Ввиду всего изложенного выше, не может прельщать нас и конъектура Joh. Weiss’a, который начало 4 главы представляет в такой форме: μετ τατα δον· κα δο θρα νεγμνη ν τ οραν κα (δο) θρνος κειτο ν τ οραν κα πι τν θρνον καθμενος κα καθ­με­νος μοι­ος ρσει λθ σπιδι κα σαρδ 739 . Как мы видим, он выбрасывает слова: κα φων… πνε­ματι. Если несостоятельны другие основания для подобной операции, то нельзя также обольщаться и тем, что при этом изменении получается „прекрасное построение первой строфы“. В подобных случаях все предположения Joh. Weiss’a построены на самой зыбкой почве; он ничего не может доказать и не доказывает, сознавая только (S. 54), что отделение первоосновы от прибавлений издателя требовало бы точного знания языкового типа редактора, – между тем как таким знанием мы не обладаем. Словом, мы находим возможным утверждать, что, во-первых, нет оснований разрывать связь между прологом и видениями, начинающимися с гл. 4; а во-вторых, при утверждении такой связи не только нет оснований изменять соответствующий текст Откр.4:1,2 , но даже при настоящем его виде связь эта выступает гораздо яснее, и всякое выражение здесь стоит на надлежащем месте и имеет надлежащий смысл. Вслед за стихом, переводящим к пророческим видениям, идет описание небесной сцены, поражающее воображение своим таинственным величием. Созерцатель видит престол на небе, а на престоле был Сидящий, видом подобный камню яспису и сардису, вокруг престола была радуга, видом подобная смарагду. Вокруг престола – также на престолах – сидели 24 старца, одетые подобно иудейским священникам в белые одежды и имевшие золотые венцы на своих головах, как цари (ср. Откр.1:6 : ποησεν μς βασιλεαν ερες τ θε κα πατρ ατο) 740 . От престола исходили молнии и громы и голоса, и семь огненных факелов горели перед ним, которые суть семь духов Божиих; пред престолом также стеклянное море, подобное кристаллу. Престол утверждался на четырех животных – κα ν μσ το θρνου κα κκλ το θρνου τσ­σαρα ζα γμον­τα φθαλμν μπρο­σθεν κα πισθεν 741 . Первое животное было подобно льву, второе –тельцу, третье – имело лицо, как человеческое и четвертое подобно орлу летящему. Каждое животное имело шесть крыльев, внутри исполненных очей. Животные не имеют покоя ни днем ни ночью. Они всегда славословят Бога и взывают: „свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет“. И всякий раз как четыре животных воздадут славу, честь и благодарение Сидящему на престоле, – 24 старца падают пред Ним и поклоняются Живущему во веки веков, полагая венцы свои пред престолом и говоря: „достоин Ты, Господи, принять славу и честь и силу: ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено“ (гл. 4).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

Вершиной православного панентеизма становится утверждение определенного Божественного имени, которое подчеркивает неразрывную и наиреальнейшую связь Бога и мира – имени «Всё». Подчеркнем, что это особенное имя имеет библейские истоки и встречается уже в книге Сираха 59 . Наверное, самое древнее и самое точное определение панентеизма можно встретить в книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова. Оно выглядит следующим образом: «28. Чрез Него всё успешно достигает своего назначения, и всё держится словом Его. 29. Многое можем мы сказать, и, однако же, не постигнем Его, и конец слов: Он есть всё. 30. Где возьмем силу, чтобы прославить Его? ибо Он превыше всех дел Своих». ( Сирах. 43:28–30 ) 60 Текст Сираха раскрывает нам Бога как всё ( το παν) нашего мироздания: Он есть всё ( το παν στιν ατς). Причем этому утверждению предшествует утверждение о всеобъемлющем и всесодержательном действии Божественного Слова, что указывает на фундаментальный логосный смысл последующего положения. Но внутренняя логика изложения богословия Сираха не исчерпывается положением «Бог есть всё», а раскрывается и в последующей фразе: Он превыше всех дел Своих. Таким образом, в книге Сираха мы встречаем древнейшую антиномическую формулировку панентеистического миросозерцания: «Бог есть всё и превыше всего», развертываемую на основании логосно-энергийной теологемы. Отцами Церкви (прежде всего Григорием Богословом , Дионисием Ареопагитом , Максимом Исповедником , Григорием Паламой и Марком Эфесским ) было усвоено имя Бога Всё и Всё во всём (также Всё всего, Всё во всех), имеющее библейские истоки, отражающее факт содержания мира в Боге в энергийной модальности Его бытия. Ими определялась особая диалектика, развивалась особая последовательность антиномий, в которой Бог различался от мира, будучи един с ним, и соединялся с миром, различаясь. Первый уровень антиномии восходил к нетождественности Божественной сущности и энергии. Согласно ей, мир соединялся с энергией Бога, и лишь опосредованно, через нее, с Божественной сущностью.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pan...

