Иже Сый сияние славы и образ Ипостаси Его, нося же всяческая глаголом силы Своея, Собою очищение сотворив грехов наших, седе одесную Престола величествия на высоких. Толико лучший быв Ангел, елико преславнее паче их наследствова имя. Кому бо рече когда от Ангел: Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя; и паки: Аз буду Ему во Отца, и Той будет Мне в Сына. Егда же паки вводит Первороднаго во вселенную, глаголет: и да поклонятся Ему вси Ангели Божии. И ко Ангелом убо глаголет: творяй Ангелы Своя духи и слуги Своя огнь палящ. К Сыну же: престол Твой, Боже, в век века, жезл правости, жезл Царствия Твоего. Возлюбил еси правду и возненавидел еси беззаконие, сего ради помаза Тя, Боже, Бог Твой елеем радости паче причастник Твоих. И паки: в начале Ты, Господи, землю основал еси, и дела руку Твоею суть небеса. Та погибнут, Ты же пребываеши, и вся, якоже риза, обетшают, и, яко одежду, свиеши их, и изменятся; Ты же тойжде еси, и лета Твоя не оскудеют. Бог, многократно и многообразно говоривший в древности отцам в пророках, в эти последние дни говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, через Которого и сотворил века. Он, будучи сиянием славы и образом сущности Его, и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел по правую сторону [престола] Величества на высоте, сделавшись настолько превосходнейшим Ангелов, насколько отличнейшее пред ними унаследовал Имя. Ибо кому когда из Ангелов сказал Бог: “Ты – Сын Мой, Я сегодня родил Тебя”? И еще: “Я буду Ему Отцом, и Он будет Мне Сыном”? А еще, когда Он вводит Первородного во вселенную, Он говорит: “И да поклонятся Ему все Ангелы Божии”. И об Ангелах говорит: “Творящий Ангелов Своих духами и служителей Своих огнем пылающим”, – а о Сыне: “Престол Твой, Боже, во век века, жезл правоты – жезл Царства Твоего. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, поэтому помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более сотоварищей Твоих.” И: “В начале Ты, Господи, землю основал, и дело рук Твоих – небеса; они погибнут, а Ты пребудешь, и все, как одежда, обветшают, и, как одеяние, Ты свернёшь их, и изменятся.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/rozhdestv...

Крещение Господне связано с именем замечательного святого Иоанна Крестителя, Иоанна Предтечи. Мне о нем особенно радостно и страшно говорить, потому что моя церковь приходская посвящена именно святому Иоанну Предтече. Чесменская церковь – это храм Рождества Иоанна Крестителя, и Иоанн Предтеча является нашим покровителем небесным. Это один из самых удивительных людей в Священном Писании. О нем Господь сказал, что не было среди рожденных женами большего, чем Иоанн Креститель, то есть среди людей он первый, он равен ангелам, и в то же самое время он прожил жизнь удивительно смиренную. При том, что слово его звучало, при том, что властители земные боялись его и считались с ним, все равно в Иоанне Предтече было величайшее смирение. Когда он видит перед собой Христа, он говорит ученикам своим: «Ему должно расти, а мне умаляться» ( Ин.3:30 ). Одно из величайших искушений человеческих – это искушение властью, причем властью не грубой физической, а духовной. Иоанн Предтеча действительно настолько ангелоподобен, он так свободно пропускает божественный свет, он так свят, что он с радостью отказывается от этой духовной власти. Он говорит своим ученикам «Вот Он, идите к Нему». Согласно Евангелию от Иоанна, среди апостолов, среди первых учеников Христа были люди, которые следовали за Иоанном Предтечей, и именно он отправил их ко Христу. Он сказал: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира ( Ин.1:29 ). Идите к Нему и научитесь». Так вот, Иоанн Предтеча, Иоанн Креститель проповедует на берегах реки Иордан, проповедует покаяние во оставление грехов. В знак покаяния, в знак очищения его ученики входят в воды реки Иордан и совершают крещение, «баптизму» по-гречески, омовение. И вот среди толп народа, которые приходят на