поиск:   разделы   рассылка Общественно-политическая позиция Церкви не должна расходиться с ее проповедью Источник:  Интерфакс Грядущее соглашение об ассоциации Украины с Евросоюзом породило дискуссию среди православных. Критике подверглось сентябрьское обращение Церквей к народу Украины. Теперь появилось новое обращение, которое разослано епископату Украинской православной церкви. О том, кем инициирован этот документ, как власть в своем евровыборе пытается заручиться поддержкой православных иерархов и каковы шансы на это, в интервью " Интерфакс-Религия " рассказал глава пресс-службы УПЦ Василий АНИСИМОВ. – Василий Семенович, нынешнее обращение, которое разослано епископату УПЦ, так же инициировано властью, как и обращение Церквей к народу Украины? – Ну кем же еще! Блаженнейший митрополит Владимир и наши епископы уж точно ошибаться в написании имени Христа не могут. А в обращении оно с одним " i " , как пишут у нас униаты и раскольники. Так что Бог президентскую администрацию метит. И не первый раз. – А для чего это нужно власти? – Она предала свой юго-восточный электорат, который в значительной степени состоит из православных. Теперь ей надо хоть какой-то поддержкой Церкви заручиться и заявить, что 75 православных архиереев если не поддержали, то с пониманием отнеслись к евровыбору власти. – Данное обращение пронизано этим пониманием? – В нем цитируются положения разделов о политике и государстве " Основ социальной концепции УПЦ " – о том, что дискуссии могут быть между верующими, что Церковь объединяет людей разных политических взглядов и убеждений, не противоречащих христианской вере. Но их публичные выступления не являются официальной позицией Церкви, которую могут выражать лишь Архиерейский Собор, Священный Синод и предстоятель УПЦ. Далее говорится о миротворческой миссии Церкви и между людьми, и между народами, что любой " геополитический выбор Украины " не должен быть препятствием для дружеских отношений с другими странами. Указывается, что Церковь не против межгосударственных союзов, вхождение в которые не должно вести к отказу от христианских моральных ценностей, и УПЦ неоднократно высказывала озабоченность " секулярными процессами " современного мира. Наконец, руководство державы призывается к ответственности за судьбоносные решения, а верующие – к миру и спокойствию. " В этот важный момент истории независимого Украинского государства призываем все верных чад УПЦ к сугубой молитве за нашу страну " , говорится в обращении.

http://religare.ru/2_102712.html

Закрыть itemscope itemtype="" > В чём сила Церкви, брат? 20.12.2018 772 Время на чтение 6 минут Зримо сила Церкви обнаруживается в испытаниях. Реакция УПЦ на создание «новой церкви» (ПЦУ) последовала незамедлительно. В Свято-Успенской Киево-Печерской лавре был созван Священный Синод УПЦ, посвящённый решению вопросов, связанных - как сказано в официальных документах - с вызовами, которые сейчас стоят перед Украинской Православной Церковью. Синод принял ряд решений и опубликовал Обращение Священного Синода УПЦ к архипастырям, пастырям, монашествующим и верующим от 17 декабря 2018 года. Обращение будет зачитано во всех храмах УПЦ 23 декабря, во время воскресной литургии. Несомненно, Обращение - документ, который интересен всем православным. Важен и интересен. Взглянем на него повнимательней. Синод даёт определение тому, что есть то событие, которое случилось 15 декабря в заповеднике «София Киевская» под председательством президента Петра Порошенко. В Обращении отмечается, что «Православная Церковь Украины» (ПЦУ) возникла вследствие объединения двух неканонических структур: «Украинской Автокефальной Православной Церкви» и «Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата», таким образом «является объединением раскольников и к Украинской Православной Церкви не имеет никакого отношения». Объединение раскольников - это важно услышать. Обращение Синода фактически констатирует, что человек, которого 15 декабря в заповеднике назвали «предстоятель ПЦУ Епифаний», солгал, выступая с «тронной речью» перед бюджетниками с флагами. Новоцерковник заявил: «Мы сумели объединить три ветви украинского православия в единую поместную православную церковь». На самом деле - не сумели, несмотря на все усилия Варфоломея и Порошенко с их аппаратами. Ложь - символическое начало. Но она и не вызывает особого удивления: человек с младых ногтей взращен в раскольнической атмосфере анафемой Филаретом. Покаяния не было, анафема не снята. По канонам Церкви этого человека нельзя титуловать «митрополитом» и даже называть монашеским именем: будет кощунством. Именовать его будем по записи в паспорте - Сергей Думенко.

http://ruskline.ru/opp/2018/dekabr/20/v_...