Все эти события описаны в Первой книге Царств. Святой Самуил выяснил, нет ли претензий к нему лично. Может, Самуил кого обидел? «Нет», – говорят, а просьба заменить судию царем остается. Претензий к судии никто не выдвинул, просто людям нужен кто-то другой «на его место». И с ним, другим, начнется у народа новая, более счастливая жизнь и выстроятся в обществе другие отношения. С Божией помощью Самуилу удалось объяснить, что в этой просьбе нехорошего. Какая была реакция народа? Страх: «Бог накажет жестоко теперь. Тысячи и тысячи погибнут». Судьба народа на волоске. Им стало жутко. «И сказал весь народ Самуилу: помолись о рабах твоих пред Господом Богом твоим, чтобы не умереть нам; ибо ко всем грехам нашим мы прибавили еще грех, когда просили себе царя. И отвечал Самуил народу: не бойтесь, грех этот вами сделан, но вы не отступайте только от Господа… Господь же не оставит народа Своего ради великого имени Своего… и я также не допущу себе греха пред Господом, чтобы перестать молиться за вас (κα μο μηδαμς το μαρτεν τ Κυρ νιναι το προσεχεσθαι περ μν), и буду наставлять вас на путь добрый и прямой; только бойтесь Господа и служите Ему истинно, от всего сердца вашего, ибо вы видели, какие великие дела Он сделал с вами; если же вы будете делать зло, то и вы и царь ваш погибнете» (1 Цар. 12: 19–25). Они раскаиваются. Видят, что просьба, обращенная к Самуилу, была греховной. И грех-то немалый. Тогда просят уже иначе: «Помолись, чтобы нам теперь не умереть». Видя покаяние , пусть и очень несовершенное, Самуил утешает их. Он обязательно помолится. Самуил считает грехом уйти в нанесенную ему обиду и перестать молиться о неблагодарном народе. Самуил не оставит их. И, что гораздо важнее, Господь не оставит их, не бросит их. Не потому, что они такие хорошие, а потому, что Он – хороший. Самуил готов «отойти в сторону», но не готов забыть о народе. Самуил будет заботиться о нем. Вот в чем печать святости Это не значит, что можно делать всё, что хочется, и всё сойдет с рук. Отступление от Господа и культивирование греха приведет к погибели, как всегда и бывает. Обратим внимание, о ком Самуил говорит. О народе и царе: «Если же вы будете делать зло, то и вы и царь ваш погибнете». То есть просьба о царе все-таки будет уважена. Святой судия Самуил готов «отойти в сторону», но не готов забыть о народе. Самуил будет заботиться о нем.

