Итак, кровь есть «душа», жизнь тела, имеющая вещественный субстрат в крови. Соответственно этому в Новом Завете, в Евангелиях и Апостольских Посланиях обычно говорится об искупительной жертве Спасителя как об излиянии крови во искупление ( Еф.1:7 ; Откр.5:9 ), умилостивление ( Рим.3:25 ), оправдание ( Рим.5:9 ), умиротворение ( Кол.1:20 ), очищение ( 1Ин.1:7 ; Евр.9:14 ), освящение ( Евр.13:12 ), убеление одежд ( Откр.7:14 ), победу ( Откр.12:11 ) Кровью Христовой. Все эти выражения имеют тот общий смысл, что Господь «отдает жизнь Свою» ( Ин.10:17 ) за грехи мира. Так и при установлении Евхаристии об оставлении грехов прямо говорится только по поводу излияния Крови, но не о Теле. 153 Можно сказать, что Тело является местом животворящего действия Крови, ибо кровь не существует вне тела, если оно живо, и изливается лишь при его смерти. В ней и сила жертвы, ее душа. Это различение может быть истолковано и в христологическом смысле. Согласно определениям IV и VI Вселенских Соборов, в отвержение ереси Аполлинария, Христос восприял человеческую плоть, одушевленную разумной душою (νθρωπον ληθς τν ατν κ ψυχς Λογικς κα σματος (воистину Тот же Самый Человек из разумной души и тела (греч.) – Прим. ред.)) два начала, соответствующие принятию плоти и крови от Девы Марии. Все это в совокупности соответствует тричастному составу человека: духу, душе и телу, причем ипостасный дух в Богочеловеке есть сам Логос, а Кровь и Тело соответствуют человеческим душе и плоти. Это же подтверждается образом крестной смерти Христовой, по Евангелию от Иоанна: Он «предал дух» ( Ин.19:30 ), и в знак удалившейся жизни от пронзения копием истекла кровь и вода, так что во гроб было опущено бескровное, безжизненное тело. Его человеческая душа вместе с кровью оставила тело. Отсюда, между прочим, выясняется и догматический смысл Причащения под двумя видами: здесь существенно не самое вкушение обоих видов (чего может и не быть, например при причащении младенцев одной Кровью, а до известной степени и при причащении на Литургии Преждеосвященных Даров, где предварительное напоение Агнца Кровью не вполне все-таки осуществляет Причащение под двумя видами), но соединение Тела и Крови, соответствующее Воскресению и прославлению. Причащающимся преподается не мертвое, обескровленное Тело Христово, почивающее во гробе, но живое, воскресшее и прославленное. Поэтому и столь существенно предварительное опущение частицы ИС, во «исполнение Духа Святого», соответствующее новому соединению тела и крови при возвращении жизни в тело, то есть в воскресении. 154

