Для того блаженный пророк (Моисей) и показал нам выше, что, вместе со сном, объяло Адама и исступление, так что он совсем не чувствовал происходившего с ним, – чтобы, узнавши теперь, что Адам, при взгляде на жену, точно объясняет происшедшее, ты совершенно убедился, что он говорит это по дару пророчества, руководимый наставлением Святого Духа. Ведь он ничего не знал о происшедшем, и однако же, когда (Бог) привел к нему жену, сказал: «се ныне кость от костей моих и плоть от плоти моея». А другой переводчик 92 вместо: «ныне» говорит: «се единожды», давая разуметь, что это было только теперь, а после не таково уже будет происхождение жены. Ныне, говорит, от мужа произошла жена, а после не так, а от жены (будет происходить) муж, или лучше – не от жены, а от соучастия обоих их, как и Павел говорит: «несть муж от жены, но жена от мужа: ибо не создан бысть муж жены ради, но жена мужа ради» ( 1Кор.11:8–9 ). Так, скажешь; но эти слова показывают, что жена произошла от мужа. Потерпи, и из последующего увидишь истинное учение. Апостол говорит: «обаче ни муж без жены, ни жена без мужа» ( 1Кор.11:11 ), научая нас, что после (создания первой жены) рождение мужа и жены бывает от соучастия того и другой. Потому-то и Адам сказал: «се ныне кость от костей моих и плоть от плоти моея». 4. Затем, чтобы увериться тебе в точности Адамова пророчества, – в том, что сказанное им сбывается доселе и (будет сбываться) до самого конца (мира), послушай, что следует еще далее. «Сия, – говорит, – наречется жена, яко от мужа своего взята бысть сия. Сего ради 93 оставит человек отца своего и матерь, и прилепится к жене своей, и будета два в плоть едину» ( Быт.2:23–24 ). Видишь, как (Адам) открыл нам все, с точностью объяснив своим пророческим духом каждое (обстоятельство). «Сия, – говорит, – наречется жена, яко от мужа своего взята бысть»: здесь он намекает на взятие ребра. Потом, раскрывая будущее, говорит: «Сего ради оставит человек отца своего и матерь, и прилепится к жене своей, и будета два в плоть едину».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Ему тяжело казалось быть в зависимости от власти его, во всем подчиняться воле его, и вот он испрашивает у отца следующую ему часть имущества, удаляется в чужую сторону, здесь расточает его, живя распутно и роскошно. Вот наглядный образ того, как начинается нравственное падение и в какую бездну зла повергает грешника. Начинается с того, что человек тяготится зависимостью от Бога, своего небесного Отца, порывается жить на всей своей воле и удаляется от Него, уходит на страну далече. Как надо понимать это удаление? Когда человек удаляется от человека, это значит, что он скрывается от него, сам его не видит и для него становится невидим. Что же касается до Бога, то удалиться от Него в этом смысле конечно нельзя, потому что Он вездесущ, присутствием своим наполняет всю вселенную. Посему куда бы человек ни убежал физически, он никогда от Бога не убежит и нигде от Него не скроется. «Куда я пойду от духа Твоего и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо (когда бы это было возможно), – Ты там. Если устремлюсь в преисподнюю, там присутствуешь; если бы я полетел на крыльях зари и поселился у дальних краев моря, то и там рука Твоя поведет меня и удержит меня десница Твоя. И сказал: уж тьма скроет меня, но тьма не темна для Тебя, и ночь как день светла» ( Пс. 138:7, 8, 9, 10, 11 ). Итак, от Бога никуда не скроешься. Он, по слову Иова, « превыше небес, глубже преисподней, длиннее земли мера Его и шире моря» ( Иов. 11:8, 9 ). Стало быть в физическом смысле нельзя удалиться от Бога и скрыться от лица Его. Но возможно удаление нравственное, подобное тому, какое бывает в людских отношениях. Случается, что люди, живущие в одном доме, даже в одной квартире, ничего не имеют общего между собою, телом близки друг к другу, а духом далеки, даже враждебны, между тем как те же самые люди сохраняют духовную близость, связаны тесными узами сочувствия и приязни с людьми, живущими вдали от них, так что как бы ни было велико вещественное расстояние разделяющее их телесно, оно не препятствует жить им душа в душу, с любовью вспоминают друг о друге, принимать живое участие в нуждах, в радостях и скорбях друг друга.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