http://pravoslavie.ru/81785.html

Выражение «но ныне» (νυν δ) в начале текста указывает на то, что Павел подошел к поворотному пункту в своих рассуждениях. 98 To, что говорилось ранее, относилось к событиям прошлого. Το, о чем пойдет речь далее, относится к настоящему. Водоразделом между тем, что было «прежде, во время долготерпения Божия», и тем, что происходит «в настоящее время», является событие, находящееся в центре благовестия Павла: искупление, совершенное Иисусом Христом. Павел начинает новую серию своих рассуждений с торжественного провозглашения того, что правда Божия явилась «независимо от закона». Но что это за правда? Та самая, «о которой свидетельствуют закон и пророки». Иными словами, пришествие Мессии было предсказано в Ветхом Завете, но то, что Он совершил, не укладывается в рамки ветхозаветного представления о справедливости. Выражение δι πστεως ’Ιησο Χριστο в русском переводе передано как «через веру в Иисуса Христа». Между тем предлог «в» отсутствует в греческом тексте. В других случаях, когда к слову πστης (вера) добавляется имя собственное в родительном падеже, оно, как правило, указывает на веру этого персонажа, а не на веру в него. Так, например, в Рим. 4:12 говорится о «вере отца нашего Авраама», а в 4:16 – о «вере потомков Авраама». В Рим. 3:3 и Рим. 3:7 выражение πστις το θεο переводится не как «вера в Бога», а как «верность Божия». Соответственно, один из возможных переводов рассматриваемого выражения: «через верность Иисуса Христа». На таком переводе настаивают некоторые современные исследователи. 99 С другой стороны, в прямой речи Иисуса ( Мф. 11:22 ) мы встречаем выражение «имейте веру Божию (πστις θεο)» в значении «имейте веру в Бога». А в Послании к Галатам неоднократно встречается выражение πστεως ’Ιησο Χριστο (букв. «вера Иисуса Христа»), которое там означает именно веру в Иисуса Христа. Это явствует из следующего отрывка: «Однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа (δι πστεως ’Ιησο Χριστο), и мы уверовали во Христа Иисуса (κα μες ες Χριστν ησον πιστεσαμεν), чтобы оправдаться верою во Христа (κ πστεως Χριστο), а не делами закона» ( Гал. 2:16 ). Здесь в одной фразе трижды говорится о вере в Иисуса Христа, но только во втором случае в греческом тексте употреблен предлог «в». Этого, однако, достаточно, чтобы дать ключ к пониманию всех тех мест в посланиях Павла, где выражение, буквально переводимое как «вера Иисуса Христа», в действительности означает веру в Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Глава III Попытка Илиодора ограбить храм ( 2Мак.3:1–40 ). 2Мак.3:1 Когда в святом граде жили еще в полном мире и тщательно соблюдались законы, по благочестию и отвращению от зла первосвященника Онии, «По благочестии и отвращению от зла» – δια την… μισοπονηραν, слав. точнее – «благочестия ради и ненавидения лукавства…» Μισοπονρα – не только отвращение от зла, но и гонение его в других, искоренение. Это и усвояется здесь Онии (III-uй с этим именем, сын Симона, см. в 1Mak XII: 5–18 ). 2Мак.3:2–3 бывало, и сами цари чтили это место, и прославляли святилище отличными дарами, так что и Селевк, царь Азии, давал из своих доходов на все издержки, потребные для жертвенного служения. «Это место», т. е. св. место храма (ср. II: 18). В числе царей, чтивших Иудейское святилище, известны особенно Птоломей II Филадельф, и Птоломей III Евергет (Иос. Фл. Арх. XII, 24 и д. 15; пр. Апп. II, 5), Антиох Великий «и Селевк», как такой, покровительство которого, как царя Азии в Иудейской святыне, являлось особенно важным (ср. 1Мак Х: 40 ). Селевк – IV-й с этим именем, по прозванию Филопатор, сын и преемник Антиоха Великого, царств. 187–176 до Р. Х. Относительно Азии, при обозначении Селевкидского царства см. к 1Mak VIII: 6 . 