Не мало, в самом деле, времени для покаяния дано было им постройкой ковчега, но даже очень много и достаточно для того, чтобы они, если бы не были крайне бесчувственны, могли придти в сокрушение и исправиться от грехов. Каждый из них, видя, что праведник строит ковчег, должен бы был спросить о причине постройки, и, узнав о гневе Божьем, придти в сознание своих грехов, если бы только захотел. Но они не воспользовались и этим, не потому, чтобы не могли, но потому, что не захотели. И вот Бог, дав праведнику повеление о построении ковчега, сообщает ему о роде самого наказания, которое Он хотел навести, и говорит: ты устрой этот ковчег, как Я повелел, а Я, когда окончишь постройку, благоустрою и твою судьбу. " И вот, Я наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни, под небесами; все, что есть на земле, лишится жизни " (Быт.6:17). Смотри, как Бог самой угрозой показывает великость грехов их, и говорит: одному и тому же наказанию подвергну и разумные, и неразумные твари. Так как люди изменили своему высокому достоинству и ниспали до злобы неразумных, то и в наказании не будет никакого различия. " Наведу потоп " водный, " чтоб истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни, под небесами " . И скоты, говорит, и птицы, и звери, и четвероногие, и все твари, какие только есть под небом, погибнут. И чтобы ты знал, что ничего не останется, говорит: " все, что есть на земле, лишится жизни " . Вселенная уже нуждается в очищении, но это да не смущает тебя, и да не устрашает сердца твоего, потому что Я, видя неисцелимость язвы их, хочу остановить поток нечестия, чтобы они не сделались повинными еще большим наказаниям. Потому и теперь, следуя Своему человеколюбию и умеряя гнев благостью, Я налагаю на них такое наказание, которое будет для них безболезненно и нечувствительно. Не по великости грехов их судя, ни по тому, чего они заслуживают, но, предвидя будущее, Я хочу и на этих людей навести соответственное наказание, и последующих избавить от их заразы.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Они, так или иначе, служат для выражения акта очищения от грехов. Но день, в который совершалось очищение от грехов, был посвящен Богу. Это была суббота покоя, т. е. праздник. У израильтян в этот день должно было быть священное собрание ( Лев.23:27 ; Чис.29:7 ). В этот день они должны были воздержаться от всякой работы (16:29, 23:28; Чис.29:7 ). Если же день очищения был праздником, в который полагалось священное собрание, то понятно, что в этот день должны были приноситься обычные праздничные жертвы. И мы действительно видим, что в день очищения, кроме жертвоприношений, совокупность которых составляла единый акт очищения от грехов, которые (жертвоприношения) так или иначе служили делу очищения, приносились еще жертвоприношения, которые были общи всем праздникам. Жертвоприношения эти не указаны в 16 гл. кн. Левит. Здесь указаны только жертвоприношения, имеющие такое или иное отношение к делу очищения от грехов. Праздничные жертвоприношения, приносившиеся в день очищения, указаны в книге Чисел, где мы находим подробное изложение постановлений относительно праздничных жертв. «И в десятый день сего седьмого месяца.... – читаем в 29 гл. кн. Чисел, – приносите всесожжение Господу в приятное благоухание: одного тельца, одного овна, семь однолетних агнцев; без порока пусть будут они у вас; и при них в приношение хлебное пшеничной муки, смешанной с елеем, три десятых части ефы на тельца, две десятых части ефы на одного овна, и по десятой части ефы на каждого из семи агнцев, одного козла в жертву за грех, сверх жертвы за грех, приносимой в день очищения, и сверх всесожжения постоянного и хлебного приношения его и возлияния их» (ст. 711). Указание на праздничные жертвы находим в 27 ст. 23 гл. кн. Левит. Когда приносились эти жертвоприношения, в тексте ясно не указано. По мнению толковников, жертвоприношения эти приносились по совершении всех церемоний, предписанных в 16 гл. Мнение это нужно признать справедливым, так как оно находит себе подтверждение не только в самой идее этих жертвоприношений, но и в иудейском предании.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/den-och...