берега Иордана в пустыню, чтобы услышать проповедь Иоанна Крестителя, оказывается и Сам Господь, причем Господь просит крещения у Иоанна. Иоанн говорит Ему: «Я не достоин развязать ремешки сандалий Твоих, как же Ты хочешь, чтобы я Тебя крестил?» Но Господь ему на это говорит: «Так надлежит нам исполнить всякую правду» ( Мф.3:15 ), и Он на общих основаниях, что называется, вместе с народом входит в воды Иорданские, хотя Он единственный, Кому это было не нужно. Проповедь Иоанна Предтечи была обращена ко всем, кроме Иисуса, потому что Он единственный, Кто не имел никакого греха, а значит, не имел никакой необходимости очищения от этого греха. И однако, Господь входит в эту воду Иорданскую, которая стала уже темной и тяжелой от грехов наших. Он входит туда, и в этот момент совершается такое удивительное чудо: Иоанн Предтеча видит раскрывшиеся небеса, видит Духа Свята в виде голубя, Который спускается на Христа, и слышит глас с небес, глаголющий: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» ( Мф.3:17 ).

http://azbyka.ru/besedy-o-simvole-very

Кроме того, Господь Иисус Христос обещал по Вознесении испросить у Отца и ниспослать Святого Духа (Ин. 16, 7): " Если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам " . Это обещание исполнилось в день Пятидесятницы, когда Святой Дух сошел на апостолов. (Деян. 2, 1-4). В силу ниспослания Святого Духа Сам Господь Иисус Христос и после Вознесения на небо остается невидимым Главой созданной Им на земле Церкви. О том, что Господь есть Глава созданной Им Церкви, говорит ап. Павел (Еф. 1, 22-23). Будучи Главой Церкви, Господь Своим ученикам " дарует все потребное для жизни и благочестия " (2 Пет. 1, 3). Сидя одесную Отца, Господь имеет в Своей Божественной власти все средства направлять события мира, защищать и расширять Свое Царство, помогать всем верующим в борьбе с грехами и врагом спасения Полученные по Вознесении сила и власть дадут Ему возможность преодолеть всех врагов: " Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится — смерть " (1 Кор. 15, 25-26). 3.2.6. Спасительные плоды искупительного подвига Иисуса Христа Говорить о плодах искупительного подвига во множественном числе можно лишь с достаточной степенью условности, поскольку искупительный подвиг в конечном счете имеет один плод — спасение, обожение человеческого естества. Однако условно можно выделить несколько следствий. 3.2.6.1. Освобождение от наказания Свободно претерпев наказание, которое мы должны были нести за грех, Господь освободил нас от наказания. Вследствие искупительного подвига Христа изменяются отношения между Богом и человеком, Бог прощает человека, люди перестают быть, как говорит ап. Павел, " по природе чадами гнева " (Еф. 2, 3) Божия. Иными словами, искупительный подвиг Спасителя возвращает людям милость Божию. Поэтому искупительная Жертва называется также умилостивительной жертвой. 3.2.6.2. Очищение от грехов Каким образом Бог может простить человека? Ведь для человека важно не просто избежать наказания за грех — необходимо перестать быть грешным, в противном случае Бог никак не может освободить нас от наказания, потому что Бог не может амнистировать человека, не может назвать грешника праведником, зло объявить добром. Прощение со стороны Бога предполагает изменение самого человека. Поэтому второе следствие искупительного подвига — это очищение грехов при всеобъемлемости очистительной силы жертвы Христовой. Прощение Богом человека невозможно помыслить без действительного освобождения человека от греха. Ап. Павел говорит:

http://sedmitza.ru/lib/text/443338/

