А. Повествование включающее притчи и обличения (гл. 19–23) Б. Пятая речь: суд Царства (гл. 24; 25) VII. Страдания и воскресение (гл. 26–28) Глава 1 1 Родословие. Букв.: «происхождение» или «начало» (генезис). В библейском словоупотреблении может означать «список», «отсчет» (ср. Быт. 2,4; 5,1 ). В лучших манускриптах это же слово (1,18) означает только «рождество». Вполне возможно, что оно указывает на все Евангелие, которое и есть «отсчет от начала» – Иисуса Христа (т.е. ознаменование Его царствования). Христос. Греческое слово, означает «помазанник» и соответствует еврейскому «машиах», или «мессия». В Ветхом Завете помазание елеем символически означало, что Бог посылает человека на какое-то служение, и все три ветхозаветных служения (пророки, священники, цари) знаменовались таким образом ( Исх. 29,7 ; 1Цар. 16,13 ; 3Цар. 19,16 ). Ветхий Завет обещает, что придет избранный Отрок Господень (Ис., гл. 42), Который будет Пророком, как Моисей ( Втор. 18,18.19 ), Священником, как Мельхиседек ( Пс. 109,4 ), Царем, как Давид, т.е. Помазанником Божиим ( Ис. 55,3.4 ; Иер. 30,9 ; Иез. 34,24 ; Ос. 3,5 ; Зах. 12,8 ). Израиль ждал Мессию, который одолеет его врагов и установит закон мира. Матфей утверждает, что Иисус – Помазанник, обетованный Царь, Освободитель. 1:2 Родословие здесь отличается от родословия у Луки (3,23–38), возможно потому, что Лука говорит о «физическом» родословии ( Лк. 3,21 ), Матфей – о престолонаследии. 1:3–16 В ближневосточной генеалогии обычно не упоминают женщин, но они важны для Божиего замысла – произвести на свет Христа. Имена всех пяти женщин, названных здесь, служат напоминанием, что Бог часто действует неожиданно и выбирает не тех, кого «надо бы» выбрать. Фамарь (ст. 3) связана с «оплошностью» Иуды ( Быт. 38,6–30 ), Рахава (ст. 5) была блудницей и язычницей (Нав., гл. 2; там она – Раав), Руфь – моавитянка, а значит – под особым проклятием ( Втор. 23,3–5 ), из-за «бывшей за Уриею» Вирсавии (ст. 6) согрешил Давид. Дева Мария исполняет не только слова Исаии (7,14), но и еще более важное пророчество из книги Бытие (3,15; см. Гал. 4,4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Свт. Григорий Богослов. Слово 43, надгробное Василию архиепископу//Творения. Репринт. ТСЛ. 1994. Т. 1. С. 653. 855 Свт. Иоанн Златоуст. О терпении//ПСТ. Т. 9. С. 929. 856 Житие преп. Илариона Великого († 372 г.; пам. 21 окт.)//Жития святых… Октябрь. 857 Свт. Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея евангелиста. Беседа 53. Ст. 5. M., 1993. С. 552. 858 Ориген. Толкование на Евангелие от Луки. Беседа 23//ΒΕΠΕΣ. 15, 46 (23–30). 859 Свт. Василий Великий. Весела на псалом 7. Ст. 2//Творения св. отцов. Т. 5. С. 196. 860 Свт. Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея евангелиста. Беседа 53. Ст. 5. M., 1993. С. 552; О терпении//Там же. Т. 7. С. 552. 861 Свт. Афанасий Великий. Житие преп, отца нашего Антония… Ст. 60, 66//Творения. В 4–х т. M., 1994. Ч. 3. С. 227, 230–231. 862 Преп. Макарий Египетский. Духовные беседы. Беседа 22. М., 1880. С. 231. 863 Свт. Макарий Александрийский. Слово на исход души. 864 Блаж. Диадох, епископ Фотики. Подвижническое слово… Гл. 100//Добротолюбие. ТСЛ, 1992. Т. 3. С. 73–74. 865 Преп. Исихий Пресвитер. К Феодулу… слово о трезвении и молитве. § 161//Добротолюбие. Т. 2. С. 193. 866 Преп. Иоанн Синайский. Лествица. Слово 7. О радостотворном плаче. Ст. 50. Сергиев Посад, 1908. С. 83–84. 867 Свт. Кирилл Александрийский. Об исходе души и о Втором Пришествии. 868 Октоих. Глас 1. В понедельник на утрени. M., 1994. Т. 1. 869 Чин, бываемый на разлучение души от тела, внегда человек долго страждет. Канон. Песнь 1. Тропарь 3: «Се предсташа множество лукавых духов, держаще моих грехов написание, и зовут зело, ищуще безстудно смиренныя моея души». «Помилуйте мя, Ангели всесвятии Бога Вседержителя, и избавите мытарств всех лукавых: не имам бо дела блага, возмерити мерилу злых моих деяний», (Требник (большой). С. 181). 870 Свт. Иоанн Златоуст. О терпении//ПСТ. Т. 9. С. 933. 871 Α. Θεοδρου. θεολογα του ουστνου, φιλοσφου και μρτυρος και αι σχσεις ατης προς την " Ελληνικν φιλοσοφαν. Αθναι, 1960. Σ. 140. 872 Св. Иустин Философ. Апология, I. Ст. 17//Раннехристианские отцы Церкви. Брюссель, 1988. С. 288. 873