Сын Божий, Господь наш Иисус Христос, «будучи сияние славы и образ ипостаси» Своего Отца Небесного, «и держа все словом силы Своей, совершил Собою очищение грехов наших» ( Евр.1:3 ), «имеет власть на земле прощать грехи» ( Мф.9:6 ). «Покайтесь и веруйте в Евангелие» ( Мк.1:15 ),– таков был первый призыв Спасителя, обращенный к тогдашним израильтянам, жившим в Галилеи. Без покаяния человеку нельзя получить прощение грехов своих, а значит и невозможно ему избежать смерти души, как возмездия за грех (ср.: Рим. 6:23 ). «Покаяние есть примирение с Богом, есть завет с Богом об исправлении жизни» 151 . А без веры человека в Евангелие 152 , у него не может быть и знания того, что Христос Иисус является для всех нас единственным истинным Спасителем, Который поистине всех нас искупил от греха, проклятия и смерти, приняв на Себя по неизреченной любви Своей страдания и смерть, которым подлежали все мы, грешники. «Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа» ( Гал.3:22 ). Зная жизнеспасительность для нас покаяния, и веруя во Христа Иисуса, имеющего власть на земле прощать грехи, нам, верующим грешникам, следует как можно чаще приходить в Православную Церковь и в таинстве покаяния исповедовать свои грехи, дабы получать именем Христовым благодатное прощение через служащего в храме священнослужителя (священника или епископа). «Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться» ( Деян.17:30 ). «Покайтесь и обратитесь, чтобы загладить грехи ваши» ( Деян.3:19 ). К исповеданию грехов своих в таинстве покаяния нужно готовиться. Памятуя слова Христовы: «Прощайте, и прощены будете» ( Лк.6:37 ), нам надобно примириться со своими ближними и, простив им согрешения против нас, испросить у них прощения своих грехов против них. Следует к покаянию подготовить себя говением: посещать богослужения в храме, воздерживаться от праздных разговоров, от осуждения, от развлечений; пребывать в молитве, поучаться в чтении Священного Писания , иметь воздержание в пище; прочитать, по крайней мере, канон покаянный и канон ко Святому Причащению.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

Тысячелетиями с этим никто не мог ничего поделать. Но вот приходит Христос и очищает «совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!» Приходит Христос и совершает единственное, вечное, непреходящее жертвоприношение, кровь которого уничтожает грех. Страшными средствами было устроено дело спасения человечества! Для этого нужен был Крест, нужна была Кровь, нужен был крик Богочеловека: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мф. 27:46). Но действием несокрушимой силы Божьей беспросветный ужас Великой Пятницы преобразился в радостный взрыв Пасхальной ночи. И теперь как легко, как просто очищается наша совесть от мертвых дел! Имея веру, возненавидь грех и пожалуйся на него под епитрахилью у священника. И грех уничтожен, как будто ты его не делал. Так теперь решается самая главная проблема и трагедия человечества. Это не чудо ли? Да, прощение грехов в Церкви – величайшее чудо, подаренное нам Богом. Увы, большинству людей этого не нужно! Люди не желают избавиться от греха! Это уже иное «чудо» – со знаком минус. Чудо неверия и духовного бесчувствия... А ведь в этом – в прощении грехов – и заключаются смысл и главное значение Нового Завета. Об этом пророчествовал Иеремия: «вот завет, который завещаю им после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в сердца их, и в мыслях их напишу их, и грехов их не воспомяну более» (Иер. 31:33). Поэтому и Спаситель строго предупреждал неверующих в Него фарисеев, чего они рискуют лишиться: «если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших» (Ин. 8:24). Умереть в грехе – значит остаться с ним навсегда, пойти с ним в вечную жизнь. И это ужасно. Это самое страшное, что может произойти с человеком. И ежедневно, ежечасно тысячи людей уходят в вечную жизнь с грузом непрощенных грехов и неисцеленной совести. Братья и сестры, будем пользоваться тем даром, который подарил нам Господь. Будем чистить свое нутро, как хорошая хозяйка перед Пасхой вымывает и вычищает окна. Только заметили какую грязь, едва вспомнили что-то – будем бежать туда, к спасительной молитве исповедающего священника. Пока еще есть время, пока ноги ходят, пока открыты наши храмы, пока Бог еще терпит наши беззакония. Пока еще открыта дверь благодати Нового Завета, отворенная Кровью Иисуса Христа. Эта дверь может закрыться в любой момент – прежде всего, нашей смертью.