16 Да найдет на них смерть; да сойдут они живыми в ад, ибо злодейство в жилищах их, посреди их. 17 Я же воззову к Богу, и Господь спасет меня. 18 Вечером и утром и в полдень буду умолять и вопиять, и Он услышит голос мой, 19 избавит в мире душу мою от восстающих на меня, ибо их много у меня; 20 услышит Бог, и смирит их от века Живущий, потому что нет в них перемены; они не боятся Бога, 21 простерли руки свои на тех, которые с ними в мире, нарушили союз свой; 22 уста их мягче масла, а в сердце их вражда; слова их нежнее елея, но они суть обнаженные мечи. 23 Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя. Никогда не даст Он поколебаться праведнику. 24 Ты, Боже, низведешь их в ров погибели; кровожадные и коварные не доживут и до половины дней своих. А я на Тебя, [Господи,] уповаю. Н. Гребнев. ПСАЛОМ 54 Н. Гребнев ПСАЛОМ 54 Боже, слышишь глас моих скорбей? Так не отвергай моих молений, Я стенаю в горести моей, Плачу я, душа моя в смущенье, Клич врага всё ближе и слышней; Обессилел я от притеснений, И от нечестивых обвинений, И от беззакония людей. Смертный страх мне душу поразил, Нету мне нигде отдохновенья. Я в изнеможенье возопил: «Чтоб лететь, искать успокоенья, Дай мне легкость голубиных крыл!» Я бы воспарил и удалился, Я от бурь в пустынях бы укрылся И себя от распрей оградил. Люди в граде на меня восстали, Господи, их козни пресеки, Раздели, смешай их языки, Чтоб они друг другу чужды стали. Окружает пагуба мой град, Злодеянья стражами стоят, И не уменьшается от стона Иго тех, кто силен и богат, Ибо в этом граде нет закона. Если бы меня мой враг чернил, Я б от поношения отбился, Если б кто чужой набрался сил И передо мною возгордился, Может, я и с этим бы смирился. Но не те, другой, кто другом был, Ныне от меня отворотился, Тот, с кем бражничал и хлеб делил, С кем в дому Господнем я молился. Покарай, Господь, врагов моих, Да изыдут в ад они живые, Ибо пагуба под кровом их, Скверна и злодейство в крови их. В ночь, и утром, и в полдневный час Я вздохну и помолюсь, чтоб спас Бог меня от тех, кто в эти лета Ждал и жаждал сжить меня со света, И услышит Бог мой скорбный глас, Ибо те, кто попирает нас, Отступают от Его Завета. И хотя уста их то и дело Источают мед — в руке их меч. И хоть их елеем льется речь, Смертоносны их слова, как стрелы. Ну, а вы, что Господа боятся, Предоставьте груз своих забот Милости Господней, Он спасет, Праведным не даст поколебаться. Он сведет во ад, ко тьмам кромешным Алчущих гонителей моих, Чтобы на земле им, многогрешным, Не прожить и трети дней своих. 55-Й ПСАЛОМ (ДАВИДА) Н. Басовский. 55-Й ПСАЛОМ (ДАВИДА) Н. Басовский Господь, мою печаль развей, не отвергай мои моления — стенаю в горести своей от нечестивцев притеснения. Вот, ополчились на меня, для них, злодеев, неугодного, и не дают мне даже дня, от ненависти их свободного.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

История начинается с самого начала прихода на землю человека. Была праистория до грехопадения, до того, как человек пришел на землю как Адамом согрешивший. Библия же в книгах Пятикнижия во всем имела уже историческую перспективу, которая подчеркивала основную мысль всего Священного Писания – спасение человека. Эта мысль везде исторически подтверждалась. С этой точки зрения, работа историографов была сродни трудам пророков, которые от них вдохновлялись. Именно поэтому книги Иисуса Навина, книга Судей, книга Руфь, книги Царств и некоторые другие числятся в еврейской Библии среди книг пророческих и имеют название «Ранние пророки». Не случайно дано это название. Так как преимущественно пророческая задача была в определении современной историографии. Древнего историка беспокоила та весть, которую он хотел донести до народа. Что касается летописных деталей, то он мог обойтись доступными средствами информации со всей их ограниченностью. Из документов светской истории нельзя вывести ничего противоречащего библейскому рассказу. Всю историю Израиля можно разделить на три эпохи. Первая эпоха: история патриархов, история от книги Бытия до книги Иисуса Навина. Вторая эпоха: от Моисея до Давида. Третья эпоха: история царей и более поздний период. История Иисуса Навина. Мы считаем, что Моисей жил за 1500 лет до Р.