Очищение ...Пост смиряет тело, бдение просвещает ум, безмолвие приносит плач, плач очищает человека, омывает душу и делает ее безгрешною (сщмч. Петр Дамаскин , 74, 207). Прилежи молиться со слезами, чтобы Божие милосердие совлекло с тебя ветхого человека, обремененного грехами (прп. авва Исаия , 59, 55). ...В какой мере будешь подвизаться и терпеть, работая Господу, в такой будут очищаться и ум твой, и помышления твои (прп. Ефрем Сирин , 31, 138). Не сокрыто ли от тебя, когда приидет и постигнет тебя конец? Но очищение от грехов можешь получить тотчас, если только будешь молить о сем (прп. Ефрем Сирин , 33, 154). Источник. ...Для смертных и для душ очернившихся самое лучшее врачевство – слезы, обгоревший пепел и безопасное на земле вретище (свт. Григорий Богослов , 15, 291). Источник. За хорошим началом следует и прекрасный конец... Вот начало, которое приносит людям хороший конец, – свято трудись над очищением жизни! (свт. Григорий Богослов , 15, 364). Источник. ...Очищение есть не одно воздержание от худых дел, но приобретение совершенной чистоты, чистоты в совести (прп. Макарий Египетский , 67, 345). Источник. Будем всячески стараться очистить себя от скверны (грехов). Очищается же она, во-первых, крещением, а потом и другими многоразличными средствами. Первое из всех этих средств – милостыня (см.: Сир. 3, 30 ) (свт. Иоанн Златоуст , 51, 410). ...Не жертвы очищают людей, а воля Божия (свт. Иоанн Златоуст , 55, 158). Очищение подвижника имеет нужду в твердости, терпении, всегдашней устойчивости и непоколебимом образе жизни (прп. Нил Синайский , 73, 37). Источник. Очистить ум только Духа Святаго есть дело. Ибо если не приидет Крепльший Сей, не поймает и не свяжет хищника оного (см.: Лк. 11, 22 ), то похищенное им никак не может быть высвобождено. Подобает... всякими добродетелями, наипаче же миром душевным, упокоевать в себе Духа Святаго, чтоб иметь в себе светильник разума всегда светящим; потому что, когда он непрестанно светит в сокровенностях души, тогда не только явны бывают в уме даже малые темные прилоги бесовские, но и бездейственны и неустойчивы, будучи обличаемы Святым оным и преславным Светом. Почему Апостол и говорит: Духа не угашайте ( 1Сол. 5, 19 ), т. е. не оскорбляйте благостыни Святаго Духа ( Еф. 4, 30 ) злыми делами или помышлениями, чтоб не лишиться всепобедительного оного светильника. Ибо не присносущный и животворный угасает при сем Дух, но Его опечаление или, лучше, отвращение оставляет ум наш ожестелым и чуждым света ведения (блж. Диадох, 91, 21). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

митрополит Иоанн (Снычёв) ПЛАЧ 2. Каковы свойства плача? Авва Пимен сказал: Плач – сугуб: делает и хранит. Стр. 331 (26). 3. Как приходит плач? Брат спросил старца: как происходит плач? Старец сказал ему: плач происходит от размышления о грехах своих, в которые впал человек в жизни сей, и как он будет отвечать Богу. Ищущему придти в плач также должно непрестанно вспоминать о смерти и о вечной муке, о родителях своих и прочих знакомых, скончавшихся, где они ныне. Стр. 380 (43). 4. Что производит плач в душе человека? Сперва плач очищает от грехов, потом начинает восхищать очищенного по временам в духовные видения, изменяя ум, изменяя чувства душевные и телесные благодатным изменением; необъяснимым в сердце плотского мудрования, превысшим всех состояний, свойственных естеству падшему. Стр. 330 (22 прим.). 5. Чем очищает себя человек от грехов своих? Брат спросил святого Антония: что делать мне, чтоб очиститься от грехов моих? – Старец отвечал: желающий освободиться от грехов, плачем и рыданием освобождается от них; желающий стяжать добродетели, плачем и рыданием стяжевает их. Вся книга псалмов – не что иное, как плач. Вспомни о Езекии, царе иудейском, который, как написано о нем пророком Исаиею, при посредстве плача не только исцелился от болезни, но и удостоился получить продолжение жизни на пятнадцать лет; в то время как изливались его слезы, сила Божия поразила смертию сто восемьдесят пять тысяч человек из войска, нападавшего на него. При посредстве плача святой Апостол Петр возвратил то, что потерял отречением от Христа. Мария, обливавшая слезами ноги Христа, удостоилась увидеть воскресение своего брата четверодневного Лазаря. ( Антоний Великий ). Стр. 34 (187). 