В своем комментарии на псалом 30 Августин изрек: «Кто такие блаженные? Не те, в ком Бог не находит никакого греха. Ведь Он находит его во всех, ибо  все согрешили и лишены славы Божией . Но если греховны все, это означает, что блаженны только те, чьи грехи прощены. Это апостол и выразил следующими словами:  Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность . Также:  Если по благодати, то даром . Что означает “даром”? Это означает отсутствие всякой платы. Ты не сделал ничего доброго, но тебе даруется прощение грехов. Твои дела рассмотрены и найдены злыми. Если Бог воздаст за эти дела так, как они того заслуживают, то Он безусловно осудит тебя. Бог не воздает тебе справедливое наказание, но дарует незаслуженную благодать». Святитель Григорий Богослов в «Беседе 7 на Иезекииля» сказал: «Наш праведный Заступник защищает нас как праведных на суде, потому что мы осознаем себя неправедными и осуждаем себя как таковых. Так доверимся же не нашим делам, но тому, что у нас есть Заступник». А в Проповеди 73 на Песнь Песней святитель Григорий Великий заметил: «Если Он станет смотреть и на неправедность избранных, то кто устоит? Услышьте, что святой и избранный муж сказал Богу:  Ты снял с меня вину греха моего. За то помолится Тебе каждый праведник во время благопотребное . Потому даже святым необходимо молиться о своих грехах и о том, чтобы спастись по милости, не полагаясь на свою праведность. Ибо все согрешили и нуждаются в милости Божией». Амвросий [Медиоланский] в  De Jacob et vita beata  указал: «Мы оправдываемся не делами, но верою, потому что немощь нашей плоти препятствует делам, но сияние веры затмевает греховность дел и удостаивается прощения грехов». Августин в  De civitate Dei,  кн. 10, гл. 22, сказал: «Прощение грехов осуществляется через Посредника между Богом и людьми, в Котором, после того как Он совершил очищение от греха, мы примиряемся с Богом. Очищение от греха в этой жизни совершается не через нашу добродетель, но через сострадание».  См.:  Амвросий Медиоланский , святитель.  De Jacob et vita beata,  гл.

http://pravoslavie.ru/100709.html

Возглашает: С Серафимами и Херувимами единогласно священные песни дерзновенно поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще: свят, свят, свят Господь Саваоф. Лик Свят, свят, свят Господь Саваоф, полны небо и земля Твоей славы! Осанна в вышних, благословен грядущий во имя Господне, осанна в вышних 691 . Диакон Благослови, Владыко. Священник, воздев руки, произносит тайно следующую молитву: Свят, свят, свят 692 Ты, воистину Пресвятейший, и кто может похвалиться, что опишет словом благости Твои, безмерно на нас изливаемые. Ибо Ты нашего праотца, падшего через грех, утешил, покровительствуя различными способами: пророчествами, законоположениями, священством и тельцов сеновным приношением. И когда пришел конец тем дням, Ты раздрал рукописание грехов наших, даровав нам Единородного Твоего Сына, должника и долг, жертву и помазанного, Агнца и хлеб небесный, иерея и приношение; ибо Он и преподает, и преподается, оставаясь вечно неистощимым. Он был истинно человек, а не мыслью, и неслитным соединением воплотился от Богородицы и св. Девы Марии и пожил как человек во всём, кроме греха; Спаситель мира и Виновник нашего спасения, добровольно пришел на Крест 693 и, приняв хлеб в Свои святые, божественные и непорочные руки, благословив и возблагодарив, преломив, дал святым Своим ученикам и апостолам и сказал 694 . Возглас Примите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас и за многих ломимое во очищение и оставление грехов. Лик Аминь. Диакон Благослови, Владыко. Священник тайно Подобным же образом взявши и чашу, благословил ее и, благодарив, отпил и дал избранным святым Своим и сидящим (около Него) ученикам 695 , говоря: Возглас Пейте из нее, это – Кровь Моя Нового Завета, за вас и за многих изливаемая в очищение и оставление грехов. Лик Аминь. Отец небесный! Ты, Который Сына Своего отдал за нас на смерть как должника за долги наши; молимся Тебе, ради излиянной крови Его помилуй сие словесное Твое стадо.   Диакон Благослови, Владыко. Священник тайно И заповедал нам Благодетель, Единородный Сын Твой, совершать это в Его воспоминание и, нисходя во гроб с телом, принятым от естества нашего, затворы ада могущественно сокрушил и показал нам Тебя, единого истинного Бога, Бога живых и мертвых.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