Х., возможно мы ошибаемся на 100 лет в одну или другую сторону. Жизнь Моисея сложилась на протяжении трех эпох: Моисей до выхода из Египта, Моисей у Иофора и Моисей в Египте – по 40 лет, итого 120 лет. Около 1400 года он умирает и вместо него бразды правления берет Иисус Навин. Примерные даты его жизни по существующим толкованиям: от 1450-го до 1300-го года до Р.Х. «И сказал Господь Моисею: вот, дни твои приблизились к смерти; позови Иисуса и станьте у входа скинии собрания, и Я дам ему наставления. И пришел Моисей и Иисус и стали у входа скинии собрания. И явился Господь в скинии в столпе облачном, и стал столп облачный у входа скинии собрания. И сказал Господь Моисею: вот, ты почиешь с отцами твоими, и станет народ сей блудно ходить вслед чужих богов той земли в которую он вступает, и оставит Меня, и оставит завет Мой, который Я поставил с ним; и возгорится гнев Мой на него в тот день, и Я скрою лице Мое от них, и он истреблен будет, и постигнут его многие бедствия и скорби, и скажет он в тот день: «не потому ли постигли меня сии бедствия, что нет Господа Бога моего среди меня?»» ( Втор. 31:14–17 )

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Святитель Василий Великий оспаривает это толкование Ефрема Сирина 92 . Но что тогда означают слова, сказанные о Каине Господом: «за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро» ( Быт. 4:15 )? Что, убьют семь раз? И что тогда могут означать слова Ламеха: «Если за Каина отмстится всемеро, то за Ламеха в семьдесят раз всемеро» ( Быт. 4:24 )? И где еще раз в Библии мы встречаем это число «семьдесят раз всемеро»? Читаем: «Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз» ( Мф. 18:21–22 ). «Отмщение, которое надлежало Каину, было семикратным, но грех тот был содеян против человека, против его брата Авеля, которого он убил. Но за Ламеха назначено другое отмщение: в семьдесят раз всемеро, и такое отмщение, как мы считаем, установлено для несущих ответственность за страдания Господа. Но Господь через веру людей дарует прощение за это преступление… потому что Бог прощает все наши грехи полностью Своим даром, а не нашими заслугами… потому что благодатью Евангелия Бог даровал нам прощение вне всякой меры» 93 . Таким образом, получается что Ламех, начав каяться пред женами за содеянный двойной грех убийства, получил пророчество-откровение от Господа, что в семьдесят седьмом поколении от Адама, а Адам был тогда жив, и отсчет идет от него, в этот мир придет Тот, Который возьмет на Себя вину всего рода человеческого, отмщение в том числе и за грех Ламеха, ляжет на Его плечи. «Итак, что же значит до седмижды семидесяти раз? Слушайте, друзья мои, эту великую тайну, это удивительное таинство. Когда Господь крестился, святой евангелист Лука привел Его родословную ( Лк. 3:23–38 ): в каком порядке, какой последовательности и из какой ветви пришло поколение, в котором родился Иисус… Лука начинает считать в обратном порядке, с момента крещения Христа. Это – момент начала восхождения, потому что он начинает отсчет по восходящей. Заметьте, он насчитывает семьдесят семь поколений! С кого он начал считать? Будьте внимательны! Он начал считать от Христа до самого Адама, который согрешил первым и нас родил с узами греха. Лука дошел до Адама и насчитал семьдесят семь поколений всего – от Христа до Адама и от Адама до Христа. И если ни одно поколение не пропущено, то нет и никакой вины, которая осталась бы непрощенной. Итак, он насчитал семьдесят семь поколений – такое число упоминает Господь, повелевая нам прощать грехи; а считать начинает с момента крещения, когда все грехи отпускаются» 94 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

И сказал мне царь и царица, которая сидела подле него: сколько времени продлится путь твой, и когда возвратишься? И благоугодно было царю послать меня, после того как я назначил время. И сказал я царю: если царю благоугодно, то дал бы мне письма к заречным областеначальникам, чтоб они давали мне пропуск, доколе я не дойду до Иудеи, и письмо к Асафу, хранителю царских лесов, чтоб он дал мне дерев для ворот крепости, которая при доме Божием, и для городской стены, и для дома, в котором бы мне жить. И дал мне царь, так как благодеющая рука Бога моего была надо мною» ( Неем. 1:1–8 ). Поэтому мы не только соглашаемся с мнением о. Иоанна и указанных им ученых, что под повелением или указом седмин следует разуметь не другое что, как данное Неемии, в двадцатый год Артаксерксова царствования, повеление о восстановлении города