http://pravoslavie.ru/120578.html

" Человекам положено однажды умереть, а потом суд " (ст. 27) — важное изречение, которое опровергает лжеучение о так называемом " перевоплощении душ " . Почему сказано, что Христос принес Себя в жертву, " чтобы подъять грехи многих " , а не " всех " ? — " Потому " , отвечает святой Иоанн Златоуст, " что не все уверовали. Христос умер за всех, дабы спасти всех, сколько от Него зависит, ибо смерть Его сильна была спасти всех от погибели, но Он вознес грехи не всех, потому что они сами не захотели. Часть IV В десятой главе развивается та же мысль о превосходстве Нового Завета перед Ветхим и говорится об отмене ветхозаветных жертв и ветхозаветного священства, как ставших ненужными. Апостол говорит, что закон , т.е. Ветхий Завет, был только " сенью грядущих благ " , а " не самым образом вещей " , т.е. имел лишь прообразовательное значение (ст. 1). Ветхозаветные жертвы не давали совершенного очищения грехов, ибо тогда не было бы надобности постоянно и многократно приносить их. Они были только каждогодним напоминанием о грехах и, след., о той единой Великой Жертве, которой Христос раз и навсегда очистил грехи людские (ст. 1-4 [ 1 ]). Далее Апостол приводит замечательные ветхозаветные пророчества и, прежде всего, слова Псалмопевца Давида, которыми великий Потомок его Мессия, входя в мир, выражает готовность отдать Свое собственное тело на страдание за людей, после того, как Отцу Небесному станут неугодны ветхозаветные всесожжения и жертвы за грех: " жертвы и приношения Ты не восхотел; Ты пронзил мне уши; всесожжения и жертвы за грех Ты не потребовал. Тогда я сказал (в свитке книжном написано обо Мне): желаю исполнить волю Твою Боже мой " (Пс. 39:7-9). В еврейском тексте, вместо " Ты уготовал мне тело (как в переводе 70-ти), стоит " Ты пронзил мне уши " . Неизвестно, как произошла эта разница, но в обоих чтениях выражается одна и та же мысль о беспрекословном послушании Мессии Христа Небесному Отцу. В древности прокалывались уши тому рабу, который, получив свободу, выражал желание навсегда остаться на службе у своего господина: это было символическим знаком всецелой преданности (Исх. 21:5-6 [ 2 ]). Из этого пророческого изречения Апостол делает вывод об отмене ветхозаветных жертв, вместо которых спасением человечеству послужила Единая Крестная Жертва Иисуса Христа (ст. 5-10). Ветхозаветные жертвы, многократно приносившиеся священниками, не могли истребить грехов, Христос же однажды принесши Себя в жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога и " навсегда сделал совершенными освящаемых " (ст. 11-14 [ 3 ]). Все это Апостол подтверждает ссылкой на пророчество пророка Иеремии о наступлении Нового Завета с забвением грехов и беззаконий человеческих Богом. " Где прощение грехов, там не нужно приношение за них " . Иными словами, с пролитием Крови Христовой Ветхий Завет с его сеновным священством и бессильными жертвами должен прекратиться .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Четвертое изречение о блаженстве читается: Блажени алчущии и жаждущие правды, яко тии насытятся. В этом изречении заключается заповедь Господа, что желающие блаженства должны быть алчущими и жаждущими правды 179 . Понятие о правде и об алчущих и жаждущих правды . Хотя под именем правды в четвертой заповеди можно разуметь всякую добродетель, которой христианин должен так же сильно желать, как и пищи и питья, но преимущественно здесь надо разуметь ту правду, о которой сказано в пророчестве Даниила: приведется правда вечная ( Дан.9:24 ), то есть оправдание человека, виновного перед Богом, посредством благодати и веры в Иисуса Христа. Об этом благодатном