– Об этом очищении от грехов чрез обетованного Искупителя предсказывали ветхозаветные пророки ( Ис.1:18 ; Иер.31:34 ; Иез.36:35 ). Седе одесную престола величествия на высоких. «Возсел одесную престола величия на высоте». Указав на беспредельное уничижение Сына Божия для нашего спасения, Апостол опять говорит о Его беспредельном возвышении или Божеском прославлении. «Совершив Собою очищение грехов наших». Сын Божий «возсел одесную престола величия на высоте». Как очищение грехов наших, или наше искупление совершил Он посредством своего человечества, предав его на страдания и смерть в жертву за грехи людей: так и воссел «Он одесную престола величия на высоте», посредством прославления Своего человечества Божественною славою. По своему Божеству, Сын Божий вечно и неизменно пребывает в Божеской славе, и вместе с Отцем обитает во свете неприступном; а по Своему человечеству, Он, для нашего спасения, «уничижил Себя Самого, приняв образ, раба, – и был послушен до крестной смерти. Посему и Бог превознес Его, и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» ( Флп.2:7–11 ). Так Апостол изображает и уничижение и прославление Сына Божия по Его человечеству. «Возсел одесную престола величия на высоте». Возсел одесную престола величия на престоле Божием или на престоле Божеского величия, на высоте, В том неприступном свете, в котором обитает Бог . Говорится: «возсел одесную престола величия», то-есть, Сам воссел; а в приведенных выше словах Павла сказано: «Бог Его превознес и дал Ему имя выше всякого имени». В последнем случае, Апостол говорит о человечестве Сына Божия; а в первом: «возсел одесную престола величия», изображает Богочеловека Иисуса, как одну Божескую ипостась, или одно лице. Богочеловек Иисус, по Божескому естеству своему, как единородный Сын Божий, по совершении искупления рода человеческого, с Своим прославленным, за претерпение смерти, человечеством воссел одесную Божеского величия, или, точнее сказать, Свое человечество вознес на высоту Божеского величия.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Ст. 1. В день он будет всяко место отверзаемо дому Давидову и живущим во Иерусалиме в пред- вижение и разделение. С евр.: В тот день откроется источник дому Давидову и жителям Иерусалима, для омытия греха и нечистоты. Так как св. пророк Захария выше говорил, что на сынов нового Израиля прольется дух благодати и щедрот, что они будут взирать на Прободенного, как на своего Спасителя, то теперь частнее показывает, какие блага дарует им Прободенный. Вследствие взирания на Него, т. е., вследствие уверования в Него, для них, на всяком месте, откроется источник воды живой для омовения всех их нечистот и очищения грехов, или, по 70, для изменения (в предвижение) 197 , и для отделения 198 от нечистот. Св. Ефрем Сирин так читает и объясняет: отверзется источник спасения дому Давидову и живущим во Иерусалиме. Обыкновенный смысл слов сих таков: Иудеям, погруженным в печаль при мысли, что нет уже надежды на спасение, источник спасения отверзает Ионафан, брат Иуды Маккавея. По разумению же духовному, и в истинном смысле, под именем источника спасения разумеем излияние пречистой крови и святых вод, истекших на святом кресте из ребер Господа нашего в окропление и очищение – в окропление, для омовения от скверн и в очищение, для изглаждения грехов». Бл. Феодорит под источником, исключительно, разумеет Спасителя. Иер. 2:13 ; Иоан. 7:37; 4:14 . «Сей источник стал отверст дому Давидову, потому, что от родства Давидова восприял естество человеческое, стал отверст и живущим в Иерусалиме в предвижение, совершившееся от завета Ветхого в завет Новый, и в окропление святым крещением, с которым мы восприяли отпущение грехов». Бл. Феодорит. Ст. 2. И будет в день он, глаголет Господ Саваоф, потреблю имена идолов от земли, и ктому не будет их памяти: и лживыя пророки, и духа нечистого изму от земли. С евр.: И будет в тот день, говорит Господь Саваоф, Я истреблю имена идолов с этой земли; и они не будут более упоминаемы, равно как лжепророков и нечистого духа удалю с земли. Другим последствием воззрения на Прободенного будет то, что все бросят идолов, идолослужения не будет в Церкви Христовой, самые имена идолов забудутся. После Вавилонского плена идолослужение прекратилось в земле Иудейской, и, если оно и было при владычестве греков, то по принуждению; но здесь говорится об истреблении идолопоклонства и язычества в Церкви Христовой, о чем говорили и другие пророки в свое время. См. Ос. 2:17 ; Соф. 3:9 ; Иез. 37:22 . Нечистый дух, который изрекал свои ответы через прорицалища, идолов, через ложных пророков, будет изгнан из Церкви, из среды верующих, когда воссияет свет Христов, а, с сим вместе, само собою прекратятся и лжепророки, действовавшие по влиянию нечистого духа. См. 1Мак. 4:46; 9:27; 14:41 .