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Предтечей И. П. стали называть только со II в., поскольку в Евр 6. 20 это определение прилагается ко Спасителю. Впервые по отношению к И. П. его, вероятно, систематически использовал гностик Гераклеон в толковании на Евангелие от Иоанна (см.: Orig. In Ioan. comm. VI 39. 197//PG. 14. Col. 268). В средневек. фольклорной традиции к И. П. прилагались и иные прозвания (напр., у слав. народов: Купала, Постник, Травник, Головосек, Игритель и др.). Жизнь и служение Источники Повествования о жизни и служении И. П. содержатся в целом ряде источников: в 4 канонических Евангелиях, в кн. Деяния св. апостолов, у Иосифа Флавия, в раннехрист. апокрифах. Наиболее древними и аутентичными в совр. науке признаются свидетельства евангелистов-синоптиков и независимое от них свидетельство Иосифа Флавия. По мнению ряда ученых, близкие по тексту свидетельства Матфея и Луки (Мф 3. 7-12 и Лк 3. 7-9, 15-18; Мф 11. 2-19; Лк 7. 18-35), вероятно, имеют общий источник. Поскольку эти сведения не содержат аллюзий на служение Иисуса Христа, этот источник может происходить из круга И. П. Те данные Матфея и Луки, к-рые имеют параллели в Евангелии от Марка, по-видимому, восходят к иному источнику и содержат не только рассказ о жизни И. П., но и христ. осмысление его служения. Текст из Лк 1, к-рый рассматривался (напр., Р. Бультманом: Bultmann. 1921) как восходящий к источнику из круга учеников И. П., в совр. библейской критике считается исключительно христианским ( Meier. 1994). Крещение Господне. Миниатюра из Трапезундского арм. Евангелия. XI в. (?) (Venez. Mechit. 1400. Fol. 12) Крещение Господне. Миниатюра из Трапезундского арм. Евангелия. XI в. (?) (Venez. Mechit. 1400. Fol. 12) Свидетельство Иосифа Флавия относится к кон. I в. Однако оно независимо от евангельской традиции (рассказ об И. П. не только отличается от повествований евангелистов в важных деталях, но и не связан с рассказом Флавия об Иисусе Христе). В то же время сообщение Флавия в нек-рой степени тенденциозно, ориентировано на рим. аудиторию и представляет И. П. похожим скорее на греч. философов, чем на иудейских пророков. Кроме того, невозможно установить источник сведений Иосифа Флавия (во всяком случае он вряд ли происходит из круга учеников И. П.). Тем не менее уже Ориген ссылался на него для подтверждения исторической достоверности евангельской традиции ( Orig. Contr. Cels. 1. 47; ср.: Euseb. Hist. eccl. I 11. 4-6). В XX в. внимание ученых привлекла слав. версия «Иудейской войны», к-рая значительно отличается от греческой. И. П. в ней ни разу не называется по имени, но явно подразумевается в 2 эпизодах. Степень их историчности является предметом дискуссий.