Закрыть itemscope itemtype="" > О. Николай Данилевич: Синод рассмотрит вопрос о вступлении Украины в НАТО В УПЦ МП посоветовали Порошенко, умоляющему Патриарха Варфоломея предоставить «Киевскому патриархату» томос об автокефалии, не лезть не в свое дело 18.04.2018 796 Время на чтение 3 минуты Во вторник, 17 апреля, президент Украины Петр Порошенко провел встречу с главами фракций в Верховной Раде Украины и призвал депутатов поддержать обращение к Патриарху Варфоломею о предоставлении раскольничьему «Киевскому патриархату» Томоса об автокефалии, сообщает пресс-служба главы Украины. Порошенко призвал депутатов и украинский народ поддержать его обращение к Патриарху Варфоломею и «получить единую поместную православную украинскую церковь». Он отметил, что « Украина как никогда близко к появлению собственной автокефальной поместной православной церкви. Это покажет не только позиция Вселенского Патриарха, но и членов Синода». Порошенко заверил, что Филарет передал соответствующее обращение с подписями всех «епископов» «Киевского патриархата», которые засвидетельствовали поддержку о предоставлении Томоса раскольникам. По его словам, все «архиепископы» УАПЦ и другие раскольники также подписали обращение к Патриарху Варфоломею. Также Порошенко выразил надежду, что решение о «единой поместной Украинской православной церкви будет принято до 1030-летия Крещения Руси-Украины». Тем временем, как сообщает Укринформ, председатель Синодального информационно-просветительского отдела Украинской Православной Церкви Московского Патриархата архиепископ Нежинский и Прилукский Климент в эфире «Радио Свободы» заявил, что «мы не слышали никаких новых заявлений от Патриарха Варфоломея. То, что он говорил недавно и вообще за последние несколько лет, - его позиция никоим образом не менялась. Вселенская Патриархия считает единственной в Украине легитимной Церковью - Украинскую Православную Церковь, которую возглавляет на сегодня блаженнейший митрополит Онуфрий». По его словам, «никаких других новых данных не было, никакие официальные источники Константинопольского Патриархата не давали новую информацию».

http://ruskline.ru/news_rl/2018/04/18/o_...

Заметка о церковном этикете Итак, мы видим, что обращения «святой отец» или «владыко святой» — не только не запрещено, но даже прямо прописано в современных православных богослужебных книгах. Тут следует упомянуть, что вообще обращение «святые» в новозаветных апостольских писаниях адресовано ко всем реальным членам Церкви – Крещённым и участвующим в Евхаристии. 7 ноября, 2011 Итак, мы видим, что обращения «святой отец» или «владыко святой» — не только не запрещено, но даже прямо прописано в современных православных богослужебных книгах. Тут следует упомянуть, что вообще обращение «святые» в новозаветных апостольских писаниях адресовано ко всем реальным членам Церкви – Крещённым и участвующим в Евхаристии. Вся внешняя сторона церковной жизни выражает внутреннее содержание религии христианской. И вопрос об этикете не есть вопрос внешний, формальный. Этикет выражает статус человека в Церкви. «Святой отец» Существует миф (прочно приевшийся в русскоязычной православной литературе благодаря необдуманному высказыванию протодиакона А.Кураева в одной из своих ранних, к слову, весьма полезных книг), будто такое обращение «римо-католическое и не принятое для православных». Как раз наоборот – в Римской Церкви такое обращение уместно только к Папе Римскому. Как же обстоят дела в Православии? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо обратиться к официальным текстам православной традиции. Открываем наш современный Часослов (т.е. книгу, по которой и ныне совершается богослужение на православных приходах и в монастырях). Открываем чин Великого Повечерия и чин Полунощницы. После окончания этих служб совершающий чреду иеромонах обращается к стоящим в храме священникам монастыря и монахам: «Благословите, отцы святые, и простите мне грешному». На что получает ответ из храма: «Бог простит тебя, отче святой». Затем после отпуста повечерия вся братия подходит к игумену, испрашивая прощение: «Благослови, отче святый, и прости мне грешному». Если мы откроем Триодь Постную на службе Пятка 6-й седмицы Великого Поста или на службе Великой Среды, то увидим, что устав предписывает после последования Изобразительных испрашивать прощение друг у друга.

http://pravmir.ru/zametka-o-cerkovnom-et...