2Мак.3:4 Но некто Симон из колена Вениаминова, поставленный попечителем храма, вошел в спор с первосвященником о нарушении законов в городе. «Симон… поставленный попечителем храма…» – προσττης το ιερο. В ближайшем определении сущности этого звания мнения толкователей расходятся. Одни считаются за advocatus templi; другие – смотрителем храмовой казны и начальником храмовой стражи ( στρατηγς το ιερο, Дeяh IV: 1 ); третьи – за praepositus templi in rebus politicis, лицо, которому принадлежал надзор за храмовым имуществом и доходами и за целостью храма; четвертые – видели здесь простой титул, дававшийся за какие-нибудь важные заслуги храму, и сообщавший носящему его лицу значительную влиятельность и уважение в среде Иерусалимских граждан; из всех этих мнений последнее имеет большую вероятность.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава вторая. Род Моисея Моисей – потомок Авраама, Исаака и Иакова, из колена Левия. В Св. Писании приводится его родословная. Вот имена сынов Левия по родам их: Гирсон, и Кааф, и Мерари. А лет жизни Левия было сто тридцать семь. Сыны Гирсона: Ливни и Шимеи с семействами их. Сыны Каафовы: Амрам и Ицгар, и Хеврон, и Узиил. А лет жизни Каафа было сто тридцать три года. Сыны Мерари: Махли и Муши. Это семейство Левия по родам их. Амрам взял Иоховеду, тетку свою, себе в жену; и она родила ему Аарона и Моисея (и Мариам, сестру их). А лет жизни Амрама было сто тридцать семь ( Исх. 6:16–20 ). В книге Чисел 3,27–28 дополнительно сообщается, что при исчислении народа во второй год по исходе из Египта в пустыне Синайской потомков Каафа мужеского пола от одного месяца и выше было 8600 человек. Также в Чис. 26, 59 подтверждается, что Иохавед, мать Моисея, была дочерью Левия. Имя жены Амрамовой Иохаведа, дочь Левина, которую родила жена Левиина в Египте, а она Амраму родила Аарона, Моисея и Мариам, сестру их. Итак, Моисей – сын Амрама, внук Каафа, правнук Левия, седьмой по роду от Авраама. Кстати, по матери он даже внук Левия. Браки на близких родственниках в те времена еще были разрешены. Библейское свидетельство подтверждается историком Иосифом Флавием: «Авраам был его [Моисея. – Г.Ф.] седьмым предком; сам Моисей был сыном Амрама, этот – сын Каафа, отцом которого является Леви, сын Иакова, сын Исака, который в свою очередь был сыном Аврама» кн. 2, гл. 9, п. 6]. Следует отметить расхождение текста LXX с масоретским касательно Иохавед, матери Моисея. В масоретском тексте в Исх. 6, 20 сказано, что Иохавед (дода), тетка Амрама, мужа своего. В Септуагинте же сказано: Θυγατρα το δελφο το πατρς ατο (дочь брата отца своего). Таким образом по LXX Иохавед была двоюродной сестрой Амрама и, следовательно, не была дочерью Левия. Трудно сказать, чем обусловлено это разночтение текстов. Схема родословия пророка Моисея Библейское родословие, согласно которого Моисей – седьмой от Авраама, правнук (по отцу) Левия, внук Каафа порождает немалую проблему, связанную с численностью сынов Израиля и, в частности, сынов Каафа, при исходе из Египта.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Далее мы слышим от Ваиг’а 525 , что Апокалиптик рассматривает все явления Христа с точки зрения слова Божия, которое через Него как раскрывается, так и исполняется. Ту же мысль, только несколько яснее, – высказывает и Köstlin. Прибавление к λγος в Откр.19:13 το Θεο доказывает, по его мнению, что мы не имеем здесь еще самостоятельной ипостаси. Имя это, прилагаемое только к прославленному Христу, указывает на Него, как на осуществителя воли Божией на земле, но не может быть понимаемо в метафизическом смысле 526 . Наименование Мессии Словом Божиим, – говорит далее B. Weiss, – указывает на Него, как на исполнителя воли Божией 527 . В окончательной форме Baur оценивает имя λγος το Θεο сообразно со смыслом подобного же по букве только выражения в Откр.1:9 и Откр.19:9 . Но обстоятельства употребления имени „Слово Божие“ в отношении к лицу Христа не позволяют ставить это имя в параллель с Откр.1:9 и Откр.19:9 . Дело в том, что имя это прилагается с особенною выразительностью к лицу Христа, именно, там, где говорится о мировой