http://pravenc.ru/text/471450.html

был обычным местом обитания многих подвижников. Обители иноков находились как в Нижнем, так и в Среднем Египте. Особенно славилась в Египте пустыня Нитрийская, находившаяся в Нижнем Египте и лежавшая в глубь страны за рекой Нилом. Внутренняя или скитская пустыня лежала на несколько суток пути далее пустыни общежительных монастырей. Эта была дикая песчаная пустыня, где только изредка встречались ключи с водой; сюда не было и проторенной дороги — путь сюда направляли по течению звезд. его в тот же день. (от греч κονος — общий и βος — жизнь) называются общежительные монастыри, в которых братия содержатся на счет монастыря и взамен того предлагают свой труд на общую пользу монастыря. Ерати. знаменитейший пророк израильский, происходивший из города Фесвы галаадской, живший и действовавший во дни нечестивого царя Ахава и Иезавели. Из числа всех пророков Илия отличался особенной ревностью о славе Божей. История его жизни и деятельности излагается в 3 и 4 книгах Царств (3 Цар.17:20; 4 Цар.1:2). Память его празднуется св. Церковью 20 июля. Предтеча и Креститель Господень Иоанн — величайший из ветхозаветных пророков, стоявший на рубеже заветов — Ветхого и Нового. Память его празднуется св. Церковью 24 июня, 29 августа, 23 сентября и в другие дни. знаменитейший пророк, живший и действовавший в царстве Иудейском во времена царей: Озии, Иоафама, Ахаза и Езекии. Его пророчества, относящиеся к Господу Иисусу Христу, настолько ясны и определенны, что пророка Исаию по справедливости называют «ветхозаветным евангелистом». Его пророчества составляют целую книгу, которая и внесена в состав Библии. Память его совершается св. Церковью 9 мая. римская миля, или, точнее, римский милевой камень, потому что в конце каждого миллиария стоял в виде знака каменный столб. Миллиарий равнялся 8 стадиям (стадия=88 саженям), что составит приблизительно 1 ½ наших версты. Милевые камни были рассеяны по всей Италии; на них надписывалось обыкновенно имя строителя или императора, при котором они строились. Первый милевой камень, от которого вели начало все остальные камни и у которого соединялись все дороги, находился в Риме, у храма Сатурна. При раскопках в Риме были найдены остатки этого камня.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОРДЕНЫ МОНАШЕСКИЕ В Римско-католической Церкви одна из исторических форм организации монашества . Лат. термин «ordo» (чин, порядок) в отношении монашеских общин на Западе стал использоваться по крайней мере с VI в. Изначально он относился к жизни по монашескому уставу (напр.: «ordo regularis» - MGH. Dipl. Mer. T. 1. P. 149. N 60 (532 г.); Concilium Vernense (755). 11//MGH. Leg. Capit. T. 1. P. 35; Admonitio generalis (789). 73//Ibid. P. 60) или к монашеству как противоположности мирянам, епископскому чину или каноникам («sanctus ordo monachorum» - MGH. Dipl. Mer. T. 1. P. 292. N 113 (675 г.); Capitulare Haristallense (779). 3//MGH. Leg. Capit. T. 1. P. 47; Pippini principis Capitulare Suessionense (744). 3//Ibid. T. 1. P. 29; «ordo monasticus» - Synodus ad Theodonis villam habita (844). 3//Ibid. T. 2. P. 114). Чудеса прп. Венедикта Нурсийского. Фрагмент росписи в аббатстве Монте-Оливето-Маджоре в Сиене. 1497 г. Мастерская Л. Си-ньорелли Чудеса прп. Венедикта Нурсийского. Фрагмент росписи в аббатстве Монте-Оливето-Маджоре в Сиене. 1497 г. Мастерская Л. Си-ньорелли Ни Устав св. Бенедикта (см. в ст. Венедикт Нурсийский ), ни монашеские правила свт. Василия Великого, блж. Августина или св. Колумбана не предполагали создание О. м. Устав регулировал жизнь каждой отдельной обители, хотя и организованной по общей модели. Группы мон-рей, связанные между собой происхождением, историей и общим уставом, представляли собой свободные объединения независимых друг от друга обителей. Хотя с эпохи Каролингов предпринимались активные попытки ввести для всех мон-рей не только единый устав, но и общие «обычаи» (consuetudines), долгое время они не имели успеха. Тем более речь не шла о создании единого управления: на практике у мон-рей мог быть только общий настоятель - по тем или иным причинам он являлся главой одновременно неск. обителей (в более поздних источниках для такого настоятеля иногда используется греч. термин «archimandrita»). Известны также т. н. молитвенные содружества монастырей (fraternitas), связанных между собой договором о взаимном поминовении живых и усопших членов своих общин (напр., содружество, созданное на Соборе в Аттиньи (762) - Concilium Attiniacense (762)//MGH. Leg. Conc. T. 2. Pars 1. S. 72-73; Schmid K., Oexle O. G. Voraussetzungen und Wirkung des Gebetsbundes von Attigny//Francia. Sigmaringen, 1974. Bd. 2. S. 71-122).

http://pravenc.ru/text/2581489.html

одном Прологе сказано, что преподобный Фантин поступил в монастырь в 8 лет. собственно жители Аравии. Первоначально этим именем называлось кочующее в Аравии разбойническое племя, а потом христианские писатели перенесли это название на всех арабов и мусульман вообще. Африканские сарацины напали на Сицилию и Калабрию ок. 828 г. в древности называлась южная часть Балканского полуострова. По месяцеслову императора Василия, преподобный Фантин отправился из Калабрии в Фессалию и, посетив Афины (и, вероятно, Коринф) довольно продолжительное время проживал в главном городе ее Лариссе у гроба святого Ахиллия, память которого празднуется 15 мая. знаменитый город в древней Греции. Он находился в древней Арголиде близ берегов Коринфского залива. Афины — столица древней Греции — находился в Аттике, близ берегов Средиземного моря. город в Македонии. Он был расположен на самом берегу Эгейского моря. святого великомученика Димитрия Солунского празднуется 26 октября. Фантин скончался в к. IX или в начале Х в. < >< back) > < >< back) > < >< back) > < >< back) > < >< back) > < >< back) > < >< back) > < >< back) > < >< back) > < >< back) > < >< back) > < >< back) > < >< back) > < >< back) > < >< back) > < >< back) > < >< back) > < >< back) > < >< back) > < >< back) > < >< back) > < >< back) > < >< back) > < >< back) > < >< back) > < >< back) > < >< back) > < >< back) > Память святого Геннадия, патриарха Константинопольского патриаршествовал с 449 по 458 г. Великий царствовал с 457 по 474 г. (от греч. κοινος — общий и βιος — жизнь) называются общежительные монастыри, в которых братия содержатся за счет монастыря и взамен того предлагают свой труд на общую пользу монастыря. его совершается св. Церковью 10 января. его совершается 11 декабря. считался у древних греков верховным богом и родоначальником прочих богов (и людей). ( < < back) Геннадий патриаршествовал с 458 по 471 г. Святому Геннадию приписывается несколько богословских сочинений. Геннадий Мессалийский замечает о святом Геннадии: «Муж красноречивый, острого ума, так был обогащен чтением древних, что до слова объяснил пророка Даниила, сочинил и много бесед». Все эти сочинения ныне неизвестны; до нас дошло только окружное послание его против симонии, утвержденное на соборе 459 г. ( < < back) FB2 document info Document ID: lx078-471a0dcc-51ad427c718e19223dcc26ff77a7a627 Document version: 1 Document creation date: 2007-10-20 Created using: VIM — VI Improved 7.0, FBV.exe software Document authors : Source URLs : Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя  