оправдании говорит ап. Павел: Правда Божия верою Иисус Христовою во всех и на всех верующих: несть бо разнствия, вси бо согрешиша, и лишени суть славы Божия; оправдаеми туне благодатию Его, избавлением, еже о Христе Иисусе, Его же предположи Бог очищение верою в крови Его, в явление правды Своея, за отпущение прежде бывших грехов ( Рим.3:22–25 ). Правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих: ибо нет различия; потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание (отпущение грехов и праведность) даром по благодати Его (по милосердию, благости Его), искуплением во Христе Иисусе, Которого Бог предложил в жертву умилостивления в крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде (то есть для прощения грехов и людей ветхозаветных, которые с верой ожидали пришествия Спасителя) 180 . Таким образом, алчущие и жаждущие правды – это люди, которые, хотя и любят делать добро, однако не считают себя праведниками, не полагаются на свои добрые дела, но признают себя грешниками и виновными перед Богом и в то же время алчут и жаждут, как духовной пищи и питья, благодатного оправдания через Иисуса Христа, выражая свое желание в молитве, основанной на вере в искупительную жертву Сына Божия. Значение награды алчущим и жаждущим правды . Алчущим и жаждущим правды Господь обещает, что они насытятся, то есть, что желание их будет исполнено. Подобно тому, как насыщение телесное не только прекращает чувство голода и жажды, но и укрепляет наше тело, так и насыщение правдой Божией, то есть насыщение духовное, не только доставляет помилованному грешнику внутреннее успокоение, но и подает ему благодатные силы к деланию добра. Впрочем, совершенное насыщение человеческой души, созданной для наслаждения бесконечными благами, последует в жизни вечной, где уже ничто не будет задерживать ее духовного роста; псалмопевец говорит: Насыщуся, внегда явитимися славе Твоей ( Пс.16:15 ), то есть насыщусь тогда, когда явится мне слава Твоя 181 . О пятой заповеди блаженства

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

1:5), выражая тоже самое. " Собою " , говорит, " совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную престола величия на высоте " . Здесь он представляет два величайших доказательств Его попечения: одно в том, что Он очистил грехи наши, а другое в том, что сделал это Собою. И часто можешь видеть, как (апостол) восхищается не только тем, что совершилось примирение с Богом, но и тем, что оно совершено Сыном. Под­линно, этот великий дар стал еще больше потому, что (сообщен) Сыном. Сказав: " воссел одесную " , и: " совершив Собою очищение грехов наших " , и напомнив о кресте, (апостол) вместе с тем прибавляет о воскресении и вознесении. И посмотри на неизреченную мудрость его; не сказал: повелено Ему сесть, но: " воссел " ; далее же, чтобы ты не подумал, будто Он стоял, присовокупил: " Кому когда из Ангелов сказал [Бог]: седи одесную Меня " (Евр.1:13)? " Воссел " , - говорить, - " одесную престола величия на высоте " . Что значить: " на высоте " ? Не ограничивает ли он Бога каким-нибудь местом? Нет, не для внушения нам такой мысли он сказал это; но как выражением: " одесную " он изображает не внешний вид Его, а показывает равночестность Его с Отцом, так и вы­ражением: " на высоте " не заключает Его там, а означает, что Он выше всех и превзошел все, и как бы так говорить: Он достигнул до самого престола Отчего. Как Отец " на высоте " , так точно и Он; и соседение означает не что иное, как равночестность. Если же (еретики) будут возражать: (однако же Бог сказал Ему:) " седи " , то мы спросим их: что же, стоя­щему ли (Ему Бог сказал это)? Невозможно доказать. И с другой стороны, (апостол) не говорит, что Бог повелел или приказал, но: " сказал [Бог]: седи " , и при том для того, чтобы ты не по­думал, что он не имеет начала и причины (в Боге Отце). А что это действительно так, видно из места седения; если бы нужно было выразить уменьшение, то было бы сказано не одесную, но ошуюю. " Будучи " , - говорит, - " столько превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя " (Евр.1:4).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