Курение благовонного фимиама, подобно облаку, долженствовало скрывать от взора первосвященника непостижимую тайну присутствия Божия. Кровью жертвы седмикратно кропил он с перста на очистилище спереди его и пред ним и таким образом кровью примирения ( Евр.9:13 ) очищал святилище от нечистот сынов израилевых и от преступлений их, и от всех грехов их. Выйдя из Святого Святых, великий жрец закалал козла, избранного в жертву очищения грехов и, взявши крови тельца и козла, вторично входил во Святое Святых, кропя по прежнему. Возвращаясь во святилище, он возлагал кровь тельца и козла на роги алтаря кадильного со всех сторон и кропил на него кровью с перста своего семь раз, а остальную изливал у основания жертвенника всесожжений и освящал его от нечистот сынов израилевых. В продолжение обряда очищения ни один человек не должен был находиться в скинии собрания, пока первосвященник очищал себя, дом свой и все общество израилево. Совершив очищение святилища, скинии собрания и жертвенника и очистив священников, первосвященник возлагал руки свои на голову живого козла, назначенного в отпущение, исповедал над ним все беззакония сынов израилевых и все преступления, и все грехи их. После сего отпускал его в пустыню, чтобы он унес на себе грехи в необитаемое место. По совершении очищения, первосвященник, прикасавшийся к животным, принявших грехи народа, омывал свое тело и в знак духовного веселия снимал с себя одежды смирения, облачался в светлые и совершал всесожжение, которое внушало народу, очищенному и примиренному с Богом, совершенную Ему преданность. Тельца и козла, которых закалали за грехи, кровь которых внесена была для очищения святилища, выносили вон из стана и сжигали кожи, мясо и нечистоту их. Тот, кто отводил козла для отпущения и сжигал животных, принесенных в жертву за грехи, обязан был, подобно первосвященнику, вымыть свои одежды и тело. Праздник ветхозаветного очищения указывал на Иисуса Христа, Который есть истинное очищение о гресех наших, и не о наших точию, но и о всего мира ( 1Ин.2:2 ) Св. Исидор Пелусиот объясняет: Кивот завета и очистилище, служившее крышею кивота, давали видеть ясные признаки человека, сохраняющего слова Божии, пользующегося Божиим к нему благоволением и охраняемого божественными силами, как говорит песнопевец: в сердце моем скрых словеса твоя ( Пс.118:11 ); почему и сказал: в крове крилу твоею покрыеши мя ( Пс.16:8 ), подобно тому, как из божественных сил херувимы крылами охраняли кивот и очистилище, а в смысле более естественном давали собою видеть ясные признаки Христа, исполнившего закон, сделавшегося очищением о гресех наших ( 1Ин.2:2 ) 66 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Не божиться же, не произносить имени Божия напрасно, – исполнение этой Заповеди не требует никакого труда; но если уже кто и этого легкого бремени понести не хочет, то чего и ожидать от него? Какой иной добродетели, какого очищения от грехов надеяться можно, когда он ни во что ставит удобоисполнимые и грозные повеления Господни? Не клянись вовсе, – Господь говорит, – не произноси имени Господа Бога твоего напрасно, ибо не очистит Господь приемлющего имя Его всуе ( Исх.20:7 ), – не будет ему очищения от грехов и прощения: вот какое законное постановление! Вот приговор Господень! Однако ж, исполняется в точности и сие слово истины: нечестивый в дерзости своей пренебрегает Господа; нет Бога во всех помыслах его ( Пс.9:25 ); нет страха Божия пред глазами его ( Пс.35:2 ); и потому он как бы уверен в сердце своем, что ему в род и род не приключится зла ( Пс.9:27 ). Оттого и не хочет он вразумиться, чтобы делать добро; уста его полны неправды и лукавства ( Пс.35:4 ). На основании сих слов Священного Писания весьма справедливым должно почитаться и сие замечание опытных людей: кто божится, в том наверно правды нет. Напротив же, должно верить, и благомыслящие всегда верят больше тому из нас, кто никогда и ни за что не божится; вместо же всякой клятвы можно и должно верить одному честному его слову: да или нет. Указание той добродетели, от которой легко человек делается счастливым Хочет ли человек жить так, чтобы было ему благо на земле? Любит ли долгоденствие и благополучие во всем? Удерживай язык свой от зла, – говорит ему пророк Давид ( Пс.33:14 ). И в Законе Божием сказано: почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле ( Исх.20:12 ). Не смей, брат, грубого слова сказать своим родителям, но успокаивай их во всем; не только доставляй им все необходимое для жизни, но и говори с ними ласково, приветливо: тогда хорошо тебе будет, весел и спокоен ты будешь. Итак, ищи же себе счастье, человек, не по своему плохому разуму, не своим путем стремись к нему, но по указанию Божию, как учат тебя пророки и апостолы, исполненные Премудростью.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

«Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное», – так начинали свою проповедь как Иоанн Креститель ( Мф. 3, 2 ; ср. Мк. 6, 12 ), так и Спаситель Иисус Христос ( Мф. 4, 17 ). «И весь народ, – сказано об Иисусе Христе, – слушавший Его, и мытари воздали славу Богу, крестившись крещением Иоанновым» ( Лк. 7, 29 ), сущность же последнего составляла покаяние, которое здесь само собой подразумевается. Требованием исповедания грехов заключил свою проповедь в день Пятидесятницы апостол Петр, когда велегласно взывал к своим слушателям: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, – и получите дар Святого Духа» ( Деян. 2, 38 ; ср. Деян. 3, 19–20 ). Отсюда справедливо полагать, что в апостольской проповеди требование покаяния от желавших сделаться христианами как условие спасения находилось в непосредственной связи с крещением их. Затем, на некоторую связь между христианским и Иоанновым крещением указывает требование исповедания веры в Иисуса Христа с тем важным различием, что пред совершением Иоаннова крещения покаяния требовалась вера в грядущего Мессию, а в христианском крещении требуется вера в пришедшего Мессию Иисуса – Сына Божия и сознательное усвоение Его учения. Так, евнух царицы эфиопской, по изъяснении ему апостолом Филиппом тайн Царства Божия, произнес исповедание пред самым своим крещением: «Верую, что Иисус Христос есть Сын Божий» ( Деян. 8, 37 ). Далее. Между крещением Иоанновым и христианским можно находить близкое соотношение и по материи и по форме. Предтеча приходивших к нему иудеев крестил водой, которая была символом законного очищения. Христианское крещение одинаково совершается водой, которая, однако, не есть только символ, но и самое средство благодатного возрождения и очищения от всякого греха, при чем на крещаемого нисходит Дух Святой. Что касается формы, в какой совершалось самое христианское крещение водой, то, имея в виду замечание святых евангелистов о том, что Иисус Христос по крещении «вышел из воды» реки Иордана ( Мф. 3, 16 ), также повествование Дееписателя о том, что евнух эфиоплянин и апостол Филипп «сошли оба в воду … и [Филипп] крестил его» ( Деян. 8, 36–38 ), должны признать, что христианское крещение, как и Иоанново, несомненно совершалось чрез погружение в воду.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Помолимся же о том, чтобы, по ходатайству святителя Василия Великого и всех святых, вся наша жизнь была бы не напрасной. Аминь. III. Радость Богоявления О покаянии и ревности 177 И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. Мф. 3:16 Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! Дорогие отцы, братья и сестры! Смысл сегодняшнего праздника выражается в нескольких строках сегодняшнего евангельского чтения. Господь наш Иисус Христос приходит к Иоанну Предтече креститься на Иордан, а Предтеча говорит Спасителю: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» 178 Затем Иисус Христос нисходит в воды Иордана, а по похождении Его осеняет Святой Дух в виде голубя, а потом с небес слышится глас Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». 