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

ШЮРЕР Эмиль (1844-1910) — протестанский немецкий историк. Главный труд — «История еврейского народа в эпоху Христа» (посмертное дополненное издание на английском языке 1973-1979) ЭВАЛЬД Генрих (1803-1875) — протестантский немецкий библеист. Первым выделил в Пятикнижии Священническую традицию. ЮНГЕРОВ Павел Александрович (1856-1922) — проф. Казанской Духоной Академии. Главный труд: «Общее и частное введение в Ветхий Завет» (1902, 1907) ЯКИМОВ Иван Степанович (1847-1885) — проф. С. — Петербургской Духовной Академии, экзегет и историк 3. Словарь терминов АПОКАЛИПТИКА (от греч. «апокалипсис», откровение)общий термин, обозначающий особый жанр библейских и апокрифических книг, в которых содержание учения раскрывается языком символов, аллегорий и видений (Дан., Иоиль, Откр., частично Ис., Иез., из апокрифов Енох, Апок. Варуха и др.) БЕДНЫЙ или НИЩИЙ (евр. «аивэ», множ. «анавим», или «эбион», множ. «эбионим») — слово, означающее не только неимущего человека, но праведника, который, не возлагая надежд на земные блага, во всем уповает на Бога БИБЛЕЙСКАЯ КРИТИКА — см. ИСАГОГИКА БОГОПОЗНАНИЕ (евр. «даат — термин означает главным образом не теоретическое познание Бога, но любовь к Нему и жизнь по Его заповедям БОГОВДОХНОВЕННОСТЬ, или БОГОДУХНОВЕННОСТЬ — термин, прилагаемый к каноническим книгам Св. Писания, означает, что авторы этих книг писали, будучи вдохновлены Духом Божиим ВЕРА (евр. — слово, означающее в Библии не просто уверенность в Бытии Божием, но полное доверие к Создателю ВУЛЬГАТА (лат.) — латинский перевод Библии, осуществленный блаженный Иеронимом (IV в.) ДЕНЬ ГОСПОДЕНЬ (День Ягве) — в простонародном представлении день, когда Бог поразит врагов Израиля. По учению пророков — день последнего Богоявления, когда Ягве установит на земле Свое Царство ДОМ (евр. «байт») — этим словом часто называется Иерусалимский храм как место пребывания Славы Божией (см. СЛАВА) ДУХ (евр. «руах») — слово «руах» переводится как дух, дыхание и ветер (смотря по контексту). Эта многозначность термина указывает на библейскую веру в единство сил Божиих, действующих в мире

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2307...