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

– Таинство Елеосвящения состоит из молитв священника и помазывания болящего освященным маслом, посредством которого на больного призывается благодать Божия для его выздоровления.   Что здесь понимается под болезнью? – Болезнь как тела, так и души.   Как воздействует в этом Таинстве благодать Божия? – Она излечивает тело от его немощей и очищает душу от ее грехов.   С каких времен это Таинство совершается в Церкви? – Во время земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. По Его велению Апостолы пошли проповедовать Евангелие разным народам и многих больных мазали маслом и исцеляли (Мк. 6, 13).   Как это Таинство было передано епископам и священникам? – По заповеди Апостолов. Апостол Иаков пишет совершенно ясно: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь, и если он соделал грехи, простятся ему (Иак. 5, 14–15).   Совершается ли Таинство Елеосвящения только над тяжелыми больными и умирающими? – Нет. Это поистине чудотворное Таинство совершается и над теми, кто легко болен.   УЧЕНИЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ О СВЯТЫХ ТАИНСТВАХ Давайте набросаем картину семи Таинств, охватывающих и освящающих каждое человеческое существо.   1.       Крещение : очищение людей от всех грехов, что согласуется с мирским учением о чистоте. 2. Миропомазание : укрепление, просвещение Духом Святым, что согласуется с мирским стремлением получить образование и воспитание. 3.       Причастие : питание души Божьим хлебом и вином, что соответствует физической потребности в питании. 4.       Брак : самоотверженность – соучастие, что перекликается с дружеской помощью и отвечает инстинкту продолжения рода. 5.       Покаяние : самоосуждение, очищение слезами своих грехов, что отвечает мирскому учению о правде. 6.       Елеосвящение: лечение души, что соответствует медицинской помощи телу человека в больнице. 7.       Рукоположение : управление, руководство, направление к Богу, что в общественной жизни отвечает потребности в порядке, власти и службы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Таким образом, крещение водою и Духом Святым необходимо для всей твари, то есть для всех людей, а не для некоторых лишь, как говорят сектанты. Сектант : Из того, что вы называете «таинствами», Священное Писание упоминает лишь два крещение и Вечерю Господню, а прочие, какие ты перечислил, измыслены людьми. Да и крещение не таинство, а символическое действие, которое изображает очищение от грехов и служит укреплению веры. Оно лишь знак того, что человек принес покаяние, или, если угодно, печать покаяния. Истинное же очищение грехов совершается не крещением, а верой, которую крещение, как внешний знак, запечатлевает и подтверждает. Вера, а не крещение есть сила, преобразующая нас в новую тварь (ср.: 2Кор.5:17 ) и устраивающая наше спасение. Это явствует и из обещания ангела сотнику Корнилию, что вера в проповедь апостола Петра спасет его со всеми близкими (см.: Деян.11:14 ), и из слов апостола Павла к темничному стражу в Филиппах: веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой ( Деян.16:31 ). Итак, спасение приносит вера, а крещение следует за ней лишь как видимый ее знак, или как печать, налагаемая в завершение покаяния. Священник : Крещение не символ, но истинное таинство, ибо Сам Спаситель назвал его рождением свыше (см.: Ин.3:3–7 ), а св.апостол Павел – обновлением жизни ( Рим.6:3–5 ), которое совершается действием Духа Святого (см.: Тит.3:5 ). Апостол же Петр прямо говорит, что в крещении происходит оставление грехов ( Деян.2:38 ) и не плотской нечистоты омытие, то есть не простое омовение тела в знак очищения души, но обещание Богу доброй совести ( 1Петр.3:21 ). Совершать крещение Спаситель заповедал апостолам (см.: Мф.28:19 ). Из Писания известно, что крестили только апостолы и те, кто принял от них дар священства (см.: Деян.8:36–38; 16:12–15,32–33 ; 1Кор.1:16 ). Сектант : Крестить можно лишь взрослых. Ведь и от крестящих требуется проповедь веры и покаяния, и ищущим крещения необходима вера и готовность покаяться. Ибо из Писания видим, что все крестившиеся в день Пятидесятницы услышали перед тем от апостола Петра: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа ( Деян.2:38 ). И Господь, посылая учеников на проповедь, сказал: идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам ( Мф.28:19–20 ). Вы же крестите и несмышленых младенцев, с которых нельзя спрашивать ни веры, ни покаяния.