2) Вместо ветхозав. жертв, служивших только прообразом истинной жертвы, Бог , низавшего греха, т. е. И. Христа сделал для нас жертвой за грех: 2Кор. 5:21 . Эта жертва Сына Божия была совершена однажды: Евр. 9:11–12 . Совершив этою Своею жертвою наше примирение с Богом ( Рим. 5:9–10 ), снятие проклятия с рода человеческого, тяготевшее от первых людей, Христос восхотел этою же жертвою очищать всех людей из уверовавших в Него во все времена. Каким образом? – Отдав Себя, Свое Тело и Кровь в жертвенную пищу и питие верующим: Иоан. 6:54–56 . 3) Писание говорит, что «все по закону очищается кровию и без пролития крови не бывает очищения»: Евр. 9:22 , так И. Христос и благоволил преподать людям в св. Причащении Кровь и Тело Свое для очищения грехов и во здравие души и тела с верою приемлющего христианина. 4) Установление таинства св. Причащ. совершено Самим Господом на тайной вечере: Мф. 26:26–28 ; (Здесь И. Христос не сказал: это – хлеб, а: это тело Мое, или: сие есть вино, а: сие есть кровь Моя). Христос и раньше установления таин. Евхаристии предрекал, что ядущий Мою плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную. ( Иоан. 6:54 ). Таким образом Слово Божие ясно учит нас, что в таинстве св. Причащения под видом хлеба и вина мы вкушаем истинное Тело и истинную Кровь Христа во оставление грехов и что без приобщения Тела и Крови Христовой нельзя получить спасения, нельзя иметь жизни вечной. 5) В 1Кор. 10:16–17 говорится: «чаша благословения, которую благословляет, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем...» на основании этих слов также поступают и все пастыри Правосл. Церкви при пресуществлении Св. Даров, исполняя этим повеление Божие: Иоан. 6:53 . 6) Из повествования о чудесном насыщении 5000 челов. 5-ю хлебами и 2 рыбами видно, что только ближ. ученики – апостолы не соблазнились предсказанием Господа дать в снедь Свое Тело и Кровь ( Иоан. 6:26;58–61;66–69 ). Отсюда вывод: что словами Христа ученики Его не только не соблазнились, но и уверовали в то, что настанет время, когда они и все верующие христиане будут причащаться истинного Тела и истинной Крови Христовой.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

77: 17, 18). Это же прекратило гнев Божий и на Ахаава (3 Цар. 21: 29). А о втором (прощении обид) говорится: " прощайте, и прощены будете " (отпущайте, и отпустят вам) (Лук. 6: 37). Есть еще и другой способ, которым обретается это врачевство, это – осуждение себя в своих беззакониях: " говори ты, чтоб оправдаться " (глаголи ты беззакония твоя прежде, да оправдишися) (Ис. 43: 26). Равным образом и благодарное чувство, с которым мы переносим скорби, заглаждает грехи наши, более же всего милостыня. Перечти же целительные средства для уврачевания твоих язв и прикладывай все их одно за другим непрестанно: самоуничижение, исповедание, непамятозлобие, благодарение за посылаемые на тебя скорби, вспомоществование бедным деньгами и вещами, наконец, непрестанную молитву. Неотступным молением вдовица умилостивила жестокого и немилосердного судию (Лук. 18: 5). Если же эта вдова умилостивила неправедного судию, то тем более ты умилостивишь Судию кроткого. Кроме этих способов (к очищению