было 14 октября 1143 года. Мощи преп. Николы Святоши нетленно почивают в пещере преподобного Антония. Память святого священномученика Сильвана в Палестине, около которого находилась рудокопня. в 311 г. Память его совершается еще 4-го мая. В рудокопнях он сделался епископом, почему в прологах называется еще епископом Кесарийским. Житие преподобного отца нашего Евфимия Нового небольшая гористая, но плодородная провинция Малой Азии, лежащая между Фригией, Вифинией, Понтом и Каппадокией. Название получила от Галатов — воинственных племен Галльского или Кельтского происхождения. — Анкира был один из замечательных городов Галатии. гора в Малой Азии, на границе между Фригией и Вифинией. Иоанникий Великий подвизался на горе Олимпе в половине IX века. Прославился даром пророчества, предсказав окончание иконоборства и свою смерть. Память его 4 ноября. (от греч. — «кинос» общий, и «виос» — жизнь) — называются общежительные монастыри в которых братия не только стол, но и одежду и т. п. получают от монастыря, по распоряжению настоятеля, а с своей стороны весь свой труд и его плоды предоставляют обязательно на общую потребу монастыря. великую схиму. «Но человек в чести не пребудет; он уподобится животным, которые погибают» (Пс. 48:13). его 1-го сентября. так как непосвященным не позволено брать Христовы Тайны своими руками, то святой Евфимий принял диаконское рукоположение, чтобы ему можно было самому приобщаться в пустыне Запасными Дарами. его празднуется Церковью 9 ноября. — Грецию. Евфимий Великий подвизался в V веке; память его 20 января.— В отличие от Евфимия Великого, преподобный Евфимий Солунский называется «Новым». преп. Евфимий Новый и называется Солунским или Фессалоникийским, — хотя отечество его было селение Опсо, находившееся в далеком расстоянии от Солуни; город Солунь пользовался покровительством и заступничеством преп. Евфимия, как при жизни его, так и по кончине, и в нем совершалось много чудес от св. мощей преподобного. Житие и страдание преподобномученика Лукиана, пресвитера антиохийского

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Вероятно, первыми из египетских подвижников удалились в пустыню на большие подвиги святой преподобный Павел Фивейский, проживший в ней девяносто лет, и святой преподобный Антоний Великий . Блаженный Иероним называет Павла Фивейского основателем, а Антония Великого – образователем, учителем пустынножительного монашества, который написал и основные правила такой жизни. При этом даже и в таких весьма отдаленных и пустынных местах сложились две основные формы монашеского жительства. Так, монахи, жившие поблизости друг от друга в определенном единении, назывались киновитами, а личные келлии, их жилища, составляли киновию (от греч.общий,жизнь]. Киновии – это общежительный монастырь. Но как от общего плодоносного корня произрастают многие цветы и плоды, так и от образа жизни киновитян произошел другой род монашеского совершенного жития, последователей которого называли анахоретами, то есть отшельниками, которые из-за желания еще большего преуспеяния в Божественном созерцании удалялись даже и из киновий в самые сокровенные места пустыни, лишь время от времени приходя ради причастия в храм какой-либо относительно близлежащей киновии. Такое отшельничество представляет собой особую и весьма суровую разновидность иноческого жительства «наедине» с Богом. Одновременно возник и такой тип иноческого жития, как затворничество, – когда монах-отшельник, или затворник, мог жить даже и в монастыре-киновии, но притом постоянно, порой многие годы «пребывать неисходно» в своей келлии, никуда не выходя из нее. Из отдельных пустынников порой составлялись очень большие общежительные обители-киновии, знаменитейшей из которых является устроенная попечением святого преподобного Пахомия Великого . Преподобный Пахомий полностью развил тип общежительного монашества, написав при этом особые правила, которыми определялись все упражнения в подвигах иночества и регламентировался даже характер одежды и пищи. В общежительных монастырях во главе всегда стоит настоятель монастыря – игумен или архимандрит. Вся братия пользуется общей трапезой, единообразной одеждой и для всех обязательно участие в общем богослужении.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