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

Таким образом, общение друг с другом в единении любви и в союзе мира и очищение кровию Иисуса Христа поистине являет христиан единым телом Господа Христа, которое есть Церковь Его (Еф. 4:16). Это очищение и общение совершается главным образом в таинстве Евхаристии, под условием искреннего и деятельного раскаяния во грехах вольных и невольных (ср. 1 Кор. И, 23—29 и парал.).     8Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас. 9Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. 10Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слва Его нет в нас.    8—10. Если говорим и проч.: как бы человек ни был праведен, он всегда имеет грехи, и, чем он праведнее, тем глубже сознает свою греховность и не может говорить, что он не имеет греха. Ценою крови Христовой христианин возрождается в новую жизнь и может ходить во свете, но всегда может ниспасть во тьму греховную, всегда удобопреклонен ко греху и грешен, и потому, если кто стал бы говорить и уверять, что он не имеет греха, тот обманывает себя, в самообольщении не видит себя, каков он есть на самом деле, не понимает и не сознает истины, поступает не по истине и истины нет в нем. Возможно ли, чтобы кто-нибудь считал себя безгрешным? Вероятно, так учили лжеучители и обольщали таковым лжеучением, совершенно нелепым, и их нелепость изобличает апостол. Хождение во свете не означает того, чтобы верующие последователи Христовы были совершенно чисты от грехов, безопасны совершенно от падения, а означает только то, что они стараются по мере сил исполнять заповеди Божии и удаляться от всяких грехов, а подвергаясь оным, очищаются кровию Христовою от них. Но, с другой стороны, сознание, что христианин грешит и склонен к падению, не значит, что он не может ходить во свете, и потому не должно устрашать или приводить в отчаяние, ибо кровь Христова сильна очистить его от всякого греха при условии исповедания грехов. — Если исповедуем и проч.: исповедовать грехи не значит только сознавать их, хотя без сознания исповедание не может быть действенным, не только раскаиваться в них, но открыто исповедовать их пред Богом и пред свидетелем, поставленным вязать и разрешать грехи (Ин.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Что здесь понимается под болезнью? – Болезнь как тела, так и души. Как воздействует в этом Таинстве благодать Божия? – Она излечивает тело от его немощей и очищает душу от ее грехов. С каких времен это Таинство совершается в Церкви? – Во время земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. По Его велению Апостолы пошли проповедовать Евангелие разным народам и многих больных мазали маслом и исцеляли ( Мк.6:13 ). Как это Таинство было передано епископам и священникам? – По заповеди Апостолов. Апостол Иаков пишет совершенно ясно: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь, и если он соделал грехи, простятся ему» ( Иак.5:14–15 ). Совершается ли Таинство Елеосвящения только над тяжелыми больными и умирающими? – Нет. Это поистине чудотворное Таинство совершается и над теми, кто легко болен. 3.8. Учение Православной Церкви о Святых Таинствах Давайте набросаем картину семи Таинств, охватывающих и освящающих каждое человеческое существо. 1. КРЕЩЕНИЕ: очищение людей от всех грехов, что согласуется с мирским учением о чистоте. 2. МИРОПОМАЗАНИЕ: укрепление, просвещение Духом Святым, что согласуется с мирским стремлением получить образование и воспитание. 3. ПРИЧАСТИЕ: питание души Божьим хлебом и вином, что соответствует физической потребности в питании. 4. БРАК: самоотверженность – соучастие, что перекликается с дружеской помощью и отвечает инстинкту продолжения рода. 5. ПОКАЯНИЕ: самоосуждение, очищение слезами своих грехов, что отвечает мирскому учению о правде. 6. ЕЛЕОСВЯЩЕНИЕ: лечение души, что соответствует медицинской помощи телу человека в больнице. 7. РУКОПОЛОЖЕНИЕ: управление, руководство, направление к Богу, что в общественной жизни отвечает потребности в порядке, власти и службы. Глава 4. Ветхозаветные заповеди Существуют три вида Божиих заповедей: древнейшие заповеди, Ветхий Завет и Новый (последний) Завет. Древнейшие заповеди не были записаны. Закон Божий был запечатлен в сердцах людских и в совести их, как говорит апостол Павел о язычниках: «Когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их» ( Рим.2:14–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Являясь жизненно необходимой в повседневной жизни, вода имеет и более высокое значение, ей свойственна целебная сила, о чем неоднократно говорится в Священном Писании. Современник пророка Елисея Нееман «окунулся в Иордане семь раз, по слову человека Божия, и обновилось тело его, как тело малого ребенка, и очистился» ( 4Цар.5:14 ). Об этом же говорится в Евангелии от Иоанна относительно купальни у Овечьих ворот, где «Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью» ( Ин.5:4 ). В купальне Силоам, исцелившись по слову Христа Спасителя, прозрел слепорожденный ( Ин.9:2 ). В новозаветное время вода служит духовному возрождению человека в жизнь новую, благодатную, во очищение от грехов. В разговоре с Никодимом Христос Спаситель говорит: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» ( Ин.3:5 ). Сам Христос в начале Своего служения принял Крещение от пророка Иоанна Предтечи в водах реки Иордан. Это евангельское событие ежегодно вспоминается Церковью 6/19 января в праздник Крещения. В песнопениях службы этому празднику говорится, что Господь «очищение водою роду человеческому дарует»; «Струи освятил еси Иорданския, державу сокрушил еси греховную, Христе Боже наш…» В этот праздник в православных храмах совершается Чин освящения воды. Церковь молится при этом «о еже освятится водам… силою и действием, и наитием Святаго Духа…»; «О еже дароватися им благодати избавления, благословению Иорданову силою и действом, и наитие Святаго Духа…»; «О еже быти воде сей, освящения дару, грехов избавлению, во исцеление души и тела и на всякую пользу изрядную…»; «О еже явитися ей отгнанию всякаго навета видимых и невидимых враг…» В молитве, читаемой священником, говорится: «Ты Иорданския струи освятил еси, с небесе ниспославый Святаго Твоего Духа, и главы тамо гнездящихся сокрушил еси змиев». И далее Церковь молится: «Сотвори ю (то есть её. – М., архим. ) нетления источник, освящения дар, грехов разрешение, недугов исцеление, демонов всегубительство, сопротивны силам неприступную, Ангельския крепости исполненную. Да вси почерпающии и причащающиися имеют ю ко очищению душ и телес, ко исцелению страстей, ко освящению домов и ко всякой пользе изрядную». Освященная в этот двунадесятый праздник святая вода называется по-гречески «Великая агиасма», тоесть великая святыня .