катастрофе, после которой должна прекратиться борьба между добром и злом, и должно открыться царство Бога Вседержителя. Христос, затем, представляется совершителем этого переворота. Следовательно, пришествие Христа есть пришествие Самого Бога, подобно тому, как, по Откр.19:6,7 , Апокалиптик слышал „как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: аллилуия! ибо воцарился Господь Бог Вседержитель; возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя“. Ввиду всего этого, смысл прилагаемого ко Христу наименования „Слово Божие“ нельзя ослаблять указанием на выражение Откр.19:9 : „сии суть истинные слова Божии“, но оно является существенным определением личности новозаветного Мессии, как личного божественного принципа самооткровения Бога 528 . Вообще, нам кажется, одно уже приложение имени „Слово Божие“ к личности Мессии является необычным и многозначительным: если Христос – Слово Божие, то Он – не тварь 529 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

Действие греха на человека, как искушение собственною похотью, описывает ап. Иаков: В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому, что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого. Но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью ( υπο τς ιοιας επιθυμας Uak. I, 13. 14 ). На внешнюю сторону того же действия греха указывает Сам Иисус Христос в притче о сеятеле, по которой посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства ( μριμνα το ανος κα απτη το πλουτου) заглушает слово и оно бывает бесплодно ( Mф. XIII, 22 ; Лk. VIII, 14 ). Во всяком случае искушение и с той и с другой стороны проявляется в форме обольщения ( απτη) грехом ( απτη τς αμαρτας Ebp. III, 13 ) или злом ( α επιθυμαι τς πατης Eфec. IV, 22 ). Искушение в этой форме апостол Павел называет собственно человеческим искушением ( πειρασμς ανθρπινος 1Кор. Х, 18 ) 184 . Чрез обольщение сатана может действовать на человека ( 1Kop. VII, 5 ), но Бог не искушает человека злом, или пожеланиями ( Uak. I, 13 ). Человеческим это искушение должно быть названо потому, что оно всецелое основание имеет в самом человеке, в его греховности. И внешние предметы действуют на человека обольщением только потому, что встречают в нем страсти. Как всецело человеческое, обольщение есть искушение от греха и ко греху; поэтому оно ни в каком отношении не мирится с безгрешностью. 33 . Обольщение составляет один вид искушения. Другой вид искушения есть напасть, или испытание скорбями ( δοκιμ θλφεως 2 Кор, VIII, 2), или соблазн страданий ( Mф. XIII, 21 ). – Всякое страдание, равно ограничение, уничижение, может восприниматься или чувством или волею. Чувством страдание ощущается, как боль; для воли оно существует в качестве ограничения. На всякое страдание чувство отзывается с физической необходимостью; для воли страдание возможно при высшем развитии человеческого сознания и преимущественно религиозного, оно воспринимается волею с того момента, когда встречается в качестве ограничения с высшими стремлениями духа, когда принимается человеком с ясным сознанием своих высших религиозных задач, своего богосыновнего достоинства 185 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Деян.12:19 .  Ирод же, по­искав его и не найдя, судил стражей и велел казнить их. Потом он отправил­ся из Иудеи в Кесарию и там оставал­ся.: «Отправился в Кесарию», обычную тогда резиденцию римских правителей Иудеи. Праздник Пасхи окончился, и он мог оставить Иерусалим; притом ему и неудобно было теперь оставаться в Иерусалиме, ему должно было быть стыдно пред той частью народа с Синедрионом во главе, которую он только что так обнадежил даровым зрелищем казни апостола. Деян.12:20 .  