6. Исцеляет ли плач сердца греховные язвы человека? Плач сердца исцеляет язвы, нанесенные сердцу внутренними врагами. ( Авва Исаия ). Стр. 218 (498). 7. Есть ли иной путь к избавлению и ограждению себя от грехов, кроме пути плача? Брат спросил авву Пимена: что делать мне со грехами моими? Старец сказал: желающий избавиться от грехов избавляется от них плачем, – и желающий не впадать вновь в грехи плачем избегает в падение в них. Это – путь покаяния, преданный нам Писанием и Отцами, которые сказали: плачьте! другого пути, кроме плача, нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Беседа LXXXI. О десятом члене символа веры. О покаянии Всякий готовящийся к таинству св. Причащения должен предварительно испытать пред Богом совесть свою и очистить ее покаянием в грехах. Для этого очищения от грехов, в которые впадают христиане после Крещения, установлено Иисусом Христом таинство Покаяния. Покаяние есть таинство, в котором исповедующий грехи свои, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом. Покаяние в грехах, как средство к умилостивлению Бога, известно было еще в ветхом завете. Оно было приносимо как частными людьми, так и целыми народами. Царь Давид, тяжко согрешив пред Богом, искренно раскаялся в грехах своих и получил помилование от Бога. Ниневитяне, убежденные проповедью пророка Ионы, положили всенародно принести Богу покаяние в грехах своих, и Господь помиловал их. Святой Пророк Иоанн Предтеча и Сам Господь наш Иисус Христос начали свою проповедь призванием людей к покаянию. Об Иоанне Предтече евангелист Марк говорит так: «Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. И выходили к нему вся страна иудейская и иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои» ( Мк.1:4–5 ). Но покаяние в ветхом завете не было таинством, оно не очищало человека от грехов, а только отвращало от него гнев Божий. Как таинство, спасительное для человека, покаяние было установлено Господом Иисусом Христом. Сначала Он обещал Апостолам дать власть прощать грехи. Елика аще свяжете на земли, говорил Он, будут связана на небеси: и елика аще разрешите на земли, будут разрешена, на небесех ( Мф. 18:18 ). По воскресении же Своем действительно дал им сию власть, когда сказал: приимите Дух Свят. Имже отпустите грехи, отпустятся им, и имже держите, держатся ( Ин.20:22–23 ). Отсюда видно, что Сам Господь дал власть Апостолам прощать грехи силою Духа Святого. От Апостолов эта власть перешла к их преемникам – епископам и священникам. Следовательно, епископ и священник преподают кающемуся разрешение от грехов невидимою силою Духа Святого по праву, данному им Самим Господом Иисусом Христом.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Беседа в четвертую неделю св. Великого поста 68 . О покаянии Печаль, яже по Бозе, покаяние нераскаянно во спасение соделовает ( 2Кор.7:10 ). Очевидно, что беседа моя будет опять о покаянии. Да! Сей предмет стоит немалого размышления. Недовольно внушить грешнику спасительную потребность покаяния; надобно объяснить ему и то, в чём состоит истинное покаяние. Объясним же. Покаяние не есть одно внутреннее чувствование греховности. Как богодарованное средство очищения души от грехов, как благодатное таинство, оно слагается из сознания грехов своих грешником и сокрушения о них, из исповедания грехов пред служителем олтаря, отпущающего грехи по власти, данной ему от Господа, и из твёрдой решимости грешника исправить свою жизнь. Вот главные черты покаяния! Хочешь ли знать, откуда взяты они, и на чём основаны? Сознанию грехов и самоиспытанию учит