179 Итак, в Евангелии мы слышим о крещении-погружении – о том самом крещении, которым крестил Иоанн Предтеча в покаяние, когда к нему подходили тысячи людей. Но все омывавшиеся люди были грешниками, а Спаситель является праведником. Все люди, которые приходили к Иоанну, действительно нуждались в том, чтобы очиститься от своих грехов, ведь крещение-погружение совершалось ради очищения. Но Господь наш Иисус Христос приходит в мир, воплощается, становится подобным нам во всём, кроме греха, 180 спускается в стихию Иордана не с тем, чтобы очиститься от грехов, которых у Него не было, а с тем, чтобы освятить Иорданские воды. И по нахождении Его из вод происходит чудо Богоявления, чудо откровения Святой Троицы, явление тайны Троичного Божества. Таким образом, сегодняшний праздник очень высок – это праздник нашего собственного очищения. Но оно происходит не для того, чтобы мы возвращались на круги своя, оно совершается не ради повторного омрачения и не как дань обыкновению и традициям, не как одно из событий в общем порочном круге нашей жизни. Напротив! Это очищение – одна из ступеней, которая возводит на Небеса. Это очищение должно приводить нас к всевозрастающему совершенствованию нашей души и всей нашей жизни. И Господь, когда выходит из Иордана на берег и совершается полнота Богоявления, согласно евангельскому тексту, показывает нам пример духовного восхождения.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

« Скоро да явятся нам щедроты Твои, Господи, ибо мы весьма обнищали ». Ничто так не делает человека бедным, как грех; но еще беднее становится он, когда к греху присоединяется нечестие. Вот почему они и молят Бога, чтобы Он скорее явил к ним свое милосердие, чтобы им, доведенным крайней бедностью до отчаяния, не погибнуть. « Помоги нам, Боже, Спаситель наш, ради славы имени Твоего. Господи! Избавь нас и очисти грехи наши имени ради Твоего » (ст. 9). Хорошо пророк указал на славу Божию, так как не мог поставить на вид праведности народа; а слова имени Божия и выражается в милосердии к грешникам, почему Бог и называется щедрым, милостивым и долготерпеливым. Так Моисей говорит: « и сошел Господь в облаке, и остановился там близ него, и провозгласил имя Иеговы. И прошел Господь пред лицем его и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный » (Исх. 34:5, 6). 3. Видишь, что молитва обращена здесь к Христу? Он называется не только Богом, но и прямо Спасителем. Он есть и слава имени Бога, т. е. Отца, почему и Павел назвал Его сиянием славы Отца (Евр. 1:3). И дальнейшие слова ясно показывают, что речь идет о Христе. « Избавь нас и очисти грехи наши имени ради Твоего. Пусть никогда не говорят язычники: «Где Бог их?» И да будет ведомо среди язычников пред глазами нашими отмщение за пролитую кровь рабов Твоих » (ст. 9, 10). Кому свойственно очищать ради собственного имени грехи, как не Христу, Который приобрел очищение? Он снискал очищение грехов иудеев, когда распинаемый говорил Отцу: « Отче! прости им, ибо не знают, что делают » (Лк. 23:34). Потому и Павел говорит о Нем: « которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде » (Рим. 3:25). Милостивым же к грехам иудеев Он является не только ради их самих, а гораздо более ради язычников, чтобы последние, не зная милосердия Божия, не сказали: « Где Бог их?» ? и не впали бы в обман в силу своего неверия, а напротив, чтобы, познав это милосердие, руководились им, обращались бы со всем усердием и спасались.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Смотри же, как он наперед поставляет их на низшей степени, говоря: " Которого поставил наследником всего " , - потому что " поставил наследником " означает не высокое дело, - потом на более высокой, присовокупляя: " чрез Которого и веки сотворил " , затем на, самой высшей - такой, после которой уже нет другой: " Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его " . Здесь он возводит их поистине к неприступному Свету, к самому сиянию. Но прежде, нежели (ум их) помрачился, смотри, как он опять мало-по-малу низводит их: " и держа всё " , - говорит, - " словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную престола величия на высоте " . Непросто сказал: седел, но: после очищения " воссел " . Напоминает о воплощении, и говорит опять об уничиженном. Потом, снова, сказав нечто высокое в словах: " одесную