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

Διαταναι: ...τοτων δ τν λγων τν διδαχν επε αδελφε Πτρε. Петр в своей речи не отвечает на предложение Матфея положительными раскрытием заповеди о любви к ближнему, каковое имеется в Διδαχη но прямо начинает со второй главы Διδαχη –перечислением действий, противных любви. Пропуск против подлинника – очевидный. Речь Петра буквально сходна с ст. 2 – 7 второй главы Διδαχη. Тоже самое должно сказать и о следующей затем речи Андрея, буквально сходной с ст. 1 – 3 третьей главы Διδαχη: сходство особенно поразительно в начале речи, начинающейся приветствием: «чадо мое». Также точно начинается и 3-я гл, Διδαχη. Речь Филиппа в начале есть буквальное повторение первой половины 3-го ст. 3-й гл. Διδαχη но затем содержит довольно пространное разъяснение пожелания, которое представляется действием женского демона. Такого разъяснения нет в Διδαχη. В дальнейших речах Симона, Иакова, Нафанаила, Иуды, Фомы, Кифы и Варфоломея с незначительными вставками идет буквальное повторение Διδαχη, гл. 3 и 4-й до ст. 9. В своих речах Апостолы не довели до конца учения о двух путях, как оно раскрыто в Διδαχ: путь смерти, который следовало-бы далее раскрывать и которому посвящена 5-я гл. Διδαχ, остался не раскрытым; это сознавал и компилятор, ибо вслед за Варфоломеем Петру влагается в уста следующее замечание: «братие! прочим наставлениям Писания научат; мы же установим повеленное нам» ( κελεσυημεν διατξωμεν). За сим заявлением начинается новый ряд речей, который произносят Петр, Иоанн, Иаков, Матфей, Кифа, Андрей, Филипп; затем происходит обсуждение вопроса, почему женщинам не следует принимать участия в священнодействии Евхаристии. Обсуждеше ведется от лица Андрея, Петра, Иоанна, Марфы, Марии, Кифы, Иакова. Отсюда, т.е. с этого ряда речей только и начинается собственно развитие темы, указанной в предисловии: ибо в этих речах преподаются предписания (διαταγαι) или правила (καννες) об избрании и служении епископа, пресвитера и других клириков. (Учение же о двух путях есть вставка, планом сочинения не предвиденная).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