116 Научный, литературный и политический журнал (1880–1918), выходил в Москве, в 80-е гг. придерживался славянофильской ориентации. 119 Я говорю «современного» в смысле тенденции, рода воспитания и всего того, что составляет так называемый тип, а не про всех тех, которые теперь живут. И Бисмарк, и папа, и французский благородный легитимист, и какой-нибудь набожный простой баварец или бретонец тоже теперь живут, но это остатки прежней, густой, так сказать, и богатой духом Европы. Я не про таких современников наших говорю, объясняюсь раз навсегда. Авт. 122 Зиссерман Арнольд Львович (1824–1897) – публицист, военный историк. Источник приведенных далее рассуждений Зиссермана не установлен. 123 Леонтьев перефразирует слова Евангелия:  «...сила моя совершается в немощи... ибо когда я немощен, тогда силен» ( 2 Коринф., 12: 9, 10 ). 124 См. такие произведения Л.Н. Толстого, как  «Набег» (1853), «Рубка леса» (1855), «Казаки» (1863). 126 Отклик А.Д. Градовского на Пушкинскую речь  Достоевского под названием «Мечты и действительность» был напечатан в газете «Голос» (1880. 25 июня. 174). 128 Гамбетта Леон Мишель (1838–1882) – французский политический и государственный деятель, один из лидеров левых республиканцев эпохи Второй империи, деятель Парижской коммуны. 129 Иснар Максимен (1751–1825) – участник  событий Великой французской революции, жирондист, затем сторонник монархии. 131 Смотри книгу «Государств[енное] учение митр[ополита] Филарета». В.Н. 1885 года. Стр. 86–94. Между прочим текст: «Ты побиеши его жезлом, душу же его избавиши от смерти " (стр. 92).  132 Филарет (в миру Дроздов Василий Михайлович;  1782–1867) – митрополит московский (1825–1867). Имел большое влияние как на церковные, так и на государственные дела. Здесь цитируется кн.: Государственное учение Филарета, митрополита Московского//Собрал и подготовил В. [В.] Н [азаревский]. М., 1885. С. 92. 134 Киновиат – братия, всё население монастыря  (киновии); киновия (от греч.общий и  – жизнь) – общежительный монастырь; в таких монастырях братия не имеет собственности (как простые монахи, так и настоятель), весь труд идет на общую пользу.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Leo...

святого Серапиона последовала в V b. Страдание святого мученика Максима месяцеслову императора Василия святой мученик Максим скончался в гонение Декия 14 мая 250 года. Житие преподобного отца нашего Пахомия Великого и потом св. Димитрий Ростовский думали, что это — Оксириих, славившийся благочестием своих жителей, заключавший в своих пределах, по свидетельству Руфина, до десяти тысяч девственников и до двадцати тысяч девственниц. Но рассказ новооткрытых документов прямо указывает имя этого города — Эсне. 295 г. на правом берегу Нила, против Ермополя, построенный императором Адрианом в честь своего любимца Антиноя. еретик II b., учил, что в мире существуют два самостоятельных начала: доброе — благой Бог, и злое — материя, находящаяся под владычеством диавола. существовании особенных иноческих одежд в первое время иночества мы знаем уже из изречений святого Антония Великого. См. книгу архимандрита Палладия «Новооткрытые изречения преподобного Антония Великого. По коптскому сборнику сказаний о преподобном» (Казань, 1898 г), стр. 30. селения Тавенниси совсем не существует. «житие» называет его именем — Амриарагабул. Другая переделка этого имени — Иеракаполлон. гидравлическая машина, к которой привязывают животное, чтобы заставить его вращать колесо, поднимающее воду. (от греч. κοινος; — общий и βιος — жизнь) — называются общежительные монастыри, в которых братия содержатся на счет монастыря и взамен того предлагают свой труд на общую пользу монастыря. греческ. νηστεα, — означает совершенное невкушение пищи. Певоу находился немного к северу от Тавенниси, на восточном берегу Нила, в области Диоспольской. египтяне (христиане). знаменитый по своей образованности, политическому значению и торговле город, основанный греческим императором Александром Великим в Египте ок. 333 г. до Р. Х. область в верхнем Египте. растительной пищи. Пашонс соответствует нашему маю, начинаясь 26 числом апреля. Поэтому 14 Пашонс — 9 мая. Память преподобного отца нашего Евфросина, Псковского чудотворца

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010