ап. Павел: да искушает же человек себе, и тако от хлеба да яст, и от чаши да пиет ( 1Кор.11:28 ). О сокрушении говорит царь-пророк: жертва Богу дух сокрушен ( Пс.50:19 ); и чрез другого пророка так взывает к нам Сам Господь: обратитеся ко мне всем сердцем вашим в посте и в плачи, и в рыдании ( Иоил.2:12 ). Об исповеди вещает нам возлюбленный ученик Христов: аще исповедаем грехи наша, верен есть и праведен, да оставит нам грехи наша, и очистит нас от всякия неправды ( 1Ин.1:9 ). Власть разрешать от грехов дана от Самого Господа Иисуса: имже отпустите грехи, отпустятся им, и имже держите, держатся ( Ин.20:22–23 ). Твёрдую решимость – не возвращаться к исповеданным грехам, потрясающим словом внушает св. ап. Пётр: аще отбегше скверн мира в разум Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, сими же паки сплетшеся побеждаеми бывают, быша им последняя горша первых. Лучше бо бе им не познати пути правды, нежели познавшим возвратитися от преданныя им святыя заповеди. Случися бо им истинная притча: пес возвращся на свою блевотину; и, свиния омывшися, в кал тинный ( 2Пет.2:20–22 ). Видишь ли, сколь твердо основание существенных принадлежностей покаяния? Видишь, сколь чист и свят весь состав его? Вникай же в каждую черту отдельно.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Глава III. Таинство Покаяния 1. Символика Таинства В Таинстве Покаяния человек поставляется перед реальностью жизни Царства Божия, близкой его душе, но которую он утрачивает через грехи, совершаемые после Крещения. Основанием для совершения Таинства является призыв Христа Спасителя: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» ( Мф. 4:17 ). При совершении Таинства Покаяния особое значение придается молитве пастыря и его духовной силе воздействия на душу согрешившего человека. Пастырь, как Херувим с пламенным оружием у дверей рая ( Быт. 3:24 ), возбраняет вход в жизнь Царства Божия нераскаявшимся грешникам. Для совершающих покаянное делание он ходатай о прощении грехов и примирении с Богом. При очищении от грехов сердца человека, священник – свидетель восстановления его завета с Богом, его обещания доброй совести и жизни. Своей молитвой, отеческим болезнованием о спасении человека, словами богооткровенного учения Церкви священник-духовник помогает кающемуся довести свое покаянное настроение до решительного завершения в Таинстве – прощения грехов и способности прикоснуться благодатной жизни Церкви, к выявлению для себя воли Божией. Со своей стороны кающийся христианин прилагает усилие и труд восстановить духовные силы и верность Богу, поколебавшиеся от совершенных грехов. Кающийся христианин просит у Бога благодатной помощи видеть свои грехи, чтобы через слово исповедать их перед Богом в присутствии священника и тем самым оторвать грех от своего сердца. Душа человека, сознающего свою вину перед Богом, предстает тогда пред Ним, и Спаситель Христос освобождает ее от греха, исповеданного и ненавистного христианину. Прощение грехов согрешившему подается через молитву и священнодействие священника, получившего от Христа благодать прощать грехи на земле, чтобы они были прощены на Небе. Наряду с отпущением грехов покаявшемуся в Таинстве подается оправдание и освящение благодатию Божиею. Грех не только прощается, но полностью изглаживается из жизни человека, перестает тяготить душу человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Краткая исповедь Исповедь — это не беседа о своих недостатках, сомнениях, это не простое осведомление духовника о себе.Исповедь — это таинство, а не просто благочестивый обычай. Исповедь — это горячее покаяние сердца, жажда очищения, которая происходит от ощущения святыни, это второе Крещение, и, следовательно, в покаянии мы умираем для греха и воскресаем для святости. Раскаяние — первая степень святости, а бесчувственность — это пребывание вне святости, вне Бога. 28 мая, 2010 Исповедь — это не беседа о своих недостатках, сомнениях, это не простое осведомление духовника о себе.