204-я – по 3-й гл. буквы «β» и ст. 205 – по гл. 2-й бук. «α» 182 . Все извлечения из Синтагмы излагаются в Номоканоне наравне с заимствованиями из других знаменитых сборников, – Синтагмы патриарха Фотия с толкованиями Зонары, его же Номоканона с толкованиями Вальсамона. – Номоканона патр. И. Постника и др., – даже наравне с общепризнанными, имеющими значение законодательства вселенской Церкви, каноническими правилами; – ясное доказательство, что книга, по обширности своего употребления, которая предполагается Номоканоном, уже достаточно была известна, успела приобрести авторитет и пользовалась особым уважением. Кроме того, в «Требнике», получившем свое происхождение во всяком случае ранее «Номоканона», так как некоторые статьи этого последнего (напр. ст. 200-я) существование Требника уже предполагают, – встречаются извлечения из Синтагмы Властаревой: одно из них помещается (и в Большом и в Малом требниках) в конце «чина исповедания», с указанием источника заимствования: «от Матфея, М. состава глава 7-я» и содержать в себе «соборное уложение», при. патриархе Луке Хрисоверге, о наказании епископу за неправильное назначение епитимьи и за разрешение, данное им воину, соделавшему вольное убийство 183 , а второе (в одном только Большом Требнике), – без обозначения источника – в гл. 5-й Требника, под заглавием: «правила святых Апостолов и божественных Отцов о св. крещении». Здесь, по тексту Синтагмы Властаревой, именно, по гл. 1-й буквы «β» изложены следующие церковные правила: Апост. 50, Карф. 59, Лаодик. 48-е, Тимофея Александрийского: 1, 6, 2, 4 184 . Новое доказательство обширности употребления, авторитета и уважения, какими пользовалась Синтагма Властарева в пределах Церкви греческой. а) в ΧVΙ-м веке. Из рукописных греческих экземпляров Синтагмы, уцелевших от XVI-ro века, можно указать следующие рукописи а) монастырей: α) Иверского, на Афоне – по каталогу рукописей – 10 (1570 года); β) Святой Лавры (Афанасия) – 13; γ) Всесвятского монастыря на о. Халки – 7; δ) Трапезундской Митрополии – 2 (1570 г.); б) Перешедшие на Запад и хранящиеся в библиотеках:

http://azbyka.ru/otechnik/Matfej_Vlastar...

…великий дух говорил с тобой в пустыне, и нам передано в книгах, что он будто бы „искушал“ тебя. — Имеется в виду евангельский рассказ об искушении Христа дьяволом (Евангелие от Матфея, гл. 4, ст. 1 — 11, от Луки, гл. 4, ст. 1 — 13). 277 „Кто подобен зверю сему, он дал нам огонь с небеси!“ — В Апокалипсисе говорится о звере, долженствующем явиться людям перед концом мира, и они „поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему и кто может сразиться с ним?“ (Откровение Иоанна, гл. 13, ст. 4) Здесь же предсказывается появление другого зверя, который „творит великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю…“ (там же, ст. 13). 278 …человечество провозгласит устами своей премудрости и науки, что преступления нет — которым разрушится храм твой. — Ср. слова Герцена о Р. Оуэне (1771–1858) в „Былом и думах“: „Это тот, один трезвый и мужественный присяжный «между пьяными“ (как некогда выразился Аристотель об Анаксагоре), который осмелился произнести not guilty преступнику“ (Полярная звезда на 1861 год. Кн. 7. С. 275; ср. с. 283, 290–291). „Не один Оуэн в наше время, — пишет Герцен, — сомневался в ответственности человека за его поступки; следы этого сомнения мы найдем у Бентама и у Фурье, у Канта и у Шопенгауэра, у натуралистов и врачей и, что всего важнее, у всех, занимающихся статистикой преступлений“ (там же. С. 306). 279 …ибо к нам же ведь придут они — „Лучше поработите нас, но накормите нас“. — Аналогичные мысли Достоевский развивал еще в 1873 г. См., например: Гражданин. 1873. С. 1092–1093; С. 1117–1119 („Иностранные события“). 280 Приняв „хлебы“ ты бы ответил на всеобщую и вековечнуютоску человеческую — „пред кем преклониться?“ — О необходимости для каждого человека перед кем-нибудь или чем-нибудь преклониться говорил Макар Долгорукий в „Подростке“ (ч. 3, гл. 2, III). 281 Вот эта потребность общности преклонения — всё равно падут пред идолами. — Близкие мысли высказывал К. П. Победоносцев в „Гражданине“, редактируемом Достоевским (1873. С. 951; см. также с. 465). 282