Ирод был раз­дражен на Тирян и Сидонян; они же, согласив­шись, при­шли к нему и, скло­нив на свою сторону Власта, по­стель­ника царского, про­сили мира, по­тому что область их питалась от области царской. Описывая смерть Ирода непосредственно за рассказом об освобождении Петра, дееписатель имеет в виду представить эту смерть, как Божию казнь Ироду за гонение Церкви Христовой. «Ирод был раздражен» – по какой причине, неизвестно. «Власта, постельника царского» – τν επ το κιτνος το Βασιλως... – главного служителя при особе царя, хранителя его жизни и сокровищ. Такие служители очень часто делались и высшими сановниками государства, пользуясь большим влиянием на царя и государственные дела (ср. Деян.8:27 ). «Просили мира», нарушенного раздражением, – дружественных отношений, особенно необходимых ввиду угрожавшего голода (Златоуст). Большую часть зернового хлеба финикияне получали из Палестины, будучи сами преимущественно торговым, а не земледельческим народом. Поэтому Ирод без войны мог весьма навредить им, что и вынуждало их просить его о мире. Деян.12:21 .  В назначен­ный день Ирод, одев­шись в царскую одежду, сел на воз­вышен­ном месте и говорил к ним; Деян.12:22 .  а народ восклицал: это голос Бога, а не человека. Деян.12:23 .  Но вдруг Ангел Го­с­по­день по­раз­ил его за то, что он не воз­дал славы Богу; и он, быв изъеден червями, умер. Прием послов происходил в особо назначенный день в торжественной публичной аудиенции. «Одевшись в царскую одежду» – по сказанию Флавия – вытканную из серебра.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Деян.7:17 .  А по мере, как при­ближалось время исполниться обетованию, о котором клял­ся Бог Аврааму, народ воз­растал и умножал­ся в Египте, «Время» исполниться «обетованию», т.е. указанному выше – о том, что потомки Авраама выйдут из Египта ( Быт.15:13–14 ). Деян.7:18 .  до тех по­р, как восстал иной царь, который не знал Иосифа. «Востал иной царь», т.е. из новой династии, «который не знал» Иосифа. Прошло около 4 столетий со смерти Иосифа; царь был из другой династии, как кажется, даже не туземной; и не мудрено, что при тогдашних скудных средствах исторического знания он не имел вовсе сведений об Иосифе и его заслугах для Египта. Деян.7:19 .  Сей, ухищряясь про­тив рода нашего, при­теснял отцов наших, при­нуждая их бросать детей сво­их, чтобы не оставались в живых. «Принуждая бросать детей своих», το ποιεν λθετα τ βρφη αυτν εις το μ ζωογονεσθαι, слав.: «уморити младенцы их и не оживити». Буквально – делать выброшенными младенцев их, чтобы им не жить ( Исх.1:16–22 ). Деян.7:20 .  В это время родил­ся Мо­исей, и был пре­красен пред Богом. Три месяца он был питаем в доме отца своего. «Был прекрасен пред Богом…», ν αστεος τ Θε, точнее слав.: «бе угоден Богови». Разумеется необычайная красота младенца Моисея. Деян.7:22 .  И научен был Мо­исей всей мудрости Египетской, и был силен в словах и делах.: «Научен был всей мудрости Египетской». Ни в Пятикнижии Моисеевом, ни в других книгах Ветхого Завета не упоминается об этом. Очевидно, это было древнейшее предание, записанное также Филоном (в его «жизни Моисея»). И нет ничего невероятного, что, усыновленный царскою дочерью, Моисей – еврей получил самое высшее, доступное тогда для египтян образование. Это египетское образование состояло тогда главным образом в изучении естественных наук – астрономии, медицины – и математики, а также – магии. Главные представители такого образования были жрецы. В деле великого служения Моисея истине Божией внешняя мудрость должна была сделаться одним из орудий, способствовавших его успеху. «Был силен в словах и делах». Выражение о силе Моисея в словах не противоречит тому, что сам Моисей говорит о себе, что он неречист и косноязычен ( Исх.4:10 ); последнее относится к недостаткам его выговора, но это не препятствовало его речи быть сильною тою внутреннею силою, которая выражает сильный дух человека. Можно здесь и то иметь в виду, что уста Моисея, бывшего устами Бога, передавались устами Аарона, и сила этих уст Аароновых вполне могла рассматриваться, как сила уст Моисея, сила духовная, которою он обладал в высшей степени.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010