Исповедь — это таинство, а не просто благочестивый обычай. Исповедь — это горячее покаяние сердца, жажда очищения, которая происходит от ощущения святыни, это второе Крещение, и, следовательно, в покаянии мы умираем для греха и воскресаем для святости. Раскаяние — первая степень святости, а бесчувственность — это пребывание вне святости, вне Бога. Исповедь — это не беседа о своих недостатках, сомнениях, это не простое осведомление духовника о себе.Исповедь — это таинство, а не просто благочестивый обычай. Исповедь — это горячее покаяние сердца, жажда очищения, которая происходит от ощущения святыни, это второе Крещение, и, следовательно, в покаянии мы умираем для греха и воскресаем для святости. Раскаяние — первая степень святости, а бесчувственность — это пребывание вне святости, вне Бога. Ответы на частые вопросы об исповеди Часто вместо исповеди своих грехов происходит самовосхваление, обличение близких и жалобы на трудности жизни. Как подготовиться к первой исповеди? Некоторые исповедующиеся стремятся безболезненно для себя пройти через исповедь — говорят общие фразы: «во всем грешна» или распространяются о мелочах, умалчивая о том, что действительно должно тяготить совесть. Причиной тому является и ложный стыд перед духовником, и нерешительность, но особенно — малодушный страх всерьез начать разбираться в своей жизни, полней мелких, ставших привычными слабостей и грехов. Грех — это нарушение христианского нравственного закона. Поэтому святой апостол и евангелист Иоанн Богослов и дает такое определение греха: «Всякий, делающий грех, делает и беззаконие» (1 Ин. 3, 4).

http://pravmir.ru/kratkaya-ispoved/

Догматическо-нравственный смысл Покаяния Православное учение определяет Покаяние как Таинство, в котором искренно и правильно исповедующий грехи свои пред Богом, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Господом Иисусом Христом. Исповедание грехов, в истинном своем значении и в истинной своей силе, без сомнения, должно начинаться в душе нашей гораздо ранее того, как мы совершаем его устно в Таинстве Покаяния. Это исповедание должно быть не чем иным, как постоянным нравственным самоиспытанием, составляющим основу нашего самопознания и всей нашей нравственной жизни. Истинно христианское исповедание грехов благодатно врачует духовные раны, дарует мир в отраде прощения и разрешения. На исповеди христианин получает очищение совести и обновление духа, когда исповедует грехи и сокрушенно раскрывает пред Богом свои немощи, раны души, падения. Осознанием и исповеданием грехопадений душа наша должна возродиться для новой, лучшей нравственной жизни. Не то или другое наше дело, на выбор, но вся наша жизнь должна быть предметом нашего исповедания; и это-то постоянное, повсечасное исповедание должно служить приготовлением к полному исповеданию грехов в Таинстве Покаяния. На пути этого непрестающего самоисповедания человека Церковь готовит его к исповеданию таинственному. Не мало, конечно, способности, не мало твердости ума и сердца нужно для того, чтобы постоянно делать правильный обзор всей жизни, чтобы постоянно верной мыслью следить за всем течением нашего бытия: от нашего происхождения на свет – доселе. При подробном рассмотрении своей жизни первейшим и существенным предметом в нашем самоиспытании должно быть наше спасение. Здесь надо вновь собрать все силы ума, вооружиться всем беспристрастием, чтобы решить вопрос, ни с чем по своей важности не сравнимый, – вопрос о своем спасении. Решение этого вопроса должно прояснить наше нравственное бытие, должно дать известие, кто и что мы для Неба и Вечности. Но вот два необходимых при этом условия: при испытании своей совести нужно иметь решительность и спокойствие духа. Нужна решительность, чтобы не потворствовать себе, не щадить себя... чтобы не обманывать себя, не видеть добра и превосходства в себе там, где его нет, чтобы судить себя не судом самолюбия, не судом изнеженного чувства или рассудка, не судом пустого сожаления и легкого прискорбия о своих проступках. Нужна решительность, чтобы тотчас истреблять в себе все, что закрывает от наших глаз истину, чтобы... совесть разила обличением, а сердце горело в огне раскаяния чистого, сокрушительного вместе и спасительного.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