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

5) Божий виноградник. Земля есть Божий виноградник, и виноградарями в нем поставлены люди. Виноградник этот обнесен оградою, которая есть закон и вера, отделяющие сынов Божиих, христиан от неверных и язычников; в нем выкопано точило – совершено искупление человеческого рода, поставлен краеугольный камень вечного Божьего Царства. В новозаветном точиле благодать Божия вырабатывает «новое вино» – святые, совершенные души для неба. Над виноградником высоко поднимается башня – евангельские идеалы жизни, далеко раздвигающие пределы духовного зрения людей и дающие им возможность глядеть на все в мире с новой, Божией точки зрения. Этим не ограничиваются святейшие заботы Хозяина о своем любимом винограднике. Время от времени Он посылает в него Своих верных слуг, вдохновенных провозвестников воли Своей: праотцев, пророков, апостолов, мучеников, святителей, добрых пастырей, богоозаренных истолкователей Священного Писания, преподобных отцев и жен, украшенных венцами святости, а иногда и даром чудотворений. Что же требует от нас, рабов Своих, Хозяин виноградника? Только добрых плодов во времена свои. И это понятно: никто не станет трудиться даром, никто не затрачивает своих сил по пустому. Тем более прилично Господу Богу делать все согласно с Его Божественным достоинством. Мы твердо должны помнить, что некогда придет Наследник виноградника и потребует от нас, Своих рабов, строгого отчета... 14-я неделя по пятидесятнице (Евангелие от Матфея, зач. 89, гл. 22, ст. 1–14; Апостол, 2-ое к Коринфянам, зач. 170, гл. 1, ст. 21–24; гл. 2, ст. 1–4). 1) Устроил царь пир. Каждая литургия – пир Господа. В какой одежде пришли мы? Чисты ли наши души, украшены ли они всепрощением, смирением и любовью? 2) Господи! вижу чертог Твой и не имею одежды войти в него... Дай мне одежду, просвети одежду моей души! Я получил от Тебя брачную одежду Крещения и осквернил ее. Ты милостив, впусти меня на брак Сына Твоего и обнови ризы мои! 3) Что такое брачная одежда? (ст. 11, 12). Имеем ли мы брачную одежду? ( 2Кор.7:1 ; Ефес.4:24, 6:11 ; Кол.3:12 ; Апок. 3:18, 19 ; Ексапостиларий Великого Понедельника)

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

3). Вообще мысль о бесполезности добрых дел для спасения у пашковцев, насколько можно видеть по брошюрам, есть основная и преобладающая мысль их вероучения. Почти в каждой брошюре эта мысль проводится с довольно заметным оттенком, равно как с таким же, если не большим оттенком, проводится и обратная ей мысль о необходимости для оправдания и спасения одной веры в Иисуса Христа. Эта же основная мысль пашковского вероучения оттенена и в паш– ковском Евангелии. Здесь места, которые говорят о значении веры в христианской жизни, подчеркнуты фиолетовыми не вытравляемыми чернилами или синим карандашом; и те места в Евангелии, где, по–видимому, значение веры выдвинуто рельефнее, подчеркнуты двумя или даже тремя чертами. Вот, напр., в Евангелии Матфея гл. 8, ст. 13: «и сказал Иисус сотнику: иди и как ты веровал, да будет тебе», ст. 26: «что вы так боязливы маловеры? 9 гл. ст. 22; «дерзай дщерь! вера твоя спасла тебя»; ст. 29: по вере вашей, будет вам. И так как таких мест в Новом Завете много, то поэтому и подчерков в пашковском Евангелии также много. Они существуют в следующих главах и стихах. В Евангелии от Матфея (кроме вышеприведенных): гл. 15, 28. В Евангелии от . В Евангелии от Луки: 7:50; 8:48; 17:19; 18:42; 24:25. В Евангелии от . В деяниях Апостольских: 10:42–43; 15:11; 16:30–31; 26:18. В послании ап. Иакова 2:14, 17, 18, 23 . В первом послании Петра: 2:6. В первом послании Иоанна 3: 23; 5:1, 10,13 . В послании ап. Павла к Римлянам: 1:17; 3:20–26; 28; 4:2–5; 20–22; 5:1–2; 9:32–33; 10:4, 9–11, 11:20. В послании к Галатам: 2:16; 3:10, 22, 26; 5:6. В послании к Ефесянам: 2:8–10; 3:10–12; 17:6–16. В послании к Филип– пийцам: 1:6; в первом послании к Фессалоникийцам 5:8–10; 24. Во втором послании к Тимофею 1:12; 2:13. В послании Филимону 3:5. В послании Евреям 3:19, 4:3, 10:19, 22–23, 11:1, 6; 12:2 . Подчеркнув места в Евангелии, упоминающие о спасении человека страданиями и смертию Иисуса Христа и о необходимости веровать в Него, пашковцы в то же время оставили без внимания те стихи в Новом Завете, которые говорят о необходимости со стороны человека свободных усилий к усвоению и возгреванию спасительной благодати.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sekta-pa...