ОВЦС Московского Патриархата выступил с заявлением по поводу отказа от участия в работе комиссии по подготовке обращения Предстоятелей Поместных Православных Церквей Москва, 20 июня 2008 г. Служба коммуникации Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата выступила с заявлением относительно вынужденного отказа представителей Русской Православной Церкви от участия в работе межправославной комиссии по подготовке обращения Предстоятелей Поместных Православных Церквей (Родос, 19 июня 2008 года). Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей в послании от 7 мая 2008 года известил Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия о своем намерении в связи с провозглашением Константинопольской Церковью настоящего года годом апостола Павла пригласить в предстоящем октябре Предстоятелей Поместных Православных Церквей в Константинополь для проведения братской встречи и совместного паломничества по местам проповеди святого апостола. Предстоятель Константинопольской Церкви, в частности, пригласил для участия в этой встрече Святейшего Патриарха Алексия с сопровождающей делегацией, а для подготовки проекта обращения Предстоятелей, принятие которого планировалось в ходе будущей встречи, просил назначить иерарха или клирика в качестве члена специально создаваемой для этого комиссии. Начало работы подготовительной комиссии было назначено на 19 июня 2007 года. Местом ее заседаний были избраны пределы Родосской митрополии Константинопольского Патриархата. В ответном письме от 3 июня 2008 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий выразил благодарность за полученное приглашение и сообщил, что членами от Русской Православной Церкви в подготовительной комиссии назначаются секретарь по межправославным отношениям Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Николай Балашов и сотрудник ОВЦС А.Г.Чуряков в качестве переводчика. Вместе с тем, Предстоятель Русской Православной Церкви в своем письме указал: «Надеюсь, что Ваше Святейшество имеет в виду постановление Архиерейского Собора нашей Святой Церкви от 13-16 августа 2000 года о невозможности для представителей Московского Патриархата принимать участие в межправославных форумах, где официально представлены в качестве делегатов автономной Эстонской Православной Церкви участники от церковной структуры в Эстонии, находящейся в юрисдикции Святейшей Константинопольской Церкви, до полного урегулирования всех проблем, возникших в эстонском Православии в связи с известными событиями, имевшими место в 1996 году».

http://pravoslavie.ru/26927.html

Разъяснение председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества в связи с поступлением обращений в адрес Русской Православной Церкви по поводу очередного Съезда лидеров мировых и традиционных религий 13 июля 2012 г. 18:00 В связи с поступлением обращений в адрес Русской Православной Церкви по поводу очередного Съезда лидеров мировых и традиционных религий председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин направил ряду авторов упомянутых обращений ответ, текст которого приводится ниже. В адрес Священноначалия Русской Православной Церкви поступили коллективные и индивидуальные обращения людей в связи с IV Съездом лидеров мировых и традиционных религий в Астане, проходившим 30-31 мая 2012 года. В ответ на эти обращения хотел бы сообщить следующее. В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви говорится: «Служение во имя спасения мира и человека не может ограничиваться национальными или религиозными рамками, как ясно говорит об этом Сам Господь в притче о милосердном самарянине. Более того, члены Церкви соприкасаются со Христом, понесшим все грехи и страдания мира, встречая каждого голодного, бездомного, больного, заключенного. Помощь страждущим есть в полном смысле помощь Самому Христу, и с исполнением этой заповеди связана вечная судьба всякого человека (Мф. 25:31-46). Христос призывает Своих учеников не гнушаться миром, но быть «солью земли» и «светом миру»» (I, 2). В докладе на Архиерейском Соборе 2 февраля 2011 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отмечал: «Многие вызовы современности, связанные с процессами глобализации, ростом экстремизма и терроризма, состоянием окружающей среды, требуют совместного ответа народов, который может быть найден в том числе через межрелигиозный диалог. Наша Церковь активно в нем участвует». В то же время, отметил Святейший Патриарх, для православного сознания очевидно, что стремление размыть границы между религиозными системами есть зло не только в контексте догматических истин, но и в контексте социальной стабильности. «Лишать людей традиции, игнорируя их волю, сказал Его Святейшество, значит порождать невежество, радикализм, конфликты. Участвуя в межрелигиозном диалоге, мы не отказываемся от православного представления об истине и не тратим время на доктринальные споры, но работаем ради мирной совместной жизни народов, которые ждут от нас именно такой работы. Мы убеждены, что основой его должны быть не " смешение вер " , не сомнительные богословские компромиссы, не обрядовые эксперименты, а уважение к целостности вероучений, к традициям, к образу жизни друг друга».

http://patriarchia.ru/db/text/2340603.ht...

