отступить от чистой веры, то, для сохранения важнейшего долга совести, жена пусть оставит такого мужа» 133 . По наставлению Спасителя ( Лк.16:18 ), прелюбодеяние мужа дает жене право оставлять преступного мужа. Каков был муж Матроны? Нарушал ли он верность жене и св. вере? Не видно из жития Матроны. Но, по отношениям его к жене-монахине, видно, что это был человек пропитанный языческими мыслями о безграничных правах мужа над женою. После того, как жена его стала монахинею, он по гражданскому закону имел право взять за себя другую и жить покойно. Но он, как язычник, убежден, что он, муж, по сотне причин может прогнать от себя жену, а жена ни по какой причине не имеет права оставить мужа. Он гоняется за Матроною-монахинею и в столице, и в Эмесе, и в Палестине. Языческие убеждения о правах мужа над женою тогда еще были в силе; они обнаруживались и в жизни и в законах империи 134 . Пример жены-страдалицы, страдавшей от языческого права мужа над женою, видим во время св. Матроны на другом лице. На безлюдном острове найдена была иеромонахом жена с сыном. По ее рассказу, воспитанная сиротою в доме добродетельного вельможи, она, по желаниям его, стала супругою сына его. Отец скоро умер. Родные молодого аристократа не давали ему покоя; каждый день твердили ему: зачем он не берет за себя жены благородной и богатой? зачем держит при себе ту, которая бесчестит собою род его? Чтобы избавить доброго супруга от тяжелого положения его, молодая жена тайно оставила дом его и скрылась на острове для подвигов отшельницы; здесь, спустя 8 месяцев, родился сын, и она 30 лет прожила в подвигах сурового самоотречения, пока Господь не послал к ней иеромонаха для окрещения сына ее 135 . Особенность в состоянии Матроны была та, что она уже дала обет иночества. На совете старшей братии обители Вассиановой решили не возвращать Матроны в мир, а укрыть ее в женской обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Бог явил Себя людям через Откровение, достигшее своей полноты в Воплощении и вольных страданиях Господа на Кресте, упразднившем смерть и открывшем людям путь бессмертной и нетленной жизни через причастие Божеского естества (2 Петр.1,4) по благодати. И Откровение, и Воплощение, и жизнь, и особенно Крестные страдания Иисуса Христа являют делом ( Ин. 13,1 ), что Бог есть любовь (1 Ин. 4,16), поскольку Иисус Христос умер за нас (Рим. 5, 8) не по необходимости логической или онтологической, но абсолютно свободно и добровольно, следовательно, Истина есть и Любовь. Божественная любовь порождает у христиан ответную любовь и к Дарователю вечного блага, и к ближним , поэтому желание приобщить к Нему еще не причастных должно стать естественным для христианина, ибо если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга (1 Ин. 4,11), Он пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его… Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному (1Пет.2:21-23). Провозвестие о спасении как даре божественной любви есть основание миссии, и сама миссия становиться внутренней потребностью миссионера: горе мне- пишет ап. Павел, - если я не благовествую(1Кор. 9,16). Православная миссия среди ересей, иудеев и язычников изначально исходила из опытного ведения Истины апостолами (1Ин.1.1 ; 2 Петр.1,16 ), на которых утверждена Церковь( Еф.2:20 ) и преемство их опыту и вере - апостольство - служит признаком Ее подлинности (Символ веры, 9). Единственно верное знание Истины, Ее познание и идентичность на протяжении столетий достигается благодаря тому, что Господь Иисус Христос пребывает неотлучно с Церковью по сей день, и Святой Дух хранит учение Христа и наставляет Церковь на всякую истину (Ин.14,26, 16.13) до скончания века (Ин.15,26). В Церкви, как следует из ее многовекового опыта, методология постижения Истины неотделима от самой Истины и Истина своим содержанием и действием формирует и способ Ее познания, и критерии достоверности, и формы свидетельства о Ней применительно к разного рода заблуждениям. Поэтому и вопрос церковной методологии противосектантской борьбы должен решаться исходя из многовекового опыта Церкви, т.е. святоотеческого отношения к заблуждениям .

http://bogoslov.ru/article/5177513

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010