Триодь Цветная. M., 1992. Л. 130–136. 946 Установился также обычай совершать поминальные моления в субботу перед Сырной седмицей и в субботу первой седмицы Вели кого поста, когда Церковь воспоминает чудо, совершенное с коливом святым великомучеником Феодором Тироном († 420). Разные поместные Православные Церкви совершают общие панихиды и в другие дни. Например, Русская Православная Церковь совершает две общих панихиды по православным воинам, павшим за веру и отечество. Одна совершается 29 августа (память усекновения честной главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна), а другая — в субботу перед 26 октября (праздник святого великомученика Димитрия Солунского, Мироточивого) [с 1996 года установлен еще один такой день — 26 апр./9 мая. — Ред.]. 947 См.: Постановления апостольские. Кн. 8. Гл. 44//ΒΕΠΕΣ. Т. 2. 169 (19–21). 948 На Руси, как правило, — сладкий рис с изюмом. (Ред.) 949 Свт. Симеон Солунский. Указ. соч. 950 Преп. Иоанн Дамаскин. О в вере усопших 15, 19//PG. 95, 261 В, 265 С. 951 Там же, 265 С, 261 С. 952 Свт. Кирилл Иерусалимский. Поучения огласительные и тайноводственные. Поучение 5. Ст. 9. M.: Синод, б–ка, 1991. С. 336. 953 Свт. Иоанн Златоуст. На Посл. к Филиппийцам беседа 3, 4//PG. 62. 204. 954 Он же. Сл. 45. О еже не плакати горько…//PG. 63, 892. 955 Свт. Симеон Солунский. Указ. соч. 956 П. Ν. Τρεμπελα. Δογματικ της ρθοδξου Καθολικς Εκκλησας. θηναι, 1961. Τ. 3. Σ. 410–411. Согласно св. Дионисию Ареопагиту, святая Евхаристия приносится за «достойных священных молитв […], от немощи человеческой нечистоты приносимых» (О церковной иерархии. Гл. 7. Ст. 6–7//СПб., 1855. С. 226–231). 957 Свт. Климент Римский. К Коринфянам послание II. Гл. 8//Ранние отцы Церкви. Брюссель. 1988. С. 89–90. 958 Свт. Василий Великий. Нравственные правила. Правило 1. Гл. 2//Творения. М., 1993. Ч. 3. С. 359. 959 Свт. Григорий Богослов. Слово 16, в присутствии безмолвствующего отца//Творения. ТСЛ, 1993. С. 236. 960 Свт. Иоанн Златоуст. О Лазаре. Сл. 2. Ст. 3//PG. 48, 985. См.: На Еванг. от Матфея беседа 36, 3//PG. 57, 416; На Пс. 9, 4//PG. 55, 127; На Посл. к Филиппийцам беседа 3, 4//PG. 62, 203. 961