грехов) есть еще и другой – заступление обидимых. " Защищайте , – говорится, –  сироту, вступайтесь за вдову … Тогда придите - и рассудим … Если будут грехи ваши, как багряное, - как снег убелю; если будут красны, как пурпур, - как волну убелю " (Судите сиру, и оправдите вдовицу, и приидите, и истяжимся: и аще будут грехи ваши яко багряное, яко снег убелю ) (Ис. 1: 17, 18). Итак, будем ли ты достойны какого-либо извинения, когда, имея столько путей, возводящих на небо, и столько средств для уврачевания язв душевных, остаемся в этих язвах даже и после крещения? Не будем же закосневать в них. И те, которые еще не пали, пусть стараются сохранить невредимо красоту свою, мало того – пусть еще более приумножают ее, потому что хотя они и теперь непорочны, но упомянутые добродетели еще более украсят их. Что же касается нас, которые много уже нагрешили, то потщимся воспользоваться предложенными средствами к очищению грехов наших, чтобы нам предстать судищу Христову со многим дерзновением, которое все мы и да сподобимся получить благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу и Святому Духу слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки веков.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

    Ст. 3.     «Иже сый сияние славы и образ ипостаси Его, нося же всяческая глаголом силы Своея, Собою очищение сотворив грехов наших, седе одесную престола величествия на высоких».     «Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную (престола) величия на высоте, будучи столько превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя».    Но сказать, что Сын вечен, что Он — Творец веков и, следовательно, — Бог, сего мало было святому апостолу; он поднимает иудея еще на большую высоту и вводит его в совершенно таинственную область — показывает ему единосущее Сына с Отцом. Но как выразить сие ясно, как наглядно показать иудею непостижимое, какое употребить выражение? Какое подыскать слово? Нет ни одного, которое бы могловыразить самое существо Божие. Самое имя Бог не есть название существа Его. Что говорить про имя Божие, когда не только в отношении к Ангелу, но даже и в отношении к душе человека нельзя подыскать такого выражения, которое определяло бы существо ее, а не способность дыхания! Но святой апостол Павел употребляет сравнение, какое только и может наиболее удобно и ясно выразить представляемое: Иже сый сияние славы и образ ипостаси Его.    С полным благоговением и трепетом святой Павел назвал славой Отца, а сиянием — Сына, желая показать этим сравнением и бытие Сына из Отца и совечность Его Отцу. Таково уж свойство сияния. Никак нельзя сказать и даже предположить, что солнце может быть прежде своего сияния, но одно от другого неотделимо. Как появляется солнце, так видимым становится и свет от него. Сияние происходит непременно из сущности того, чего оно сияние, оно с ним неразлучно, беспрерывно, и мы никогда не в состоянии мыслить их одно без другого. Блаженный Феодорит говорит: «Иже сый сияние славы. Сияние происходит из огня и существует вместе с огнем; огонь есть причина, но от огня оно не может быть отделено: ибо откуда огонь, оттуда и сияние. Итак, если относительно чувственных вещей возможно, чтобы нечто происходило от другого и, однако же, существовало вместе с тем, из чего оно происходит, то не сомневайся, говорит апостол, что Бог Слово, Единородный Сын Божий и родился как Сын, и сосуществует Родившему как Слово — сияние славы. Ибо с которого времени слава, с того же и сияние, а слава от вечности — от вечности, значит, и сияние. Сияние — одного естества с огнем; одного естества с Отцом и Сын».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010