Русская церковь Русская Церковь . Первоначальное обращение Руси в христианство произошло при Константинопольском патриархе Фотии (820?–891); по-видимому тогда была учреждена особая епархия в Тьмутаракани, возле современного города Краснодара (в дельте реки Кубань у Черного моря). В Киеве, где уже была соборная церковь Пророка Ильи (Илии), организованное христианское сообщество существовало еще с 945 года. Значительное число христиан было в свите великого князя Игоря, когда он приносил присягу в церкви при подписании договора с Византией в 945 году. Супруга Игоря Ольга сама была христианкой. Мы имеем лишь немногочисленные и противоречивые сведения об этом раннем периоде. Очевидно, были связи с Византией и Западом, и западный епископ собирался прибыть в Киев. Решающее значение имело обращение великого князя Владимира, который правил в Киеве, вероятно, в 989 году. Он сделал христианство официальной религией на русских землях. Ранняя организация. Новая религия распространялась довольно быстро, но не без сопротивления, и во многих случаях обращение, возможно, было поверхностным. Так или иначе, в 11 веке церковь утвердилась в России и началось регулярное обращение. Церковь создавалась под юрисдикцией Константинополя, как особая область Вселенского Патриархата, возглавляемая митрополитом с резиденцией в Киеве, который почти сразу стал именоваться «всея Руси». Под его началом было учреждено несколько епархий (в том числе на севере в Новгороде). Митрополиты – по большей части греки – назначались и рукополагались патриархом Константинопольским. Однако во внутреннем управлении Русская Церковь обладала полной самостоятельностью. Славянский язык использовался в богослужении и проповеди. В то время существовали прочные связи с южными славянами, и многие византийские религиозные и прочие сочинения проникали в Россию через Болгарию. В Киеве и других местах осуществлялись новые переводы с греческого языка. С самого начала церковь была национальной – на византийской основе, но в славянском обличии. Уже в 11 веке в Киеве и Новгороде воздвигаются величественные храмы, собор Святой Софии по образцу знаменитой церкви в Константинополе. Примерно тем же временем датируется большой пещерный монастырь в Киеве – Печерская Лавра. Трудно сказать, насколько глубоко проникало христианство в то время в народ. Но на верхнем уровне уже процветала христианская культура, насколько можно судить по многочисленным литературным документам того времени, включая знаменательную летопись «Повесть временных лет».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Недавно в сетевом издании " Сноб " появился текст довольно известного публициста Дмитрия Быкова с говорящим названием " Толоконные лбы " , в котором он много критикует Церковь — текст, на который стоит отозваться, в частности, потому, что, автор, как и полагается талантливому публицисту, служит голосом определенной части нашего общества. Критика Церкви со стороны нашей интеллигенции часто не то, чтобы несправедлива — она просто обращена к воображаемому объекту. Церковь, конечно, состоит из грешных, несовершенных людей, и, если мы говорим о ее земном, социальном воплощении, у нее могут быть, и есть реальные системные проблемы, которые стоит увидеть, которыми необходимо заниматься. Беда с нашими интеллигентными критиками, однако, в том, что они этих проблем просто не видят — и каковы бы ни были реальные грехи церковных людей, они обличают вовсе не их. Как правило, такая критика выдает не только решительное непонимание предмета, на который она обращена, но и решительное с ним незнакомство. Церковь, воображаемая и критикуемая прогрессивной интеллигенцией, и Русская Православная Церковь как реально существующее сообщество со своими реальными проблемами, практически не пересекаются; статья Дмитрия Быкова — еще одно подтверждение этому. Как пишет автор, " Правда же эта заключается в том, что церковь в сегодняшней России — предсказуемая и ревностная союзница всего наиболее темного и косного; что церковь — тень государства, и в этой тени его художествам особенно вольготно; что современное российское богословие, по крайней мере официальное, безнадежно отстало от времени и от реальных нужд паствы " . Тут даже сложно говорить, что это неправда — неправдой могут быть какие-то утверждения о реальности, этой реальности не соответствующие. Здесь же каких-либо (истинных или ложных) утверждений о реальности просто нет — есть воспроизведение штампов и лозунгов, смысл которых не в том, чтобы сообщать нам что-то о предмете критики, а в том, чтобы обозначать позицию самого критика. В самом деле, какие труды современных православных богословов автор читал? По каким признакам он отличает " официальное " от " неофициального " богословия? Как он определяет близость или далекость этого богословия от " нужд паствы " ? Я сильно подозреваю, что никак, и у меня есть на это основания. Несколько дальше автор пишет о том, что " ее (Церкви) интеллектуальный уровень катастрофичен " .