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

б. Сведущий в еврейском свящ. языке, Иероним заметил, что словом alma означается не вообще только дева, как bethula, но именно сокровенная, юная и цветущая возрастом дева; притом блажен. Иероним уверяет, что и на финикийском языке (lingua punica) слову alma усвояется значение девы в строгом смысле 86 . в. И в других шести местах ветхозаветного Писания слово alma употреблено также в значении девы, именно. Быт.24:43 . Исх.2:8 . Пс.67:26 . Песн. Песн.1, 2 . и 6, 7. Притч.30:19 . г. Значение девы в строгом смысле соединять с словом alma у Пророка необходимо по самому значению и цели пророчества. Пророк возвещает царю и народу о величайшем знамении, какое дарует им Бог: но если раждающая не дева в собственном смысле, то какое было бы знамение? Если образ рождения младенца обыкновенный, то не было бы и чуда 87 . 2. В повествовании Евангелиста Луки о благовещении, Благовестием Архангела о зачатии и рождении Сына Вышняго (гл.1, ст 28–33.) Мария смутилась, поскольку любила и хранила девство, и изрекла Свое опасение: како будет сие, идеже мужа не знаю (ст. 34.)? В ответе Архангела открывается Ей та высочайшая тайна, что и зачатие, и рождение Ею будет девственное, сверхъестественное: Дух Святый найдет на Тя, и сила Вышняго осенит Тя: темже и Рождаемое свято, наречется Сын Божий (ст. 35.). Очевидна отсюда, хотя и непостижима, та истина, что Дева Мария и в зачатии, и в рождении пребывает девою. 3. В словах Ангела к хранителю девства Марии, Иосифу: не убойся прияти Мариам жены твоея: Рождшеебося в Ней от Духа есть Свята ( Мф.1:19 и 20.). Слова: рождшееся в Ней от Духа есть Свята, – представляют совершенное и высокое выражение девства прежде рождества и в рождестве, и сильнейшее отрицание всякой мысли с сим несогласной. Наименование жены Ангел употребляет применительно к обыкновенному словоупотреблению, как говорят об обрученной: но что говорит о жене только мнимой, в том устраняет всякое сомнение словами: Рождшееся в Ней от Духа есть Свята. 4. В повествовании Евангелиста Матфея о рождестве Иисус-Христове. Определенное и решительное указание на то, что зачатие Марии было девственное, находим в словах: прежде даже не снитися има, обретеся имуща во чреве от Духа Свята (гл.1, ст.18.). Находим указание и на то, что самое рождение Девы было иеискусомужное, в словах: и Иосиф жену свою, и не знаяше ея, дондеже роди Сына своего первенца (ст. 25.)

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

Ср.: Пс. 6:3 и Лествица 15, 80. 670 Нил Сорский. Послание 1. 671 Ср.: Пс. 16:11; 31:7. 672 Пс. 70:12 и далее. 673 Пс. 34:1. 674 Ср.: Пс. 117:14—16. 675 Пс. 6:3. 676 Нил Сорский. Послание 2. 677 Оригинальный славянский текст см. в: Сочинения святаго Димитрия, митрополита Ростовскаго. Часть I. Киев, 1895. С. 144—154. Русский пер. см. в: О молитве Иисусовой. Сортавала, 1936. С. 6—14. 678 Мф. 6:6. 679 Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Матфея, гл. 6. 680 Димитрий Ростовский. О молитве человека, уединившегося в клети сердца своего, поучаясь и молясь тайно, гл. I (Цит. по: О молитве Иисусовой. С. 6—8). 681 Там же, гл. II (С. 10). 682 1 Фес. 5:17. 683 1 Кор. 14:19. 684 Кол. 3:17. 685 Димитрий Ростовский. О молитве человека, уединившегося в клети сердца своего, поучаясь и молясь тайно, гл. IV (С. 13—14). 686 Лк. 1:38. 687 Мф. 1:21. 688 Деян. 4:11–12. 689 Пс. 50:8. 690 Мал. 4:2 691 Песн. 1:2. 692 Фил. 2:11. 693 Ср.: Иак. 2:19. 694 Ср.: Ин. 1:9. 695 Фил. 2:10. 696 Иоанн Синайский. Лествица 21, 7. 697 Ср.: Рим. 10:10. 698 1 Кор. 2:2. 699 Св. Димитрий имеет в виду 64–е письмо блаженного Иеронима, посвященное изъяснению смысла одежд первосвященника (Epistula LXIV, ad Fabiolam, De veste sacerdotali 17; PL 22, 617=Творения блаженного Иеронима Стридонского. Ч. 2. Изд. 2–е. Киев, 1884. С. 182). В этом письме, толкуя упоминания о золотой дощечке с надписью «святыня Господня», крепившейся на кидаре первосвященника (Исх. 28:36— 38; 39:30—31; Лев. 8:9 по Вульгате), Иероним утверждает, что на дощечке была начертана священная тетраграмма, обозначающая имя Божие: «Восьмая [одежда] — золотая дощечка, то есть, sis zaab, на которой написано имя Божие четырьмя еврейскими буквами — jod, he, vav, he, называемое у них неизреченным» (Octava estlamina aurea, id est, " sis zaab " , in qua scriptum est nomen Dei Hebraicis quatuor litteris JOD, HE, VAV, HE, quod apud illos ineffabile nuncupatur). Далее в том же письме (ст. 18) упоминается золотая дощечка, лежащая на челе первосвященника, и написанное на ней имя Божие (auri lamina quae in fronte pontificus est, inscriptumque nomen Dei). 700

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=866...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010