Проповеди, сказанные в кафедральном соборе г.Днепропетровска Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 28, 2001 24 июля, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 28, 2001 На Богоявление 19 января 1957 г., Божественная литургия Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Перед Крещением Господним святой Пророк и Предтеча Иоанн собирает на берегу реки Иордан толпы людей. Это были люди, чувствовавшие свою большую греховность перед Богом. Сюда приходили мытари, обижавшие сбором податей людей, воины, которые жестокостью своей причиняли много зла. Сюда приходили и другого рода люди, которые нуждались в очищении души своей. И вот среди этих великих грешников явился Сам Христос, Спаситель, Сын Божий и Человек без всяких грехов, совершенный человек. Святой Пророк и Предтеча Иоанн, который много раз говорил народу о том, что он является только предвестником Христа Спасителя, что он только предтеча Его, решительно отказывается от совершения крещения над Тем, у Кого не было грехов. Он говорит: Мне следует у Тебя креститься и Ты ли приходишь ко Мне? Но Господь наш Иисус Христос сказал ему: Нам следует исполнить всякую правду . И святой Пророк Иоанн Предтеча повиновался Ему и совершил над Ним крещение покаяния. И в этом крещении означилось желание очищения от грехов. И явилась Слава Божия. Дух Святый явился и был глас Отца Небесного: Сей есть Сын Мой возлюбленный … Итак, то, что, казалось бы, было уничижением Спасителя, Сына Божия, — крещение покаяния, — явило в Нем великую силу Божию. Вот в этом и заключается смысл слов: надлежит нам исполнить всякую правду . Правду, что Он принял на Себя тело человеческое, принял на Себя все множество грехов человеческих и искупил их; таким образом Его уничижение стало славою Его. Другая сторона слова о исполнении правды относится к нам. Все мы крещены Святою Церковью, может быть, в юности, может быть, и в зрелом возрасте. Каждому человеку нужно очистить душу от греха и дать благодати жить в ней. Эта сила Божия преподается каждому православному в таинстве крещения.

http://pravmir.ru/propovedi-skazannyie-v...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Афонские старцы о коронавирусе (3 часть) КАК СПАСАТЬСЯ ВО ВРЕМЯ ЭПИДЕМИИ? КРАТКИЕ ДУХОВНЫЕ СОВЕТЫ КО СПАСЕНИЮ Афонские старцы о коронавирусе (3 часть) КАК СПАСАТЬСЯ ВО ВРЕМЯ ЭПИДЕМИИ? КРАТКИЕ ДУХОВНЫЕ СОВЕТЫ КО СПАСЕНИЮ «Человек рождается смертным, и любомудрие состоит в том, чтобы бояться грехов, а не смерти, сна и успения нашего» Свт. Иоанн Златоуст Поскольку ныне, к нашему общему прискорбию, иссякла в людях любовь и умножилось беззаконие, смиренно предлагаем краткие духовные советы ко спасению, побуждаемые к этому великой печалью и глубоким состраданием. Этот мир, в котором нам довелось жить, таков, что в нем сначала неуемно веселятся, а потом горько плачут. Зло, порабощая людей, берет себе подспорьем вещи и временные события, а верующие в слово Божие опираются на вечный и непреходящий дух Божественной благодати. Для сердца, в котором живет Христос, нет времен, вещей и событий, ибо Он становится его жизнью, его сутью и всем его смыслом.   