http://sueverie.net/arximandrit-makarij-...

IV. Совершив очищение святилища, скинии собрания и жертвенника (ст. 20), 229 первосвященник должен был, согласно постановлениям 16 гл., привести живого козла, для того чтобы возложить на него грехи всего народа, и отослать в пустыню. Обряд отослания живого козла в пустыню, или, лучше сказать, обряд козла отпущения, начинался раньше очищения святилища, скинии собрания и жертвенника. Он начинался непосредственно после бросания жребиев, относительно предназначенных в жертву козлов. Бросив жребий, первосвященник должен был одного козла поставить у входа скинии для принесения в жертву, другого же, «на которого вышел жребий для отпущения», он должен был «поставить живого пред Господом, чтобы совершить над ним очищение, и отослать его в пустыню» (ст. 10). Так как отослание козла в пустыню должно было совершаться после очищения скинии и народа, то автор 16 гл., указав кратко в 10 ст. на отпущение козла в пустыню, не говорит подробно, как совершалось это отпущение, но начинает излагать постановления относительно скинии и всего народа. И только после изложения постановлений об очищении скинии и народа, он указывает как совершалось отпущение козла. «Приведет Аарон живого козла, – читаем здесь, – и возложит обе руки свои на голову живого козла, и исповедает над ним все беззакония сынов израилевых и все преступления их, и все грехи их, и возложит их на голову козла,·и отошлет с нарочным человеком в пустыню. И понесет козел на себе все беззакония их в землю непроходимую; и пустит он козла в пустыню» (20:2). Таким образом, обряд козла отпущения состоял в совершении над ним очищения, в возложении на голову его рук, исповедании грехов, возложении их на голову козла и, наконец, в отослании козла в пустыню . В чем состояло очищение, совершавшееся, согласно 10 ст., над козлом отпущения, об этом между толковниками существует разногласие. Выражение: , содержащее постановление об этом очищении, настолько неопределенно, не ясно и трудно для истолкования, что некоторые считают его поздним, неудачным комментарием.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/den-och...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010