Иерусалима, но даже удивляемся, каким образом вопрос этот мог сделаться чем-то еще искомым. Эти три положения до того ясны, до того определенны, что, нам кажется, мы не в праве изъяснять приведенные слова пророчества как-либо иначе. Итак знай и разумей: от указа Артаксерксова Неемии о восстановлении города Иерусалима до смерти Владыки Христа, по пророчеству, должно было пройти времени шестьдесят девять седмин или 483 года. В пророчестве не ясно только, к которому из двух терминов, к исходному или заключительному, примыкала семидесятая седмина, и почему, кроме одной, выделены, как особый какой-то период, еще семь седмин. Вполне соглашаемся с о. Иоанном, что год издания указа или двадцатый год Артаксерксова царствования соответствует 299-му году от основания Рима; потому что год этот определен с безукоризненною точностью покойным преосвящ. митрополитом Макарием в его «Введении в Православное Богословие». А так как указ был издан в месяце Нисане, соответствующем марту–апрелю: то, значит, от основания Рима до издания указа протекло 298 лет и три или три с половиною месяца. Приложив к этому числу лет 483 года седмин, получим 781 год и три или три с половиною месяца. По сделанному нами вычислению Господь наш Иисус Христос родился 25 декабря 748 года от основания Рима. Прилагая к этому числу лет 33 года и три с половиною месяца земной жизни Господа, получаем 781 год и три с половиною месяца. Точность поражающая! И эта точность произошла от той ясности, с какою определены в пророчестве седмины от издания указа о восстановлении Иерусалима до крестной смерти Христа – Спасителя. В пророчестве, как мы сейчас сказали, не ясно только, куда следует отнести семидесятую седмину, предпослать ли её шестидесяти девяти седминам, или заключить ею седмины. По нашему мнению, её следует предпослать шестидесяти девяти седминам: потому что ровно за семь лет до издания Артаксерксом указа о возобновлении Иерусалима произошло событие, долженствовавшее для остававшихся еще в плену иудеев послужить наиочевиднейшим прообразом избавления ожидаемым Миссией людей от вечной смерти и сокрушения исконных их врагов, злых духов.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Nekr...

Он не так поступал, как многие бесстыдные и дерзкие, которые, не совершив и малейшей части его подвигов, едва увидят кого-нибудь в благополучном состоянии, а себя хотя в малой скорби, бесчисленными хулениями губят душу свою. Не таков был Давид, но во всем показывал кротость. Потому и Бог сказал: обретох Давида, сына Иессеева, мужа по сердцу Моему (Псал. LXXXVIII, 21). Постараемся и мы иметь такую душу, и чтобы с нами ни случилось, будем переносить с кротостью, и здесь, до получения царства, соберем плоды смиренномудрия. Научитеся от Мене, говорит Господь, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим (Матф. XI, 29). Итак, чтобы нам наслаждаться покоем и здесь и там, со всем тщанием будем насаждать в душах наших матерь всех благ, т. е. смиренномудрие. С помощью этой добродетели мы сможем без волнений переплыть и море настоящей жизни, и достигнуть тихой пристани, благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь. БЕСЕДА IV Всех же родов от Авраама до Давида, родове четыренадесяте; и от Давида до преселения Вавилонского, родове четыренадесяте; и от преселения Вавилонского до Христа, родове четыренадесяте (I, 17). Всех же родов от Авраама до Давида, родове четыренадесяте; и от Давида до преселения Вавилонского, родове четыренадесяте; и от преселения Вавилонского до Христа, родове четыренадесяте (I, 17). 1. Евангелист разделил все родословие на три части, желая тем показать, что иудеи с переменою правления не делались лучшими; но и во время аристократии, и при царях, и во время олигархии предавались тем же порокам: под управлением судей, священников и царей не оказали никакого успеха в добродетели. Но для чего же евангелист в средней части родословия опустил трех царей, а в последней, поместив двенадцать родов, сказал, что их четырнадцать? Первое предоставляю собственному вашему исследованию, не почитая нужным решать для вас все, чтобы вы не обленились; о втором же скажем. Мне кажется, что он причисляет к родам время пленения, и самого Иисуса Христа, всюду совокупляя Его с нами.

http://predanie.ru/book/68213-tolkovanie...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010