Всякие трагические события и прискорбные вещи рождаются из телесных и мысленных дурных поступков, которые, в конце концов, убивают породившего эти грехи человека, сделавшего их по наущению диавола. Мысленная способность представлять вызывает страх, поэтому никогда ничего не представляй что-либо из того, что произошло в прошлом, происходит сейчас или произойдёт в будущем. Это «медицинская маска» для ума и его умственное очищение. Применяй такое средство сам и советуй так делать ближним. Чтобы не иметь страха, отдай свое сердце и все свои заботы милосердному Христу, возлюбившему тебя изначала, и старайся пребывать в спокойном уповании на Его милость и защиту. Такое спокойное всецелое сердечное упование на Господа не могут сокрушить врата адовы. Это «медицинская маска» для сердца и его сердечное очищение. Делай так сам и передавай такой способ ближним. Служение людям и молитва о них привлекает в душу благодать и помощь Божию. Безстрашно отсекай покаянной молитвой вирусы отчаяния, уныния, раздражения и малодушия. Укрепляй себя и ближних непоколебимой верой в благой Промысл Божий, Который может даже зло обратить в добро и в благодать для верующего человека. Это «медицинская маска» для души и очищение душевное. Таким образом ты несомненно узнаешь Христа по Его любящей, кроткой благодати. Он позовёт тебя и вернёт под кров Отчий, в благодать Святого Духа. Если не познаешь преображения своей души во Христе, то безполезны будут все твои мирские знания и всякие уловки, чтобы предохранить себя своими слабыми силами.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=0&iid=31...

В час смерти Иисуса Христа завеса раздралась надвое, сверху донизу, во храме Иерусалимском. Это была та завеса, которою святое святых отделялось от святилища ( Исх. 26:33 ; 2Пар. 3:14 ). В храме Иерусалимском, кроме двора, в котором стоял народ во время богослужения, были две главные части: святилище и святая святых 24 . Важнейшею частью храма было святая святых. Здесь находился ковчег завета, самая, главная святыня иудейского храма. Он был сделан из драгоценного дерева вне и внутри окован самым чистым золотом. Наверху его был золотой покров, названный очистилищем, по обеим сторонам которого стояли два изображения херувимов. В ковчеге хранились скрижали закона, золотой сосуд с манною и жезл Ааронов. Очистилище было престолом, с которого Бог принимал поклонение и давал слышать глас Свой и открывал волю Свою. Сделанная из богатой ткани и украшенная шитьем завеса ( Исх. 20:31–32 ) отделяла сию часть храма от святилища. В святилище ежедневно входили священники совершать богослужение ( Евр. 9:6 ). Но в святая святых входил один только первосвященник, один раз в год, с кровью жертвенного животного для очищения грехов своих и грехов народа. Это было в один из великих праздников иудейских, в день очищения. Нет сомнения, что скиния Моисеева, будучи сотворена по образу, показанному Моисею Богом на горе ( Исх. 25:40 ), а следовательно, и храм Иерусалимский, созданный по образу скинии, изображали собою предметы высшие, духовные, небесные. Важнейшая часть скинии и храма, святая святых, это место обитания Божия на земле, по изъяснению апостола Павла, изображала собою небо, где является славное присутствие Божие. Христос, говорит апостол, не в рукотворенное вошел святилище, но в самое небо ( Евр. 9:24 ). Соответственно таинственному значению важнейшей части храма, и завеса, закрывавшая вход в нее, имела таинственное же знаменование. По объяснению апостола ( Евр. 9:8 ), эта завеса таинственно изображала то, что путь в истинное святое небо тогда возбранен был людям. Созданный для неба, для жизни с Богом человек за нарушение Божественной заповеди лишен был того близкого общения с Богом, при котором для него прежде возможно было непосредственное беседование с Ним; заградил себе доступ к Богу и сам по себе не мог восстановить расторгнутого союза. Вот почему во время законодательства Синайского, где Господь явил Свое особенное присутствие, Он запретил евреям под страхом смерти подходить к горе ближе определенной черты. Этим Он показал, что люди, не имея святости, требуемой Богом и достойной Его, недостойны были и близкого доступа к Богу, так что, дабы хотя издали стоять пред Ним, они должны были совершить пред

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010