http://pravoslavie.ru/48524.html

Заявление Службы коммуникации Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата в связи с вынужденным отказом представителей Русской Православной Церкви от участия в работе межправославной комиссии по подготовке обращения Предстоятелей Поместных Православных Церквей (Родос, 19 июня 2008 года) 19 червня 2008 р. 17:39 Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей в послании от 7 мая 2008 года известил Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия о своем намерении в связи с провозглашением Константинопольской Церковью настоящего года годом апостола Павла пригласить в предстоящем октябре Предстоятелей Поместных Православных Церквей в Константинополь для проведения братской встречи и совместного паломничества по местам проповеди святого апостола. Предстоятель Константинопольской Церкви, в частности, пригласил для участия в этой встрече Святейшего Патриарха Алексия с сопровождающей делегацией, а для подготовки проекта обращения Предстоятелей, принятие которого планировалось в ходе будущей встречи, просил назначить иерарха или клирика в качестве члена специально создаваемой для этого комиссии. Начало работы подготовительной комиссии было назначено на 19 июня 2007 года. Местом ее заседаний были избраны пределы Родосской митрополии Константинопольского Патриархата. В ответном письме от 3 июня 2008 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий выразил благодарность за полученное приглашение и сообщил, что членами от Русской Православной Церкви в подготовительной комиссии назначаются секретарь по межправославным отношениям Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Николай Балашов и сотрудник ОВЦС А.Г. Чуряков в качестве переводчика. Вместе с тем, Предстоятель Русской Православной Церкви в своем письме указал: «Надеюсь, что Ваше Святейшество имеет в виду постановление Архиерейского Собора нашей Святой Церкви от 13-16 августа 2000 года о невозможности для представителей Московского Патриархата принимать участие в межправославных форумах, где официально представлены в качестве делегатов автономной Эстонской Православной Церкви участники от церковной структуры в Эстонии, находящейся в юрисдикции Святейшей Константинопольской Церкви, до полного урегулирования всех проблем, возникших в эстонском Православии в связи с известными событиями, имевшими место в 1996 году».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1207832...

Обращение Архиерейского Синода к боголюбивой пастве Русской Првославной Церкви заграницей 8 сентября 2006 г. 15:17 7 сентября в Нью-Йорке Архиерейский Синод Русской Православной Церкви заграницей  обратился к пастве РПЦЗ в связи с одобрением «Акта о каноническом общении» с Московским Патриархатом. Текст документа опубликован на официальном сайте РПЦЗ . Обращение Архиерейского Синода к боголюбивой пастве Русской Првославной Церкви Заграницей Дорогие о Господе отцы, братие и сестры! Вот уже почти 90 лет существуют епархии Русской Зарубежной Церкви на всех континентах, существуют и монастыри, издательства, приходы. И вокруг них все, что обозначает церковную жизнь в лице приходских советов, сестричеств, школ, молодежных организаций, общеприходских собраний, великолепных хоров, прислужников и т.д. Все это стало существовать в темпе созывов епархиальных съездов и Церковных Соборов, которые регулировали всю церковную жизнь. Таким образом, в хаосе гонений на Русскую Церковь образовалось стояние вокруг своего Священноначалия русских православных людей, оказавшихся за рубежом и стремившихся к тому, чтобы послужить освобождению и возрождению своего народа, на основах Православной Веры. В пределах же России гонение приняла форму абсолютного истребления веры во Христа. Многое было разрушено, многие пострадали. Но Господь не попустил исчезновения Церкви на нашей Родине. Там, где уцелели древние храмы, люди вновь духовно питаются. Воссоздается разрушенное. Церковная жизнь из пепла возрождается. Архипастыри, священнослужители и верующие стараются заново построить Россию Православную. А этот процесс возрождения требует сил и проявления воли, т.к. необходимо вести церковно-воспитательную работу с наследниками трех поколений безбожного насилия, коснувшегося абсолютно всех без исключения. И еще много препятствий на этом пути, но мы видим что эти препятствия, как и последствия советского времени, постепенно преодолеваются. Сегодня настало время, когда следует искать восстановления общения с истоками нашего собственного предания. Ведь на то есть две воли — одна исходит от тех русских людей, которые являются чадами Русской Зарубежной Церкви, готовыми всячески содействовать восстановлению церковной жизни и воцерковлению народа, а другая исходит от наших собратьев и сестер в России, трудящихся ради ее возрождения и протягивающих нам руку.

http://patriarchia.ru/db/text/140096.htm...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010