престола величия на высоте " , говорить опять нечто смиренное, присовокупляя следующее: " будучи столько превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя " . Здесь он говорит о домостроительстве во плоти, потому что слова: " будучи столько превосходнее " указывают не на существо, единое с существом Отца, - оно не было, а родилось, - но на существо плоти; это - было. Впрочем он говорит теперь не о происхождении существа; но, подобно тому, как Иоанн говорил: " Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня " (Иоан. 1:15), выражая, что Он почтеннее и славнее, так и Павел здесь словами: - " будучи столько превосходнее Ангелов " - выражает, что Он выше и превосходнее, - " сколько славнейшее пред ними наследовал имя " . Видишь, что это сказано по отношению к плоти (Христовой)? Имя: Бог-Слово Он имел всегда, а не наследовал впоследствии, и не тогда Он стал превосходнее ангелов, когда совершил очищение грехов наших, но всегда был превосходнее и несравненно превосходнее. Следовательно, это сказано по отношению к плоти. Так и мы обыкновенно, рассуждая о человеке, говорим о нем и низкое и высокое. Когда, например, мы говорим: человек - ничто, человек - земля, человек - пепел, то относим все это к низшей его части; а когда говорим: человек - существо безсмертное, человек разумен, сроден горним (силам), то относим все это к высшей его части. Так и Павел о Христе говорит иногда с низшей стороны, а иногда с высшей, желая объяснить домостроительство, и сказать о нетленном существе Его.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1602...

Смотри же, как он наперед поставляет их на низшей степени, говоря: «Которого поставил наследником всего», – потому что «поставил наследником» означает не высокое дело, – потом на более высокой, присовокупляя: «чрез Которого и веки сотворил», затем на, самой высшей – такой, после которой уже нет другой: «Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его». Здесь он возводит их поистине к неприступному Свету, к самому сиянию. Но прежде, нежели (ум их) помрачился, смотри, как он опять мало-помалу низводит их: «и держа всё, – говорит, – словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную престола величия на высоте». Непросто сказал: сидел, но: после очищения «воссел». Напоминает о воплощении, и говорит опять об уничиженном. Потом, снова, сказав нечто высокое в словах: «одесную престола величия на высоте», говорит опять нечто смиренное, присовокупляя сле­дующее: «будучи столько превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя». Здесь он говорит о домостроительстве во плоти, потому что слова: «будучи столько превосходнее» указывают не на существо, единое с существом Отца, – оно не было, а родилось, – но на существо плоти; это – было. Впрочем, он говорит теперь не о происхождении существа; но, подобно тому, как Иоанн говорил: «Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня» ( Иоан. 1:15 ), выражая, что Он почтеннее и славнее, так и Павел здесь словами: – «будучи столько превосходнее Ангелов» – выражает, что Он выше и превосходнее, – «сколько славнейшее пред ними наследовал имя». Видишь, что это сказано по отношению к плоти (Христовой)? Имя: «Бог-Слово» Он имел всегда, а не наследовал впоследствии, и не тогда Он стал превосходнее ангелов, когда совершил очищение грехов наших, но всегда был превосходнее и несравненно превосходнее. Следовательно, это сказано по отношению к плоти. Так и мы обыкновенно, рассуждая о человеке, говорим о нем и низкое и высокое. Когда, например, мы говорим: человек – ничто, человек – земля, человек – пепел, то относим все это к низшей его части; а когда го­ворим: человек – существо бессмертное, человек – разумен, сроден горним (силам), то относим все это к высшей его части. Так и Павел о Христе говорит иногда с низшей стороны, а иногда с высшей, желая объяснить домостроитель­ство и сказать о нетленном существе Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010